Актер-еврей Джесси Айзенберг возвращает себе польское гражданство
В последние годы, похоже, становится все больше евреев, стремящихся вернуть себе гражданство из мест, откуда их предки были изгнаны или бежали, пишет журналистка «Hey Alma» Эвелин Фрик.
К 2022 году около 262000 человек подали заявки на натурализацию в соответствии с принятым в Португалии в 2015 году законом о праве на возвращение евреев-сефардов. Германия в 2020 и 2021 годах обновила свои иммиграционные законы, упростив жертвам нацизма возможность восстановить свое гражданство с тем же эффектом. «Haaretz» сообщила о всплеске заявлений от израильтян немецкого происхождения в 2023 году.
Теперь актер-еврей Джесси Айзенберг делает то же самое. В недавнем интервью польскому изданию «Głos Wielkopolski» актер «Социальной сети» рассказал, что находится на завершающей стадии получения польского гражданства.
Семья Айзенберга родом из Красныстава, а семья его жены — из Лодзи. «Когда я рос, я слышал истории об отношениях поляков с моей еврейской семьей, и все эти истории были замечательными: мы были лучшими друзьями с поляками. Моя семья до войны жила в Красныставе, один человек пережил войну и переехал в Щецин», — пояснил Айзенберг, начавший процесс подачи заявления девять месяцев назад. «К сожалению, она скончалась от Covid-19, так что это произошло совсем недавно».
Восстановление Айзенбергом польского гражданства своей еврейской семьи происходит всего за несколько месяцев до выхода его нового фильма «Настоящая боль». Фильм, автором сценария и режиссером которого является Айзенберг, рассказывает о драме и веселье двух двоюродных братьев, путешествующих по Польше, чтобы почтить память своей покойной бабушки, пережившей Холокост.
Фильм с Кираном Калкиным в главной роли и Айзенбергом был снят, согласно «Variety», «во всех местах, откуда родом семья Айзенберга». Помимо Красныстава, сюда входили Варшава, Люблин, Красник и Радом. «Пока я работал здесь, я встретил некоторых людей, которые работали на должностях, связанных с правительством. Я сказал им: «Мне бы хотелось улучшить отношения между евреями и поляками», — рассказал Айзенберг, возможно, имея в виду проблему антисемитизма в Польше. «Мне очень жаль, что они не очень хороши. Мне бы очень хотелось это сделать. Моя семья отсюда, семья моей жены отсюда. Есть ли способ подать заявление на получение польского гражданства?»
Когда польский интервьюер спросил, что Айзенбергу больше всего нравилось в этой стране, он снова сослался на тот факт, что его семья жила там на протяжении «поколений, столетий». «Это заставляет меня чувствовать связь с чем-то. В Америке все новички, за исключением людей, которые были там первыми, коренных американцев», — объяснил Айзенберг. Он добавил: «Польша дала мне почувствовать реальную связь с чем-то исторически большим, чем я сам».