600 лет вражды: конверсо хотят вернуться в общину, евреи покидают Пальма-де-Майорку
“Мы ходили в церковь каждое воскресенье, но дома всю неделю горела свеча. Это была свеча для Святого шабата”, – рассказал Пинхас из семьи Пинья, происходящий от евреев из Пальма-де-Майорки, которые были вынуждены принять христианство во время инквизиции 600 лет назад, пишет журналистка “Ynet” Тали Фаркаш.
Когда исследователь небольших еврейских общин Айелет Мамо Шей спросила его, как он открыл для себя иудаизм. Он уверенно ответил, что всегда знал о нем. Его бабушка часто кричала на них за то, что они смешивают мясо с молоком, и даже использовала специальный нож, чтобы особым образом разделывать цыплят. Пинья рассказывает нам, что он сам режет цыплят таким же “специальным ножом”.
В настоящее время в испанском курортном городе проживает 50 семей. Внутри этой крошечной общины возникли внутренние конфликты между теми, чьи предки сопротивлялись обращению в христианство, и конверсо, которые теперь решили вернуться в иудаизм. После столетий насильственных обращений, уменьшавших численность общины, эти внутренние конфликты в настоящее время ставят под угрозу её дальнейшее существование.
Пальма-де-Майорка, столица Балеарских островов в Испании, может похвастаться богатой еврейской историей, изобилующей потрясениями. Некоторые утверждают, что евреи прибыли туда еще до разрушения второго храма в 70 году н. э. Среди уроженцев острова – знаменитый Симеон бен Земах Дуран, 1391-1444 (известный как Рашбац), который считается одним из величайших раввинов Алжира. История общины начинается и становится интересной (а некоторые говорят, мрачной) во времена инквизиции и изгнания евреев из Испании в 1492 году.
В 1435 году, четырехтысячная еврейская община острова была вынуждена принять христианство. С тех пор на острове официально не было еврейской общины. Синагоги были превращены в церкви, а кресты украшали дверные проемы некогда еврейского квартала. Все конверсо (обращенные), уличенные в соблюдении еврейских законов и заповедей, были изгнаны.
Айелет Мамо Шей – деловая женщина, журналистка и профессиональный исследователь небольших еврейских общин по всему миру – изучала историю еврейской общины Майорки и часто посещает остров. Она объясняет, что 15 семей классифицируются как “чуэтас” – уничижительный термин, используемый для обозначения семей, принявших христианство и фактически подвергшихся остракизму со стороны местной христианской общины.
“Любой, у кого были фамилии Агило, Боннин, Кортес, Фортеса, Фустер, Марти, Миро, Пико, Пинья/Пинья, Помар, Сегура, Таронги, Валенти, Валериола или Вальс, был приговорен к жизни в лишениях и социальной и экономической изоляции. Хотя они не могли жить как евреи, они оказались исключенными из христианской общины и вступали в брак только между собой”, – говорит Мамо Шей.
Еврейская жизнь тайно продолжалась
Архитектура острова свидетельствует о потайных проходах от семейных домов к церквям, которые раньше были синагогами. Здания выдают различные выдающиеся черты; странные обычаи, связанные с зажиганием свечей, постом в дни, которые не соответствуют католическому календарю, а также ритуалы и обычаи, связанные с приемом пищи и приготовлением пищи.
Потомки этих семей рассказали об этих воспоминаниях Мамо Шей, которая также является председателем Гибралтарско-Израильской торговой палаты. Об этих фактах узнали потомки этих семей, у которых она взяла интервью в рамках своего исследования.
Мамо Шей заявила, что проблема возвращенцев – конверсос широко известна среди местных общин. “У нас была замечательная еда, приготовленная для нас бывшим шеф-поваром короля Испании, который происходит из семьи конверсо. Он рассказал мне, что оставил престижную должность, потому что хотел вернуться к своим еврейским корням. Он заявил: “Я чувствую себя ужасно, готовя свинину”. Он также рассказал мне о тайных ритуалах, практикуемых его семьей, включая погружение в воду и отделение молока от мяса”.
Евреи возвращались на Майорку в течение последних нескольких столетий. В течение многих лет еврейская община действовала отдельно от общины чуэтас, которые теперь возвращают себе это название. Еще семь лет назад еврейская община Майорки насчитывала 100 евреев и 30 вернувшихся, вооруженных многовековыми генеалогическими записями с подробным описанием рождений, смертей и браков из местных католических церквей, подтверждающими их еврейские корни.
Человек, который вернул их к иудаизму, – раввин Ниссан Бен Авраам, уроженец Майорки, потомок семьи конверсо Агило, который “вернулся” самостоятельно. Раввин Бен Авраам подчеркивает, что он тоже всегда знал о своих еврейских корнях.
“Наиболее ярко это проявилось в избиении в школе в 1970-х годах, во время правления Франко. В течение 500 лет, прошедших с момента изгнания евреев из Испании и насильственного обращения в христианство, все религии, кроме католицизма, были официально запрещены. В 1970–х годах начали разрешаться другие религии, но даже это было в неофициальном качестве. Будучи подростком, я с удивлением обнаружил еврейскую общину. Это была реформистская община евреев из Англии. Они сняли комнату в отеле, которую использовали как синагогу. Я начал посещать еженедельные службы и играть там в бридж. Это было 50 лет назад”, – рассказал Бен Авраам.
В 1977 году, в возрасте 17 лет, он совершил алию. Поскольку его еврейское происхождение было только по отцовской линии, он прошел строгий ортодоксальный гиюр под наблюдением тогдашнего главного раввина Шломо Горена. “Тогда процесс гиюра в Израиле был намного проще. Сегодня это было бы невозможно. Я встретил главного раввина, который спросил меня, откуда я родом. Я сказал ему, что я из Испании. Он спросил меня, откуда конкретно из Испании. Когда я сказал ему о Майорке, он сразу же сказал: “Ах, ты чуэта!”. Это был рабби Горен. Он был хорошо осведомлен об истории еврейского народа. Мой “день рождения как еврея – 10 июля, день, когда я начал этот процесс”.
Это был долгий процесс, прежде чем раввин Бен Авраам стал раввином Майорки. “Около 19 лет назад ко мне обратилась организация под названием “Амишав”, возглавляемая раввином Элиягу Авихаилом, который искал “потерянных евреев” со всего мира. Они сказали мне, что в Испании есть конверсо которые хотят вернуться к иудаизму. Я был удивлен. Я там вырос. Там нет никаких евреев. Мне сказали, что я ошибся и что было больше евреев, которые тайно сохраняли свою религию.
“Мы отправились в Испанию, и я обнаружил, что все больше людей на Майорке, а также в Гренаде, Кордове и Барселоне заинтересованы в возвращении к своим корням. Мы установили контакт с группой на Майорке, которая хотела вернуться к иудаизму, и я начал посещать эти общины.
Год назад община Майорки пригласила его стать раввином их общины. “Сейчас я две недели здесь, в Израиле, две недели на Майорке. Я женат, у меня есть дети и внуки. Моя мать, братья и сестры, которые официально не являются евреями, живут на Майорке”.
Он говорит, что в некоторых случаях люди были отделены от иудаизма на протяжении 600 лет. “Беспорядки 1391 года в Испании привели к исчезновению целых общин, таких как Севилья и Гренада. На Майорке 300 человек были убиты, а еще 700 были вынуждены принять христианство”.
Семьи не полностью ассимилировались, и еврейские символы не исчезли полностью. “Преимущество Майорки в том, что она является островом. Он закрыт. Свободы передвижения не было, поэтому община держалась особняком в плане браков, и они продолжали жить в еврейском квартале”.
Раввин Бен Авраам объясняет, что доказать еврейское происхождение – нелегкая задача для потомков конверсо. “Регистрация рождений и смертей началась только в 1550 году, так что у нас есть разрыв с 1490 по 1550 год. Очень трудно проверить, что произошло в те годы. Но, если они найдут кого-то с вашей фамилией, который много лет спустя был казнен инквизицией за то, что он еврей, то это докажет вашу связь”.
По его оценкам, “есть около 1000 человек, которые являются галахическими евреями, но очень немногие на самом деле возвращаются. Сейчас мы организуем группу, которая не намерена совершать алию, дела которых будут рассмотрены бет-дином – раввинским судом иудаизма. Хорошо, что они официально переходят в другую веру. Чуэтас вступали в брак между собой до Второй мировой войны, когда снижение антисемитизма вкупе с ассимиляцией заставили общину открыться. Еврейское происхождение на данном этапе проследить сложнее”.
Чуэтас, подвергавшиеся различным формам угнетения на Майорке, начали эмигрировать, что вызвало споры относительно их иудаизма. В Израиле раввин Ниссим Карелиц официально обратился к этому вопросу. “Я был в комнате, когда это произошло”, – говорит раввин Бен Авраам. “Он ответил утвердительно, когда его спросили, были ли чуэтас евреями. Его спросили, могут ли они быть включены в миньян, и он сказал: “Да, они евреи”. Его спросили, нужен ли им строгий гиюр, и он ответил, что в этом нет необходимости, но, возможно, до вступления в брак. Проблема в том, что Главный раввинат Израиля отказывается принять эту позицию”.
В Золотой век до инквизиции на Майорке функционировали четыре синагоги. Все они были преобразованы в церкви. Сегодня на острове действует только одна синагога – “Бенджамин Клин”, названная в честь прихожанина из Великобритании. Раввин Бен Авраам объясняет, что Клин пережил Холокост и был женат на йеменке из тель-авивского района Хатиква. В синагоге используется сефардский нусах (молитвенные обряды)
Нынешняя община Майорки состоит в основном из евреев из Северной Африки и Южной Америки. Мамо Шей рассказала, что в 2015 году она определила общину как находящуюся на грани исчезновения. “Я праздновала там Рош а-Шана семь лет назад. Там было много евреев, в основном очень пожилых. Они устроили общинную праздничную трапезу со всеми еврейскими символами. Там было 93 человека – 90 взрослых и трое моих детей. Когда я увидел, что там нет детей, я понял, что община живет взаймы”.
Мамо Шей говорит, что молодежь общины уезжает, чтобы воспользоваться учебными и профессиональными возможностями, и не возвращается. Но это лишь одна из причин продолжающегося упадка общины. “Проблема конверсо сложна, потому что на протяжении многих лет их не принимались во внимание. Это породило много конфликтов, напряженности и враждебности. Конверсо страдали, когда были евреями. Их заставили стать христианами и вести двойную жизнь, а когда они захотели вернуться, их не приняли”.
“Многовековая напряженность между конверсос и евреями проникла в сегодняшнюю общину, заставив некоторых членов общины покинуть ее. Новый президент общины – конверсо”.
Мамо Шей рассказывает нам, что бывший президент общины Авраам Бен Шилон говорит, что напряженность между группами привела к “неизбежному взрыву, и конверсо получат контроль над синагогой”. За последние три года эти две группы были полностью разобщены.
Почему новые евреи не присоединяются к общине, чтобы укрепить ее?
“Это загадка. Во время пандемии Covid-19 дети членов общины вернулись домой, но, когда все уладилось, все они снова уехали. Мне жаль говорить, что нет молодого руководства, которое способствовало бы дальнейшему существованию сообщества. Очень печально видеть сообщество, которое не может выжить”.
По словам раввина Бен Авраама, община очень мала. “Менее 10 из 50 членов общины – это конверсо, которые уже прошли гиюр. Есть и другие, которые находятся в процессе обращения, которые ждут, когда их выслушает бет – дин. Один из них не нуждается в гиюре. Она просто хочет признания своего еврейского статуса, что является чрезвычайно сложным процессом”.
Раввин Бен Авраам согласен с тем, что этих людей отвергали на том основании, что они являлись конверсо. “Что я могу вам сказать? Это истощило общину. Некоторые люди, которые выступают против конверсо, просто ушли и не хотят быть частью общины. На Майорке очень богатая местная культура. Потомки конверсо с Майорки начали прибывать на остров, и это вызвало Третью мировую войну. Они чувствуют себя майоркцами, и у них есть четко узнаваемая культура, но это не было принято в общине, я думаю, это позор”.
Возможно, израильтяне, живущие на острове, смогли бы вдохнуть новую жизнь в стареющую общину. Бен Авраам говорит, что на острове проживает около 50 семей израильтян, которые формально не являются частью общины. “Это тоже позор. Израильтяне проводят мероприятия в синагоге – преподают иврит и проводят детские праздничные мероприятия на Пурим, Ту Би Шват и Хануку. Я бы хотел, чтобы они были более вовлечены”.
Мамо Шей говорит, что некоторые евреи Майорки, решившие бойкотировать общину, в этом году будут отмечать праздники в других местах. И вот, спустя почти 600 лет после насильственного обращения в христианство в Пальма-де-Майорке, в этой крошечной древней общине продолжают кипеть страсти.