21 июля еврейская община проведёт траурный пост в честь событий, связанных с разрушением Иерусалимского Храма
В память о разрушении Иерусалимского Храма установлен особый траурный период длинной в три недели, называемый «Бейн аМецарим» – «меж теснин». Он начинается дневным постом 17 Тамуза и завершается суточным постом 9 Ава.
Вечером 19 июля наступает 17 Тамуза, дата по еврейскому календарю, связанная со многими бедствиями еврейского народа, но в контексте истории разрушения Храма выделяется эпизод, гласящий о проломе городской стены Иерусалима. Из-за того, что дата выпадает на Субботу – Шабат, в который запрещено поститься, то пост переносится на следующий день. Таким образом, евреи не пьют и не едят в воскресенье 21 июля с 00:35 (восхода солнца) до 21:47 (выхода первых звезд). От поста освобождены дети, больные, беременные и кормящие женщины. Три недели между 17 Тамузом и 9 Ава соблюдается ряд ограничений.
Все эти дни не играют свадьбы, не слушают живую музыку, не стригутся и не бреются, не принято совершать особо ценные покупки, затевать строительство, пробовать плоды нового урожая. С наступлением месяца Ав появляется еще больше запретов: не пьют вино и не едят мясо (разрешено в шабат), не сажают новые деревья, не стирают и не гладят одежду.
Первый Иерусалимский храм, построенный Царем Шломо (Соломоном), был разрушен царем Невухаднеццаром (Навуходоносором II) в 586 го до н.э., а жители страны были угнаны в Вавилонское царство. После завоевания персидским царем Киром Вавилонии евреям было разрешено вернуться в Иерусалим. После чего на прежнем месте началось строительство Второго Храма. В 70 г. н.э. римским императором Титом был разрушен Второй Храм, что ознаменовало начало эпохи изгнания еврейского народа.
Главный раввин России Берл Лазар отметил: «В день поста мы воздерживаемся от пищи, чтобы сосредоточиться на размышлениях о том, как потеря связи с Б-гом неизбежно приводит к тому, что мы лишаемся Его защиты, и на нас обрушиваются различные беды. Это также день молитвы: мы обещаем Создателю исполнять Его волю, следовать Его закону и заповедям, и просим Его о восстановлении Храма». В свою очередь президент Федерации еврейских общин России, раввин Александр Борода сказал: «В эти скорбные и траурные дни от нас требуется полное эмоциональное включение. Это тяжелая духовная задача, которая, кажется в ритме современной жизни, практически не осуществимой. Тем не менее, установленные мудрецами ограничения и даже их машинальное исполнение помогают нам почувствовать личную сопричастность тем событиям, ощутить их значимость и степень влияния на нас сегодняшних. В псалмах Царя Давида написано, что в будущем все народы придут в Храм славить Б-га. Всеобщее признание единого Творца, а значит и признание его воли, установит среди людей мир, порядок и гармонию, взаимную любовь и уважение. Будет создано общество, в котором все мы мечтаем жить».
В день 17 тамуза произошло пять таких событий, в том числе два, негативное влияние которых ощущалось на протяжении жизни многих поколений. Первое из них – когда Моше спустился с горы Синай, он увидел, что евреи поклоняются идолу («золотому тельцу») и в гневе разбил священные скрижали с Десятью заповедями, полученные от Г-спода. Тогда Б-г сказал, что всегда будет помнить об этом отступничестве, и каждое наказание за будущие грехи станет более тяжелым, поскольку будет включать в себя и кару за этот грех. А вторая трагедия – разрушение стен Иерусалима римскими войсками, после чего для евреев началась пора изгнания, «галут».