Новости

120 коммандос в глубине Сирии: ЦАХАЛ рассказал о дерзком рейде на иранский ракетный завод

3 января, 15:00 Израиль, Иран, Сирия
Поделиться

2 января ВВС Израиля раскрыли подробности одной из своих самых дерзких и сложных операций коммандос, в ходе которой 120 бойцов подразделений специального назначения в сентябре совершили рейд и уничтожили подземный иранский завод по производству ракет в глубине Сирии, пишет журналист «The Times of Israel» Эмануэль Фабиан.

В то время режим Башара Асада все еще был у власти в Сирии, а Израиль еще не начал свою разрушительную кампанию против «Хезболлы» в Ливане.

Некоторые детали операции 8 сентября, ранее сообщенные зарубежными СМИ, включая название рейда, теперь считаются неверными или частично неверными.

Рейд, который в ЦАХАЛе окрестили Операцией «Разные пути», был направлен на уничтожение подземного объекта, используемого иранскими войсками для производства высокоточных ракет для «Хезболлы» в Ливане и для режима Асада в Сирии.

Объект, получивший от военных кодовое название «Глубинный пласт», был скрыт в горе в научно-исследовательском центре, известном как CERS или SSRC, в районе Масьяф в Сирии, к западу от Хамы. Объект находится более чем в 200 километрах к северу от израильской границы и примерно в 45 километрах от западного побережья Сирии.

ЦАХАЛ заявил, что объект был «флагманским проектом» Ирана в его усилиях по вооружению «Хезболлы».

Военные заявили, что рейд был успешно проведен элитным подразделением ВВС Израиля «Шальдаг» совместно с поисково-спасательным отрядом 669. В ходе операции не пострадал ни один солдат.

Раскрытие сведений о рейде произошло через несколько недель после падения режима Асада, который был тесно связан с Ираном. Асад позволил Ирану использовать Сирию для производства и поставки оружия «Хезболле». С тех пор иранские войска вывели из Сирии.

Иран начал планировать строительство завода в 2017 году после того, как израильский авиаудар в том же году по CERS вывел из строя производственный объект ракетных двигателей, который находился над землей.

Наземный производственный объект использовался для снабжения «Хезболлы» многими снарядами, которые она в конечном итоге запустила по Израилю, когда начала обстреливать север Израиля 8 октября 2023 года, на следующий день после вторжения ХАМАСа на юг страны.

Уничтожение этого объекта, а также другие удары ЦАХАЛа в Сирии, направленные на поставки оружия «Хезболле», заставили Иран пересмотреть свою стратегию, по словам военных, и создать новый подземный объект, который был бы защищен от израильских ударов.

Объект, который построил Иран, находился на глубине 70–130 метров под землей, и поэтому его практически невозможно было уничтожить с воздуха.

Строительство началось в конце 2017 года. ЦАХАЛ заявил, что у него были разведданные об объекте с момента начала строительства.

К 2021 году Иран завершил земляные и строительные работы и начал завозить оборудование для массового производства ракет. В последующие годы оборудование продолжало поставляться, а на производственной линии проводились испытания.

Объект был построен в форме подковы с одним входом на склоне горы для сырья и выходом поблизости для готовых ракет. Третий вход, смежный с этими двумя, использовался для логистики и доступа к офисам внутри объекта. Офисная часть также соединялась с производственным участком внутри.

Вдоль коридора-подковы располагалось не менее 16 помещений, в которых размещалась производственная линия для ракет, от планетарных смесителей для ракетного топлива до зала для сборки корпусов ракет и окраски.

Объект еще не был полностью готов, когда Израиль начал свою операцию против него, но, по словам военных, он находился на завершающей стадии. По крайней мере, две ракеты были успешно изготовлены в рамках испытаний, а ракетные двигатели уже производились серийно.

По оценкам ЦАХАЛа, объект мог использоваться для производства от 100 до 300 ракет в год, включая ракеты большой дальности с дальностью до 300 километров, высокоточные ракеты с дальностью до 130 километров и ракеты малой дальности с дальностью 40-70 километров.

По оценкам ЦАХАЛа, объект, расположенный относительно близко к границе с Ливаном, должен был заменить иранский метод перевозки ракет и деталей с собственной территории в Ливан через Сирию. Такие конвои неоднократно подвергались ударам со стороны ВВС Израиля на протяжении многих лет. Расстояние, которое оружие должно было пройти от нового объекта, чтобы достичь «Хезболлы», было бы намного короче.

Подготовка к удару

Общая идея рейда и уничтожения объекта начала обретать форму много лет назад, но только когда началась нынешняя многофронтовая война, высшие должностные лица начали рассматривать ее как серьезную возможность.

Подразделение ВВС Израиля «Шальдаг» было выбрано для этой роли из-за его возможностей и подготовки, а также потому, что ВВС Израиля посчитали, что будет эффективнее провести рейд, используя собственные спецподразделения, а не коммандос из сухопутных войск или ВМС.

За два месяца до проведения рейда члены «Шальдага» и «Подразделения 669» уже тренировались для операции, отрабатывая различные модели и сценарии, чтобы гарантировать, что если что-то пойдет не по плану, всегда будет резерв.

Обучение проводилось одновременно с кампанией против ХАМАСа в секторе Газа, и в то время, когда ВВС Израиля наносили удары по Ливану и защищались от ежедневных залпов ракет и беспилотников со стороны «Хезболлы» и других поддерживаемых Ираном ополченцев.

Само обучение ВВС Израиля считали чем-то вроде высокого риска, поскольку оно отнимало много внимания и ресурсов во время войны, и если бы рейд не был проведен, это было бы пустой тратой времени.

В преддверии операции были удвоены усилия разведки, чтобы спланировать, где именно высадятся солдаты, как они войдут на объект и уничтожат его, как будет выглядеть план объекта и с какими угрозами они могут столкнуться, включая сирийские системы ПВО и наземные войска.

Наконец, необходимо было определить время проведения операции. 8 сентября было выбрано по множеству причин, среди которых были ясные погодные условия для вертолетов ВВС Израиля, перевозящих войска.

Хронология рейда

Вечером 8 сентября 100 членов «Шальдага» и еще 20 членов «Отряда 669» сели на четыре тяжелых транспортных вертолета CH-53 «Ясур» и вылетели с авиабазы ​​в Израиле в Сирию.

К ним присоединились еще два ударных вертолета для обеспечения непосредственной авиационной поддержки, 21 истребитель, пять беспилотников и 14 самолетов-шпионов и другие самолеты. Еще 30 самолетов остались в Израиле в режиме ожидания на случай, если что-то пойдет не по плану.

Шесть вертолетов пролетели над Средиземным морем далеко от побережья Ливана, прежде чем пересечь границу Сирии над ее береговой линией. Вертолеты летели необычно низко, чтобы избежать сирийских радаров и систем ПВО.

В то время, по данным ЦАХАЛа, в районе Масьяфа была вторая по величине концентрация ПВО в Сирии, уступая только Дамаску, с десятками радаров и систем обороны, которые могли обнаруживать и поражать израильские самолеты. Некоторые из этих радаров были уничтожены в ходе предыдущих ударов ВВС Израиля в Сирии и не были восстановлены к 8 сентября.

Сложность рейда усугублялась тем, что на сирийском побережье сохраняли значительное военное присутствие российские войска с собственными системами ПВО.

Вертолетам потребовалось всего 18 минут, чтобы долететь от побережья до объекта. В то же время истребители ВВС Израиля и беспилотники вместе с ракетными катерами ВМС нанесли мощный удар по объекту CERS и нескольким другим объектам в Сирии. Удары были направлены как на то, чтобы скрыть приближение вертолетов, так и на то, чтобы заставить сирийских военных поверить, что это была обычная израильская атака, сотни которых были проведены за эти годы, в том числе в Масьяфе.

Некоторые из ударов той ночью были направлены на то, чтобы отвлечь сирийских солдат от CERS, хотя было обнаружено, что десятки их начали приближаться к объекту, когда начался рейд. Удары также наносились по дорогам и всем, кто пытался добраться до объекта.

Первый из вертолетов CH-53 «Ясур» приземлился недалеко от входа, высадив нескольких коммандос «Шальдага», в то время как еще два вертолета одновременно приземлились на другой позиции в районе с видом на научный центр. Четвертый вертолет ждал несколько минут, прежде чем приземлиться там, где приземлился первый, высадив дополнительных солдат.

Затем четыре вертолета улетели на другие позиции в этом районе, где они приземлились и ждали более двух часов, пока 100 бойцов коммандос выполнят свою миссию.

20 членов «Подразделения 669», все еще находившихся на борту вертолетов, должны были вступить в бой, если кто-либо из коммандос будет ранен. План состоял в том, чтобы оказать помощь раненым солдатам, но не уходить до конца миссии. Поэтому Подразделение 669 привезло с собой дополнительное медицинское оборудование, чтобы действовать как временный госпиталь в случае ранений.

На объекте первая группа коммандос начала охранять территорию, в то время как вторая группа продвигалась ко входу, ликвидировав двух охранников. Другая группа расположилась на близлежащем холме, откуда они запустили небольшой беспилотник, чтобы наблюдать за рейдом и уничтожать любого, кто приблизится к объекту.

Ночью сирийские солдаты запирали три входа на объект и охраняли периметр. ЦАХАЛ заявил, что на объекте было меньше охранников, чем было бы, если бы объект уже действовал, и внутри никого не было, когда проводился рейд.

Одной из главных задач коммандос было пройти через тяжелые двери у входа на подземный объект. По словам офицеров, которые участвовали в планировании и самой операции, это была непростая задача.

На 50-й минуте операции первой группе коммандос удалось прорваться через один из входов — тот, который использовался для логистики и доступа к офисам. Солдаты вошли на объект и добрались до двух производственных входов, открыв их с помощью вилочных погрузчиков, которые находились внутри объекта. ЦАХАЛ заранее знал, что на объекте есть такое оборудование, и отправил часть коммандос, участвовавших в рейде, для получения сертификата на погрузчик.

В то же время к входам прибыла еще одна группа коммандос, перевозившая взрывчатку. Солдаты привезли с собой квадроцикл в одном из вертолетов, чтобы иметь возможность быстро передвигаться по объекту и через него, чтобы заложить взрывчатку.

Затем около 50 коммандос двинулись вдоль производственной линии объекта, прикрепляя бомбы ко всему оборудованию, и особенно к трем планетарным смесителям. Остальные 50 ждали снаружи и продолжали очищать территорию.

В то же время истребители продолжали обстреливать окрестности, чтобы не допустить приближения десятков людей, обнаруженных на земле — по-видимому, сирийских солдат. Всего во время рейда самолеты ВВС Израиля использовали 49 бомб и ракет.

После того как коммандос загрузили всю взрывчатку — около 300 килограммов — в дистанционный детонатор, установленный у входа на объект, все 100 человек эвакуировались на исходную площадку высадки. Вертолеты прилетели со своих позиций ожидания, забрав солдат после двух с половиной часов на земле.

Когда они поднялись на борт, главный специалист по взрывчатым веществам «Шальдага» привел в действие бомбы — взрыв, мощность которого, по оценкам, была эквивалентна одной тонне взрывчатки, если учитывать взрывоопасные материалы внутри объекта.

Солдаты, участвовавшие в операции, заявили, что подземный взрыв был не только видимым, но и ощущался, как «мини-землетрясение».

Затем вертолеты улетели с объекта обратно в сторону моря, а затем в Израиль. Часть их оборудования, включая квадроцикл, была брошена.

По словам военных, сотни сирийских солдат добрались до CERS примерно через час после ухода коммандос, что подчеркивает нехватку времени для операции.

По оценкам ЦАХАЛа, за время всей операции погибло около 30 охранников и сирийских солдат. Сирийские СМИ в то время сообщали о 14 погибших и 43 раненых.

Солдаты также захватили на объекте некоторые разведывательные документы, которые, по словам военных, подтверждают их оценки того, что объект был близок к вводу в эксплуатацию.

ЦАХАЛ заявил, что в настоящее время подземный объект не используется, а Иран вывел свои войска из Сирии после падения режима Асада.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Выбор редакции