Новости

Пьеса израильского драматурга Иешуа Соболя “Гетто” будет поставлена на пекинской сцене в ноябре этого года.

“Гетто” – одна из самых известных работ Соболя, впервые пьеса была представлена на сцене в 1984 году, с тех пор она была поставлена более чем в более чем 25 странах мира на 20 с лишним языках.

Действие пьесы разворачивается в еврейском гетто на территории оккупированной нацистами Литвы во время Второй мировой войны. Она восхваляет величие и благородство человеческого духа перед лицом смерти, рассказывая историю о немецком офицере, еврейской певице, еврее-полицае и других обитателях гетто.

russian.news.cn

Поделиться
Отправить

В течение 1988 года у Юсуфа Лика были изнурительные мигрени и сенсорные нарушения, в которых врачи обвиняли химические вещества, с которыми он работал.

В возрасте 20 лет в тогдашней Югославии, Лика советовался с некоторыми из лучших медицинских экспертов страны, но никто не смог ему помочь, сославшись на необратимое накопление токсинов в его теле. «Мой мир распался: я слышал, что буду инвалидом», – сказал Лика, мусульманин албанского происхождения, руководящий музыкальной школой, которую он основал в своем родном городе Улцинь, расположенном на побережье недалеко от Черногория-Албанская граница.

Тогда друг посоветовал ему разместить в своей спальне кувшин с землей с того места, которое многие считают местом захоронения Саббатая Цви. Экстравагантный еврей, родившийся в Турции 17-го века, Цви рассматривался последователями как Мессия до его принудительного обращения в ислам, когда он стал известен среди евреев, как, возможно, второй самый известный лжемессия в истории.

Через две недели после того, как Лик последовал совету друга, он вылечился от болезни, как он рассказал JTA во время недавнего интервью в своем кабинете. «Я не суеверный человек, – сказала Лика. «Я не знаю, из-за этого ли я излечился, я просто говорю вам, что случилось». Какова бы ни была причина выздоровления Лики, она отражает трепетное отношение к Саббатаю  Цви некоторых мусульман в Черногории и за ее пределами.

Саббатай – одна из фигур в путанице обычаев, секретов и традиционных верований, принадлежащих к региональной идентичности, которая уходит корнями в мистику, терпимость и взаимообогащение различных религий.

Будучи по мнению многих евреев, просто исторической сноской, Саббатай Цви, тем не менее, «является для некоторых черногорцев и албанцев символом их самобытности, а также межконфессионального и межкультурного моста с Западом и иудаизмом», – говорит Элиэзер Папо, исследователь еврейской истории Балкан в Университете им. Бен-Гуриона в Негеве в Израиле. Так, для тайной шиитской секты «Бекташи» Саббатай Цви является «элементом, посредством которого можно выразить свой подлинный филосемитизм, чтобы «продать себя» на Западе и привлечь туристов в Улцинь и регион», – сказал Папо.

«Но я бы не сказал, что Цви является неотъемлемой частью религиозной самобытности региона. Место, которое Лика считает могилой Саббатая Цви, принадлежит семье Мани – клану бизнесменов со штаб-квартирой в центре Улциня. В тени оливковых и рожковых деревьев, гробница находится в закрытом внутреннем дворике, покой которого осмеливаются нарушить немногочисленные посетители. Лика остается снаружи, когда он показывает журналисту окно, через которое можно увидеть небольшой гроб, темный и покрытый коврами.

В еврейской истории Саббатай Цви – знаток еврейских текстов, чье неустойчивое поведение соответствовало симптомам биполярного расстройства личности – был значительной фигурой. К моменту его обращения в 1666 году он привлек внимание огромного количества людей по всей Европе. Он расколол сложившиеся общины, разделив раввинов и семьи в ожесточенной борьбе за будущее иудаизма.

Некоторые связывают духовный переворот «саббатианства» с развитием сильного мистического хасидского движения в 18 веке. Наследство Саббатая Цви оказало долгосрочное влияние на регион в целом, в том числе на турецких денме – общину крипто-евреев, которые на протяжении веков позиционировали себя как мусульман, но продолжали считать себя евреями, а Саббатая – своим пророком.

Сегодня в Турции существует только несколько семей,  описывающих себя как происходящих от денме, которые все еще являются предметом многих теорий заговора. Саббатай Цви умер в 1676 году в Улцине, куда он был сослан правителями Османской империи за то, что он продолжил практиковать некоторые элементы иудаизма после его принудительного обращения.

По словам Папо, эта межконфессиональная идентичность в последние десятилетия стала все более привлекательной для либеральных мусульман в регионе. В 2015 году Папо председательствовал на международной конференции о Саббатае Цви в Улцине. (Это был первый раз в современной истории города, когда в нем прошла конференция по иудаизму, хотя в соседнем городе Будва ежегодно проходит конференция Евроазиатского еврейского конгресса «Махарская конференция балканских еврейских общин».)

Баба Монди, духовный лидер секты «Бекташи» называет Саббатая Цви «дервишем» – персидским словом для глубоко верующего мусульманина (и, в некоторых редких случаях, для еврея), который аскетически посвятил свою жизнь служению Аллаху. «Он дервиш для евреев, и он дервиш для мусульман, и мост для контакта между нашими сестринскими религиями», добавил Баба Монди, который живет в Албании.

Он работает в мировом центре либеральной секты – великолепном куполообразном здании в Тиране с 12 арками и стенами нефритового цвета. Элементы традиции и веры Бекташи, возможно, сыграли свою роль в спасении сотен евреев во время Холокоста в Албании и Черногории – что было редким случаем народного неповиновения нацистской оккупации.

В то время как Саббатай Цви – известная и популярная фигура в Улцине, ведутся споры о том, где именно он похоронен. Многие местные жители считают, что останки Саббатая Цви находятся в гробнице, принадлежащей семье Мани, которую некоторые местные жители, включая Лику, считают евреями из-за их относительного богатства и имени, распространенного среди турецких евреев.

Альма Мани, двадцатилетняя женщина, была единственным членом семьи, которая согласилась поговорить с JTA. Опустив глаза, когда ее спросили о гробнице, она настояла, что могила внутри принадлежит не Саббатаю Цви, а «какому-то древнему предку». Она отказалась сказать что-нибудь о происхождении семьи или позировать для фотографии.

Папо, историк из университета Бен-Гуриона, также полагает, что Саббатай Цви не похоронен в гробнице. Последователи Саббатая Цви писали, что он не хотел, чтобы его похоронили на мусульманском кладбище. Но он не мог быть похоронен и на еврейском кладбище из-за его обращения в ислам, сказал Папо.

Приверженцы Саббатая Цви писали, что он похоронен «рядом с морем», в то время как могила на участке Мани находится в нескольких милях от пляжа. Исследование Папо привело его к альтернативному месту для могилы Саббатая Цви, недалеко от приморской крепости, где Саббатай прожил свои последние годы и где, вероятно, продолжал учебу. Башня крепости имеет рабочее помещение, которое археологи теперь используют для подготовки экспонатов с мест раскопок. Интересно, что в этом помещении есть две ниши, в одной из которых содержится изображение двух Звезд Давида, а другая украшена изображением змеи, спускающейся с дерева. В то время как звезды Давида обычно использовались в мусульманских орнаментах, рисунок змеи указывает на связь Саббатая Цви с этим местом.

«Это соответствует уникальной интерпретации Саббатаем истории Райского сада в Книге Бытия, сказал Папо. «Последователи Цви, которые стали мусульманами, полагали, что мессии суждено помочь нам перейти с дерева познания добра и зла на древо жизни», – сказал Папо. В иудаизме и раннем христианстве, добавил он, между змеей и концепцией мессии существуют прочные связи. Кроме того, последователи Саббатая Цви называли его «Илан» – словом, обозначающим дерево на иврите.

Вместе с тем эти элементы подкрепляют гипотезу о том, что изображение змеи является «самобытным символом Саббатая Цви», – сказал Папо. Такой же символ изображен на надгробных камнях последователей Цви в Стамбуле. Что касается захоронения Саббатая Цви, Папо локализует его на холме вблизи крепость. Символично для места упокоения человека, который олицетворяет понятие межконфессиональных влияний, холм находится между тем, что раньше было мечетью и церковью с христианским кладбищем, – говорит Папо.

timesofisrael.com

Поделиться
Отправить

Центр Симона Визенталя (SWC) заявил 21 февраля, что он рассматривает вопрос о выдаче консультативного предупреждения для путешествующих по поводу посещения Польши, в свете спорного нового закона, который запрещает упоминания о польском соучастии в Холокосте.

Недавно принятый закон вызвал ожесточенный конфликт с Израилем, где он рассматривается как попытка обелить действия некоторых поляков во время Второй мировой войны. Он вступает в силу 28 февраля. Перед утверждением, закон должен быть рассмотрен конституционным судом Польши, который может распорядиться о его изменении.

«Наша рекомендация призывает евреев ограничить свои путешествия в Польшу только посещением могил предков и лагерей эпохи Холокоста», – говорится в заявлении, опубликованном НПО, известном своей работой по привлечению нацистских преступников к ответственности. «Мы предприняли такие действия с большой неохотой. Мы не враги Польши. За последние четыре десятилетия наш центр привлек сотни еврейских и не еврейских лидеров для совершения десятков поездок”, – написали раввин Марвин Хир, декан и основатель центра Симона Вайзенталя и его заместитель Абрахам Купер.

Закон допускает тюремное заключение на срок до трех лет за обвинение польского народа в преступлениях, связанных с Холокостом. Законопроект частично является ответом на действия иностранных СМИ в последние годы, использовавших термины «польские лагеря смерти» для описания Аушвица и других лагерей нацистов. Это также делает незаконным «преднамеренное снижение ответственности истинных виновников этих преступлений» в отношении убийства около 100 000 поляков подразделениями Украинской повстанческой армии во время Второй  мировой войны.

«Мы боимся за Польшу, которая теперь увидела историю Холокоста, переделанную политическими силами, которые стремятся похоронить уродливое прошлое, включающее убийство евреев поляками во время Холокоста и сразу после Второй мировой войны», – заявляли Хир и Купер.

«Если спущенный с привязи антисемитизм не ослабеет, евреи неминуемо столкнутся с угрозами. SWC будет внимательно следить за ситуацией в ближайшие недели и месяцы и действовать соответственно», – говорится в заявлении. В попытке облегчить критику заместитель министра иностранных дел Польши Бартош Цихоцкий заявил 20 февраля, что правонарушителям не будет предъявлено никаких уголовных обвинений, но Польша может потребовать опровержения недостоверных заявлений. Правительство утверждает, что закон призван защищать доброе имя Польши и бороться с клеветой. В случае ложных обвинений Польша будет «реагировать, требовать разъяснений, но никакие средства судебного преследования не будут реализованы», – сказал Цихоцкий на TVN24.

timesofisrael.com

Поделиться
Отправить

20 февраля в исправительной колонии №6 в Рязанской области состоялось открытие молельной комнаты для иудеев.
В мероприятии приняли участие глава департамента Федерации еврейский общин России по взаимодействию с Вооруженными Силами, МЧС и правоохранительными учреждениями раввин Арон Гуревич, начальник УФСИН по Рязанской области В. Семенов, уполномоченный по правам человека региона Н. Епихина, представитель министерства Рязанской области по делам территорий и инфополитики И. Митрофанов, представитель центрального аппарата ФСИН России полковник С. Гуров и другие.

Открытие синагоги состоится в рамках подписанных в 2017 году между Федеральной службой исполнения наказаний Российской Федерации и ФЕОР соглашений о духовно-попечительской работе среди заключенных.

Говоря о событии, президент ФЕОР Александр Борода отметил: «С заключенными наша община работает уже почти 11 лет, и вот не так давно среди отбывающих наказание в колонии №6 недалеко от Рязани возникло желание усилить свою связь с еврейской общиной, и в УФСИН дали разрешение на открытие молельной комнаты. Мы очень рады, во-первых, положительному развитию наших взаимоотношений с ФСИН России в сфере духовно-попечительской работы в местах лишения свободы, а, во-вторых, очень рады тому, что люди, совершившие преступления, сами проявили такую добрую инициативу и готовы духовно меняться.

Благодаря поддержке общины и спонсоров были собраны средства на открытие молельной комнаты, осуществлен ремонт, закуплена необходимая мебель и религиозная литература. Заключенные будут приходить на молитву и изучение Торы. “Надеюсь, что синагога станет для них отдушиной в непростом тюремном быте, поможет заключенным воспрять духом и укрепить свою веру”, – сказал А.Борода

Мы рассчитываем, что уже в следующем месяце нам удастся организовать там полноценное празднование Песаха и рассказать заключенным о традиции и истории праздника».

Информационная справка:

Отдел ФЕОР по взаимодействию с Вооруженными Силами, МЧС и правоохранительными учреждениями, в рамках реализации соглашения между ФСИН и ФЕОР от 2010 г. продолжает свою работу по созданию условий для религиозной жизни осужденных-иудеев.

На сегодняшний день в России открыто 13 синагог в местах лишения свободы. Регулярно оказывается помощь евреям-заключенным: им направляются продуктовые посылки, предметы религиозного культа, книги, проходят встречи с раввинами, лекции и еврейские праздники. Также отделом ФЕОР регулярно даются юридические консультации заключенным и их семьям, оказывается содействие в трудоустройстве после выхода на свободу.

Поделиться
Отправить

Дочь французского раввина получила ожог после контакта с кислотой, попавшей в ее коляску. 14-месячная девочка пострадала от ожогов на спине и бедрах 19 февраля в городе Брон, недалеко от Лиона, сообщила газета Le Parisien 21 февраля.

Согласно статье, здоровью девочки ничего не угрожает. Кислоту поместили в коляску, которую бабушка ребенка оставила в общественном помещении внутри ее многоквартирного дома в ночь с 18 на 19 февраля. Бабушка бросилась с ребенком в больницу, заметив серьезное раздражение на коже ребенка после того, как она отправилась на прогулку с коляской, а затем положила девочку внутрь.

Полиция изучает возможный антисемитский мотив, сообщил источник в полиции Le Parisien. По данным газеты, коляска была взята полицией для экспертизы.

jta.org

Поделиться
Отправить

По словам археолога Еврейского университета д-ра Эйлат Мазар, рука самого пророка Исаии, возможно, создала отпечаток печати 8-го века до н.э., обнаруженный в слоях эпохи Первого Храма, рядом с Храмовой горой Иерусалима.

«Мы, похоже, обнаружили отпечаток от печати, которая, возможно, принадлежала пророку Исаии, на научных археологических раскопках», – заявила Мазар на этой неделе в пресс-релизе, в котором говорится о захватывающем открытии. Команда Мазар обнаружила миниатюрную буллу или отпечаток печати в ходе возобновленных раскопок в Офеле, расположенном у подножия южной стены Храмовой горы в Иерусалиме.

Открытие было обнародовано 21 февраля в статье «Это подпись пророка Исайи?» в рамках мартовско-июньского выпуска «Библейского археологического обзора» (BAR), посвященного недавно ушедшему в отставку главному редактору Хершелю Шэнксу. Однако овальная булла чуть повреждена. На ее читаемой части имеется надпись ивритскими буквами времен Первого храма, которые составляют имя «l’Yesha’yah[у]» (принадлежащая Исайе). На нижней строке есть частично сохранившееся слово «nvy», которое, предположительно, читается как “пророк”».

«Поскольку булла была слегка повреждена окончание слова nvy, неизвестно, закончилось ли оно первой буквой еврейского алфавита алеф, что дало бы результат в виде еврейского слова «пророк» и окончательно идентифицировало печать как подпись пророка Исайи», – сказала Мазар. В статье BAR Мазар оставляет возможности того, что надпись на булле Исайи не указывает на библейского пророка.

«Без алефа в конце, слово nvy, скорее всего, просто личное имя. Хотя оно не появляется в Библии, оно появляется на печатях и оттиске печати на ручке кувшина, находящихся в неидентифицированных частных коллекциях». «Однако имя Исайи читается ясно», – сказала она.

Самый известный из библейских пророков, Исайя, по мнению ученых, вел активную деятельность в конце VIII — начале VII века до н.э. Булла Исайи была обнаружена всего в пяти метрах от того места, где в 2015 году команда Мазар обнаружила неповрежденную буллу с надписью «Царя Иудеи Езекии». 12-й царь Иудейского Царства, Езекия, правил в 727- 698 г. до н. э., в период, когда северное Израильское царство было завоевано ассирийцами в 721 году до нашей эры.

На этой неделе Мазар объяснила в пресс-релизе, почему логично, что буллы Исайи и Езекии были обнаружены в такой непосредственной близости, – учитывая близкие отношения пророка Исайи и царя Езекии, описанные в Библии. «Если это так, то эта булла действительно принадлежит пророку Исайе», – сказала Мазар. Находка не была проверена экспертами, а некоторые уже начали критиковать гипотезу Мазар, отметив, что отсутствие алефа после nvy оставляет почву для сомнений.

«Критически важна буква “алеф”, которая необходима для подтверждения того, что второе слово является словом “пророк”. Но никакой алеф на этой булле не читается, подтверждения нет», – заявил National Geographic профессор семитских языков Кристофер Роллстон. «Предположение, что это печать пророка Исайи, блистательно, но это, конечно, не то, в чем мы можем быть уверены», – добавил он.

Хотя сама Мазар признает, что недостающий алеф – это проблема, она говорит, что открытие тем не менее важно. «Булла, которую мы нашли в раскопках Офела, – является ли она буллой пророка Исайи или нет, она остается  уникальным и фантастическим открытием», – писала Мазар в статье BAR.

«Нахождение этой буллы заставляет нас рассматривать личность и близость пророка Исаии как одного из ближайших советников царя Езекии – не только в отношении событий его времени, но и в оценке их видения и прогнозирования их влияния на будущие события», – пишет она.

Новый редактор «Библейского археологического обзора» доктор Роберт Каргилл сказал Times of Israel, что публикация захватывающей новой находки в его журнале «произошла в подходящее время». Когда Каргилл готовил двойной выпуск BAR в честь редактора-основателя Шэнкса, он обратился к Мазар, чтобы попросить ее внести свой вклад. «Она сказала, что выбор момента не может быть лучше», – отметил Каргилл. «Она позволила нам опубликовать его в качестве подарка Хершелю Шэнксу, чтобы поблагодарить его за поддержку археологии и Израиля», – сказал Каргилл.

Каргилл, преподаватель религиозных исследований в Университете Айовы, сказал, что он уважает «осторожное и ответственное отношение Мазар» к булле в статье BAR. «Она не спешит окончательно сказать, что нашла печать Исайи … В  статье она дает альтернативу», – говорит Каргилл, который называет себя «природным скептиком». «Но если вы спросите меня, что я думаю, я отвечу, что это она и есть. Вы видите первое археологическое свидетельство о пророке Исайе вне Библии», – сказал Каргилл. – «Это потрясающе».

timesofisrael.com

Поделиться
Отправить

Еврейские студенты в Австрии сорвали выступление министра Кабинета министров на венской конференции по антисемитизму из-за того, что в состав правительства входят политики из крайне правой «Партии свободы».

В среду студенты развернули баннер с надписью «Мистер Курц! Ваше правительство не кошерное!» во время речи министра образования Хайнца Фассмана.

Себастьян Курц, возглавляющий правоцентристскую Народную партию, был избран канцлером в октябре. Через два месяца его партия сформировала коалиционное правительство с Партией свободы, которая была создана бывшими нацистами в 1950-х годах.

Эта акция вызвала аплодисменты присутствовавших, собравшихся в аудиторию университета в Вене, чтобы услышать, как Фассман выступает на конференции Европейского еврейского конгресса «Конец антисемитизма» на этой неделе в австрийской столице.

Охранники вывели демонстрантов из зала. Их баннер украшал логотип ассоциации еврейских старшеклассников. Австрийские евреи бойкотировали Партию свободы, ссылаясь на ряд антисемитских и расистских инцидентов с участием ее членов и лидеров. Партия утверждает, что она нетерпима к проявлениям антисемитизма. В ноябре ее депутаты в парламенте демонстративно отказались встать во время минуты молчания в память жертв антисемитских погромов 1938 года в Австрии.

jta.org

Поделиться
Отправить

Билли Грэм, гигант американского евангелизма, который был прославлен евреями за его отстаивание Израиля в час нужды, а затем осужден, когда открылась неприятная правда, умер.

Грэм, в возрасте 99 лет, умер в своем доме в Монтрите, штат Северная Каролина, сообщили СМИ. Он был советником демократических и республиканских президентов, был предшественником протестантского телеевангелизма, который помог перестроить американские религиозные и политические ландшафты.

Его сын, Франклин, является одним из самых известных религиозных сторонников президента Дональда Трампа. Грэм был ранним и активным сторонником Израиля. Экскурсия по стране в 1960 году подняла авторитет Израиля среди американских евангелистов, посеяв семена сильной произраильской поддержки, которая до сих пор сохраняется в этом сообществе. В 1967 году он призвал израильских лидеров не уступать дипломатическому давлению, которое может поставить под угрозу безопасность страны; такие призывы, банальные сегодня, были необычными для того времени.

Он снял фильм «Его земля» об Израиле, который продолжает демонстрироваться среди произраильских евангелистов. Грэм также был защитником для евреев, преследуемых в бывшем Советском Союзе, и советовал своим евангельским братьям не обращать евреев. «Подобно тому, как иудаизм неодобрительно относится к прозелитизму, который является принудительным, так и я не стремлюсь обязывать людей, против их воли», – сказал Грэм делегации Американского еврейского комитета, которая встретилась с ним в 1973 году.

Он получил награды от организованной еврейской общины и был настолько любим, что в 1994 году, когда Х. Р. Халдеман, бывший высокопоставленный помощник президента Ричарда Никсона, обнародовал антисемитизм Грэма, выраженный в частных беседах с Никсоном, еврейская община отказалась брать в руки отчет Халдемана.

Однако магнитофонные записи из Библиотеки Никсона, опубликованные в 2002 году, подтвердили отчет Халдемана. «Многие евреи – мои великие друзья», – сказал Грэм Никсону в 1972 году. «Они роятся вокруг меня и дружелюбны ко мне. Потому что они знают, что я дружу с Израилем. Но они не знают, как я действительно отношусь к тому, что они делают с этой страной, и у меня нет власти и нет способа справиться с ними».

Грэм также сказал, что еврейская “удавка” в средствах массовой информации ” должна быть сломана, или эта страна уйдет в канализацию”. В 2002 году Грэм извинился за выпады, и лидеры еврейской общины приняли его извинения, но отношения не стали прежними. «Мы знали, что Никсон был антисемитом», –  Абрахам Фоксман, тогдашний директор Национальной антидиффамационной лиги, сказал JTA, в то время как Грэм – «парень, с которым всем нам было удобно … был настолько заражен этим ядовитым антисемитизмом»

«Раввин А. Джеймс Рудин, старший советник AJC, написал в своем заявлении от 21 февраля, что Грэм выразил сожаление в связи с его высказываниями по поводу евреев и иудаизма. «Он публично извинился перед ними и попросил прощения во время своего «Крестового похода» в Нью-Йорке в 2002 году», – писал Рудин. – «У меня был приватный разговор с ним, где он выражал глубокое личное раскаяние и просил меня передать искренние извинения всей еврейской общине».

jta.org

Поделиться
Отправить

В ФРГ новый скандал вокруг правопопулистской партии “Альтернатива для Германии”. Один из ее политиков высказался против общеевропейского проекта “Камни преткновения”.
“АдГ грубо и беззастенчиво пытается уничтожить то, что привнесли в немецкое общество люди, пережившие Освенцим”. Так во вторник, 20 февраля, в расположенном в Берлине Международном комитете Освенцима (IAK) отреагировали на последние высказывания одного из политиков правопопулистской партии “Альтернатива для Германии” (АдГ) Вольфганга Гедеона (Wolfgang Gedeon). И обратились к жителям Германии с призывом, который можно перевести так: на этот раз бороться с антисемитизмом надо уже “в зародыше”.

“Камни преткновения”

Возмущение представителей Комитета вызвали высказывания Гедеона, который помимо членства в АдГ является депутатом ландтага федеральной земли Баден-Вюртемберг, о так называемых “камнях преткновения” (“Stolpersteine”). Так в Германии называют небольшие квадратные кирпичи с латунными табличками, которые в 90-е годы в память жертв национал-социализма начал устанавливать немецкий художник Гунтер Демниг (Gunter Demnig).
Первый камень был установлен в 1994 году в Кельне, спустя 2 года “камни преткновения” появились в Берлине. Сегодня их в немецкой столице уже около 7000 – а всего в Европе таких памятных знаков уже больше 60 тысяч в 20 странах. В России похожая, но независимая от “камней преткновения” инициатива существует с 2014 года и носит название “Последний адрес” – только она призвана увековечить память жертв сталинских репрессий.

В Германии на латунных табличках пишут имя, фамилию, день депортации и гибели жертвы. Когда известно, добавляют место смерти. Камни укладываются в мостовую напротив домов, где в свое время жили те, кого преследовал нацистский режим, заставляя прохожих “спотыкаться” о них взглядом. Отсюда и происходит их немецкое название – глагол stolpern означает “спотыкаться”. Или, как образно говорится в документальном фильме о Гунтере Демниге, “спотыкаться сердцем”.

Письмо Гедеона

Именно “камни преткновения” и не понравились политику из АдГ. А конкретно – три камня, установку которых запланировал город Зинген, расположенный на самом юге Германии. Они увековечивают память Эрнста Тельмана, лидера немецких коммунистов в 30-х годах прошлого века, и членов его семьи. В письме городским властям Зингена Гедеон указывает на то, что Тельман был “ярым сталинистом”, и требует в целом положить конец практике установки “камней преткновения”. “Есть более уместные знаки памяти, которых в Германии предостаточно”, пишет политик, протестуя против, по его выражению, “навязывания культуры памяти”, переходящей в “диктатуру памяти”.
В ответ городские власти Зингена, признав, что политические представления Тельмана действительно не соответствуют идеалам современной демократической Германии, высказали свое несогласие с заявлениями Гедеона. Тельман, пишут они, расстрелянный в 1944 году в концлагере Бухенвальд, вне всякого сомнения, является жертвой национал-социализма, и потому установить памятный знак есть все основания.

Рост антисемитских выходок

Но далеко не все в Германии были столь дипломатичны в своей реакции. Так, отвечая Гедеону во вторник, министр юстиции ФРГ Хайко Мас (Heiko Maas) прямо заявил, что “чем громче вы требуете покончить с “камнями преткновения”, тем больше таких камней нам нужно. Вы учите нас, никогда не забывать о жертвах национал-социализма”. Решительность ответа объясняется среди прочего и тем, что в последнее время еврейские организации отмечают рост антисемитских выходок в Германии. Доставалось и “камням преткновения”: в ноябре 2017 года неизвестные выкорчевали из мостовой и украли 12 памятных знаков в Берлине. До того их несколько раз замазывали краской.

Некоторые региональные политики неоднократно позволяли себе антисемитские высказывания, в том числе на тему Холокоста. Примечательно часто это происходит с представителями АдГ, что дает повод экспертам в Германии обвинять эту правопопулистскую партию в недостаточном отмежевании от антисемитизма.

Что касается Вольфганга Гедеона, то за свои высказывания он даже внутри партии прослыл открытым антисемитом, что привело к исключению его из фракции АдГ в ландтаге, где он теперь является “отдельным “депутатом. Процесс исключения его из самой партии, однако, успехом не увенчался из-за “недостаточности доказательств”.

Представители “Альтернативы для Германии” 20 февраля поспешили подчеркнуть, что требование Гедеона прекратить акцию “Камень преткновения” является его личным мнением, а сама партия не имеет ничего против этих памятных знаков. Однако в немецких СМИ можно найти выступления и других членов АдГ – выступления, вызывающие возмущение в немецких политических и общественных кругах.

Так, в прошлом году представитель партии в одном из берлинских районов Штеффен Шрётер (Steffen Schröter), по информации издания Der Tagesspiegel, в ходе публичной дискуссии высказывался “неуважительно” и “дискредитировал крупнейший в Германии памятный знак” жертвам национал-социализма. Это были как раз “камни преткновения”.

m.dw.com

Поделиться
Отправить

21 февраля немецкий суд вынес приговор осужденному за убийства шведу, которого окрестили «Лазерменом» за использование лазерной винтовки для стрельбы по иммигрантам – за убийство еврейской женщины. Преступник был приговорён к пожизненному заключению.

64-летний Джон Аусоний уже получил пожизненный тюремный срок в Швеции за действия, совершенные в 1991-1992 годах, в ходе которых он убил иранского студента и ранил 10 других иммигрантов.

Осужденный был экстрадирован в Германию в конце 2016 года, чтобы предстать перед судом за еще одно убийство 68-летней еврейки и жертвы Холокоста Бланки Змигрод во Франкфурте в 1992 году. Змигрод родилась в Польше, пережила несколько нацистских концентрационных лагерей, включая Аушвиц, жила в Израиле, а затем переехала в Германию в 1960 году.

Однако следователи не установили, было ли преступление мотивировано антисемитизмом. Немецкие прокуроры говорят, что Аусоний был замечен спорящим с женщиной, гардеробщицей в гостиничном ресторане, за 36 часов до ее смерти, обвиняя ее в краже своего электронного устройства Casio. Они утверждают, что он убил ее возле ее дома и взял ее сумочку, полагая, что в ней было устройство, на котором он хранил номера своих иностранных банковских счетов.

Аусоний (Вольфганг Александр Заугг) родился в Швеции от немецкой матери и швейцарского отца, как сообщается, над ним издевались в школе, отвергали его иностранное происхождение, что развило в нем сильную ненависть к иммигрантам. Он окрасил свои темные волосы в более светлый оттенок и носил синие контактные линзы, чтобы выглядеть как «настоящий швед», сообщает Frankfurter Allgemeine Zeitung. Он получил шведское гражданство и дважды менял свое имя, став наконец, Аусонием в честь римского поэта.

Норвежский массовый убийца Андерс Беринг Брейвик, выступая на своем суде в Осло в связи с убийством 77 человек в 2011 году, упомянул «Лазермена» как фигуру, которая разделяла одни цели с ним. Аусоний, с диагнозом расстройство личности, работал на разных случайных работах, изучал химию, служил в армии, жил на улицах, разбогател, торгуя акциями и облигациями и опять стал бездомным. Демонстрируя модель антиобщественного поведения, он совершил ряд банковских ограблений. Его волна расистских нападений началась, когда он выстрелил в 27-летнего эритрейского студента в августе 1991 года, ранив его.

Аусоний позже убил 34-летнего иранца Джимми Ранджара выстрелом в голову и тяжело ранил еще девять жертв из разных стран, включая Бразилию, Грецию, Сирию и Зимбабве, в своей вакханалии стрельбы, которая продолжалась до января 1992 года. Немецкая полиция считает, что он совершил убийство в Франкфурте в феврале 1992 года — за несколько месяцев до того, как был арестован в июне в Стокгольме после очередного ограбления банка.

В 1995 году Аусоний был приговорен к пожизненному заключению в Швеции за серию атак и грабежей в Стокгольме и Уппсале.

timesofisrael.com

Поделиться
Отправить

Аналитический центр угрожает подать в суд на Google, Yahoo и Twitter за размещение контента, пропагандирующего отрицание Холокоста и злобный антисемитизм. Проект Lawfare, фонд судебных разбирательств по гражданским правам, целью которого является преследование антисемитской дискриминации во всем мире, говорит, что интернет-гиганты могут столкнуться с юридическими действиями за то, что они не смогли решить проблему.

Директор Брук Гольдштейн объявила, что она отправила письма Google и Yahoo с требованием прекратить и воздерживаться впредь от появления сайтов, пропагандирующих отрицание Холокоста в их поисковиках. Подобная жалоба была так же направленна в Twitter.

Г-жа Голдштейн, чей дед был командиром польских партизан, сражавшихся против нацистов, сказала: «У Google, Yahoo и Twitter есть выбор: снять антисемитский контент или быть привлеченными к суду. «Пришло время, когда эти компании должны принять меры против подстрекательства к ненависти и насилию в отношении евреев, которые проходят через их платформы, как по открытым сточным трубам».

Платформы получили предупреждение посредством юридических писем, которые были поданы в Испании, о том, что, если они не будут принимать меры по ликвидации антисемитского контента, против них будет подан иск. Организация заявила, что будет привлекать компании к ответственности за «распространение очерняющего, клеветнического содержания, как это определено в испанском законодательстве, на их платформах». Хотя в Испании отрицание Холокоста не является незаконным, оправдание Холокоста или любого другого геноцида является преступлением, наказуемым тюремным заключением.

Проект Lawfare, известный также борьбой против запрета шхиты в Бельгии, имеет юридическую команду в Испании, которая финансирует юридические действия в стране от имени еврейской общины. Его испанский адвокат Игнасио Уэнли Паласиос заявил: «Google, Yahoo и Twitter размещают на своих платформах антисемитские сайты и контент, что  нарушает законодательство Испании. «Нельзя допустить, чтобы так продолжалось. Если они не ответят на письмо положительно, мы подадим иски против них».

thejc.com

Поделиться
Отправить

Выступающая против иммиграции Датская народная партия (DF) хочет запретить частным школам преподавать арабский язык, пишет The Local.

Партия намерена предложить парламенту законопроект, который запретит исламским частным школам в Дании обучать детей на их родном языке. Если школы не ограничатся только преподаванием европейских языков, они потеряют 75% своего дохода.

До этого DF предлагала отнять у частных исламских школ государственное финансирование, теперь она придумала новый способ их ограничить.

“Существуют школы, которые намеренно препятствуют интеграции, а именно мусульманские частные школы. Мы не хотим, чтобы они получали государственное финансирование”, — заявил представитель DF по вопросам образования Аксель Арендтсен.

Министерство образования подтвердило, что это предложение не противоречит датской конституции, а юрисконсульт парламента сообщил, что оно также не нарушает Европейскую конвенцию о защите прав человек, несмотря на уверения министерства юстиции Дании в обратном.

Арендтсен объяснил, что в предложении DF возможны и исключения.
“У нас нет проблем с изучением, например, китайского или иврита, потому что китайцы и евреи не создают параллельных обществ или проблем с интеграцией”, — объяснил он.

Министр образования Дании Мерете Рисагер (“Либеральный альянс”) отказалась комментировать законопроект. Однако представитель “Либерального альянса” по вопросам образования Хенрик Даль сообщил, что партия будет голосовать против.

Представитель Социал-демократической партии Дании также заявил, что его партия будет голосовать против законопроекта, который прямо атакует исламские школы.

Sputnik

Поделиться
Отправить

Выбор редакции