Федерация

9 декабря главный раввин России Берл Лазар встретился с губернатором Ульяновской области Алексеем Русских, сообщила пресс-служба Главного раввина России.

Встреча прошла в здании Московского еврейского общинного центра в Марьиной Роще. В ней так же принял участие председатель Ульяновской еврейской общины Игорь Дабакаров. Стороны обсудили вопросы развития региона, эпидемиологическую ситуацию в области, пути расширения сотрудничества в духовных и гуманитарно-образовательных сферах.

Как отметил А. Русских, «в Ульяновской области проживает множество национальных общин, поэтому чрезвычайно важно уделять внимание межконфессиональному диалогу и взаимному обогащению культур». Губернатор рассказал, что недавно по приглашению Игоря Дабакарова посетил ханукальный вечер в ульяновской еврейской общине, и зажег свечу на ханукие.

Берл Лазар подчеркнул, что, если глава региона находит в своем графике время для участия в мероприятиях, связанных с духовностью, и проявляет внимание к нуждам традиционных конфессий, «это многое говорит о личности самого губернатора и об атмосфере в регионе в целом».

Алексей Русских поделился планами по экономическому и социальному развитию области и положительно отозвался об инициативе строительства еврейского общинного центра в Ульяновске. Главный раввин России, в свою очередь, пообещал, что будет рад способствовать привлечению израильского опыта к перспективным секторам экономики региона и пояснил, что двери общинного центра всегда должны быть открыты для всех желающих. «Речь ведь не только о синагоге, где люди молятся, – заметил Берл Лазар. – Общинный центр — это нечто гораздо большее. Настоящий маяк духовности для всех жителей региона. В нем должны быть и библиотека, и актовый зал, где проходят культурные мероприятия, и музейная экспозиция. Не менее важна и спортивная составляющая, программы для развития детей, поддержки пенсионеров, волонтерские и благотворительные проекты».

В завершении встречи губернатор рассказал о новом аэропорте, который открылся в Ульяновске. Он выразил надежду, что, когда эпидемиологическая ситуация в мире стабилизируется, и международное авиасообщение полностью восстановится, к уже существующим ближневосточным рейсам добавятся и регулярные перелеты в Израиль.

Твитнуть
Поделиться
Поделиться
Отправить

В течение ханукальной недели, которая в этом году началась вечером 28-го ноября (25-го кислева) и продлилась до 6-го декабря (2-го тевета), главный раввин России Берл Лазар посетил ведущие московские ВУЗы, встретился со студентами и принял участие в зажигании меноры – особого  праздничного светильника.

Вечером 30 ноября раввин выступил по приглашению Всероссийского союза еврейских студентов перед студентами Московского Государственного института международных отношений (МГИМО) и зажег третью ханукальную свечу. В своем выступлении он рассказал об основных законах Хануки и их значении для современной жизни. По его словам, главный урок Хануки – настойчивость в достижении целей, верность своим принципам, оптимистический взгляд на жизнь.

Лидер еврейской общины отметил, что «Ханука – это единственный праздник, который мы празднуем так, чтобы его было видно на улице. В  этом году традиционное зажигание первой ханукальной свечи на Театральной площади было под вопросом из-за противоэпидемических мер. Но в самый последний момент разрешение все же было получено. Церемония состоялась при большом стечении людей – прихожан, друзей общины и всех москвичей, кто захотел разделить с нами радость праздника. Это учит нас тому, что никогда нельзя отчаиваться и опускать руки. Необходимо делать все, что от нас зависит в материальном мире, и тогда помощь свыше обязательно придёт».

Вечером 4-го декабря Берл Лазар посетил ханукальное мероприятие, организованное лидером еврейской студенческой общины Высшей школы экономики – раввином Моти Кантором. В ходе встречи раввин Лазар зажег ханукальный светильник и отметил, что Ханука – это не только память о чудесах, которые случились с нашими предками много лет назад, это свидетельство того, что чудеса случаются и сегодня.

У каждого, по словам раввина, есть возможность реализовать свои мечты, нужно только приложить к этому усилия! «Нельзя получить пятерку за экзамен, не потрудившись. Но, если вы готовились, старались – как маккавеи делали все для победы – то наверняка достигните успеха! И это то, чего я желаю всем вам – чтобы чудеса, которые сопровождали нас тогда, случались и сегодня»!

В тот же вечер главный раввин России посетил кампус Еврейского университета в Отрадном, где провел праздничную трапезу со студентами и руководителем ВУЗа – раввином Эли Рисом. В ходе встречи Берл Лазар пожелал студентам успехов в учебе и сказал:

«Каждый из нас иногда испытывает ощущение, что вокруг сгущается темнота. Как с этим бороться? Ответ простой – нести свет другим, заботиться об окружающих. Следуя этому принципу, мы вдруг обнаруживаем, что и внутри нас стало больше света, а темнота рассеялась сама собой. Это самая большая радость – помогать другому! Ханука учит нас – хочешь быть счастливым, зажги свечу, принеси свет тем, кто в нем нуждается, и тогда для тьмы просто не останется места!»

Твитнуть
Поделиться
Поделиться
Отправить

Главный раввин России Берл Лазар вечером 28 ноября зажег на Театральной площади в Москве первую ханукальную свечу и поздравил евреев с праздником, сообщает «Интерфакс».

«Почему мы зажигаем свечи Хануки на улице, чтобы было всем видно? Обычно человек говорит: если будет возможность, тогда я буду действовать, а если нет – я опускаю руки. Ханука учит, что все ровно наоборот! Именно когда я буду действовать, появится возможность. Мы знаем, что Бог рядом, даже когда мы находимся в сложной ситуации», – рассказал Главный раввин России об аллегорическом смысле праздника. Он поблагодарил власти города, которые пошли навстречу еврейской общине и разрешили публичное мероприятие в условиях пандемии. «Мы благодарны властям, которые понимают, что отменить этот праздник было бы большой ошибкой. Пусть люди радуются, пусть черпают от этого праздника уверенность», – заявил Лазар.

На церемонии зажигания присутствовали не только представители еврейской общины, но и сотни людей разных национальностей, которые находились на площади. Соблюдались все меры предосторожности, связанные с эпидемией коронавируса, отмечают в пресс-службе раввина.

После зажжения свечи начались гуляния, играла еврейская музыка, люди танцевали. Ранее Лазар, поздравляя единоверцев, отметил, что Ханука позволяет преодолеть страх, возникающий во время пандемии. «Почувствовать силу внутри себя, осознать, что внешние ограничения не могут помешать нам жить полноценной жизнью, что только от нас самих зависит, сколько света мы увидим».

В этом году евреи отмечают Хануку с 28 ноября по 6 декабря. Праздник посвящен чуду восьмидневного горения светильника в древнем иерусалимском храме. По преданию, масло, необходимое для зажигания храмового светильника, осквернили враги. Евреи нашли лишь один кувшин «чистого» масла. Его должно было хватить только на сутки, но чудесным образом хватило на восемь дней горения – именно столько времени было нужно для приготовления нового масла. Традиция зажжения первой ханукальной свечи на площадях Москвы зародилась в 1990-е годы, и на это событие приглашают всех желающих.

Твитнуть
Поделиться
Поделиться
Отправить

Главный раввин России, поздравляя верующих с Ханукой, напомнил, что главная задача Хануки, как и каждого еврейского праздника – не столько вспомнить о тех или иных исторических событиях, «сколько самим почувствовать чудо, которое случилось тогда, и верить, что такие чудеса Б-г дает нам и при жизни нынешнего поколения». Он отметил, что во 2 в. до н.э., когда и происходили события, в память о которых мы отмечаем праздник, язычники требовали, чтобы евреи подчинились их формальной логике. И выполняли только те заповеди, которые поддаются рациональному объяснению. «Именно поэтому они не разбили кувшины с освященным маслом в Храме, а просто раскрыли их: дескать, мы не против, чтобы вы зажгли светильники. Но что масло должно быть освященным – это просто «суеверие», этого мы вам сделать не дадим», – писал Лазар.

Но, по его словам, евреи тогда поступили вразрез с бытовой логикой. «Найдя один кувшинчик неоскверненного масла, они сразу зажгли храмовый светильник, хотя прекрасно знали, что масла здесь только на сутки, чтобы изготовить новое, потребуется неделя, а зажигать светильник на один день нет смысла – ведь менора должна гореть постоянно, день за днем! Формальной логике язычников они противопоставили истинную логику, что дана нам в Торе: все законы природы от Б-га, и Он, если сочтет нужным, может через них переступить и явить людям чудо! И именно потому, что наши предки полностью вверились Г-споду и зажгли храмовый светильник, не дожидаясь, когда у них появится новый запас освященного масла – именно поэтому Б-г явил им чудо Свое!» – подчеркивал Главный раввин России. «Что это значит в сегодняшней ситуации?» – задался вопросом Лазар и сам же ответил: «В каком-то смысле мы сейчас находимся в сходном положении с нашими предками. У очень многих возникли трудности, не видно возможностей для полной самореализации, для того, чтобы увидеть настоящий свет в жизни. Возникает ощущение замкнутого круга, контакты ограничены, приходит темнота, И как раз Ханука поможет этот страх преодолеть – почувствовать силу внутри себя, осознать, что внешние ограничения не могут помешать нам жить полноценной жизнью, что только от нас самих зависит, сколько света мы увидим! Именно поэтому мы прибавляем в наших ханукальных менорах по свече каждый день: в первый вечер Хануки зажигаем одну свечу, во второй уже две, затем три и так далее, до самого завершения праздника, когда будут гореть все восемь свечей меноры. Это позволит нам каждый день видеть больше света внутри себя – ну, и, конечно, больше света распространить наружу. Ведь когда обретаешь свет в себе – ты можешь и должен».

«Да, время сейчас непростое. Но Ханука дает нам уверенность, что с Б-жьей помощью мы все преодолеем. Пусть свет Хануки ярко сияет в каждом доме, в каждой еврейской душе!» – резюмировал Главный раввин России.

Президент Федерации еврейских общин России, раввин Александр Борода напомнив об истории Хануки, писал: «В Хануку мы открыто говорим о чуде спасения еврейского народа, о сохранении нашей веры и культуры. Мы зажигаем Ханукию дома и на главных площадях, а Хануку называем праздником света, фестивалем огней. Мы часто слышим о том, как даже маленькая свеча способна разогнать густую тьму и о том, как важно привнести как можно больше света в этот мир. И действительно, это главный постулат праздника с неоспоримым и истинным посылом» Он отмечал, что слово «Ханука» является однокоренным со словом «хинух» (воспитание и образование), и мы особенно фокусируемся на воспитании детей во время праздника, когда они сами зажигают свою Ханукию и получают «ханука гелт» (ханукальные деньги), чтобы они учились или даже приучались отделять от полученных денег часть на благотворительность. «Но в еврейском мировоззрении воспитание не ограничивается возрастом, мы призваны воспитывать и обучать себя всю жизнь… В книге царя Соломона «Мишлей» (Книга притчей) сказано: «Воспитывай отрока согласно пути его так, что, когда он состарится, не собьется с этого пути». Комментаторы поясняют, что означает «этот путь» — это путь воспитания себя на протяжении всей жизни. Один из важнейших уроков Хануки не только в воспитании детей, но в воспитании нас самих, порой гораздо сложнее приучить себя быть последовательным в добрых делах, чем поучать других. И мы видим, что действительное воздействие возможно только тогда, когда мы сами исполняем заповеди», – заявлял Борда.

Президент Федерации еврейских общин России также подчеркивал, что неотъемлемой частью хинуха является последовательность, поэтому в Хануку каждый вечер мы добавляем по одной свече. «Мы не сразу зажигаем все светильники, но проделываем определенный путь, постепенно привнося все больше света», – напомнил он. По словам Бороды главная задача света ханукальных свечей – выполнять функцию духовного маяка, указывающего куда человеку необходимо следовать и к чему стремиться. «Зажигая светильник, мы выполняем заповедь для себя, но одновременно с этим, выставляя менору на хорошо обозримое место, мы помогаем и другому человеку, напоминаем ему о его личном долге, ведь недостаточно только наблюдать ханукальный свет, важно самому зажечь его», – подчеркнул он.

Праздник Ханука один из двух еврейских праздников, установленных мудрецами, в отличие от праздников заповеданных в Торе, в праздник разрешена работа. С наступлением темноты восемь вечеров Хануки принято зажигать специальный подсвечник – Ханукию или ханукальную менору. В первый вечер зажигают одну свечу или лампадку с оливковым маслом, во второй – две, и так прибавляют по одной свече до последнего вечера, когда зажигают все 8 свечей. Также на меноре есть отдельный подсвечник, предназначенный для служебной свечи (шамаш), которой зажигают ханукальные свечи. По еврейскому календарю Ханука наступает 25 числа еврейского месяца Кислев и длится до 2 Тевета, что в этом году соответствует 28 ноябрю (с наступлением темноты) и 6 декабрю (до наступления вечера). В этот праздник принято открыто сообщать о чуде, проводить время в радости, есть пончики и латкес (картофельные драники).

Твитнуть
Поделиться
Поделиться
Отправить

Основной причиной антисемитизма в мире является безнаказанное распространение ложной информации, заявил Главный раввин России Берл Лазар, выступая на Третьей Московской международной конференции по противодействию антисемитизму и ксенофобии «Защитим будущее», сообщает Пресс-служба главного раввина России.

«В Интернете тиражируется много мифов и высказываний, разжигающих ненависть. К сожалению, зачастую на такого рода явления мы не видим какой-то серьезной реакции от властей. Например, во время эпидемии коронавируса можно было прочитать много версий о том, что эпидемия – это якобы результат еврейского заговора, что этот вирус придумали евреи и тому подобные измышления… Когда разгораются споры о прививках – неважно, высказывается ли человек за или против – все равно можно услышать версии о том, что в распространении болезни виноваты евреи», – подчеркнул раввин.

Берл Лазар отметил, что именно ради устранения мифов о евреях, община ведет просветительскую работу. «Наша задача – рассказывать о том, какие мы на самом деле. Чтобы любой человек мог зайти, задать вопросы и узнать, кто мы такие. Мы открыты», – заметил раввин. Также он указал на ведущую роль государства в искоренении антисемитизма.

Берл Лазар рассказал историю из своего детства, когда он слышал рассказы от своих родителей, чудом спасшихся от Холокоста. Тогда он спросил отца, в какой момент еврей должен понять, что из это й страны нужно бежать. Ответ был таким: в тот момент, когда государство отказывается защищать своих граждан. Главный раввин России подчеркнул, что в России в деле борьбы с ксенофобией достигнуты определенные успехи, ситуация улучшается. Тем не менее работы в этой сфере еще много, заключил он.

Твитнуть
Поделиться
Поделиться
Отправить

Конференция Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ), Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) и Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) была организована с целью обнаружить и обсудить методы противодействия антисемитизму и дискриминации при помощи образования. Мероприятие стало площадкой для дискуссии общественных деятелей, методистов, учителей и других педагогов, внедряющих механизмы противостояния нетерпимости для разных социальных групп.

Генеральный директор Еврейского музея и центра толерантности Александр Борода выступил на конференции в блоке о работе культурных институций и общественных организаций и их сотрудничестве со школами и учителями. «На протяжении всей истории мы сталкиваемся с трагическими проявлениями жестокости и варварства. И в истоках зарождения ксенофобии в большинстве случаев лежит страх перед иным и непохожим, нежелание быть терпимым к иному мировоззрению, а также неуважение к традициям представителей других религий и национальностей. На примере истории мы понимаем, что очень сложно предугадать, какая социальная или этническая группа станет будущей жертвой дискриминации».

Он подчеркнул, что Центр толерантности в своих программах пытается бороться с этими явлениями, противопоставляя им уважение, принятие, интерес, сотрудничество и сопереживание. Александр Борода подробно рассказал о создании таких программ: «Прежде чем создавать программу или технологию, мы анализируем ее необходимость, и только после этого приступаем к разработке. После готовности пилотной версии мы запускаем ее на мультимедийной площадке Центра толерантности, что дает нам время и возможности на доработку образовательных технологий. Только после того, как каждое занятие посетят тысячи подростков, мы готовим методический пакет, куда входят все необходимые материалы и инструкции для проведения занятий, а также мультимедийные материалы».

Далее методический пакет проходит обязательную экспертизу Министерства Просвещения. После экспертизы он готов для реализации в школах. Образовательная лицензия Центра толерантности позволяет провести повышение квалификации педагогов для работы по новому методическому пакету. Таким образом, один педагог реализует программу с несколькими сотнями школьников, а за все время работы Центр обучил десятки тысяч педагогов. Это позволяет ему резюмировать охват профилактических программ в несколько миллионов учащихся. «Постоянные партнеры центра – органы государственной власти федерального и регионального значения, ведущие вузы страны», – подчеркнул Александр Борода. «Занимаясь профилактикой ксенофобии и экстремизма, мы понимаем, что нам важно работать совместно не только с индустрией образования, но и со смежными отраслями – субъектами молодежной и национальной политики».

В последние годы работа Центра выходит на международный уровень, и мы будем рады расширению круга наших иностранных партнеров». Он рассказал о флагманских продуктах Центра толерантности, упомянув среди них программу подготовки участников организации Чемпионата мира по футболу 2018 (для FIFA), программу для профилактики экстремизма среди молодежи «Код БЕЗопасности», а также прикладные лекции для родителей, которые проходят совместно с Московским институтом психоанализа. По его словам, общее количество подобных проектов Центра толерантности приближается к 150.

 

Твитнуть
Поделиться
Поделиться
Отправить

Главный раввин России Берл Лазар 30 сентября 2021 года заложил памятный камень в честь восстановления хоральной синагоги города Самары на улице Садовой. Таким образом, дан символический старт нового этапа реставрации уникального здания, проводимой при поддержке властей региона и спонсоров.

В церемонии также приняли участие губернатор Самарской области Дмитрий Азаров, депутат Госдумы Александр Хинштейн и главный раввин Самарской области Шломо Дайч.

– Духовная сила нужна людям не меньше, чем инфраструктура, транспорт или предприятия – она помогает строить правильное общество, — сказал раввин, отметив, что после реставрации это будет не просто синагога, но «место, где люди будут встречаться, общаться и вместе радоваться».

В ходе публичной дискуссии, организованной после закладки камня бизнес – клубом «Соломон», лидер российских евреев подчеркнул, что в Самаре состоялось историческое событие, означающее торжество справедливости.

– Примерно 120 лет тому назад евреи построили синагогу, потом при коммунистическом режиме все было разрушено: не только облик, но духовность, которую вкладывали в синагогу. Сегодня, слава Б-гу, в Самаре еврейская жизнь развивается. И, слава Б-гу, что мы можем показать всему миру, что в России сегодня, отношение к религии, отношение к ценностям занимает важнейшее место. В Самаре мы чувствуем поддержку от губернатора, от бизнесменов, причем не только от евреев, от населения в целом, – сказал Берл Лазар.

Губернатор Дмитрий Азаров отметил, что работа по восстановлению синагоги объединяет разных людей, которые испокон веков живут в Самарской области в мире и согласии.

– У меня нет сомнений, что это уникальное, удивительное здание станет центром притяжения людей разных национальностей, разных вероисповеданий, жителей и гостей региона, — сказал он.

Хоральная синагога Самары, построенная в 1908 году по проекту известного архитектора Зельмана Клейнермана, входит в список 10 красивейших синагог мира. Здание было возведено на средства от добровольных пожертвований и вмещало более 1300 человек. Самарская хоральная синагога после постройки стала второй по величине в мире после Большой синагоги Будапешта. В 1928 году Советская Власть закрыла синагогу, переоборудовав ее в Дом культуры имени III Интернационала. Позже в здании располагался хлебозавод, просуществовавший до начала 1990-х годов. В 1998 году здание было полностью освобождено и передано еврейской общине Самары. Реставрация началась в 2018 году, но из-за отсутствия финансирования в 2020 году объект законсервировали. Сейчас работы возобновлены.

Твитнуть
Поделиться
Поделиться
Отправить

Президент Федерации еврейских общин России Александр Борода поздравил еврейские общины с наступающим праздником Шмини Ацерет и Симхат Тора. В своем поздравлении Александр Борода отметил, что Шмини Ацерет и Симхат Тора являются мостом между особым периодом месяца Тишрей и новым годом. По его словам Тишрей является месяцем физического покоя и духовной активности.

«Человеку, для того чтобы сохранить свою душу, необходимо время и пространство, защищенное от внешних воздействий, освобожденное для духовных занятий», — подчеркнул президент Федерации еврейских общин России. «В заповеди о соблюдении субботы сказано: «шесть дней работай». Мы не можем существовать без Б-жественной энергии, но мы пришли в этот мир, чтобы выполнять свою миссию, а все добрые дела, наша семья, наши близкие, созидание и преображение действительности требуют конкретных материальных действий. Шмини – «восьмой» – это не завершение праздничного цикла, но начало нового года после духовного обновления в месяце Тишрей.

Что же является нашим главным помощником в ежедневных заботах, кто становится поддержкой в трудностях? Наше окружение, наши друзья, община. Поэтому мы начинаем свой новый год с праздничного собрания – традиция подчеркивает, насколько важно быть вместе, не забывать друг о друге. Именно об этом мы читаем в отрывке Торы на праздник, до того, как прозвучат благословения Всевышнего – мы повторяем законы о помощи ближнему. «Не ожесточи сердца твоего и не сожми руки» – и Раши поясняет в комментарии, что «не ожесточи» означает обладание желанием помочь, а «не сожми» – само действие, чтобы за намерением последовало и исполнение. И в таком случае: «Благословит тебя Г-сподь, Б-г твой, во всем урожае твоем и во всяком деле рук твоих, и будешь только весел». Тем самым Всевышний благословляет нас не только материальным благополучием, но и душевным, чего зачастую гораздо труднее достичь», — писал Александр Борода, желая всем «провести Шмини Ацерет и Симхат Тора в радости».

Праздник Шмини Ацерет начинается вечером 27 сентября и в диаспоре длится два дня. Шмини Ацерет наступает на следующий день после праздника Суккот, но является полностью самостоятельным праздником, со своими особыми молитвами. На второй его день, 29 сентября, отмечается Симхат Тора («Радость Торы») – завершение годичного цикла чтения Торы и начало нового цикла. В этот день в синагогах читается последняя недельная глава Торы, после чего чтение начинается с первой главы – «Берешит». Также происходят весёлые танцы со свитками Торы вокруг специального возвышения для её чтения, затем проводится традиционная праздничная трапеза.

Твитнуть
Поделиться
Поделиться
Отправить

Главный раввин России Берл Лазар поздравил евреев с праздником Симхат Тора, сообщает Пресс-служба Главного раввина России.

Раввин Лазар отметил, что Симхат Тора, завершающая череду осенних праздников, не просто самый веселый день в году, но и самый известный праздник для евреев в России. «В других странах евреи больше ходят в синагогу на Йом-Кипур и на Рош а-Шана – у нас в стране исторически сложилось так, что больше всего молящихся как раз на Симхат Тора. Даже в самые тяжелые годы, когда еврейство подвергалось здесь гонениям, люди в этот день приходили в синагогу, веселились вместе и танцевали со свитками Торы», — отмечал он.

Главный раввин России задавался вопросом почему праздник отмечается осенью, а не в начале лета, когда, собственно, наши предки и получили Тору с горы Синай и чем он отличается от Шавуота – праздника дарования Торы? Сам же отвечая на этот вопрос, Главный раввин России подчеркивал, что Симхат Тора – «это не радость того, что мы обрели Тору, что оказались ее достойны в дни Шавуот, а радость от жизни с Торой – жизни праведной, свободной, наполненной высочайшим смыслом». «Сейчас у нас сложное время. Из-за эпидемии мы можем впускать в синагогу только тех, кто точно не болен и не является носителем вируса, при «акафот» и в танцах придется соблюдать социальное дистанцирование… Но эти ограничения тоже могут стать источником радости: ведь, соблюдая их, мы доказываем себе и окружающим, что живем по Торе. Что выполняем заповеди, которые требуют от нас заботиться о собственном здоровье и о здоровье тех, кто нас окружает. А раз мы едины в стремлении жить по Торе – ничто на свете не может нам повредить, Б-г решит все наши проблемы и благословит всех нас на жизнь, полную радости!» – писал Главный раввин России.

Праздник Симхат Тора — это праздник завершения годового цикла чтения Торы. Его отмечают сразу по окончании праздника Суккот. В этот день в синагогах заканчивают читать последнюю книгу – «Дварим» («Второзаконие»), перематывают пергаментный свиток на начало и сразу начинают читать заново с книги «Берешит» («Бытие»). Также в этот день принято устраивать танцы со свитками Торы. В этом году в диаспоре праздник Симхат Тора начинается вечером в понедельник, 27 сентября и продолжается до вечера среды 29 сентября.

Твитнуть
Поделиться
Поделиться
Отправить

Главный раввин России Берл Лазар и президент Федерации еврейских общин России Александр Борода поздравили евреев с праздником Суккот.

Главный раввин России Берл Лазар пожелав всем российским евреям «самой чистой радости на эту неделю и на весь год», напомнил, что главные заповеди праздника – это сидеть в шалашах и приобрести арбаа миним (четыре вида растений) и обе эти заповеди призваны напомнить нам о необходимости всегда и везде поддерживать единство еврейского народа.

«Сидя в шалаше, друг с другом рядом, мы понимаем, что все мы равны: богатые и небогатые, образованные и не такие образованные, молодые и пожилые. Как сказано в Талмуде: «Все евреи заслуживают того, чтобы сидеть рядом в одном шалаше». А используя четыре вида растений, мы понимаем, что все мы разные. У каждого свои таланты, свои возможности. И, когда мы собираемся вместе – мы можем чему-то научить других и чему-то научиться у других! То есть – мы равны, но не одинаковы. И когда мы все вместе, когда мы едины – мы используем это единство, чтобы помогать друг другу, чтобы всем вместе подняться выше, приблизиться к Б-гу. Это и есть настоящая радость в жизни – видеть в ближнем не конкурента, не потенциального противника, а союзника и друга. Видеть в другом еврее, который сидит с тобой в шалаше, человека, который тебе поможет, научит, духовно обогатит!» – заявил он.

По словам Берла Лазара, община объединяет самых разных людей – и одновременно дает каждому из этих людей возможность реализовать себя по максимуму. Задача общины – убедить каждого из нас, что без него в общине чего-то не хватает, и предоставить каждому возможность поделиться с остальными своими знаниями, своей энергией, своей силой. «Я горжусь тем, что являюсь частью такой замечательной общины. Здесь собрались такие талантливые люди, которые всегда находят общий язык, постоянно помогают друг другу подняться выше. Вместе мы строим лучшее будущее», – подчеркнул Главный раввин России.

Президент Федерации еврейских общин России Александр Борода в своем поздравлении подчеркнул, что Суккот установлен Торой в память об Исходе из Египта и скитаниях евреев по пустыне. «Стены временных шалашей напоминают нам об Облаках Славы, которые окружали и охраняли наших предков и о временных жилищах, в которых они жили. Пусть даже празднование Суккота требует конкретных физических действий и материальных вложений – строительство сукки, приобретение арбаа миним – всё же именно эти семь дней в году призваны подчеркнуть зыбкость материальных благ и незыблемость духовных», – подчеркивал Александр Борода. Он подчеркивал, что Суккот – это наше ежегодное предостережение от излишней человеческой горделивости и напоминание о том, что именно в заповедях Всевышнего есть наше истинное предназначение и источник благословения.

«В конечном итоге только исполнение заповедей, несмотря на их кажущуюся рискованность и даже ощущение их «невыгодности», «нелогичности», «неактуальности», способно привести к благополучию», – отметил президент Федерации еврейских общин России. Александр Борода напомнил, что во времена Храма в течение всех дней праздника приносились жертвы за благоденствие каждого из народов мира, а сегодня евреи молятся во время Суккота о всех людях земли, что напрямую связано и с главной идеей праздника – радостью, ведь невозможно испытывать ее полноценно, если поблизости существуют страдания. «Суккот – единственный праздник, про который написано в Танахе, что в будущем он будет праздноваться всем миром. И это не миссионерство или навязывание специфических ценностей, но указание на то, что гармоничное общество возможно, когда у человечества есть общее понимание базовых моральных и нравственных ценностей. Мы напоминаем себе, что истинная радость не в материальных благах, а в духовном богатстве человеческих отношений, когда несмотря на наши различия, мы принимаем друг друга с уважением и готовы вместе разделить радость за одним большим столом, под одной большой крышей», – писал он.

Праздник Суккот начинается 20 сентября вечером и продлится до 27 сентября. В первые два дня праздника в диаспоре запрещена работа и действуют почти все ограничения шабата. Для празднования строят временные шалаши — сукки, в которых проводятся трапезы, а также исполняется заповедь о четырех растениях. Религиозные мужчины придерживаются традиции в течение семи дней праздника есть и даже пить исключительно в сукке.

Твитнуть
Поделиться
Поделиться
Отправить

Президент Федерации еврейских общин России, генеральный директор Еврейского музея и центра толерантности Александр Борода направил поздравление художнику – мультипликатору, народному артисту РФ Юрию Норштейну с юбилеем.

Александр Борода отмечал, что он «признан во всём мире величайшим художником – мультипликатором, а признание коллег и профессионального сообщества, несомненно, всегда имеет особое значение. Но Ваши главные ценители – это дети, самый сложный, и требующий наибольшей ответственности и искренности, зритель». «Одно из Ваших главных открытий в мультипликационном искусстве заключается не столько в сложных технических и художественных инновациях, сколько в выстраивании диалога с ребёнком на равных, с пиететом и уважением к его личности. Вы утвердили мысль, что дети заслуживают выверенного и целостного художественного мира, не уступающего эстетически и содержательно «взрослым» картинам. Популярная тема эмоционального воспитания была открыта широкому зрителю в Ваших мультфильмах «Ёжик в тумане» и «Сказка сказок», где повествование приглашает к честному общению о важности наших чувств, тем самым воспитывая в детях эмоциональную зрелость», – подчеркивал Александр Борода.

Он отмечал, что для ФЕОР было честью вручить Ю. Норштейну в 2008 году награду Федерации еврейских общин России «Человек года» в номинации «Человек – легенда». «Но с ещё большей радостью мы ожидаем открытия совместной выставки с вашей супругой Франческой Альфредовной Ярбусовой в Еврейском музее. Для нашего музея это отдельный предмет гордости, и мы благодарны Вам за ваше участие не только как художника, но и как автора концепции экспозиции», – писал президент Федерации еврейских общин России. «От всего сердца желаю Вам и Вашим близким крепкого здоровья и неиссякаемой энергии. Пусть наступивший еврейский и Ваш личный год будет радостным и полным щедрыми благословениями Всевышнего!» – заключал свое поздравление Александр Борода.

Твитнуть
Поделиться
Поделиться
Отправить

Главный раввин России отмечал, что Йом-Кипур — это день суда, когда Г-сподь оценивает дела каждого из нас за прошедший год и выносит Свой приговор. «Понятно, что это день поста и покаяния. Но вместе с тем это великий праздник. Тора называет его «шабат шабатон» – своего рода «двойной шабат», отдых внутри отдыха. И само название этого праздника происходит от слова «капара» – прощение, когда Б-г отпускает наши грехи. И это, безусловно, повод для радости» – писал он.

Берл Лазар отметил, что это происходит потому, что, когда в Йом-Кипур мы смотрим назад, видим свои ошибки и осознаём, что это были именно ошибки, неправильные действия – мы тем самым подтверждаем, что, совершая грех, действовали вопреки нашей истинной природе. «Согласно Торе, человек добр по природе, так как в каждом есть бессмертная душа, частица от Б-га, а Б-г есть высшее воплощение доброты! И, когда мы это осознаём, мы совершаем «тшуву» – возвращение к Б-гу, возвращение к себе истинному, к тому, кем каждый из нас реально хочет быть. А когда мы возвращаемся к Б-гу, Он нас прощает, потому что мы его дети, и Он любит нас. И это великий праздник как для человека, так и для Б-га!», — заметил Главный раввин России.

Он призвал не только осознать совершенные ошибки и принять правильные решения на будущее в Йом-Кипур, но и полностью раскрыть свой потенциал в новом, 5782 году по еврейскому календарю.

Президент Федерации еврейских общин России Александр Борода в своем послании отмечал, что Йом-Кипур – это день искупления и прощения. «Уже в самом названии праздника заложен его основной смысл – очищение всего еврейского народа, уникальная возможность обнулить счётчик прегрешений и запустить новый отсчёт добрых дел. Мы знаем, что в этот день мы должны искренно раскаяться в своих грехах. Но так ли легко вызвать это чувство в наших сердцах?» – писал он.

Президент ФЕОР подчеркивал, что большинство своих прегрешений мы скорее склонны считать ошибками, нежели злонамеренными поступками. «Согласно Рамбаму, человек также ответственен и за грехи, совершённые по принуждению. Принуждение же необязательно должно быть в экстремальном, радикальном ключе – принуждение может быть вызвано и обстоятельствами, в которых мы оказываемся. И тогда, совершенно справедливо, мы склонны винить больше обстоятельства, будто бы лишающие нас права выбора, чем самих себя. Но если быть полностью честным с самим собой и с Б-гом, как сказано: «обманщик не предстанет предо мною», обладаем ли мы потенциалом и душевными силами противостоять обстоятельствам, сохраняя свою целостность и праведность? Разумеется, да», – отмечал Александр Борода.

Он подчеркивал, что в течение всего года мы хотим честности по отношению к себе; полагаясь на объективность предъявляемой по отношению к другим правды, мы не задумываемся, что она в высшей степени субъективна. «Комментаторы пишут: «Если судить справедливо, то подобало бы не принимать раскаяния человека». На что же мы тогда рассчитываем в Йом-Кипур? Только на милосердие Творца, стирающего все несовершенства и способного увидеть в нас только Его добрый замысел. Наказания за нарушение законов о почитании родителей одни из самых суровых, строгость их объясняется прямой параллелью с отношением к Всевышнему и подчинению Его воле. Но в отличие от других обязательств, даже менее строгих, в данном случае «Отец имеет право прощать» и, таким образом, освобождать сына или дочь от наказания за нарушения. После суда в Рош а-Шана, когда вынесен неоспоримо истинный приговор, мы осознаём, что кредит доверия Всевышнего не может быть возмещён, и только по своей милости любящий Отец способен изменить своё решение. Уже на исходе праздника, в завершающей молитве «Неила», после трубления в шофар, мы произносим: «Да будут приняты молитвы и просьбы всего дома Израиля их Небесным Отцом».

В Йом-Кипур, признавая власть Всевышнего над всем мирозданием, понимая необратимость Его суда, мы все же ожидаем от Него всеобъемлющего прощения, как от любящего нас безмерной любовью Отца. «Желаю всем нам, чтобы Всевышний услышал молитвы каждого, ниспослал силы и возможности быть праведным человеком, укрепиться в своих добрых делах и жить в мире и согласии с ближними», – заключил президент Федерации еврейских общин России.

Йом-Кипур начинается в этом году вечером с заходом солнца 15 сентября и продлится до выхода звезд 16 сентября. Это день поста, то есть полного отказа от еды и питья. Также в этот день запрещено носить кожаную обувь. На Йом-Кипур распространяются все запреты, действующие в шабат: нельзя зажигать огонь, электричество, пользоваться транспортом, писать, стричься и многое другое. В отличие от других постов Йом-Кипур соблюдают беременные и кормящие женщины, здоровью которых не угрожает опасность. В случае угрозы жизни человек освобождается от поста, так люди больные коронавирусом должны проконсультироваться с раввином касательно порядка соблюдения поста. В Йом-Кипур евреи собираются в синагогах на молитву и проводят в молитвах практически весь день. Считается, что именно в Йом-Кипур Творец проявляет особую милость к своим созданиям.

Твитнуть
Поделиться
Поделиться
Отправить

Выбор редакции