Президент России, Главный раввин России и президент Федерации еврейских общин России опубликовали поздравления с праздником Рош а-Шана.
Президент России Владимир Путин поздравил российских евреев с Рош а-Шана, отметив, что этот праздник (один из самых древних и особо почитаемых) «для последователей иудаизма символизирует духовное очищение, нравственное и религиозное совершенствование. В эти дни люди обращаются мыслями к событиям минувшего года, анализируют свои дела и поступки, обдумывают планы на будущее». «Сегодня еврейские религиозные организации многое делают для успешного развития России, уделяют неустанное внимание плодотворной социальной работе, активно участвуют в реализации востребованных образовательных, патриотических, просветительских, благотворительных проектов. И, конечно, с удовлетворением отмечу их усилия, направленные на поддержание в нашей стране межнационального, межрелигиозного мира и согласия, неизменную приверженность таким непреходящим общечеловеческим ценностям, как добрососедство, доверие и взаимопонимание. Желаю гражданам России, исповедующим иудаизм, здоровья, благополучия и радостных праздничных дней», – подчеркнул Президент России.
Главный раввин России в своем послании отметил, что Рош а-Шана один из самых важных наших праздников, своего рода «ежегодный день рождения». «Ведь именно в эти дни Б-г оценивает итоги жизни каждого из нас и вносит имена достойных в Книгу жизни, ставит перед нами задачи на наступающий год и придает сил, чтобы мы могли эти задачи выполнить», – подчеркнул он.
Берл Лазар напомнил, что наступающий год – особенный. Это «субботний год» (шнат шмита), когда в Земле Израиля дают отдыхать земле от сельскохозяйственных работ, а также прощают долги. Кроме того, это високосный год еврейского календаря (шана меуберет), когда добавляется дополнительный месяц адар. «Это время отдохнуть от бытовой рутины, заняться духовным самосовершенствованием, подняться ближе к Б-гу, благодаря Торе, молитве и добрым делам! Этот год напоминает нам, что Б-г всегда обеспечит нужды человека, который ведет праведную жизнь; что работа не цель жизни, а только средство, чтобы, благодаря заработку, человек мог заняться главным – семьей, воспитанием детей, любовью к ближнему, помощью другим людям. Только в этом случае наша жизнь обретает полноту и подлинный смысл», – отметил Главный раввин России. «Соединяем послание «шнат шмита» и послание «шана меуберет» – и получаем главную идею наступающего года: больше праведной жизни, больше духовного роста, приближение к Б-гу – вот главный источник радости для человека. Именно такой радости – радости от добрых дел, от праведного служения Б-гу и ближним, я желаю каждому из нас», – заключил Берл Лазар.
Президент Федерации еврейских общин России Александр Борода в своем послании напомнил, что одна из самых ярких аллегорий праздника Рош а-Шана – это коронация Всевышнего как Царя царей этого мира. «Мы трубим в шофар, мы произносим в молитве: «и был Всевышний провозглашён царём»! Но возникает вопрос: для чего необходимо вновь и вновь торжественно утверждать царствование Всевышнего? Зачем Всевышнему, Творцу всего мироздания, ежегодная коронация? Ответ на эти вопросы кроется в еврейском мироощущении. Согласно иудейской концепции сущего, ничто в мире не статично: и сам мир, и мы, населяющие его, всегда находимся в развитии; которое может происходить как в позитивном ключе, так и в отрицательном… То, что недавно казалось нам важным, становится второстепенным и наоборот. Тем не менее в жизни человека должны быть константы, абсолютные величины, которые – несмотря ни на какие перипетии судьбы – помогают ему не сбиться с праведного пути, но, напротив, чувствовать свою личную цельность и духовную незыблемость. То, что в Б-ге и в Его законах есть аксиома бытия, не может быть для человека навязанной истиной или же простой условностью. Но из года в год, меняясь, взрослея, претерпевая успехи и поражения, человек должен формировать свое собственное понимание того, что только духовные ценности имеют абсолютную силу и главное значение в его жизни. Провозглашая Б-га Царем мира, человек подтверждает, в первую очередь для самого себя, свою личную приверженность духовности, свое искреннее желание следовать по путям Б-жественной мудрости и стремиться к тому, чтобы общество держалось на независимых основах справедливости и нравственности», – отметил Александр Борода.
Праздник Рош а-Шана, еврейский Новый год, начинается 6 сентября с заходом солнца и длится до выхода звезд 8 сентября. Главная заповедь праздника — трубление в шофар, музыкальный инструмент, выполненный из рога барана. Также 6 и 7 сентября вечером устраивают пышную трапезу с особыми символическими блюдами: круглым хлебом, медом и яблоками, гранатом, головой рыбы, сладкой морковью и другими блюдами. Днем, в первый день праздника, совершают обряд «ташлих», символическое избавление от грехов посредством молитвы на берегу водоема.
Как сообщила пресс-служба Главного раввина России еврейская община разослала к празднику 30 тысяч подарков. Это посылки, которые содержат все необходимое для празднования Рош а-Шана: краткие махзоры (молитвенники) на Рош а-Шана и на Йом-Кипур, календарь на новый 5782 год, баночка мёда, медовый пирог, виноградный сок и книга Теилим (Псалмы), специально напечатанная для этой акции. Это вторая из серии благотворительных акций, направленных на привлечение в синагоги тех евреев, кто еще не охвачен общинной жизнью. В прошлом году осенью также проходила акция «Тора в каждый дом», когда рассылались томики Торы, а сейчас – новогодние наборы с книгой Теилим.
Попечитель этих благотворительных акций, член генерального Совета «Деловой России» Александр Малахов заявил: «Наша задача – распространять Тору с тем, чтобы евреи жили в соответствии с ней. Это залог нашего как духовного, так и материального благополучия». Он заявил о том, что готовит следующий проект – распространение виртуальной Торы в виде интерактивной программы, которую каждый сможет установить себе на смартфон. Работа над ним уже ведется.