Федерация

Президент Федерации еврейских общин России Александр Борода в интервью порталу «Интерфакс-Религия» заявил, что, по его мнению, главными событиями 2021 года были пандемия коронавируса и уход США из Афганистана.

«Не могу сказать, что в мире имело место более важное событие, чем присутствие пандемии. И мы живем во время трагических событий: сейчас повсюду очень высокий уровень смертности, и, в первую очередь, именно этим запомнится 2021 год. Каких–то еще эпохальных потрясений не было. Если смотреть в геополитическом плане, то, конечно, вывод войск США из Афганистана неким образом поменял расстановку сил на карте Среднего Востока. Думаю, что последствия этого шага будут находить свое отражение в мировой политике еще продолжительное время», – отметил он.

Поделиться
Отправить

Президент Федерации еврейских общин России Александр Борода в интервью порталу «Интерфакс-Религия» заявил, что 2021 год был легче 2020 года.

«Несмотря на то, что вирус штамма «Дельта» оказался тяжелее первого, люди не столкнулись с неизвестностью и были более готовы ко всему – безусловно, благодаря переформатированию медицинских учреждений под эпидемиологические условия. Первая реакция – шока от происходящего – все же осталась в 2020 году. В 2021 году мы уже привыкли жить с ограничениями. Научились и продолжать деятельность, не останавливая экономику», – заметил он. Борода подчеркнул, что еврейская община России приспособилась к жизни в условии ограничений. Мы по-новому организовываем большинство мероприятий – социальные и образовательные проекты, в том числе адаптировали общественные молитвы.

Еврейский музей и учебные заведения, не считая коротких ноябрьских каникул, не закрывались, как происходило в 2020 году. И это явный прогресс в борьбе с пандемией, ставший возможным благодаря массовой вакцинации. Конечно, те проекты, которые ориентированы на пожилых людей и прежде всего строятся на живом взаимодействии, так и не были открыты в полной мере, потому что пандемия продолжается. И мы несем ответственность за всех, кто к нам приходит. Это касается и проектов, которые требуют массового присутствия людей, они не были возобновлены. Спонсорская помощь частично восстановилась за счет тех секторов экономики, которые уже научились работать в пандемию. Но, конечно, пока она не достигла того уровня, который был до пандемии», – отметил Борода.

По его словам, ФЕОР удалось в 2021 году открыть крупнейший в Сибири Детский культурно-образовательный центр в Томске, а также небольшую синагогу в наукограде Обнинск. «Нам удалось провести и церемонию награждения премией ФЕОР «Скрипач на крыше», и Московский еврейский кинофестиваль. Мы также расширили постоянную экспозицию Еврейского музея и центра толерантности», – заявил президент ФЕОР. Он с сожалением отметил, что из-за эпидемии российским евреям пока не удалось восстановить полноценные контакты с родственниками и друзьями из Израиля и США. «Связи как таковой нет. Был небольшой период, когда можно было пересекать границы, и люди пользовались такой возможностью, но сейчас весь мир охвачен новым штаммом, и страны опять закрываются для сообщения. Мы входим в 2022 год с нарастанием пятой по счету волны пандемии. Поэтому сейчас не может быть привычного взаимодействия с родственниками и друзьями из-за рубежа», – резюмировал президент ФЕОР.

Поделиться
Отправить

Президент Федерации еврейских общин России Александр Борода в интервью порталу «Интерфакс-Религия» говоря о случаях нападений подростков на школы, отметил, что это были «действительно ужасающие происшествия, еврейская община была глубоко потрясена, в синагогах были организованы молитвы о поднятии души погибших и о выздоровлении пострадавших».

В российских еврейских учебных заведениях подобных инцидентов не было, как отметил президент ФЕОР, «но мы всем сердцем переживаем и надеемся, что ни в каких школах такое больше не повторится». По его мнению, профилактическими мерами против подобных явлений должно быть максимальное ограничение доступа детей к оружию.

«Необходимо, в первую очередь, обращать внимание на замкнутых, закрытых детей. Родители не должны перекладывать всю ответственность за воспитание детей на школу, они должны действительно интересоваться внутренним миром ребенка. Но также в попытке воспитывать и образовывать детей педагоги не могут исходить из нужд «большинства» в классе, но иметь индивидуальный диалог с каждым, чтобы не было обиженных и подавленных, чтобы учителя знали, чем живут их воспитанники, и активно формировали у них позитивную жизненную позицию. Что касается правоохранителей, с их стороны необходимы контроль за социальными сетями, блокировка и уголовное преследование любой экстремистской деятельности в Интернете», – заявил президент ФЕОР.

Поделиться
Отправить

В среду, 22 декабря главный раввин России Берл Лазар совершил визит в Анкару и встретился с президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом. Встреча состоялась в рамках саммита «Альянса раввинов мусульманских государств».

В ходе саммита Берл Лазар принял участие в конференции «мусульманско-еврейские отношения как результат наследия Авраама», провел рабочую встречу с представителем мусульманского духовенства, посетил «Museum of Turkish Jewery» и выступил в качестве одного из ведущих спикеров на торжественном гала-ужине.

Во встрече с президентом Турции также принял участие главный сефардский раввин Турции – Ицхак Халева и председатель «ARIS» – Менди Хитрик. В память об этом памятном мероприятии Эрдогану преподнесли серебряную ханукию – особый подсвечник с  девятью ветвями, который является древнейшим символом иудаизма.

«Альянс раввинов мусульманских государств» – неправительственная организация, созданная в 2019 году. Ее деятельность направлена на развитие еврейской жизни в регионах с преимущественно мусульманским населением. На данный момент в организацию входит более 40 раввинов из разных государств. Работу альянса одобрил главный сефардский раввин Израиля – Ицхак Йосеф.

Поделиться
Отправить

В декабре журналу «Лехаим» исполнилось тридцать лет. За это время журнал, по словам заведующего кафедрой иудаики ИСАА МГУ Аркадия Ковельмана, создал еще одну Еврейскую энциклопедию: «…когда я ищу в Гугле имя писателя, художника или политика, обычно находится умная и глубокая статья из «Лехаима».

В течение месяца редакция получила множество поздравлений от подписчиков, постоянных читателей, авторов и друзей журнала. Главный раввин России Берл Лазар также направил главреду  «Лехаима» Боруху Горину письмо, в котором поздравил его с юбилеем издания.

В своем письме раввин отметил: «мудрецы учат нас, что в жизни есть определенные этапы: в какой‑то момент человек, община или страна начинает что‑то принципиально новое. Да, мы должны расти каждый день, но в какой‑то момент происходит то, что называется «переходом количества в качество», — и мы в одночасье выходим на новый уровень!

Именно в этом главный смысл того, что мы празднуем 30‑летие «Лехаима». Что говорит нам Мишна? «В 30 лет приходит сила». Здесь не просто о физической силе речь — у 20‑летнего физических сил не меньше, — но к тридцати прибавляются еще и силы духовные, знания, опыт… Вспомним: в Храме левиты могли начинать служить именно с 30 лет! То есть это момент особых возможностей.

А где Б‑г дает особые возможности, особую силу, там Он обязательно возлагает особую ответственность. Иными словами, 30‑летие «Лехаима» — это праздник, но вместе с тем и момент для принятия важных решений на новом этапе существования журнала».

Берл Лазар вспомнил об истории становлении журнала, рассказал, как велик был спрос на информацию о еврейской жизни в России в 90-е годы, и как важно было этот спрос удовлетворить. «Община встраивалась в новую реальность, но большинство людей об этом ничего не знали. Именно в этот момент и появилась идея создания «Лехаима».

Говоря о прошедшем недавно празднике Ханука, раввин поделился воспоминанием о первой обложке журнала – на ней красовалась фотография ханукальной меноры, установленной на центральной площади Милана — города, где Берл Лазар родился. По словам раввина, «для читателей это был шок: люди впервые в жизни увидели, что можно открыто демонстрировать свое еврейство».

Берл Лазар напомнил, что именно на Хануку 1991 года еврейская община впервые получила разрешение установить в Москве менору перед Белым домом и провести ханукальный концерт в Кремлевском дворце съездов. «Это поистине было то, что называется «рукой Б‑жьей».

По мнению раввина, в этой открытости и распространении знаний о еврействе и состоит главная задача журнала «Лехаим». «Одно дело — соблюдать дома, совсем другое — нести свет еврейства на площади, передавать свои ценности другим».

Берл Лазар пожелал «Лехаиму», чтобы в юбилейный год журнал обрел не только новые силы сам, но и придал сил своим читателям, всей общине! «Чтобы, читая журнал, люди и впредь узнавали о своих корнях, о своем народе, своей вере и своей культуре — и делали собственную жизнь еще более насыщенной».

Поделиться
Отправить

9 декабря главный раввин России Берл Лазар встретился с губернатором Ульяновской области Алексеем Русских, сообщила пресс-служба Главного раввина России.

Встреча прошла в здании Московского еврейского общинного центра в Марьиной Роще. В ней так же принял участие председатель Ульяновской еврейской общины Игорь Дабакаров. Стороны обсудили вопросы развития региона, эпидемиологическую ситуацию в области, пути расширения сотрудничества в духовных и гуманитарно-образовательных сферах.

Как отметил А. Русских, «в Ульяновской области проживает множество национальных общин, поэтому чрезвычайно важно уделять внимание межконфессиональному диалогу и взаимному обогащению культур». Губернатор рассказал, что недавно по приглашению Игоря Дабакарова посетил ханукальный вечер в ульяновской еврейской общине, и зажег свечу на ханукие.

Берл Лазар подчеркнул, что, если глава региона находит в своем графике время для участия в мероприятиях, связанных с духовностью, и проявляет внимание к нуждам традиционных конфессий, «это многое говорит о личности самого губернатора и об атмосфере в регионе в целом».

Алексей Русских поделился планами по экономическому и социальному развитию области и положительно отозвался об инициативе строительства еврейского общинного центра в Ульяновске. Главный раввин России, в свою очередь, пообещал, что будет рад способствовать привлечению израильского опыта к перспективным секторам экономики региона и пояснил, что двери общинного центра всегда должны быть открыты для всех желающих. «Речь ведь не только о синагоге, где люди молятся, – заметил Берл Лазар. – Общинный центр — это нечто гораздо большее. Настоящий маяк духовности для всех жителей региона. В нем должны быть и библиотека, и актовый зал, где проходят культурные мероприятия, и музейная экспозиция. Не менее важна и спортивная составляющая, программы для развития детей, поддержки пенсионеров, волонтерские и благотворительные проекты».

В завершении встречи губернатор рассказал о новом аэропорте, который открылся в Ульяновске. Он выразил надежду, что, когда эпидемиологическая ситуация в мире стабилизируется, и международное авиасообщение полностью восстановится, к уже существующим ближневосточным рейсам добавятся и регулярные перелеты в Израиль.

Поделиться
Отправить

В течение ханукальной недели, которая в этом году началась вечером 28-го ноября (25-го кислева) и продлилась до 6-го декабря (2-го тевета), главный раввин России Берл Лазар посетил ведущие московские ВУЗы, встретился со студентами и принял участие в зажигании меноры – особого  праздничного светильника.

Вечером 30 ноября раввин выступил по приглашению Всероссийского союза еврейских студентов перед студентами Московского Государственного института международных отношений (МГИМО) и зажег третью ханукальную свечу. В своем выступлении он рассказал об основных законах Хануки и их значении для современной жизни. По его словам, главный урок Хануки – настойчивость в достижении целей, верность своим принципам, оптимистический взгляд на жизнь.

Лидер еврейской общины отметил, что «Ханука – это единственный праздник, который мы празднуем так, чтобы его было видно на улице. В  этом году традиционное зажигание первой ханукальной свечи на Театральной площади было под вопросом из-за противоэпидемических мер. Но в самый последний момент разрешение все же было получено. Церемония состоялась при большом стечении людей – прихожан, друзей общины и всех москвичей, кто захотел разделить с нами радость праздника. Это учит нас тому, что никогда нельзя отчаиваться и опускать руки. Необходимо делать все, что от нас зависит в материальном мире, и тогда помощь свыше обязательно придёт».

Вечером 4-го декабря Берл Лазар посетил ханукальное мероприятие, организованное лидером еврейской студенческой общины Высшей школы экономики – раввином Моти Кантором. В ходе встречи раввин Лазар зажег ханукальный светильник и отметил, что Ханука – это не только память о чудесах, которые случились с нашими предками много лет назад, это свидетельство того, что чудеса случаются и сегодня.

У каждого, по словам раввина, есть возможность реализовать свои мечты, нужно только приложить к этому усилия! «Нельзя получить пятерку за экзамен, не потрудившись. Но, если вы готовились, старались – как маккавеи делали все для победы – то наверняка достигните успеха! И это то, чего я желаю всем вам – чтобы чудеса, которые сопровождали нас тогда, случались и сегодня»!

В тот же вечер главный раввин России посетил кампус Еврейского университета в Отрадном, где провел праздничную трапезу со студентами и руководителем ВУЗа – раввином Эли Рисом. В ходе встречи Берл Лазар пожелал студентам успехов в учебе и сказал:

«Каждый из нас иногда испытывает ощущение, что вокруг сгущается темнота. Как с этим бороться? Ответ простой – нести свет другим, заботиться об окружающих. Следуя этому принципу, мы вдруг обнаруживаем, что и внутри нас стало больше света, а темнота рассеялась сама собой. Это самая большая радость – помогать другому! Ханука учит нас – хочешь быть счастливым, зажги свечу, принеси свет тем, кто в нем нуждается, и тогда для тьмы просто не останется места!»

Поделиться
Отправить

Главный раввин России Берл Лазар вечером 28 ноября зажег на Театральной площади в Москве первую ханукальную свечу и поздравил евреев с праздником, сообщает «Интерфакс».

«Почему мы зажигаем свечи Хануки на улице, чтобы было всем видно? Обычно человек говорит: если будет возможность, тогда я буду действовать, а если нет – я опускаю руки. Ханука учит, что все ровно наоборот! Именно когда я буду действовать, появится возможность. Мы знаем, что Бог рядом, даже когда мы находимся в сложной ситуации», – рассказал Главный раввин России об аллегорическом смысле праздника. Он поблагодарил власти города, которые пошли навстречу еврейской общине и разрешили публичное мероприятие в условиях пандемии. «Мы благодарны властям, которые понимают, что отменить этот праздник было бы большой ошибкой. Пусть люди радуются, пусть черпают от этого праздника уверенность», – заявил Лазар.

На церемонии зажигания присутствовали не только представители еврейской общины, но и сотни людей разных национальностей, которые находились на площади. Соблюдались все меры предосторожности, связанные с эпидемией коронавируса, отмечают в пресс-службе раввина.

После зажжения свечи начались гуляния, играла еврейская музыка, люди танцевали. Ранее Лазар, поздравляя единоверцев, отметил, что Ханука позволяет преодолеть страх, возникающий во время пандемии. «Почувствовать силу внутри себя, осознать, что внешние ограничения не могут помешать нам жить полноценной жизнью, что только от нас самих зависит, сколько света мы увидим».

В этом году евреи отмечают Хануку с 28 ноября по 6 декабря. Праздник посвящен чуду восьмидневного горения светильника в древнем иерусалимском храме. По преданию, масло, необходимое для зажигания храмового светильника, осквернили враги. Евреи нашли лишь один кувшин «чистого» масла. Его должно было хватить только на сутки, но чудесным образом хватило на восемь дней горения – именно столько времени было нужно для приготовления нового масла. Традиция зажжения первой ханукальной свечи на площадях Москвы зародилась в 1990-е годы, и на это событие приглашают всех желающих.

Поделиться
Отправить

Главный раввин России, поздравляя верующих с Ханукой, напомнил, что главная задача Хануки, как и каждого еврейского праздника – не столько вспомнить о тех или иных исторических событиях, «сколько самим почувствовать чудо, которое случилось тогда, и верить, что такие чудеса Б-г дает нам и при жизни нынешнего поколения». Он отметил, что во 2 в. до н.э., когда и происходили события, в память о которых мы отмечаем праздник, язычники требовали, чтобы евреи подчинились их формальной логике. И выполняли только те заповеди, которые поддаются рациональному объяснению. «Именно поэтому они не разбили кувшины с освященным маслом в Храме, а просто раскрыли их: дескать, мы не против, чтобы вы зажгли светильники. Но что масло должно быть освященным – это просто «суеверие», этого мы вам сделать не дадим», – писал Лазар.

Но, по его словам, евреи тогда поступили вразрез с бытовой логикой. «Найдя один кувшинчик неоскверненного масла, они сразу зажгли храмовый светильник, хотя прекрасно знали, что масла здесь только на сутки, чтобы изготовить новое, потребуется неделя, а зажигать светильник на один день нет смысла – ведь менора должна гореть постоянно, день за днем! Формальной логике язычников они противопоставили истинную логику, что дана нам в Торе: все законы природы от Б-га, и Он, если сочтет нужным, может через них переступить и явить людям чудо! И именно потому, что наши предки полностью вверились Г-споду и зажгли храмовый светильник, не дожидаясь, когда у них появится новый запас освященного масла – именно поэтому Б-г явил им чудо Свое!» – подчеркивал Главный раввин России. «Что это значит в сегодняшней ситуации?» – задался вопросом Лазар и сам же ответил: «В каком-то смысле мы сейчас находимся в сходном положении с нашими предками. У очень многих возникли трудности, не видно возможностей для полной самореализации, для того, чтобы увидеть настоящий свет в жизни. Возникает ощущение замкнутого круга, контакты ограничены, приходит темнота, И как раз Ханука поможет этот страх преодолеть – почувствовать силу внутри себя, осознать, что внешние ограничения не могут помешать нам жить полноценной жизнью, что только от нас самих зависит, сколько света мы увидим! Именно поэтому мы прибавляем в наших ханукальных менорах по свече каждый день: в первый вечер Хануки зажигаем одну свечу, во второй уже две, затем три и так далее, до самого завершения праздника, когда будут гореть все восемь свечей меноры. Это позволит нам каждый день видеть больше света внутри себя – ну, и, конечно, больше света распространить наружу. Ведь когда обретаешь свет в себе – ты можешь и должен».

«Да, время сейчас непростое. Но Ханука дает нам уверенность, что с Б-жьей помощью мы все преодолеем. Пусть свет Хануки ярко сияет в каждом доме, в каждой еврейской душе!» – резюмировал Главный раввин России.

Президент Федерации еврейских общин России, раввин Александр Борода напомнив об истории Хануки, писал: «В Хануку мы открыто говорим о чуде спасения еврейского народа, о сохранении нашей веры и культуры. Мы зажигаем Ханукию дома и на главных площадях, а Хануку называем праздником света, фестивалем огней. Мы часто слышим о том, как даже маленькая свеча способна разогнать густую тьму и о том, как важно привнести как можно больше света в этот мир. И действительно, это главный постулат праздника с неоспоримым и истинным посылом» Он отмечал, что слово «Ханука» является однокоренным со словом «хинух» (воспитание и образование), и мы особенно фокусируемся на воспитании детей во время праздника, когда они сами зажигают свою Ханукию и получают «ханука гелт» (ханукальные деньги), чтобы они учились или даже приучались отделять от полученных денег часть на благотворительность. «Но в еврейском мировоззрении воспитание не ограничивается возрастом, мы призваны воспитывать и обучать себя всю жизнь… В книге царя Соломона «Мишлей» (Книга притчей) сказано: «Воспитывай отрока согласно пути его так, что, когда он состарится, не собьется с этого пути». Комментаторы поясняют, что означает «этот путь» — это путь воспитания себя на протяжении всей жизни. Один из важнейших уроков Хануки не только в воспитании детей, но в воспитании нас самих, порой гораздо сложнее приучить себя быть последовательным в добрых делах, чем поучать других. И мы видим, что действительное воздействие возможно только тогда, когда мы сами исполняем заповеди», – заявлял Борда.

Президент Федерации еврейских общин России также подчеркивал, что неотъемлемой частью хинуха является последовательность, поэтому в Хануку каждый вечер мы добавляем по одной свече. «Мы не сразу зажигаем все светильники, но проделываем определенный путь, постепенно привнося все больше света», – напомнил он. По словам Бороды главная задача света ханукальных свечей – выполнять функцию духовного маяка, указывающего куда человеку необходимо следовать и к чему стремиться. «Зажигая светильник, мы выполняем заповедь для себя, но одновременно с этим, выставляя менору на хорошо обозримое место, мы помогаем и другому человеку, напоминаем ему о его личном долге, ведь недостаточно только наблюдать ханукальный свет, важно самому зажечь его», – подчеркнул он.

Праздник Ханука один из двух еврейских праздников, установленных мудрецами, в отличие от праздников заповеданных в Торе, в праздник разрешена работа. С наступлением темноты восемь вечеров Хануки принято зажигать специальный подсвечник – Ханукию или ханукальную менору. В первый вечер зажигают одну свечу или лампадку с оливковым маслом, во второй – две, и так прибавляют по одной свече до последнего вечера, когда зажигают все 8 свечей. Также на меноре есть отдельный подсвечник, предназначенный для служебной свечи (шамаш), которой зажигают ханукальные свечи. По еврейскому календарю Ханука наступает 25 числа еврейского месяца Кислев и длится до 2 Тевета, что в этом году соответствует 28 ноябрю (с наступлением темноты) и 6 декабрю (до наступления вечера). В этот праздник принято открыто сообщать о чуде, проводить время в радости, есть пончики и латкес (картофельные драники).

Поделиться
Отправить

Основной причиной антисемитизма в мире является безнаказанное распространение ложной информации, заявил Главный раввин России Берл Лазар, выступая на Третьей Московской международной конференции по противодействию антисемитизму и ксенофобии «Защитим будущее», сообщает Пресс-служба главного раввина России.

«В Интернете тиражируется много мифов и высказываний, разжигающих ненависть. К сожалению, зачастую на такого рода явления мы не видим какой-то серьезной реакции от властей. Например, во время эпидемии коронавируса можно было прочитать много версий о том, что эпидемия – это якобы результат еврейского заговора, что этот вирус придумали евреи и тому подобные измышления… Когда разгораются споры о прививках – неважно, высказывается ли человек за или против – все равно можно услышать версии о том, что в распространении болезни виноваты евреи», – подчеркнул раввин.

Берл Лазар отметил, что именно ради устранения мифов о евреях, община ведет просветительскую работу. «Наша задача – рассказывать о том, какие мы на самом деле. Чтобы любой человек мог зайти, задать вопросы и узнать, кто мы такие. Мы открыты», – заметил раввин. Также он указал на ведущую роль государства в искоренении антисемитизма.

Берл Лазар рассказал историю из своего детства, когда он слышал рассказы от своих родителей, чудом спасшихся от Холокоста. Тогда он спросил отца, в какой момент еврей должен понять, что из это й страны нужно бежать. Ответ был таким: в тот момент, когда государство отказывается защищать своих граждан. Главный раввин России подчеркнул, что в России в деле борьбы с ксенофобией достигнуты определенные успехи, ситуация улучшается. Тем не менее работы в этой сфере еще много, заключил он.

Поделиться
Отправить

Конференция Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ), Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) и Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) была организована с целью обнаружить и обсудить методы противодействия антисемитизму и дискриминации при помощи образования. Мероприятие стало площадкой для дискуссии общественных деятелей, методистов, учителей и других педагогов, внедряющих механизмы противостояния нетерпимости для разных социальных групп.

Генеральный директор Еврейского музея и центра толерантности Александр Борода выступил на конференции в блоке о работе культурных институций и общественных организаций и их сотрудничестве со школами и учителями. «На протяжении всей истории мы сталкиваемся с трагическими проявлениями жестокости и варварства. И в истоках зарождения ксенофобии в большинстве случаев лежит страх перед иным и непохожим, нежелание быть терпимым к иному мировоззрению, а также неуважение к традициям представителей других религий и национальностей. На примере истории мы понимаем, что очень сложно предугадать, какая социальная или этническая группа станет будущей жертвой дискриминации».

Он подчеркнул, что Центр толерантности в своих программах пытается бороться с этими явлениями, противопоставляя им уважение, принятие, интерес, сотрудничество и сопереживание. Александр Борода подробно рассказал о создании таких программ: «Прежде чем создавать программу или технологию, мы анализируем ее необходимость, и только после этого приступаем к разработке. После готовности пилотной версии мы запускаем ее на мультимедийной площадке Центра толерантности, что дает нам время и возможности на доработку образовательных технологий. Только после того, как каждое занятие посетят тысячи подростков, мы готовим методический пакет, куда входят все необходимые материалы и инструкции для проведения занятий, а также мультимедийные материалы».

Далее методический пакет проходит обязательную экспертизу Министерства Просвещения. После экспертизы он готов для реализации в школах. Образовательная лицензия Центра толерантности позволяет провести повышение квалификации педагогов для работы по новому методическому пакету. Таким образом, один педагог реализует программу с несколькими сотнями школьников, а за все время работы Центр обучил десятки тысяч педагогов. Это позволяет ему резюмировать охват профилактических программ в несколько миллионов учащихся. «Постоянные партнеры центра – органы государственной власти федерального и регионального значения, ведущие вузы страны», – подчеркнул Александр Борода. «Занимаясь профилактикой ксенофобии и экстремизма, мы понимаем, что нам важно работать совместно не только с индустрией образования, но и со смежными отраслями – субъектами молодежной и национальной политики».

В последние годы работа Центра выходит на международный уровень, и мы будем рады расширению круга наших иностранных партнеров». Он рассказал о флагманских продуктах Центра толерантности, упомянув среди них программу подготовки участников организации Чемпионата мира по футболу 2018 (для FIFA), программу для профилактики экстремизма среди молодежи «Код БЕЗопасности», а также прикладные лекции для родителей, которые проходят совместно с Московским институтом психоанализа. По его словам, общее количество подобных проектов Центра толерантности приближается к 150.

 

Поделиться
Отправить

Главный раввин России Берл Лазар 30 сентября 2021 года заложил памятный камень в честь восстановления хоральной синагоги города Самары на улице Садовой. Таким образом, дан символический старт нового этапа реставрации уникального здания, проводимой при поддержке властей региона и спонсоров.

В церемонии также приняли участие губернатор Самарской области Дмитрий Азаров, депутат Госдумы Александр Хинштейн и главный раввин Самарской области Шломо Дайч.

– Духовная сила нужна людям не меньше, чем инфраструктура, транспорт или предприятия – она помогает строить правильное общество, — сказал раввин, отметив, что после реставрации это будет не просто синагога, но «место, где люди будут встречаться, общаться и вместе радоваться».

В ходе публичной дискуссии, организованной после закладки камня бизнес – клубом «Соломон», лидер российских евреев подчеркнул, что в Самаре состоялось историческое событие, означающее торжество справедливости.

– Примерно 120 лет тому назад евреи построили синагогу, потом при коммунистическом режиме все было разрушено: не только облик, но духовность, которую вкладывали в синагогу. Сегодня, слава Б-гу, в Самаре еврейская жизнь развивается. И, слава Б-гу, что мы можем показать всему миру, что в России сегодня, отношение к религии, отношение к ценностям занимает важнейшее место. В Самаре мы чувствуем поддержку от губернатора, от бизнесменов, причем не только от евреев, от населения в целом, – сказал Берл Лазар.

Губернатор Дмитрий Азаров отметил, что работа по восстановлению синагоги объединяет разных людей, которые испокон веков живут в Самарской области в мире и согласии.

– У меня нет сомнений, что это уникальное, удивительное здание станет центром притяжения людей разных национальностей, разных вероисповеданий, жителей и гостей региона, — сказал он.

Хоральная синагога Самары, построенная в 1908 году по проекту известного архитектора Зельмана Клейнермана, входит в список 10 красивейших синагог мира. Здание было возведено на средства от добровольных пожертвований и вмещало более 1300 человек. Самарская хоральная синагога после постройки стала второй по величине в мире после Большой синагоги Будапешта. В 1928 году Советская Власть закрыла синагогу, переоборудовав ее в Дом культуры имени III Интернационала. Позже в здании располагался хлебозавод, просуществовавший до начала 1990-х годов. В 1998 году здание было полностью освобождено и передано еврейской общине Самары. Реставрация началась в 2018 году, но из-за отсутствия финансирования в 2020 году объект законсервировали. Сейчас работы возобновлены.

Поделиться
Отправить

Выбор редакции