Федерация

Главный раввин России Берл Лазар и президент Федерации еврейских общин России (ФЕОР) Александр Борода поздравили российских евреев с праздником Суккот, начинающимся вечером 29 сентября.

Главный раввин России отметил, что праздник Суккот – праздник, который в Торе назван «временем нашей радости», что значит, в частности, что все заповеди этого праздника служат символами радости, а уроки это праздника учат нас как обрести настоящую радость в жизни. «Какая главная заповедь Суккота? Конечно – поставить шалаш и в течение семи дней проводить там время, принимать там пищу. Это заставляет нас вспомнить о том времени, когда наши предки, выйдя из Египта, жили в пустыне. Радовались они? Несомненно! Прежде всего, потому что стали, наконец, свободными людьми. А еще радовались, потому что понимали, что Б-г дает им защиту даже в трудной ситуации – раскрыл воды морские, даровал манну, дал воду, даже навел облака, чтобы люди не страдали от чрезмерной жары! То есть – не просто вывел народ Свой из рабства на свободу, но и предоставил для этой свободной жизни возможный комфорт», – писал Б.Лазар.

Он напомнил о еще одной важной заповеди Суккота – взять четыре вида растений: этрог, иву, мирт и пальмовую ветвь. Как заметил Главный раввин России «четыре вида» — это символ единства еврейского народа, поскольку эти растения символизируют четыре категории евреев: те, кто и учит Тору, и соблюдает заповеди; те, кто соблюдает, но не учит Тору; встречаются такие, кто учит, но не соблюдает, и те, которые и не учат Тору, и не соблюдают заповеди. «Мы такие разные – но при этом мы едины! И это великая причина для радости, ведь именно благодаря единству наш народ сохранился с древних времен, в то время, как почти все народы древности ныне уже не существуют», – заявил Б.Лазар.

Он также отметил, цитируя мидраш, четыре вида растений, находящиеся вместе на праздничном столе Суккота, не только символизируют единство и дают, таким образом, радость, но и приводит евреев к идее единства. Ветви пальмы должны быть соединены друг с другом. Ива растет купами – ее ветви даже переплетаются вместе. У мирта из каждого бутона на ветке обязательно выходят три листика – не бывает так, чтобы только один. Что же до этрога – это вообще удивительная вещь: единственный плод, который продолжает расти и развиваться круглый год, в любой сезон и в любую погоду. «Что здесь имеется в виду? Необходимым условием единства – и вообще хороших, дружеских отношений между людьми, – является полноценность. Когда человек уверен в себе, когда он знает, что Б-г даст ему силу и средства, чтобы решать возникающие проблемы – такой человек и к окружающим относится позитивно, настроен жить в мире, уважать ближнего, помогать ему. А когда человек ощущает себя полноценным, созревшим для единства, он обязательно чувствует связь с Б-гом и знает, что всегда получит помощь от Б-га. А это важнейший источник нашей радости. Именно такой связи со Вс-вышним я желаю вам в эти праздничные дни – и дай Б-г, чтобы радость Суккот осталась с вами на весь наступивший год!», – заключил Главный раввин России.

Президент ФЕОР в своем поздравлении напомнил, что во время праздника в общинах по всему миру обязательно будут красивые и уютные шалаши, угощения для семьи и друзей, и будет один из самых неординарных праздников еврейской традиции. «С одной стороны, он радостный, он подразумевает веселье, песни и танцы. С другой стороны, он продолжает общую для праздников Тишрея тему духовной работы», – отметил А.Борода.

Он также подчеркнул, что основная заповедь Суккота — жить неделю в специально построенных шалашах, которые напоминают о странствиях народа Израиля в пустыне, когда его со всех сторон окружали Облака Славы. «Находясь в сукке, человек автоматически становится окружен заповедью и таким образом получает один из важнейших уроков праздника: мы должны, и мы можем устроить себе праведное и правильное окружение. Трудно бороться с пороками и сопротивляться жизненным невзгодам; гораздо эффективнее изначально окружить себя хорошими людьми, добрыми и позитивными занятиями, продуктивными планами, которые помогут пережить любые трудности и найти созидательный смысл в жизни. И если мы пойдем таким путем, то нас не оставят на произвол судьбы — Всевышний следует с нами и оберегает нас, также как оберегал наших предков более трех тысяч лет назад», – писал президент ФЕОР.

Поздравляя российских евреев и желая им встретить Суккот в кругу родных и любимых людей в приятном и украшенном шалаше, ощутить присутствие Всевышнего и Его благословения, А.Борода призвал их поддержать в дни праздника тех, кто нуждается, чтобы поддержавшим «было ниспослано еще больше сил и возможностей для новых добрых свершений».

Справка: Суккот, называемый также Праздником шалашей (сукка означает «шалаш»), длится семь дней. Данная традиция восходит ко временам Исхода из Египта, когда евреи жили в переносных жилищах, а от песка, дневной жары и ночного холода пустыни их защищали Облака славы, посланные Всевышним — все семь дней праздника иудеи устраивают трапезы в шалашах в память об этом. В сукке принято веселиться, угощать гостей, молиться и отдыхать. Обязательные атрибуты праздника — четыре вида растений, каждый из которых символизирует один тип характера человека, а объединяя их, евреи показывают способность к миру и равновесию даже между совершенно разными людьми.

Среди них: цитрусовый плод — этрог; ветвь финиковой пальмы — лулав; ветка мирта — адас; прутик ивы с листьями — арава. В этом году Суккот начинается вечером пятницы, 29 сентября, и заканчивается 5 октября, однако в диаспоре продолжают устраивать трапезу в Сукке и уже в следующий праздник – Шмини Ацерет.

Твитнуть
Поделиться
Поделиться
Отправить

Главный раввин России Берл Лазар поздравил российских евреев с наступлением Йом-Кипура. Он подчеркнул, что Йом-Кипур, День искупления – это одна из самых важных дат в истории еврейского народа, день когда Б-г простил наших предков за грех поклонения золотому тельцу. Простил после того, как евреи поняли свою ошибку и искренне раскаялись в ней. С тех пор Йом-Кипур – это день покаяния перед Б- гом, Б-жьего суда над каждым человеком, день, когда Создатель окончательно решает внести имя человека в Книгу жизни.

«Понятно, что прощение Б-жье – великое благо, которое мы должны заслужить. Поэтому столько ограничений на Йом-Кипур – жесткий пост, чтобы полностью сосредоточиться на духовном, длительные молитвы, чтобы правильно исполнить главную заповедь праздника, заповедь тшувы», – отмечал Главный раввин России.

Как подчеркивает Б.Лазар, обычно слово «тшува» переводят как «покаяние» – и евреи действительно в своих молитвах раскаиваются в ошибках, которые совершили за истекший год. Но правильный перевод этого слова – «возвращение», возвращение к Б-гу. «А что значит «возвращение»? Это значит, что мы не просто просим прощения за неправильные поступки, но обязуемся – перед Б-гом и перед самими собой – никогда их больше не повторять, идти по жизни правильным путем. Это самое главное в нашей жизни. Рамбам говорит, что настоящая тшува наступает, когда человек вновь попал в прежнюю ситуацию, но не повторил греха. Это значит, что он реально осознал ошибку, вернулся на путь Торы, единственный верный путь, ведущий к Г-споду!», – писал он.

Главный раввин России задался вопросом – как мы можем гарантировать себе, что не будем повторять прежние ошибки? Ведь каждому человеку свойственно относиться к самому себе снисходительно, если не оправдывать свои поступки, то, по крайней мере, объяснять их ссылками на всякого рода внешние обстоятельства. «Как раз для того, чтобы помочь нам реально совершить тшуву, наша молитва на Йом-Кипур в качестве обязательного элемента включает то, что на языке Торы называется «видуй» – «исповедь» или, точнее, «признание». Мы должны прямыми словами признать совершенный грех и прямыми словами пообещать себе, что его не повторим. Это нужно не для Б-га – Он читает и понимает мысли каждого из нас. Это нужно нам самим – чтобы, вставая каждый день перед выбором, избегать повторения ошибок, находить верное решение», – ответил он на этот вопрос.

Казалось бы, замечает Главный раввин России, все сказанное выше рисует нам Йом-Кипур как день серьезный и весьма суровый, но на самом деле это праздник, призванный наполнить наши сердца радостью. «Мы радуемся тому, что Б-г простил грех идолопоклонства нашим предкам и спас наш народ в Синайской пустыне. Мы радуемся тому, что разобрались с собственными ошибками и впредь их не повторим. Наша величайшая радость в том, что мы возвращаемся домой, становимся ближе к нашему небесному Отцу. Ну и, конечно же, наши сердца полнятся радостью от понимания того, что Б-г это добро, что за наши добрые дела Он вписывает наши имена в Книгу жизни и скрепляет добрую запись Своей подписью», – отметил он.

«Именно этой великой радости желаю я вам в День искупления, Йом-Кипур!», – заключил Б.Лазар.

Справка: В 2023 году Йом-Кипур начнет вечером 24 сентября и продолжится до следующего заката солнца.

Твитнуть
Поделиться
Поделиться
Отправить

Президент Федерации еврейских общин России (ФЕОР), раввин Александр Борода, направил еврейским общинам России обращение в связи с наступлением Дня искупления, Йом-Кипура.

Он напомнил, что в этот день, когда Всевышний выносит окончательный приговор человеку, мы усердно просим прощения, исповедуясь перед Ним во всех своих деяниях. Рассчитывая на проявление Его милости, напоминая Ему, что Он добр к нам не потому, что мы праведны или безгрешны, но потому что это одно из Его качеств: «Добрый – имя Тебе».

Президент ФЕОР также отметил, что основополагающий принцип еврейского закона «Мера за меру» также применим в наших взаимоотношениях со Всевышним. «Мы стремимся попросить прощения перед Йом-Кипуром у своих близких, потому что знаем, что Небесный Суд прощает за грехи перед Небесами, а последствия грехов перед людьми мы должны постараться исправить сами. Но как же поступить, когда у нас самих просят прощения? Ведь есть не просто обиды, а действия, которые нанесли нам серьезный ущерб, возможно даже изменили нашу жизнь, как нам кажется, не в лучшую сторону. В Талмуде приводится история про действия двух величайших мудрецов Торы раби Акивы и раби Элиэзера в засушливый год. Раби Элиэзер молил о дожде, произнеся двадцать четыре молитвы, но безуспешно. И только после короткой молитвы раби Акивы был послан долгожданный дождь. Глас с Небес пояснил, почему так произошло: «Не в том дело, что кто–то из них праведнее другого, просто этот (раби Акива) уступчив, а этот (раби Элиезер) — нет»», – писал А.Борода.

Он отметил, что еще до наступления дня, в который евреи будут умолять Всевышнего о прощении, они могут сами проявить милосердие и отпустить те негативные мысли, которые не дают им двигаться дальше. «И пусть Всевышний услышит наши молитвы и как любящий Отец вынесет доброе решение о нашей судьбе в будущем году! Желаю вам душевных и физических сил для легкого поста, для глубокого, искреннего раскаяния и также желаю вам найти возможность молиться в этот день в кругу общины! Пусть наши молитвы принесут мир, взаимное понимание и уважение! Хорошей записи в Книги Жизни! Гмар хатима това!», – заключил президент ФЕОР

Справка: В этом году Йом-Кипур начинается вечером 24 сентября, в воскресенье. Он сопровождается строжайшим постом, который длится чуть больше суток. В канун Йом-Кипура принято совершать очищающее окунание в микву, а также капарот, обычай, символизирующий искупление, когда делают пожертвование в пользу нуждающихся. В Йом-Кипур к трем ежедневным молитвам добавляется праздничная, «Мусаф», и «Неила», в ходе которой просят прощения у Творца. Кроме того, накануне прощения просят и у ближних, принимая и их извинения.

Твитнуть
Поделиться
Поделиться
Отправить

Вечером 15 сентября иудеи всего мира начинают праздновать Рош а-Шана – день, означающий наступление нового года по еврейскому календарю.

В преддверии праздника Главный раввин России Берл Лазар и президент Федерации еврейских общин России Александр Борода обратился к еврейской общине страны. Главный раввин России пожелал всем евреям доброго и сладкого Нового года, и того, чтобы их имена, имена тех, кто им дорог, были занесены в Книгу жизни и удостоились доброй подписи.

«Рош а-Шана – это время для осмысления того, что мы делали в истекшем году, для принятия правильных решений на год наступающий. Главная идея праздника это идея тшува – возвращения к Б-гу, приближения к Нему, выполнения той миссии, которую Он на нас возложил. Понятно поэтому, что и наши особые молитвы в дни праздника, и трубление в шофар – все это свидетельства признания царства Б-жьего, осознание допущенных прежде ошибок и обещание их исправить. Все это, конечно, серьезные вещи. Но при этом главное – что у нас праздник, отсюда особый духовный подъем и большая радость», – писал Лазар.

Он также подчеркнул, что Рош а-Шана – это единственный праздник, который приходится на первый день месяца. Он посвящен дню рождения первого человека. И, как сказано в Торе о заповеди трубления в шофар, «надо трубить в начале нового месяца». Иными словами – Рош а-Шана это праздник начала, когда открывается новая страница в жизни, когда можно очень многое начать с чистого листа! Праздник как бы говорит каждому из нас: ты по сути своей человек хороший, поэтому у тебя обязательно найдутся и силы, и духовный потенциал, чтобы начать все снова, чтобы сделать все лучше. И вот мы уже смотрим на себя с позитивным настроем, и говорим себе: все, что я намерен в новом году сделать правильно, обязательно получится!» – заметил Главный раввин России.

Лазар подчеркнул, что каждый человек хочет делать добро. Иначе и быть не может, потому что душу нам дал Б-г, а Он есть начало и сущность всякого добра. В глубине души у нас побуждение именно к добрым делам. И праздник Рош а-Шана как раз дает душе стимул полностью раскрыться, чтобы мы совершали правильные поступки, совершали их с радостью и на подъеме. «Так пусть сейчас каждый из нас посмотрит в свое будущее с радостью, и увидит благословение Г-сподне на всех своих начинаниях», – заключил он. Шана това у-метука!

Президент Федерации еврейских общин России в своем поздравлении отметил, что начало нового года сопровождается красивыми и радостными обычаями, поскольку людям свойственно подводить итоги, строить планы на будущее, давать обещания — как самим себе, так и близким людям. В еврейской традиции в канун нового года также стремятся успеть исправить все свои недостатки и взять на себя праведные обязательства. «Но вопрос в том, кто же для нас самих выступает мерилом верных и неверных поступков? Способен ли человек сам определить, что хорошо, а что плохо? Центральной заповедью Рош а-Шана является трубление в шофар: мы обязаны услышать его пронзительные звуки, которые призывают нас к раскаянию и духовному обновлению, они символизируют коронацию Всевышнего в нашем мире. Исполняя по-настоящему торжественный ритуал, мы провозглашаем Его Царем всего сущего, но в то же время мы прекрасно осознаем, что Царь царей останется Царем и без человеческих почестей. Важнее другое — напомнить самому себе, Кто наш Царь, под Чьим правлением мы находимся, Кто есть наш главный ориентир в жизни», – подчеркивал Борода.

Он отмечал, что Маараль из Праги учит, что мы творим свою действительность и через символические поступки. Звучание шофара помогает нам освободиться не только от рутины, но и от собственных штампов восприятия жизни и ложных идеалов, чтобы мы могли испытать начало грядущего года как что–то на самом деле новое, наполненное потенциалом для перемен к лучшему и хороших поступков. «От всей души желаю вам встретить это бесконечно значимое событие в синагоге с семьей, друзьями и общиной, ощутить радость исполнения заповедей и традиций, зарядиться положительными эмоциями и силами на весь год, чтобы он принес вам здоровье, успех и процветание! Желаю вам хорошего и сладкого года!», – писал президент ФЕОР.

Справка: Название праздника означает «Голова года». Согласно еврейской традиции, в этот день Всевышний решает, какой будет судьба каждого человека в новом году. В связи с этим до начала Рош а-Шана принято снимать с себя данные за год обеты (перед тремя свидетелями) и читать слихот, особые молитвы и отрывки из Торы на тему извинений и покаяния, чтобы тем самым совершить тшуву, раскаяние. При этом дни Рош а-Шана считаются именно праздничными и радостными, в общинах принято устраивать торжественные трапезы с различными блюдами, окунать дольку яблока в мед и желать друг другу хорошего и сладкого года. В синагогах слушают шофар, духовой инструмент из бараньего рога, звучание которого знаменует начало нового года и призывает слушающих самостоятельно оценить все свои прошлые поступки.

В 2023 году Рош а-Шана начинается вечером 15 сентября, и длится два дня до вечера 17 сентября.

Твитнуть
Поделиться
Поделиться
Отправить

В преддверии праздника Шавуот, который в этом году начинается вечером 25 мая, Главный раввин России Берл Лазар обратился к еврейской общине страны с поздравлением.

Он напомнил историю из Талмуда о том, как Моше рабейну взошел на гору, чтобы получить Тору и заповеди из рук Б-га, и его там встретили ангелы. «И ангелы спросили Г-спода: что делает здесь этот человек? Б-г ответил: он пришел получить Тору. Ангелы изумились: Тора всегда была с нами, зачем отдавать ее людям, они все равно не смогут понять всю глубину Б-жественной мудрости. А Б-г тогда обратился к Моше: дай им ответ. Моше задал ангелам три простых вопроса. Есть ли у вас отец и мать? Занимаетесь ли вы торговлей? Живете ли вы среди народов, которых надо научить вере в Б-га единого? И, когда на все эти вопросы ангелы ответили «нет», он объяснил им, что Тора людям нужнее, чем жителям небес. Ведь что ангелу заповедь «чти отца и мать», если у него нет родителей? Что ему заповедь «не кради», если он не занимается бизнесом и нет для него опасности позавидовать или обмануть? И что ему первая заповедь, заповедь о едином Б-ге, если ее негде и незачем применять?!» – отметил Б. Лазар.

По его словам, именно в этом и заключается главная суть Торы, главный смысл того, что Б-г дал ее евреям, а через них – и всему человечеству. «Да, мы знаем, что есть в Торе места, которые человеческому разуму доступны лишь отчасти: ведь это мудрость Вс-вышнего, и понятно, что человеческий разум не может постичь ее в полной мере. Но Тора – это прежде всего призыв к действию, наша задача не только учить Тору, но прежде всего жить по Торе!» – заявил Главный раввин России, призвав жить по Торе каждый день и каждый час, в делах судьбоносных и в делах будничных: в семье, в бизнесе, в обществе. Уроки Торы, по его словам, заключаются даже не столько в том, чтобы научить нас правильно понимать и чувствовать, сколько в том, чтобы научить нас правильно поступать в любых жизненных ситуациях. Именно в действиях наших проявляется истинная связь человека с Б-гом. «Почему это так? Потому что смысл дарования Торы — это соединение неба и земли, соединение через материальное действие. Моше взошел на гору – Б-г спустился к нему навстречу. Это нам урок: чтобы реально подняться к Б-гу надо не просто учить Тору, получать знания – надо строить жизнь по Б-гу, по Его закону и заповедям. То есть – учить Тору, чтобы ее применять на практике, соединять духовное и физическое, вводить духовные идеи во все сферы материальной жизни!» – подчеркнул он.

«Именно поэтому большая часть Талмуда посвящена чисто практическим делам, поведению человека в тех или иных жизненных ситуациях. И, наверное, именно поэтому наше традиционное поздравление на Шавуот это пожелание принять Тору «бесимха увифнимиют» – «с радостью и внутрь себя». Сделать Тору неотъемлемой частью своей практической жизни. Жить по Торе во всех делах. Вот тогда жизнь становится полноценной и радостной. Этого я от всего сердца желаю каждому из вас», – заключил Б.Лазар.

Твитнуть
Поделиться
Поделиться
Отправить

В преддверии праздника Песах, который в этом году начинается вечером 5 апреля, Главный раввин России Берл Лазар обратился к еврейской общине с поздравлением. В нем он напомнил о том, что в начале пасхального седера сын задает отцу четыре вопроса. Почему в эти дни мы должны обмакивать еду в соленую воду, а марор в харосет? Почему едим только мацу, а не обычный хлеб? Почему едим не любую зелень, а только марор? Почему за столом седера принято сидеть, откинувшись, а не прямо, как обычно?

«На самом деле, у ребенка могут возникать и другие вопросы, потому что за столом он видит вещи странные и необычные: во время других праздничных трапез таких нет. И эти необычные вещи включены в процедуру седера специально, у них есть важная задача», – отметил Главный раввин России. По словам Б.Лазара она заключается в том, что в дни праздника каждый человек должен чувствовать себя именно так, как чувствовали себя наши предки, выходя из Египта. «Более того: чувствовать, как будто это он сам, – здесь и сейчас, – вышел из Египта! И не просто чувствовать: надо еще и показать это чувство всем, кто находится рядом, прежде всего своим детям! Мы проходим тот же путь, что прошли наши предки, и это позволяет нам проникнуться их чувствами; и мы показываем этот путь всем вокруг, чтобы они увидели в этом, пример для себя. Зачем это все нужно?

Прежде всего – чтобы самим понять и другим показать, что Б-г не только наших предков во времена Моше рабейну вывел из рабства на свободу. Он так же выводит на свободу каждое поколение, каждого человека! Поэтому и радость у нас должна быть, как у тех, кто реально вышел из Египта, и благодарность Г-споду за чудеса такая же. И когда мы показываем эту радость и благодарность окружающим, мы, тем самым, их тоже побуждаем идти к свободе!» – подчеркнул он.

Отметив, что никто из людей нашего поколения не находился в рабстве, как то бывало в древности, главный раввин России задался вопросом – всякий ли может сказать, что он полностью свободен? И может ли кто-нибудь вообще сказать, что он всегда и во всем был свободен? Б.Лазар напомнил, что в мире есть множество вещей, которые ограничивают нашу свободу, не дают нам говорить и делать то, что мы считаем правильным и необходимым. «Это и наши внутренние ограничители – страх, неуверенность в себе, – и ограничители внешние, разного рода общественные предрассудки. Кстати: в нашем святом языке слово «Мицраим», Египет, имеет общий корень со словом «мецарим», «ограничения»! Только выйдя за пределы ограничений человек становится реально свободным и может полностью реализовать тот потенциал, которым наградил его Б-г! «Шулхан арух» нам предлагается целый ряд законов правильного поведения. И первый из них: «Не надо стесняться перед насмешниками»! Мы ведь нередко в жизни делаем что-то ненужное или не делаем что-то, что считаем правильным, единственно из опасения «а-что-люди-скажут»? Вот это и есть реальная несвобода! А свободный человек поступает как раз наоборот: он делает то, что заповедал ему Б-г, не обращая внимания на предрассудки в обществе. Более того: он делает это демонстративно, чтобы все вокруг видели, чтобы подать другим пример свободного поведения!» – отметил он.

«Иными словами: я свободен, когда мир не влияет на меня, а я могу на него повлиять в сторону добра. Именно этого я хочу пожелать сейчас каждому из вас: стать свободными, как наши предки, когда вышли из Египта, и подать пример освобождения своим друзьям и близким; в полной мере реализовать собственный потенциал и помочь самореализоваться тем, кто вам дорог. Встанете на этот путь – и Б-г вам поможет, как помог Он евреям во времена Моше рабейну!» — заключил Главный раввин России.

Твитнуть
Поделиться
Поделиться
Отправить

Песах — это праздник в память об Исходе еврейского народа из Египта. В этом году он начинается вечером 5 апреля и продолжается восемь дней до вечера 13 апреля.

Существует несколько главных заповедей Песаха. До начала праздника необходимо избавиться от квасного, называемого хамец, во всех его видах: для этого в домах проводят тщательную уборку, а если хамеца много, то его продают по специальной форме. В первый день Песаха проходит пасхальный седер — особая трапеза, в ходе которой читают молитву и рассказывают об Исходе. Отдельными заповедями праздника являются маца, четыре бокала вина, а также горькая зелень — марор, напоминающий о горечи рабства, и харосет (смесь тертых яблок и орехов) —символ глины и рабского труда.

Полный текст поздравления президента ФЕОР приводится ниже.

«Уважаемые друзья! От имени Федерации еврейских общин России и от себя лично поздравляю вас с праздником Песах! Одной из центральных заповедей Песаха является маца. Даже сильно ассимилированные семьи во все времена старались приобрести мацу на этот праздник. В Талмуде сказано, что именно Песах и заповедь брит–милы наиболее сильно связаны с еврейским народом. Поэтому маца стала символом не только праздника Свободы, но в какой–то мере и самого еврейского народа. Если говорить о традиционной еврейской кухне, то она очень различается в соответствии с местностью, где та или иная община проживает. И лишь маца объединяет кухни каждой общины: пресный хлеб, заповеданный нам самой Торой, одинаков для всех евреев мира. Весь год мы едим сдобный хлеб, статус которого и уважение, к которому в иудаизме очень высоко. Мы омываем руки перед тем, как его есть, и читаем специальную молитву. При исполнении важнейших заповедей мы устраиваем трапезы и обязательно едим хлеб. Но все же только маца называется хлебом веры и хлебом исцеления. Обычный хлеб же на период Песаха ставится под серьезный запрет и называется хамецом. Но так ли сильно маца отличается от хамеца, который мы должны тщательно выискивать перед праздником?

Да, безусловно, это разные продукты, но технологически, пресный хлеб от квасного отличается только коротким отрезком времени, который проходит от замеса теста до начала выпекания. Вы замесили тесто для мацы, но стоит немного помедлить, — и это уже хамец. Какой общий жизненный принцип мы здесь обнаруживаем? Благие поступки не терпят промедления точно таким же образом. Когда мы сомневаемся или медлим, есть вероятность упустить возможность совершить что–то полезное, можно потерять вдруг возникшее вдохновение, которое подталкивало нас к доброму делу. А ведь согласно еврейскому закону, мы не можем отмечать Песах, пока в нашем доме находится хоть крошка квасного. И так же мы не можем улучшить мир или помочь ближнему, пока в нашей душе остается невычищенным даже единственный повод для промедления или сомнения. Поэтому давайте будем внимательнее к себе и нашим близким, давайте служить им той свечой, которая помогает нам отыскать хамец, и давайте поддерживать их в соблюдении заповедей, чтобы у нас всегда было больше причин для хороших дел и меньше причин для колебаний. От всей души поздравляю всех вас с праздником Песах и желаю, чтобы Всевышний ниспослал вам силы для благих свершений! Пусть пасхальная неделя пройдет для вас в радости дружеского и семейного общения! Песах кошер ве самеах!»

Твитнуть
Поделиться
Поделиться
Отправить

Главный раввин России Берл Лазар поздравил еврейские общины страны с праздником Пурим. В своем поздравлении он напомнил, что Пурим – самый веселый праздник в году.

«В эти дни мы вспоминаем историю чудесного спасения нашего народа от злодеев, которые хотели его уничтожить. Мы читаем «Мегилат Эстер», в которой все эти события изложены подробно: пиры у царя Ахашвероша, которые длились без перерыва 180 дней, интриги царского министра Амана, готового на все, чтобы получить приказ истребить евреев, мудрость и отвага Эстер, сумевшей, с Б-жьей помощью, разоблачить заговор и наказать злодеев… И, наконец, радость чудесного спасения – праздник, который наши Святые книги призывают нас «сделать днями пиршества и веселья, посылая мишлоах- манот друг другу и подарки бедным»» – писал Б.Лазар. Н он также обратил внимание на то, что у других праздников заповеди непосредственно связаны с теми событиями, о которых мы в эти дни вспоминаем. «Песах – память об исходе, и мы едим мацу; Суккот – память о жизни в пустыне, и мы сидим в шалашах; Ханука – память о чуде светильника, и мы зажигаем менору. А заповеди Пурим рождают вопрос: какая связь между ними и спасением от козней злодея Амана?» – спрашивал Главный раввин России. И сам же отвечал: «Связь, конечно же, есть – только относится она не к внешним событиям, а к внутреннему состоянию людей, которым Б-г даровал чудо спасения. Аман замыслил истребить наш народ, потому что считал, что евреи «разбросаны и рассеяны», то есть с ними будет можно легко расправиться.

В Талмуде сказано, что Б-г попустил злодейский замысел Амана, потому что наши предки «получали удовольствие от пиров злого царства» – то есть, просто говоря, предпочли в какой-то момент развлекаться при дворе, вместо того, чтобы помогать друг другу и совершать добрые дела. Так что здесь речь не только об одном эпизоде нашей истории, но о судьбоносном выборе, с которым сталкивается каждый человек, в каждом поколении!». Как подчеркивал Б.Лазар именно об этом нам рассказывает «Мегилат Эстер», именно в этом универсальность Пурим. «Истинная радость приходит не от развлечений, не от погони за эфемерными удовольствиями: истинную радость мы получаем от того, что дружим, что помогаем, что подставляем плечо ближнему. Кстати, и современная психология учит, что такое поведение дает человеку гораздо лучшее самоощущение, чем любые эгоистические удовольствия. И как раз для этого самоощущения мы совершаем мишлоах-манот – чтобы радость пришла и к получателю, и к дарителю. То же самое подарки бедным – здесь в Святых книгах не используется привычное нам слово «цдака», потому что это не благотворительность, это именно дары на радость нам самим, кто эти дары посылает и чувствует благодарность получателя! А пуримское пиршество – это уже наша благодарность, мы говорим спасибо Б-гу за чудеса и чувствуем себя радостными, уверенными в завтрашнем дне. Вот в чем главный урок заповедей Пурим, урок радости Пурим. Истинная радость от правильной жизни, от добрых дел, от единства и солидарности нашего народа – это и символ Пурим и результат этого праздника, потому что соблюдение пуримских заповедей делают наше настроение лучше, наш оптимизм выше, нашу уверенность в лучшем будущем крепче. И дай нам всем Б-г, чтобы радость Пурим оставалась с нами, позволяя успешно противостоять любым вызовам, успешно преодолевать любые испытания, и выходить из них еще более сильными и радостными, как это было во времена Эстер и Мордехая», – писал он.

Твитнуть
Поделиться
Поделиться
Отправить

В пятницу 23 декабря в следственном изоляторе №2 «Бутырская тюрьма» в помещении синагоги состоялась церемония зажигания праздничного ханукального восьмисвечника.

В ней приняли участие главный раввин России Берл Лазар и глава департамента Федерации еврейских общин России по взаимодействию с правоохранительными органами – раввин Аарон Гуревич. Открывая церемонию, главный раввин России Берл Лазар поблагодарил руководство УФСИН и СИЗО-2 за оказание содействия в духовно-просветительской работе, а также поздравил осужденных с праздником.

«Я уверен, что праздник Ханука поможет всем нам подняться на уровень выше», – сказал Берл Лазар. В этот день собравшиеся прочитали дневную молитву «Минха» и возложили тфилин. По окончании молитвы Берл Лазар произнес праздничные благословения и зажег ханукальный светильник. Всем присутствующим осужденным на церемонии были вручены наборы ханукальных свечей и сладкие подарки.

В завершение мероприятия состоялась рабочая встреча Берла Лазара с заместителем начальника УФСИН Матвеем Новиковым. В совещании также приняли участие раввин Аарон Гуревич, помощник начальника УФСИН по организации работы с верующими – священник Кирилл Марковский и руководитель следственного изолятора Андрей Шубин. В ходе рабочей встречи стороны подвели итоги совместной работы уходящего года и обсудили планы на дальнейшее взаимодействие.

Твитнуть
Поделиться
Поделиться
Отправить

В преддверии иудейского праздника Ханука, который начинается вечером 18 декабря и продлится в течение следующих восьми дней, Главный раввин России Берл Лазар обратился к еврейской общине.

Главный раввин России напомнил, что в эти дни каждая еврейская семья зажигает ханукальную менору, в каждом еврейском доме вспоминают о великом чуде светильника, горевшего 8 дней без перерыва в Иерусалимском храме. «Но что особенно интересно? То, что реально случилось в дни Маккавеев, очень сильно отличается от того, как именно мы это празднуем сейчас. Тогда менора была только в Храме – сейчас она должна быть в каждом еврейском доме. Свет меноры был виден только в самом Храме – теперь от нас требуется сделать так, чтобы этот свет непременно распространялся и на улицу, в том числе через установку светильников на городских площадях. Храмовая менора была семисвечником – наша ханукия предназначена для восьми свечей. Тогда менору зажигали только днем – сейчас мы зажигаем вечером и на ночь. Наконец, тогда право зажигать светильник имели только коэны, сейчас же это обязанность всех евреев!» – писал он.

Главный раввин России отмечал, что такое изобилие отличий указывает что главный урок Хануки заключается в том, что свет обязательно победит тьму, главное не отчаиваться и не опускать руки. Он подчеркивал, что у человеческой психики есть одна особенность. Когда все хорошо, все получается, в душе много оптимизма, а в теле, соответственно, энергии и силы. А вот когда наступает черная полоса – сплошь и рядом мы слышим от людей: «Ах, я лузер, это судьба, ни на что надеяться нельзя…» «То поколение, что жило в дни чуда храмовой меноры, находилось как раз в самой черной полосе: страна оккупирована, народ угнетен, ему навязывают чуждые традиции и обычаи. Оккупантом была тогдашняя «сверхдержава» – языческая империя Селевкидов, обладавшая самой большой и сильной армией в регионе. Казалось, ничего не поделать, это злая судьба. Но наши предки пошли воевать, «немногие против многих», потому что верили, что Б-г поможет правому делу! А потом они пошли еще дальше – зажгли менору, хотя логика говорила, что масло в светильнике не может гореть восемь дней. Потому что верили, что Б-г поможет правому делу даже вопреки законам природы! Именно это послание направляет нам Ханука: слова «безнадежно» и «обречены» не имеют смысла! Как бы трудно ни было, какой бы могущественной ни казалась тьма – мы всегда должны помнить слова мудрого царя Шломо: «Свет всегда сильнее мрака». Потому что Б-г всегда поможет тем, кто несет свет. Даже если для этого Ему понадобится сотворить чудо! Поэтому мы зажигаем ханукию в темноте – чтобы в очередной раз убедиться, что нет тьмы, которая была бы сильнее света. Поэтому мы зажигаем на площадях – чтобы все видели, что свет обязательно победит тьму. Поэтому мы зажигаем в каждом еврейском доме – чтобы в очередной раз напомнить себе, что даже одна маленькая свеча в силах разогнать самую большую тьму. Поэтому в нашей ханукальной меноре не семь мест для свечей, а восемь. Число семь, как учат наши мудрецы, символизирует законы природы: здесь и семь дней недели, и семь дней, за которые Б-г сотворил мир, подчиняющийся этим законам. А восемь – этот выше законов: недаром восьмерка, положенная на бок, символизирует бесконечность», – отмечал Главный раввин России.

«Так пусть в эти дни свет Хануки прольется из окон каждого еврейского дома, неся нам и всем людям оптимизм и уверенность в завтрашнем дне! Б-г увидит нас едиными, сильными и приверженными правде Его – и обязательно пошлет Свое благословение нам, нашим родным и близким, всем, кто нам дорог!» – заключил Берл Лазар.

Твитнуть
Поделиться
Поделиться
Отправить

Президент Федерации еврейских общин России, раввин Александр Борода, направил в еврейские общины России поздравление с праздником Ханука.

Напоминая, что сегодня, 18 декабря, наступает первый из восьми дней Хануки, он отметил, что о чуде, которое произошло в эти дни в Эрец Исраэль более двух тысяч лет назад, нам напоминают все традиции праздника. «Мы зажигаем огни меноры, добавляя по одной свече в день, взрослые готовят к столу угощения на оливковом масле, дети играют в дрейдл с первыми буквами фразы «Великое чудо произошло там». Даже явление света как таковое служит метафорой чудесам, ведь мы создаем его собственными руками, но вид огней завораживает нас на глубоком, практически непостижимом уровне», – писал А.Борода.

Президент ФЕОР отмечал, что данное наблюдение наводит на мысль о том, что чудеса, при всей их неземной, нематериальной природе, начинаются с наших конкретных действий. «Ведь из тех восьми дней, в течение которых горело масло, оставшееся в Храме, чудо происходило только семь. Храмовая менора не начала светить сама по себе — евреи не опустили рук и заправили ее маслом, несмотря на осознание того, что его не хватит на все восемь дней. Традиция нас учит, что основанием для чуда служат человеческая вера и решимость, которые Творец всегда вознаграждает Собственным участием», – заявил он. «Поэтому для нас так важно понимать, что через материальное лежит путь к духовному, и что традиции Хануки — это не дело привычки или предпочтений, но способ еще раз напомнить себе и рассказать своим детям о присутствии Всевышнего в нашей жизни, о Его заботе и о способностях и силах, которые Он дает нам. Как сказано в Книге «Дварим»: «Ибо ОН дает тебе силу». Почувствовать Его присутствие и любовь, то есть стать частью настоящего чуда, возможно, если мы совершаем поступки, которые на самом деле по силам каждому из нас: оказываем уважение нашим ближним, соблюдаем заповеди и духовно стремимся приблизиться к Творцу», – подчеркивал А.Борода, желая адресатам своего послания провести все дни праздника с близкими людьми, «с ощущением чуда и веры в будущее, которое мы осветим для себя добрыми делами».

Справка: Восьмидневный праздник Ханука был утвержден еврейскими мудрецами во втором веке до н. э. Его название означает «обновление», что отражает процесс повторного освящения главной еврейской святыни, Второго Иерусалимского Храма, во время которого произошло событие ханукального чуда. В Хануку данное чудо вспоминают, зажигают в домах и на улицах восьмисвечники (ханукии). В этом году праздник начинается вечером 18 декабря и длится до вечера 26 декабря. В первый вечер Хануки зажигают одну свечу, во второй – две, и так далее, пока 25 декабря не зажгут все 8 свечей на ханукальной меноре.

Твитнуть
Поделиться
Поделиться
Отправить

В преддверии праздника главный раввин России Берл Лазар обратился к еврейской общине страны: «Дорогие друзья! Сердечно поздравляю всех вас с наступающим Новым годом. Пусть он станет для вас добрым и сладким, пусть Г-сподь занесет имя каждого из вас в Книгу жизни и скрепит Своей подписью. Здоровья вам и успехов во всем. Мы знаем, что в дни Рош а-Шана Б-г спускает нам свои благословения и придает новые силы, чтобы дать нам возможность сделать больше. При этом в каждом году Он ставит нам особые задачи, каждый год имеет особое значение. Нынешний год называется «шнат хакхель», «год собрания»: во времена Храма раз в семь лет весь народ собирался в Иерусалиме, чтобы слушать, как царь читает Тору. В таком «собрании» должны были принимать участие все без исключения: мужчины, женщины и даже малые дети! Таким образом из поколения в поколение передавалась память о том, как наш народ встал у горы Синай, чтобы получить от Создателя нашу святую Тору. Традиция говорит, что, если бы даже один человек тогда не пришел, Б-г не счел бы весь наш народ достойным получить этот великий дар!

В этой связи надо вспомнить, что вообще Рош а-Шана празднуется в годовщину сотворения первого человека. Казалось бы, между идеей Рош а-Шана и идеей «хакхель» существует противоречие: ведь Б-г сотворил сначала одного человека, а не целый народ. Но на самом деле это две стороны одной медали. Наши мудрецы объясняют, что каждый человек — это целый мир, и тот, кто спасает хотя бы одного человека, спасает весь мир. А это как раз и есть принцип «хакхель»: мы должны думать о каждом отдельном человеке, чтобы каждый человек пришел, как это было при даровании Торы! Иными словами: чтобы быть всем вместе, надо прежде всего понимать важность каждого человека. Особенно это важно в такое сложное время, как сейчас. Сегодняшний «хакхель» – это забота о том, чтобы привести к Торе, к нашим вечным ценностям всех и каждого. Даже если ты помогаешь одному человеку, будь то материально или духовно – ты реально изменил целый мир! И вполне возможно, что именно твой вклад, каким бы малым он ни казался тебе самому, приблизил приход Машиаха!

Кому-то может показаться, что его силы слишком малы, чтобы что-то изменить к лучшему. Но я хочу таким людям напомнить хасидскую поговорку: «Нет ничего слишком малого и ничего слишком большого». Не думай, что твои личные усилия не могут ничего изменить: если каждый из нас, именно в наше сложное время, сделает все, на что он способен, в результате наши индивидуальные малые дела сложатся в великое дело улучшения мира, в решение той задачи, которую на человеческий род возложил наш небесный Отец. В Рош а-Шана мы не только подводим итоги сделанного, но и строим планы на год наступающий. И дай Б-г, чтобы каждый сейчас принял правильные решения о том, как помочь людям, нуждающимся в нашей помощи: именно так мы заслужим благословение от Г-спода».

Твитнуть
Поделиться
Поделиться
Отправить

Выбор редакции