Федерация

Президент Федерации еврейских общин России Александр Борода выразил соболезнование семьям погибших от взрыва в Керчи.

“В еврейской общине России с глубокой скорбью восприняли ужасную новость о взрыве в Керчи, произошедшем сегодня в городском политехническом колледже. Мы все искренне соболезнуем семьям погибших и просим Всевышнего даровать утешение вашему горю. Мы надеемся, что пострадавшие студенты и сотрудники колледжа вернутся к своим близким как можно скорее”, – говорится в обращении главы еврейской общины России, поступившем в “Интерфакс”.

Назвав произошедшее огромной трагедией для всей страны, А. Борода отметил, что особенно страшно, когда инициатором содеянного выступил один из студентов, участник коллектива, молодой человек, “у которого, казалось бы, вся жизнь могла быть впереди”.

По мнению президента ФЕОР, этот “страшнейший инцидент” должен стать “тревожным сигналом для нашего общества” – образовательных учреждений, социальных организаций, правоохранительных органов, психологических служб, чтобы осознать, что “проблемы одного человека могут служить настоящей угрозой обществу”.

“Всем нам необходимо быть внимательнее к собственному окружению, замечать проблемы и расстройства близких. Особенно это касается взаимодействия с молодым поколением, которое очень часто, к сожалению, может стать жертвой внушения мнимых идей, распространяемых провокаторами, желающими напугать и разрушить наше общество; подростки и молодежь просто могут не получить в нужный момент правильной поддержки близких, что приведет их к отчаянию и озлобленности”, – пишет А. Борода, призывая россиян сплотиться в борьбе за здоровое общество.

“В нашей общине будут молиться о выздоровлении пострадавших и о том, чтобы эта трагедия стала последней”, – пообещал лидер российских евреев.

В свою очередь главный раввин России Берл Лазар выразил уверенность, что сегодня не только жители Керчи и Крыма, но вся Россия, все ее народы и традиционные конфессии, душой с теми, кто борется за жизнь в больницах, переживает за пострадавших родных и друзей.

“Сегодня, в день траура, все мы еще более сплочены, чем прежде”, – говорится в соболезновании раввина.

Пока не известно, было ли это преступление делом рук безумца-одиночки, или за убийцей стояла какая-то организация, продолжил он, “но одно очевидно: это преступление объективно преследовало цель посеять в обществе страх и недоверие, подорвать стабильность, которая нам так нелегко досталась”.

Особенно отвратительно, по мнению Б. Лазара, то, что “бандиты всегда выбирают своими жертвами невинных людей, которые не могут себя защитить – в данном случае подростков и учителей”.

interfax-religion.ru

Поделиться
Отправить

Победитель будет объявлен на пресс-конференции в пресс-центре «Россия сегодня» 18 октября 2018 года.

Работа экспертного совета конкурса продолжалась с 10 сентября по 10 октября. Всего на конкурс с 20 марта по 15 августа 2018 г. поступило 98 заявок от архитекторов, скульпторов и художников со всей России; также организаторами было получено несколько заявок из Израиля.

Композиция, первый камень которой был заложен в Международный день памяти жертв Холокоста при участии Президента РФ Владимира Путина и Премьер-министра Израиля Беньямина Нетаньяху, будет посвящена героям сопротивления концлагерей и гетто в годы Второй мировой войны.

Возможность разработать проект архитектурной композиции вызвала широкий отклик в профессиональном сообществе, в связи с чем в июне оргкомитет принял решение о продлении сроков приема заявок до 15 августа. Перед участниками стояла задача не только спроектировать монумент, но и создать концепцию благоустройства территории вокруг него.

Финалистам будут выплачены денежные премии – 300 000 руб. за первое место, 200 000 за второе и 100 000 за третье. В состав экспертного совета конкурса вошли: председатель совета директоров ГК «Ренова» В.Ф. Вексельберг, президент Федерации еврейских общин России А.М. Борода, заведующий Центром исследований экономики культуры, городского развития и креативных индустрий МГУ С.А. Капков, художник Г. Брускин, директор Музея истории польских евреев «Полин» Барбара Кирштенблатт, основатель и глава Ralph Appelbaum AssociatesРальф Аппельбаум.

Конкурс на разработку архитектурно-скульптурной композиции был приурочен к 75-летию восстания в нацистском лагере Собибор: узники концлагеря проявили невероятное мужество и силу духа, дав отпор угнетателям, рискуя жизнью и не имея практически никакой надежды обрести свободу.

Закладка первого камня памятника прошла в присутствии Президента России Владимира Путина и Премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху. Владимир Путин подчеркнул, что мероприятия, посвященные трагедии Холокоста, стали олицетворением общей памяти и скорби по всем, кто отдал свою жизнь, чтобы освободить мир от нацистов: «Сколько бы лет ни прошло, невозможно осознать жуткий масштаб этих злодеяний. […] В лагерях смерти погибло около трех миллионов советских военнопленных. Были замучены, сожжены, истерзаны люди самых разных возрастов и национальностей. Мы скорбим по всем, кто отдал свою жизнь, чтобы освободить мир от нацистов, их варварства и бесчинств», – заявил президент.

Поделиться
Отправить

В четверг, 11 октября в Архангельске состоялась торжественная церемония открытия самой северной синагоги России «Звезда Севера». Мероприятие прошло при активной поддержке Федерации еврейских общин России и Главного раввината РФ.

За несколько часов до церемонии главный раввин России Берл Лазар встретился с  губернатором Архангельской области Игорем Орловым. Встреча прошла в здании Правительства Архангельской области.

В ходе встречи губернатор заявил, что «Архангельская область дружественна и открыта для людей разных национальностей и вероисповеданий». Он также добавил, что «сегодня в области формируется и восстанавливается то, что было в Архангельске всегда». Игорь Орлов сказал, что очень рад, что главный раввин России присоединился к этому процессу. «Здесь, в столице Поморья, строится самый большой православный храм в Арктической зоне РФ. В этом году открылась самая северная мечеть, а теперь пришла очередь и синагоги», – отметил он.

Раввин Берл Лазар, в свою очередь, сказал, что в области чувствуется уважение ко всем религиям и желание помочь тем, кто развивает духовность. «Самое главное – это душа, а для неё нужны условия. Человек, который ходит в церковь, в синагогу или мечеть, точно делает для общества больше, чем человек, который думает только о себе», – подчеркнул главный раввин РФ.

В  торжественной церемонии открытия синагоги и общинного центра принял участие Заместитель Председателя Архангельского областного собрания депутатов Александр Дятлов. Он поздравил гостей мероприятия с радостным событием и отметил, что оно имеет важное историческое значение не только для самого города и области, но и для всей России в целом.

По словам Дятлова, «власти региона всегда стоят на страже сохранения межконфессионального мира и, благодаря этому, на протяжении многих лет у нас не возникает никаких конфликтов на религиозной и национальной почве. Мы будем и дальше делать все возможное для сохранения этого положения, и на архангельской земле всегда будет мир и согласие».

Участников мероприятия также приветствовал Глава муниципального образования «Город Архангельск» Игорь Годзиш, который сказал, что «на архангельской земле в течение веков переплелись культурные традиции разных народов, и мы можем гордиться тем, что сегодня здесь представлены практически все конфессии нашей страны».

Главный раввин России Берл Лазар в своем выступлении поблагодарил попечителя еврейской общины Анатолия Обермейстера за те усилия, которые тот предпринял для того, чтобы открытие синагоги состоялось и сказал, что «в Архангельске есть уникальная атмосфера добра и взаимопомощи, которая помогает преодолеть все возможные преграды и сложности. Это чувствуется в самом воздухе, в людях, которые здесь живут. Я желаю, чтобы это ощущение никогда не покидало всех жителей города и, надеюсь, что новый общинный центр станет тем местом, где не только евреи, но и люди разных духовных традиций смогут стать ближе друг другу и к Б-гу».

Событие также прокомментировал президент Федерации еврейских общин России Александр Борода. Он отметил: «От всего сердца поздравлю общину Архангельска с открытием новой синагоги! Это событие знаменательно не только для евреев города, но для всех жителей Архангельска – это красивое современное здание, где, кроме,  непосредственно, молитв и религиозных праздников, будут проходить различные культурные, общественные мероприятия, цель которых объединить людей, наполнить жизнь города духовностью.

Открытие синагоги знаменательное событие еще и тем, что именно так мы стараемся сохранить культуру еврейского народа для будущих поколений. Ведь синагога в дословном переводе означает «дом собраний», и именно такой дом мы открываем в Архангельске – место, где будут жить наши традиции, где с традициями будут знакомиться наши потомки, куда смогут приходить евреи города за новыми знаниями и общением».

Историческая справка:

Синагога «Северная Звезда» является первой в Архангельской области практически за 100 лет. До Революции в городе было 2 синагоги, прекратившие свою работу в 1920 году.

Закладка камня произошла в 2010 году, строительство началось в 2014. Сегодня здание полностью готово к проведению религиозных, культурных и общественных мероприятий общины.

«Звезда Севера» представляет собой трехэтажное здание, в котором расположены мужской и женский молельные залы, кошерная столовая, классы для занятий, детский и молодежный клубы.

Появление евреев в Архангельске восходит к кантонистам, которые при Николае I направлялись сюда для несения военной службы из Черты оседлости (территория современных Украины, Белоруссии и Прибалтики). По окончании воинской повинности многие так и оставались здесь, успев обжиться и обзавестись семьями. Также пополнялась архангельская еврейская община и представителями купечества из Германии, приехавшими в Россию вести торг.

Поделиться
Отправить

В среду, 10 октября главный раввин России Берл Лазар встретился с Чрезвычайным и Полномочным Послом Дании в России Карстеном Сендергордом. Встреча состоялась в здании Московского еврейского общинного центра в Марьиной Роще.

В ходе беседы стороны затронули ряд гуманитарно-образовательных вопросов, обсудили пути развития сотрудничества в культурно-просветительских сферах и коснулись  некоторых актуальных проблем в области межнациональных и межконфессиональных отношений.

Раввин рассказал послу об истории еврейской общины России, ее корнях и многовековых духовных традициях, истории евреев СССР и усилиях, которые потребовалось приложить, чтобы возродить еврейскую религиозную жизнь на постсоветском пространстве. Он также обратил внимание собеседника на ту решимость, которую власть демонстрирует в борьбе с антисемитизмом и любыми проявлениями ксенофобии.

По словам Берла Лазара, «сейчас мы можем наблюдать, как традиционные религиозные ценности привлекают все больше людей. В том числе и молодых. Этот процесс заметен не только в крупных городах, но и в регионах. Уже завтра состоится открытие синагоги в Архангельске – самой северной синагоги России. И буквально через несколько недель, 8 ноября, откроет свои двери синагога Калининграда», – сказал раввин.

По мнению Берла Лазара, «молодежи требуется четкий духовный ориентир. В поисках него молодые люди приходят в общину. Они готовы брать на себя лидерские функции, активно участвовать в жизни общины, помогать ей развиваться. Это позволяет нам с уверенностью смотреть в будущее. С учетом других позитивных факторов, можно говорить о том, что на данный момент еврейская община России – одна из наиболее динамично развивающихся в мире», – добавил раввин.

Г-н Сендергорд рассказал, что в прошлом занимался дипломатической деятельностью в Берлине и отметил, что большую часть еврейской общины Германии составляют выходцы из бывшего СССР.

«Это действительно так, – подтвердил раввин. – И даже в других странах, таких как США, Австралия, Англия, и даже Израиль, выходцы из СССР стараются сохранять свою идентичность и не терять связь с Россией. Говорят между собой на русском, выпускают газеты, учат языку детей. Чрезвычайно важно сохранить эту связь, укрепить те культурные мосты, которые нас связывают».

В ходе беседы посол Дании заявил, что со своей стороны готов приложить все усилия, чтобы способствовать развитию диалога между еврейскими организациями двух стран. Он также высказал озабоченность секуляризацией западного общества и его отходом от религии.

В ответ на это, раввин сказал, что «в нынешние времена сверх-либерального воспитания мы сталкиваемся с настолько серьезными и опасными вызовами, что справиться с ними можно только с помощью традиционных семейных и духовных ценностей, приверженность  которым в России всегда была чрезвычайно крепка».

Развивая эту тему, Берл Лазар  подарил г-ну Сендергорду подарочный альбом Еврейского музея и центра толерантности в Москве и пригласил посла посетить экспозицию музея. В ней, по словам раввина, «как раз отображена история   тех людей, которые рисковали жизнью за ценности своей веры. Память об этих замечательных людях – это пример для нас».

Поделиться
Отправить

Во вторник, 9 октября главный раввин России Берл Лазар встретился с главным сефардским раввином Израиля Ицхаком Иосефом. Встреча состоялась в здании Московского еврейского общинного центра в Марьиной Роще.

Израильский религиозный лидер посетил Москву по пути на VI Съезд лидеров мировых и традиционных религий, который состоится 10 октября в Астане. Он принял участие в утренней молитве и особенной праздничной трапезе, посвященной новому месяцу по еврейскому календарю.

Раввин Ицхак Йосеф обсудил с российским коллегой положение дел в еврейских общинах Израиля и диаспоры, и отметил те позитивные изменения, которые произошли в России за последние годы. По словам представителя Израиля, он оказался приятно удивлен уровнем развития религиозной жизни в России и усилиями, предпринимаемыми руководством страны в этом направлении.

Следует отметить, что важной частью профессиональной деятельности раввина Ицхака Йосефа является сертификация продуктов питания на соответствие еврейским диетарным нормам. В связи с этим, он проявил большой интерес к работе Департамента кашрута, функционирующего под руководством Главного раввината России, и  оказался впечатлен тем объемом кошерной продукции, которая выпускается на внутренний и внешний рынок.

Раввин Берл Лазар рассказал израильскому гостю о посещаемости Московского еврейского общинного центра и программах, ведущихся в его стенах. Он также упомянул о проекте расширения выставочного пространства Еврейского музея и центра толерантности и важности организации ежегодной поездки молодежи по местам, связанным с историей еврейских общин Европы.

Говоря о планах по развитию еврейской жизни в регионах, раввин упомянул о скором открытии самой северной синагоги России, в Архангельске. Эта синагога, по мнению Берла Лазара, поможет сотням людей, волею судеб оторванных от своей истории, восстановить связь поколений и приблизиться к многовековой культурной и духовной традиции еврейского народа.

Торжественная церемония открытия синагоги и общинного  центра «Звезда Севера» назначена на 11 октября. Предполагается, что в мероприятии примет участие губернатор Архангельской области Игорь Орлов, общественные и религиозные деятели региона.

В ходе встречи стороны также обсудили вопросы межнациональных и межконфессиональных отношений и пути расширения сотрудничества в культурно-образовательных областях между двумя странами.

Поделиться
Отправить

Главный раввин России Берл Лазар объяснил свое критическое высказывание в интервью израильской газете “Гаарец” о поставках российских С-300 в Сирию соображениями о “дополнительном напряжении” в регионе и тревогой за “взаимное доверие” между Россией и Израилем.

В интервью израильскому изданию “Гаарец” ранее он заявил, что считает решение Москвы о поставке комплексов С-300 в Сирию “ошибкой, которая лишь добавит проблем в регионе”.

“Катастрофа, в которой погибли российские военнослужащие, это ужасная трагедия, вызвавшая скорбь и сочувствие у нас, как и у миллионов других людей. Но дополнительное напряжение, возникшее в регионе, усугубляет эту трагедию. Именно это я и имел в виду, говоря о поставках зенитно-ракетных комплексов в Сирию”, — сказал Лазар в понедельник.

Раввин отметил, что он “не военный эксперт и не политик, чтобы рассуждать о военно-политических последствиях такого решения”. “Но утрата столь важной ценности, как взаимное доверие и сотрудничество между странами в разных областях, конечно, не может не вызывать у меня тревогу и сожаление”, — пояснил Лазар.

Он выразил надежду, что “скорая встреча между президентом России и премьер-министром Израиля вернёт прежний уровень взаимоотношений”.

Основная идея, которую раввин хотел раскрыть в интервью израильской газете, по его словам, сводилась к тому, что российско-израильские отношения благодаря немалым усилиям с обеих сторон в последние годы достигли “чрезвычайно высокого уровня доверия” во множестве сфер — от культурно-образовательных проектов до взаимодействия в противодействии терроризму. “Тем тяжелее видеть, как возникают угрозы этому взаимовыгодному процессу”, — добавил Лазар.

Глава Минобороны РФ Сергей Шойгу 24 сентября огласил меры по повышению безопасности российских военнослужащих в Сирии в ответ на крушение Ил-20, ответственность за которое Россия возложила на Израиль. Министр отметил, что Россия в 2013 году по просьбе Израиля приостановила поставки С-300 Сирии, но сейчас ситуация изменилась, и не по вине России. На прошлой неделе Шойгу сообщил об осуществлении поставки в Сирию С-300 и другого оборудования. По его словам, были поставлены четыре пусковые установки и другая техника, обучить сирийских военных работе с ней планируется за три месяца.

 

Поделиться
Отправить

11 октября 2018 года в 15.00 в Архангельске по адресу ул. Гайдара, 57, к 1 состоится торжественное открытие синагоги и общинного  центра «Звезда Севера».

Ожидается, что мероприятие посетит главный раввин России Берл Лазар, губернатор Архангельской области Игорь Орлов, общественные и религиозные деятели региона, гости общины. Для гостей будет подготовлена специальная концертная программа.

Эта синагога является первой в Архангельской области практически за 100 лет. До Революции в городе было 2 синагоги, прекратившие свою работу в 1920 году.

Закладка камня произошла в 2010 году, строительство началось в 2014. Сегодня здание полностью готово к проведению религиозных, культурных и общественных мероприятий общины.

«Звезда Севера» представляет собой трехэтажное здание, в котором расположены мужской и женский молельные залы, кошерная столовая, классы для занятий, детский и молодежный клубы и многое другое.

Событие прокомментировал президент Федерации еврейских общин России Александр Борода. Он отметил: «Открытие синагоги в Архангельске – новый исторический этап в развитии еврейской жизни не только данного региона, но  всей страны. Это самая северная синагога в нашей стране, и, мы  уверены, это место станет душой еврейской жизни города, община будет расти и все больше евреев Архангельска смогут вернуться к своим корням.

Общинный центр объединит в себе религиозную и социальную жизнь еврейской Архангельска и Архангельской области. Кроме молитв и религиозных праздников, гости смогут посещать образовательные лекции, благотворительные мероприятия, события для детей и молодежи.

Мы благодарим Правительство региона за поддержку и лично губернатора Игоря Анатольевича Орлова и попечителя общины Анатолия Семеновича Обермейстера, благодаря которому это событие состоится».

Главный раввин России Берл Лазар заявил: «С каждым годом у нас, слава Б-гу, становится больше синагог и общинных центров, причем не только в центре страны, но и повсюду на окраинах – это убедительное доказательство стремления людей вернуться к вечным ценностям, к нашим корням.

Синагога всегда была и остается местом, где человек с особой силой ощущает близость к Г-споду, к своим единоверцам, получает духовную поддержку и благословения.

Уверен, что этот дом Б-жий даст новый импульс в развитии еврейской жизни в Архангельске и в целом на российском Севере. Не сомневаюсь также, что он принесет благословение от нашего общего небесного Отца всем жителям региона, независимо от их веры.

Хочу поблагодарить руководство города и области за благожелательное отношение к нашему проекту. А особое спасибо – тем благородным людям, щедрость которых позволила построить, оборудовать и открыть эту синагогу».

Информационная справка:

Появление евреев в Архангельске восходит к кантнонистам, которые при Николае I направлялись сюда для несения военной службы из Черты оседлости (территория современных Украины, Белоруссии и Прибалтики). По окончании воинской повинности многие так и оставались здесь, успев обжиться и обзавестись семьями. Также пополнялась архангельская еврейская община и представителями купечества из Германии, приехавшими в Россию вести торг.

Поделиться
Отправить

Вышел в свет октябрьский номер альманаха «Лехаим». Альманах объединяет самые разные жанры – художественную прозу, критику, исторические эссе, политические очерки, обзоры.

Традиционная колонка главного редактора альманаха Боруха Горина посвящена пророчеству Исайи о возвращении евреев в Сион, которое, по мнению автора, происходит прямо сейчас на наших глазах.

Первый раздел номера – «Дом учения» – посвящен изучению еврейской мысли на основе Торы. В этом номере публикуются продолжение труда Мендла Калменсона «Время утешать», посвященного взгядам Любавичского Ребе Менахема-Мендла Шнеерсона на проблему утешения скорбящих. Главный раввин России Берл Лазар рассуждает о том, какими должны быть правильные взаимоотношения между учениками и учителями, и подчеркивает, что еще мудрецы Талмуда  отмечали, что подобные отношения должны строиться исключительно на взаимном уважении и «готовности видеть в каждом его высокие качества, даже если речь о человеке, который в общественной иерархии стоит ниже тебя».

Также в разделе опубликованы продолжение труда польско-еврейского ученого и философа Гилеля Цейтлина «Основные направления в учении хасидизма» и «Майс от Абраши» раввина Натана Вершубского, по ложному обвинению оказавшегося в 1980-х в тюрьме. В этом же блоке публикуется речь бывшего главного ашкеназского раввина Израиля Исраэля-Меира Лау о еврейском характере государства, вышедшая в oxfordchabad.org. Статья Довида Марголина рассказывает о развитии еврейской общины в Кот д’Ивуар.

Американский поэт и литературный критик Адам Кирш продолжает каждый день читать даф йоми  – лист Талмуда -  иделится размышлениями о прочитанном. На сей раз его вниманиепривлечено к обсуждению мудрецами вопроса об обрезании.

Раздел «Академия» открывается интервью с историком Семеном Гольдиным, главной темой которого является отношение царской армии к евреям во время Первой Мировой войны.

Статья Исаака Мардина посвящена сохранению языка иракских евреев. Рич Тенорио (Times of Israel) рассказывает о популярности онлайн-курсов по истории еврейской общины Испании. В материале Лоренса Дж. Каплана разбираются основные идеи основателя психоанализа Зигмунда Фрейда «Человек Моисей и монотеистические религии». Также в разделе публикуется продолжение монументального труда известного еврейского историка Сало Барона о формировании еврейской литургии.

«Перекресток» – публицистический раздел, ориентированный на проблемные материалы, анализирующий политические и культурные события открывается статьей Китти Сандерс, посвященной причинам по которым Парагвай через несколько месяцев после переноса своего посольства в Иерусалим решил аннулировать это решение. Материал Ярдены Шварц (Newsweeek) рассказывает об усилиях короля Марокко и рядовых марокканцев по сохранению памяти о еврейской общине. Той же теме  посвящен и репортаж Ярдены Шварц, перепечатанный из NBCNews. Статья Шелли Саламенски, первоначально вышедшая в TheNewYorkReviewofBooks, посвящена образу евреев в испанской народной культуре.

Под рубрикой «Об этом надо поговорить» идут небольшие заметки о некоторых событиях сентября, «зацепивших» еврейские общины в мире.

Раздел «Парк культуры» открывается некрологом Иосифу Кобзону, написанным главным раввином России Берлом Лазаром. Светлана Пахомова рассказывает о фильмах XXVII фестиваля израильского кино, прошедшего в Москве в июле-августе с.г.

Армин Розен анализирует фильм израильского художника Тамара Цадока, посвященный художнику и агенту «Моссада» в Египте Шломо Коэну-Абраванелю. Синтия Зарин (TheNewYorker) рассказывает о знаменитом художнике первой половине ХХ века Хаиме Сутине. Ее коллега Аманда Петрусич – о собрании песен на идиш времен Второй Мировой войны.

Раздел «Библиотека» открывает эссе американского критика Альфреда Кейзина о Симоне Вейль и интервью Боруха Горина о томе Талмуда, который руководители еврейской общины России подарили президенту Путину.

Статья Гилеля Галкина, первоначально посвящена еврейскому романисту Аврааму Мапу.

Дэниел Шварц рецензирует книгу Джона Эфрона «Германское еврейство и обаяние сефардов». Схожей теме посвящен материал Джозефа Эпстайна из Commentary о жизни и творчестве Генриха Гейне. Гейне посвящена и статья Шломо Авинери. Также в разделе опубликованы рассказ писателя Авроома Рейзена из сборника «Такие люди были раньше», рецензия на книгу Абрама Година о хасиде и видном латвийском политике Мордехае Дубине, продолжение исследования Алекса Тарна о «Седьмой колонке» Натана Альтермана и рассказ Эдит Перлман «Большая рыба».

Поделиться
Отправить

Народный артист РФ Роман Карцев умер во вторник утром в Москве. Узнав о случившемся, главный раввин России Берл Лазар выразил соболезнования близким артиста и направил им письмо, в котором говорится:

«Дорогие Виктория Павловна, Елена Романовна и Павел Романович!

Чувство глубокой скорби вызвало у меня известие о безвременной кончине вашего мужа и отца. Пусть в этот тяжелый час Вс-вышний ниспошлет Вам силы преодолеть горечь потери.

Роман Аншелевич был дорог всем россиянам как талантливый артист эстрады, театра и кино. За годы своей творческой деятельности он создал десятки ярких, запоминающихся образов. Особенно мы ценили его как выдающегося сатирика: он учил людей «смеясь, расставаться со своим прошлым» и одновременно хранить верность непреходящим человеческим ценностям. Талант Романа Аншелевича заряжал целые поколения россиян оптимизмом и верой в конечное торжество добра. Огромное спасибо ему за это!

Я хорошо понимаю, как вас сейчас тяжело. Но наша традиция учит, что смерть – не исчезновение человека. Тело человека бренно, но душа бессмертна, потому что она связана с Б-гом, подателем жизни. Каждой душе Б-г дает задание, а когда оно выполнено, Он призывает душу обратно к Себе. Однако если дела человека, ушедшего от нас, живы в наших сердцах, если самые близкие покойному люди хранят верность его памяти, следуют его примеру – тогда жизнь его продолжается, хотя сам он и покинул наш мир. Мудрецы Талмуда, объясняя фразу «Наш праотец Яаков не умер», говорят так: если его потомство живо – значит, он тоже жив».

Хочу вас заверить, что все мы, вся наша община будем свято хранить память о Романе Аншелевиче, уважение к нему. Уверен, что его светлый образ останется в сердцах еще многих поколений».

Поделиться
Отправить

Вечером 30 сентября (с наступлением 22 тишрея) иудеи начинают отмечать Шмини Ацерет. Симхат Тора и Шмини Ацерет – один и тот же праздник. В диаспоре, где праздничных дней всегда два, первый посвящают Шмини Ацерет и молитве о дожде, а второй – целиком Симхат Тора.

В Симхат Тора завершается годичный цикл чтения Торы и сразу же начинается новый. Яркой чертой праздника является торжественное шествие со свитками Торы вокруг бимы (возвышения в центре синагоги). Специально для этого из синагогального ковчега извлекаются все свитки Торы. Праздничное веселье сопровождается танцами и всеобщим ликованием, которыми евреи выражают веру и любовь к Творцу.

В преддверии праздника главный раввин России Берл Лазар обратился к еврейской общине:

«Дорогие друзья!

От всей души поздравляю вас с самым веселым праздником в году – Симхат Тора, «радость Торы».

Среди праздников нашего народа Симхат Тора занимает особое место. Все остальные даты связаны с какими-то важными историческими событиями – сотворением мира, исходом из Египта, дарованием Торы… Симхат Тора не связана с нашей историей никак. Но как раз в этом и есть суть праздника: это не воспоминание о том, что происходило с нашими предками, а  кульминация всего, что мы сами сделали в месяц тишрей – здесь и сейчас!

В начале этого месяца наша задача была открыть новую страницу в жизни – через молитву, возвращение к Б-гу, через добрые дела; через понимание, что все зависит от нашего небесного Отца. А сейчас, когда тишрей подходит к концу, мы должны взять всё, чего удалось достичь, и сделать это органичной частью нашей жизни! Сделать так, чтобы чувство праздника осталось с нами на весь год.

Мидраш рассказывает о царе, который целый месяц праздновал со своим двором, а в конце сказал: «Мне очень трудно расстаться с вами: останьтесь еще на один день». Это и есть Симхат Тора.

На первый взгляд непонятно: что дает один день, если завтра все равно расставаться? Но наши мудрецы объясняют мидраш так: именно в этот день мы достигаем такого единения с Б-гом, что потом никакому расставанию не порвать эту связь: она становится частью нашего существа, частью нашей души. А единение с Б-гом идет через Тору, которую Он нам даровал: поэтому и радость наша есть «радость Торы», Симхат Тора! И, благодаря этой радости, все благословения, которые мы получили в месяц тишрей, будут раскрываться для нас каждый день, весь год. Даже когда праздники закончатся, когда мы вернемся к будничным делам, мы все равно будем чувствовать неразрывную связь с Г-сподом и друг с другом.

Так давайте же используем по максимуму эти часы праздника, – часы танцев с Торой, радости, безудержного веселья, – чтобы в полной мере ощутить присутствие Вс-вышнего в нашей душе. И тогда на нас прольется новый поток света, поток благословений свыше, которые подарят нам успех и удачу во всех наших делах. Ведь когда Б-г чувствует нашу любовь к Нему, нашу радость от связи с Ним, «радость Торы», – Он всегда возвращает нам теплые чувства сторицей!»

 История праздника

Одна из важнейших заповедей Симхат-Торы — радость, празднование: «И веселись в праздник твой, ты и сын твой, и дочь твоя, и раб твой, и раба твоя, и левит, и пришелец, и сирота, и вдова, которые во вратах твоих» (Втор. 16:14). В литературе талмудического периода также подчеркивается аспект радости в этом празднике: «Сказал Господь Б-г народу Израилевому: [в Симхат-Тору] вам полагается радоваться, вам полагается праздновать, вам полагается веселиться» (Ял. Шим. 29).

В Советском Союзе, где евреи искали форму для выражения своей национальной принадлежности, начиная с 1960-х гг. Симхат-Тора постепенно превратилась в массовый праздник, во время которого евреи собирались у синагог, пели на иврите и на идиш, танцевали. В странах Запада и в Израиле Симхат-Тора стала днем солидарности с советскими евреями, которые боролись за свободную репатриацию в Израиль.

Поделиться
Отправить

«Дорогие друзья!

От всего сердца поздравляю вас с праздником Симхат Тора!

Этот день, установленный мудрецами, не случайно завершает вереницу праздников месяца Тишрей – он символизирует венец нашей близости к Творцу, когда мы не только демонстрируем ему наше уважение, преданность и трепет, мы показываем радость и счастье, которое доставляет нам служение и исполнение заповедей!

В Симхат Тору на нас не возложены особые заповеди, но есть одна, которая, на самом деле, не так проста как кажется, – радоваться! На этот праздник у нас нет особых блюд, обрядов и традиций, мы просто берем Свиток Торы и танцуем! В этот день мы обязаны радоваться так, будто у нас не существует никаких будничных проблем, забот и горестей.

Весь год мы учим Тору главу за главой, мы постигаем ее мудрость и святость, которые открывают наше сердце, помогая нам самим стать лучше и сильнее. И для каждого из нас изучение Торы – это серьезный осознанный шаг, но по завершению годичного цикла, мы просто радуемся. Это радость и есть новый высокий уровень связи нашей души с Творцом, который выражается не через молитву или учебу, а через танцы и веселье. На первый взгляд, это не всегда кажется логичным и вероятным, но именно так Всевышний чувствует нашу любовь и радуется вместе с нами. Нам же остается только довериться Ему!
Именно этого я хочу пожелать каждому из вас: чтобы радость, которую вы испытали во время танцев со Свитками, не покидала вас весь год и стала основой Вашей связи с Творцом и душевной гармонии!»

История праздника

Одна из важнейших заповедей Симхат-Торы — радость, празднование: «И веселись в праздник твой, ты и сын твой, и дочь твоя, и раб твой, и раба твоя, и левит, и пришелец, и сирота, и вдова, которые во вратах твоих» (Втор. 16:14). В литературе талмудического периода также подчеркивается аспект радости в этом празднике: «Сказал Господь Б-г народу Израилевому: [в Симхат-Тору] вам полагается радоваться, вам полагается праздновать, вам полагается веселиться» (Ял. Шим. 29).

В Советском Союзе, где евреи искали форму для выражения своей национальной принадлежности, начиная с 1960-х гг. Симхат-Тора постепенно превратилась в массовый праздник, во время которого евреи собирались у синагог, пели на иврите и на идиш, танцевали. В странах Запада и в Израиле Симхат-Тора стала днем солидарности с советскими евреями, которые боролись за свободную репатриацию в Израиль.

Поделиться
Отправить

«Дорогие друзья!

От всего сердца поздравляю Вас с праздником Суккот!

В еврейской традиции этот праздник, который длится целых восемь дней, принято называть «временем нашей радости». О какой же радости идет речь? Во-первых, Суккот связан с окончанием сбора урожая, и раньше наши предки радовались, что закончилась пора трудной работы, и они могли наслаждаться плодами. Но есть и другая причина, более глубокая: только-только прошли Рош-а-Шона и Йом Кипур, закончился строгий суд, мы получили хорошие записи в Книге Жизни, и Всевышний скрепил их печатью. Наши души чисты и особенно близки к Творцу. В праздничную неделю мы проводим большинство времени с Сукке, тем самым, создавая самим себе преграду для соблазнов большого мира, иными словами – ничто не может изменить тот духовный подъем, который мы получили накануне, и радость от этого особенно велика.

Одна из самых добрых традиций праздника – собираться всем вместе в шалаше, праздновать, благословлять друг друга. Когда столько людей, находящихся в состоянии душевного подъема, объединяются для радости, Всевышний не сможет не услышать их молитвы. В сукке, под звездами, исполняя заповедь «арба миним», мы едины, мы ощущаем нашу общую ответственность друг за другу, за судьбу целого народа перед Творцом!

От всей души желаю, чтобы это время стало подлинно радостным для каждого из вас. Чтобы время, проведенное с близкими людьми в шалашах, стало порой света, доброты и тепла, и, чтобы чувство истинного единство не покидало нас всех целых год!

Хаг самеах!»

История праздника

Суккот (буквально кущи) – праздник в память о шалашах, в которых жили израильтяне после исхода из Египта. Суккот очень богат заповедями. Самой яркой из них является заповедь о четырех видах растений (арба миним) и заповедь сидения в шалаше.

Заповедь о шалашах подразумевает необходимость проводить в сукке трапезы в течение всего праздника. Четыре вида растений символизируют разные виды евреев. Соединяя их вместе, иудеи заявляют о единстве еврейского народа перед лицом Вс-вышнего, перед которым все равны — как мудрецы, так и простаки.

При построении шалаша существует ряд критериев, делающих его кошерным. Важным моментом является крыша, через отверстия в которой должны быть видны звезды. Переселяясь на неделю праздников в это временное жилище, евреи признают над собой господство Творца и заявляют о том, что все в мире зависит только от Его воли.

Суккот — один из трех праздников, в которые каждый еврей был обязан посетить Иерусалимский Храм, где приносились праздничные жертвы, соответствующие этому дню. Во времена существования Храма в Суккот приносили в жертву 70 быков — по количеству народов, населяющих землю. Целью этих жертвоприношений было искупление грехов всего человечества.

Мероприятия Московского еврейского общинного центра (МЕОЦ)

В этом году Суккот начинается вечером 23 сентября (14 тишрея) в 18.09 по московскому времени. Первый (в странах рассеяния также и второй) день Суккот – это йом тов (праздничный день, в который любая общественная работа запрещена), а остальные дни – холь амоэд (полупраздничные дни, в которые работа разрешается).

Суккот продолжается семь дней, а восьмой день – самостоятельный праздник Шмини-Ацерет. За Шмини-Ацеретом следует новый цикл чтения Торы, выливающийся в отдельный праздник — Симхат Тора.

В преддверии Суккота в МЕОЦе прошла ярмарка-продажа четырёх видов растений. Во дворе общинного центра был построен большой традиционный шалаш для всех прихожан. В течение всего времени праздника иудеям предписано проводить в нем трапезы с хлебом и вином. В этом году праздничный шалаш может вместить одновременно более тысячи человек.

В дни Суккота праздничный шалаш МЕОЦа будет открыт без перерыва с 8:00 до 24:00. Активисты общинного центра будут помогать прихожанам исполнять заповедь о четырех видах растений. Во все дни праздника посетители сукки смогут бесплатно получить в ней угощение и горячие напитки.

Поделиться
Отправить

Выбор редакции