Федерация

Главный раввин России Берл Лазар выступил с обращением по поводу погрома в Махачкале.

Он отметил, что живет в России уже 35 лет, видел много всего – и хорошего, и не очень. «Но то, что произошло в последние дни вызвало шок, какого никогда прежде испытывать не доводилось. Шок от того, что увидел в Интернете, и от того, что услышал от моих братьев на Кавказе», заявил Б.Лазар.

Он рассказал, что много раз бывал в регионе. «И каждый раз радовался – такая, казалось, дружба была у моих единоверцев с представителями местных народов, так все друг другу помогали! В России вообще декларируется, что люди разных национальностей, разных верований традиционно строят свои отношения на взаимном уважении, да и руководители государства последние четверть века стараются укрепить межнациональный и межконфессиональный мир внутри страны. И то, что произошло сейчас, просто не укладывается в голове», – заметил Главный раввин России.

Б.Лазар подчеркнул, что сейчас уровень технологического развития такой, что в тайне ничего не удержишь, как ни старайся. «Что нам показывает видео? Как толпа спортивного вида молодых людей ломает двери аэропорта, разносит все вокруг, кидает камни в автобусы и даже в полицию… Вот если бы в это время из аэропорта вышел человек, прилетевший из Тель-Авива – что бы сотворила с ним эта толпа погромщиков?

Кстати – кто прилетел из Тель-Авива? Большинство пассажиров были женщины, которые возили своих детей на лечение. Их вывозили с территории автобусами, а погромщики кидали в стекла автобусов булыжники. То есть – для этих существ (язык не поворачивается назвать их людьми) женщины и дети могут быть объектами насилия», – отметил он.

Главный раввин России заметил, что силы правопорядка пытались как-то обуздать толпу, а большинство пострадавших от погрома – сотрудники полиции. «Но как вообще допустили бандитов на охраняемую территорию? Тем более, что призывы к нападению на аэропорт распространялись в социальных сетях открыто…» – задается он вопросом.

Б.Лазар отметил, что задержано 80 погромщиков из более чем тысячи. «Что с остальными? Они ходят свободно по городу и гордятся своим бандитизмом?» – писал он.

«И не говорите мне об «изолированном инциденте». Было еще и нападение на гостиницу в Хасавюрте, после того, как кто-то пустил слух, будто там проживает гражданин Израиля. И был поджог еврейского культурного центра в Нальчике, который теперь предстоит отстраивать заново.

Сейчас мы слышим, что, дескать, это не антисемитизм, а «осуждение действий Израиля на Ближнем Востоке». Ну, во-первых, еврейский культурный центр в Нальчике к Израилю никакого отношения не имеет, его строят местные евреи для своей общины. Да и в самолете «Ред вингс» почти все пассажиры были российские граждане. А во-вторых и в главных – какое, спрашивается, отношение к действиям Израиля имеют разграбление магазинов в махачкалинском аэропорту и град камней в российских полицейских?», – заявил Главный раввин России.

Б.Лазар заметил, что дело тут не в Израиле и не в Ближнем Востоке, там своих проблем хватает. «А наша проблема, похоже – это проблема воспитания. Что-то реально изменилось на Северном Кавказе. И не в лучшую сторону. Могут ли мои соплеменники и единоверцы в этом регионе чувствовать себя в безопасности? Мне каждый день буквально сотни человек задают этот вопрос. И я как духовный лидер общины должен взять на себя ответственность за их судьбу. А для этого я должен понять, какая реально ведется работа по изоляции и ликвидации экстремистских сил в регионе», – подчеркнул он.

Главный раввин России заявил, что ждет ответа от властей и от правоохранительных органов. «Но в первую очередь от народа, от тех, кто пользуется авторитетом у народа – от местных религиозных лидеров, от старейшин-аксакалов. А ответа нет. Даже извинений нет ни от кого на Кавказе. Мне сейчас многие направляют электронные письма с выражением солидарности, с возмущением погромами – но это из каких угодно регионов России, только не с Кавказа», – отметил он.

«Сегодня у меня, как и у всех моих соплеменников, куда больше вопросов, чем ответов. Поэтому пока очень мало рекомендаций. Но одно я точно знаю: надо постараться сделать все, чтобы пропаганде ненависти не было места в нашей стране. Россия веками была сильной и единой именно благодаря тому, что ее народы умели выстроить свои отношения на основах дружбы и взаимоуважения. Если, не дай Б-г, сейчас эти отношения окажутся взорваны, плохо будет всем», заключил Берл Лазар.

Поделиться
Отправить

Президент ФЕОР Александр Борода, выступил с открытым обращением к гражданам России и руководству страны в связи с антисемитскими действиями в республиках Северного Кавказа.

Полный текст заявления президента ФЕОР приводится ниже.

События 29 октября в аэропорту Махачкалы, а также предшествующие им события в Нальчике, Хасавюрте и Черкесске четко показывают, что конфликт на Ближнем Востоке уже затронул жизни людей в России, и что настроения антиизраильского характера теперь превратились в открытую агрессию по отношению даже к российским евреям.

Более того, мы видим, что местные власти оказались не готовы к таким событиям и допустили масштабные нарушения правопорядка, массовые выступления с открытыми угрозами евреям и израильтянам, которые могли оказаться в аэропорту Махачкалы. Но это трудно назвать некомпетентностью — скорее, руководство республик не могло и представить, что многонациональный Кавказ охватят такие волнения. Так не мог подумать никто, этот регион исторически был домом для разных народов, которые всегда жили в мире и уважении.

Понимая ответственность, возложенную на меня еврейской общиной России, я призываю руководство страны и правоохранительные органы найти и самым строгим образом наказать всех организаторов и участников антисемитских происшествий в соответствии с российским законодательством. Их действия подрывают базовые основы нашего многокультурного и многонационального государства, обесценивают взаимоуважение среди представителей разных конфессий нашего общества.

Также необходимо принять во внимание, что погромщики сформировали свою позицию на основании информации из социальных сетей и средств массовой информации — как российских, так и зарубежных. Я прошу уделить большое внимание тому, как освещаются события на Ближнем Востоке — к этому сложному вопросу нужно подходить с большой осторожностью и ответственностью, чтобы люди не приходили к односторонним и радикальным взглядам, чтобы они делали выводы из гуманных позиций, а не на основе бушующих негативных эмоций. Кроме того, нужно усиливать просветительскую деятельность и объяснять, насколько неприемлемо любое проявление ненависти внутри нашей страны.

Встреча 25 октября президента Владимира Путина с главами традиционных религий показала, что разобщение внутри нашей страны — это чужеродное и недопустимое явление. Хочется верить, что после принятых мер никакие эпизоды разжигания межрелигиозной ненависти не повторятся. Сейчас общая задача представителей всех конфессий с еще большой силой доказывать и демонстрировать поддержку и взаимопомощь, и ни в коем разе не продолжать тенденцию человеконенавистничества.

Поделиться
Отправить

Президент Федерации еврейских общин России (ФЕОР) раввин Александр Борода опубликовал обращение в связи с нападением ХАМАСа на Израиль.

Он выразил глубочайшие соболезнования всем, кто потерял близких в беспрецедентном террористическом нападении на мирное население Израиля от имени еврейской общины России и от себя лично. «Мы желаем возвращения в целости и здравии всех, кто оказался в заложниках, а также скорейшего и полного выздоровления всем пострадавшим и раненным! Данные террористические акты по заявлениям самих преступников вызваны ненавистью к евреям и государству Израиль, но мы видим, что жертвами становятся не только евреи и не только граждане Израиля. Потому что, когда зло приобретает такие масштабы, – оно сметает всё и всех на своем пути, оно уже не помнит своей цели (какой бы ужасной она ни была) и только множит жертвы и страдания», – отмечал А.Борода.

Президент ФЕОР отметил, что никто не может представить боль, которую сейчас испытывают родители, потерявшие детей, тот страх неизвестности, который испытывают люди, чьи близкие оказались в плену. И никто не может представить, в каком состоянии находятся заложники. «Мудрецы учат, что если ты будешь добр со злом, то в конечном итоге ты будешь зол к добру. Террористы, и все, кто повинен в зверствах, все кто находит удовлетворение в издевательствах над невинными людьми должны быть наказаны в полной мере, без уступок и оправданий», – писал А.Борода.

Он подчеркивал, что очень многое зависит от нас самих, от консолидации общества вокруг неоспоримо добрых целей, от помощи друг другу и от наших праведных поступков. «Евреи России усилено молят Всевышнего, чтобы в кротчайшие сроки были приняты действия, которые позволят освободить заложников и предотвратить новые жертвы. Мы разделяем скорбь всех, кто потерял близких и молимся о поднятии их души! Пусть Б-г услышит наши молитвы!», – заключил президент ФЕОР

Поделиться
Отправить

Главный раввин России Берл Лазар и президент Федерации еврейских общин России (ФЕОР) Александр Борода поздравил евреев с праздником Симхат-Тора, который евреи всего мира начинают отмечать вечером 6 октября.

Главный раввин России напомнил, что Симхат-Тора – кульминация наших осенних праздников и одновременно самый веселый праздник. Символ этого особого веселья – главная заповедь праздника, танцы с Торой. «В этот день мы завершаем годичный цикл изучения Торы. Мы стали мудрее, стали больше знать, лучше понимать мудрость Г-спода нашего. Казалось бы – праздник должен быть максимально серьезным. А мы танцуем! И даже танцуем с закрытым свитком Торы, даже не читаем его в этот момент! Почему так?» – спрашивал Б.Лазар, отмечая, что для того, чтобы ответить на этот вопрос, надо понять, почему праздник, который называется «Симхат-Тора», то есть «радость Торы», отмечается именно осенью, а не в Шавуот, когда Г-сподь даровал евреям Тору.

«Вспомним историю. Наши предки вышли на свободу и удостоились дарования святой Торы. Но через сорок дней после этого они устроили поклонение тельцу! И только в Йом-Кипур получили прощение. В этом контексте Симхат-Тора – своего рода продолжение Йом-Кипура. Мы радуемся и празднуем, что Б-г простил наши ошибки, что Он дал нам возможность исправиться и, тем самым, подняться выше, стать лучше, ощутить нашу глубинную связь со Вс-вышним! И эта связь, связь нашей души, даже выше, чем знания, которые дает изучение Торы!», писал он.

Главный раввин России подчеркивал, что для того, чтобы научиться правильно себя вести, исполнять заповеди, верно служить Г-споду, – для всего этого нет лучше способа, чем учить Тору. Но чтобы получить прощение за совершенные ошибки – а мы ведь время от времени ошибаемся, мы ведь не совершенны! – нужно еще одно: ощутить тягу к Б-гу, почувствовать всем сердцем, что хотим ошибки исправить, осознать всей душой, что Б-г всегда нас ждет.

«Поэтому в день Симхат-Тора для нас даже не так важны полученные за год знания, как важны ощущения – и в первую очередь присущее человеку изначально ощущение неразрывной связи с Б-гом! Именно в этом главная причина нашей радости, именно поэтому мы танцуем. Во времена власти безбожников у евреев в России не было возможности изучать Тору – за это в лучшем случае выгоняли с работы, а в худшем – ссылали в ГУЛАГ. Но наши чувства оставались при нас. Именно поэтому Симхат-Тора был самым посещаемым праздником в синагогах: люди приходили, и в танце делились своими чувствами – сообщали друг другу и Г-споду, что остались евреями, что хранят верность Вс-вышнему и в этом черпают силу и уверенность в лучшем будущем» – заявил Б.Лазар.

«Хотел бы сейчас призвать вас всех возвратиться к той традиции – собраться в синагогах и танцевать всем вместе с нашей святой Торой. И пусть это станет источником радости и веселья на весь наступивший год», – заключил он.

Президент ФЕОР, раввин Александр Борода, поздравляя российских евреев с праздниками Шмини Ацерет и Симхат-Тора отмечал, что эти дни являются кульминацией осенних праздников, во время которых евреи проходят духовный путь от трепета к радости. «От Рош а-Шана и Йом-Кипура, когда наша радость — это только часть надежды на добрый приговор и на благополучный год, и до Суккота, который называется зман симхатейну, временем нашей радости, и длится семь дней, отражая цикл одной недели. К этой неделе радости затем добавляется восьмой праздничный день, Шмини Ацерет, а в диаспоре и девятый, Симхат Тора. Это единственная в своем роде неделя из девяти дней, которая показывает, как в тишрей наша радость постепенно все больше возрастает — настолько, что ей целиком посвящен собственный праздник», – писал он.

Однако, по словам президента ФЕОР, какой бы великой наша радость не была, она не может быть беспричинной, ей обязательно нужно основание, и этим основанием является Тора, которая учит нас жить по идеям добра, созидания и заповедей. «Мы любим ее и следуем всем ее урокам, радуемся ей, танцуем с ней и празднуем начало года с твердым желанием быть ближе к Б–гу в наступившем году. Позвольте пожелать вам, чтобы в этом году с первой главы Торы вам открылись новые способы приближаться к Всевышнему, исполнять Его волю и совершать добрые дела, чтобы все ваши молитвы с Рош а-Шана, Йом-Кипура, семи дней Суккота и Шмини Ацерет были услышаны, чтобы они принесли благополучие, мир и гармонию для каждого!» – подчеркивал А.Борода.

Поделиться
Отправить

Главный раввин России Берл Лазар и президент Федерации еврейских общин России (ФЕОР) Александр Борода поздравили российских евреев с праздником Суккот, начинающимся вечером 29 сентября.

Главный раввин России отметил, что праздник Суккот – праздник, который в Торе назван «временем нашей радости», что значит, в частности, что все заповеди этого праздника служат символами радости, а уроки это праздника учат нас как обрести настоящую радость в жизни. «Какая главная заповедь Суккота? Конечно – поставить шалаш и в течение семи дней проводить там время, принимать там пищу. Это заставляет нас вспомнить о том времени, когда наши предки, выйдя из Египта, жили в пустыне. Радовались они? Несомненно! Прежде всего, потому что стали, наконец, свободными людьми. А еще радовались, потому что понимали, что Б-г дает им защиту даже в трудной ситуации – раскрыл воды морские, даровал манну, дал воду, даже навел облака, чтобы люди не страдали от чрезмерной жары! То есть – не просто вывел народ Свой из рабства на свободу, но и предоставил для этой свободной жизни возможный комфорт», – писал Б.Лазар.

Он напомнил о еще одной важной заповеди Суккота – взять четыре вида растений: этрог, иву, мирт и пальмовую ветвь. Как заметил Главный раввин России «четыре вида» — это символ единства еврейского народа, поскольку эти растения символизируют четыре категории евреев: те, кто и учит Тору, и соблюдает заповеди; те, кто соблюдает, но не учит Тору; встречаются такие, кто учит, но не соблюдает, и те, которые и не учат Тору, и не соблюдают заповеди. «Мы такие разные – но при этом мы едины! И это великая причина для радости, ведь именно благодаря единству наш народ сохранился с древних времен, в то время, как почти все народы древности ныне уже не существуют», – заявил Б.Лазар.

Он также отметил, цитируя мидраш, четыре вида растений, находящиеся вместе на праздничном столе Суккота, не только символизируют единство и дают, таким образом, радость, но и приводит евреев к идее единства. Ветви пальмы должны быть соединены друг с другом. Ива растет купами – ее ветви даже переплетаются вместе. У мирта из каждого бутона на ветке обязательно выходят три листика – не бывает так, чтобы только один. Что же до этрога – это вообще удивительная вещь: единственный плод, который продолжает расти и развиваться круглый год, в любой сезон и в любую погоду. «Что здесь имеется в виду? Необходимым условием единства – и вообще хороших, дружеских отношений между людьми, – является полноценность. Когда человек уверен в себе, когда он знает, что Б-г даст ему силу и средства, чтобы решать возникающие проблемы – такой человек и к окружающим относится позитивно, настроен жить в мире, уважать ближнего, помогать ему. А когда человек ощущает себя полноценным, созревшим для единства, он обязательно чувствует связь с Б-гом и знает, что всегда получит помощь от Б-га. А это важнейший источник нашей радости. Именно такой связи со Вс-вышним я желаю вам в эти праздничные дни – и дай Б-г, чтобы радость Суккот осталась с вами на весь наступивший год!», – заключил Главный раввин России.

Президент ФЕОР в своем поздравлении напомнил, что во время праздника в общинах по всему миру обязательно будут красивые и уютные шалаши, угощения для семьи и друзей, и будет один из самых неординарных праздников еврейской традиции. «С одной стороны, он радостный, он подразумевает веселье, песни и танцы. С другой стороны, он продолжает общую для праздников Тишрея тему духовной работы», – отметил А.Борода.

Он также подчеркнул, что основная заповедь Суккота — жить неделю в специально построенных шалашах, которые напоминают о странствиях народа Израиля в пустыне, когда его со всех сторон окружали Облака Славы. «Находясь в сукке, человек автоматически становится окружен заповедью и таким образом получает один из важнейших уроков праздника: мы должны, и мы можем устроить себе праведное и правильное окружение. Трудно бороться с пороками и сопротивляться жизненным невзгодам; гораздо эффективнее изначально окружить себя хорошими людьми, добрыми и позитивными занятиями, продуктивными планами, которые помогут пережить любые трудности и найти созидательный смысл в жизни. И если мы пойдем таким путем, то нас не оставят на произвол судьбы — Всевышний следует с нами и оберегает нас, также как оберегал наших предков более трех тысяч лет назад», – писал президент ФЕОР.

Поздравляя российских евреев и желая им встретить Суккот в кругу родных и любимых людей в приятном и украшенном шалаше, ощутить присутствие Всевышнего и Его благословения, А.Борода призвал их поддержать в дни праздника тех, кто нуждается, чтобы поддержавшим «было ниспослано еще больше сил и возможностей для новых добрых свершений».

Справка: Суккот, называемый также Праздником шалашей (сукка означает «шалаш»), длится семь дней. Данная традиция восходит ко временам Исхода из Египта, когда евреи жили в переносных жилищах, а от песка, дневной жары и ночного холода пустыни их защищали Облака славы, посланные Всевышним — все семь дней праздника иудеи устраивают трапезы в шалашах в память об этом. В сукке принято веселиться, угощать гостей, молиться и отдыхать. Обязательные атрибуты праздника — четыре вида растений, каждый из которых символизирует один тип характера человека, а объединяя их, евреи показывают способность к миру и равновесию даже между совершенно разными людьми.

Среди них: цитрусовый плод — этрог; ветвь финиковой пальмы — лулав; ветка мирта — адас; прутик ивы с листьями — арава. В этом году Суккот начинается вечером пятницы, 29 сентября, и заканчивается 5 октября, однако в диаспоре продолжают устраивать трапезу в Сукке и уже в следующий праздник – Шмини Ацерет.

Поделиться
Отправить

Главный раввин России Берл Лазар поздравил российских евреев с наступлением Йом-Кипура. Он подчеркнул, что Йом-Кипур, День искупления – это одна из самых важных дат в истории еврейского народа, день когда Б-г простил наших предков за грех поклонения золотому тельцу. Простил после того, как евреи поняли свою ошибку и искренне раскаялись в ней. С тех пор Йом-Кипур – это день покаяния перед Б- гом, Б-жьего суда над каждым человеком, день, когда Создатель окончательно решает внести имя человека в Книгу жизни.

«Понятно, что прощение Б-жье – великое благо, которое мы должны заслужить. Поэтому столько ограничений на Йом-Кипур – жесткий пост, чтобы полностью сосредоточиться на духовном, длительные молитвы, чтобы правильно исполнить главную заповедь праздника, заповедь тшувы», – отмечал Главный раввин России.

Как подчеркивает Б.Лазар, обычно слово «тшува» переводят как «покаяние» – и евреи действительно в своих молитвах раскаиваются в ошибках, которые совершили за истекший год. Но правильный перевод этого слова – «возвращение», возвращение к Б-гу. «А что значит «возвращение»? Это значит, что мы не просто просим прощения за неправильные поступки, но обязуемся – перед Б-гом и перед самими собой – никогда их больше не повторять, идти по жизни правильным путем. Это самое главное в нашей жизни. Рамбам говорит, что настоящая тшува наступает, когда человек вновь попал в прежнюю ситуацию, но не повторил греха. Это значит, что он реально осознал ошибку, вернулся на путь Торы, единственный верный путь, ведущий к Г-споду!», – писал он.

Главный раввин России задался вопросом – как мы можем гарантировать себе, что не будем повторять прежние ошибки? Ведь каждому человеку свойственно относиться к самому себе снисходительно, если не оправдывать свои поступки, то, по крайней мере, объяснять их ссылками на всякого рода внешние обстоятельства. «Как раз для того, чтобы помочь нам реально совершить тшуву, наша молитва на Йом-Кипур в качестве обязательного элемента включает то, что на языке Торы называется «видуй» – «исповедь» или, точнее, «признание». Мы должны прямыми словами признать совершенный грех и прямыми словами пообещать себе, что его не повторим. Это нужно не для Б-га – Он читает и понимает мысли каждого из нас. Это нужно нам самим – чтобы, вставая каждый день перед выбором, избегать повторения ошибок, находить верное решение», – ответил он на этот вопрос.

Казалось бы, замечает Главный раввин России, все сказанное выше рисует нам Йом-Кипур как день серьезный и весьма суровый, но на самом деле это праздник, призванный наполнить наши сердца радостью. «Мы радуемся тому, что Б-г простил грех идолопоклонства нашим предкам и спас наш народ в Синайской пустыне. Мы радуемся тому, что разобрались с собственными ошибками и впредь их не повторим. Наша величайшая радость в том, что мы возвращаемся домой, становимся ближе к нашему небесному Отцу. Ну и, конечно же, наши сердца полнятся радостью от понимания того, что Б-г это добро, что за наши добрые дела Он вписывает наши имена в Книгу жизни и скрепляет добрую запись Своей подписью», – отметил он.

«Именно этой великой радости желаю я вам в День искупления, Йом-Кипур!», – заключил Б.Лазар.

Справка: В 2023 году Йом-Кипур начнет вечером 24 сентября и продолжится до следующего заката солнца.

Поделиться
Отправить

Президент Федерации еврейских общин России (ФЕОР), раввин Александр Борода, направил еврейским общинам России обращение в связи с наступлением Дня искупления, Йом-Кипура.

Он напомнил, что в этот день, когда Всевышний выносит окончательный приговор человеку, мы усердно просим прощения, исповедуясь перед Ним во всех своих деяниях. Рассчитывая на проявление Его милости, напоминая Ему, что Он добр к нам не потому, что мы праведны или безгрешны, но потому что это одно из Его качеств: «Добрый – имя Тебе».

Президент ФЕОР также отметил, что основополагающий принцип еврейского закона «Мера за меру» также применим в наших взаимоотношениях со Всевышним. «Мы стремимся попросить прощения перед Йом-Кипуром у своих близких, потому что знаем, что Небесный Суд прощает за грехи перед Небесами, а последствия грехов перед людьми мы должны постараться исправить сами. Но как же поступить, когда у нас самих просят прощения? Ведь есть не просто обиды, а действия, которые нанесли нам серьезный ущерб, возможно даже изменили нашу жизнь, как нам кажется, не в лучшую сторону. В Талмуде приводится история про действия двух величайших мудрецов Торы раби Акивы и раби Элиэзера в засушливый год. Раби Элиэзер молил о дожде, произнеся двадцать четыре молитвы, но безуспешно. И только после короткой молитвы раби Акивы был послан долгожданный дождь. Глас с Небес пояснил, почему так произошло: «Не в том дело, что кто–то из них праведнее другого, просто этот (раби Акива) уступчив, а этот (раби Элиезер) — нет»», – писал А.Борода.

Он отметил, что еще до наступления дня, в который евреи будут умолять Всевышнего о прощении, они могут сами проявить милосердие и отпустить те негативные мысли, которые не дают им двигаться дальше. «И пусть Всевышний услышит наши молитвы и как любящий Отец вынесет доброе решение о нашей судьбе в будущем году! Желаю вам душевных и физических сил для легкого поста, для глубокого, искреннего раскаяния и также желаю вам найти возможность молиться в этот день в кругу общины! Пусть наши молитвы принесут мир, взаимное понимание и уважение! Хорошей записи в Книги Жизни! Гмар хатима това!», – заключил президент ФЕОР

Справка: В этом году Йом-Кипур начинается вечером 24 сентября, в воскресенье. Он сопровождается строжайшим постом, который длится чуть больше суток. В канун Йом-Кипура принято совершать очищающее окунание в микву, а также капарот, обычай, символизирующий искупление, когда делают пожертвование в пользу нуждающихся. В Йом-Кипур к трем ежедневным молитвам добавляется праздничная, «Мусаф», и «Неила», в ходе которой просят прощения у Творца. Кроме того, накануне прощения просят и у ближних, принимая и их извинения.

Поделиться
Отправить

Вечером 15 сентября иудеи всего мира начинают праздновать Рош а-Шана – день, означающий наступление нового года по еврейскому календарю.

В преддверии праздника Главный раввин России Берл Лазар и президент Федерации еврейских общин России Александр Борода обратился к еврейской общине страны. Главный раввин России пожелал всем евреям доброго и сладкого Нового года, и того, чтобы их имена, имена тех, кто им дорог, были занесены в Книгу жизни и удостоились доброй подписи.

«Рош а-Шана – это время для осмысления того, что мы делали в истекшем году, для принятия правильных решений на год наступающий. Главная идея праздника это идея тшува – возвращения к Б-гу, приближения к Нему, выполнения той миссии, которую Он на нас возложил. Понятно поэтому, что и наши особые молитвы в дни праздника, и трубление в шофар – все это свидетельства признания царства Б-жьего, осознание допущенных прежде ошибок и обещание их исправить. Все это, конечно, серьезные вещи. Но при этом главное – что у нас праздник, отсюда особый духовный подъем и большая радость», – писал Лазар.

Он также подчеркнул, что Рош а-Шана – это единственный праздник, который приходится на первый день месяца. Он посвящен дню рождения первого человека. И, как сказано в Торе о заповеди трубления в шофар, «надо трубить в начале нового месяца». Иными словами – Рош а-Шана это праздник начала, когда открывается новая страница в жизни, когда можно очень многое начать с чистого листа! Праздник как бы говорит каждому из нас: ты по сути своей человек хороший, поэтому у тебя обязательно найдутся и силы, и духовный потенциал, чтобы начать все снова, чтобы сделать все лучше. И вот мы уже смотрим на себя с позитивным настроем, и говорим себе: все, что я намерен в новом году сделать правильно, обязательно получится!» – заметил Главный раввин России.

Лазар подчеркнул, что каждый человек хочет делать добро. Иначе и быть не может, потому что душу нам дал Б-г, а Он есть начало и сущность всякого добра. В глубине души у нас побуждение именно к добрым делам. И праздник Рош а-Шана как раз дает душе стимул полностью раскрыться, чтобы мы совершали правильные поступки, совершали их с радостью и на подъеме. «Так пусть сейчас каждый из нас посмотрит в свое будущее с радостью, и увидит благословение Г-сподне на всех своих начинаниях», – заключил он. Шана това у-метука!

Президент Федерации еврейских общин России в своем поздравлении отметил, что начало нового года сопровождается красивыми и радостными обычаями, поскольку людям свойственно подводить итоги, строить планы на будущее, давать обещания — как самим себе, так и близким людям. В еврейской традиции в канун нового года также стремятся успеть исправить все свои недостатки и взять на себя праведные обязательства. «Но вопрос в том, кто же для нас самих выступает мерилом верных и неверных поступков? Способен ли человек сам определить, что хорошо, а что плохо? Центральной заповедью Рош а-Шана является трубление в шофар: мы обязаны услышать его пронзительные звуки, которые призывают нас к раскаянию и духовному обновлению, они символизируют коронацию Всевышнего в нашем мире. Исполняя по-настоящему торжественный ритуал, мы провозглашаем Его Царем всего сущего, но в то же время мы прекрасно осознаем, что Царь царей останется Царем и без человеческих почестей. Важнее другое — напомнить самому себе, Кто наш Царь, под Чьим правлением мы находимся, Кто есть наш главный ориентир в жизни», – подчеркивал Борода.

Он отмечал, что Маараль из Праги учит, что мы творим свою действительность и через символические поступки. Звучание шофара помогает нам освободиться не только от рутины, но и от собственных штампов восприятия жизни и ложных идеалов, чтобы мы могли испытать начало грядущего года как что–то на самом деле новое, наполненное потенциалом для перемен к лучшему и хороших поступков. «От всей души желаю вам встретить это бесконечно значимое событие в синагоге с семьей, друзьями и общиной, ощутить радость исполнения заповедей и традиций, зарядиться положительными эмоциями и силами на весь год, чтобы он принес вам здоровье, успех и процветание! Желаю вам хорошего и сладкого года!», – писал президент ФЕОР.

Справка: Название праздника означает «Голова года». Согласно еврейской традиции, в этот день Всевышний решает, какой будет судьба каждого человека в новом году. В связи с этим до начала Рош а-Шана принято снимать с себя данные за год обеты (перед тремя свидетелями) и читать слихот, особые молитвы и отрывки из Торы на тему извинений и покаяния, чтобы тем самым совершить тшуву, раскаяние. При этом дни Рош а-Шана считаются именно праздничными и радостными, в общинах принято устраивать торжественные трапезы с различными блюдами, окунать дольку яблока в мед и желать друг другу хорошего и сладкого года. В синагогах слушают шофар, духовой инструмент из бараньего рога, звучание которого знаменует начало нового года и призывает слушающих самостоятельно оценить все свои прошлые поступки.

В 2023 году Рош а-Шана начинается вечером 15 сентября, и длится два дня до вечера 17 сентября.

Поделиться
Отправить

В преддверии праздника Шавуот, который в этом году начинается вечером 25 мая, Главный раввин России Берл Лазар обратился к еврейской общине страны с поздравлением.

Он напомнил историю из Талмуда о том, как Моше рабейну взошел на гору, чтобы получить Тору и заповеди из рук Б-га, и его там встретили ангелы. «И ангелы спросили Г-спода: что делает здесь этот человек? Б-г ответил: он пришел получить Тору. Ангелы изумились: Тора всегда была с нами, зачем отдавать ее людям, они все равно не смогут понять всю глубину Б-жественной мудрости. А Б-г тогда обратился к Моше: дай им ответ. Моше задал ангелам три простых вопроса. Есть ли у вас отец и мать? Занимаетесь ли вы торговлей? Живете ли вы среди народов, которых надо научить вере в Б-га единого? И, когда на все эти вопросы ангелы ответили «нет», он объяснил им, что Тора людям нужнее, чем жителям небес. Ведь что ангелу заповедь «чти отца и мать», если у него нет родителей? Что ему заповедь «не кради», если он не занимается бизнесом и нет для него опасности позавидовать или обмануть? И что ему первая заповедь, заповедь о едином Б-ге, если ее негде и незачем применять?!» – отметил Б. Лазар.

По его словам, именно в этом и заключается главная суть Торы, главный смысл того, что Б-г дал ее евреям, а через них – и всему человечеству. «Да, мы знаем, что есть в Торе места, которые человеческому разуму доступны лишь отчасти: ведь это мудрость Вс-вышнего, и понятно, что человеческий разум не может постичь ее в полной мере. Но Тора – это прежде всего призыв к действию, наша задача не только учить Тору, но прежде всего жить по Торе!» – заявил Главный раввин России, призвав жить по Торе каждый день и каждый час, в делах судьбоносных и в делах будничных: в семье, в бизнесе, в обществе. Уроки Торы, по его словам, заключаются даже не столько в том, чтобы научить нас правильно понимать и чувствовать, сколько в том, чтобы научить нас правильно поступать в любых жизненных ситуациях. Именно в действиях наших проявляется истинная связь человека с Б-гом. «Почему это так? Потому что смысл дарования Торы — это соединение неба и земли, соединение через материальное действие. Моше взошел на гору – Б-г спустился к нему навстречу. Это нам урок: чтобы реально подняться к Б-гу надо не просто учить Тору, получать знания – надо строить жизнь по Б-гу, по Его закону и заповедям. То есть – учить Тору, чтобы ее применять на практике, соединять духовное и физическое, вводить духовные идеи во все сферы материальной жизни!» – подчеркнул он.

«Именно поэтому большая часть Талмуда посвящена чисто практическим делам, поведению человека в тех или иных жизненных ситуациях. И, наверное, именно поэтому наше традиционное поздравление на Шавуот это пожелание принять Тору «бесимха увифнимиют» – «с радостью и внутрь себя». Сделать Тору неотъемлемой частью своей практической жизни. Жить по Торе во всех делах. Вот тогда жизнь становится полноценной и радостной. Этого я от всего сердца желаю каждому из вас», – заключил Б.Лазар.

Поделиться
Отправить

В преддверии праздника Песах, который в этом году начинается вечером 5 апреля, Главный раввин России Берл Лазар обратился к еврейской общине с поздравлением. В нем он напомнил о том, что в начале пасхального седера сын задает отцу четыре вопроса. Почему в эти дни мы должны обмакивать еду в соленую воду, а марор в харосет? Почему едим только мацу, а не обычный хлеб? Почему едим не любую зелень, а только марор? Почему за столом седера принято сидеть, откинувшись, а не прямо, как обычно?

«На самом деле, у ребенка могут возникать и другие вопросы, потому что за столом он видит вещи странные и необычные: во время других праздничных трапез таких нет. И эти необычные вещи включены в процедуру седера специально, у них есть важная задача», – отметил Главный раввин России. По словам Б.Лазара она заключается в том, что в дни праздника каждый человек должен чувствовать себя именно так, как чувствовали себя наши предки, выходя из Египта. «Более того: чувствовать, как будто это он сам, – здесь и сейчас, – вышел из Египта! И не просто чувствовать: надо еще и показать это чувство всем, кто находится рядом, прежде всего своим детям! Мы проходим тот же путь, что прошли наши предки, и это позволяет нам проникнуться их чувствами; и мы показываем этот путь всем вокруг, чтобы они увидели в этом, пример для себя. Зачем это все нужно?

Прежде всего – чтобы самим понять и другим показать, что Б-г не только наших предков во времена Моше рабейну вывел из рабства на свободу. Он так же выводит на свободу каждое поколение, каждого человека! Поэтому и радость у нас должна быть, как у тех, кто реально вышел из Египта, и благодарность Г-споду за чудеса такая же. И когда мы показываем эту радость и благодарность окружающим, мы, тем самым, их тоже побуждаем идти к свободе!» – подчеркнул он.

Отметив, что никто из людей нашего поколения не находился в рабстве, как то бывало в древности, главный раввин России задался вопросом – всякий ли может сказать, что он полностью свободен? И может ли кто-нибудь вообще сказать, что он всегда и во всем был свободен? Б.Лазар напомнил, что в мире есть множество вещей, которые ограничивают нашу свободу, не дают нам говорить и делать то, что мы считаем правильным и необходимым. «Это и наши внутренние ограничители – страх, неуверенность в себе, – и ограничители внешние, разного рода общественные предрассудки. Кстати: в нашем святом языке слово «Мицраим», Египет, имеет общий корень со словом «мецарим», «ограничения»! Только выйдя за пределы ограничений человек становится реально свободным и может полностью реализовать тот потенциал, которым наградил его Б-г! «Шулхан арух» нам предлагается целый ряд законов правильного поведения. И первый из них: «Не надо стесняться перед насмешниками»! Мы ведь нередко в жизни делаем что-то ненужное или не делаем что-то, что считаем правильным, единственно из опасения «а-что-люди-скажут»? Вот это и есть реальная несвобода! А свободный человек поступает как раз наоборот: он делает то, что заповедал ему Б-г, не обращая внимания на предрассудки в обществе. Более того: он делает это демонстративно, чтобы все вокруг видели, чтобы подать другим пример свободного поведения!» – отметил он.

«Иными словами: я свободен, когда мир не влияет на меня, а я могу на него повлиять в сторону добра. Именно этого я хочу пожелать сейчас каждому из вас: стать свободными, как наши предки, когда вышли из Египта, и подать пример освобождения своим друзьям и близким; в полной мере реализовать собственный потенциал и помочь самореализоваться тем, кто вам дорог. Встанете на этот путь – и Б-г вам поможет, как помог Он евреям во времена Моше рабейну!» — заключил Главный раввин России.

Поделиться
Отправить

Песах — это праздник в память об Исходе еврейского народа из Египта. В этом году он начинается вечером 5 апреля и продолжается восемь дней до вечера 13 апреля.

Существует несколько главных заповедей Песаха. До начала праздника необходимо избавиться от квасного, называемого хамец, во всех его видах: для этого в домах проводят тщательную уборку, а если хамеца много, то его продают по специальной форме. В первый день Песаха проходит пасхальный седер — особая трапеза, в ходе которой читают молитву и рассказывают об Исходе. Отдельными заповедями праздника являются маца, четыре бокала вина, а также горькая зелень — марор, напоминающий о горечи рабства, и харосет (смесь тертых яблок и орехов) —символ глины и рабского труда.

Полный текст поздравления президента ФЕОР приводится ниже.

«Уважаемые друзья! От имени Федерации еврейских общин России и от себя лично поздравляю вас с праздником Песах! Одной из центральных заповедей Песаха является маца. Даже сильно ассимилированные семьи во все времена старались приобрести мацу на этот праздник. В Талмуде сказано, что именно Песах и заповедь брит–милы наиболее сильно связаны с еврейским народом. Поэтому маца стала символом не только праздника Свободы, но в какой–то мере и самого еврейского народа. Если говорить о традиционной еврейской кухне, то она очень различается в соответствии с местностью, где та или иная община проживает. И лишь маца объединяет кухни каждой общины: пресный хлеб, заповеданный нам самой Торой, одинаков для всех евреев мира. Весь год мы едим сдобный хлеб, статус которого и уважение, к которому в иудаизме очень высоко. Мы омываем руки перед тем, как его есть, и читаем специальную молитву. При исполнении важнейших заповедей мы устраиваем трапезы и обязательно едим хлеб. Но все же только маца называется хлебом веры и хлебом исцеления. Обычный хлеб же на период Песаха ставится под серьезный запрет и называется хамецом. Но так ли сильно маца отличается от хамеца, который мы должны тщательно выискивать перед праздником?

Да, безусловно, это разные продукты, но технологически, пресный хлеб от квасного отличается только коротким отрезком времени, который проходит от замеса теста до начала выпекания. Вы замесили тесто для мацы, но стоит немного помедлить, — и это уже хамец. Какой общий жизненный принцип мы здесь обнаруживаем? Благие поступки не терпят промедления точно таким же образом. Когда мы сомневаемся или медлим, есть вероятность упустить возможность совершить что–то полезное, можно потерять вдруг возникшее вдохновение, которое подталкивало нас к доброму делу. А ведь согласно еврейскому закону, мы не можем отмечать Песах, пока в нашем доме находится хоть крошка квасного. И так же мы не можем улучшить мир или помочь ближнему, пока в нашей душе остается невычищенным даже единственный повод для промедления или сомнения. Поэтому давайте будем внимательнее к себе и нашим близким, давайте служить им той свечой, которая помогает нам отыскать хамец, и давайте поддерживать их в соблюдении заповедей, чтобы у нас всегда было больше причин для хороших дел и меньше причин для колебаний. От всей души поздравляю всех вас с праздником Песах и желаю, чтобы Всевышний ниспослал вам силы для благих свершений! Пусть пасхальная неделя пройдет для вас в радости дружеского и семейного общения! Песах кошер ве самеах!»

Поделиться
Отправить

Главный раввин России Берл Лазар поздравил еврейские общины страны с праздником Пурим. В своем поздравлении он напомнил, что Пурим – самый веселый праздник в году.

«В эти дни мы вспоминаем историю чудесного спасения нашего народа от злодеев, которые хотели его уничтожить. Мы читаем «Мегилат Эстер», в которой все эти события изложены подробно: пиры у царя Ахашвероша, которые длились без перерыва 180 дней, интриги царского министра Амана, готового на все, чтобы получить приказ истребить евреев, мудрость и отвага Эстер, сумевшей, с Б-жьей помощью, разоблачить заговор и наказать злодеев… И, наконец, радость чудесного спасения – праздник, который наши Святые книги призывают нас «сделать днями пиршества и веселья, посылая мишлоах- манот друг другу и подарки бедным»» – писал Б.Лазар. Н он также обратил внимание на то, что у других праздников заповеди непосредственно связаны с теми событиями, о которых мы в эти дни вспоминаем. «Песах – память об исходе, и мы едим мацу; Суккот – память о жизни в пустыне, и мы сидим в шалашах; Ханука – память о чуде светильника, и мы зажигаем менору. А заповеди Пурим рождают вопрос: какая связь между ними и спасением от козней злодея Амана?» – спрашивал Главный раввин России. И сам же отвечал: «Связь, конечно же, есть – только относится она не к внешним событиям, а к внутреннему состоянию людей, которым Б-г даровал чудо спасения. Аман замыслил истребить наш народ, потому что считал, что евреи «разбросаны и рассеяны», то есть с ними будет можно легко расправиться.

В Талмуде сказано, что Б-г попустил злодейский замысел Амана, потому что наши предки «получали удовольствие от пиров злого царства» – то есть, просто говоря, предпочли в какой-то момент развлекаться при дворе, вместо того, чтобы помогать друг другу и совершать добрые дела. Так что здесь речь не только об одном эпизоде нашей истории, но о судьбоносном выборе, с которым сталкивается каждый человек, в каждом поколении!». Как подчеркивал Б.Лазар именно об этом нам рассказывает «Мегилат Эстер», именно в этом универсальность Пурим. «Истинная радость приходит не от развлечений, не от погони за эфемерными удовольствиями: истинную радость мы получаем от того, что дружим, что помогаем, что подставляем плечо ближнему. Кстати, и современная психология учит, что такое поведение дает человеку гораздо лучшее самоощущение, чем любые эгоистические удовольствия. И как раз для этого самоощущения мы совершаем мишлоах-манот – чтобы радость пришла и к получателю, и к дарителю. То же самое подарки бедным – здесь в Святых книгах не используется привычное нам слово «цдака», потому что это не благотворительность, это именно дары на радость нам самим, кто эти дары посылает и чувствует благодарность получателя! А пуримское пиршество – это уже наша благодарность, мы говорим спасибо Б-гу за чудеса и чувствуем себя радостными, уверенными в завтрашнем дне. Вот в чем главный урок заповедей Пурим, урок радости Пурим. Истинная радость от правильной жизни, от добрых дел, от единства и солидарности нашего народа – это и символ Пурим и результат этого праздника, потому что соблюдение пуримских заповедей делают наше настроение лучше, наш оптимизм выше, нашу уверенность в лучшем будущем крепче. И дай нам всем Б-г, чтобы радость Пурим оставалась с нами, позволяя успешно противостоять любым вызовам, успешно преодолевать любые испытания, и выходить из них еще более сильными и радостными, как это было во времена Эстер и Мордехая», – писал он.

Поделиться
Отправить

Выбор редакции