Федерация

При поддержке ФЕОР в Екатеринбурге состоялось торжественное открытие 2-го Екатеринбургского еврейского кинофестиваля.

Торжественная церемония открытия Фестиваля прошла в Доме кино (ул. Луначарского, 137). В рамках мероприятия организаторы ЕЕКФ познакомили гостей с основной программой киносмотра, которая в этом году включает в себя более 30 картин, кинопоказы и образовательную программу. В финале вечера состоялась уральская премьера ироничной комедии «Евреи» режиссера Ивана Атталя с Шарлоттой Генсбур в главной роли. Гостей церемонии открытия ожидали фуршет и живая музыка.

«Евреи» – ироничная комедия, в которой франко-еврейский актер обсуждает ряд известных стереотипов, касающихся еврейского народа. Каждый стереотип проиллюстрирован отдельным коротким рассказом. Помимо Шарлотты Генсбур в фильме задействована целая плеяда франкоязычных комедийных актеров, таких как Франсуа Бюрелу, Тоби Нэйтан, Бенуа Пульворд, и обладательницы всевозможных профессиональных кинопремий Валери Боннетон и Николь Ширер.

Напомним, что 1-й Екатеринбургский еврейский кинофестиваль, прошедший в 2016 году, собрал более двух тысяч зрителей. Нынешней осенью вниманию уральских любителей кино вновь будут предложены лучшие фильмы последних нескольких лет из Израиля, Европы, США и Канады. В программе – художественные, документальные и короткометражные картины. Тематика представленных фильмов охватывает различные сферы жизни еврейского общества – от семейных проблем до геноцида, от биографии хореографа до проблем социальной адаптации.

Среди фильмов основной программы фестиваля стоит отметить картину Томера Хейманна «Мистер Гага», фильм Марии Шрадер «Стефан Цвейг: Прощание с Европой», и американскую документальную картину «В поисках израильской кухни» режиссера Роджера Шермана. Основными площадками киносмотра в этом году станут Ельцин-Центр и Дом кино.

«Еврейский кинофестиваль – уникальное событие в мире культуры: он демонстрирует зрителю еврейскую жизнь во всем ее многообразии – программа включает фильмы об истории нашего народа, духовности и религии, традициях и укладе жизни, выдающихся представителях народа, многогранном Израиле и многом другом. География проекта расширяется с каждым годом, что не может не радовать. Поздравляю Екатеринбург с проведением уже второго кинофестиваля, и желаю организаторам удачи в его реализации», – подчеркнул президент Федерации еврейских общин России Александр Борода.

2-й Екатеринбургский Еврейский кинофестиваль организован при поддержке Фонда «Генезис», благотворительного фонда «Российский Еврейский Конгресс», Федерации Еврейских Общин России, Еврейской студенческой организации «Гилель» и «Ark Foundation».

Поделиться
Отправить

 

8 ноября в столице республики Татарстан был открыт Центр по изучению Торы. Центр расположен в здании исторической синагоги года, и полностью готов для приема учащихся: на верхнем этаже синагоги созданы специально оборудованные аудитории для семинаров и библиотека еврейской литературы.

Мероприятие посетил президент Татарстана Рустам Минниханов, главный раввин России Берл Лазар, президент ФЕОР Александр Борода, меценат Вадим Аминов, представители общественных и еврейских организация региона.
Президент республики отметил, что бережное отношение еврейской общины к своим традициям должно быть примером и для других национальностей и представителей религий республики. «Мы сегодня открыли центр, чтобы молодежь ваша, взрослые могли передавать традиции, знания, обычаи. Это очень важно. То, как бережно вы к этому относитесь, должно быть примером и для других национальностей, религий, которые проживают в нашей республике. Да, наша республика многонациональная, многоконфессиональная. У нас и православная духовная академия есть, болгарскую исламскую академию открыли. И это очень правильно. Центр изучения Торы сегодня появился в Казани. Убежден, что люди, которые сюда приходят, молятся, которые изучают Тору, плохие вещи делать не будут. Молодежь, которая будет приобщена к этой культуре, будет делать только добро».
По словам президента ФЕОР: «Центр будет открыт для всех жителей Казани, без акцента на религиозную или национальную принадлежность, ведь Тора – это достояние всего человечества, она транслирует вечные идеи нравственности и морали, объединяющие наше общество, она хранит в себе вековую мудрость, которую мы передаем из поколения в поколение». Также он подчеркнул, что «открытие центра изучения Торы еще одно доброе свидетельство того, как сильно изменилась жизнь религиозных общин после падения советской власти. Сегодня еврейская община может чувствовать себя комфортно и свободно в современной России», и поблагодарил за поддержку в создании центра Рустама Минниханова и мецената Вадима Аминова.
Как сказал Главный раввин России: «В Татарстане всегда — в последнее время это слышно даже в Москве — обсуждают вопрос, как действовать, чтобы народ остался народом. Чтобы традиции не были забыты, чтобы люди чувствовали причастность к нашим великим знаниям и традициям. Вот мудрый подход. Когда открывается больше таких домов, где люди могут изучать новое, становиться мудрее, передать эти знания другим людям, тогда точно здесь в Татарстане все будет всегда прекрасно. Именно казанская еврейская община всегда была символом того единства, которого, к сожалению, не хватает сегодня в мире».
Бизнесмен Вадим Аминов, который выступил спонсором создания центра, рассказал, что на его базе будет открыта первая народная библиотека в России. Также в проекте примут участие 18 городов РФ.
На данный момент это крупнейший региональный образовательный центр такого формата. Ожидается, что в нем будут проходить программы по изучению Торы для людей разного возраста и уровня знаний, отдельные курсы будут рассчитаны для всех посетителей, не зависимо от их национальности.

Поделиться
Отправить

Ханука, празднование которой по светскому календарю приходится на середину декабря, в еврейской религиозной литературе стоит особняком: другие важные исторические события упоминаются в Танахе, а Ханука не отмечена никак.

В издательстве «Книжники» вышел подробный и увлекательный путеводитель по празднику, который в полной мере восполняет недостаток информации о традиции и происхождении Хануки.

Обзор исторических событий, подробные разъяснения законов и обычаев, анализ религиозных и национальных аспектов праздника, перевод трудов Любавичского Ребе М.-М. Шнеерсона, комментированный перевод единственного признанного иудаизмом аутентичного текста о тех временах — «Свитка Хасмонеев» (рассказа о Хануке) — дадут всестороннее представление об уникальном празднике огней и света.

Под эгидой ФЕОР издательство «Книжники» выпускает еврейскую литературу, включая детские книги, художественные и научно-популярные произведения. За десять лет в рамках двенадцати серий в издательстве «Книжники» было выпущено 497 изданий (некоторые из которых представляют собой многотомные издания). Общий тираж изданных книг превысил уже полтора миллиона экземпляров. К настоящему моменту «Книжники» стали самым успешным еврейским издательством в постсоветской России.

Официальный сайт издательства: http://knizhniki.ru/

Информационная справка

Начатая в 2007 г. серия «Библиотека еврейских текстов» призвана знакомить российских читателей с основополагающими произведениями иудаизма: от библейских текстов и талмудических преданий до средневековой еврейской философии и историй про хасидских цадиков. Подавляющее большинство этих текстов никогда не издавалось на русском языке. Появление серии стало реакцией на массовый запрос на издание литературы по иудаике на высоком уровне, достойном современной науки (к примеру «Слихот» («Молитвы раскаяния») в 2007-2009 гг. вышли общим тиражом в 45000 экземпляров).

В серии издаются священные книги иудаизма – Танах, Талмуд, Зоар, труды выдающихся мудрецов прошлого, литургические тексты, используемые при проведении тех или иных ритуалов – молитвенники, пасхальная Агада. За девять лет было выпущено около 60 изданий.

Празднование Хануки начинается в 25 день месяца кислев (может выпадать на период с конца ноября до конца декабря) и продолжается восемь дней. Название этого праздника происходит от выражений хануккат ха-баит (освящение [обновление] Храма) или хануккат бейт Хашмонаим (освящение дома Хасмонеев). Традиция связывает этот праздник с еврейским восстанием 167 г. до н.э. против сирийского царя Антиоха IV, желавшего эллинизировать иудеев.

После изгнания захватчиков из Израиля и взятия Иерусалима войсками Иуды Хасмонея по прозвищу Макаби (Молот), евреи восстановили оскверненный и частично разрушенный Храм. В день его освящения следовало зажечь главный храмовый светильник – менору, огонь которого надо поддерживать постоянно. Но масла (елея) для светильника, оказалось совсем мало (на изготовление нового елея, по еврейской традиции, требуется восемь дней). Когда же с помощью найденного масла зажгли менору, огонь горел без перерыва все восемь дней, пока готовилось новое масло. В память об этом чуде Хануку празднуют восемь дней, каждый вечер, зажигая по одной новой свече в специальном праздничном восьмисвечнике.

Поделиться
Отправить

Президент Федерации еврейских общин России Александр Борода поздравил россиян с Днем народного единства. В его обращении говорится:

“Дорогие друзья!

От лица Федерации еврейских общин России и лично от себя поздравляю всех с праздником – Днем народного единства. Это очень молодой праздник, но с очень глубоким историческим и духовным смыслом. Более четырех веков назад ополчение Минина и Пожарского освободило Москву от захватчиков. Это героическое событие положило конец Смутному времени и дало начало нравственному возрождению нашей страны.

Жители России – многонациональной и многоконфессиональной страны особенно хорошо осознают как важно оставаться сплоченными, и к каким опасным последствиям может привести разобщенность среди людей.

«Быть единым народом» сегодня – означает жить в гармонии друг с другом, уважать своего ближнего, оказывать ему помощь и содействие в трудностях. Но также стоит помнить, что именно единство является гарантом нашей уверенности в завтрашнем дне и сильнейшим оружием против любой опасности, ведь когда мы вместе, запугать и лишить веры нас гораздо сложнее, чем каждого поодиночке.

Я от всей души желаю всем крепкого здоровья, счастья, благополучия, любви и мира и, конечно, новых достижений на благо Родины!”

Поделиться
Отправить

В преддверии Дня народного единства, который отмечается 4 ноября, главный раввин России Берл Лазар обратился к общественности. В заявлении раввина говорится:

«День народного единства – на мой взгляд, самый важный праздник новой России. И не только потому, что Россия всегда была крепкой и стабильной страной именно благодаря единству населявших ее народов – хотя, конечно, это тоже очень важно. Но главное в идее народного единства, преломленной в свете российской действительности – это то, что это единство всегда базируется на вечных ценностях. То, что нас объединяло столетия назад, объединяет нас и сегодня. И, я уверен, будет объединять еще очень многие поколения россиян.

Мир, в котором мы живем, все время меняется, причем скорость изменений нарастает в каждом поколении. Мы не успеваем оглянуться – а уже полностью изменилась мода, изменились технологии, изменилось множество деталей нашего быта. Меняются направления в культуре и искусстве; даже язык развивается – так, что порой родители с трудом понимают разговоры собственных детей с их одноклассниками! Но в этом чрезвычайно изменчивом мире есть некие вечные основы, вечные истины. Откуда мы знаем, что та или иная вещь есть истина? – Оттуда, что она не меняется веками, не зависит от политики, идеологии, технологии, экономики… Вечная истина – это стремление человека к счастью, к духовному совершенствованию; вечная истина – это семья, основанная на любви и уважении; вечная истина – это воспитание детей так, чтобы им было легче адаптироваться в обществе.

Именно вечные истины, вечные ценности составляют прочный базис нашего единства. Уникальность России, уникальность нашего народного единства – в том, что наши народы никогда не пытались поставить под вопрос вечные ценности, тем более – не пытались их изменить. Это относится, кстати, и к традиционному отношению россиян к религии – ценности, без которой нет морали, нет гармоничной духовной жизни. В прошлом веке политики пытались заменить религию, пытались даже ее отменить – совершили множество преступлений, развалили собственное государство, но целей своих так и не добились!

Что спасло Россию? Единство, составляющее нравственную основу сосуществования народов нашей страны. Оно оказалось сильнее любого идеологического давления во времена репрессий – и оно же стало той скрепой, которая победила все центробежные тенденции смутных лет. И сейчас именно это единство, основанное на вечных ценностях духовности, традиции, морали, обеспечивает стабильную жизнь и уверенность в завтрашнем дне всем нашим народам и конфессиям».

Поделиться
Отправить

Ноябрьский «Лехаим»

1 ноября, 13:17

Вышел в свет ноябрьский номер альманаха «Лехаим». Альманах объединяет самые разные жанры – художественную прозу, критику, исторические эссе, политические очерки, обзоры.

Традиционная колонка главного редактора журнала Боруха Горина посвящена памяти ушедших в этом году знаменитых евреев — переводчиков, медиа-магнатов, а также лауреатам последней Нобелевской премии.

Первый раздел номера – «Академия» – посвящен изучению еврейской мысли на основе Торы. В этом номере публикуются письма Любавичского Ребе Менахема-Мендла Шнеерсона, посвященные таким темам как изучение Торы и зарабатывание денег. Письма, в частности, посвящены теме воздаяния, когда доброе дело и соблюдение заповедей возвращаются к человеку через успехи в бизнесе.

Главный раввин России Берл Лазар в своей статье выступает против деления людей на «победителей» и «лузеров», напоминая, что благодаря Всевышнему условия жизни любого человека могут изменится.

Очередной отрывок из многотомного труда знаменитого еврейского историка Сало У. Барона, посвящен развитию литургической поэзии у евреев в 6-7 вв.

Статья Марка Шапиро посвящена одному из самых известных и самых неординарных еврейских религиозных мыслителей первой половины ХХ века — Иосифу Розину, больше известному как «Рогачевер», и включает в себя малоизвестное интервью с Рогачевером, взятое у него в 1933 г.

Американский поэт и литературный критик Адам Кирш продолжает читать даф йоми  – лист Талмуда каждый день  – и делится размышлениями о прочитанном. На сей раз он исследует отношение мудрецов к обуви и женским украшениям, приходя к выводу, что «в патриархальных культурах женщины должны были ходить по острию ножа и дорога эта была узка и полна опасностей».

В этом разделе также публикуется продолжение работы еврейского философа и мистика первой половины ХХ века Гилеля Цейтлина «Основные направления в учении хасидизма».

Большой блок материалов посвящен событиям 1917 г. На круглом столе, который ведет Афанасий Мамедов, российские и израильские историки разбираются с мифом о 1917 как о «еврейской революции», показывая его полную искусственность и подчеркивая, что практически все еврейские партии выступили против захвата власти большевиками.

Пол Берман анализирует вариант альтернативной истории, когда у власти в России оказались бы не большевики, а меньшевики. Бенджамин Глэдстоун призывает не праздновать столетие декларации Бальфура, рассматривая ее «как нарушенное обещание, которое привело к смерти бесчисленного множества евреев». О декларации Бальфура пишет и Алекс Тарн, считая ее лишь одним из многих элементов большой дипломатической игры, затеянной Великобританией 100 лет назад ради власти над Ближним Востоком, элементом, который неожиданно вышел из под контроля своих создателей.

Раздел «Перекресток» открывает статья Сефа Дж.Францмана из Jerusalem Post. В ней разбирается новая «Большая игра» – на сей раз уже в наше время — с участием Саудовской Аравии, России, США и Израиля.

Зеев Хафец в статье, опубликованной в Bloomberg, разбирает реакцию израильской элиты на неуклюжие заявления президента США Д.Трампа о событиях в Шарлттсвилле.

Говард Джейкобсон в статье, первоначально вышедшей в New York Times, исследует отношения между сионистами и лейбористской партией в Великобритании, подчеркивая, что евреи отчаянно пытаясь добиться каких-то уступок от лейбористов пошли на заключение соглашения, которое начало разваливаться сразу же после его подписания.

Материал советника Всемирного еврейского конгресса Менахема С.Розензафта рисует широкую картину реабилитации пронацистского режима усташей в современной Хорватии, и подобных же режимов в странах Восточной Европы.

Под рубрикой «Об этом надо поговорить» идут небольшие заметки о некоторых событиях октября, «зацепивших» еврейские общины в России и в мире. Свои итоги месяца подводит и Лайел Лейбовиц.

Раздел «Парк культуры» открывается репортажем Ирины Мак о выставке «Некто 1917» в Третьяковской галерее на Крымском валу, посвященной искусству переломного в истории России года, а Ирина Кордонская описывает выставку «Каждому по свободе», открывшуюся в Еврейском музее и центре толерантности и рассказывающую об истории российских/советских евреев в революционные годы. В качестве дополнения к выставке «Лехаим» публикует ряд документов тех лет о закрытии еврейских организаций в 1919 г., подписанных Сталиным (тогда скромным наркомом по делам национальностей), просьбы московских еврейских организаций о регистрации и т.д.

Татьяна Ротштейн интервьюирует режиссера фильма «Фокстрот», награжденного на Венецианском кинофестивале, и вызвавшего нешуточную «культурную войну» у себя дома, Самуэля Маоза. Отвечая на обвинения в левизне израильского кино, тот замечает, что режиссерам во всем мире «интереснее драматические истории, человеческие конфликты, а не картины счастья, вечно улыбающиеся граждане и отчеты о победе страны».

Ричард Броди в своей статье, изначально опубликованной в New Yorker, рассказывает о новых фильмах режиссера Клода Ланцмана, еще раз поднимающих вопрос виновности нацистских палачей и невиновности жертв Холокоста, вне зависимости от того, как им пришлось выживать.

Кэтрин Хикли в статье в New York Times разбирает многолетнюю историю попыток властей Мюнхена не возвращать владельцам конфискованную нацистами картину Густава Клее «Легенда болот».

Лари Лакснер из Times of Israel, в своей статье описывает фильм «Забытые драгоценности Кубы», рассказывающий историю спасения от Холокоста 6000 бельгийских евреев — огранщиков алмазов и их семей. А Генри Лизиа из Alaska Public Media описывает открывшуюся в Анкоридже выставку, посвященную неосуществившемуся плану по превращению Аляски в убежище для евреев.

Раздел «Библиотека» открывается исследованием Алекса Тарна о стихотворных и прозаических колонках Натана Альтермана, печатавшихся в газете «Давар» с 1943 по 1967 гг.

Также в разделе публикуются рассказы прозаика Авроома Рейзена из сборника «Такие люди были раньше», рассказ Цви Прейгерзона «Машиах бен Давид», продолжение «Майс от Абраши» раввина Натана Вершубского, оказавшегося в 1980-х в тюрьме по ложному обвинению, рецензия Адама Кирша на книгу эссе троцкиста Исаака Дойчера о еврействе, размышления трех еврейских писателей и одного автора комиксов, живущих в США о том, каково это — быть евреем и американцем.

Завершает журнал раздел «Кадиш» в котором опубликован некролог литератору и переводчику Рафаилу Нудельману, много лет сотрудничавшему с издательством «Книжники».

Поделиться
Отправить

Йехезкель Лазар вступил в должность раввина Симферополя. Торжественная церемония, посвященная этому событию, прошла в центральной синагоге города.
Выступая перед собравшимися, Йехезкель Лазар сказал, что своей первостепенной задачей считает развитие в городе еврейской инфраструктуры, «чтобы у живущих в регионе евреев не возникало причин уезжать из-за невозможности следовать предписаниям еврейского закона». По словам раввина, необходимо, чтобы сами члены общины осознали насколько важно, чтобы в городе существовал общинный центр, школа, миква, кошерные магазины, образовательные учреждения.
Особенное внимание в своей речи он уделил вопросам образования. «Если у еврея есть фундамент, который заложен в школе или хедере, уже можно надеяться, что в дальнейшем он будет следовать тем традициям и законам, которые веками хранились нашими предками. Поэтому чрезвычайно важно наладить систему образования, при которой эти ценности прививались бы молодежи и передавались будущим поколениям», — добавил Йехезкель Лазар.
Президент Всекрымского еврейского конгресса Ян Эпштейн считает, что с новым раввином все эти планы могут быть реализованы. Он отметил, что «община давно пригласила Йехезкеля Лазара на эту должность и ждала данного назначения начиная с 2014 года, когда этот вопрос обсуждался с его отцом, главным раввином России Берлом Лазаром». Эпштейн также выразил надежду на то, что под руководством Йехезкеля Лазара можно будет объединить те религиозные еврейские организации, которые уже есть в Крыму и построить новые синагоги и общинные центры. «Я верю, что при нем мы сможем все это осуществить и добьемся всех запланированных целей. Уверен, что назначение Йехезкеля Лазара придаст новый импульс развитию еврейской жизни в регионе и поможет всем проживающим здесь евреям приблизиться к традициям и культуре нашего народа», — добавил Ян Эпштейн.
Председатель Еврейской религиозной общины Симферополя Аркадий Цырульников также прокомментировал вступление Йехезкеля Лазара в должность главного раввина Симферополя: «мы уже несколько лет поднимали этот вопрос, и то, что это событие, наконец, произошло, вызывает оптимизм у всех членов общины, связывающих свои надежды с молодым раввином. Надеемся, что с помощью Йехезкеля Лазара те образовательные и благотворительные проекты, которые мы наметили, будут реализованы, а еврейская общинная жизнь в Крыму станет развиваться еще активнее».

Поделиться
Отправить

Во вторник, 24 октября в здании Еврейского музея и центра толерантности прошло заседание Президиума Межрелигиозного Совета России. Заседание состоялось под председательством Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. В работе съезда приняли участие лидеры традиционных конфессий России, видные общественные и политические деятели.

Перед началом заседания патриарх осмотрел экспозицию музея и зажег поминальную свечу в память о жертвах Холокоста. В экскурсии по музею главу РПЦ сопровождали главный раввин России Берл Лазар и президент Федерации еврейских общин России Александр Борода.

Открывая заседание, Предстоятель РПЦ поблагодарил руководство еврейской общины за возможность провести съезд МСР в стенах музея и отметил, что очень впечатлен экспозицией и технологиями, использованными при создании выставочного пространства.

Особенное внимание в своей речи патриарх Кирилл уделил идее о различиях между религиозным и секулярно-либеральным подходами к пониманию свободы. По его словам, необходимо сопрягать свободу и ответственность, так как свобода, «утратившая нравственные и духовные ориентиры», становится идолом, несовместимым с подлинным достоинством человека. По мнению главы РПЦ, Россия как самобытная цивилизация «являет собой уникальный пример единства в многообразии, где нет ни христианофобии, ни антисемитизма, ни исламофобии». Патриарх отметил, что Россия имеет многовековой опыт мирного и созидательного сотрудничества разных народов, культур и религий и призвал всех участников заседания совместными усилиями сохранять и приумножать это ценное достояние.

Главный раввин России Берл Лазар в своем выступлении подчеркнул, что видит особый символизм в том, что заседание Межрелигиозного Совета проходит в здании Еврейского музея и центра толерантности. По его словам, помимо идеи толерантности, которая популяризируется в музее, все традиционные конфессии России объединяет и общая история, связанная с преследованиями за веру во времена советской власти. «Мы вместе страдали – и это научило нас помогать друг другу, вместе переживать горе и лишения. И теперь, когда все традиционные конфессии могут свободно исполнять религиозные предписания, наш долг сохранить этот опыт, укреплять наши связи, вместе отстаивать вечные ценности – терпимость к взглядам другого и взаимное уважение, солидарность и братскую любовь», – сказал раввин Берл Лазар.

Вслед за раввином также выступили Верховный муфтий России Талгат Таджуддин, постоянный представитель буддийской традиционной сангхи России в Москве Санджай-лама Андрей Бальжиров, раввин Адольф Шаевич, первый заместитель председателя Духовного управления мусульман Российской Федерации Дамир Мухетдинов, митрополит Волоколамский Иларион, председатель ЦРО Духовного Управления мусульман Республики Татарстан муфтий Камиль Самигуллин и другие.

Помимо тем, связанных с развитием межконфессионального диалога на съезде также обсуждались вопросы экологии, культуры, свободы творчества и нравственной ответственности создателей художественных произведений перед обществом. Решительно осуждая любые противоправные действия, агрессию и экстремизм, участники заседания сошлись во мнении, что подлинная культура должна содержать в себе нравственную идею, которая побуждает человеческие души к поиску добра и истины и порождает в человеке любовь к ближним.

Межрелигиозный совет России образован 23 декабря 1998 года. Целью его деятельности является противодействие разжиганию межэтнических конфликтов, утверждение в обществе традиционных духовных ценностей, согласия и стабильности, диалог с государственной властью России и других стран.

Поделиться
Отправить

19 октября в Московском еврейском общинном центре состоялась рабочая встреча главы пенитенциарного ведомства Геннадия Корненко и президента Федерации еврейских общин России Александра Бороды. Результатом встречи стало подписание соглашения о взаимодействии уголовно-исполнительной системы с Федерацией еврейских общин России.

Как отметил глава ФЕОР: «Если человек, совершивший ошибку, готов меняться, готов расти духовно, значит он на верном пути исправления. И помочь людям, оказавшимся в тяжелой ситуации, осознать это – прямая задача всех религиозных организаций. Работа синагоги в месте лишения свободы, где человек может побыть наедине со своими молитвами, где может исполнять религиозные заповеди, поможет заключенным воспрянуть духом, укрепить свою веру. Мы благодарим ФСИН за многолетнее сотрудничество, и за работу, направленную на духовное развитие и религиозное просвещение заключённых».

По словам руководителя ФСИН: «Наша общая задача, чтобы человек, преступивший закон и попавший в места лишения свободы, больше никогда там не оказывался. Находясь в исправительных учреждениях, человек не должен испытывать душевных и физических страданий. Мы должны помочь ему вернуться в общество, к нормальной жизни. В этом нам огромную помощь оказывают общественные и религиозные организации, в том числе и Федерация еврейских общин России. Мы благодарим вас за плодотворное и динамичное сотрудничество».

На протяжении последних 16 лет Федерация еврейских общин ведет конструктивный диалог с Федеральной службы исполнения России в сфере духовно – попечительской деятельности. Первое соглашение было подписано с начальником ГУИН Минюста России Ялуниным в 2001 г.

За эти годы накоплен значительный положительный опыт по решению актуальных вопросов взаимодействия еврейской общины с уголовно – исполнительной системой нашей страны.

В рамках реализации соглашений между ФСИН (ГУИН) и ФЕОР ведется работа по созданию условий для религиозной жизни осужденных иудеев. Осуществляется взаимодействие с СИЗО города Москвы и С.-Петербурга в области образования и духовно-нравственного просвещения лиц, находящихся под стражей и исповедующих иудаизм. С февраля 2013 г. за каждым следственным изолятором Москвы закреплен согласованный с УФСИН Москвы раввин – сотрудник Департамента по взаимодействию с Вооруженными Силами, МЧС и правоохранительными учреждениями. Тюремные раввины не реже 1 раза в неделю посещают находящихся под стражей, проводят занятия по еврейской традиции, беседуют с подопечными.

На сегодня в учреждениях уголовно-исполнительной системы России функционируют десять синагог, в двух местах планируется открытие молельных помещений для иудеев в течение 2017 года (Рязанская обл., ИК-6, Мордовия).

Поделиться
Отправить

В московском еврейском журнале “Москва – Ерушалаим” вышло интервью с президентом Федерации Еврейских Общин России Александром Моисеевичем Бородой.

– В последнее время снова часто возникает вопрос — сколько в России евреев. Недавно вы высказались в том ключе, что евреи возвращаются из Израиля в Россию активно. Это вызвало в израильском обществе довольно активную дискуссию. Кто-то говорит двести семьдесят тысяч, кто-то про миллион.

— Мы считаем, что в России проживает около миллиона евреев. Мы оцениваем количество евреев, которые идентифицируют себя как евреи и тех людей, которые ежегодно начинают себя ощущать евреями — выясняют что их еврейство по материнской линии. И также добавляем тех евреев, которые просто никуда не ходят. Одним из ярких показателей в этом вопросе является маца. Покупает мацу на Песах максимальное количество людей, которые себя идентифицируют как евреев.

– То есть если даже за весь год человек не появлялся в синагоге или в каких-то еврейских организациях, то за мацой он приходит?

Да, за мацой приходит как правило, или кого-то посылает. Так или иначе маца у него в Песах есть. И мы к этому добавляем процент тех, которые до сих пор этого не понимают, но являются евреями, и так у нас примерно получается миллион. Естественно, что никакой переписи мы не проводили. Это наши такие ощущения. И мы находим им подтверждение каждый день практически, когда мы сталкиваемся с людьми, которые никак не считают себя евреями, а по факту ими являются. Когда ты им рассказываешь, что они являются евреями, это не пустой звук, они начинают это в себе раскрывать дальше.

– То есть это галахические евреи, которые до сих пор странным образом не понимают своего статуса? После практически тридцати лет, когда евреем быть в России престижно и даже модно? Когда в Израиль уезжали даже те, у кого прадедушка еврей?

Да многие до конца не понимали, что это такое. Есть люди, у которых мама еврейка. Но они считают себя русскими людьми, у которых мама еврейка. Не понимают, что они не просто русские люди, у которых мама еврейка, а евреи по галахе!

А возвращаясь к вопросу «уезжают или приезжают?», надо сказать есть некая статистика. Дискуссия с израильским посольством была в том, что они говорили о количестве людей, которые получают израильские паспорта. А эти люди, если посмотреть статистику, то почти девяносто процентов из них по факту не переезжают в Израиль, а просто хотят «быть готовыми» к Израилю и получить израильские документы. Поэтому мы этих людей тоже видим. У нас нет задачи с кем-то спорить или чью-то статистику корректировать. Просто мы видим, сколько людей из нашего общего круга получили израильские паспорта, но остались жить в России. Мы мало видим людей, которые полностью переезжают в Израиль. Есть безусловно такой процент, но он невелик. Большинство людей живёт «между двумя домами», но человек находится там, где он может, безусловно, себя обеспечить, прокормить семью. Большинство бизнесов русскоязычных евреев, конечно, находятся в России

– То есть евреев в России целый миллион?

Это наши некие ощущения, ещё раз подчеркну. По официальной переписи, которая была, по-моему, пятнадцать лет назад, обозначили себя евреями двести семьдесят тысяч. Вот двести семьдесят тысяч – это то число, которым оперируют.

– А по вашим ощущениям в 4 раза больше. Серьезный разброс в цифрах.

Да, в 4 раза больше. По двум причинам. Прежде всего, перепись шла выборочно. Ни ко мне, ни к массе моих знакомых, к примеру, эта перепись не дошла. А второе, что евреи, имея большой негативный исторический опыт и инстинкт самосохранения, не всегда склонны афишировать свою национальность. Плюс те люди, о которых я сказал: они не считают себя евреями, они считают себя русскими людьми с еврейскими корнями.

– Многие считают, что для ФЕОР важно отстаивать этот миллион евреев в России, потому что таким образом легче получать бюджеты. Насколько это далеко от действительности?

Мы никому ничего не доказываем, нам не перед кем защищать бюджеты, мы же не получаем деньги от государства. У нас даже идеи такой нет как формирование бюджета по определению. Я думаю, что у любой благотворительной организации, которая ищет в прямом смысле этого слова деньги на существование, никаких бюджетов нет. Мы видим синагоги, полные людей. Мы видим на улице евреев, которые не пришли в синагогу, поэтому у нас нет задач что либо «рисовать». Задача — привлекать в синагогу людей, которые туда пока не пришли. Поэтому каждый год в Москве открывается несколько новых синагог. Но от этого в больших синагогах людей меньше не становится, а новые места наполняются новыми людьми. Это тот факт, который нельзя отрицать, мы понимаем, что потребность в Москве в синагогах всё больше и больше. А бюджеты (смеётся)…Я был бы не против, если бы могли куда-то подавать на бюджетирование.

– Ну насколько я понимаю, имеется в виду привлечение денег, которыми вы оперируете. Вы же их от кого-то получаете. Вы же приходите к олигарху «икс», и говорите: «вот у нас там полмиллиона еврейских детей или двести тысяч еврейских бабушек и дедушек».

Понимаете, мы же рассказываем никому о каких-то абстрактных людях. Мы не можем декларировать тех людей, которых не знаем, которым мы не можем помочь. Мы говорим только о реальной деятельности общины, а не о какой-то виртуальной реальности. Эфемерных людей нельзя никуда декларировать, потому что их нет в синагогах и общинных центрах физически. Деньги же в основном идут на деятельность школ, синагог, благотворительных центров. Там существуют конкретные живые люди, а не абстрактные.

– А есть какая-то инфографика по этому поводу? Прироста количества прихожан или тех людей, которые сейчас реально задействованы в программах ФЕОР в целом?

Это в некоторой степени абстрактная цифра. То есть её можно извлечь каким-то образом, сколько тех или иных людей каким-то образом задействованы. Вот маца хороший пример. У нас ежегодно сто пятьдесят тысяч коробочек мацы, которые только ФЕОР раздает или продает в России. При этом мы же не единственная еврейская организация в России. Я думаю в Российской Федерации ежегодно реализуется минимум двести, а может быть и двести пятьдесят тысяч коробок мацы. Умножаем на примерный коэффициент — четыре и получаем тот самый миллион. Вот откуда собственно этот миллион и берётся. Давайте также не забывать, что в Россию продолжают приезжать евреи из стран бывшего Советского Союза — из Азербайджана, Средней Азии, Украины.

Любавичский Ребе говорил в 70-е годы, что в Советском Союзе проживает евреев больше, чем в Америке. В Америке тогда около шести миллионов евреев было. Откуда в СССР шесть миллионов евреев казалось бы?! Но государственный антисемитизм, карьерные перспективы, бытовой антисемитизм толкал людей к тому, чтобы не создавать проблемы прежде всего своим детям с поступлением в ВУЗ-ы, с какими-то притеснениями. Люди переделывали документы. Плюс естественно, ассимиляция, смешанные браки. После войны в Советском Союзе была очень мощная ассимиляция.

– Мы встречались с Виктором Шендеровичем. Он уже не в первый раз обозначил руководство ФЕОР в качестве «путинских, кремлёвских евреев». Вот эта спайка ФЕОР, а глобально и еврейской общины РФ в широком смысле, с ныне действующей властью России неизбежна? Она идеологическая, программная?

Мне не кажется слово «спайка» корректным. Мой спор с Шендеровичем, если это вообще можно назвать спором, это вопрос самоидентификации. Шендерович – он кто? Еврей, который живёт в России? Или он россиянин, которому досталась, как чемодан без ручки, его национальная принадлежность? Вот в этом основной вопрос. Мы оцениваем государство по каким критериям? Мы выискиваем, выковыриваем те или иные протестные аспекты, чтобы самореализоваться, что-то заработать на этом вопросе? Еврейская община во взаимодействии с властями стран диаспоры на протяжении тысячелетий руководствовалась двумя критериями, о которых упоминает крупнейший еврейский мыслитель и законодатель Рамбам в своём послании к йеменским евреям. Я добавил бы ещё один, который является показателем свободного государства с точки зрения еврейской общины. Это — духовная свобода, материальная свобода и свобода передвижения. Сегодня не просто нет ограничений по соблюдению еврейских традиций, а государство всячески поддерживает развитие не только еврейской общины, но и православных и мусульман. Все основные традиционные конфессии активно поддерживаются государством. Это факт, который, я думаю, и Шендерович не станет отрицать. Каждое государство имеет ту или иную специфику в развитии экономики, но никто не может сказать, что человек сегодня не имеет возможность зарабатывать деньги в России. Это не значит, что все обязательно станут богатыми. И со свободой передвижения вопрос сегодня в России не стоит. Вот критерии. Всё остальное – это уже не критерии еврейской общины, а критерии людей, которые либо борются за власть, либо хотят себя как-то обозначить в государстве, либо хотят как-то на этом даже заработать. В этом смысле они могут поступать как им заблагорассудится, но привязывать к этому всю еврейскую общину России совершенно незачем. Вот в этом принципиальный спор между мной и Шендеровичем. Не более того. Поэтому все эти идеи – «спайка с властью», «кремлевские евреи» и так далее — меня мало трогают.

Есть масса еврейских религиозных законов, которые регулируют отношения отдельно взятого индивидуума-еврея и еврейской общины в целом с государством. Они говорят о том, что государство, которое вот эти три вещи соблюдает является государством, в котором евреи должны работать, помогать и содействовать власти. Поэтому мы благодарим власть за то, что она делает для развития и поддержания еврейской общины, и мы чувствуем также ответственность перед еврейской общиной, когда мы те или иные вещи делаем. Очень легко что-то говорить или делать, совершенно не неся ответственность за последствия. Мы должны адекватно понимать, что мы обязаны очень внимательно относиться к самим себе с точки зрения трактовки тех или иных событий. Соблазны у людей появляются еврейскую общину в ту или иную политическую ситуацию втянуть. И вот этого мы будем всегда всячески избегать. Я очень хорошо помню историю конца девяностых годов, когда был съезд Российского Еврейского Конгресса. Тогда президентом РЕК был Гусинский, и он собрал президиум, можно сказать, в расширенном составе, и заявил: «Я собираюсь втягиваться в политическую борьбу».

– Вы присутствовали на этом заседании?

Да, я был. «Я хочу втянуться в политическую борьбу, и так как я возглавляю еврейскую организацию, это может косвенно или прямо принести ущерб еврейской общине». Что с его стороны было очень ответственно и мудро. Он спросил: «Может мне надо отойти?». Он действительно готов был отойти от руководства или искал дополнительной какой-то поддержки, сейчас уже очень сложно сказать. Но так или иначе, он это заявил. И девяносто процентов присутствующих однозначно сказали: «Ну что вы, Владимир Александрович, конечно же, мы с вами! В любой политической борьбе мы на вашей стороне». И это некорректно совершенно было, на мой взгляд. Потому что ответственность перед общиной предполагает неучастие в подобных политических действиях.

И это решение Гусинского, безусловно, принесло ущерб. Прежде всего имиджевый, но и не только. И на самом деле Гусинскому не надо было это слушать, а нужно было отойти от руководства общиной и такое решение было бы с его стороны единственно верным. А те люди, которые кидали шапки в воздух, и говорили «да что вы, мы с вами!»…это была не просто ошибка с их стороны, а некая безответственность что ли.

– Это было близко где-то к тому водоразделу, когда была учреждена Федерация Еврейских Общин? Буквально через год?

Да, это было недалеко. ФЕОР мы создали в девяносто девятом году. Я к чему это говорю, собственно. Надо очень хорошо понимать — кто ты, чем ты занимаешься, и что твои действия несут обществу. И в этом и есть мой принципиальный спор между мной и Шендеровичем. Хотя сложно сказать, что у нас есть спор, у нас не было дискуссий никаких, просто полное различие во взгляде на этот вопрос.

– Ну тут Шендерович не одинок. Не так давно мы встречались с Сатановским и, несмотря на то, что по большинству вопросов они с Шендеровичем ни в одном пункте не сойдутся скорее всего, но термин «придворные евреи» в отношении вас и раввина Лазара он также активно использует.

Ну зависть, наверное. Сам бы хотел. Большинство людей с удовольствием делали бы то же самое, если бы у них была такая возможность. Кому Хабад не даёт работать или дышать? Что за глупости? Мы развиваемся и живём своей жизнью. Что мы делаем такого с властью? Что их беспокоит? По факту есть некая объективная реальность. В Российской Федерации, думаю, еврейских общин около двухсот. Из них сто семьдесят относятся к ФЕОР. Это факт. Очевидно, что главный раввин России – это главный раввин подавляющего большинства общин. Ну вот какие могут быть вопросы на эту тему? По факту государство даже не выбирает никого, оно констатирует тот факт, что Федерация объединяет подавляющее количество еврейских общин в стране.

И создавались эти общины ну никак не при помощи государства, а естественным путём. Общины создавались, присоединялись к ФЕОР, видя в этом смысл. Масса общин ушла из КЕРООР (Конгресс еврейских религиозных организаций и объединений России – прим. ред.) в ФЕОР в поисках и финансирования и поддержки. И не пожалели об этом, я думаю.

– То есть в некоем противостоянии ФЕОР и КЕРООР, о котором нередко приходится слышать, вы никак не используете какие-то властные рычаги, административный ресурс? Так уж получается, что «новейшая еврейская история» в России, ваша активная деятельность как-то совпала с приходом к власти нынешнего президента, с которым вы оказались на удивление близки.

Это совпало. По факту, общин, входивших в систему Хабад-Любавич в России к моменту создания ФЕОР было больше, чем общин, входивших в КЕРООР. Существенно больше. Они просто не были к тому моменту объединены в единую организацию.

– А как организовывались эти общины?

Раввины, посланники Любавичского Ребе, приезжали в массу городов. Человек приезжал в город, где никакой еврейской жизни практически не было и начинал работать. Не было единой организации, юридического лица российского, зонтичная такая была структура. Был КЕРОООР и была сеть Хабад-Любавич. Раввины поднимали еврейскую жизнь, сеть формировалась по факту. Не было никакой задачи сети изначально. Стояла задача – возрождение еврейской жизни.

А далее возникла политическая тема. Именно из-за позиции Гусинского и РЕК на тот момент. Из-за того, что КЕРООР оказался втянут открыто в политическую борьбу. Смысл создания ФЕОР – это как раз дистанцирование еврейской общины от вовлеченности в политическую борьбу.

– А в принципе, если на это смотреть со стороны: была еврейская организация, к которой имел отношение Гусинский, явно шедший в лобовое столкновение с действующей властью. Не было ли некой логики в поддержке другой еврейской организации для того, чтобы контролировать и влиять на ситуацию в стране через контроль исторически граждански активной части населения с повышенной «пассионарностью»?

Нет, это была наша позиция, что мы не хотим, чтобы еврейская община погрязла в политической деятельности. Поэтому, так как у нас большинство еврейских общин, то давайте мы сорганизуемся, чтобы нами не манипулировали. Мы создадим организацию, которая не будет объектом манипуляций, а будет как минимум тоже представлять евреев и еврейскую общину, держась в стороне от политических дел.

– Принято считать, что антисемитизма в России сейчас нет. Тем не менее, некоторое время назад, когда о «Жуковке» появились первые публикации в интернете, я наблюдал довольно жёсткие юдофобские комментарии к этим новостям. В особенности по отношению к бюджету в более чем $ 10 млн, о котором было заявлено изначально. Стоило ли заострять внимание на стоимости объекта в не самые простые с экономической точки зрения времена для населения России?

Если строится здание, это здание должно быть привлекательным, современным, интересным, чтобы людям было интересно сюда приходить. Не такой он дорогой и не такой уж и большой наш центр. Любой человек, который занимается строительством, объяснит вам, что за $1000 за квадратный метр вы даже сарай построить не сможете. Коммуникации, водопровод, канализация, газовая котельня, это всё стоит денег, это же всё надо было строить в чистом лесу. Мне кажется, что мы как раз соблюли ту пропорцию, которая необходима. Я не хочу и это неправильно сравнивать «Жуковку» с другими конфессиональными объектами в Москве, но мне кажется, что мы ровно сделали то, что нужно. Не больше и не меньше. Не дешёво и не дорого, а стильно и красиво.

– В этой части Москвы очень дорогая земля…

Землю нам передало в безвозмездное пользование государство. Это была инициатива наших спонсоров. Получить эту землю в пользование мог, я думаю, кто угодно, а вот построить тут что-то вряд ли. Сейчас здесь земли поселения, а изначально на этой территории находился лес. А в лесу ничего подобного построить невозможно было. Сейчас слава Б-гу все в официальном статусе, но изначально это был очень тяжелый процесс, потому что вроде бы как земля уникальная, а приспособить ее особо не к чему.

– На что вы ориентировались когда строили Жуковку? Есть в мире какие-то еврейские центры, которые вы могли бы назвать эталонными?

Я много где был в мире, но ничего подобного «Жуковке» нигде не видел. Мы и МЕОЦ (Московский Еврейский Общинный Центр – прим. ред) когда строили ориентироваться было не на что особенно: в мире не было ничего подобного. Были либо синагоги, либо общинные центры с ресторанами, спортивными залами и кружками иврита. Мы решили совместить то и другое, принимая во внимание российскую специфику. И это полностью себя оправдало: в среднем примерно через два года после того как человек появляется в общине, он начинает заходить в молельный зал и вникать в тонкости молитвы, соблюдения, тех или иных еврейских законов.

– В народе уже ходят мифы о «дворце лакшери иудаизма» и «синагоге для олигархов». Для кого строился центр в Жуковке, кто является его целевой аудиторией?

Это евреи, проживающие в Северо-Западном округе Москвы – это и Одинцово и Крылатское и Новая Рига и Рублевка в том числе. Нет никакого «лакшери иудаизма», наша синагога открыта абсолютно для всех. Средний счет в ресторане не отличается от среднего чека в городе. Мы построили не только гостиницу, но и гостевой дом. Любой человек может приехать сюда и провести с семьей субботу или праздники. Мне очень нравится то, что у нас получилось с рестораном – Уильям Ламберти и Бруно Марино сделали отличный кошерный ресторан европейской кухни, а выпечка, я считаю, у нас вообще лучшая в городе и я имею ввиду здесь Москву в целом, а не только кошерный сегмент. Это отличные профессионалы своего дела, звёзды общемосковского формата. Формат оказался востребованным – у нас номера на субботы и праздники бронируются на месяцы вперёд. У нас детский центр получился великолепный. Вот те люди, которые бывают здесь по субботам и праздникам или привозят своих детей в нашу воскресную школу, они и бывают тут чаще всех. И конечно далеко не все из них олигархи, поверьте мне.

– А каков финальный бюджет центра?

Ну с мебелью и отделкой наверное порядка $12 млн. Еще раз подчеркну, что у нас тут золотом нигде не намазано. Это нормальная цена для суперсовременного архитектурного комплекса в пять тысяч квадратных метров. У нас не дорого или дешево, у нас стильно и современно. Тут вопрос не в деньгах, а скорее во вкусе и готовности делать современно и ярко.

– Вы начинали свою деятельность в девяностые, когда бизнес в России был весьма сильно криминализирован. Вы задумывались в тот момент, когда приходили к очередному потенциальному спонсору, насколько его доходы законны? Как галаха смотрит на эту проблему?

Во-первых, я в 90% случаев не знаю, чем занимается данный конкретный человек, и не могу знать всех деталей его бизнеса. Во-вторых, когда я прихожу к человеку, и он хочет помогать еврейской общине, там нет торговли с искуплением грехов или какими-то послаблениями в соблюдении законов Торы. Он хочет делать что-то хорошее. Когда я его приглашаю, или он меня зовёт, мы с ним говорим о правильных вещах, о религиозных ценностях, и он хочет помогать нуждающимся. Большинство людей, которые нам помогают, вообще особо не афишировали себя, и сейчас особо не афишируют.

Мы с ними говорим о неких правильных вещах: о традиции, о культуре, о возрождении религиозной жизни, об образовании и воспитании детей. Вот наши темы. Первое, я не знаю до конца чем занимаются все люди. Во-вторых, я не имею права лишать людей права выполнять заповедь, по сути они выполняют заповедь «цдаки». Третье, что есть очень много разных типов бизнеса, которые не являются однозначными на 100% либо чёрными либо белыми, всё находится в каких-то сложных схемах, тем более в девяностых годах. Вообще очень непросто было. Особенно, что касается налогового законодательства в девяностые. И когда человек делает что-то хорошее, и просто хочет помочь другим людям, имею ли я право сказать «вы знаете, пусть кому-то мы не поможем, потому что-то, мне кажется, что вы не совсем правильно заработали свои деньги». Мне кажется, меня не очень поймёт тот человек, которому мы не оказали помощь. Он скажет, мне нечего есть, а ты вот решил так.

– Хорошо, я заострю вопрос. Вот если вы точно знаете, что в процессе развития своего бизнеса, построения своей империи скажем так, человек «убрал» двух-трёх человек. Или занимается я не знаю, ну, к примеру, торговлей оружием, вы будете брать у него деньги?

Вот процессе нашего разговора, появился еще более четкий довод. А человек имеет право на раскаяние? Мы не знаем, какой у него был бизнес в начале девяностых, сейчас он живет совсем другой жизнью. Я знаю, кстати, таких людей, которые очень много пересмотрели в своей жизни, и внутри себя пожалели, и осудили то, что у них было в прошлом. И этот человек хочет жить новой жизнью, хочет помогать еврейской общине, хочет не делать больше ошибок. Мы имеем право дать ему такой шанс? Или мы говорим нет?

– Когда вы для себя решили, что будете вот так приходить к людям и говорить им: «Дай денег на детский сад или на еду для престарелых»? Это не не самая простая история, насколько я понимаю?

Это тяжелейшая история. Безусловно, всегда легче давать, чем брать. И это у меня заняло время, и сейчас это не так просто. Не перестало для меня быть болезненной процедурой. Сильно смягчают этот мой дискомфорт две позиции. Первое, я понимаю, для чего это делается, и результат, к которому я стремлюсь, заслуживает этих внутренних беспокойств. И второе, я стараюсь, чтобы это было движение не в одну сторону, а обоюдное. Чтобы мы были людям тоже полезны — какими-то контактами, чем-то еще. Люди чувствуют важность заповеди «цдака», и многие приходят и говорят спасибо. И это, безусловно, морально легче, чем, если ты просто кого-то просишь, а кто-то не хочет ничего делать изначально в этом ключе.

– Как вы относитесь к деньгам в целом? Вы любите деньги или это для вас исключительно инструмент? Ведь есть в деньгах какая-то магия – к кому-то они липнут, а другому, наоборот, даются с огромным трудом.

Я безусловно отношусь к деньгам как к инструменту. Деньги не могут являться целью никак, они помогают достигать тех целей, которые могут быть необходимы. Есть такая шутка, очень я считаю правильная, что деньги не приносят счастье, но позволяют подобрать несчастье по вкусу. Пожалуй, точная фраза. Деньги, безусловно, просто инструмент. И в общении с деньгами, мне кажется, каждый человек, должен чувствовать верный баланс. Собственно так у нас и написано, что не должно быть какого-то ощущения, что он бедный, только потому что у него стоят какие-то горизонты, которых он не достиг. В тот момент, когда он чувствует, что ему не хватает, он бедный человек. Не надо себя ощущать бедным. Состояние бедности и богатства – состояние внутренней гармонии или дисгармонии. Поэтому, если деньги имеют магию как сами деньги, это плохо. Деньги — инструмент, не более того. Важный, очень важный, важнейший, но только инструмент. Это первое. А второе, что не каждый, кто успешен в бизнесе, умный человек.

Вот мой опыт говорит о том, что, чтобы заработать деньги необязательно быть умным, необязательно быть мудрым, надо очень хотеть их заработать. Вот желание их зарабатывать, оно приводит к деньгам рано или поздно. Да часто зарабатывание денег идёт вместе со способностями – с коммуникативными, с интеллектуальными и т.д. Безусловно. Но это не является тождественным одно другому автоматически. Люди, которые умеют зарабатывать деньги, необязательно самые умные и самые мудрые, но среди них процент умных и мудрых больше, чем среди обычных людей, я бы так сказал.

– Вы богатый человек?

Однозначно! Я живу в абсолютной гармонии по финансам. Я же общаюсь с богатыми людьми большую часть времени, и вижу разные блага. Я за них рад, я оказываюсь иногда даже временным пользователем каких-то из этих благ. Но я спокойно очень отношусь к такого рода вещам. У меня нет, знаете там какого-то голода такого, что я бы чего-то очень сильно хотел. Я как-то спокоен, честно говоря, к каким-то благам, которые сегодня для себя считаю избыточными. Если бы у меня были, скажем, такие возможности большие, считал бы я зазорным иметь эти блага? Нет, не считал бы. Мечтаю ли я о них? Нет. У меня в этом смысле абсолютный баланс. У меня вершина моих мечтаний в другой плоскости совершенно — в том, чем я занимаюсь. А блага… чтобы не было какой-то нужды. Вот это меня больше волнует. Чтобы был какой-то такой минимальный комфорт, который нужен для нормального существования. Я не минималист, но у меня нет, мне кажется, завышенных потребностей. Плюс у меня абсолютно нет никакой зависти вообще в природе.

– Гармония, про которую вы говорите, она же у вас стоит очень дорого, потому что вы обеспечиваете не только свою семью, но ещё и огромную общину. А спокойно вам спится, когда вы понимаете, что у вас там бюджет недобран, тут дыра…Что помогает вам спать спокойно?

А кто сказал, что я сплю спокойно?

– Ну вы сказали, что вы в гармонии абсолютной.

Нет-нет, подождите… Гармония со своими деньгами. Личными. Я говорил про личные финансы. А общинные…Тут гармонии быть не может, потому что у меня много желаний. В производственной области у меня много желаний. В личной нет, а в производственной области я очень голодный, жадный, азартный.

– Вы чувствуете себя российским патриотом?

Я безусловно чувствую себя евреем-россиянином и патриотом России. И я отношусь к России ровно так, как повелевает нам еврейский закон. То есть, если страна даёт духовно развиваться, позволяет материально существовать, не теряя человеческий облик, то это страна, о которой мы должны думать, заботиться и поддерживать, воевать — всё, как положено. Россия является, на мой взгляд, одним из форпостов традиционных ценностей в мире. И еврейский образ жизни в этом смысле очень хорошо согласуется с установками российского государства на традиционность. Я ответил максимально в этом смысле честно.

Москва – Ерушалаим

Поделиться
Отправить

Фильм “Скрипка”, созданный при поддержке ФЕОР, вошел в лонг-лист премии Оскар.
Короткометражный фильм “Скрипка” режиссёра Константина Фама поборется за премию “Оскар” в категории “Лучший игровой короткометражный фильм”. В эти дни в Американской Киноакадемии проходят смотры фильмов, отобранных в лонг-лист, по итогам которых будет сформирован шорт-лист претендентов на главную премию киноиндустрии.
Фильм “Скрипка” – последняя часть “Киноальманаха “Свидетели” – полнометражного проекта, состоящего из трёх новелл, посвященных памяти жертв Холокоста, и уже третья новелла Киноальманаха, которая стала претендентом на американскую кинопремию.
Первая часть, фильм “Туфельки”, вышел в 2012 году и стал победителем множества отечественных и международных кинофестивалей, а также был первым за долгое время российским короткометражным фильмом, который претендовал на награду Американской Киноакадемии. Фильм “Брут” продолжил концепцию Киноальманаха, рассказывая о Катастрофе глазами немецкой овчарки по имени Брут. “Брут” был так же отобран в лонг-лист претендентов на “Оскар” и стал обладателем наград кинофестивалей Неваде, Лос-Анджелесе, Сочи, Гонконге, Хельсинки и других. Также “Брут” был номинирован на премию Национальной академии Кинематографических искусств и наук России “Золотой Орёл” в категории “Лучший короткометражный фильм” за 2016 год. Российская премьера фильма состоялась в рамках конкурсной программы 38-го Московского Международного Кинофестиваля.
Новелла “Скрипка” завершает трилогию “Киноальманаха “Свидетели”, рассказывая об удивительной судьбе уникального музыкального инструмента, прошедшего через все ужасы войны. История начинается в скрипичной мастерской, где в начале XX века создается скрипка, предназначенная в подарок еврейскому мальчику, и заканчивается спустя много лет концертом у Стены Плача.
За основу фильма была взята история музыкантов Яновского концлагеря, где в 1944 году был расстрелян оркестр из выдающихся еврейских музыкантов. Материалы этого дела фигурировали на Нюрнбергском процессе. Съемки картины заняли год и проходили на территории России, США, Чехии, Беларуси и Израиля. Главные роли в фильме исполнили Владимир Кошевой, Ленн Кудрявицки, Маша Кинг, Михаил Горевой, Вячеслав Чепурченко, Алим Кандур и Мария Зыкова. Премьера фильма состоялась в рамках конкурсной программы 39-го ММКФ в 2017 году.
По словам президента Федерации еврейских общин России Александра Бороды: “Фильм “Скрипка” открывает перед зрителями трагедию Холокоста с совершенно иного ракурса. Судьба музыкального инструмента, исполнявшего ужасающее “Танго смерти” во время пыток и расстрелов в концентрационном лагере в Янове, – это аллегория жизни тех, евреев, кто пережил Холокост: врагу не удалось уничтожить их дух, и, даже после страшнейшей трагедии, они сумели сохранить себя, продолжили нести свет – подобно той самой скрипке, исполняющей свою мелодию у Стены Плача. Приятно осознавать, что комитет крупнейшей в мире кинопремии в последнее время отдает предпочтение картинам, где затронута тема Второй мировой войны и трагедии Холокоста. Это, безусловно, поможет обратить внимание зрителей на острую проблему национальной и религиозной нетерпимости и на страшнейшие последствия её проявлений”.
“Киноальманах “Свидетели” планируется к выходу в прокат зимой 2018 года. Фильм создаётся при поддержке Министерства Культуры Российской Федерации, Федерации еврейских общин России, Российского Еврейского Конгресса, Центра Документального Кино, а также частных меценатов из России, Украины и Израиля.

Поделиться
Отправить

Вечером 11 октября (с наступлением 22 тишрея) иудеи начинают отмечать Шмини Ацерет. Симхат Тора и Шмини Ацерет – один и тот же праздник. В диаспоре, где праздничных дней всегда два, первый посвящают Шмини Ацерет и молитве о дожде, а второй – целиком Симхат Тора.

В Симхат Тора завершается годичный цикл чтения Торы и сразу же начинается новый. Яркой чертой праздника является торжественное шествие со свитками Торы вокруг бимы (возвышения в центре синагоги). Специально для этого из синагогального ковчега извлекаются все свитки Торы. Праздничное веселье сопровождается танцами и всеобщим ликованием, которыми евреи выражают веру и любовь к Творцу.

В преддверии праздника главный раввин России Берл Лазар обратился к еврейской общине:

«Дорогие друзья!

Поздравляю всех вас с Симхат Тора – праздником «Радости Торы», самым веселым праздником нашего народа.

Сегодня завершилась череда осенних праздников. И с каждым из них наша радость только росла. Сейчас мы уверены, что Б-г записал нас в Книгу жизни и подписал Свое решение на хороший и сладкий год. Сейчас мы в полной мере поняли, что наша связь с Б-гом реализовалась в полной мере. И главное – сейчас мы радуемся Торе: тому, что Б-г дал нам этот замечательный подарок!

В самой Торе говорится, что существует три компонента, между которыми есть неразрывная связь: это еврейский народ, Б-г и Тора. Они связаны воедино, как треугольник. А треугольник это жесткая структура: если нажимают на нее с одной стороны, другие две всякий раз помогают ей устоять. Наша связь с Б-гом идет через Тору; наша связь с Торой усиливает связь с Б-гом. Все наши праздники говорят о единстве – единстве нашего народа, которое возможно только вокруг единого Б-га и через Его Тору! И сейчас, в день кульминации осенних праздников, мы с особой силой осознаём, что источник всех Б-жеских благословений для нас – это когда мы живем по Торе.

Но Симхат Тора говорит нам о радости не от того, что мы изучаем мудрость Торы: сегодня мы радуемся тому, что она у нас есть. Поэтому мы не сидим и учим Тору, а идем танцевать со свитком Торы! Симхат Тора – это признание того, что Тора есть источник радости нашей жизни: она дарит не только мудрость, но в первую очередь счастье. Тора не только дает нам понимание тех вещей, которых Г-сподь от нас хочет – но и того, что Б-г зовет нас радоваться, учит нас быть счастливыми. Тора – это прежде всего подарок от Б-га, который хочет, чтобы наша жизнь была полна смысла и счастья. Может быть, мы не все понимаем в Торе – но радость от нее получаем! И каждый новый шаг в исполнении заповедей Торы дает новую радость.

Когда наши предки получили Тору от Б-га – они еще не знали, что в ней написано. Но они сказали: «Наасе ве-нишма» – «мы будем делать и мы будем слушаться»: потому что верили, что Б-г есть высшее добро и каждый его дар нам во благо. Это было в дни Шавуот. Сейчас, в Симхат Тора, мы уже узнали, что такое Тора, и испытываем великую радость от обладания этим бесценным даром!

С праздником вас! Радуйтесь и веселитесь!».

История праздника

Одна из важнейших заповедей Симхат-Торы — радость, празднование: «И веселись в праздник твой, ты и сын твой, и дочь твоя, и раб твой, и раба твоя, и левит, и пришелец, и сирота, и вдова, которые во вратах твоих» (Втор. 16:14). В литературе талмудического периода также подчеркивается аспект радости в этом празднике: «Сказал Господь Б-г народу Израилевому: [в Симхат-Тору] вам полагается радоваться, вам полагается праздновать, вам полагается веселиться» (Ял. Шим. 29).

В Советском Союзе, где евреи искали форму для выражения своей национальной принадлежности, начиная с 1960-х гг. Симхат-Тора постепенно превратилась в массовый праздник, во время которого евреи собирались у синагог, пели на иврите и на идиш, танцевали. В странах Запада и в Израиле Симхат-Тора стала днем солидарности с советскими евреями, которые боролись за свободную репатриацию в Израиль.

 

Поделиться
Отправить

Выбор редакции