Федерация

В своем обращении Берл Лазар напомнил, что в советский период Симхат Тора, «Радость Торы», завершающий чреду осенних праздников, был самым популярным из осенних праздников. «Люди приходили в синагогу, вместе радовались, пели песни, танцевали со свитком Торы, демонстрировали свою веру и свое еврейство», – писал он.

Отметив, что в этом году, из-за ограничений, вызванных эпидемией коронавируса, большинству придется отмечать Симхат Тора дома, в кругу семьи, Главный раввин России выразил уверенность, что это не уменьши радости от праздника. «Ведь песни и танцы – это только внешнее проявление радости Торы, а сама радость – внутри нас, в душе каждого еврея! В этот день мы завершаем годичный цикл чтения Торы, и сразу же начинаем цикл следующий. И это уже само по себе источник радости. Ведь мы понимаем, что Тора – это не просто книга, и даже не просто Книга с большой буквы. Это сокровищница знаний и уроков, которые дают нам возможность жить праведно, жить счастливо, наполнить каждый год, каждый день нашей жизни высшим смыслом. А сила радости Торы позволяет сломать любые преграды – ведь когда человек полон радости, его силы и возможности возрастают многократно», – подчеркнул он, призывая всех «смотреть на все вокруг с радостью, с оптимизмом».

«Даже сидя дома, мы будем все вместе! Наш дух не упал, мы в своей истории чего только не преодолели – преодолеем и нынешние проблемы», – подчеркнул Лазар.

Главный раввин России также напомнил, что в этом году еврейская община России начала проект «Тора в каждый дом», и призвал всех, кто знает людей, у которых еще нет дома Торы, осведомить об этом Федерацию еврейских общин России, чтобы радость Торы пришла еще в одну еврейскую семью, и стала источником благословения на добрый год, полный веселья и успехов.

Поделиться
Отправить

Президент Федерации еврейских общин России, раввин Александр Борода направил поздравительное письмо в еврейские общины России, а также дал интервью на канале Россия-24 в канун праздников Шмини Ацерет и Симхат Тора, которые в этом году выпадают на 10-11 октября.

«Симхат Тора – один из любимейших праздников еврейской общины России, который даже в советскую эпоху собирал множество людей в синагоге. Знание об этом празднике сохранилось даже в те времена, когда с каждым новым поколением все меньше людей помнило о традициях, когда слабели связи с духовным наследием», – говорится в поздравлении.

Раввин Борода рассказал об истории праздника: «Симхат Тора не был установлен ни Торой, ни мудрецами времен Талмуда, как Пурим и Ханука. Но его «создание» как бы инициировано самим еврейским народом. В диаспоре во время Вавилонского изгнания примерно в 5–6 веке (в конце Эпохи Амораев) уже укрепился обычай: во второй день праздника Шмини Ацерет завершать годичный цикл чтения Торы и особенным образом читать обращенное к народу благословение Моше в конце Торы. Это основывалось на указанной в Талмуде традиции устраивать праздник после окончания изучения трактата Мишны или Талмуда. Так как со временем деление чтения Торы на 54 главы и прочтение Ее за год стало повсеместным, то и завершение изучения Пятикнижия, также стало общим, объединяющим всех праздником».

Он также рассказал о фундаментальном значении Торы для каждого еврея: «В самые тяжелые, темные времена евреи находили в себе моральные силы веселиться в праздник Симхат Тора. Он рожден человеческим сердцем, и поэтому до глубины души понятен, в нем – наше проявление любви к Всевышнему и к тому, какими Он нас создал. В Талмуде сказано про Ковчег Завета: «Он нес тех, кто нес его». Евреи Советского союза в большинстве своем не знали ответа на вопрос «что такое быть евреем?». И вопреки всему, на невербальном, непроизносимом уровне у них было понимание, что их идентичность кроется именно в этой Книге. И то, что спустя тысячи лет изгнаний они все так же влекомы сердцем в синагогу – они обязаны Торе».

Президент ФЕОР подчеркнул, что эпидемиологическая ситуация в этом году не позволяет проводить праздник в полной мере: «В этом году большинство из нас не смогут танцевать с Торой. Мы должны оставаться дома, но это не значит, что надо отменять веселье и не радоваться. То, что мы оберегаем нашу жизнь и наше здоровье – это тоже заповедь, о которой мы узнаем из Пятикнижия, как сказано: «И будете вы бояться Г- спода, вашего Б-га и соблюдать все Его установления и заповеди, которые Я вам возвещаю, — и вы, и ваши дети, и ваши внуки, во все дни вашей жизни, — чтобы продлилась ваша жизнь».

В интервью раввин Борода обратился с теплыми пожеланиями ко всем, пожелал крепкого здоровья и сил. Он еще раз отметил, что здоровье и жизнь намного важнее, чем танцы с Торой. И озвучил предупреждение, распространенное во всех еврейских общинах России, о необходимости минимизировать танцы с Торой, осуществляя их только через посланца общины. Наложены сильнейшие ограничения на дистанцию между людьми, обязательны маски, а также расположено максимальное количество доступных санитайзеров во всех помещениях синагог и общинных центров. «Мы призываем людей, которые себя неважно чувствуют, людей из группы риска и старше 65 лет, всех, кто сомневается – не приходить в синагогу на праздники!»

Поделиться
Отправить

Президент ФЕОР, раввин Александр Борода направил поздравительное письмо в еврейские общины России, а также обратился с видеопоздравлением с наступающим праздником Суккот, который в этом году выпадает на 2-9 октября (15-21 Тишрея).

В своем обращении он еще раз подчеркнул необходимость единения и взаимной поддержки, которая особенно важна в столь непростое время. В письме раввин Борода раскрывает особый смысл праздника, непохожего на другие: «Все еврейские праздники необычны по-своему и выходят за рамки привычного, будничного уклада жизни. Суккот же по многим причинам кажется самым необыкновенным». Он установлен в память о тех временах, когда мы вышли из Египта, о нашем странствии по пустыне. Суккот не посвящен какому-то конкретному эпизоду из истории, он связан с довольно продолжительным периодом жизни еврейского народа. Поэтому в Суккот мы воссоздаем временные жилища и «поселяемся» в них на целую неделю, на физическом уровне напоминая себе, как зыбко все, что кажется надёжным; делаем зримым то, что наша жизнь находится в руках Б-га.

Еще одна отличительная черта этого праздника – в том, что он не является праздником приобретения или дарования, как остальные. Например, в Песах мы обрели свободу; в Шавуот нам была дарована Тора; в Пурим и в Хануку мы были избавлены от уничтожения. Но Суккот отражает другое, а именно – долгий процесс «до» знакового события. Мы не празднуем тот радостный момент, когда вступили на Землю Израиля, но, наоборот, вспоминаем о своих скитаниях, которые предшествовали этому. На первый взгляд, может, показаться, что «скитание» трудно назвать праздничным мотивом, ведь оно ассоциируется скорее с чем-то негативным, с неприкаянностью и сиротливостью. Но, тем не менее, именно по поводу Суккота в Торе трижды упоминается слово «веселье»!

О чем же тогда говорит наше ежегодное пребывание в сукке, и почему оно так веселит наше сердце? Мы читаем у пророка Ирмиягу очень красивую поэтическую аллегорию тех событий: «Я (Всевышний) помню о благосклонности ко Мне в юности твоей, о любви твоей, когда ты была невестою, как шла ты за Мною по пустыне, по земле незасеянной». Такой образ превращает сиротливую историю о скитаниях в гимн о бескорыстной любви, о нашем целостном доверии Всевышнему и об искренней радости от единения с Ним.

Согласно еврейскому закону, у сукки должно быть минимум две целых стены и третья, не меньше размера ладони – все вместе напоминает по форме объятие. Мы учим, что сукка не только олицетворяет временное жилище, но также символизирует Облака Славы, окутывающие народ Израиля во время странствий, являющиеся чудесным проявлением любви и заботы Б-га».

Он также отметил особую актуальность идей праздника в наше время и призвал верующих находить в себе силы радоваться, доверяя Промыслу Б-гу: «Во все дни праздника Суккот мы читаем дополнительную молитву Галель, где произносим: «Из Теснин воззвал я к Г-споду – простором ответил мне Г-сподь». В этом году мы будем произносить эти слова с особенным осознанием, поскольку ощутили сами, насколько зыбка наша уверенность в собственных силах, и насколько всемогущ Промысел Бога. Тем не менее у нас нет задачи фокусироваться на слове «теснины», усиливая собственные печали, но напротив – мы стараемся находить в себе силы, чтобы устремиться к Б-гу с радостным сердцем, полностью доверяя Его замыслу, осознавая, что надежность и незыблемость основ этого мира кроется в законах и заповедях Всевышнего. Как сказано в Теилим: «Свет посеян для праведника, и для прямодушных – радость»!»

В видеообращении президент ФЕОР призвал поддерживать друг друга в это сложное время, когда распространение вируса снова усиливается и молиться об избавлении мира от пандемии и выздоровлении заболевших. А также напомнил об одной из важнейших заповедей праздника, Арба Миним, связанной с 4-мя растениями (лулав, этрог, адас и аравот), которые принято соединять вместе, произнося особое благословение. Он подчеркнул, что Суккот – это праздник единства, соединение 4 видов растений с совершенно разными свойствами символизирует возможность согласия между разными людьми. «И мы также просим, чтобы Всевышний послал мир для всех, кто сегодня находится в конфликтах и противоречиях, и не видит разрешения их, чтобы благодаря молитвам во всем мире наступил мир и благоденствие», – говорится в обращении Александра Бороды.

В заключении письма он пожелал, чтобы несмотря на все обстоятельства, была возможность почувствовать настоящую радость в праздник Суккот: «В притчах Соломона – Книге Мишлей написано: «Радостное сердце освещает мир». И мы должны верить, что наша искренняя духовная радость напрямую влияет на миропорядок, привносит в него гармонию и доброту».

Справка: Суккот – один из трех праздников Торы, в которые во времена Иерусалимского храма было заповедовано паломничество в Иерусалим. Он установлен в память об исходе из Египта и временах странствий по пустыне. В Суккот принято возводить временные жилища (сукки) и проводить в них большую часть дней праздника.

Поделиться
Отправить

Главный раввин России Берл Лазар направил в еврейские общины поздравление с наступающим праздником Суккот.

Раввин напомнил, что Суккот – время радости, когда человек надеется на милость Творца, даже если, на первый взгляд, мы находимся в плохих условиях. Праздник напоминает о чудесах, происходивших с евреями в пустыне на протяжении всего 40-летнего срока их странствий. Несмотря на то, что вокруг не было ни воды, ни еды, ни места, где укрыться от солнца, евреи радовались свободе от рабства и близости Творца. В результате Б-г дал им все необходимое, окутав их облаками Славы. Правильное отношение к трудностям как никогда актуально теперь, во время все еще свирепствующей пандемии.

– Сейчас мы все переживаем непростое время. Одна из главных проблем пандемии – это вызываемый ею стресс, сплошь и рядом переходящий в панику, – отметил раввин. – Врачи уже открыто предупреждают, что самым тяжелым последствием эпидемии обещает стать психологическая травма, которую наносит людям их собственный страх. Мало того, что он мешает человеку действовать рационально, он еще и ослабляет защитные силы организма, делает человека уязвимым и к коронавирусу, и ко всем прочим болезням!

Берл Лазар убежден, что праздник Суккот преподает нам урок, как избежать такого состояния. Он призвал использовать дни праздника для того, чтобы выйти из нынешних испытаний еще более уверенными, еще более сильными!

Поделиться
Отправить

Главный раввин России Берл Лазар торжественно открыл синагогу «Бейт Кнесет Кацман-Аграновский» в Обнинске на севере Калужской области.

«Мы открываем синагоги, не только в Москве, но и в областных небольших городах. Теперь все больше евреев имеют возможность ходить в синагогу и жить общинной жизнью. Мы стремимся к тому, чтобы синагоги были в пешей доступности у каждого еврея. Это хорошее начало. Мы надеемся, что этот процесс будет продолжаться», – заявил Главный раввин России на церемонии открытия.

Берл Лазар отметил, что Обнинск – «весьма перспективный и чистый город» и выразил уверенность, что он будет развиваться и станет комфортным домом для местной общины. Перед церемонией открытия синагоги Главный раввин России посетил городскую администрацию и встретился с главой городского самоуправления Геннадием Артемьевым. Берл Лазар подчеркнул значимость укрепления межконфессионального взаимодействия и сотрудничества и отметил, что духовность, как основа человеческих взаимоотношений, оказывает положительное влияние на все сферы общественной жизни.

Геннадий Артемьев со своей стороны заявил: «В Обнинске, как и во всей Калужской области, сложилось уважительное отношение между представителями всех конфессий. – Наши общие культурные традиции складываются, в том числе, из национальных и духовных традиций всех жителей региона». Во встрече также принял участие министр внутренней политики и массовых коммуникаций Калужской области Олег Калугин, отметивший, что в Калужском регионе проживает более 100 этнических групп, и подчеркнул, что пришло время вернуть в обиход словосочетание «дружба народов», которое должно прийти на смену использующимся сейчас терминам «межнациональная гармония» или «межнациональная терпимость».

Еврейская община в Обнинске существует с 2004 года. В течении ряда лет община пыталась добиться выделения участка под строительство синагоги, но регулярно получала отказы со стороны местных чиновников под предлогом отсутствия свободных участков. Как рассказал “Лехаиму” раввин Обнинска Арон Головчинер ситуация изменилась сравнительно недавно, в 2018 году. Благодаря спонсорам, найденным при поддержке ФЕОР, и энергии председателя общины Захара Сэра, здание синагоги было построено за год с небольшим. “Мы не планируем останавливаться на этом. В дальнейшем планируется открыть кошерное кафе, построить микву”, – отметил он. По словам раввина у общины большой потенциал развития. “У нас много молодёжи, а это – залог дальнейшего развития”, – подчеркнул Арон Головчинер.

Поделиться
Отправить

Президент Федерации еврейских общин России, раввин Александр Борода направил поздравительное письмо в еврейские общины России, а также записал видеообращение в связи с наступлением важнейшего для иудеев праздника Йом -Кипур.

«Сказано, что Всевышний в этот день прощает все наши прегрешения и очищает нас. Йом-Кипур – сильнейшее доказательство того, как Всевышний верит в каждого из нас, вновь и вновь даруя нам шанс начать праведную жизнь. Написано в Пророках: «Желаю Я не смерти злодея, а того, чтобы он оставил пути свои и жил». Без знания истины невозможно понять, прав ты или нет. Распространенное заблуждение современного человека – в его уверенности, что он сам может устанавливать мерила нравственности, разрешать и отменять запреты. Такой путь не просто шаток, но, в отсутствие каких-либо постоянных ориентиров, он заставляет человека бесконечно блуждать в поисках смысла и гармонии. Заповеданный же Б-гом закон призван стать надежным путеводителем в жизни, всегда ясно обозначающим, в каком направлении необходимо следовать, чтобы не ощущать духовной жажды и пустоты.

Когда мы начинаем постигать Б-жественную мудрость, изучая Тору, начиная практически исполнять заповеди, то в какой-то момент картина мира становится яснее, а слово «запрет» перестает быть страшным и плохим. Ведь запреты существуют не для того, чтобы разрушать нашу жизнь, но, наоборот, чтобы ее сберечь, оградив от губительных сил. Совсем недавно весь мир стал свидетелем того, какими спасительными могут быть ограничения, и того, каким трагическим образом может обернуться игнорирование правил», – говорится в письме.

В видеообращении раввин Александр Борода подчеркнул, что Йом-Кипур является «праздником духа», «нашей личной аудиенцией с Б-гом». Он отметил, что именно в этот день мы не исполняем заповеди, связанные с материальным миром, но наше тело становится лишь «вспомогательным инструментом для души», а мы сосредотачиваемся лишь на духовной работе. Раввин Борода в письме сравнил шабаты и праздники с карантином: «В еврейской традиции у нас есть регулярные уходы в своеобразный духовный «карантин» – в Шабат и праздники мы ограждаемся от материальных забот. И если продолжать аллегорию, то Йом-Кипур – это день тотального локдауна, день, когда особенно важно признать Царство Всевышнего над этим миром, и, даже если вы считаете себя ярым диссидентом, исполнить предписания Дня Искупления со всей строгостью».

В письме и в видео он отметил, что в этот Йом-Кипур «мы с особой силой будем молиться и уповать на милость Всевышнего, просить Его о прощении наших грехов, избавлении мира от пандемии и экономических потрясений. Мы также должны понимать, что многое зависит от нас самих, и для того, чтобы жить в гармоничном, добром обществе, нам необходимо стараться соответствовать высокому замыслу Творца и следовать истинным, а не ложным целям!»

Справка: Йом-Кипур (10 Тишрей, в 2012 году выпадает на 28 сентября) – День Искупления, когда утверждается приговор, вынесенный каждому на предстоящий год. Йом-Кипур начинается с захода солнца 27 сентября и знаменуется зажиганием праздничных свечей, как и все еврейские праздники он длится чуть более суток – до выхода первых трех звёзд следующего дня – вечера 28 сентября. С момента зажигания праздничных свечей начинают действовать все запреты касательно работы, что и в шабат, но также запрещено пить, есть, мыться и умащать кожу какими-либо специальными средствами, вступать в интимную близость, носить кожаную обувь.

Поделиться
Отправить

Главный раввин России Берл Лазар выступил с заявлением в связи с предотвращением заказного убийства главы еврейской общины Краснодарского края.

Ниже приведён полный текст заявления раввина.

– Прежде всего, хочу выразить благодарность краснодарской полиции, что вовремя отследила преступников и предотвратила убийство главы городской еврейской общины. Дело в том, что еще в прошлом году в нашу синагогу в Краснодаре заявились эти «граждане СССР» и угрожали верующим людям. Мы тогда обратились в правоохранительные органы – и, как теперь выяснилось, полиция с той самой поры действительно держала руку на пульсе и сделала все, чтобы не допустить преступления. Еще раз – сердечное спасибо ей за это. Но вот для нас с вами в этой истории содержится важный урок.

– Что это за секта «СССР»? Что мы о ней знаем? Что они не признают ликвидации Советского Союза, ходят с самодельными советскими паспортами и не платят за услуги ЖКХ. Первая реакция на бытовом уровне – это сумасшедшие, на них просто не надо обращать внимания. Но вдруг оказывается, что, если не обращать внимания, они принимаются планировать заказные убийства. Это как с любой болезнью – если ее не лечить, она будет развиваться и разрушать весь организм. Болезнь надо давить в зародыше! Понятно, что закон должен наказывать за действия, а не за мысли. Но идеология – это не просто мысль, это всегда побуждение к действию. И если идеология преступна, закон должен препятствовать любому ее распространению, как он препятствует распространению идеологии нацизма.

– И еще одно. Думаю, неслучайно эти так называемые «граждане СССР» планировали убийство главы еврейской общины на канун еврейского Нового года. Здесь явно ставилась задача запугать людей, вызвать панику. Это традиционная задача террористов. У нас в России все эти без малого тридцать лет и государство, и общество позитивно относятся к религии, уважают права верующих. Преступники рассчитывали взорвать ситуацию – уж не знаю, то ли из приверженности господствовавшему в советские времена агрессивному атеизму, то ли из ненависти к нынешнему государству, то ли по обеим этим причинам сразу. Но факт остается фактом – это не только проявление пещерного антисемитизма, сколько попытка нанести удар по сегодняшней многоконфессиональной и многонациональной России.

Поделиться
Отправить

От имени Федерации еврейских общин России раввин Александр Борода поблагодарил сотрудников правоохранительных органов за проведение специальной операции по задержанию двух подозреваемых в заказном убийстве.

«Следователи, сотрудники Росгвардии и ЦПЭ Краснодара показали свой высочайший профессионализм, благодаря им была спасена человеческая жизнь – высшая ценность для каждого из нас. И, возможно, именно их оперативная работа смогла предотвратить дальнейшие схожие сценарии. Задержание этих преступников станет поучительной историей для тех, кто увлекается экстремистской идеологией, вступает в маргинальные организации. Логическим продолжением такого пути может стать не просто оторванность от реальности, но криминальное будущее и все его ужасающие последствия», – говорится в письме.

22 сентября Следственным отделом по Центральному округу города Краснодара возбуждено уголовное дело в отношении двух адептов одной организации. Они подозреваются в организации покушения на убийство лидера религиозной еврейской общины по мотивам религиозной, национальной ненависти.

Раввин Борода отметил, что «несмотря на запугивающий посыл манифестов организации «Граждане СССР», их абсурдность в какой-то мере породила смехотворный эффект, вызывала к ним несерьезное отношение. Но это обманчивое чувство, и, к сожалению, мы все смогли убедиться, что призывы к разгромам, ярая ненависть одних людей к другим, откат от просвещения и открытости – не могут носить шуточный характер, рано или поздно они приводят к трагическому исходу». Он также подчеркнул, что проведенная операция имеет колоссальное значение не только для еврейской общины России: «но также и для других национальных и религиозных общин, которые, к сожалению, могут также стать жертвами ксенофобских объединений».

«Успешный исход операции еще раз доказывает, что в России со всей серьезностью относятся к преступлениям на почве религиозной и национальной ненависти. К счастью, такого рода случаи крайне редки и являются скорее исключением, чем правилом. Мы все свидетели, что в современном российском обществе благодаря государственным структурам и людям норма – это миролюбие и добрососедские отношения между представителями всех национальностей и вероисповеданий», – говорится в заключительной части письма.

Поделиться
Отправить

Главный раввин России Берл Лазар принял в своем офисе чрезвычайного и полномочного посла Королевства Бахрейн Его превосходительство Ахмеда Абдуррахмана ас-Саати.

Посол выразил удовлетворение нормализацией отношений между его страной и государством Израиль, указав, что это будет способствовать дальнейшему укреплению дружбы между еврейским народом и народами арабских стран.

– Королевство Бахрейн намерено вести бизнес с израильскими компаниями и развивать партнерские отношения… Хотя долгие годы определенные силы распространяли в арабском мире предубеждения о том, что Израиль и евреи являются врагами арабов и ислама, мы видим, что это неправда. Еврейский народ успешен и неагрессивен, – отметил посол.

Берл Лазар поблагодарил дипломата за теплые слова, передал самые наилучшие пожелания Его Величеству, королю Бахрейна Хамаду ибн Иса Аль Халифе. Он назвал установление дипломатических отношений между Израилем и Бахрейном «исключительно важным шагом» в продвижении мира на Ближнем Востоке и развитии дружественных отношений между народами.

– Есть поговорка «Худой мир лучше доброй ссоры». Но мы выстраиваем хороший и долгосрочный мир между нашими народами. Когда люди видят успешные отношения, они хотят следовать этому примеру. Формирование связей, когда люди будут свободно летать из Израиля в Бахрейн, из Бахрейн в Израиль, заниматься бизнесом, – мы можем только приветствовать и благословить этот процесс, – сказал раввин.

В ходе встречи дипломат пригласил раввина посетить Бахрейн.

Теплые отношения еврейской общины России с королевством Бахрейн начались давно. Более года назад раввин Берл Лазар принимал делегацию Бахрейна во главе с председателем попечительского совета Международного центра мирного сосуществования имени короля Хамада шейхом Халидом бин Халифой аль-Халифой. Шейх рассказал об усилиях монарха его страны по созданию условий для мирного сосуществования разных общин в стране. В частности, выразил надежду на увеличение еврейской общины Бахрейна.

Поделиться
Отправить

В МИА «Россия-сегодня» 3 сентября состоялась онлайн-конференция президента Федерации еврейских общин России, члена Общественной палаты РФ, генерального директора Еврейского музея и центра толерантности, раввина Александра Бороды, посвященная осенним иудейским праздникам: Рош а-Шана, Йом Кипур, Суккот, Симхат Тора, Модерировала встречу руководитель спецпроекта «РИА: Религия и мировоззрение» Ольга Липич.

Александр Борода рассказал о духовном значении и традиции праздников, а также ответил на вопросы журналистов, присланные заранее. Конференцию посмотрело более 2 тысяч человек. Раввин рассказал, что его любимым праздником является Йом Кипур, он подчеркнул, что такой день может быть только один раз в году, когда раскрывается именно духовное значение иудаизма, проявляется не внешняя материальная радость, а внутренняя – духовная.

Было много вопросов, касающихся религии, например: «почему Тора имеет такое большое значение для евреев?» Александр Борода ответил, что для иудея Тора – основа всего мира. «Тора — это часть нематериального мира в материальном. Каждая буква – является особой Б-жественной энергией, комбинациями этих энергий Всевышний творил и продолжает творить до сих пор наш мир. Именно, духовная энергия создаёт материальное, а для религиозного человека духовное первостепенно».

Помимо религиозных вопросов, были общественно-политические. Вопрос о дистанционных формах обучения, Александр Борода прокомментировал следующим образом: «Считаю, это вынужденной мерой, так как данная форма сама по себе не совершена. Неотъемлемой частью взросления каждого ребенка является потребность в социализации. Сам урок — это часть воспитания отношений друг к другу, атмосфера, которую невозможно передать через компьютер», – прокомментировал Борода. Он также отметил, что возможно в вузах онлайн-направление образования будет развиваться, так как сделает университет более доступным для молодых людей из небольших городов.

Разумеется, на конференции также был затронута тема пандемии. Раввин Борода отметил, что для многих людей пандемия стала настоящей трагедией, помимо этого, она нанесла мощнейший удар по экономике, и также нахождение в четырех стенах неоднозначно повлияло на людей. Но раввин считает, что люди, не должны падать духом, но заботясь о себе и людях вокруг, идти дальше, работать, возможно, кому-то придется поменять область деятельности, но подаваться панике не  «выход» из сложившейся ситуации. «Перейдут в онлайн только те сферы, которые и так двигались в этом направлении, самоизоляция лишь ускорила этот процесс. Пандемия с экономической точки зрения похожа на кризис 1998 года. Рынок рухнул, но в 2000 году уже никто не помнил об этом. Мне кажется, будет то же самое, через время экономика восстановится, и мы забудем про это потрясение», – прокомментировал Борода.

Раввин рассказал, что у 50% членов общины есть антитела к коронавирусу, при этом только половина из них переболела с выраженными симптомами. Он подчеркнул, что жизнь с одной стороны не должна останавливаться, что при соблюдении санитарных норм, можно безопасно существовать. Но «мы должны понимать, что вирус не ушел, здоровье остается в приоритете, и если всегда в осенние праздники поход в синагогу был обязательным, в этом году мы предупреждаем людей, чтобы они оценивали здраво риски, и если есть сомнения – спокойно оставались дома».

Касательно вопроса борьбы с антисемитизмом, раввин Борода ответил, что есть два основных способа: уголовно-правовое, то есть наказание за экстремистские и ксенофобские действия, а также просветительская деятельность, воспитывающая в людях уважение к окружающим. Как директор Еврейского музея и центра толерантности, раввин Борода рассказал, что музей очень успешно пережил время самоизоляции, запустив множество онлайн проектов, которые пользовались большой популярностью. Также он рассказал, что в октябре откроется интерактивная, масштабная выставка, посвященная московским гаражам и машинам 20-30-х годов прошлого века: «Дом для машин. Бахметьевский и другие гаражи».

В завершении был упомянут недавний 100-летний юбилей Леонида Шварцмана. Ранее Президент ФЕОР в поздравлении мультипликатору назвал мультфильм «Чебурашка» – «первым пособием по толерантности в Советском союзе». Александр Борода пояснил формулировку, назвав мультфильмы Шварцамана, «эликсиром настоящей дружбы», «инструкцией по уважению друг друга».

Поделиться
Отправить

Президент Федерации еврейских общин России, раввин Александр Борода направил поздравление Народному художнику России Леониду Шварцману со 100-летним юбилеем.

Раввин Борода отметил, что герои созданные Леонидом Шварцманом уже более полувека радуют детей, «учат их дружить и прощать, стремиться к знаниям, заботиться об окружающих, ценить добро».

«Художников-мультипликаторов можно справедливо назвать одними из самых влиятельных людей, ведь во многом именно они знакомят ребенка с устройством мира и общества, рассказывают, что такое хорошо и что такое плохо, что является правильным, что неправильным. Созданные Вами герои научили нас очень многому: мультфильм «Чебурашка» можно назвать первым в Советском союзе общедоступным пособием по толерантности, «Снежная королева» – трогательная поэма о любви и преданности, побеждающих все мыслимые и немыслимые преграды, «Золотая антилопа» – ода бескорыстности в настоящей дружбе. Неповторимый мир Ваших анимационных историй – это и по сей день неподдельный восторг для каждого ребёнка. Спасибо Вам за прекрасные, радостные эмоции, за доброту, с которой вы воспитываете нас, наших детей, внуков и, уверен, воспитаете наших правнуков!», – говорится в поздравительном письме.

Александр Борода пожелал Леониду Шварцману крепкого здоровья, энергии, сил и творческого вдохновения: «Пусть Ваши близкие будут здоровы и счастливы! Щедрых благословений Всевышнего Вам и всей Вашей семье!»

Леонид (Израиль) Аронович Шварцман – российский режиссер-мультипликатор и художник мультипликационного кино. Художник-постановщик мультфильмов «Аленький цветочек», «Золотая антилопа», «Снежная королева», «Чебурашка», «Обезьянки», «38 попугаев» и многие другие. Лауреат российских и международных кинопремий.

Поделиться
Отправить

Главный раввин России Берл Лазар опубликовал обращение в связи с уходом из жизни раввина Адина Эвен-Исраэля (Штейнзальца).

В своём послании лидер еврейской общины России сказал: Глубокую печаль вызвало в моей душе, в душах многих тысяч российских евреев, известие о кончине великого знатока Торы, лауреата Премии Израиля по иудаике, раввина Адина Эвен-Исраэль, известного у нас так же как Адин Штейнзальц. Мы были благодарны ему за ту огромную работу, которую он в течение десятилетий делал для нашего народа, особенно для русскоязычного еврейства. Он вообще считал помощь евреям бывшего СССР одной из главных задач в своей жизни: много раз посещал Россию, был даже в Сибири, выступал с лекциями в десятках наших общин.

Его стараниями была открыта первая ешива в посткоммунистической России, издан новый перевод Талмуда на русский язык. Его собственные труды в русском переводе дали тысячам евреев первое представление о мудрости Торы. Особенностью творчества раввина Эвен-Исраэль было то, что он всегда брал в качестве предмета исследования самые глубокие мысли наших святых книг и объяснял их так, что они становились понятны даже самым простым людям. Примером в этой области стал его комментарий к Тании, где он изложил сложнейшие идеи хасидизма в форме, понятной для современного человека, воспитанного в совершенно иной культуре.

Его работами восхищались и многие ученые-неевреи. И при всей своей гениальности это был удивительно простой, открытый для общения человек. Помню, как впервые познакомился с ним 40 лет назад, на фарбренгене у нашего Ребе. Меня, и многих других, кто собрался там, поразила скромность раввина, уже тогда считавшегося одним из крупнейших знатоков Торы, уже тогда пользовавшегося большой известностью. Это был не просто настоящий хасид, гордый своим хасидизмом – это был образец и наглядный пример хасидского отношения к жизни, хасидского отношения к людям и к окружающему миру.

Конечно, нам тяжело, что Адин Эвен-Исраэль покинул этот мир. Но остались его дела. Остались люди, которые, благодаря его труду, вернулись к Торе, получили настоящее еврейское образование: некоторые из них сейчас раввины общин, приводят новых людей к нашей вере, к нашей культуре, к нашей тысячелетней традиции. Плоды добрых дел Адина Эвен-Исраэль всегда будут с нами – а значит, его светлый образ тоже остается в наших сердцах. Да будет память праведника благословенна!

Поделиться
Отправить

Выбор редакции