Федерация

 

13 декабря в Еврейском музее и центре толерантности состоялась премьера нового фильма VR 360 с дополнительными спецэффектами «Путешествие в прошлое». Фильм стал частью постоянной экспозиции музея и уже с 14 декабря посетители музея смогут посмотреть фильм в 4D кинотеатре; показы будут проходить каждый час. С января 2018 года у посетителей также появится возможность посмотреть фильм в рамках тематических экскурсий.

Процесс создания фильма занял более четырёх месяцев, в то время как на непосредственные съёмки ушло всего два дня. В создании фильма принимали участие более 70 человек, в том числе 20 актеров, играющих свои роли в виртуальной реальности. Хронометраж фильма – 10 минут, помимо технологий виртуальной реальности, в нём используются возможности и спецэффекты 4D кинотеатра.

С помощью очков виртуальной реальности (VR) зрители cмогут отправиться в эпоху Второго Храма* (516 г. до н.э. – 70 г. н. э.), прогуляться по залам и дворам Храма, познакомиться со внутренним устройством и даже заглянуть в Святая святых. Прогулка сопровождается историческими комментариями и пояснениями о структуре Храма, помещениях и их предназначении.

Идея создания фильма принадлежит генеральному директору Еврейского музея и центра толерантности и президенту ФЕОР Александру Моисеевичу Бороде: «Виртуальное путешествие по Иерусалимскому Храму – это уникальный проект. Его разработка требовала особых не только технических, но и идеологических усилий. Но мы посчитали, что такой фильм станет прекрасным дополнением в нашем музее; он даст зрителю представление о том, почему Храм является главной святыней еврейского народа, почему его разрушение является нашей скорбью на протяжении почти 2000 лет. Для создания фильма была приглашена сильнейшая команда различных профессионалов, мы искренне надеемся, что он понравится наши гостям».

Фильм «Путешествие в прошлое» создан кинопродюсерской компанией Renovatio Entertaiment. «Уникальность фильма в новаторском сочетании традиционной киносъемки с участием актеров, новейших технологий компьютерной графики и VR. Мы снимали двумя новейшими камерами RED, которые отдельно синхронизировались для получения картинки диапазоном в 180 градусов. Затем генерировали все с помощью компьютерной графики, вписывая людей в воссозданное пространство Храма.

Именно благодаря этому зрители имеют возможность не только увидеть легендарную святыню еврейского народа – Второй Иерусалимский Храм, обозревая его в радиусе 360 градусов, но и получить эффект полного присутствия рядом с находящимися там людьми», – комментирует генеральный продюсер компании Владимир Поляков.

*Историческая справка. Второй Иерусалимский Храм (516 г. до н.э. – 70 г. н. э.) был построен на месте Первого Иерусалимского Храма через 70 лет после его разрушения по его образцу. Второй Храм представлял собой религиозный комплекс с двором, Святилищем, и Святая святых, доступ к которой имел лишь первосвященник. В 20 г. до н.э. Храм был перестроен, а в 70 г. н.э. (по некоторым источникам – в 68 году) он был разрушен римлянами во время Иудейской войны.

Поделиться
Отправить

В преддверии праздника Ханука, который в этом году начинается вечером 12-го декабря и продлится в течение следующих восьми дней, главный раввин России Берл Лазар обратился к еврейской общине:

«Дорогие друзья!

Поздравляю всех с Ханукой – праздником света. И дай Б-г, чтобы свет Хануки оставался с нами на весь год.

В эти дни мы вспоминаем о победе, которую наши предки одержали над войсками языческого царя Антиоха – малыми силами разгромили самую большую и обученную армию того времени. Но праздник приурочен не к военной победе, а к чуду, которое явил Г-сподь после нее. Когда победители вошли в Храм и хотели возжечь светильник, они обнаружили, что язычники осквернили все масло для светильников. Нашелся только один маленький кувшин освященного масла, которого могло хватить лишь на сутки. Но это масло горело целых восемь дней, пока мастера не приготовили новый запас.

Казалось бы, выбор такой причины для праздника выглядит странным. Ведь от военной победы зависело само выживание евреев как народа, судьба нашей веры, нашей культуры, нашей духовности. Но об этом мы говорим в дни Хануки лишь несколько слов. А чудо со светильником – на что оно повлияло? В конце концов, в то время могли использовать и обычное, неосвященное масло для освещения Храма. Ну, или подождали бы восемь дней, пока изготовят освященное масло в достаточном количестве, такое решение тоже было возможно. Почему мы придаем такое внимание именно чуду с горящим светильником?

Но надо понимать, что каждый наш праздник несет в себе уроки, актуальные не только для какого-то конкретного исторического периода, но для всей нашей жизни – здесь и сейчас. А сейчас ханукальное чудо приобретает особую актуальность и важность, причем для всех народов, а не только для нашего.
При жизни нашего поколения мир вступил в пору информационной революции. Одним из неизбежных результатов стал бурный поток негативной информации. Основное внимание уделяется так называемым «горячим фактам»: войнам, конфликтам, противостоянию стран, народов, отдельных людей. В то же время даже в таких тонких сферах, как психология и воспитание детей упор делается на работу с проблемами, с недостатками. Понятно, что цель ставится благая: СМИ хотят предостеречь людей, показать им ужасы войны и терроризма, а воспитатели и психологи стремятся выявить больные места, чтобы начать лечение. Но в результате создается впечатление, что мир становится все более мрачным, а в людях все меньше светлого и благородного.

И как раз здесь особенно важен урок Хануки. Да, говорит нам этот праздник, иногда приходится вести борьбу с внешним врагом или с внутренними проблемами – но основной акцент надо всегда делать на позитиве. Если приходится сражаться – важно победить, но еще важнее самим стать лучше после этого противостояния. Если у человека есть недостатки – главное, это добавить позитива в жизнь, заниматься добрыми делами, раскрывать хорошее в себе и в ближних. Тогда и недостатки станут меньше, а постепенно и вообще сойдут на нет!
Наши предки, увидевшие чудо с храмовым светильником после победы над армией язычников, сразу поняли урок, который им преподал Б-г: надо нести свет, надо добавлять света каждый день! Надо развивать то, что нас объединяет, стимулировать те позитивные силы, которые есть внутри каждого человека. Отсюда особая заповедь Хануки: зажигать восьмисвечник в доме, но так, чтобы свет его был виден и на улице. Когда свет Хануки горит в каждом доме, когда свет Хануки горит в каждом человеке – мир наполняется добром и счастьем.

Именно этого я желаю всем в эти праздничные дни. Пусть каждый найдет возможность зажечь еще одну свечу в своей душе и щедро поделится светом с ближними, с окружающими, со всем миром!»

Информация о празднике Ханука

Празднование Хануки начинается в 25 день месяца кислев и продолжается восемь дней. Название этого праздника происходит от выражения хануккат ха-баит (освящение [обновление] Храма) или хануккат бейт Хашмонаим (освящение дома Хасмонеев). Традиция связывает этот праздник с еврейским восстанием 167 г. до н.э. против сирийского царя Антиоха IV, желавшего эллинизировать иудеев.

После изгнания захватчиков из Израиля и взятия Иерусалима войсками Иуды Хасмонея по прозвищу Макаби (Молот), евреи восстановили оскверненный и частично разрушенный Храм. В день его освящения следовало зажечь главный храмовый светильник – менору, огонь которого надо поддерживать постоянно. Но масла для светильника, оказалось совсем мало (на изготовление нового масла, по еврейской традиции, требуется восемь дней). Когда же с помощью найденного масла зажгли менору, огонь горел без перерыва все восемь дней пока готовилось новое масло. В память об этом чуде Хануку празднуют восемь дней, каждый вечер зажигая по одной новой свече в специальном праздничном восьмисвечнике.

Ежегодно еврейские общины устанавливают ханукальные восьмисвечники на центральных площадях крупнейших российских городов. В ходе этой церемонии руководители общин поздравляют иудеев с праздником, после чего произносят благословения и зажигают первую свечу.
Вечер продолжается красочным фейерверком и веселыми танцами под традиционную еврейскую музыку. Каждый гость вечера получает сладкие пончики (суфганиет), которые наряду с восьмисвечником являются еще одним символом Хануки и подаются к столу в каждом еврейском доме в течение всех дней праздника.

В Москве торжественная церемония зажигания праздничного ханукального восьмисвечника состоится 12 декабря в 17.00 на Площади Революции. В мероприятии примет участие главный раввин России Берл Лазар.

Поделиться
Отправить

Президент Федерации еврейских общин России Александр Борода поздравил российских евреев с наступающим сегодня вечером праздником Ханука.

В его обращении говорится:

«Дорогие друзья!

От лица Федерации еврейских общин России и от себя лично поздравляю вас с праздником Ханука!
Сегодня еврейские семьи по всему миру зажгут первую свечу на ханукие, вспоминая о победе храбрых Маккавеев над врагом, который пытался осквернить нашу веру и нашу святыню. Это восстание и победа очень много значат для нашего народа: Всевышний даровал евреям чудо с храмовым светильником в благодарность именно за то, что они не отступили от своей веры тогда, когда приверженность ей могла стоить им жизни. Поэтому всем нам я желаю верить в свои силы, не отступать перед трудностями и, вспоминая вновь о великом чуде Хануки, хранить свое предназначение, осознавать для какой высокой миссии избрал нас Всевышний. Мы должны сохранить великую историю своего народа, память о наших храбрых предках, о ценностях, дарованных нам Торой, чтобы передать это будущим поколениям. Зажигая ханукальный светильник у себя дома или на праздновании в общине, распространяйте то чудо, которому стали свидетелями наши предки более 2000 лет назад, и это приведет всех нас к новому духовному подъему.

Я искренне желаю всем вам радости, множества добрых дел, тепла и подлинной веры! С праздником!»

Информация о празднике Ханука

Празднование Хануки начинается в 25 день месяца кислев (может выпадать на период с конца ноября до конца декабря) и продолжается восемь дней. Название этого праздника происходит от выражений хануккат ха-баит (освящение [обновление] Храма) или хануккат бейт Хашмонаим (освящение дома Хасмонеев). Традиция связывает этот праздник с еврейским восстанием 167 г. до н.э. против сирийского царя Антиоха IV, желавшего эллинизировать иудеев.

После изгнания захватчиков из Израиля и взятия Иерусалима войсками Иуды Хасмонея по прозвищу Макаби (Молот), евреи восстановили оскверненный и частично разрушенный Храм. В день его освящения следовало зажечь главный храмовый светильник – менору, огонь которого надо поддерживать постоянно. Но масла для светильника, оказалось совсем мало (на изготовление нового масла, по еврейской традиции, требуется восемь дней). Когда же с помощью найденного масла зажгли менору, огонь горел без перерыва все восемь дней, пока готовилось новое масло. В память об этом чуде Хануку празднуют восемь дней, каждый вечер зажигая по одной новой свече в специальном праздничном восьмисвечнике.

Поделиться
Отправить

Главный раввин России Берл Лазар прокомментировал выступление президента США Дональда Трампа, в котором он заявил о признании Иерусалима столицей Израиля и дал старт процессу переезда американского посольства в этот город:

«Заявление Дональда Трампа — это восстановление справедливости. Практически все то время, когда в этом регионе существовали и существуют государства, основным населением которых были евреи, Иерусалим был их столицей. Когда же этих государств не было, Иерусалим оставался религиозным центром для всех евреев, и каждый еврей в диаспоре повторял фразу из Псалмов «Если я забуду тебя, Иерусалим, пусть отсохнет десница моя». Каждый год Пасхальный седер и Йом Кипур (Судный день) завершаются фразой: «В будущем году — в Иерусалиме». В Иерусалиме находится величайшая святыня иудаизма — Западная стена, больше известная как Стена плача, к которой столетиями приходили евреи со всего мира. Кроме того, это решение — признание, хотя и слегка запоздавшее, исторических реалий. Иерусалим является столицей Израиля не год, не два, и даже не десять лет, а практически с самого основания этого государства. Что же касается заявлений о том, что подобное решение спровоцирует масштабный конфликт в регионе, то позволю себе с этим не согласиться. Не так давно МИД России выпустил заявление, в котором признал Западный Иерусалим столицей Израиля. Никакой бури или даже скандала это заявление не вызвало. Не вызовет и сейчас, если это не будет искусственно раздуваться».

Справка: в XI в. до н.э. – I в. н.э. (с перерывами) Иерусалим был центром различных еврейских государств и автономных объединений. В дальнейшем находился под властью Римской и Византийской империй, Арабского халифата, халифата Фатмидов, крестоносцев, мамлюков, Османской империи. В 1920-1948 г. Иерусалим – центр подмандатной Палестины, управлявшейся Великобританией. Резолюция ООН о разделе Палестины, принятая в ноябре 1947 г., предусматривала выделение Иерусалима в отдельный анклав под международным управлением. Однако, по итогам Войны за независимость Израиля, город в 1949 г. оказался разделен между Израилем и Иорданией. В 1949 г. Израиль провозгласил Иерусалим своей столицей. Город был воссоединен под контролем Израиля в 1967 г. после Шестидневной войны. В 1980 г. Кнессет провозгласил Иерусалим вечной и неделимой столицей Израиля.

Поделиться
Отправить

Вышел в свет декабрьский номер альманаха «Лехаим». Альманах объединяет самые разные жанры – художественную прозу, критику, исторические эссе, политические очерки, обзоры.

Традиционная колонка главного редактора журнала Боруха Горина посвящена лучшим десяти книгам, выпущенным в этом году издательским домом «Книжники» – прозе, исследованиям, и стихотворным колонкам Натана Альтермана.

Первый раздел номера – «Академия» – посвящен изучению еврейской мысли на основе Торы. В этом номере публикуются письма Любавичского Ребе Менахема-Мендла Шнеерсона, посвященные таким темам как изучение Торы и зарабатывание денег. Ребе, среди прочего, отмечает, что скрупулезность и честность в делах, являются необходимым предварительным условием исполнения всей Торы.

Главный раввин России Берл Лазар в своей статье размышляет над проблемой скромности и гордыни, напоминая, что последняя начинается с фразы о том, что достижения человека — его собственная заслуга, без упоминания того, что они были бы невозможны без качеств, которыми наделил его Б-г.

Меир Левинов анализирует историю праздника Ханука, и приходит к выводу, что изначально в этот день отмечалась не столько военная победа, сколько начало жертвоприношений на новом жертвеннике, а затем это трансформировалось в праздник, помогавший сохранению еврейской самоидентификации в окружении чужих культур. Еще одна его статья посвящена «Свитку Антиоха», описывающем восстание Маккавеев в полусказочном ключе. В качестве приложения приводится перевод свитка на русский язык с обстоятельным комментарием.

Афанасий Мамедов и Семен Чарный в беседе с историками пытаются понять — была ли некая антисемитская составляющая у «Большого террора», и получают однозначный ответ — такой составляющей не было. Евреев преследовали не как евреев, а как членов враждебных организаций, представителей «неправильных» классов и т.д.

Алекс Тарн в своей статье стремится понять мотивы, которыми руководствовался Сталин, поддерживая создание Израиля — и отстаивает точку зрения, что это было сделано, чтобы поссорить Великобританию и США между собой и столкнуть их с арабами.

Павел Нерлер вспоминает поэта, художника и переводчика Аркадия Штейнберга.

Раздел «Перекресток» открывают воспоминания одного из фигурантов голливудского сексуального скандала продюсера Бретта Рэтнера о детстве и юности в еврейском Майами-Бич.

Под рубрикой «Об этом надо поговорить» идут небольшие заметки о некоторых событиях ноября, «зацепивших» еврейские общины в России и в мире. Свои итоги месяца подводит и Лайел Лейбовиц.

В подразделе «Кадиш» Афанасий Мамедов вспоминает журналиста, историка и участника Великой Отечественной войны постоянного автора «Лехаима» Владимира Шляхтермана.

Раздел «Парк культуры» открывается репортажем Ирины Мак о выставке Эль Лисицкого в Третьяковской галерее на Крымском валу, в Еврейском музее и центре толерантности. Фредрик Брэндфон рассказывает о прошедшей в Риме выставке «Менора: культ, история и миф», которая проводилась этой весной Музеями Ватикана совместно с Museo Ebraico — Еврейским музеем Рима. Статья Нэнси Берман посвящена коллекции ханукальных светильников нью-йоркской конгрегации «Эману-Эль».

Ричард Броди в материале New Yorker рассказывает о фильме Ноя Баумбаха «Истории семьи Меерович».

Леа Кениг рассказывает о праздничном ханукальном столе марокканских евреев, а статья Дефри Йосквича из New York Yimes посвящена ханукальному гусю.

Раздел «Библиотека» открывается продолжением стихотворных и прозаических колонок Натана Альтермана, печатавшихся в газете «Давар» с 1943 по 1967 гг.

Также в разделе публикуются рассказы прозаика Натана Ингландера «Двадцать седьмой» представляющий фантасмагорическое описание гибели еврейских писателей в СССР, Авроома Рейзена из сборника «Такие люди были раньше», эссе американского критика Ирвинга Хау о творчестве Исаака Баеля, глава из воспоминаний писателя Бориса Сандлера, посвященная на сей раз журналу «Советиш геймланд», продолжение «Майс от Абраши» раввина Натана Вершубского, оказавшегося в 1980-х в тюрьме по ложному обвинению.

Поделиться
Отправить

В среду, 29 ноября состоялась встреча  председателя Комиссии по международным делам и безопасности Кнессета Израиля Ави Дихтера с главным раввином России Берлом Лазаром. Во встрече также приняли участие представители израильских политических партий Омер Бар-Лев (“Сионистский лагерь”), Анат Берко (“Ликуд”), Моти Йогев (“Еврейский дом”), Офер Шелах (“Еш Атид”), Эяль Бен-Реувен (“Сионистский лагерь”) и посол Израиля в России Гарри Корен.

Днем ранее израильская делегация посетила Еврейский музей и центр толерантности в Москве, где ознакомилась с экспозицией музея и зажгла свечи памяти о жертвах Холокоста. По словам г-на Дихтера, он «оказался очень впечатлен увиденным, использованием современных выставочных технологий и детально продуманным подходом к организации музейного пространства».

В ходе встречи стороны обсудили перспективы сотрудничества Израиля и диаспоры, образовательные и культурные программы еврейской общины, пути укрепления отношений между двумя странами, противодействие антисемитизму и ситуацию на Ближнем Востоке. Делегация также проявила внимание к вопросам молодежной политики, туризму, межконфессиональному взаимодействию и отношениям общины с властью.

Раввин Берл Лазар рассказал о регулярных поездках молодежи по местам, связанным с историей еврейских общин Европы, о посещении ими США, Израиля и комплекса концентрационного лагеря Освенцим. По словам раввина, в таких ежегодных поездках принимает участие около 1000 человек из 45 городов России. «Для молодежи это является хорошим уроком истории и важным фактором, укрепляющим самосознание, связь с Израилем, традицией и культурой еврейского народа», – добавил он.

Раввин также поделился своим взглядом на возможные перспективы репатриации  евреев в Израиль. По его словам, в данном вопросе каждой семье необходимо исходить только из одного фактора – возможности вести полноценный еврейский образ жизни. «Если кто-то полагает, что сможет более успешно реализовать эту возможность в Израиле, конечно,  нужно уезжать. Но руководство еврейской общины со своей стороны, старается делать все необходимое для того, чтобы решить эту задачу здесь, в России, – добавил он. – Ежегодно  у нас открываются новые общинные центры, строятся и реставрируются здания синагог, открываются музеи, школы и детские сады, развивается производство кошерных продуктов. Мы надеемся, что благодаря этим усилиям у каждой еврейской семьи появится возможность более осознанно подойти к этому выбору».

Г-н Дихтер живо интересовался вопросами еврейской жизни в регионах, соблюдения прав верующих в армии и местах лишения свободы. Он также подчеркнул, что «Израиль заинтересован в укреплении диалога с еврейской общиной России, развитием сотрудничества с руководством страны в области туризма, здравоохранения и противодействия терроризму и экстремистской деятельности».

Участники делегации сошлись во мнении, что немаловажным фактором укрепления культурных связей между диаспорой и Израилем должны стать максимально доступные он-лайн программы обучения ивриту. Г-н Дихтер заявил, что «подобные инициативы уже не раз обсуждались, но реальных шагов в этом направлении, пока, к сожалению, не достаточно».

В завершение встречи раввин рассказал о ежегодной церемонии вручения премии «Скрипач на крыше», которая проходит в Государственном Кремлевском Дворце в светлые дни праздника Хануки и пригласил представителей посольства, постоянно находящихся в Москве, принять участие в зажигании праздничного ханукального восьмисвечника, который будет установлен на Площади Революции в Москве.

Поделиться
Отправить

Президент Федерации еврейских общин России Александр Борода прокомментировал намерение Следственного комитета России назначить психолого-историческую экспертизу, чтобы выяснить, не являлся ли расстрел царской семьи ритуальным убийством.

«Обвинение евреев в ритуальном убийстве — один из самых древних антисемитских наветов. Он многократно служил причиной преследований, жертвами которых становились сотни и тысячи человек. Но каждый раз, когда эти обвинения рассматривали люди, не зараженные антисемитскими предубеждениями, выяснялось, что этот навет лжив. Хотел бы напомнить, что иудаизм, будучи первой религией, отменившей человеческие жертвоприношения на самой заре своего возникновения, в принципе не знает понятия «ритуального убийства». В отношении убийства семьи императора Николая II подобный навет уже выдвигался в 1990-х, и прошедшая тогда проверка прокуратуры еще раз подтвердила его бездоказательность. Вызывает сожаление, что этот вопрос поднимают вновь, представляя клеветнический навет как достойную проверки версию», – отметил президент ФЕОР.

Справка: 27 ноября старший следователь по особо важным делам СК РФ Марина Молодцова, выступая на конференции «Дело об убийстве Царской семьи: новые экспертизы и материалы. Дискуссия», сообщила, что СК РФ «планирует назначить психолого-исторической судебной экспертизы для разрешения вопроса, связанного, в том числе, и с возможным ритуальным характером убийства царской семьи».

Поделиться
Отправить

При поддержке ФЕОР в Екатеринбурге состоялось торжественное открытие 2-го Екатеринбургского еврейского кинофестиваля.

Торжественная церемония открытия Фестиваля прошла в Доме кино (ул. Луначарского, 137). В рамках мероприятия организаторы ЕЕКФ познакомили гостей с основной программой киносмотра, которая в этом году включает в себя более 30 картин, кинопоказы и образовательную программу. В финале вечера состоялась уральская премьера ироничной комедии «Евреи» режиссера Ивана Атталя с Шарлоттой Генсбур в главной роли. Гостей церемонии открытия ожидали фуршет и живая музыка.

«Евреи» – ироничная комедия, в которой франко-еврейский актер обсуждает ряд известных стереотипов, касающихся еврейского народа. Каждый стереотип проиллюстрирован отдельным коротким рассказом. Помимо Шарлотты Генсбур в фильме задействована целая плеяда франкоязычных комедийных актеров, таких как Франсуа Бюрелу, Тоби Нэйтан, Бенуа Пульворд, и обладательницы всевозможных профессиональных кинопремий Валери Боннетон и Николь Ширер.

Напомним, что 1-й Екатеринбургский еврейский кинофестиваль, прошедший в 2016 году, собрал более двух тысяч зрителей. Нынешней осенью вниманию уральских любителей кино вновь будут предложены лучшие фильмы последних нескольких лет из Израиля, Европы, США и Канады. В программе – художественные, документальные и короткометражные картины. Тематика представленных фильмов охватывает различные сферы жизни еврейского общества – от семейных проблем до геноцида, от биографии хореографа до проблем социальной адаптации.

Среди фильмов основной программы фестиваля стоит отметить картину Томера Хейманна «Мистер Гага», фильм Марии Шрадер «Стефан Цвейг: Прощание с Европой», и американскую документальную картину «В поисках израильской кухни» режиссера Роджера Шермана. Основными площадками киносмотра в этом году станут Ельцин-Центр и Дом кино.

«Еврейский кинофестиваль – уникальное событие в мире культуры: он демонстрирует зрителю еврейскую жизнь во всем ее многообразии – программа включает фильмы об истории нашего народа, духовности и религии, традициях и укладе жизни, выдающихся представителях народа, многогранном Израиле и многом другом. География проекта расширяется с каждым годом, что не может не радовать. Поздравляю Екатеринбург с проведением уже второго кинофестиваля, и желаю организаторам удачи в его реализации», – подчеркнул президент Федерации еврейских общин России Александр Борода.

2-й Екатеринбургский Еврейский кинофестиваль организован при поддержке Фонда «Генезис», благотворительного фонда «Российский Еврейский Конгресс», Федерации Еврейских Общин России, Еврейской студенческой организации «Гилель» и «Ark Foundation».

Поделиться
Отправить

 

8 ноября в столице республики Татарстан был открыт Центр по изучению Торы. Центр расположен в здании исторической синагоги года, и полностью готов для приема учащихся: на верхнем этаже синагоги созданы специально оборудованные аудитории для семинаров и библиотека еврейской литературы.

Мероприятие посетил президент Татарстана Рустам Минниханов, главный раввин России Берл Лазар, президент ФЕОР Александр Борода, меценат Вадим Аминов, представители общественных и еврейских организация региона.
Президент республики отметил, что бережное отношение еврейской общины к своим традициям должно быть примером и для других национальностей и представителей религий республики. «Мы сегодня открыли центр, чтобы молодежь ваша, взрослые могли передавать традиции, знания, обычаи. Это очень важно. То, как бережно вы к этому относитесь, должно быть примером и для других национальностей, религий, которые проживают в нашей республике. Да, наша республика многонациональная, многоконфессиональная. У нас и православная духовная академия есть, болгарскую исламскую академию открыли. И это очень правильно. Центр изучения Торы сегодня появился в Казани. Убежден, что люди, которые сюда приходят, молятся, которые изучают Тору, плохие вещи делать не будут. Молодежь, которая будет приобщена к этой культуре, будет делать только добро».
По словам президента ФЕОР: «Центр будет открыт для всех жителей Казани, без акцента на религиозную или национальную принадлежность, ведь Тора – это достояние всего человечества, она транслирует вечные идеи нравственности и морали, объединяющие наше общество, она хранит в себе вековую мудрость, которую мы передаем из поколения в поколение». Также он подчеркнул, что «открытие центра изучения Торы еще одно доброе свидетельство того, как сильно изменилась жизнь религиозных общин после падения советской власти. Сегодня еврейская община может чувствовать себя комфортно и свободно в современной России», и поблагодарил за поддержку в создании центра Рустама Минниханова и мецената Вадима Аминова.
Как сказал Главный раввин России: «В Татарстане всегда — в последнее время это слышно даже в Москве — обсуждают вопрос, как действовать, чтобы народ остался народом. Чтобы традиции не были забыты, чтобы люди чувствовали причастность к нашим великим знаниям и традициям. Вот мудрый подход. Когда открывается больше таких домов, где люди могут изучать новое, становиться мудрее, передать эти знания другим людям, тогда точно здесь в Татарстане все будет всегда прекрасно. Именно казанская еврейская община всегда была символом того единства, которого, к сожалению, не хватает сегодня в мире».
Бизнесмен Вадим Аминов, который выступил спонсором создания центра, рассказал, что на его базе будет открыта первая народная библиотека в России. Также в проекте примут участие 18 городов РФ.
На данный момент это крупнейший региональный образовательный центр такого формата. Ожидается, что в нем будут проходить программы по изучению Торы для людей разного возраста и уровня знаний, отдельные курсы будут рассчитаны для всех посетителей, не зависимо от их национальности.

Поделиться
Отправить

Ханука, празднование которой по светскому календарю приходится на середину декабря, в еврейской религиозной литературе стоит особняком: другие важные исторические события упоминаются в Танахе, а Ханука не отмечена никак.

В издательстве «Книжники» вышел подробный и увлекательный путеводитель по празднику, который в полной мере восполняет недостаток информации о традиции и происхождении Хануки.

Обзор исторических событий, подробные разъяснения законов и обычаев, анализ религиозных и национальных аспектов праздника, перевод трудов Любавичского Ребе М.-М. Шнеерсона, комментированный перевод единственного признанного иудаизмом аутентичного текста о тех временах — «Свитка Хасмонеев» (рассказа о Хануке) — дадут всестороннее представление об уникальном празднике огней и света.

Под эгидой ФЕОР издательство «Книжники» выпускает еврейскую литературу, включая детские книги, художественные и научно-популярные произведения. За десять лет в рамках двенадцати серий в издательстве «Книжники» было выпущено 497 изданий (некоторые из которых представляют собой многотомные издания). Общий тираж изданных книг превысил уже полтора миллиона экземпляров. К настоящему моменту «Книжники» стали самым успешным еврейским издательством в постсоветской России.

Официальный сайт издательства: http://knizhniki.ru/

Информационная справка

Начатая в 2007 г. серия «Библиотека еврейских текстов» призвана знакомить российских читателей с основополагающими произведениями иудаизма: от библейских текстов и талмудических преданий до средневековой еврейской философии и историй про хасидских цадиков. Подавляющее большинство этих текстов никогда не издавалось на русском языке. Появление серии стало реакцией на массовый запрос на издание литературы по иудаике на высоком уровне, достойном современной науки (к примеру «Слихот» («Молитвы раскаяния») в 2007-2009 гг. вышли общим тиражом в 45000 экземпляров).

В серии издаются священные книги иудаизма – Танах, Талмуд, Зоар, труды выдающихся мудрецов прошлого, литургические тексты, используемые при проведении тех или иных ритуалов – молитвенники, пасхальная Агада. За девять лет было выпущено около 60 изданий.

Празднование Хануки начинается в 25 день месяца кислев (может выпадать на период с конца ноября до конца декабря) и продолжается восемь дней. Название этого праздника происходит от выражений хануккат ха-баит (освящение [обновление] Храма) или хануккат бейт Хашмонаим (освящение дома Хасмонеев). Традиция связывает этот праздник с еврейским восстанием 167 г. до н.э. против сирийского царя Антиоха IV, желавшего эллинизировать иудеев.

После изгнания захватчиков из Израиля и взятия Иерусалима войсками Иуды Хасмонея по прозвищу Макаби (Молот), евреи восстановили оскверненный и частично разрушенный Храм. В день его освящения следовало зажечь главный храмовый светильник – менору, огонь которого надо поддерживать постоянно. Но масла (елея) для светильника, оказалось совсем мало (на изготовление нового елея, по еврейской традиции, требуется восемь дней). Когда же с помощью найденного масла зажгли менору, огонь горел без перерыва все восемь дней, пока готовилось новое масло. В память об этом чуде Хануку празднуют восемь дней, каждый вечер, зажигая по одной новой свече в специальном праздничном восьмисвечнике.

Поделиться
Отправить

Президент Федерации еврейских общин России Александр Борода поздравил россиян с Днем народного единства. В его обращении говорится:

“Дорогие друзья!

От лица Федерации еврейских общин России и лично от себя поздравляю всех с праздником – Днем народного единства. Это очень молодой праздник, но с очень глубоким историческим и духовным смыслом. Более четырех веков назад ополчение Минина и Пожарского освободило Москву от захватчиков. Это героическое событие положило конец Смутному времени и дало начало нравственному возрождению нашей страны.

Жители России – многонациональной и многоконфессиональной страны особенно хорошо осознают как важно оставаться сплоченными, и к каким опасным последствиям может привести разобщенность среди людей.

«Быть единым народом» сегодня – означает жить в гармонии друг с другом, уважать своего ближнего, оказывать ему помощь и содействие в трудностях. Но также стоит помнить, что именно единство является гарантом нашей уверенности в завтрашнем дне и сильнейшим оружием против любой опасности, ведь когда мы вместе, запугать и лишить веры нас гораздо сложнее, чем каждого поодиночке.

Я от всей души желаю всем крепкого здоровья, счастья, благополучия, любви и мира и, конечно, новых достижений на благо Родины!”

Поделиться
Отправить

В преддверии Дня народного единства, который отмечается 4 ноября, главный раввин России Берл Лазар обратился к общественности. В заявлении раввина говорится:

«День народного единства – на мой взгляд, самый важный праздник новой России. И не только потому, что Россия всегда была крепкой и стабильной страной именно благодаря единству населявших ее народов – хотя, конечно, это тоже очень важно. Но главное в идее народного единства, преломленной в свете российской действительности – это то, что это единство всегда базируется на вечных ценностях. То, что нас объединяло столетия назад, объединяет нас и сегодня. И, я уверен, будет объединять еще очень многие поколения россиян.

Мир, в котором мы живем, все время меняется, причем скорость изменений нарастает в каждом поколении. Мы не успеваем оглянуться – а уже полностью изменилась мода, изменились технологии, изменилось множество деталей нашего быта. Меняются направления в культуре и искусстве; даже язык развивается – так, что порой родители с трудом понимают разговоры собственных детей с их одноклассниками! Но в этом чрезвычайно изменчивом мире есть некие вечные основы, вечные истины. Откуда мы знаем, что та или иная вещь есть истина? – Оттуда, что она не меняется веками, не зависит от политики, идеологии, технологии, экономики… Вечная истина – это стремление человека к счастью, к духовному совершенствованию; вечная истина – это семья, основанная на любви и уважении; вечная истина – это воспитание детей так, чтобы им было легче адаптироваться в обществе.

Именно вечные истины, вечные ценности составляют прочный базис нашего единства. Уникальность России, уникальность нашего народного единства – в том, что наши народы никогда не пытались поставить под вопрос вечные ценности, тем более – не пытались их изменить. Это относится, кстати, и к традиционному отношению россиян к религии – ценности, без которой нет морали, нет гармоничной духовной жизни. В прошлом веке политики пытались заменить религию, пытались даже ее отменить – совершили множество преступлений, развалили собственное государство, но целей своих так и не добились!

Что спасло Россию? Единство, составляющее нравственную основу сосуществования народов нашей страны. Оно оказалось сильнее любого идеологического давления во времена репрессий – и оно же стало той скрепой, которая победила все центробежные тенденции смутных лет. И сейчас именно это единство, основанное на вечных ценностях духовности, традиции, морали, обеспечивает стабильную жизнь и уверенность в завтрашнем дне всем нашим народам и конфессиям».

Поделиться
Отправить

Выбор редакции