Федерация

В преддверии праздника Ханука, который в этом году начинается вечером 25 декабря и продлится в течение следующих восьми дней, главный раввин России Берл Лазар обратился к еврейской общине с поздравлением с праздником.

Пожелав российским евреям, «чтобы свет Б-жий всегда горел в сердце каждого из нас, и чтобы мы гордо несли его в окружающий мир!», он напомнил, что главная заповедь  праздника – зажжение ханукии, когда каждый вечер нужно добавлять по одной свече. Как отметил Б.Лазар, это единственная заповедь, о которой сказано не только когда и как ее исполнять, но и в каком месте исполнять, где надо ставить домашний светильник: либо у окна, чтобы было видно на улице, либо, как сказано в Талмуде, «на пороге дома твоего с внешней стороны» – то есть, опять же, чтобы видели снаружи.

«Задача понятна: мы зажигаем так, чтобы все увидели свет и узнали о чуде Хануки. Но тут возникает вопрос: если главное это чтобы свет видели на улице – так почему бы и не зажигать на улице? Тем более, что реально мы так и делаем – везде, где это возможно, ставим и зажигаем восьмисвечники прямо на городских площадях. Зачем тогда еще и дома зажигать свечи?», – спросил Главный раввин России, отметив, что зажжение свечей ханукии только на улице не считается исполнением заповеди.

Он подчеркнул, что для того, чтобы разобраться в этой проблеме надо прежде всего вспомнить, что темнота, которую надо разогнать, существует не только в мире, снаружи, но и внутри нас самих. Все наши негативные чувства – отчаяние, депрессия, а в критических случаях даже зависть или вражда – это проявления нашего внутреннего мрака, который надо разогнать. «Тора учит, как это делается: если у тебя внутри недостаточно света, недостаточно радости – постарайся дать свет и радость другим людям, и они к тебе вернутся стократ», – заметил Б.Лазар.

Главный раввин Росси подчеркнул, что для того, чтобы дать свет другим людям, чтобы зажечь свечу другого человека, надо чтобы горела твоя собственная свеча. Поэтому и необходимо зажигать ханукальную менору в доме, в семье. «Так мы добавляем себе в душу позитив, с которым идем потом к друзьям, к общине, ко всем людям вокруг. Чем больше света в нас самих, тем больше мы можем дать его окружающим, и тем больше возвращается к нам!

Именно поэтому мы не просто каждый вечер зажигаем ханукальную менору, но каждый вечер прибавляем по одной свече. Ведь с каждым праздничным днем мы становимся светлее сами, больше света даем и больше получаем. И дай Б-г, чтобы свет Хануки уже в эти дни осветил и нас, и окружающих, и весь мир!», – заключил он.

 

Поделиться
Отправить

Президент Федерации еврейских общин России раввин Александр Борода поздравил российских евреев с праздником Ханука.

Подчеркнув, что восемь праздничных дней наполнят дома, синагоги и площади светом ханукальных огней в память о чуде, произошедшем после победы Маккавеев над армией царя Антиоха IV, он отметил, что в первую очередь, важно помнить о том, что это была духовная победа. «С материальной точки зрения противостояние малочисленного войска Маккавеев против многочисленной греко-сирийской армии кажется безнадежным. Но в духовном плане перевес был на стороне еврейского народа – и эта внутренняя сила оказалась мощнее физического превосходства. На этой взаимосвязи основывается не только победа, но и чудесное восстановление службы в Иерусалимском храме», – писал А. Борода.

Напомнив, что когда Маккавеи нашли последний кувшинчик кошерного масла для храмовой меноры, то они зажгли светильники несмотря на то, что этого масла хватило, бы только на один день. Президент ФЕОР подчеркнул, что возвращение Храму его чистоты и святости было настолько важно, что эта цель была выше материальных законов. «Духовный заряд небольшого кувшинчика оказался в восемь раз больше, чем позволял его объем. Так история праздника символически отражается в его главной заповеди», – заметил он.

А. Борода отметил, что мудрецы Талмуда завещали нам с особым трепетом относиться к свету ханукальных менор. Запрещено использовать его для бытовых целей, для освещения помещения, нельзя перемещать ханукальную менору или читать под этим светом. Рамбам, указывая на особую важность этой заповеди, писал: «Человек должен быть очень внимателен в ее соблюдении, чтобы огласить произошедшее чудо и тем самым увеличить нашу хвалу Б-гу и выражение благодарности за чудеса, которые Он совершил для нас». Поэтому, как подчеркнул президент ФЕОР, исполнение этой заповеди даже более значимо, чем исполнение заповеди освящения шабата над вином. Рамбам приводил пример: если стоит выбор, купить вино для кидуша или масло для ханукальных светильников, следует выбрать второе.

«Законы праздника не наделяют ханукальный свет какими-либо физическими функциями. Его главная и единственная задача – распространение чуда. Тем не менее он все равно несет свет и тепло. То же самое справедливо и для нашей жизни. Хорошие и добрые дела, духовная осознанность стоят выше материальных законов и способны преодолевать нерушимые преграды. Правильные поступки самоценны и дарят подлинный свет так же, как и ханукальные огни, – заявил А. Борода, пожелав представителям общины   ощутить в эти праздничные дни особый духовный подъем. «Пусть свет огней каждый вечер дарит вам гармонию, умиротворение и радость! Пусть у вас будет как можно больше возможностей для того, чтобы совершать добрые дела и замечать чудеса вокруг! Щедрых благословений Всевышнего! Хаг Ханука самеах!», – заключил он.

Справка: возникновение праздника Ханука относится ко 2 в.  до н. э., когда евреи – повстанцы Маккавеи одержали победу над греко-сирийской армией и заняли Иерусалим. Необходимо было вновь освятить Иерусалимский Храм. Евреи нашли только один горшочек кошерного масла, которого могло хватить только на сутки. Но оно чудесным образом горело целых восемь дней, пока не было сделано новое масло. В память об этом на специальном девятисвечнике – ханукие восемь дней зажигают свечи, увеличивая их количество с одной в первый день до восьми в последний день, Девятая свеча, которую называют «шамаш» («помощник») предназначена для зажигания остальных свечей.

В этот праздник принято готовить блюда на большом количестве оливкового масла: пончики — суфганиет и картофельные драники — латкес. Дети играют в севивон – четырехгранный волчок с первыми буквами фразы «Большое чудо было там». Также дети получают карманные деньги. «Ханука гелт» учит детей исполнять одну из центральных еврейских заповедей – отделять часть денег на благотворительность. В праздник принято украшать дома, дарить подарки, ходить в гости и устраивать торжества.

В этом году праздник продлится с вечера 25 декабря до вечера 1 января 2025 года.

Поделиться
Отправить

Главный раввин России Берл Лазар выразил соболезнования родным и близким скончавшегося 5 декабря на 90-м году жизни академика РАН Евгения Велихова.

Отметив, что известие о кончине Е. Велихова вызвало у него чувство глубокой скорби, Главный раввин России подчеркнул, что он был дорог всем нам как один из людей, сделавших имя российской науки. «И дело не только в том, что его открытия и разработки в области физики были удостоены многих профессиональных наград: Евгений Павлович на протяжение десятилетий был выдающимся пропагандистом образования и науки, он использовал все свое влияние для поддержки проектов, направленных на повышение образовательного и культурного уровня россиян», – писал Б. Лазар, напоминая, что именно благодаря Велихову в 1988 году было получено разрешение от властей на открытие первого в СССР еврейского высшего учебного заведения – ешивы Адина Штайнзальца.

«Я хорошо понимаю, как вам сейчас тяжело. Но наша традиция учит, что смерть – не исчезновение человека. Тело человека бренно, но душа бессмертна, потому что она связана с Б-гом, подателем жизни, – заявил Главный раввин России. Он напомнил, что, согласно иудаизму, Б-г дает задание каждой душе, а когда оно выполнено, Он призывает душу обратно к Себе. «Евгению Павловичу Велихову досталось от Б-га очень большое задание, и он выполнил его с честью. Светлая память о нем, о его делах останется в сердцах еще многих поколений россиян, в том числе, разумеется, в сердцах моих соплеменников и единоверцев. А, как учат наши мудрецы – пока дела человека, ушедшего от нас, сохраняются в нашей памяти, жизнь его продолжается», – заключил он.

Поделиться
Отправить

В преддверии праздника Симхат-Тора, который в этом году начинается вечером 23 октября, Главный раввин России Берл Лазар обратился к еврейской общине: «Дорогие друзья! Поздравляю вас всех и каждого из вас с Симхат-Тора – самым радостным праздником года.

После Суккот, который называется в Торе «время радости нашей» – пришла кульминация, вершина этой радости. Однако в этом году это «радость со слезами на глазах». Годовщина самого страшного теракта после нацистского Холокоста. Более тысячи двухсот наших братьев и сестер, наших стариков, женщин и детей были в один день убиты нелюдями. Сколько семей в этот день будет отмечать годовщину гибели своих близких! А ведь есть еще и заложники, которые до сих пор находятся в руках террористов. Не забудем – не простим. Но как мы можем выражать радость во время такой трагедии? Как праздновать Симхат- Тора сейчас?

Вам наверняка рассказывали, что даже в самые страшные годы коммунистического режима, когда за изучение Торы и исполнение заповедей евреев отправляли в ГУЛАГ, а то и на смерть – каждый год, несмотря ни на что, тысячи людей в этот день приходили к синагоге, радовались и танцевали. Да – радовались и танцевали, какой бы ужасной ни была жизнь вокруг. Многие спрашивают – почему такой взрыв радости именно в Симхат-Тора? Не на Рош а – Шана – праздник сотворения мира и человека в нем. Не на Песах – праздник нашего освобождения. Не на Шавуот – праздник дарования Торы. У всех наших праздников есть в основе какое-то историческое событие, важное для всего народа. А Симхат-Тора даже не связана ни с каким событием прошлого. Так что же мы празднуем?

Празднуем мы не событие, а состояние. Празднуем неразрывную связь между Б-гом и нами, празднуем любовь нашего небесного Отца к детям Его, к каждому из нас. Эта связь выше любых событий, которые уже произошли или происходят сейчас во внешнем мире. Эта любовь не имеет конца и края, как любовь родителей к позднему ребенку – любовь особая, вне всякой логики, неподвластная никаким объяснениям. Связь души, связь сущности: при такой любви и радость наша становится бесконечной!

Что мы делаем в Симхат-Тора? Берем свиток Торы, обнимаем его – как еще показать Б-гу нашу любовь?! – и танцуем, демонстрируя радость от связи с Ним. Именно поэтому советские евреи, несмотря на все трудности, несмотря на всю горечь жизни приходили на этот праздник любви и радости. Ведь любовь и радость – самые сильные чувства, они способны сломать любые преграды, преодолеть любые трудности! Именно они дали нам то, что есть у нас сейчас – свободу, возможность жить еврейской жизнью без ограничений. И сейчас, несмотря на страшный теракт прошлого года, мы говорим себе и миру: не будет отчаяния, не будет депрессии, не будет ничего, на что рассчитывали террористы. Тора учит нас правильной жизни, и это источник радости.

В прошедшем году мы стали более едиными, больше гордимся своим еврейством. Больше радуемся – даже если это радость со слезами на глазах. Ведь радость – не результат каких-то хороших событий, а состояние души, любящей Б-га и знающей, что Б-г нас любит. И наша радость сегодня обязательно поможет нам пройти через все испытания и получить от Г-спода благословение на победу справедливости, а затем и на всеобщий мир.

Я редко прошу вас о чем-то в праздник. Но сегодня обращаюсь ко всем вам, к каждому из вас – пожалуйста, придите в синагогу в четверг вечером! Придите, чтобы вместе танцевать с Торой, чтобы вместе радоваться, как никогда раньше. Б-г увидит нашу радость и единство – и сотворит чудеса для народа Израиля, для каждого из нас; Он сотворит самое великое чудо, приблизив приход Машиаха!»

Поделиться
Отправить

В преддверии праздника Суккот, который в этом году начинается вечером 16 октября, Главный раввин России Берл Лазар обратился к еврейской общине:

«Дорогие друзья! Началась неделя праздника Суккот. В Торе эти дни называются «зман симхатену», «время радости нашей». Это значит, что радость во все время Суккот – это заповедь. Такая же, как четыре вида растений, как пребывание в шалаше. Да, мы радуемся и в другие праздники – но там это следствие, там мы радуемся, потому что праздник, а в дни Суккот – потому что так нам велит Б-г.

Нередко доводиться слышать от людей, что они бы и хотели радоваться, но жизнь совсем невеселая, много трудностей, много проблем. Бывает, что человек встает утром с радостью в сердце, а тут приходят новости и портят настроение! А заповедь требует от нас радоваться все время, семь дней подряд. Как это сделать? Прежде всего надо не путать радость и удовольствие. Да, когда приходит удовольствие от чего-то, мы радуемся. Но эти два понятия относятся к принципиально разным пластам нашего бытия. Удовольствие мы получаем по какой-то конкретной причине, то есть под влиянием внешних факторов. Поэтому удовольствие – вещь временная. А радость – это внутреннее состояние человека, это вещь экзистенциально присущая нашей душе. То, что Б-г дал мне жизнь – это радость. То, что Б-г дал мне миссию, что у меня есть цель в жизни – это радость вдвойне. То, что я исполняю заповеди Б-жьи – тоже великая радость! Как говорили наши мудрецы – «симха порецет гедер», «радость преодолевает любые преграды». То есть – не удовольствие приносит радость, а наоборот, радость позволяет получать удовольствия. Радость – первопричина, именно это состояние души позволяет нам творить добро, совершенствовать себя, совершенствовать окружающий мир. ​

Главная радость, учит Рамбам, это думать не о своей сытости, а о том, чтобы насытить других. Насытить материально и насытить духовно. Эта радость сопровождает нас всю жизнь, потому что именно через нее мы идем к самой полной самореализации, по максимуму используем свой человеческий потенциал. ​ Как раз такая радость приходит к нам в дни Суккот. Мы сидим в шалаше, может быть даже в плохую погоду – и радуемся тому, что крыша над нами — это не просто бетонная плита, а небеса, где Б-г. Радуемся вдвойне, потому что чувствуем, что Б-г поможет всегда! ​ То же относится к заповеди четырех видов растений. Это символ единства нашего народа. Когда мы вместе, когда чувствуем плечо друга – это наполняет силой, это дает радость, дает чувство, что все будет хорошо! ​

И дай Б-г, чтобы эта наша радость стала причиной приближения окончательного избавления, когда придет Машиах, и радость наша не будет знать границ».

Поделиться
Отправить

В преддверии праздника Йом Кипур, который в этом году начинается вечером 11 октября Главный раввин России Берл Лазар обратился к еврейской общине:

«Дорогие друзья! Сейчас наступает самый святой день в году – «Йом Кипур», «день искупления». Именно в этот день окончательно решается судьба каждого из нас: Б-г прощает наши прегрешения, ставит подпись и печать на нашей странице в Книге жизни. В этом году Йом Кипур приходится на шабат. Мы знаем, что заповедь субботы – получать удовольствие. Удовольствие от вкусной еды, от того, что пьем вино, от того, что веселимся. Но в Йом Кипур – сутки полного поста, никаких развлечений и только молитва.

Как сказано в Торе: «Это суббота покоя для вас, и смиряйте души ваши в девятый день месяца вечером: от вечера до вечера соблюдайте покой ваш». Как совместить день, когда нам заповедано получать удовольствие, с круглосуточным постом? Но Йом Кипур это не просто пост, это прежде всего праздник. А праздник дарит нам особые удовольствия. Только не физические, а духовные. В Йом Кипур мы получаем удовольствие от поста, получаем удовольствие от молитвы – получаем удовольствие от всего, что, казалось бы, противоположно обычным нашим субботним радостям!

Радости Йом Кипур приходят к нам через «тшува». Обычно это слово переводится как «покаяние» – но буквальный его смысл «возвращение». Возвращение к Б-гу. Мы не должны просто ругать себя за совершенные ошибки, не должны думать, что вот мы какие плохие: совершая «тшува», мы начинаем осознавать, как исправить свои недостатки, как выйти на правильный путь. И это дает нам даже больше удовольствия, чем субботний отдых. А тот духовный подъем, который рождает молитва, приносит больше удовольствия, чем любой праздничный обед: когда душа поднимается, не до еды вообще!

«Служите Б-гу в веселье, с песнями приходите к Нему», учит нас Техилим (100.2). Да и вся Тора, все ее заповеди – они нам даны, чтобы мы радовались, а не ограничивали себя! Ведь мы исполняем заповеди не потому, что боимся наказания, а потому, что это инструкции, которые Б-г нам дал для нашей же пользы! Если хочешь, чтобы у тебя была хорошая жизнь – живи по этим правилам: вот что нам говорит Тора. Это можно сравнить с предписаниями от врача: если он нам назначает диету – это для того, чтобы мы не болели, чтобы хорошо себя чувствовали. А Б-г – Он не только врач, который лучше знает, что нам нужно. Прежде всего Он – наш отец, который любит своих детей. И если даже дети согрешили, Отец так нас любит, что всегда готов принять назад, к Себе, стоит нам только встать на путь исправления. Это именно то, чего я желаю всем вам в этот день и дальше.

Пусть весь начавшийся год станет для вас годом духовного удовольствия: удовольствия от соблюдения заповедей, удовольствия от еврейской жизни, удовольствия от служения Б-гу. Сегодня наша «тшува» вывела нас на более высокий уровень – давайте на нем и останемся! И не будем забывать, что от каждого нашего доброго дела, даже самого, казалось бы, малого, зависит очень много в доме, в общине и даже в мире. Давайте вместе приближать день окончательного избавления с приходом Машиаха!»

Поделиться
Отправить

В преддверии праздника Рош а-Шана, который в этом году начинается вечером 2 октября, Главный раввин России Берл Лазар обратился к еврейской общине: «Дорогие друзья! Сердечно поздравляю вас с Рош а-Шана – нашим еврейским Новым годом. В этот день, 5785 лет назад Б-г сотворил человека. И мы верим, что каждый год в это время Он как бы творит нас заново – придает новых сил, дает новые задания. И одновременно наделяет возможностями, чтобы мы эти задания выполнили. Именно поэтому каждый начинающийся год должен стать для нас «новым». Мы как бы открываем новую страницу в жизни: подводим итоги того, что сделано в году уходящем, и одновременно вырабатываем новые планы, принимаем на себя новые обязательства, чтобы в наступающем году сделать больше добра, подняться выше, стать ближе к Б-гу.

Главная заповедь Рош а-Шана – трубить в шофар. Кому-то это может показаться непонятным: ведь шофар не музыкальный инструмент, его звуками нельзя сопроводить песню или молитву, обращенную к Б-гу. Звук шофара не приносит удовольствия или успокоения, скорее он подобен крику – крику человека, просящего о помощи. Но как раз это и делает шофар символом Нового года. С одной стороны он очень узкий, а с другой – очень широкий. И это вызывает в памяти строку из Техилим: «Из теснин воззвал я к Б-гу – ответил мне на просторе Б-г» (118.5) Звук шофара – это обращение к Б-гу человека, которому трудно, у которого как бы тесно внутри. Но, когда обращаешься к Г-споду из теснины – Он отвечает тебе более широко. Человек слышит звук шофара – и словно бы преодолевает теснину: тогда в нем открываются новые возможности, он видит перед собой новые проекты, чувствует в себе новые силы, чтобы эти проекты реализовать. То есть – он не только получает больше от Б-га, но и познает лучше самого себя, глубже раскрывает свою душу, свою сущность, свой потенциал. И тогда наступающий год действительно становится для него новым – новым шагом в правильном направлении!

Прошедший год для многих из нас выдался непростым. Трудностей много во всем мире, в том числе у нашего народа. Конечно, мы все хотели бы эти трудности оставить позади, чтобы новый год реально стал для нас добрым и сладким. Поэтому мы молимся, просим Г-спода, чтобы Он принес нам мир и благополучие. Но здесь и мы сами должны внести свой вклад. Как объясняет Рамбам – звуки шофара это своего рода будильник, призыв встать ото сна и приняться за дело. Встать с новыми силами, начать снова – чтобы делать больше и лучше! Именно так мы раскрываем свой потенциал: делаем нашу жизнь более яркой, богатой и наполненной, и в то же время совершенствуем окружающий мир – то есть, выполняем ту миссию, которую Б-г возложил на человеческий род. И недаром есть такой обычай, что в Рош а-Шана каждый из нас принимает для себя решение делать что-то больше, чем делал до сих пор.

Желаю вам и вашим близким хорошего и сладкого года, чтобы Б-г записал ваши имена в Книгу жизни и скрепил подписью. Дай Б-г, чтобы уже в этом году мы совершили все, что от нас зависит, и стали достойны прихода Машиаха – дней, когда добро реально восторжествует, когда Б-г открыто и ясно воцарится надо всем миром.»

Поделиться
Отправить

Президент Федерации еврейских общин России раввин Александр Борода направил соболезнования супруге и сыну Николая Сванидзе в связи с его скоропостижной кончиной.

От имени Федерации еврейских общин России и от себя лично выражаю глубокие соболезнования в связи с уходом из жизни Вашего супруга и отца Николая Карловича Сванидзе! Николая Карловича всегда отличала особая интеллигентность и высочайшая образованность, прочная уверенность в себе и любовь к своему делу. Он стал по-настоящему знаковой фигурой для российской журналистики и телевидения. Скоропостижный уход близкого человека – это большой удар для его семьи. Вместе с Вами мы скорбим о невосполнимой утрате и молимся о поднятии души Николая Карловича.

Полностью: https://mjcc.ru/news/prezident-feor-napravil-soboleznovaniya-seme-svanidze/

Поделиться
Отправить

Пост 9 ава — это национальный день траура еврейского народа, который отмечается 9 ава по еврейскому календарю. Этот день связан с разрушением Первого и Второго Иерусалимских храмов.

В преддверии поста, дня скорби и памяти, Главный раввин России Берл Лазар, обратился к еврейской общине: «Девятое ава – самый печальный день в нашей истории. В этот день пал Первый Храм, в этом день был разрушен Второй Храм. Да и потом именно в день 9 ава происходили многие беды для еврейского народа. Понятно, что в такой день мы постимся и молимся, просим Б-га отвести от нас любые несчастья. Но здесь возникает вопрос: что мы сами должны делать, чтобы беды ушли, и горизонт прояснился? И еще вопрос, непосредственно связанный с предыдущим: как наша печаль 9 ава может сделать наше будущее лучшим, чем наше настоящее?

Есть два хасидских выражения. Первое: «Нет ничего более цельного, чем разбитое сердце». И второе: «Когда мы грустим, это не грех, это источник всех грехов». По первому впечатлению это очевидные парадоксы. Но если вдуматься, в них заложен глубокий смысл. В Торе нет запрета на то, чтобы печалиться. Соответственно, наша грусть в 9 ава не нарушает заповеди. Но служить Б-гу мы должны с радостью, об этом тоже говорит Тора. Значит ли это, что, когда нам грустно, мы не можем Ему служить полноценно – то есть, обязательно впадем в грех? Да, опасность такая есть – но мы на это вовсе не обречены. Потому что разбитое сердце осталось цельным, а значит – дело не в самой нашей печали, а в том, к чему эта печаль нас побуждает.

Есть печаль-горечь, а есть печаль-депрессия. Депрессия – это всегда плохо, это жить без радости, без энтузиазма, без желания что-то делать, как-то изменить положение к лучшему. А горечь – это когда мы переживаем беду, наше сердце разбито, но сохранилась энергия, сохранилось желание делать больше, делать все, чтобы Б-г вернул Своему народу Храм! Вот наша главная задача, когда мы постимся и молимся в печальный день 9 ава. А чтобы понять, что именно мы должны делать ради возвращения Храма, надо прежде всего разобраться в причинах его разрушения.

Наши мудрецы учат, что Б-г попустил разрушить Храм из-за «синъат-хинам», беспричинной вражды. Когда Храм стоял в Иерусалиме, он способствовал миру в стране и вокруг нее – вспомните времена царствования Шломо! Тогда наш народ был единым, и Б-г давал ему достойную жизнь. А ненависть – она обязательно приводит к вражде, к войнам: и в результате Храм гибнет. То есть, наша задача 9 ава, задача поста и молитв – не просто страдать, но чувствовать горечь, что нет Храма, и думать, что надо каждому из нас делать, чтобы прийти к настоящей радости! И здесь вспоминается известный мидраш: «9 ава – это день, когда рождается Машиах». То есть – разрушение Храма это не просто наказание от Б-га, это урок нам, что надо жить без вражды, надо стремиться к единству, дружбе и взаимопомощи. Жить так, как будет жить весь мир с приходом Машиаха. Жить так, чтобы как можно скорее заслужить приход Машиаха и восстановление Храма. К этому я вас призываю, об этом я вас прошу в день 9 ава».

Поделиться
Отправить

В преддверии праздника Шавуот, который в этом году начинается вечером 11 июня Главный раввин России Берл Лазар обратился к еврейской общине: «Дорогие друзья! Вот и пришел к нам Шавуот – праздник дарования Торы. Главная заповедь этого праздника – лично присутствовать при чтении Десяти заповедей в синагоге. В этот момент мы повторяем то, что сделали наши предки, собравшись все, как один, у горы Синай. Все, как один – даже с малыми детьми! И сейчас особенно важно, чтобы мы тоже привели с собой детей, чтобы они тоже слушали святые заповеди. Почему это так важно? Мидраш повествует о том, как Б-г спрашивал Моше, кто будет гарантом выполнения заповедей Торы. И в конце концов Б-г сказал, что это будут не мудрецы еврейского народа, не старейшины, не лидеры, а как раз дети!

Здесь логично возникает вопрос: как дети могут гарантировать исполнение заповедей, если сами они еще не достигли совершеннолетия и не обязаны исполнять заповеди сами? Конечно, наши мудрецы указывают, что ребенка надо приучать к заповедям, чтобы к моменту бар-мицвы он уже был готов нести ответственность в полном объеме. Но главное даже не это – а то, что на родителях лежит обязанность воспитывать детей и учить их Торе с самых ранних лет, с того момента, когда ребенок начинает разговаривать! Ведь и сам Г-сподь дал людям Тору именно затем, чтобы способствовать их правильному воспитанию. Сказав, что дети гарант исполнения заповедей нашим народом, мы, тем самым, свидетельствуем, что понимаем нашу ответственность за детей! За то, чтобы они учили Тору, за то, чтобы учились жить по Торе, чтобы прониклись уверенностью, что жизнь по законам Торы – это высшее благо.

При этом нам надо отдавать себе отчет, что воспитание детей это дело первостепенной важности не только для нас, но и для общества в целом. Те негативные явления, которые мы сейчас видим, в том числе в самых развитых в технологическом отношении странах – это как раз прямой результат пренебрежения воспитанием. Точнее – результат в корне неверного отношения к воспитанию, когда под разговоры о «свободе выбора» детей лишают главной свободы, свободы сознательно выбрать добро и праведность. Подготовка детей к правильной взрослой жизни, привитие им вечных ценностей – это самая лучшая инвестиция в наше общее будущее ​ Поэтому в преддверие Шавуот наш долг вновь осознать всю глубину нашей ответственности за детей, за то, чтобы они вырастали гордыми евреями, сознающими те вечные ценности, которые нам дала Тора.

Особенно важно, чтобы дети приходили услышать слова Торы – и сейчас, в дни Шавуот, и далее в течение года. В летние месяцы хорошо бы сделать все возможное, чтобы дети отдыхали в еврейских лагерях; а дальше чтобы они посещали еврейские клубы, чтобы участвовали в общинных проектах для детей. ​ И сейчас, поздравляя всех нас с праздником дарования Торы, я хочу пожелать каждой еврейской семье, чтобы дети в ней реально воспитывались в духе Торы. Это принесет счастье и им самим и, конечно же, их родителям. Хаг самеах!»

Поделиться
Отправить

25 мая наступает Лаг ба-Омер – 33-й день отсчёта Омера. Он начинается вечером 25 мая и длится до вечера 26 мая.

Главный раввин России Берл Лазар обратился к еврейской общине с поздравлениями и пожеланиями: «Дорогие друзья! Сегодня мы празднуем Лаг ба-Омер, праздник единства. Он связан с двумя историческими датами: с окончанием эпидемии, поразившей учеников рабби Акивы, и кончиной другого великого рабби – Шимона бар-Йохая, автора трактата «Зохар», основоположника Каббалы.

Это может показаться странным: как можно праздновать, вспоминая о трагических событиях? Да, эпидемия завершилась – но ведь от нее умерло 24 тысячи человек, и это все были знатоки Торы, верно служившие Б-гу! А объявлять праздником годовщину смерти праведника – это вообще совершенно непонятно. Но давайте разберемся, что стоит за этими событиями, в чем связь между ними. Каббала как раз учит нас, что не стоит делать выводы на основе внешних атрибутов, надо всякий раз стараться заглянуть внутрь, в глубину, и только тогда поймешь истинный смысл происходящего.

Шимон бар-Йохай просил, чтобы в день его кончины ученики и близкие радовались. Когда глядишь на смерть, объяснял он, снаружи видишь горе и траур, но реально это переход в мир иной, где за все добро, что сделано в этом мире, человека ожидает вечная награда. Так что для праведника смерть это праздник. Это первый урок Лаг ба-Омер. Все, что связано с Б-гом, есть радость. Если Б-г дает заповеди, налагает на нас ограничения, запрещает что-то – это лучше в первую очередь для нас самих. Тут надо не обижаться, а радоваться. А если Б-г призывает человека к Себе – это выводит человека на стадию единства с Б-гом: его земной путь завершен, начинается путь небесный!

А теперь урок второй, связанный с эпидемией и ее прекращением. Наши мудрецы объясняют, что причиной эпидемии стало неуважительное отношение учеников рабби Акивы друг к другу. Да, они усердно изучали Тору, старательно исполняли заповеди – но при этом между собой они постоянно ссорились. Как только ссоры и конфликты прекратились – эпидемии пришел конец. По сути этот второй урок аналогичен первому, только преподан он нам на других примерах. В каждом человеке есть частица от Б-га, поэтому он заслуживает доброго отношения, даже если мы убеждены, что он поступает неправильно. Мы ни в коем случае не должны рвать с ним отношения, тем более не должны отвечать на его плохие дела собственными плохими делами. Нам надо постараться понять, почему этот человек поступает плохо, и постараться помочь ему исправиться, помочь осознать то хорошее, что вложил в него Б-г. И это будет источником радости – для него и для нас!

Именно поэтому Лаг ба-Омер считается праздником единства. Из этого дня мы должны получить заряд сил для любви, для уважения к ближним. За это нас ждет награда от Г-спода. Сегодня в мире сложные времена: идут войны, бесчинствует терроризм, тут и там прорывается ненависть. Наша задача – добиться того, чтобы люди смотрели друг на друга с уважением, видели хорошее и радовались этому. И даст Б-г, праздник Лаг ба-Омер нам в этом поможет!»

Поделиться
Отправить

Главный раввин России Берл Лазар направил поздравление с Днем Победы ветеранам Великой Отечественной войны и еврейским общинам страны: «Дорогие друзья! ​От всего сердца поздравляю вас с праздником – годовщиной великой Победы.

Особые поздравления и особые слова благодарности нашим ветеранам – тем, кто громил фашистов на фронте, кто ковал оружие победы в тылу. Да, поколение победителей – это очень пожилые люди, и с каждым годом их остается все меньше. Но, как говорят наши святые книги, пока человек жив в памяти потомков, он не умер. А ветераны будут живы в нашей памяти всегда! ​Для нашего народа день Победы – двойной праздник: это еще и день спасения от геноцида. Когда мы вспоминаем трагические события тех лет, всегда переплетаются две вещи: война и Холокост. Думаю, что эта связь очевидна для всех людей, к какой нации они ни принадлежали бы. Ведь тираны разных мастей развязывают агрессивные войны, потому что считают, что есть страны, которые не имеют права существовать; а отсюда неизбежно делается вывод, что есть народы, которые не имеют права существовать. И начинается геноцид. ​Слава Б-гу, что в ХХ веке нашлись силы, которые остановили фашизм, а затем разгромили его. Да, это потребовало огромных жертв, 50 миллионов погибших только в Европе. Но другого выхода не было: если бы возобладал курс на «компромиссы», погибло бы намного больше людей. Ведь любой агрессор воспринимает стремление договариваться как проявление слабости! Если бы Красная армия и армии союзников не уничтожили гитлеровский фашизм, он не ограничился бы геноцидом евреев: за евреями последовали бы славяне, уже объявленные «неполноценными», а затем и другие нации. ​

Главный урок той войны, четко озвученный во время Нюрнбергского процесса над главными нацистскими преступниками, заключается в том, что идеология ненависти приводит к страшным последствиям. Только взаимное уважение и терпимость способны спасти мир. Именно поэтому во всех цивилизованных странах идеология фашизма была объявлена уголовным преступлением. Но в полной ли мере усвоен этот урок? Увы, мы видим, что в самых разных регионах мира активизируется международный терроризм – наследник фашизма практически по всем показателям. И есть даже государства, которые этот терроризм поддерживают. И есть группы людей, которые выходят на демонстрации солидарности с террористами. Причем те и другие цинично используют лозунги терпимости и призывы к уважению «прав и свобод».

В этой непростой ситуации, мне кажется, особую роль могут сыграть религиозные лидеры и общины верующих. Ведь они твердо знают, что все мы дети одного небесного Отца, и поэтому не должны враждовать. Но те, кто считает себя вправе убивать за принадлежность к иной нации или к иной вере, сами вычеркивают себя из списка людей, и к ним не может быть ни терпимости, ни пощады, как не было пощады нацистам и их приспешникам. Дай Б-г, чтобы, вспоминая сейчас о великой Победе, о бессмертном подвиге победителей, мы сделали все, чтобы остановить новую волну ненависти, чтобы защитить вечные ценности, благодаря которым сохранился род человеческий. Благодаря которым люди остаются людьми».

Поделиться
Отправить

Выбор редакции