Федерация

Пост 9 ава – традиционный день траура в память о разрушении Первого и Второго Иерусалимских Храмов. В этом году 9 ава приходится на шабат, поэтому пост переносится на следующий день и начинается вечером в субботу 21 июля и продолжается до захода солнца следующего дня.

В преддверии поста главный раввин России Берл Лазар обратился к еврейской общине:

«Дорогие друзья!

Девятое ава – самый скорбный день в истории нашего народа. Со времен исхода из Египта и до наших дней с этим днем связаны десятки трагедий и бедствий. Самые известные из них, – но далеко не единственные, – это разрушение Первого и Второго Храма. Поэтому каждый год Девятого ава мы проводим в посте, молитве и покаянии.

Но в этом году особая ситуация – Девятое ава приходится на шабат. А шабат – это праздник! Поэтому все проявления скорби и траура откладываются на сутки, а сегодня мы должны радоваться и веселиться. Причем радоваться и веселиться даже больше, чем в обычную субботу! Недаром в Талмуде говорится, что субботняя трапеза на Девятое ава должна быть «пиром, как у царя Шломо».

Возникает вопрос, почему это так? В чем причина особой радости? Понятно, что шабат всегда праздник, но если в этот день у человека траур, это не отменяет его чувства горя и скорби! Почему же тогда надо особенно веселиться в шабат, который пришелся на самую скорбную дату для всех евреев?!

Здесь прежде всего нужно понять суть трагедии Девятого ава. Храм был разрушен потому, что наш народ вел себя неправильно. Наши мудрецы объясняют, что евреи в то время были виновны в «синъат-хинам» – взаимной ненависти, братоубийственной вражде. А это самый страшный грех перед Б-гом, потому что Он заключил завет Свой с Израилем как с единым народом, и положил нам заповедь взаимной любви. Как сказано в Талмуде: «Коль Исраэль аревим зе базе», «все евреи в ответе друг за друга» – а это значит, что не может быть для нас более тяжкого греха, чем взаимная ненависть. Насколько тяжек грех, настолько тяжело и наказание за него.

Но Б-г наказывает нас не для того, чтобы нам было плохо. Наоборот – наказание дается, чтобы мы поняли, что нужно делать, чтобы исправить ситуацию. То есть, главный урок Девятого ава заключается в том, что нужно делать все возможное, чтобы не допустить взаимной вражды, чтобы быть едиными, чтобы любить друг друга, помогать друг другу, поддерживать друг друга.

И в этом году, когда Девятое ава приходится на шабат, мы должны это осознать с особенной силой. За субботним столом, когда мы все вместе, когда вместе ощущаем святость праздника, проникаемся чувством особой близости к Б-гу, – именно в этот момент приходит ясное понимание того, как важно быть едиными, как важно дружить! Да, скорбь о разрушенном Храме остается – но шабат дает нам одновременно заряд духовного подъема и урок правильного поведения. И дай Б-г, чтобы мы этот урок усвоили и претворили в жизнь – чтобы, благодаря нашей взаимной любви, благодаря нашему единству, благодаря нашим добрым делам наступило окончательное избавление с приходом Машиаха!»

Историческая справка

Девятый день еврейского месяца ав традиционный день траура и поста в память о разрушении Первого и Второго храмов в Иерусалиме. Согласно ТаНаХу, разрушение Первого храма вавилонским царем Навуходоносором произошло в 586 г. до н. э., а Второй храм, по данным историков, был разрушен римлянами в 70 г. н. э.

День 9 ава стал в глазах евреев символом всех несчастий еврейского народа. В этот день, вскоре после исхода из Египта, Б-г наказал евреев 40-летними скитаниями по пустыне за нежелание выполнить его волю и войти в предназначенную им землю Израиля. Кроме того, 9 ава 135 г. н. э. римлянами была взята крепость Бетар – последний оплот борцов за независимость Израиля. По средневековой традиции, на 9 ава приходится также изгнание евреев из Испании в 1492 г.

В этот день евреи держаться так, словно потеряли близкого человека. Траурный пост начинается с заходом солнца в предшествующий день и продолжается до захода солнца 9 ава. В это день предписано полное воздержание от еды и питья, купания, супружеских отношений, пользования парфюмерией; запрещено носить кожаную обувь, работать, изучать Тору, ибо она является источником радости. Можно читать лишь тексты, связанные с выражением скорби и горести, например, разделы Талмуда, посвященные разрушению Иерусалима. При этом следует сидеть на полу или на низкой скамейке. Принято, чтобы в синагоге в этот день горело всего несколько свечей. В Иерусалиме в этот день принято идти к Стене плача. Вечером накануне 9 ава в Израиле закрыты все театры, кино, концертные залы.

В синагогах вечером после вечерней молитвы читается свиток Плач Иеремии (Эйха). Вокруг свитка Эйха со временем были созданы песни-эллегии (кинот), которые читают в синагогах вскоре после Эйха. Кинот написаны крупнейшими еврейскими поэтами средневековья, такими как Элазар аКалир, Шломо бен Гвироль, Раши, раби Авраам Ибн Эзра. Кроме расширения тем, упоминаемых в Эйха, в основе многих кинот лежат мидраши, связанные с разрушением Храма, и бедствия, произошедшие с еврейским народом после написания свитка Эйха, в том числе и те, которые не произошли 9-го ава.

Поделиться
Отправить

В апреле текущего года в ФЕОР объявили о создании в Москве Еврейского университета, базирующегося на платформах двух ВУЗов, функционирующих под эгидой еврейской общины уже более 15 лет – МЭГИ Махон Хамеш (для девушек) и МЕИЭиФП (для юношей). На днях первые выпускники нового ВУЗа получили дипломы бакалавров по специальностям экономика, юриспруденция, информационные технологии.

Выпускников поздравили главный раввин России Берл Лазар и президент ФЕОР Александр Борода. Как отметил главный раввин России: «Наша культура и традиция основаны на том, что человек все время должен стараться идти вперед и подниматься выше. Это жизненный путь, заповеданный каждому еврею. Но на этом пути есть своего рода ключевые точки – успех важного дела, решение важной проблемы, завершение важного этапа в жизни. Нет, конечно, речь не идет о том, чтобы останавливаться на достигнутом, почивать на лаврах. Наоборот: завершение одной стадии подъема – это своего рода трамплин для следующего прыжка. Применительно к вашей нынешней ситуации можно сказать, что успешное окончание учебы в университете — это трамплин для профессиональной карьеры на долгие годы. И дело не только в том, что на студенческой скамье вы получили много знаний. Есть еще более важная вещь: университет дал вам понимание главных основ еврейской жизни – наших вечных ценностей, нашей морали, нашего воспитания, правильного поведения в самых разнообразных ситуациях, правильной реакции на любые вызовы!» ​

В обращении президента ФЕОР сказано: «Я искренне надеюсь, что ваша взрослая жизнь так или иначе будет связана с еврейской общиной, и хочу обратить ваше внимание, что вы сегодня обладаете совершенно уникальным багажом знаний, который поможет вам развивать еврейскую жизнь в нашей стране, сохранить для наших потомков великую историю и культуру еврейского народа».

В Еврейском университете студенты могут получить образование на факультетах экономики и информатики, юриспруденции, гуманитарном факультете и факультете иудаики. Ожидается, что уже в следующем году в Еврейском университете студенты смогут изучать цифровую экономику, поведенческую экономику, искусственный интеллект, блокчейн, юридические аспекты электронных сделок, цифровой маркетинг, GR. Маркетинг в сфере HiTech и многое другое на основе специальных курсов, при успешном прохождении которых, возможно получить сертификаты ведущих профилирующих компаний. Также в планах на будущий год – расширение программы международного сотрудничества, возможность прохождения стажировок в других странах, и разработка ряда курсов на английском и иврите. ​

Поделиться
Отправить

Президент Федерации еврейских общин России Александр Борода выразил соболезнования по случаю кончины знаменитого французского кинорежиссера Клода Ланцмана.

«Холокост очень долго оставался чисто внутриеврейским событием. Огромная заслуга Клода Ланцмана состоит в том, что его фильм «Шоа», буквально совершил переворот в общественном сознании, сделав Холокост частью общей памяти европейцев и американцев. Способствуя сохранению памяти о Холокосте, Клод Ланцман делал невозможным повторение подобных событий в будущем. Еврейская община России выражает свои искренние соболезнования родным и близким выдающегося режиссера. Надеемся, что его творческое наследие и в дальнейшем будет использоваться в борьбе с идеологиями ксенофобии, антисемитизма и экстремизма» – отметил Александр Борода.

Справка: Клод Ланцман (27.11.1925-05.07.2018) — французский журналист и режиссер-кинодокументалист. Из его работ наиболее известен девятичасовой документальный фильм о Холокосте «Шоа», снимавшийся в1974-1985 гг., и опиравшийся исключительно на рассказы выживших узников, самих нацистов и коллаборационистов. Фильм вызвал живейший отклик в странах Западной Европы и США, и породил огромную литературу о Холокосте. Этой же теме посвящены фильмы Ланцмана «Живой, уходящий» (1997 г., о лагерях Аушвиц и Терезиенштадт), «Собибор», 14 октября 1943

года» (2001 г., о восстании в лагере смерти Собибор), «Последняя несправедливость» (2013 г., о последнем старосте терезинского гетто Беньямине Мурмельштейне).

Поделиться
Отправить

Ожидается, что более 2000 детей посетят еврейские школьные лагеря в России и за рубежом. ​

«Уже много лет Федерация еврейских общин России и другие еврейские организации в России проводят летние школьные лагеря. Планируя программы лагерей, мы стараемся комбинировать образовательную и досуговую части, при этом сохраняя этнокультурный компонент. Во всех наших лагерях дети имеют возможность кошерно питаться, познакомиться с еврейской культурой и традицией, изучить азы иврита. В религиозных лагерях дети соблюдают шабат, отмечают еврейские праздники, в том числе бар-мицву и бат-мицву (еврейское совершеннолетие) и посещают молитвы. ​ У нас ведут работу несколько лагерей, в зависимости от возраста и от степени вовлеченности семьи в еврейскую культуру и религию. Но, конечно, – спорт, творчество и дружба остаются главными составляющими любого нашего лагеря», – рассказал президент ФЕОР Александр Борода.

​Уже много лет ведущим в России и странах СНГ еврейским детским лагерем является «Ган Исроэль» («Сад Израиля»). Лагерь существует более 17 лет и входит в международную сеть детских лагерей с одноименным названием. В России лагерь ведет работу при поддержке ФЕОР и главного раввина России Берла Лазара. ​В «Ган Исроэле» дети делятся по сменам для мальчиков и девочек, в соответствии с ортодоксальными религиозными канонами. Летом 2018 года в лагерь поедут более 300 детей от 7 до 16 лет из разных стран. Вожатыми в лагере работают девушки – студентки еврейских университетов и юноши – студенты ешив (раввинских академий), будущие раввины и преподаватели иудаизма. Все вожатые проходят специальные курсы подготовки перед работой. В России «Ган Исроэль» базируется в пансионате рядом с подмосковным городом Истра.

Уже пятый год подряд ведет работу летний дневной лагерь при Еврейском музее и Центре толерантности. За июнь лагерь посетило 600 школьников и дошколят возраста от 4 до 14 лет. Программа текущего года посвящена темам: «Приключения в мире идей», «Инженерное творчество», «Инновационные технологии в искусстве», «Игры разума», «Индустрия развлечений и технологии», «Технология и коммуникация». Суть программы заключается в уникальном наборе мероприятий каждую неделю – экскурсии по Москве, профессиональная ориентация, посещение мастер – классов и многое другое.

Впервые этим летом был запущен детский лагерь спортивного клуба «Самсон» для мальчиков от 7 до 13 лет, где кроме молитв и изучений еврейских традиций участники ежедневно проводили тренировки по дзюдо. Кроме лагерей ФЕОР, этим летом еврейские школьники отправились в лагерь при агентстве «Сохнут», «J-camp», организованный фондом «Генезис» и крупный международный лагерь «Сарваш» в Венгрии, действующий при поддержке фонда «Джойнт», для детей 11-17 лет, который ежегодно принимает делегацию из России.

Поделиться
Отправить

Вышел в свет июльский номер альманаха «Лехаим». Альманах объединяет самые разные жанры – художественную прозу, критику, исторические эссе, политические очерки, обзоры.

Свою традиционную колонку главный редактор журнала Борух Горин посвящает памяти Филипа Рота, которого он характеризует как «великого документалиста ХХ века, создавшего слепок эпохи».

Традиционно, первый раздел номера – «Дом учения» – посвящен изучению еврейской мысли на основе Торы. В этом номере публикуются продолжение составленной Мендлом Калменсоном книги, посвященной воззрениям Любавичского Ребе Менахема-Мендла Шнеерсона на такие темы как утешение людей, понесших тяжкую утрату. Подчеркивается, что Ребе учил, что самое лучшее подтверждение памяти — добрые дела, которые принесут ощутимую пользу не только мертвым, но и живым.

Главный раввин России Берл Лазар посвящает свою статью вопросу соотношения времени, которое тратится на ведение бизнеса и изучение Торы.  Он отмечает, что если человек не только занимается бизнесом, но и изучает Тору, то ему будет «великая награда» от Г-спода.

В разделе опубликовано выступление раввина Адина Штайнзальца на форуме оксфордского Хабада в 2007 г., посвященное таким темам, как соотношении Торы и науки, семь заповедей сынов Ноаха, наркомании, алкоголизму и курению табака.

Мэл Алексенберг из The Times of Israel рассказывает о радикально изменившем его жизнь (и жизнь городка Йерухам, где он поселился) переезде в Израиль, совершенном благодаря совету Любавичского Ребе. Статья Якова Шварца, первоначально также вышедшая в The Times of Israel, рассказывает о необычной посетительнице «Бейт-Хабада» в кампусе Висконсинского университета в Мэдисоне — руководительнице пропалестинской организации.

В разделе также опубликованы продолжение труда еврейского философа первой половины ХХ века Гилеля Цейтлина «Основные направления в учении хасидизма», глава из недавно вышедшей в издательстве «Книжники» книги ученого и бизнесмена Эдуарда Шифрина «От бесконечности до человека», где подчеркивается, что в Торе заложены фундаментальные математические принципы устройства нашего мира  и  очередной отрывок из «Майс от Абраши» – мемуаров раввина Натана Вершубского, рисующих жизнь религиозного еврейского подполья в СССР начала 1980-х.

Американский поэт и литературный критик Адам Кирш изучает очередной дневной лист Талмуда, пытаясь выяснить — как мудрецы Талмуда умели отличать исполнение обязанности от проявления эмоций.

Второй раздел, «Академия», открывается статьей Андрея Графова «У дерева есть надежда. Записки гебраиста», которая представляет собой собрание различных кратких заметок на библейские темы.

Далее следует продолжение труда знаменитого еврейского историка Сало У.Барона, посвященное развитию еврейской литургии в IX-X веках. Материал Бена Аутвея (University of Cambrige), рассказывает о первых владельцах Ленинградского кодекса – древнейшего манускрипта с полным текстом Танаха.

Ханна Шауль бар Ниссим (The Сonversation) описывает традиции благотворительности еврейской общины США, отмечая, что евреи тратят на благотворительность значительно больше, чем их соседи, принадлежащие к другим религиям. При этом почти три четверти (а в некоторых случаях — и до 90%) собранных средств направляется на помощь неевреям.

Семен Чарный рассказывает о лекции профессора Геннадия Эстрайха в издательстве «Книжники», посвященной «лепке» литературного идиша в начале ХХ века. Роберт Ранд в статье «Дневники Анны» исследует причины популярности дневника Анны Франк в Японии, показывая многозначность причин этого явления.

Публицистический раздел «Перекресток», ориентированный на проблемные материалы и анализирующий политические и культурные события, открывает статья Луиса Роиса (The Times of Israel), посвященная бегству евреев от политической и экономической нестабильности в Бразилии. С ней соседствует материал Associated Press об алие венесуэльских геров. Еще одной общине геров, угандийским абайудайя, посвящена статья Мериссы Натан Гершон из New York Times.

Под рубрикой «Об этом надо поговорить» идут небольшие заметки о некоторых событиях июня, «зацепивших» еврейские общины в России и в мире.

Павел Пепперштейн вспоминает об «отце русского Интернета» Антоне Носике к годовщине его смерти.

Раздел «Парк культуры» открывается статьей Ирины Мак о фильме «Собибор», где она отмечает, что режиссеру фильма Константину Хабенскому «хватило мужества и умения сделать современный фильм о еврейской̆ трагедии, предъявить евреев героями, а не безмолвными жертвами». Светлана Пахомова рассказывает о IV Московском еврейском кинофестивале. Таль-Кра Оз — о документальном фильме «Ушедшие» режиссера Мэтью Мишори, посвященном сохранению памяти о Холокосте в молдавской глубинке.

Статья Алана Грабински, первоначально вышедшая в ЯЕMEZCLA, посвящена Аните Бреннер — мексиканской журналистке, содействовавшей популяризации в США мексиканского искусства.

Раздел «Библиотека» практически целиком посвящен Филипу Роту. Адам Кирш, Гари Штейнгарт, Луиза Эрдрич, Джонатан Летем, Джозеф Берджер, Дэвид Ремник, Говард Джейкобсон и Бернард Авишай в статьях, вышедших в The Atlantic, The New Yorker, New York Times и The Guardian, делятся воспоминаниями о нем. В интервью Блейка Бейли Эрику Кортелесса, первоначально вышедшем в  The Times of Israel, рассказывается о  последних днях жизни Рота, его творческом пути, совместной работе над его биографией.

В разделе также опубликованы отрывок из романа Рота «Операция «Шейлок»» и рецензия Валерия Дымшица на роман Рота «Обман».

 

Поделиться
Отправить

28 июня в Издательском доме «Книжники» состоится лекция исследователя еврейской мысли, сотрудник кафедры истории, философии и иудаики Открытого Университета Израиля и Центра Чейза Еврейского Университета в Иерусалиме, лектора кафедры иудаики ИСАА МГУ и кафедры библеистики философского факультета СПбГУ доктора рава Ури Гершовича.

Он расскажет о недавно вышедшей в свет «Антологии еврейской средневековой философии» и новом издании «Введение в Талмуд» раввина Штейнзальца, которое представляет собой практическое и теоретическое пособие для изучения Талмуда. Лекция начнется в 19.30.

Издательский дом «Книжники» предоставляет во время мероприятия особые скидки, в том числе максимальные скидки на академическую литературу по иудаизму.

Поделиться
Отправить

В Международный день борьбы с наркоманией президент ФЕОР Александр Борода призвал все общественные и религиозные организации объединить усилия и направить их на борьбу с проблемой.

«При ФЕОР ведет работу антинаркотическая программа, в рамках которой, кроме медицинской и психологической помощи, мы стараемся помочь людям восстановиться духовно, заново осознать систему ценностей, которая всегда оказывается сломана у людей, столкнувшихся с этой проблемой. В современном обществе очень много говорят о проблеме наркомании, и о том, как трудно самостоятельно побороть этот страшный недуг, и, людям, которые к нам обращаются, мы стараемся оказать моральную поддержку, вернуть им нравственные ориентиры, помочь заново полюбить жизнь, видеть в ней смысл. В настоящее время ФЕОР активно занимается развитием антинаркотической программы, мы сотрудничаем с разными благотворительными фондами и другими общественными организациями в деле борьбы с наркологической зависимостью. Мы считаем, что очень важно сегодня разными общественным, религиозным и государственным структурам объединять усилия на благо развития здорового российского общества».

Информационная справка: Антинаркотическая программа ФЕОР направлена на профилактику наркомании и алкоголизма, адресную помощь лицам, столкнувшимся с данной проблематикой, а также на повышение антинаркотической информированности и эффективности представителей социально ориентированных профессий. С 2014 года было проведено около 60 профилактических лекций для населения, в т. ч. для молодежи в образовательных учреждениях, в мероприятиях приняли участие порядка 1800 человек. В консультационном центре антинаркотической программы прошло порядка 1000 консультаций, около 65 семей получили содействие в прохождении социальной реабилитации.

В регионах РФ было проведено более 20 семинаров-тренингов для представителей социально ориентированных профессий, правоохранительных органов и пенитенциарных учреждений. В мероприятиях приняли участие порядка 1000 специалистов. Программа дважды удостаивалась победы в конкурсах Президентских гранатов.

Поделиться
Отправить

Этот центр стал первым стационаром в рамках работы антинаркотической программы ФЕОР. Центр расположен в поселке Андреевка, в здании, предоставленном партнером программы АНО «Центр социальных инноваций».

В центре будут работать высококвалифицированные специалисты в области  психологии, одновременно реабилитацию могут проходить до 35 человек.

Помощь в центре может получить каждый, кто оказался в трудной жизненной ситуации, вне зависимости от национальности и вероисповедания. Благотворительный фонд «Мост жизни» готов содействовать в получении субсидий на прохождение лечения.

         По словам президента ФЕОР Александра Бороды:  «Еврейская община старается максимально содействовать укреплению и развитию здорового российского общества; в рамках деятельности антинаркотической программы мы стараемся вести работу с молодежью по пропаганде здорового образа жизни, готовим специалистов, и, конечно, стараемся помочь тем, кто столкнулся со страшными проблемами алкоголизма и наркомании и их семьям. Надеюсь, что работа центра поможет всем, кто, к сожалению, оказался в этой трудной ситуации, вновь обрести гармонию, счастье и полноценную жизнь».

         Информационная справка:

Антинаркотическая программа ФЕОР направлена на профилактику наркомании и алкоголизма, адресную помощь лицам, столкнувшимся с данной проблематикой, а также на повышение антинаркотической информированности и эффективности представителей социально ориентированных профессий.

С 2014 года было проведено около 60 профилактических лекций для населения, в т. ч. для молодежи в образовательных учреждениях, в мероприятиях приняли участие порядка 1800 человек.

В консультационном центре антинаркотической программы прошло порядка 1000 консультаций, около 65 семей получили содействие в прохождении социальной реабилитации.

В регионах РФ было проведено более 20 семинаров-тренингов для представителей социально ориентированных профессий, правоохранительных органов и пенитенциарных учреждений. В мероприятиях приняли участие порядка 1000 специалистов.

Поделиться
Отправить

Еврейские общины России под эгидой ФЕОР по всей стране готовятся к визиту футбольных болельщиков из Израиля и других стран к Чемпионату мира по футболу.

Матчи пройдут в 11 городах России, по данным ISTAA (International Sports Travel Agencies Association) Россию во время проведения Чемпионата мира посетят 10 000 израильтян, а также несколько тысяч туристов – евреев из других стран мира. Грандиозное спортивное мероприятие впервые проводится на территории постсоветского пространства, и несмотря на то, что команда Израиля не участвует в турнире, интерес граждан страны не ослабел к посещению матчей.

В столице России игры продлятся две недели, и для всех желающих посетить молитву и субботнюю кошерную трапезу в синагоге будут вести работу два помещения общей вместимостью 1000 человек. Специально к проведению матчей запущено мобильное приложение с контактной информацией еврейских общин городов, где будут проводиться игры; в общинных центрах будут установлены информационные стенды для туристов с англоговорящими помощниками.

Кроме Москвы, в число городов, где пройдут игры чемпионата войдут Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, Сочи, Казань, Нижний Новгород, Самара, Екатеринбург, Калининград, Волгоград и Саранск. В помощь раввинам на время проведения матча в синагогах будут работать студенты ешив со знанием разных языков. Раввины всех городов отмечают, что в преддверии ЧМ получают большое количество электронных писем и запросов на посещение синагоги в Шабат, будние дни и возможность кошерного питания. Общины и синагоги включены во многие путеводители по принимающим городам, разработанным к Чемпионату.

Общины всех 11 городов рады наплыву гостей. Например, в Ростове-на-Дону уже принимают заявки на участие в шабатних трапезах, а также на ежедневные уроки Торы и участие в общественных молитвах. Раввин города Хаим Данзингер обещает, что все посетители его синагоги останутся впечатлены теплой атмосферой и навсегда запомнят еврейские мелодии, которые можно услышать только в данной области. Для истории еврейской общины России Ростовский регион известен местом захоронения 5-го Любавического ребе Шолом Дов Бера Шнеерсона, к могиле которого ежегодно приезжают тысячи последователей иудаизма, что станет дополнительной возможностью для иудеев, решивших посетить регион.

Община Волгограда подготовила несколько комнат для гостей, желающих посетить игры в данном городе. Кроме того, раввин города Залман Йоффе сообщил о том, что несколько туристических групп болельщиков хотят с экскурсией посетить общину города-героя. При поддержке Еврейского музея и Центра толерантности был реализован ряд проектов, направленных на снижение уровня напряженности среди футбольных болельщиков.

Среди таких проектов – «Дискриминации ноль» при поддержке ЮНЕСКО, «Футбол без дискриминации» при поддержке огркомитета ФИФА, «Футбол для дружбы». В ходе программ прошли уроки в учебных заведениях, а также разработаны обучающие и методические материалы для школ, вузов и волонтеров. Для тех, кто не успел приобрести билеты на матчи, игры будут транслироваться на большом экране новой веранды на территории Еврейского музея.

Как отметил президент ФЕОР Александр Борода: «ФЕОР рада содействовать комфортному пребыванию туристов на время проведения Чемпионата Мира, мы с нетерпением ждем этого события. Сегодня еврейская община России готова к такому наплыву гостей из Израиля и других стран, мы рады как предоставить сервисы по встрече шабатов, уроки Торы, предоставлению кошерного питания, так и рассказать всем посетителям вне зависимости от национальности и вероисповедания об истории еврейской общины России. Многие исторические здания синагог являются объектами культурного наследия России, которые будут интересны всем желающим узнать больше о нашей стране. Кроме того, Центр толерантности участвовал в разработке программ по снижению уровня дискриминации среди болельщиков, и, мы надеемся, что Чемпионат пройдет на самом высоком уровне в прекрасной атмосфере».

Поделиться
Отправить

14 июня в книжном клубе издательства «Книжники» пройдет показ израильского фильма «Бофор».

Фильм, снятый в 2007 г. по роману Рона Лешема «Если есть рай», рассказывает об истории командира крепости Бофор в Южном Ливане лейтенанта Лираза Либерти и его бойцов. В 1990-е годы ЦАХАЛ удерживал на юге страны «зону безопасности», воюя против боевиков «Хезболлы» на территории Ливана.  В мае 2000 года израильская армия покинула крепость, предварительно уничтожив свои позиции и взорвав бункер.

В обсуждении фильма примет участие Давид Ройтман, основатель и владелец компании «David Roitman Luxury Judaica», а в 2000 г., когда происходит действие фильма, – солдат подразделения спецназа, которое было переброшено в Бофор для выполнения особого задания.

Зрители смогут приобрести подборку тематической литературы, включая трехтомник Говарда М. Сакера «История Израиля» со скидкой в 30%. Начало в 19.30, вход свободный.

facebook.com

Поделиться
Отправить

В воскресенье, 3 июня, в Еврейском музее и центре толерантности состоялась встреча с одним из наиболее известных современных израильских писателей – Меиром Шалевом. Встреча прошла в формате публичного интервью: с Шалевом беседовала литературный критик Анна Наринская.

Также свои вопросы писателю задавали гости из зала – на мероприятии их было более ста человек. Меир Шалев рассказал о своем культовом произведении – «Русском романе», посвященном появлению в Израиле отошедших от иудазизма евреев из России. Роман был издан весной 1988 года и разошелся огромными тиражами.

Шалев, отметил свое трепетное отношение к русской литературе и присутствие в «Русском романе» толстовской темы; он также признался, что любит произведения Гоголя и Достоевского. Сейчас Меир Шалев работает над новым произведением, однако, подробности о книге он оставил для читателей в секрете.

Писатель, которого зачастую сравнивают с Габриэлем Гарсиа Маркесом, отметил, что его мироощущение и любовь к магическому реализму сформировались еще до знакомства с произведениями Маркеса. В книгах Шалева зачастую присутствуют автобиографические элементы и истории из жизни его семьи.

Встреча с Меиром Шалевом в Еврейском музее и центре толерантности была организована совместно с посольством Израиля и издательством «Книжники».

Поделиться
Отправить

Вышел в свет июньский номер альманаха «Лехаим». Альманах объединяет самые разные жанры – художественную прозу, критику, исторические эссе, политические очерки, обзоры.

Традиционная колонка главного редактора Боруха Горина посвящена столкновениям на границе с сектором Газа в мае 2018 г. Первый раздел номера – «Дом учения» — изучению еврейской мысли на основе Торы. В разделе также публикуется продолжение труда Мендла Калменсона «Время утешать», посвященного взглядам Любавичского Ребе на проблему утешения скорбящих. Главный раввин России Берл Лазар обращается к теме богатства и изучения Торы, показывая, что учить Тору можно вне зависимости от доходов — будь ты богач или бедняк. Здесь же опубликована глава из книги Эдуарда Шифрина «От бесконечности до человека» и продолжение книги Гилеля Цейтлина «Основные направления в учении хасидизма».

Статья Ариэля Доминика Хендельмана, первоначально вышедшая в The Jerusalem Post, рассказывает о жизни евреев в мормонском штате Юта. Материал Эндрю Шервуда из Jewish News — о благотворительной деятельности главы Попечительского совета ФЕОР Романа Абрамовича. Мендл Каспинов вспоминает об одном из активистов марьинорощинской еврейской общины 1980-х., недавно скончавшемся Александре Лукацком.

Раздел «Академия» открывается подборкой статей, посвященных отношениям евреев и христиан. Первой идет статья Анны Момильяно (The Atlantic) о том, почему даже сейчас некоторые католические интеллектуалы оправдывают произошедшее в середине 19-го века похищение еврейского мальчика из дома и передачу его на воспитание церкви. Далее следует материал Полы Фредриксен (Ancient Jew Rewiev), посвященный использованию антииудейской риторики в полемических произведениях Августина Гиппонского (354-430). Статья Бена Аутвейта (University of Cambrige) рассказывает о переписчике первого датированного масоретского списка Танаха — т.н. Ленинградского кодекса — Шмуэлю бен Якову, жившему в 10-11 вв.

Материал Аманды Боршель-Дан (The Times of Israel) посвящен новым находкам в пещерах Кумрана, позволившим подтвердить выдвинутую ранее гипотезу, что обитавшая там община ессеев состояла из мужчин, принявших обет безбрачия. Роберт Филпот исследует исчезновение еврейской общины Адена (Южный Йемен) после погрома 1967 года.

Раздел «Перекресток» открывает статья  Йои Мельмана и Дана Равива (The Times of Israel), посвященная разрушению Израилем ядерного реактора в Сирии в 2007 г.

Материал Рода Нордланда из New York Times рассказывает о литовском Музее жертв геноцида, который до последнего замалчивал судьбу литовских евреев во время Холокоста и скрывал активное участие местных коллаборационистов в их уничтожении. Дополнением для статьи служит материал историка и идишиста Довида Каца, посвященный концепции фейковой истории, которую пытаются выстроить официальные литовские историки, перекладывающие ответственность за убийства на кого угодно, только не на объявленных в современной Литве героями местных коллаборационистов.

Под рубрикой «Об этом надо поговорить» идут небольшие заметки о некоторых событиях мая, «зацепивших» еврейские общины в мире.

Раздел «Парк культуры» открывается эссе Джереми Сиглера «Каббала Марка Ротко». Ирина Мак берет интервью у режиссера мультфильма «Суета сует» Алексея Туркуса. Вальтер Лакер вспоминает о евреях-спортсменах в нацистской Германии. Репортаж Бориса Мелакета посвящен открытию реконструированного магазина издательства «Книжники», и ажиотажу, который вызвало это событие.

В разделе «Библиотека» опубликовано продолжение сборника рассказов Аврома Рейзема «Такие люди были раньше», рассказ Эдит Перлман «Помощники», исследование Алекса Тарна о «Седьмой колонке» Натана Альтермана, статья Натана Рича о сборнике Филиппа Рота «Зачем писать? Нехудожественная проза» и рецензия Эйми Ньюман Смит на книгу Ури Бар-Йосефа о самом высокопоставленном израильском агенте в Египте.

Поделиться
Отправить

Выбор редакции