Федерация

Уже 25 лет под эгидой Федерации еврейских общин России и при поддержке фонда «Ор Авнер» летом организуются оздоровительные и образовательные лагеря «Ган Исроэль», проходят серии досуговых мероприятий для детей и подростков. В них приезжают школьники от 7 до 17 лет со всей России и стран СНГ. В этом году в детских еврейских лагерях отдыхало свыше двух тысяч ребят.

«Нам важно, чтобы дети с уважением и интересом относились к традициям и истории своего народа. Для этого следует привлекательным для них способом, на языке, на котором говорят современные тинейджеры, донести необходимые знания. Объяснить важность таких неоспоримых ценностей, как любовь к ближнему, доброта, образование и саморазвитие. Эти простые и в то же время очень сложные уроки они усваивают гораздо легче в окружении сверстников и в неформальной обстановке», – президент ФЕОР, раввин Александр Борода.

Крупнейший лагерь «Ган Исроэль», в котором проходят 4 смены, располагается в Московской области в поселке Хуторки. В этом году открылось новое здание (архитектор Михаил Хайкин), включающее синагогу, актовый зал и столовую.  Здание оснащено современной цифровой кухней, прошедшей международную сертификацию ХАССП. На территории «Ган Исроэля» в этом году была установлена новая спортивная площадка, с канатными дорогами, горками, встроенными батутами.

Циклы досуговых мероприятий также проходят в Волгограде, Нижнем Новгороде, Владивостоке, Ростове-на-Дону, Санкт-Петербурге. Участниками являются не только жители города организатора, но и ребята из соседних регионов. Для места проведения выбирают комфортные загородные базы отдыха, которые адаптируют для детей. В лагере предусмотрено пятиразовое кошерное питание, сбалансированное соответственно потребностям растущего организма.

Смены готовят заранее, продумывая насыщенную программу, в которую входят занятия по еврейским традициям, творческие мастерские, развлекательные мероприятия.  В лагерях работают вожатые – студенты высших еврейских образовательных учреждений, раввины и преподаватели.  Особенностью «Ган Исроэля» является большое количество вожатых, а значит дополнительная забота и внимание к детям. На 3-5 детей приходится по одному вожатому, помимо них также работают раввины и преподаватели, приглашённые гости проводят мастер-классы.

На встречу с ребятами приезжают интересные личности, так Главный раввин России Берл Лазар, посетив московский «Ган Исроэль», сыграл с детьми в футбол.

Дети каждый год мечтают попасть в «Ган Исроэль», ведь там они не только интересно проводят время, заводят новых друзей, но и учатся быть самостоятельными, у них появляется возможность проявить себя совершенно по-новому. Вырастая, они снова возвращаются, но уже в качестве вожатых.

Раввин Нижнего Новгорода Шимон Бергман: «Цель организации такого детского досуга – привить им еврейские ценности и показать, что они касаются не только ортодоксальных евреев, а близки нам всем. Мы показываем, что всем мы, каждый из нас, – часть большой общины. Также мы даем возможность родителям пообщаться с детьми в особой обстановке, где дети порой знают больше, чем взрослые, так как в течение дня они узнают очень много нового. А ведь это так важно с точки зрения воспитания! Говорить с детьми нужно от сердца к сердцу, что отлично делают наши вожатые».

Ярким событием этого летнего сезона стал цикл детских досуговых мероприятий «Лето. Лучшее. Еврейское. Моё» в Анапе. Более трехсот ребят от 12 до 17 лет провели 10 дней в кругу друзей на базе «Малахит». В Анапу отправились постоянные участники подростковых клубов EnerJew, работающих при еврейских общинах по всей России.

Программу для ребят разрабатывали специалисты неформального образования из команды подросткового клуба. Смены были объединены тематикой «EnerJew World», ребята изучали историю человечества от сотворения мира, каждый день останавливаясь на ключевых мировых и еврейских событиях. В качестве досуга: ежедневное купание в море и в бассейне, занятия спортом, участие в творческих мастер-классах, экскурсии в Анапу, дельфинарий и на рыцарский турнир. В завершении дня интеллектуальные или творческие конкурсы, победители которых получали фирменные стильные призы. Главным духовным событием становилась совместная встреча Шабата, погружение в особую атмосферу этого дня.

Программа еврейских лагерей построена так, что помогает ребятам отвечать для себя на важные экзистенциальные вопросы. Поиск собственной самоидентификации, личностное выражение – этапы взросления, через которые проходит каждый подросток, удача в это время оказаться в правильном месте, в окружении понимающих и любящих людей.

Поделиться
Отправить

Главный раввин России Берл Лазар и президент Федерации еврейских общин России (ФЕОР) Александр Борода выступили с обращением в преддверие самой трагичной даты в еврейской истории – траура 9 Ава. В этот день евреи оплакивают разрушение Иерусалимского Храма, соблюдают суточный пост (предполагающий полный отказ от еды и питья) и устраивают траурные собрания в синагогах. В этом году 9 Ава приходится на субботу 10 августа. Но поскольку в субботу запрещено поститься и устраивать какие-либо траурные мероприятия, пост переносится на следующий день – воскресенье 11 августа.

Раввин Берл Лазар, обращаясь к евреям накануне самого печального дня еврейского календаря, сказал:

– Собираясь на молитву в синагогах 9 Ава, наш народ просит Б-га вернуть Храм. Мы верим, что с приходом Мессии Храм будет вновь воздвигнут в Иерусалиме, и тогда из мира исчезнут вражда и войны, терроризм и ненависть.

По его словам, чтобы заслужить приход Мессии и последующее избавление, необходимо «усвоить уроки 9 Ава».

– Почему Г-сподь дважды допустил разрушение Храма? Наши мудрецы объясняют, что причиной была «синъат-хинам», «беспричинная ненависть», распространившаяся тогда в народе. То, что Создатель за этот грех лишил нас Храма, – единственного места в мире, где Его присутствие было явленным и очевидным, – этого уже достаточно, чтобы понять, насколько любая ненависть отвратительна в глазах Б-га.

Как отметил глава еврейской общины России, чтобы исправить ошибки прошлого и вновь получить от Б-га Храм и благословения, нужно нечто противоположное беспричинной ненависти, а именно беспричинная любовь – «ахават-хинам». Как пояснил раввин, недостаточно хорошо относиться только к тем, кто сделал нам добро (ведь это вполне естественно). Но Тора учит нас иному: ее главная заповедь — любить ближнего «как самого себя», то есть без какой-либо причины и корысти.

В свою очередь, раввин Александр Борода напомнил, что Иерусалимский Храм был физическим, материальным местом, где раскрывалось присутствие Б-га, где служение происходило в строго установленном порядке. Поэтому сегодня наше служение Творцу должно проявляться в каждом материальном поступке. Во всех будничных делах мы должны помнить, что мы созданы по образу Б-га, что в нашей душе есть образ Храма.

– Все наши добрые порывы, воззвания к установлению мира и рассуждения можно обличать в конкретные действия: помощь ближнему, добрососедство, неравнодушное отношение к беде и проблемам другого человека. Только таким образом мы можем приблизиться к установлению потерянной духовной гармонии, – отметил он.

Первая трагедия 9 Ава случилась в 1312 г. до н. э. во время исхода евреев из Египта. Разведчики, посланные Моисеем осмотреть Землю Обетованную посеяли панику среди евреев и те побоялись входить в предназначенную им Страну. За это они были обречены на 40-летнее скитание по пустыне, пока поколение Египта не умерло. Далее в еврейской истории наиболее трагические события приходились на 9 Ава. В частности, в 422 г. до н. э. был разрушен Первый Храм, в 68 г. н.э. – разрушен Второй Храм, в 135 г. н.э. пала крепость Бейтар, после чего началось массовое изгнание евреев из Земли Израиля. Также на 9 Ава приходятся такие события разных эпох, как изгнание евреев из Англии, подписание указа об изгнании евреев из Испании, депортация евреев в римское гетто, начало I мировой войны, депортация в варшавское гетто (1942г.) и т.п.

Поделиться
Отправить

Главный раввин России Берл Лазар принял делегацию Королевства Бахрейн во главе с председателем попечительского совета Международного центра мирного сосуществования имени короля Хамада шейхом Халидом бин Халифой аль-Халифой.

Представитель Бахрейна рассказал раввину о возглавляемом им Центре, который был создан в рамках политики короля Хамада по созданию условий для мирного и комфортного сосуществования разных конфессий на территории королевства. Сегодня в Бахрейне, помимо доминирующей мусульманской, есть также различные христианские общины, а также буддисты, сикхи и другие конфессии.

Что касается евреев, то, как с сожалением констатировал Халид аль-Халифа, их численность совсем невелика (менее 50 человек) и до сих пор неуклонно снижалась. Работа Центра мирного сосуществования призвана исправить ситуацию.

– Нам бы хотелось, чтобы евреев в Бахрейне было больше. Еврейская диаспора играет большую роль в нашей стране. В частности, первым послом Королевства в США была еврейска, некоторые другие государственные и общественные деятели принадлежали к еврейской общине, – отметил он.

По словам шейха Аль-Халифы, в стране действует синагога, но община очень маленькая и в ней нет раввина. В связи с этим шейх обратился к раввину Лазару с тем, чтобы тот подсказал, как найти решение этой проблемы. Делегация ближневосточной страны обратила внимание на положительный опыт восстановления еврейской жизни в России, где она на долгое время была практически сведена на нет.

В свою очередь, главный раввин России отметил усилия короля по созданию условий для мирного сосуществования разных общин в стране.

– К сожалению, мы редко встречаем государственных деятелей, которые на первое место ставят мир, а только затем — политические, экономические и иные интересы, – сказал он.

Раввин также напомнил о печальном опыте СССР, где помимо гонений на религию вообще, была дискриминация евреев из-за их происхождения.

– В результате в 1990-х годах, как только представилась такая возможность, из страны уехало очень много евреев. Власти поняли, что это плохо, так как квалифицированные кадры перетекают за границу, – сказал Берл Лазар.

Берл Лазар отметил, что для развития еврейской жизни необходимо создать соответствующую инфраструктуру, которая, прежде всего, даст возможность получать еврейское образование, то есть изучать Тору и обучать детей. Кроме того, важно найти подходящего раввина, который будет готов жить в этой стране и развивать общину.

Раввин предложил начать с ознакомительной поездки евреев-бизнесменов в Королевство Бахрейн. Если они заинтересуются ведением дел в этой стране, то они смогли бы составить костяк общины.

Усилия Королевства Бахрейн могли бы стать сигналом для всех арабских государств и продемонстрировать, что мы можем находить консенсус, жить в мире и сотрудничать, – сказал Берл Лазар.

Халид аль-Халифа поддержал предложение раввина и заверил, что в Королевстве понимают необходимость создания благоприятных условий как для развития бизнеса, так и для гармоничного существования всех конфессий.

Поделиться
Отправить

В издательстве «Книжники» вышел русский перевод «Мидраш Раба» (Великий Мидраш) «Песня Песней». Это собрание комментариев из раввинистической литературы также известно под названием «Шир га-Ширим Раба». Перевод выполнен израильским гебраистом Яковом Синичкиным.

В Мидраше излагается толкование наиболее загадочной книги ТаНаХа — Песни Песней. Традиционно считается, что она аллегорически выражает любовь между Б-гом и Его народом — Израилем. Именно этим и определяется роль этой книги в Святом Писании. В то же время в «Шир га-Ширим Раба» не всегда соблюдается конкретно эта символика. «Возлюбленная» ассоциируется не только с Израилем, но иногда и с образами других библейских героев. В одном случае «возлюбленная» понимается и как аллегория самого Б-га!

«Мидраш Раба» включает в себя толкования мудрецов Талмуда и их учеников Пятикнижия Моисеева и пяти свитков: Эстер, Рут, Шир га-Ширим (Песнь Песней), Эйха и Коэлет. В серии издательства «Книжники» «Библиотека еврейских текстов» уже был издан русский перевод первой и древнейшей из книг, входящих в собрание «Мидраш Раба»: «Берешит Раба», а также первые из мидрашей к Пяти свиткам — «Эстер Раба» и «Рут Раба». Собрание «Мидраш Раба» ранее на русский язык не переводилось.

Президент Федерации еврейских общин России, раввин Александр Борода: «Еврейская община России сегодня живет в замечательную эпоху, отмеченную важными для общей культуры нашей страны просветительскими и образовательными проектами. То, что в рамках Библиотеки еврейских текстов издательство «Книжники» впервые на русском языке выпускает такие важные труды, как «Мидраш Раба» говорит о высоком интеллектуальном запросе не только иудеев, но и русскоязычного гуманитарного сообщества».

Информационная справка

Издательство «Книжники» было основано в 2007 году главным редактором журнала «Лехаим» и директором одноименного издательства, руководителем департамента общественных связей Федерации еврейских общин России Борухом Гориным при поддержке ФЕОР и благотворительного фонда «Ави Хай».

Сегодня «Книжники» стали самым успешным еврейским русскоязычным издательством. Оно выпускает детские книги, художественные и научно-популярные произведения. За 11 лет, в рамках двенадцати серий, в издательстве «Книжники» было выпущено более 500 изданий (некоторые из которых многотомные). Общий тираж превысил уже два миллиона экземпляров. В настоящий момент в «Книжниках» выходят разные серии: Проза еврейской жизни, Чейсовская коллекция, Детская серия «Кешет/Радуга», Библиотека еврейских текстов, История евреев, Место встречи, Блуждающие звезды, Художественная литература, Эксклюзивные издания, Искусство, Научно-популярная литература и иудаика.

Издательство принимает активное участие в крупнейших международных книжных выставках в России и за рубежом: в Московской международной книжной выставке-ярмарке, в фестивале «Книги России», в Санкт-Петербургском международном книжном салоне, в ярмарке Non/Fiction, в ярмарке «Зеленая волна» в Одессе, в литературных салонах в Англии, Израиле, Франции и других стран. Книги издательства распространяются по всеми миру через интернет-магазин, образовательные учреждения и еврейские общины.

 

Поделиться
Отправить

22 июля в газете «Известия» была опубликована статья Главного раввина России Берла Лазара «Долг перед памятью», посвященная 75-летию освобождения лагеря смерти Майданек.

В статье Главный раввин России отмечает, что сегодня перед нами стоит двойная задача – «помнить о том, чем мы обязаны солдатам Красной армии, которые, рискуя жизнью, освобождали нацистские лагеря смерти. Мой народ жив, потому что эти солдаты не жалели собственных жизней, чтобы спасти Европу и весь мир от коричневой чумы» и «делать всё, здесь и сейчас, чтобы трагедия той поры не могла повториться». Он отмечает, что поколение свидетелей тех лет уходит, и нынешнее поколение даже не может услышать об этом из первых уст. «А между тем знать подробности трагедии необходимо каждому. Особенно потому, что, к сожалению, для очень многих она так и не стала уроком» – замечает Берл Лазар.

Он подчеркивает, что трагедия Холокоста выделяется из ряда других бедствий потому, что ее основой стала идеология, требующая полного уничтожения «других». Сейчас же эту идеологию исповедуют террористы, которые «кощунственно используют религию». «Мы должны убивать, потому что тогда попадем в рай», — заявляют они. Понятно, что к подлинной вере в Б-га эти бредни не имеют ни малейшего отношения. Истинно верующий человек прежде всего знает, что все люди — дети единого Б-га и наш общий Небесный Отец требует от нас любить и уважать друг друга, вместе улучшать окружающий мир».

При этом, как отмечает Главный раввин России, к сожалению, терроризм до сих пор не получает адекватного отпора, но даже существуют страны, которые открыто поддерживают, вооружают и финансируют террористические организации. «К чему такая примиренческая политика привела три четверти века назад — хорошо известно. И от нас зависит, сумеем ли мы раздавить террористическую гадину, пока она не стала, как нацизм, угрозой всему человечеству. Это наш долг перед памятью миллионов жертв той войны. Это наш долг перед солдатами Красной армии и союзнических войск, которые своей кровью оплатили нашу свободу и жизнь» – резюмирует Берл Лазар.

iz.ru

Поделиться
Отправить

В память о разрушении Иерусалимского Храма установлен особый траурный период длинной в три недели, называемый «Бейн аМецарим» – «меж теснин». Он начинается дневным постом 17 Тамуза и завершается суточным постом 9 Ава.

Вечером 19 июля наступает 17 Тамуза, дата по еврейскому календарю, связанная со многими бедствиями еврейского народа, но в контексте истории разрушения Храма выделяется эпизод, гласящий о проломе городской стены Иерусалима. Из-за того, что дата выпадает на Субботу – Шабат, в который запрещено поститься, то пост переносится на следующий день. Таким образом, евреи не пьют и не едят в воскресенье 21 июля с 00:35 (восхода солнца) до 21:47 (выхода первых звезд). От поста освобождены дети, больные, беременные и кормящие женщины. Три недели между 17 Тамузом и 9 Ава соблюдается ряд ограничений.

Все эти дни не играют свадьбы, не слушают живую музыку, не стригутся и не бреются, не принято совершать особо ценные покупки, затевать строительство, пробовать плоды нового урожая. С наступлением месяца Ав появляется еще больше запретов: не пьют вино и не едят мясо (разрешено в шабат), не сажают новые деревья, не стирают и не гладят одежду.

Первый Иерусалимский храм, построенный Царем Шломо (Соломоном), был разрушен царем Невухаднеццаром (Навуходоносором II) в 586 го до н.э., а жители страны были угнаны в Вавилонское царство. После завоевания персидским царем Киром Вавилонии евреям было разрешено вернуться в Иерусалим. После чего на прежнем месте началось строительство Второго Храма. В 70 г. н.э. римским императором Титом был разрушен Второй Храм, что ознаменовало начало эпохи изгнания еврейского народа.

Главный раввин России Берл Лазар отметил: «В день поста мы воздерживаемся от пищи, чтобы сосредоточиться на размышлениях о том, как потеря связи с Б-гом неизбежно приводит к тому, что мы лишаемся Его защиты, и на нас обрушиваются различные беды. Это также день молитвы: мы обещаем Создателю исполнять Его волю, следовать Его закону и заповедям, и просим Его о восстановлении Храма». В свою очередь президент Федерации еврейских общин России, раввин Александр Борода сказал: «В эти скорбные и траурные дни от нас требуется полное эмоциональное включение. Это тяжелая духовная задача, которая, кажется в ритме современной жизни, практически не осуществимой. Тем не менее, установленные мудрецами ограничения и даже их машинальное исполнение помогают нам почувствовать личную сопричастность тем событиям, ощутить их значимость и степень влияния на нас сегодняшних. В псалмах Царя Давида написано, что в будущем все народы придут в Храм славить Б-га. Всеобщее признание единого Творца, а значит и признание его воли, установит среди людей мир, порядок и гармонию, взаимную любовь и уважение. Будет создано общество, в котором все мы мечтаем жить».

В день 17 тамуза произошло пять таких событий, в том числе два, негативное влияние которых ощущалось на протяжении жизни многих поколений. Первое из них – когда Моше спустился с горы Синай, он увидел, что евреи поклоняются идолу («золотому тельцу») и в гневе разбил священные скрижали с Десятью заповедями, полученные от Г-спода. Тогда Б-г сказал, что всегда будет помнить об этом отступничестве, и каждое наказание за будущие грехи станет более тяжелым, поскольку будет включать в себя и кару за этот грех. А вторая трагедия – разрушение стен Иерусалима римскими войсками, после чего для евреев началась пора изгнания, «галут».

Поделиться
Отправить

Главный раввин России Берл Лазар в начале этой недели взял тайм-аут во время своего визита в США, чтобы посетить еврейский летний лагерь для людей с особыми потребностями, а также с физическими или умственными недостатками. Визит состоялся, когда главный раввин находился в Нью-Йорке, чтобы отметить Гиммель Таммуз, 25-ю годовщину кончины раввина Менахема-Мендла Шнеерсона, благословенной памяти.

Атмосфера в круглосуточном лагере, который продлится семь недель, очень вдохновляющая благодаря учениям Любавичского Ребе, заявил раввин Иуда Мишель, исполнительный директор лагеря HASC. «Ахават Исроэль (любовь к ближнему-еврею) здесь магнетична; это притягивает вас. И то, как люди относятся друг к другу ставит всех в равные условия». «Когда раввин Лазар был здесь, мы говорили об этом», – сказал Мишель. «Все, что вы изучаете в теории, и то, о чем говорил Любавичский Ребе, проявляется здесь в том, как люди относятся друг к другу и заботятся друг о друге».

Визит Лазара последовал за прошедшим в лагере фарбренгеном (собранием хасидов), посвященном Гиммель Таммуз, который состоялся накануне. «Ребе был самым значительным лидером еврейского народа в современном мире», – сказал Мишель Chabad.org. «Он был не только Ребе для движения «Хабад-Любавич», но и главой поколения, его жизнь и уроки касаются всей еврейской общины и всего человечества».

Лазар прибыл на вертолете на территорию лагеря HASC в северной части штата Нью-Йорк 7 июля, чтобы побольше узнать о нем, а также посетить мальчика из Москвы, который проводит там лето. Лазар осмотрел медицинские учреждения лагеря, терапевтические кабинеты, некоторые зоны отдыха и даже произнес несколько благословений. Отметив, что есть награда для людей, которые помогают детям с особыми потребностями и приближают их к Б-гу, Лазар сказал персоналу лагеря, что они должны быть благословлены.

«Для нас это было большой и особенной честью», – сказал Мишель. «Мы все были удивлены тем, насколько естественно и комфортно чувствовал себя раввин Лазар, общаясь со всеми. Это было действительно что-то». «Месирас нефеш (самопожертвование) и ахават Исроэль раввина Лазара нефеш были очень естественными. Людей просто тянуло к нему. Они хотели поговорить с ним, и он проводил много времени с людьми», – рассказал Мишель. «Это было очень круто».

Мишель сказал, что «все, что представлял Ребе, и его социальный подход к миру – его ценности, его богословие — это то, чему каждый может научиться». «А в лагере HASC, где у вас есть отобранные вами сотрудники, которые работают для других, нет более очевидной темы программы для сотрудников, чем говорить о Ребе на его йорцайт (годовщину смерти по еврейскому календарю)».

chabad.org

Поделиться
Отправить

Соглашение было подписано начальником УФСИН России по Самарской области генерал-лейтенантом внутренней службы Рамизом Алмазовым и Президентом ФЕОР, раввином Александрой Бородой.

На встрече по передаче подписанного соглашения, а также урегулировании дальнейшей схемы работы присутствовали Руководитель Департамент по взаимодействию с Вооруженными Силами, МЧС и правоохранительными органами, раввин Аарон Гуревич, Главный раввин Самары Шломо Дойч, Заместитель начальника УФСИН России по Самарской области, Полковник внутренней службы Игорь Третьяков.

Подписанное соглашение регулирует следующие аспекты взаимодействия структур: список духовных лиц (раввинов), имеющих доступ к работе с заключенными; разрешенная к передаче еврейская литература; места на территории колоний, отведенные для богослужений и график посещения заключенных. ФЕОР организует гуманитарную помощь заключенным и людям, находящимся под следствием: отправляет продуктовые посылки к традиционным праздникам, медикаменты, религиозную литературу и необходимую атрибутику иудаики. Важной частью работы является оказание духовной поддержки не только отбывающим наказания, но их близким людям. Подписанное соглашение делает возможным совершать эти благие действия с одной стороны без лишней бюрократии, с другой стороны с соблюдением всех необходимых законных норм.

«В русском языке есть устойчивое выражение, пословица: «от суммы и тюрьмы не зарекайся», с которым невозможно поспорить. Мы все ошибаемся, иногда люди совершают серьезные ошибки, за которые по закону должны понести наказание. Но наказание не просто так имеет определенный промежуток времени и уровень тяжести, общество уверенно в том, что человек может исправиться, и затем начать жизнь заново. В том, чтобы не потеряться еще больше, чтобы иметь силы осознать свой поступок и начать истинное исправление, необходима серьёзная духовная опора. И религия лучше всего справляется с этой задачей, помогает выстроить жизнь правильно, найти ответы на сложные вопросы, и главное дать надежду жить дальше. В Торе описаны специально устроенные «города-убежища», где люди, совершившие непреднамеренное преступление, могли скрыться на время. Федерация еврейских общин работает, чтобы обеспечить евреев всем необходимым для полноценной религиозной и общинной жизни, где бы они не находились, в какую бы сложную ситуацию не попали. Наше государство на высоком уровне идет на встречу в данных вопросах, всячески оказывает содействие – подписание такого рода соглашений лишь иллюстрация колоссального комплекса взаимной работы и дружбы», – прокомментировал Президент ФЕОР, раввин Александр Борода.

Это уже третье соглашение, заключенное между ФЕОР и территориальными органами ФСИН России, с установлением бессрочного времени исполнения.

Поделиться
Отправить

Маймонид – один из величайших средневековых философов, в еврейской традиции известен как РАМБАМ – аббревиатура из начальных литер полного имени Рабейну Моше бен-Маймон. Он жил в начале XII века в Испании в городе Кордова. После 1148 года его семья бежала из Испании и спустя несколько лет скитаний осела в Египте, где Рамбам возглавлял еврейскую общину и  служил лейб-врачом у Султанов Фосада и Саладина. В иудейском мире говорят: «От Моше до Моше не было подобного Моше», – так велик вклад Рамбама в развитие еврейской мысли.  Но его наследие не ограничивается только еврейской философией, оно также включает труды по логике и медицине, в которых затрагиваются темы от астрономии и психологии до истории и математики. Самым известным произведением для историков философии считается «Путеводитель растерянных», на иврите «Морэ невухим». Труды Рамбама глубоко повлияли на философию Фомы Аквинского, Спинозы и Мозеса Мендельсона. Для Иудаизма работы Рамбама имеют фундаментальный характер, сформулированные им 13 принципов веры вошли в порядок ежедневных молитв.

Труд «Мишне Тора» («Повторение Торы») смог обобщить и систематизировать талмудическую традицию, изложив в доступной форме всю совокупность религиозного законодательства.

В конце XIX века в издании Вильна-Варша вышло полное собрание «Мишне Тора»  и много лет перевыпускалось без изменений. С тех пор были обнаружены черновые рукописи Рамбама и его комментарии к «Мишне Тора», также в издании Вильна-Варша были найдены фактические ошибки и пробелы, связанные с цензурой. Известен факт, что Рамбам уже после завершения работы над книгой, после того, как с нее начали снимать копии, продолжал вносить правки в свой текст, таким образом, не прекращая работу над ним до конца своей жизни. Весь этот комплекс вводных требует подробного изучения и внимания современных выпускающих редакторов.

Рамбам указывает, что над книгами «Мишне Тора»  он трудился  около 10 лет. У редакционной команды российского издания ушло 8 лет на выпуск всех 14 томов, а также приложений в виде «Книги Заповедей» и «Послания».  Проектом руководил израильский издатель и переводчик Менахем Яглом.  Все книги сборника сопровождаются подробными и актуальными комментариями и примечаниями. Редакторы отбирали наиболее интересные для русскоязычного читателя комментарии из существующих авторитетных раввинистических текстов.  В Примечаниях редакторами (научная редактура Меира Левинова) поясняется релевантность указанного Рамбамом мнения в современном еврейском законодательстве, а также приводится другая точка зрения по тому или иному вопросу. В «Мишне Тора»  входят абсолютно все законы, выводимые из Торы, вне зависимости от их злободневности, и, более того, помимо практических указаний Рамбам включает в текст экзистенциальные, мировоззренческие темы. В Сборник входят книги: «Знание», «Любовь», «Времена», «Женщины», «Святость», «Обязательства», «Семена», «Служение», «Жертвоприношения», «Чистота»,  «Ущербы», «Имущество», «Законы», «Судьи».

Главный редактор проекта и издательства «Книжники» Борух Горин благодарит всех, кто работал над выпуском сборника: «Всех причастных не перечислить. Лучшие русскоязычные специалисты по иудаике вложили свой труд. Менахем Яглом собрал уникальную компанию людей, которые смогли это сделать. Особая благодарность Вадиму Марковичу Аминову, без которого реализация проекта была бы невозможна, выдающемуся любителю еврейской книги, читателю и почитателю. Он вложил и продолжает вкладывать огромные ресурсы и собственное время в наше уникальное издательство. Рамбам на русском — целиком и полностью его инициатива».

Президент Федерации еврейских общин России, раввин Александр Борода, так прокомментировал выход «Мишне Тора»: «Выход академического сборника «Мишне Тора» Рамбама – это настоящее событие для российской еврейской общинной жизни,  показывающее, на каком высоком академическом уровне находится русскоязычная иудаика сегодня. То, что издание будет востребовано у широкой публики, у нас не вызывает сомнений,  ведь это интеллектуальный  подарок не только иудеям. Рамбам или Маймонид – яркий мыслитель, повлиявший на ход мировой истории философии. Издание «Мишне Тора» интересно и важно для всей русскоговорящей гуманитарной аудитории.  В Предисловии к своей книге Рамбам пишет: «Цель этого сочинения – сделать законы Торы, как заповеди, так и постановления мудрецов и пророков, достоянием всех, и малого, и великого». Разумеется, «Мишне Тора» нельзя назвать легкой литературой,  но в ней действительно системно, логично, прибегая к доступным для понимания примерам, изложена еврейская мудрость».

Поделиться
Отправить

Этим летом исполняется 5 лет антинаркотической программе, реализуемой Федерацией еврейских общин России.

За это время было проведено более 150 информационно просветительских мероприятий, направленных на профилактику наркомании и алкоголизма среди населения. Оказана адресная помощь лицам, столкнувшимся с проблемами опасных для человека зависимостей. Состоялось множество семинаров повышения антинаркотической эффективности специалистов социальной сферы, сотрудников правоохранительных органов и пенитенциарных учреждений. Участниками семинаров, тренингов, лекций, интенсивов и бесед стали более 3500 человек, а получить помощь в консультационном центре смогли 1500 человек.

Программы ФЕОР реализуются в Москве и Московской области, Твери, Туле, Рязани, Орле, Брянске, Нижнем Новгороде, Калининграде, Казани, Екатеринбурге, Нижнем-Тагиле, Севастополе, Томске, Хабаровске, Якутске, Владивостоке, Находке, Уссурийске, Южно-Сахалинске и Петропавловске-Камчатском.

Президент ФЕОР, раввин Александр Борода: «Когда человек попадает в любую зависимость, он как бы перестает обладать собой, его желания, стремления, цели, вся его личность подчиняется удовлетворению одной чуждой самой природе человека потребности. Иудаизм отрицательно относится к любым видам зависимостей, остерегает людей от действий, приводящих к тяжким последствиям. Но, к сожалению, почти никто не застрахован от того, чтобы впасть в нарко или алко зависимость, порой даже успешные и благополучные люди сталкиваются с этой бедой. Есть много раввинов, специализирующихся на вопросах наркозависимости. В их профессиональном сообществе звучит популярное мнение, что зачастую люди становятся наркоманами в момент потери своей самооценки. Следовательно, чтобы оказать таким людям помощь, нужно дать им возможность заново поверить в себя и полюбить себя самих.

Человек создан по образу Всевышнего, наделен свободой выбора, огромным творческим и созидательным потенциалом, и в его власти улучшить качество собственной жизни, приносить радость своим близким. Это должны понять и принять к действию все, кто столкнулся с бедой. Конечно, дело не только в словах, требуется колоссальная работа по исправлению многих сфер жизни, но отправной точкой в решении проблемы всегда является ее понимание. В Торе есть эпизод с проказой – по закону даже сведущий человек, в данном случае Коэн, первосвященник, не мог сам на себе определить проказу.

Человек не имеет возможности по-настоящему оценить и выявить свой недостаток. В вопросе лечения наркозависимых ведущую роль играет окружение: родственники, друзья и даже коллеги. Поэтому в антинаркотической программе ФЕОРа особое место занимают мероприятия для ближнего круга пострадавшего человека. Не в наших силах в одночасье избавиться от всех зависимостей в мире, но абсолютно точно мы обязаны бороться с ними с полной уверенностью в собственной победе».

За пять лет антинаркотический проект ФЕОРа трижды становился победителем конкурсов Президентских грантов, общая сумма которых составила 8 миллионов рублей. «Результаты программы показывают, что Федерация еврейских общин России гармонично встроилась в антинаркотическую деятельность в нашей стране. Данная социально значимая работа, реализуемая ФЕОР в соответствии с принципами вклада еврейской общины в становление здорового общества, приносит реальную пользу гражданам России. Особенно важно, что антинаркотическая деятельность ФЕОР не ограничивается каким-либо одним направлением, а затрагивает широкий спектр основных вопросов данной проблематики, содействуя, таким образом, развитию именно комплексного подхода к профилактике наркомании и алкоголизма», – отметил руководитель департамента ФЕОР по взаимодействию с Вооруженными силами, МЧС и правоохранительными учреждениями раввин Аарон Гуревич.

Одним из важных событий антинаркотической программы ФЕОР стало открытие в Севастополе стационарного центра помощи зависимым и их близким, которое состоялось ровно год назад. «Главными принципами нашей работы в данном направлении является поддержание высокого профессионального уровня психологической помощи и предоставление достойных условий пребывания в центре. С этой задачей нелегко справляться, когда речь идет о некоммерческом проекте, ведь мы принимаем в центр всех нуждающихся, в том числе и тех, кто не в силах покрыть расходы за свое пребывание. В прошедшем году наш центр смог принять десятки человек. Это десятки историй, за которыми стоят родители, супруги, дети зависимых, все они получили надежду на новую жизнь. В этом благом деле мы бы не справились без помощи частных благотворителей. Особенно хочу отметить компанию Alibaba Russia (PAL), которая поддержала Севастопольский центр в самый трудный период, а также, с пониманием важности помощи нуждающимся, продолжает поддерживать проект.

Благодаря акции «Рубль в день», проведенной Благотворительным фондом «Нужна помощь», около 400 человек стали постоянно поддерживать проект помощи зависимым и их близким» – рассказал руководитель антинаркотической программы ФЕОР раввин Давид Грановский. Реализуя антинаркотическую программу, Федерация еврейских общин России развивает сотрудничество с профильными государственными учреждениями, правоохранительными органами, пенитенциарной системой и СО НКО, а также с муниципальными органами власти в регионах проведения мероприятий. Исходя из понимания социальной значимости данной деятельности, направленной на профилактику наркомании и алкоголизма в нашей стране, опираясь на опыт и результаты уже проделанной работы, Федерация еврейских общин России продолжает реализацию и развитие своей антинаркотической программы.

Поделиться
Отправить

Президент Федерации еврейских общин России Александр Борода поздравил главного раввина страны Берла Лазара с 55-летием.

“Написано у Рамбама (Маймонид) в “Мишнэ Тора”, что мудрецы делают все свои дни подобными праздникам. Потому что в каждом своем действии, даже в быту, ведут себя достойно и красиво, озаряя жизнь духовностью. Также Рамбам говорит, что мудрец любит мир и всегда ищет мира. Именно эти два описания как нельзя лучше характеризуют Вас”, – говорится в поздравлении Бороды, текст которого распространила во вторник пресс-служба ФЕОР.

Президент федерации отметил, что Лазар известен не только глубочайшим знанием Торы, но и общественными делами, стремлениями, общением с каждым человеком, умением объединять людей разных взглядов и с разным жизненным опытом, “показывать им общность, а не разобщенность”.

“Для российской еврейской общины большое благословение иметь такого духовного лидера и наставника, как Вы. Благодаря Вашему самоотверженному служению сегодня мы одна из самых процветающих общин мира”, – говорится в поздравлении.

Раввин Лазар родился 8 сивана (в этом году выпало на 11 июня) 5724 (1964) года в Италии в семье раввина еврейской общины Милана. В 1978 году, окончив еврейскую школу, он поступил в раввинской колледж Нью-Джерси (США). Затем, в 1982 году, продолжил учебу в иешиве (духовной академии) “Томхей Тмимим” в Нью-Йорке и окончил ее в 1988 году с дипломом раввина в звании даяна, религиозного судьи.

Впервые раввин Лазар побывал в России в 1988 году. В 1990-м он становится раввином московской синагоги в Марьиной Роще. С 1995 гола также занимает пост председателя Объединения раввинов СНГ. В 2000 году раввин получает российское гражданство. В том же году на съезде российских еврейских общин он был избран главным раввином России. К настоящему времени под духовным попечительством Лазара возрождены еврейские общины более чем в 350 городах России и СНГ, действуют национальные школы и детские сады, в десятках городов работают раввины, функционируют синагоги и благотворительные организации.

Указом президента России от 30 апреля 2014 года раввин Берл Лазар был награжден орденом “За заслуги перед Отечеством” IV степени.

 

Поделиться
Отправить

Главный раввин России Берл Лазар и президент Федерации еврейских общин России (ФЕОР) раввин Александр Борода направили  в общины поздравления с праздником Шавуот.

«Нередко у людей возникает вопрос: почему Г-сподь даровал Тору именно в пустыне? Казалось бы, если Он хотел дать людям Свой закон, такое важное дело лучше было бы совершить со всей торжественностью, пусть даже немного позже – уже на Святой земле, в Иерусалиме, может быть, даже в Храме! Но мы понимаем, что Б-г все делает с глубоким смыслом. Так и здесь – Он преподал важный урок не только нашим предкам, стоявшим у горы Синай три с половиной тысячи лет назад, но и всем поколениям евреев, в том числе нам с вами! Не секрет, что есть еще немало людей, которые не готовы взяться за изучение Торы и начать соблюдать заповеди прямо сейчас. В оправдание они приводят, казалось бы, вполне объективные причины: «Всю жизнь мы были лишены традиции, не имели физической возможности вернуться к Б-гу и Торе, время упущено, много ли мы успеем, если сейчас, в зрелом возрасте, начнем с самых азов?» А Шавуот учит нас, что эта логика неверна: Тора доступна каждому, в любое время, в любом месте! Ее законы универсальны, они действуют везде, даже в пустыне – и не важно, идет ли речь о материальной пустыне, в которой оказались наши предки, или о пустыне духовной, в которой были вынуждены расти люди в России всего три десятилетия назад. Начинать учить Тору никогда не поздно, и, если это еще не сделано, сейчас, в дни Шавуот, самое лучшее время, чтобы это сделать!», – говорится в поздравлении раввина Берл Лазара

«Это день нашего рождения как народа, именно в Торе заключается наше самоопределение. На протяжении тысячелетий Она не только была источником нашей мудрости, нравственности, но также, несмотря на все перипетии истории, оберегала нас и сохранила единым народом.  Праздник Шавуот не предполагает особенных материальных приготовлений: не нужно убирать дом от квасного, нет необходимости строить сукку, – но требует от нас тщательной духовной подготовки. Начиная с Песаха, мы отсчитывали 49 дней до дарования Торы, каждый день, посвящая определённым духовным качествам и нашей личной работе над их исправлением. В сам праздник принято приходить в синагогу всей семьей, вместе с младенцами и очень пожилыми родственниками, чтобы послушать произнесение Десяти заповедей. В нашей традиции они называются Речениями, в них заключена квинтэссенция всего еврейского закона. В Десяти речениях высказаны основные установки отношений между людьми и между человеком и Б-гом. Только следуя им, возможно построить гармоничное и мирное общество. Еврейский закон адресован не к судьям и юристам, он обращается к каждому человеку, помогая ему организовать свой жизненный путь разумно и праведно», – сказано в письме президента ФЕОР раввина Александра Бороды

Справка

Шавуот – праздник, установленный Торой, отмечается 6 Сивана (в Израиле один день, за пределами Израиля – 2 дня). Также имеет названия Праздник бикурим (первых плодов), Ацерет (собрание) и Праздник дарования Торы. Источник названия Шавуот заключен в тех семи неделях (шавуот), которые отсчитывают от праздника Песах. Эти семь недель заканчиваются перед 6 Сивана, который, таким образом, оказывается 50-м днем после Песаха. В этот день Всевышний даровал народу Израиля Тору у горы Синай. Принято читать Книгу Руфь, устраивать праздничную молочную трапезу, а мужчины всю ночь до рассвета учат Тору.

Поделиться
Отправить

Выбор редакции