Федерация

Президент Федерации еврейских общин России, генеральный директор Еврейского музея и центра толерантности Александр Борода направил поздравление художнику – мультипликатору, народному артисту РФ Юрию Норштейну с юбилеем.

Александр Борода отмечал, что он «признан во всём мире величайшим художником – мультипликатором, а признание коллег и профессионального сообщества, несомненно, всегда имеет особое значение. Но Ваши главные ценители – это дети, самый сложный, и требующий наибольшей ответственности и искренности, зритель». «Одно из Ваших главных открытий в мультипликационном искусстве заключается не столько в сложных технических и художественных инновациях, сколько в выстраивании диалога с ребёнком на равных, с пиететом и уважением к его личности. Вы утвердили мысль, что дети заслуживают выверенного и целостного художественного мира, не уступающего эстетически и содержательно «взрослым» картинам. Популярная тема эмоционального воспитания была открыта широкому зрителю в Ваших мультфильмах «Ёжик в тумане» и «Сказка сказок», где повествование приглашает к честному общению о важности наших чувств, тем самым воспитывая в детях эмоциональную зрелость», – подчеркивал Александр Борода.

Он отмечал, что для ФЕОР было честью вручить Ю. Норштейну в 2008 году награду Федерации еврейских общин России «Человек года» в номинации «Человек – легенда». «Но с ещё большей радостью мы ожидаем открытия совместной выставки с вашей супругой Франческой Альфредовной Ярбусовой в Еврейском музее. Для нашего музея это отдельный предмет гордости, и мы благодарны Вам за ваше участие не только как художника, но и как автора концепции экспозиции», – писал президент Федерации еврейских общин России. «От всего сердца желаю Вам и Вашим близким крепкого здоровья и неиссякаемой энергии. Пусть наступивший еврейский и Ваш личный год будет радостным и полным щедрыми благословениями Всевышнего!» – заключал свое поздравление Александр Борода.

Поделиться
Отправить

Главный раввин России отмечал, что Йом-Кипур — это день суда, когда Г-сподь оценивает дела каждого из нас за прошедший год и выносит Свой приговор. «Понятно, что это день поста и покаяния. Но вместе с тем это великий праздник. Тора называет его «шабат шабатон» – своего рода «двойной шабат», отдых внутри отдыха. И само название этого праздника происходит от слова «капара» – прощение, когда Б-г отпускает наши грехи. И это, безусловно, повод для радости» – писал он.

Берл Лазар отметил, что это происходит потому, что, когда в Йом-Кипур мы смотрим назад, видим свои ошибки и осознаём, что это были именно ошибки, неправильные действия – мы тем самым подтверждаем, что, совершая грех, действовали вопреки нашей истинной природе. «Согласно Торе, человек добр по природе, так как в каждом есть бессмертная душа, частица от Б-га, а Б-г есть высшее воплощение доброты! И, когда мы это осознаём, мы совершаем «тшуву» – возвращение к Б-гу, возвращение к себе истинному, к тому, кем каждый из нас реально хочет быть. А когда мы возвращаемся к Б-гу, Он нас прощает, потому что мы его дети, и Он любит нас. И это великий праздник как для человека, так и для Б-га!», — заметил Главный раввин России.

Он призвал не только осознать совершенные ошибки и принять правильные решения на будущее в Йом-Кипур, но и полностью раскрыть свой потенциал в новом, 5782 году по еврейскому календарю.

Президент Федерации еврейских общин России Александр Борода в своем послании отмечал, что Йом-Кипур – это день искупления и прощения. «Уже в самом названии праздника заложен его основной смысл – очищение всего еврейского народа, уникальная возможность обнулить счётчик прегрешений и запустить новый отсчёт добрых дел. Мы знаем, что в этот день мы должны искренно раскаяться в своих грехах. Но так ли легко вызвать это чувство в наших сердцах?» – писал он.

Президент ФЕОР подчеркивал, что большинство своих прегрешений мы скорее склонны считать ошибками, нежели злонамеренными поступками. «Согласно Рамбаму, человек также ответственен и за грехи, совершённые по принуждению. Принуждение же необязательно должно быть в экстремальном, радикальном ключе – принуждение может быть вызвано и обстоятельствами, в которых мы оказываемся. И тогда, совершенно справедливо, мы склонны винить больше обстоятельства, будто бы лишающие нас права выбора, чем самих себя. Но если быть полностью честным с самим собой и с Б-гом, как сказано: «обманщик не предстанет предо мною», обладаем ли мы потенциалом и душевными силами противостоять обстоятельствам, сохраняя свою целостность и праведность? Разумеется, да», – отмечал Александр Борода.

Он подчеркивал, что в течение всего года мы хотим честности по отношению к себе; полагаясь на объективность предъявляемой по отношению к другим правды, мы не задумываемся, что она в высшей степени субъективна. «Комментаторы пишут: «Если судить справедливо, то подобало бы не принимать раскаяния человека». На что же мы тогда рассчитываем в Йом-Кипур? Только на милосердие Творца, стирающего все несовершенства и способного увидеть в нас только Его добрый замысел. Наказания за нарушение законов о почитании родителей одни из самых суровых, строгость их объясняется прямой параллелью с отношением к Всевышнему и подчинению Его воле. Но в отличие от других обязательств, даже менее строгих, в данном случае «Отец имеет право прощать» и, таким образом, освобождать сына или дочь от наказания за нарушения. После суда в Рош а-Шана, когда вынесен неоспоримо истинный приговор, мы осознаём, что кредит доверия Всевышнего не может быть возмещён, и только по своей милости любящий Отец способен изменить своё решение. Уже на исходе праздника, в завершающей молитве «Неила», после трубления в шофар, мы произносим: «Да будут приняты молитвы и просьбы всего дома Израиля их Небесным Отцом».

В Йом-Кипур, признавая власть Всевышнего над всем мирозданием, понимая необратимость Его суда, мы все же ожидаем от Него всеобъемлющего прощения, как от любящего нас безмерной любовью Отца. «Желаю всем нам, чтобы Всевышний услышал молитвы каждого, ниспослал силы и возможности быть праведным человеком, укрепиться в своих добрых делах и жить в мире и согласии с ближними», – заключил президент Федерации еврейских общин России.

Йом-Кипур начинается в этом году вечером с заходом солнца 15 сентября и продлится до выхода звезд 16 сентября. Это день поста, то есть полного отказа от еды и питья. Также в этот день запрещено носить кожаную обувь. На Йом-Кипур распространяются все запреты, действующие в шабат: нельзя зажигать огонь, электричество, пользоваться транспортом, писать, стричься и многое другое. В отличие от других постов Йом-Кипур соблюдают беременные и кормящие женщины, здоровью которых не угрожает опасность. В случае угрозы жизни человек освобождается от поста, так люди больные коронавирусом должны проконсультироваться с раввином касательно порядка соблюдения поста. В Йом-Кипур евреи собираются в синагогах на молитву и проводят в молитвах практически весь день. Считается, что именно в Йом-Кипур Творец проявляет особую милость к своим созданиям.

Поделиться
Отправить

Главный раввин России Берл Лазар 12 сентября открыл в Томске Детский культурно-образовательный центр рядом с Хоральной синагогой города, сообщает пресс-служба Главного раввина России.

Строительство началось в ноябре 2017 года и финансировалось полностью за счет пожертвований. Торжественное открытие было приурочено к 120-летию синагоги. «Это большая радость — видеть здесь столько людей, столько молодых ребят. Мы понимаем, что это непростое время. Но то, что столько людей пришли — это знак того, что этот центр действительно необходим», — заявил Берл Лазар.

Он отметил работу раввина Томской области Леви Каминецкого по созданию в городе среды для образования и воспитания детей. По его словам, в общине города хорошо понимают, насколько важны школа, детский сад, неформальное образование. «Если подумать, куда лучше всего вкладывать, — несомненно, в образование. Это лучшая инвестиция, результат от которой останется на всю жизнь. Нашими совместными усилиями мы можем сделать так, чтобы Томск стал центром образования, воспитания», – заявил Главный раввин России, выступая на открытии центра.

Центр может единовременно принять 50 детей в группах дошкольного образования и 200 детей в группах дополнительного образования.

Предусмотрены группы дневного пребывания и ухода за детьми (ясли и дошкольный возраст), группы продленного дня для школьников из других школ, где они могут заниматься с репетиторами, развивающие программы для детей и родителей, театральные и музыкальные кружки, робототехника, шахматы, информационные технологии, детская игровая, клубы неформального образования для подростков и студентов. В нем будут работать 20 педагогов различных специальностей: математика, русский язык, английский, иврит, химия, физика, история и обществознание, робототехника, шахматы, преподаватели театра и музыки.

По словам раввина Томской области Леви Каминецкого, образовательными услугами центра смогут пользоваться все желающие дети Томска — как малыши, так и школьники. Открытие Образовательного центра в Томске – часть общей программы еврейской общины по развитию образования и воспитания по всей стране.

Поделиться
Отправить

Президент России, Главный раввин России и президент Федерации еврейских общин России опубликовали поздравления с праздником Рош а-Шана.

Президент России Владимир Путин поздравил российских евреев с Рош а-Шана, отметив, что этот праздник (один из самых древних и особо почитаемых) «для последователей иудаизма символизирует духовное очищение, нравственное и религиозное совершенствование. В эти дни люди обращаются мыслями к событиям минувшего года, анализируют свои дела и поступки, обдумывают планы на будущее». «Сегодня еврейские религиозные организации многое делают для успешного развития России, уделяют неустанное внимание плодотворной социальной работе, активно участвуют в реализации востребованных образовательных, патриотических, просветительских, благотворительных проектов. И, конечно, с удовлетворением отмечу их усилия, направленные на поддержание в нашей стране межнационального, межрелигиозного мира и согласия, неизменную приверженность таким непреходящим общечеловеческим ценностям, как добрососедство, доверие и взаимопонимание. Желаю гражданам России, исповедующим иудаизм, здоровья, благополучия и радостных праздничных дней», – подчеркнул Президент России.

Главный раввин России в своем послании отметил, что Рош а-Шана один из самых важных наших праздников, своего рода «ежегодный день рождения». «Ведь именно в эти дни Б-г оценивает итоги жизни каждого из нас и вносит имена достойных в Книгу жизни, ставит перед нами задачи на наступающий год и придает сил, чтобы мы могли эти задачи выполнить», – подчеркнул он.

Берл Лазар напомнил, что наступающий год – особенный. Это «субботний год» (шнат шмита), когда в Земле Израиля дают отдыхать земле от сельскохозяйственных работ, а также прощают долги. Кроме того, это високосный год еврейского календаря (шана меуберет), когда добавляется дополнительный месяц адар. «Это время отдохнуть от бытовой рутины, заняться духовным самосовершенствованием, подняться ближе к Б-гу, благодаря Торе, молитве и добрым делам! Этот год напоминает нам, что Б-г всегда обеспечит нужды человека, который ведет праведную жизнь; что работа не цель жизни, а только средство, чтобы, благодаря заработку, человек мог заняться главным – семьей, воспитанием детей, любовью к ближнему, помощью другим людям. Только в этом случае наша жизнь обретает полноту и подлинный смысл», – отметил Главный раввин России. «Соединяем послание «шнат шмита» и послание «шана меуберет» – и получаем главную идею наступающего года: больше праведной жизни, больше духовного роста, приближение к Б-гу – вот главный источник радости для человека. Именно такой радости – радости от добрых дел, от праведного служения Б-гу и ближним, я желаю каждому из нас», – заключил Берл Лазар.

Президент Федерации еврейских общин России Александр Борода в своем послании напомнил, что одна из самых ярких аллегорий праздника Рош а-Шана – это коронация Всевышнего как Царя царей этого мира. «Мы трубим в шофар, мы произносим в молитве: «и был Всевышний провозглашён царём»! Но возникает вопрос: для чего необходимо вновь и вновь торжественно утверждать царствование Всевышнего? Зачем Всевышнему, Творцу всего мироздания, ежегодная коронация? Ответ на эти вопросы кроется в еврейском мироощущении. Согласно иудейской концепции сущего, ничто в мире не статично: и сам мир, и мы, населяющие его, всегда находимся в развитии; которое может происходить как в позитивном ключе, так и в отрицательном… То, что недавно казалось нам важным, становится второстепенным и наоборот. Тем не менее в жизни человека должны быть константы, абсолютные величины, которые – несмотря ни на какие перипетии судьбы – помогают ему не сбиться с праведного пути, но, напротив, чувствовать свою личную цельность и духовную незыблемость. То, что в Б-ге и в Его законах есть аксиома бытия, не может быть для человека навязанной истиной или же простой условностью. Но из года в год, меняясь, взрослея, претерпевая успехи и поражения, человек должен формировать свое собственное понимание того, что только духовные ценности имеют абсолютную силу и главное значение в его жизни. Провозглашая Б-га Царем мира, человек подтверждает, в первую очередь для самого себя, свою личную приверженность духовности, свое искреннее желание следовать по путям Б-жественной мудрости и стремиться к тому, чтобы общество держалось на независимых основах справедливости и нравственности», – отметил Александр Борода.

Праздник Рош а-Шана, еврейский Новый год, начинается 6 сентября с заходом солнца и длится до выхода звезд 8 сентября. Главная заповедь праздника — трубление в шофар, музыкальный инструмент, выполненный из рога барана. Также 6 и 7 сентября вечером устраивают пышную трапезу с особыми символическими блюдами: круглым хлебом, медом и яблоками, гранатом, головой рыбы, сладкой морковью и другими блюдами. Днем, в первый день праздника, совершают обряд «ташлих», символическое избавление от грехов посредством молитвы на берегу водоема.

Как сообщила пресс-служба Главного раввина России еврейская община разослала к празднику 30 тысяч подарков. Это посылки, которые содержат все необходимое для празднования Рош а-Шана: краткие махзоры (молитвенники) на Рош а-Шана и на Йом-Кипур, календарь на новый 5782 год, баночка мёда, медовый пирог, виноградный сок и книга Теилим (Псалмы), специально напечатанная для этой акции. Это вторая из серии благотворительных акций, направленных на привлечение в синагоги тех евреев, кто еще не охвачен общинной жизнью. В прошлом году осенью также проходила акция «Тора в каждый дом», когда рассылались томики Торы, а сейчас – новогодние наборы с книгой Теилим.

Попечитель этих благотворительных акций, член генерального Совета «Деловой России» Александр Малахов заявил: «Наша задача – распространять Тору с тем, чтобы евреи жили в соответствии с ней. Это залог нашего как духовного, так и материального благополучия». Он заявил о том, что готовит следующий проект – распространение виртуальной Торы в виде интерактивной программы, которую каждый сможет установить себе на смартфон. Работа над ним уже ведется.

Поделиться
Отправить

Главный раввин России Берл Лазар призвал участников съезда раввинов стран бывшего Советского Союза в течение следующих пяти лет привлечь в общины, по крайней мере, миллион евреев, на данный момент оторванных от традиции, сообщила пресс-служба главного раввина России.

Съезд начался в Алма-Ате (Казахстан) в четверг, 29 июля (20 ава по еврейскому календарю) и завершился 1 августа (23 ава). В нем приняли участие более двухсот раввинов из 9 стран: России, Украины, Белоруссии, Грузии, Азербайджана, Казахстана, Киргизии, Эстонии, Литвы. Участники съезда представляли 500 общин. «Мы работаем в пространстве, где, к сожалению, очень много евреев, не связанных с общиной. Это произошло не по их вине, а по незнанию, и наша обязанность – донести до них красоту еврейской жизни и традиции», – заявил Берл Лазар. Он подчеркнул, что в такое время, когда люди нуждаются в поддержке, как материальной, так и моральной, и духовной, община нужна людям, как никогда ранее. «Наша обязанность – протянуть руку каждому еврею и сделать так, чтобы он почувствовал себя комфортно в общине и получил необходимую поддержку», – заключил Главный раввин России.

Съезд раввинов был приурочен ко дню ухода из этого мира выдающегося каббалиста Леви-Ицхака Шнеерсона – отца седьмого Любавичского ребе, который провел свои последние годы в ссылке в Казахстане. «На этом съезде ощущалось невероятное чувство единения и взаимной поддержки. И хотя были как заслуженные раввины, так и совсем молодые, не чувствовалось никакой иерархии, все были на равных», – отметил участник съезда, раввин Перми Залман Дайч. Он подчеркнул, что нынешнее единство и развитие еврейских общин — это знак победы дела таких праведников, как Леви-Ицхак Шнеерсон и тщетности усилий тех, кто преследовал верующих.

Поделиться
Отправить

Главный раввин России Берл Лазар опубликовал обращение к еврейским общинам накануне самой печальной даты еврейского календаря – траура 9 ава, установленного в память о разрушении Первого и Второго Иерусалимского Храмов, сообщает пресс-служба Главного раввина России.

В своем обращении Берл Лазар отмечал, что, то, что эти две трагедии случились в один и тот же день, намекает нам, что их причина была одна, хотя формально эти причины различны (в случае с Первым Храмом — грех идолопоклонства, в случае со Вторым Храмом – беспричинная ненависть между евреями). «Если дети Б-жьи отходят от служения своему Отцу, от Его Торы и заповедей – какой смысл Отцу находиться среди них? И точно так же – если дети начинают враждовать друг с другом, они фактически перестают быть братьями, они отрицают, что у них общий Отец!

В этом контексте разрушение первого и второго Храма произошло по одной и той же фундаментальной причине: люди отошли от тех вечных ценностей, которые даровал им Б-г», – подчеркивал Главный раввин России. Он призвал к тому, чтобы, отмечая 9 ава, усвоить урок этой скорбной даты. «При всей важности поста, молитв и воспоминаний о трагедии прошлого, главное в этот день – твердо решить для себя делать всё, чтобы заслужить восстановление Храма, выработать такую линию поведения, которая позволит нам приблизить это событие, о котором мы все мечтаем и молимся. Ведь когда человек понимает, что наказание было дано не затем, чтобы сделать больно, а чтобы помочь ему исправиться – само наказание превращается в начало освобождения», – заявил Берл Лазар.

В этом году пост 9 ава начинается 17 июля, сразу после шабата, с наступлением темноты.

Поделиться
Отправить

Президент Федерации еврейских общин России, раввин Александр Борода, обратился к еврейским общинам накануне 9 ава. Он отметил, что многие законы 9 ава подчеркивают горечь тех событий, указывают на то, что разрушение Храма является как общественной, так и личной трагедией каждого человека. Но, как подчеркнул президент ФЕОР, у 9 ава ест еще и позитивный смысл.

«То, что траур по разрушению Храма установлен до того времени, как он будет восстановлен, говорит, как бы это удивительно ни звучало, о позитивном, жизнеутверждающем смысле 9 ава. Наши переживания направлены не столько в прошлое, сколько в будущее…. 9 ава – это не просто период скорби о случившейся трагедии, но это напоминание о том, что испытания являются неотъемлемой частью награды», – отметил Александр Борода. Напомнив, что Второй Храм был разрушен из-за «беспричинной ненависти», президент ФЕОР указал, что 9 ава – «возможность для каждого из нас еще раз осознать, как важно стремиться к человеческому единству, сочувствовать и сопереживать друг другу».

«Второй год мы пребываем в ситуации пандемии, и это время показало какой действенной силой обладает сочувствие и неравнодушие к ближнему, тогда как мнимая независимость и свобода от мнения других может быть смертельно опасна. В конечном итоге только взаимопомощь и небезразличие к жизни и здоровью других людей напрямую отражаются на сохранности твоей жизни и твоего здоровья», – заключил Александр Борода.

9 ава, Тиша бе-Ав — дата еврейского календаря, в которую мудрецами был установлен суточный пост в память о разрушении Первого и Второго Иерусалимского храма. Во время поста строго запрещено пить, есть, вступать в интимную близость, мыться, носить кожаную обувь. В этом году он выпадает на 18 июля, начинаясь с заходом солнца в субботу 17 июля. В отличие от других 4 постов, установленных мудрецами, от соблюдения 9 ава не освобождаются кормящие и беременные женщины, если их здоровью и здоровью их ребенка не угрожает опасность. Но в случае эпидемии действуют послабления в спорных ситуациях о физическом состоянии человека, также человек во время болезни не обязан держать пост.

Поделиться
Отправить

Главный раввин России Берл Лазар выразил соболезнования супруге и всем близким ушедшего из жизни музыканта и композитора, основателя и генерального директора Международного культурного центра им. Соломона Михоэлса, председателя общественного совета Международного фонда поддержки отечественной культуры «Единство», а также первого президента Федерации еврейских общин России Михаила Глуза, сообщает пресс-служба Главного раввина России.

В послании Берла Лазара говорится, что весть о безвременной кончине артиста стала для него лично большим ударом. Главный раввин России отметил, что Глуз был «блестящим интеллектуалом и одновременно прекрасным практиком, умевшим не только рождать ценные проекты, но и претворять их в жизнь». «Он был примером, для всех нас – близким другом», – подчеркнул он.

«Я не могу вспомнить, когда состоялась наша первая встреча – сейчас кажется, что я знал Михаила Семеновича всю жизнь. Но первое, что меня в нем поразило – это огромное сердце и огромная душа, это настрой ежедневно помогать людям, творить добро. А еще – делать все, чтобы не прервалась связь поколений, чтобы наша молодежь знала о подвиге жизни тех, кто жил прежде, кто боролся за сохранение нашей культуры, нашей традиции, кто отдавал за это жизнь в самых тяжелых условиях, в самые страшные времена. Не случайно, что на учредительном съезде Федерации еврейских общин России двадцать лет назад он был единогласно избран первым главой этой организации. И жизнь доказала правильность такого выбора – очень многие наши проекты, успешно работающие в десятках городов и регионов, это результат его инициатив, его упорного и неустанного труда!» – отметил Берл Лазар.

Главный раввин России выразил уверенность в том, что подобно тому, как Михаил Глуз «на протяжении десятилетий ковал цепь памяти о тех, кто составил славу нашего народа здесь и повсюду в мире», новые поколения так же сохранят память о Михаиле Глузе.

Поделиться
Отправить

Президент Федерации еврейских общин России, раввин Александр Борода направил соболезнования Ирине Горюновой в связи с кончиной ее супруга Михаила Глуза, скончавшегося утром 8 июля.

«От имени Федерации еврейских общин России и от себя лично приношу свои соболезнования в связи с уходом Вашего супруга Михаила Семёновича Глуза», – писал Борода. Президент ФЕОР подчеркнул, что всегда особенно больно, когда уход человека так внезапен.

«Михаил Семенович был безгранично талантливым человеком. Но многогранности его личности предшествовала человечность. Именно, благодаря этому сильнейшему стержню, его другие черты – живой ум, лидерство, исключительная музыкальная одаренность – приобретали совершенно особое звучание. Создание Международного культурного центра им. С. Михоэлса в 1989 году стало настоящим событием в мире культуры, а проводимый Фондом Фестиваль стал местом встречи творческих личностей со всего мира, настоящим праздником искусств. Михаил Семенович во многом был конгениален великому артисту Соломону Михоэлсу, для него сохранение и развитие еврейской культуры было, без преувеличения, жизненной миссией… Будучи человеком искусства, Михаил Семенович остро чувствовал потребность человека в духовном развитии. Гуманизм и сострадание, помощь ближнему – для него были не пустые слова».

«Самое главное вот что: учиться всю жизнь, читать всю жизнь, думать всю жизнь, синтезировать всю жизнь. Эти слова Соломона Михоэлса очень созвучны образу Михаила Семеновича – неизменно интеллигентного, деятельного и открытого миру», – писал Борода. Он также отмечал, что ФЕОР навсегда останется благодарна Глузу за его президентство в первые годы существования организации. «Скорбим вместе с Вами об этой невосполнимой утрате. Да будет благословенна память Михаила Семёновича Глуза», – заключил Борода.

Поделиться
Отправить

Главный раввин России Берл Лазар назначил раввином города Таганрог Арье-Лейба Ткача, который до этого занимал должность раввина общины г. Краснодара. В сентябре 2020 года на него было совершено покушение членами экстремистской организации «Граждане СССР», действовавшей на Кубани. В результате операции правоохранительных органов организаторы покушения были задержаны.

В Шаббат, 25 июня, Арье-Лейб Ткач провёл первую молитву в таганрогской общине как раввин города. На следующий день, все молитвы общественного поста 17 Тамуза прошли в миньяне – в составе кворума из 10 человек, требуемого для общественного статуса молитвы. Это случилось впервые в новой истории города.

На исходе поста состоялась общественная трапеза – фарбренген, на которой, в теплой, братской обстановке были намечены первые цели общинной работы.

– Это город с богатой еврейской историей. До революции в Таганроге была синагога и Бейт мидраш (Дом учения). В городе проживало очень много евреев. Мы с Юдит, моей супругой, с первого знакомства с общиной и городом, влюбились в это место, — сказал новый раввин Таганрога.

По словам Арье-Лейба Ткача, он уверен, что город очень перспективный в плане развития еврейской жизни. С таким энергичным главой общины, как Ариель Давыдов и такой сильной и дружной общиной эти перспективы станут реальностью в ближайшем будущем, — считает новый раввин.

Арье-Лейб Ткач поблагодарил раввина Ростова-на-Дону Хаима Данзингера за постоянную заботу об общине Таганрога, пока в городе не было собственного раввина.

–  Он своей неустанной заботой окружал общину и заботился о каждом. Мы с супругой очень благодарны главному раввину России, Берлу Лазару за оказанное доверие и ту помощь и поддержку, которая будет сопровождать нас в нашей посланнической миссии, — отметил новый раввин Таганрога.

Согласно оценке Федерации еврейских общин России (ФЕОР), еврейское население Таганрога составляет несколько тысяч человек.

Поделиться
Отправить

В воскресенье, 27 июня, наступает пост 17 Тамуза (дата еврейского календаря), один из четырех постов, связанных с разрушением Иерусалимского Храма и изгнанием еврейского народа из земли Израиля. Это также один из четырех дневных постов, начинающихся с началом рассвета и заканчивающихся с выходом звезд. Точное время поста зависит от географического расположения, в Москве он продлится с 00:33 до 22:19, в эти часы строго запрещено пить и есть. От поста освобождены дети, кормящие и беременные женщины, а также больные, даже если им не угрожает опасность.

17 Тамуза войском Навуходоносора II была пробита городская стена Иерусалима, что через три недели – 9 Ава – привело к разрушению Храма. В память о тех событиях с 17 Тамуза по 9 Ава принято соблюдать некоторые ограничения, подчеркивающие траурный характер этого времени.

Президент ФЕОР, раввин Александр Борода накануне поста направил специальное письмо в еврейские общины, сообщает пресс-служба ФЕОР.  Он напоминал, что 17-го Тамуза произошло сразу несколько трагических событий, сохранившихся в коллективной памяти еврейского народа: Моше разбил Скрижали Завета, в Иерусалимском храме прекратились ежедневные жертвоприношения, в Храме был воздвигнут идол, наместник царя Антиоха сжег Тору, тем самым  демонстративно показав, что евреи должны быть уничтожены не столько физически, сколько духовно.

Президент ФЕОР задавался вопросом «почему память об этих бедствиях выделена в нашей традиции, тогда как на протяжении длинной истории еврейского народа колоссальные трагедии происходили не единожды?» и сам же отвечал, что это вызвано тем, что подобные события, каждое в своей области, происходили впервые. «В происходящем впервые заключена огромная сила – самим своим проявлением в материальном мире оно открывает шлюзы для других подобных событий, становится в каком-то смысле их причиной и проводником. Так, когда еврейский народ вышел из Египта, и весь мир стал свидетелем величайших чудес, которые Всевышний совершил для него, первым народом, который осмелился напасть на евреев, были амалекитяне во главе с Амалеком. После этого еврейский народ вынужден был не раз защищаться от нападений. И в нашей традиции Амалек олицетворяет беспринципность и бесстрашие зла, не останавливающегося ни перед чем», — отмечает Александр Борода.

Но, как подчеркивает президент ФЕОР «мы знаем, что из всего, происходящего в мире, мы можем извлечь урок. Дурные дела тоже могут стать для нас поводом, чтобы увидеть и осознать важнейшие истины. Благодаря опыту соприкосновения со злом, созерцания зла воочию или узнавания о чудовищных событиях мы можем понять для себя очень важные и необходимые для собственного нравственного роста вещи. Плохое необязательно учит плохому, если мы стремимся постичь ту мудрость, которой Всевышний наполнил все события». «Как зло бесстрашно и беспринципно, так и добро должно быть всеобъемлющим и исполненным веры. Оно должно показывать себя не в борьбе и столкновениях, а в безграничности своего присутствия, оно не видит рамок и преград, которые перед ним выстраивают, потому что пронизывает все. Поэтому как в истории, так и в жизни мы можем найти для себя примеры, за которыми должно следовать, не уставая идти по пути созидания и поиска ответов», — заключает Александр Борода.

 

Поделиться
Отправить

Главный раввин России Берл Лазар в День памяти и скорби выразил обеспокоенность отсутствием единства стран в борьбе с терроризмом и антисемитизмом в мире, сообщает РИА «Новости».

«В 1941 году Гитлер по сути вынудил Великобританию, США и СССР стать союзниками и вместе дать ему отпор. Сейчас в войне с терроризмом мы этого, к сожалению, не видим. В ряде стран ЕС и даже в США усиливается экстремистская антисемитская пропаганда, все больше актов насилия против евреев – причем под теми же самыми лозунгами, какие использовали нацисты», — говорится в обращении раввина, предоставленном «РИА Новости», в связи с 80-летием начала Великой Отечественной войны.

Берл Лазар отметил, что нападение нацистской Германии на СССР 22 июня 1941 года – это «самое трагическое событие в истории всех народов нашей страны». «Духовные лидеры еврейства предупреждали, что опыт геноцида нацисты обязательно попробуют распространить и на другие народы. К сожалению, к ним не прислушались – ни на Западе, ни на Востоке. В результате только Советский Союз потерял 27 миллионов человеческих жизней», — говорится в обращении. Идеология ненависти, считает он, должна быть объявлена вне закона, ее носители – изолированы от общества, а политический диалог с ними не возможен из-за отсутствия у них стремления к компромиссу.

«Тех, кто разжигает национальную рознь, надо наказывать сразу и самым решительным образом. Тем более, когда экстремисты оправдывают свои преступления «высшими идеалами», а они всегда это делают: Гитлер объявил себя «спасителем арийской расы», нынешние террористы и террористические режимы утверждают, что убивают «во имя Б-га». И нельзя тешить себя иллюзиями, что это нас не коснется, это все ближневосточные дела. Если не остановить бандита сегодня, завтра он доберется до тебя», — заключил раввин.

Поделиться
Отправить

Выбор редакции