Федерация

В среду, 21 февраля в здании Московского еврейского общинного центра в Марьиной Роще состоялась встреча главного раввина России Берла Лазара с депутатом Кнессета от партии «Еврейский дом» г-жой Шули Муалем-Рафаэли. Во встрече также принял участие израильский политический деятель Михаэль Кляйнер и раввин берлинской иешивы Хаим Розваский.

Стороны обсудили перспективы сотрудничества Израиля и еврейской диаспоры России, образовательные и культурные программы, пути укрепления отношений между двумя странами, противодействие антисемитизму.

Ключевой темой встречи стал вопрос о воспитании молодежи, сохранении памяти о Катастрофе европейского еврейства и о великом подвиге солдат-освободителей – бойцов и командиров Красной Армии; о роли СССР в освобождении Освенцима, Майданека, спасении сотен тысяч евреев Венгрии и других стран Европы.

Г-жа Муалем-Рафаэли рассказала о своей преподавательской деятельности в  школе изучения Холокоста в Яд ва-Шем, поделилась предложениями по организации поездок в Польшу, и  подчеркнула, что «данная встреча для нее чрезвычайно важна, так как у еврейской общины России накоплен большой опыт в проведении подобных мероприятий».

Раввин Берл Лазар рассказал о ежегодной поездке еврейской молодежи в Польшу, в ходе которой студенты из разных регионов страны проводят на территории Освенцима «Марш жизни». Раввин также добавил, что очередная такая поездка планируется в мае. В ней, по его словам, должны принять участие более тысячи студентов.  

Среди прочего, участники встречи коснулись вопроса об опасностях, связанных с инициативами по пересмотру истории и попытками снять ответственность с тех, кто знал о трагедии Холокоста, но предпочитал молчать.

«Память о погибших и благодарность к освободителям требуют от нас занять здесь однозначную позицию. Те, кто видел, знал и ничего не сделал – тоже несут свою долю ответственности, даже если на их руках нет крови», – подчеркнул главный раввин России.

Еще одним предметом обсуждения стала ситуация вокруг обновления Музея – Места Памяти в Собиборе.  Здесь стороны сошлись во мнении о том, что недопустимо отстранять Россию от участия в этом проекте, а подвиг  советского офицера Александра Печерского, организовавшего восстание в Собиборе, не может быть забыт.

В завершение встречи раввин Берл Лазар пригласил всех участников делегации ознакомиться с экспозицией Еврейского музея и центра толерантности, где недавно прошла выставка, приуроченная к международному Дню памяти жертв Холокоста, которую посетили главы России и Израиля.

Поделиться
Отправить

 

20 февраля в исправительной колонии №6 в Рязанской области состоялось открытие молельной комнаты для иудеев.

В мероприятии приняли участие глава департамента Федерации еврейский общин России по взаимодействию с Вооруженными Силами, МЧС и правоохранительными учреждениями раввин Арон Гуревич, начальник УФСИН по Рязанской области В. Семенов, уполномоченный по правам человека региона Н. Епихина, представитель министерства Рязанской области по делам территорий и инфополитики И. Митрофанов, представитель центрального аппарата ФСИН России полковник С. Гуров и другие.

Открытие синагоги состоится в рамках подписанных в 2017 году между Федеральной службой исполнения наказаний Российской Федерации и ФЕОР соглашений о духовно-попечительской работе среди заключенных.

Говоря о событии, президент ФЕОР Александр Борода отметил: «С заключенными наша община работает уже почти 11 лет, и вот не так давно среди отбывающих наказание в колонии №6 недалеко от Рязани возникло желание усилить свою связь с еврейской общиной, и в УФСИН дали разрешение на открытие молельной комнаты. Мы очень рады, во-первых, положительному развитию наших взаимоотношений с ФСИН России в сфере духовно-попечительской работы в местах лишения свободы, а, во-вторых, очень рады тому, что люди, совершившие преступления, сами проявили такую добрую инициативу и готовы духовно меняться.

Благодаря поддержке общины и спонсоров были собраны средства на открытие молельной комнаты, осуществлен ремонт, закуплена необходимая мебель и религиозная литература. Заключенные будут приходить на молитву и изучение Торы. “Надеюсь, что синагога станет для них отдушиной в непростом тюремном быте, поможет заключенным воспрять духом и укрепить свою веру”, – сказал А.Борода

Мы рассчитываем, что уже в следующем месяце нам удастся организовать там полноценное празднование Песаха и рассказать заключенным о традиции и истории праздника».

Информационная справка:

Отдел ФЕОР по взаимодействию с Вооруженными Силами, МЧС и правоохранительными учреждениями, в рамках реализации соглашения между ФСИН и ФЕОР от 2010 г. продолжает свою работу по созданию условий для религиозной жизни осужденных-иудеев.

На сегодняшний день в России открыто 13 синагог в местах лишения свободы. Регулярно оказывается помощь евреям-заключенным: им направляются продуктовые посылки, предметы религиозного культа, книги, проходят встречи с раввинами, лекции и еврейские праздники. Также отделом ФЕОР регулярно даются юридические консультации заключенным и их семьям, оказывается содействие в трудоустройстве после выхода на свободу.

Поделиться
Отправить

В Еврейском университете студенты смогут получить образование на факультетах экономики и информатики, юриспруденции, гуманитарном факультете и факультете иудаики. Также будет работать центр повышения квалификации, школа менеджмента, школа коучинга, институт блокчейна и многое другое.

Ожидается, что в будущем Еврейский университет также начнет сотрудничество с мировыми ВУЗами, будут организованы совместные образовательные программы и программы студенческого обмена.

Создание университета произойдет на базе двух существующих на сегодняшний день ВУЗов, функционирующих под эгидой еврейской общины уже более 15 лет – МЭГИ Махон Хамеш (для девушек) и МЕИЭиФП (для юношей).

В результате создания Еврейского университета увеличится количество специальностей для студентов каждого из ВУЗов. Обучение в университете по-прежнему будет раздельным: мужской корпус и общежитие будет располагаться в здании Института ХХI век (МЕИЭиФП) на севере столицы, а для девушек – в здании Института Махон ХаМеШ (МЭГИ) в Сокольниках.

Идея создания Еврейского университета принадлежит президенту ФЕОР Александру Бороде: «Наша цель – создать первый в нашей стране университет, где студенты смогут получить качественное высшее профессиональное, академическое и религиозное образование. В Еврейском университете можно будет получить образование по широкому спектру специальностей, большой акцент будет сделан на международном сотрудничестве с ведущими мировыми ВУЗами – мы планируем приглашать лекторов, проводить совместные научные конференции и программы студенческого обмена».

Создание университета поддержал завкафедрой иудаики МГУ Аркадий Ковельман: “Главная идея – светское образование объединяется с традиционным еврейским образованием. Казалось бы, подобные учебные заведения разводят людей по разным конфессиональным квартирам, но в таком разделении и объединение – это основа спокойного сосуществования религий”.

Создание университета запланировано на апрель 2018 года.

Поделиться
Отправить

Сегодня в датской столице не так уж много евреев, но местная община известна во всем мире благодаря исключительной защите, которую она получила от своего правительства и своих соотечественников во время Второй мировой войны.

Несмотря на проблемы эмиграции и ассимиляции, характерные для многих других еврейских общин по всей Европе, евреи Копенгагена – приблизительно 2500 человек – образуют оживленное, динамичное сообщество. И в конце этого года они надеются вернуться в свою 184-летнюю Большую синагогу, которую планируется открыть в августе.

Синагога, расположенная в самом центре города, была открыта в 1833 году. «В то время, когда остальная Европа разделялась на различные еврейские общины, раввины в Копенгагене объединили все маленькие синагоги, которые существовали в частных домах, сумев собрать всех под одной крышей», – сказал Яир Мельхиор, который был главным раввином Дании в течение последних четырех лет. Архитектором, который проектировал здание, был немец Густав Фридрих Хетч, который прибыл в город в 1815 году.

На протяжении всей своей истории синагога ремонтировалась десять раз. Около 200 человек — из нескольких тысяч евреев, живущих в Дании, – посещают службу в Шаббат в большой синагоге. В общине есть школа, дом для пенсионеров и продуктовый магазин, где продается мясо. В прошлом году в местном “Бейт-Хабаде» также открылся кошерный ресторан.

Бент Зильбер, который был президентом сообщества в течение 11 лет, отвечал за сбор средств и надзор за проектом реконструкции, при поддержке нескольких датских фондов и частных лиц о собрал 23 миллиона датских крон (около 3,7 миллиона долларов). Для завершения ремонта необходимы дополнительные 300 000 долларов. В августе синагога будет выглядеть почти так же, как и раньше, но отопление, вентиляция и системы освещения будут совершенно новыми.

Зильбер сказал, что они также добавят «Шаббатный лифт» для дам, чтобы добраться до балконов на верхнем этаже, а стены будут перекрашены. Пока идет реконструкция, прихожане переехали в соседний общинный Центр оказания услуг. «Во время молитвы в общинном центре изменилась атмосфера, – сказал раввин. – Теперь мы находимся ближе друг к другу, что более уютно. Надеюсь, так будет и после того, как мы вернемся в синагогу». Как и в случае любых изменений, Мельхиор надеется, что этот физический ремонт может стать возможностью для обновления самой общины. Его мечта, чтобы прихожане пели и больше участвовали в службах».

tabletmag.com

Поделиться
Отправить

Кодекс «Мишне Тора» («Повторение Учения»), или Ѓа-яд ѓа-хазака, — одно из важнейших произведений еврейской традиции, составленный Рабби Моше бен Маймоном (Рамбам, 1138–1204), — величайшим еврейским мудрецом постталмудической эпохи.

В самом обширном из своих трудов Рамбам обобщает и систематизирует талмудическую традицию и в доступной форме излагает всю совокупность еврейского религиозного законодательства — ѓалахи.

В восьмую книгу Мишне Тора, «Служение», посвященную Иерусалимскому Храму, входят Законы о Храме, Законы о храмовой утвари и о служителях Храма, Законы о посещении Храма, Законы о запрещенном на жертвенник, Законы о совершении жертвоприношений, Законы о постоянных и добавочных жертвах, Законы о негодности жертв, Законы служения в Йом Кипур и Законы о злоупотреблении храмовым имуществом. Впервые публикуется по-русски полностью, в точном современном переводе и с подробными комментариями.

Труд состоит из 14 томов, издаваемых в серии «Библиотека еврейских текстов». Издательство «Мишне Тора» осуществляется при поддержке мецената Вадима Аминова.

Информационная справка.

Начатая в 2007 г. серия «Библиотека еврейских текстов» призвана знакомить российских читателей с основополагающими произведениями иудаизма: от библейских текстов и талмудических преданий до средневековой еврейской философии и историй про хасидских цадиков. Подавляющее большинство этих текстов никогда не издавалось на русском языке. Появление серии стало реакцией на массовый запрос на издание литературы по иудаике на высоком уровне, достойном современной науки (к примеру «Слихот» («Молитвы раскаяния») в 2007-2009 гг. вышли общим тиражом в 45000 экземпляров).

В серии издаются священные книги иудаизма – Танах, Талмуд, Зоар, труды выдающихся мудрецов прошлого, литургические тексты, используемые при проведении тех или иных ритуалов – молитвенники, пасхальная Агада.

За десять лет в рамках двенадцати серий в издательстве «Книжники» было выпущено более 500 изданий (некоторые из которых представляют собой многотомные издания). Общий тираж изданных книг превысил уже полтора миллиона экземпляров. К настоящему моменту «Книжники» стали самым успешным еврейским издательством в постсоветской России.

Поделиться
Отправить

Когда российский главный раввин Берл Лазар и его жена Ханна прибыли в Москву 30 лет назад, один из их первых проектов заключался в раздаче израильской мацы сотням голодных евреев перед праздником Пасхи. Для Лазара, который брал адрес или номер телефона у каждого получателя, это была возможность накормить людей, духовно и физически.

В 1990-х годах еврейская идентичность по-прежнему находилась в состоянии глубокого сна после того, как при коммунистическом правительстве она скрывалась на протяжении поколений. Вскоре после падения железного занавеса те, чья идентичность осталась нетронутой, быстро бежали в Израиль. Но для новоприбывшего хабадника родом из Италии, собранный список евреев станет трамплином – сначала через распространение информационного бюллетеня, а затем, через множество других инициатив, с помощью которых он смог восстановить российскую еврейскую общину.

За последние десятилетия в России возникло более 200 активных общин, большинство из которых действуют под эгидой Лазаря и движения Хабад. В Москве где проживают около 250 000 евреев, существуют многочисленные школы, университеты и ешивы. Существует процветающий общественный центр с тремя отдельными кошерными закусочными внутри и десятками, если не сотнями, общественных учреждений. Полмиллиона россиян по всей стране отождествляют себя с евреями и участвуют – по крайней мере, иногда – в организованном движении. Но его пребывание на этом посту не было ложем из роз, и даже породило свою долю споров.

В 2000 году Лазар отделился от Российского еврейского конгресса, представляющего евреев страны, и получил титул главного раввина. Звание оспаривается раввином Адольфом Шаевичем, который все еще считается Конгрессом главным раввином России.

РЕК откровенно критиковал политику президента России Владимира Путина в отношении войны в Чечне и предполагаемые нарушения прав человека – то, что по словам Лазара, выходит за рамки их компетенции. «Борьба с правительством — это не еврейский путь, и они поставили еврейскую общину под угрозу», – сказал Лазар в интервью JTA, отметив, что главный раввин должен быть аполитичным, а не правительственным критиком. «Я не хотел иметь к этому никакого отношения». Тесные связи Лазаря с Путиным помогли ему добиться беспрецедентного признания в постсоветскую эпоху, и раввин не намерен замедляться, хотя критики Путина утверждают, что цели не оправдывают средства.

Лазар регулярно выступает на организованных Кремлем мероприятиях, проводил Путину экскурсию по Западной стене в Иерусалиме в 2012 году и появился рядом с президентом России, когда 29 января в Еврейском музее и центре толерантности в Москве он принимал премьер-министра Израиля Беньямина Нетаньяху. Несмотря на достижения, раввина Хабада, прибывшие из-за рубежа по-прежнему иногда депортируются по сфабрикованным обвинениям – то, что Лазар описывает как «ошибку» со стороны правительства, но не является чем-то необычным среди менее распространенных в стране религий.

В воскресный день Лазар говорил с The Times of Israel, чтобы рассказать о своем политическом балансе, статусе русского еврейства, а также о том, как он это видит. Ниже приведена отредактированная стенограмма.

– Какова была ситуация, когда вы впервые попали сюда?   Я приезжал сюда в первый раз как студент – несколько раз, на самом деле, в конце 80-х – и я переехал сюда в 1990 году с моей женой. Правда в то время я чувствовал, что работаю на Большом-Центральном вокзале – люди просто приходили, изучали иврит и готовились переехать в Израиль. Многие из них хотели сделать брис (обрезание) перед тем, как отправиться в Израиль, многие из них хотели иметь еврейскую свадьбу, они хотели знать иврит. Поэтому мы действительно помогали людям – казалось, что мы работаем в Еврейском агентстве. И казалось, что это место будет опустошено, и никого не останется. Мы начали строить это здание (общественный центр) после того, как наша синагога была сожжена в конце 1993 года, и люди думали, что мы совершенно сумасшедшие. «Почему вы строите в России?» Не только люди думали, что мы сумасшедшие, нас атаковало, главным образом, израильское правительство. Однажды бывший премьер-министр Израиля Ариэль Шарон вызвал меня на срочную встречу, и, через час, я сидел у него в кабинете, и он действительно давил на меня: «Что ты делаешь, строя школы? Ты прекращаешь алию. Из-за вас мы не можем получить еще миллион евреев, готовых приехать в Израиль». Это было в конце большой алии, и люди чувствовали, что здесь нечего было делать.

Но мы продолжали строить, хотя все были против нас. Мы сказали им, что единственный способ, которым люди могут сделать алию, — это прежде всего осознание того, что они евреи. Большинство евреев здесь были совершенно безразличными, и мы должны были что-то сделать, чтобы пробудить их интерес. Поэтому, делали разные вещи – например, одна из значимых вещей, которые мы делали для привлечения людей, заключалась в том, что мы выставили огромные плакаты по всему городу, «Маца из Израиля», мы привозили контейнеры с мацой и выдавали их за очень символическую сумму.  Таким образом, это было своего рода триггером для получения адресов людей и для того, чтобы заставить их хотя бы выйти из дома, получить мацу и, по крайней мере, оставить свой номер телефона. Понемногу, с этим списком, мы начали перестраивать общество. И эти люди были совершенно безразличны.

Сегодня, независимо от того, что вы видите – в общественном центре, в программе, на концерте, в любом случае – люди скажут вам, что в 90-е годы они были полностью связаны с иудаизмом. В конце концов израильское посольство и Еврейское агентство поняли, что нет смысла говорить об алие с людьми, которые были индифферентны, и они основали программу под названием «Zehut Yehudit» или еврейскую идентичность, и именно тогда они пришли к нам и сказали: «Вы знаете, вы были правы». – Часть того, что вы делали, объединила еврейские общины по всей России …

– Позвольте мне рассказать вам, как это работает. Программа рассчитана на три этапа, на протяжении 10 лет, третий – почти подходит к концу. Первое, с чего мы начали, были школы. В 1990 году, когда мы пришли, мы сказали, что нам нужно инвестировать в детей. Если дети получают еврейское образование, тогда есть надежда на будущее. Во-вторых, через 10 лет мы решили открыть общины. Каждому городу нужна община.  Иногда это целое здание, иногда это просто арендованное пространство. Мы отправляем людей в города, которые в этом нуждаются. И тогда мы находим того, кто больше всего интересуется еврейством, мы говорим: «Собирайте вокруг себя группу людей, выбирайте президента общины и начинайте работать. Мы собираемся финансировать вашу деятельность». Когда мы собрали 200 общин, тогда мы почувствовали, что любой еврей может подключиться, если он захочет, теперь у него есть куда обратиться. Третий шаг — это молодежь. Молодые парни и девушки увлекаются, интересуются, активны, занимают руководящие должности, и сегодня у нас в России более 8000 студентов, которые активны — действительно активны — в своей еврейской жизни. Будь то обучение, волонтерская работа, руководство, разные программы, разные виды деятельности.

Четвертый шаг, я бы сказал, это технологическая революция в России. Не только путем строительства школ, общинных центров и синагог – речь идет о предоставлении образования и информацию каждому человеку, где бы он ни находился. Если у вас есть ребенок, живущий в Сибири, один в городе, может быть, единственный еврейский ребенок, мы хотим связаться с ним и дать ему возможность получить полное еврейское образование через Интернет.

– С какими проблемами вы сталкиваетесь, когда начинаете свой четвертый этап строительства? – Россия – страна, у которой очень мало стабильности. Вы действительно не знаете, что будет завтра, как повернется политическая ситуация или как будет развиваться экономика. Я бы сказал, что одна из главных задач – заставить людей понять, что пока у нас есть окно возможностей, мы должны инвестировать столько, сколько можем. Я думаю, что Россия выживет – невзирая на сегодняшние санкции или какие-либо другие вопросы – она будет очень сильным игроком на мировой арене. Вот что я считаю – что будущее здесь.

Когда вы разговариваете с людьми об инвестировании, будь то строительство детского сада или общинного центра, действительно ли он видит будущее своих детей и их внуков здесь, в России, стоит ли инвестировать здесь в долгосрочной перспективе. С первого дня я верил в это. Когда мы строили первое здание, все думали, что мы совершенно сумасшедшие. Все говорили, что это пустая затея, здание будет совершенно невостребованным. Сегодня мы расстроены тем, что тогда, мы не строили больше.

– Как вы относитесь к алие? -Я уверен, что это задача номер один. Я верю, что любой еврей, который переезжает в Израиль, для нас большой успех. Мы можем поставить галочку и сказать: «Слава Богу, еще один еврей вернулся в Израиль». Но я предупреждаю людей, что алия — это не только физический шаг, но и духовный шаг. Я считаю, что, если кто-то отправится в Израиль, он должен быть уверен, что он не будет меньше евреем в Израиле, чем в России. Он должен понять, что для него есть возможность более активно участвовать в еврейской жизни. Для некоторых людей это может происходить по-другому. Потому что, когда они находятся в диаспоре, они чувствуют ответственность, они идут в синагогу, они являются частью сообщества, они активны. И затем они приходят в Израиль, и все это воспринимается как должное. Поэтому некоторые люди на самом деле чувствуют, что после того, как они сделали алию, они потеряли чувство значимости происходящего.

– В последнюю неделю российские власти депортировали раввина Йосефа Марозова, американского посланника Хабада, за участие в «экстремистской деятельности». В прошлом году они депортировали раввина Ари Эделькопфа за угрозу национальной безопасности. Ранее правительство депортировало посланников, но сейчас этот акт кажется особенно язвительным.

Вам нравятся тесные связи с правительством, и в частности с президентом Путиным? Как вы примиряете эти две вещи? – Прежде всего, я не верю слухам, и я уверен, что никакой экстремистской деятельности ни один из раввинов, которые были отправлены из страны ни вели. Я уверен, что это имеет много общего с тем, как Россия видит иностранцев, и тем, как они, смотря сегодня на американцев, на людей, которые приходят извне и выполняют определенные виды работ. Например, если человек является иностранцем и имеет американский паспорт, на него смотрит с подозрением. Почему он переехал из Америки в Россию, за ним стоит Госдепартамент?   Нужен только один местный чиновник, особенно если он состоит на секретной службе, чтобы сказать: «Слушайте, этот человек делает что-то неправильно, это способ отправить сообщение, что нам не нужны иностранцы, мы не как иностранцы, пусть Россия живет своей жизнью. Нам не нужны их продукты, нам не нужна их Coca Cola». Мы говорили об этом с президентом. Были случаи, когда нам удавалось отменять решения.

И просто, чтобы привести пример, в деле Марозова, ему было сказано, что он должен покинуть город, ему не сказали, что он должен покинуть страну. Но он сказал: «Если я собираюсь покинуть город, я собираюсь покинуть страну». Это было главным образом его решение. Когда мы спросили их, в чем проблема, они сказали: «Слушайте, мы работаем так же, как работает ФБР, и ЦРУ, и Моссад. Они не разглашают всю информацию, поэтому мы не собираемся разглашать свою».

– Но вы заслужили доверие со стороны правительства. Считаете ли вы, что это продолжает быть проблемой или вы, можете использовать свое влияние для изменения ситуации? – Этот вопрос не повредил нашим отношениям с правительством – совсем нет. Я действительно надеюсь, что нет. Прежде всего, сегодня у нас осталось очень мало американских раввинов, большинство из них, к сожалению, уже были высланы. К раввинам с израильским гражданством не было такого же подхода, так что это хороший знак, и в целом у России и Израиля были очень хорошие отношения в последние несколько лет, которые становятся все лучше и сильнее. Могу ли я быть уверенным, что никакие другие раввины никогда не будут высланы? Я сомневаюсь в этом. Я не уверен. Надеюсь. Но я не вижу в этом тенденции. Это похоже на двух деловых партнеров, которые занимаются всем вместе, и есть определенная проблема, с которой они не согласны. И даже если несогласие значительное, это не повредит их партнерству в бизнесе. Поэтому я чувствую, что правительство ценит и признает работу еврейской общины, но по этому вопросу мы полностью не согласны. Мы считаем, что это, я бы сказал, ошибка с их стороны, и они считают, что они имеют право принимать такие решения. Они не согласны с нами, и мы не согласны с ними, но это не сказывается на отношениях в целом.

timesofisrael.com

Поделиться
Отправить

«Мишне Тора» («Повторение учения»), книга «Служение» Кодекс «Мишне Тора» («Повторение Учения»), или Ѓа-яд ѓа-хазака, — одно из важнейших произведений еврейской традиции, составленный Рабби Моше бен Маймоном (Рамбам, 1138–1204), — величайшим еврейским мудрецом постталмудической эпохи.

В самом обширном из своих трудов Рамбам обобщает и систематизирует талмудическую традицию и в доступной форме излагает всю совокупность еврейского религиозного законодательства — ѓалахи. В восьмую книгу Мишне Тора, «Служение», посвященную Иерусалимскому Храму, входят Законы о Храме, Законы о храмовой утвари и о служителях Храма, Законы о посещении Храма, Законы о запрещенном на жертвенник, Законы о совершении жертвоприношений, Законы о постоянных и добавочных жертвах, Законы о негодности жертв, Законы служения в Йом Кипур и Законы о злоупотреблении храмовым имуществом. Впервые публикуется по-русски полностью, в точном современном переводе и с подробными комментариями. Труд состоит из 14 томов, издаваемых в серии «Библиотека еврейских текстов».

Издательство «Мишне Тора» осуществляется при поддержке мецената Вадима Аминова. Информационная справка. Начатая в 2007 г. серия «Библиотека еврейских текстов» призвана знакомить российских читателей с основополагающими произведениями иудаизма: от библейских текстов и талмудических преданий до средневековой еврейской философии и историй про хасидских цадиков. Подавляющее большинство этих текстов никогда не издавалось на русском языке.

Появление серии стало реакцией на массовый запрос на издание литературы по иудаике на высоком уровне, достойном современной науки (к примеру «Слихот» («Молитвы раскаяния») в 2007-2009 гг. вышли общим тиражом в 45000 экземпляров). В серии издаются священные книги иудаизма – Танах, Талмуд, Зоар, труды выдающихся мудрецов прошлого, литургические тексты, используемые при проведении тех или иных ритуалов – молитвенники, пасхальная Агада. За десять лет в рамках двенадцати серий в издательстве «Книжники» было выпущено более 500 изданий (некоторые из них представляют собой многотомные издания). Общий тираж изданных книг превысил уже полтора миллиона экземпляров. К настоящему моменту «Книжники» стали самым успешным еврейским издательством в постсоветской России.

Поделиться
Отправить

Главный раввин России Берл Лазар выразил соболезнования в связи с авиакатастрофой в Подмосковье:
«Дорогие друзья, братья!
Еврейская община России глубоко потрясена трагедией авиарейса Москва – Орск, в результате которой погибло более 70 человек. Мы разделяем горе семей погибших, скорбим вместе с ними. Мы молимся за то, чтобы Б-г упокоил души жертв катастрофы и ниспослал умиротворение родным и близким, дал силу и мужество пережить гибель дорогих им людей. К сожалению, техногенные катастрофы в воздухе, на железных дорогах, на воде происходят все чаще в разных странах, в том числе у нас дома. Существует мнение, что это неизбежная плата за ускорение темпа жизни, за усложнение техники, которой мы все пользуемся. Однако нельзя забывать, что каждая такого рода авария – трагедия сама по себе, а каждая потерянная жизнь – целый мир, ушедший от нас безвозвратно. Особенно трагично, когда гибнут дети, только вошедшие в этот мир, молодые люди, только начавшие жить.
Сейчас более чем когда-либо, убежден, что каждый из нас на своем месте должен делать все, чтобы сделать нашу повседневную жизнь более безопасной и, одновременно, чтобы каждый человек, пострадавший в результате техногенных катастроф, чувствовал поддержку и помощь окружающих. Ведь особенно в такие моменты, когда на душе тяжело, когда оплакиваешь безвременный уход близкого человека, важно ощущать любовь и солидарность людей вокруг! Тогда приходит понимание, что надо жить дальше, не опускать руки, делать все возможное, чтобы принести больше добра и тепла тем, кто тебе дорог. И дай Б-г, чтобы скорее пришло то предсказанное Святыми книгами время, когда не будет больше страданий и горя, когда повсюду воцарятся мир, спокойствие и любовь!»

Поделиться
Отправить

Президент Федерации еврейских общин России Александр Борода выразил соболезнования родным и близким погибших в крушении самолета АН – 148 в Подмосковье:

“Прежде всего, я хочу выразить самые искренние соболезнования, от моего имени и от имени всей еврейской общины России, родным и близким погибших в страшной авиационной катастрофе, которая сегодня унесла жизни 71 человека.

В этот траурный день наши сердца со всеми, кто оплакивает близких им людей, вне зависимости от происхождения и религиозной принадлежности. Все мы сейчас испытываем чувство глубокого сострадания и солидарности.

В ближайшие дни во всех синагогах страны верующие будут молиться за упокоение душ погибших и за то, чтобы Бог ниспослал утешение их семьям”.

Поделиться
Отправить

В Европе насчитывается 3 318 синагог, согласно данным новой британской организации, которая представила то, что, по ее словам, было первым в истории охватившим весь континент исследованием еврейских храмов. Фонд еврейского наследия, который был зарегистрирован в Соединенном Королевстве в 2015 году и чья деятельность направлена на то, чтобы помочь сохранить и восстановить находящиеся под угрозой исчезновения европейские синагоги, поручил Центру еврейского искусства в Еврейском университете Иерусалима подсчитать и документировать европейские синагоги, сказал исполнительный директор фонда Мишель Мейл JTA перед презентацией фонда 7 февраля в Лондоне.

Результаты исследования, которое длилось полтора года, отображаются на интерактивной карте, доступной на веб-сайте фонда. База данных карты включает подробную классификацию для каждой зарегистрированной синагоги, включая такие категории, как ее текущее состояние, от плохого до превосходного, ее значение как памятника и его нынешний статус: используется, заброшено или преобразовано, чтобы служить в качестве одной из десятков целей, включая полицейский участок, мечеть, гараж и погребальный зал.

Одна синагога, описанная фондом в Познани, Польша, сегодня является плавательным бассейном. Другая в Кракове, Польша, — это бар, – сказала Мейл. Помимо предоставления исследователями континентального обзора, которого, по словам Мейл, не существовало до начала исследования, он также призван служить в качестве ориентира для филантропов, поскольку фонд определил около 160 синагог, находящихся под угрозой разрушения, без возможности восстановления.

«Это позволяет разработать стратегию приложения усилий по восстановлению», – сказала Мейл. «Спонсоры могут видеть, где они больше всего нужны». До Второй мировой войны в Европе насчитывалось около 17 000 синагог, сообщила Мейл. Менее четверти синагог, описанных Фондом еврейского наследия, в настоящее время используются как таковые. «Мы просто теряем нашу историю», – сказала Мейл автору. Она сообщила, что фонд добился прогресса в двух проектах по сохранению: один в синагоге Мертир-Тидфил в Уэльсе, а другой в Великой синагоге Слонима в Беларуси.

Цель фонда – дать возможность местным властям восстановить или сохранить синагоги, а не выполнять сами работы, сказала она. В синагоге Мертир-Тидфил, поразительном готическом здании, которое стало спортзалом после исчезновения местной еврейской общины в 1980-х годах и сейчас продается, фонд Мейл ведет переговоры с властями об открытии музея валлийских евреев. В Слониме фонд проводит технико-экономическое обоснование для разработки стратегии сохранения в мэрии. Фонд собрал более 150 000 долларов на эти проекты, учебу и другие программы по сохранению синагог в Сирии и Ираке.

jta.org

Поделиться
Отправить

“Группа руководителей Мемориального центра Холокоста Бабий Яра (BYHMC) 8 февраля встретилась с представителем Израиля Реувеном Ривлином и проинформировала его об их усилиях по созданию музея на месте массового убийства в сентябре 1941 года, в результате которого нацисты уничтожили более 33 000 евреев в овраге возле украинской столицы Киева.

«Украина остается белым пятном на карте мемориалов Холокоста», – сказал генеральный директор BYHMC Геннадий Вербыленко. «Наша цель – не строительство, а построение доверия. Мы намерены быть учреждением, создающим общину. BYHMC говорит о том, чтобы вспомнить прошлое и построить будущее». Марек Сивец, директор по международным делам BYHMC, сказал: «В мире, где экстремизм усиливается, нашей целью является не только создание центра, но и создание пространства, которое сформирует такое сознание, с которым станет невозможно повторить трагедии Второй мировой войны».

Яна Баринова, главный операционный директор BYHMC, сказала: «Я уверена, что реализация проекта BYHMC не только изменит историческое сознание Украины, но, учитывая большой интерес и внимание мирового сообщества к проблемам Бабьего Яра, это, несомненно, станет одним из значимых событий в жизни международного сообщества». Ривлин высоко оценил работу BYHMC, сказав: «Приятно познакомиться со всеми вами, потому что такие действия действительно необходимы. Новые поколения, даже нынешнее поколение, не знают точно, что происходит повсюду». «Я говорю всем главам государств, с которыми я встречаюсь, что Израиль не является компенсацией за Холокост, – моя семья приехала сюда 210 лет назад, – но важно сообщить всем, что Холокост является вехой в нашей жизни и в нашей истории, и Бабий Яр — это то, о чем нужно помнить, когда мы говорим о тех вещах, которые мы пережили как народ», – продолжил Ривлин.

algemeiner.com

Поделиться
Отправить

Главный раввин России Берл Лазар рассказал газете “Известия” об опасностях, которые таит в себе польский «закон о Холокосте». Мнение главного раввина России опубликовано в разделе “Общество” под заголовком “Никогда больше”.

Раввин Берл Лазар пишет: “В мидрашах — нашей религиозно-нравственной литературе — есть история о том, как фараон, царь Египта, решал, что ему делать с евреями, когда те начали требовать свободы. Он обратился за советом к трем известным мудрецам и прорицателям того времени — Валааму, Итро и Иову. Валаам был злым человеком и сказал, что евреев надо держать в рабстве, а если они не повинуются — просто убить всех. Итро, наоборот, порекомендовал поскорее освободить евреев и позволить им уйти. А третий мудрец, Иов, промолчал, потому что решил, что его слова всё равно не будут приняты во внимание.

Из Святых книг мы знаем, какие страдания потом пришлось претерпеть Иову. И мидраш прямым текстом говорит нам, что все эти беды случились с ним именно потому, что он промолчал, когда нужно было кричать. Он хотел остаться в стороне, когда решался вопрос о жизни и смерти множества людей, — и в этом его великая вина.

Вот это, мне кажется, как раз история об ответственности за Холокост. Обновленный закон об Институте национальной памяти вводит наказание за использование формулировки «польские лагеря смерти» и распространение других фактов об участии польской нации в Холокосте, которые власти республики считают неправдивыми.

Логика польских руководителей, принявших этот закон, по всей видимости, такова: в годы геноцида Польша не существовала как государство, это была территория, оккупированная нацистами, и местное население не имело никаких политических прав. Соответственно, поляки не могли запретить нацистам строить на их земле десятки концлагерей, где уничтожали евреев.

Однако в такой страшной реальности люди вели себя по-разному. Были праведники мира — те, кто пытался спасти евреев, порой с риском для собственной жизни и для жизни своих близких. Этих праведников мы всегда будем помнить и благодарить — как мы всегда будем помнить и благодарить солдат Красной армии, освободивших лагеря и узников, которые там еще оставались. Были, к сожалению, коллаборационисты, которые сотрудничали с нацистскими палачами. С этими всё ясно, и нам понятно, что принятый сейчас в Польше закон на этих преступников не распространяется. Но остается открытым самый главный вопрос: а как с теми людьми, которые знали и молчали? Которые жили совсем рядом с Освенцимом и Треблинкой, знали, что там каждый день убивают, и ничего не сделали, ничего не сказали… фактически остались безразличны. Неужели эти люди не несут никакой моральной ответственности?

Кто-то, наверное, возразит: «А что они могли сделать?» Человек всегда может что-то сделать, на то он и человек. На то ему Б-г и дал свободу выбора — единственному из всех живых существ. По крайней мере, он может и должен ощущать собственную ответственность за то, что происходит вокруг него.

А если, как это сейчас предлагают, объявить, что никакой ответственности нет и, что называется, «закрыть главу» — это, увы, приведет к очень печальным результатам. Ведь история — это далеко не только прошлое: это прошлое, которое ежедневно и ежечасно оказывает влияние на настоящее. Да, Холокост был явлением уникальным, сейчас, слава Б-гу, нет трагедий сходных по масштабу: но в десятках стран продолжает литься кровь невинных людей, в десятках стран совершаются преступления против человечества, теракты и, что, наверное, даже хуже, акты государственного терроризма. И отрицать сейчас ответственность за кровавое прошлое — это означает, по сути, оправдывать тех, кто сегодня видит и молчит!

У каждого народа — да и, наверное, у каждого человека — есть тяжелые воспоминания о прошлом, о старых событиях, когда он не сделал то, что нужно было сделать. Проще всего попытаться убрать память о прошлом: например, снести какие-то памятники, а территорию прежнего концлагеря распахать и посеять там пшеницу. Это сделать легко. Но забыть черные страницы прошлого — значит обречь себя на повторение этого прошлого в будущем! Я убежден, что наш долг — помнить, говорить, учить. Извлекать правильные уроки из прошлого. Поэтому, в частности, Федерация еврейских общин России каждый год везет более тысячи студентов из самых разных городов нашей страны в Освенцим — чтобы увидели, чтобы помнили. Чтобы поняли.

Эта акция проходит под лозунгом «Никогда больше». Чтобы никогда больше не было Холокоста. Чтобы никогда больше не было войн. И не только это: участники акции клянутся, что никогда больше не будут молчать, если увидят несправедливость, что никогда больше не будут мириться со злом. С любым злом — даже в собственном дворе!

Потому что вот еще один урок истории, который прямо сейчас приходит в наши с вами дворы. Насилие в школах — да, это началось на Западе, но уже и до нас дошло. Кто виноват? Несовершеннолетний хам, озверевший от безнаказанности, который начинает размахивать в классе топором? С ним всё понятно, с ним, я надеюсь, разберутся правоохранительные органы. Но тут же выясняется, что он уже давно издевался над теми, кто слабее, а окружающие молчали. А теперь они говорят: «Мы не виноваты, мы просто там стояли…»

Вот вам трагедия, от которой, как сейчас выясняется, никто не застрахован. Конечно, можно сказать, что это «совсем не тот уровень» — но жертвам насилия от этого не легче. Да и подняться «с уровня микро на уровень макро» можно на удивление быстро. Опять же, вспомните историю. 90 лет назад нацисты были обычным уличным хулиганьем в коричневых рубашках — а прошло каких-нибудь 15 лет, и они уже захватили большую часть Европы, покрыли ее густой сетью концлагерей и ежедневно убивали в них тысячи невинных людей!

Раньше память о тех страшных событиях было хранить легко. Во многих семьях еще жили люди, прошедшие концлагеря или сражавшиеся в армиях антигитлеровской коалиции — память о войне и Холокосте жила практически в каждом доме. Сейчас, когда с каждым годом наших дорогих ветеранов остается, к сожалению, всё меньше, мы должны тем более делать всё, чтобы их подвиг никогда не был забыт! Чтобы уроки Холокоста твердо усваивались нашей молодежью, становились достоянием каждого следующего поколения”.

Известия

Поделиться
Отправить

Выбор редакции