Федерация

В пятницу 23 декабря в следственном изоляторе №2 «Бутырская тюрьма» в помещении синагоги состоялась церемония зажигания праздничного ханукального восьмисвечника.

В ней приняли участие главный раввин России Берл Лазар и глава департамента Федерации еврейских общин России по взаимодействию с правоохранительными органами – раввин Аарон Гуревич. Открывая церемонию, главный раввин России Берл Лазар поблагодарил руководство УФСИН и СИЗО-2 за оказание содействия в духовно-просветительской работе, а также поздравил осужденных с праздником.

«Я уверен, что праздник Ханука поможет всем нам подняться на уровень выше», – сказал Берл Лазар. В этот день собравшиеся прочитали дневную молитву «Минха» и возложили тфилин. По окончании молитвы Берл Лазар произнес праздничные благословения и зажег ханукальный светильник. Всем присутствующим осужденным на церемонии были вручены наборы ханукальных свечей и сладкие подарки.

В завершение мероприятия состоялась рабочая встреча Берла Лазара с заместителем начальника УФСИН Матвеем Новиковым. В совещании также приняли участие раввин Аарон Гуревич, помощник начальника УФСИН по организации работы с верующими – священник Кирилл Марковский и руководитель следственного изолятора Андрей Шубин. В ходе рабочей встречи стороны подвели итоги совместной работы уходящего года и обсудили планы на дальнейшее взаимодействие.

Поделиться
Отправить

В преддверии иудейского праздника Ханука, который начинается вечером 18 декабря и продлится в течение следующих восьми дней, Главный раввин России Берл Лазар обратился к еврейской общине.

Главный раввин России напомнил, что в эти дни каждая еврейская семья зажигает ханукальную менору, в каждом еврейском доме вспоминают о великом чуде светильника, горевшего 8 дней без перерыва в Иерусалимском храме. «Но что особенно интересно? То, что реально случилось в дни Маккавеев, очень сильно отличается от того, как именно мы это празднуем сейчас. Тогда менора была только в Храме – сейчас она должна быть в каждом еврейском доме. Свет меноры был виден только в самом Храме – теперь от нас требуется сделать так, чтобы этот свет непременно распространялся и на улицу, в том числе через установку светильников на городских площадях. Храмовая менора была семисвечником – наша ханукия предназначена для восьми свечей. Тогда менору зажигали только днем – сейчас мы зажигаем вечером и на ночь. Наконец, тогда право зажигать светильник имели только коэны, сейчас же это обязанность всех евреев!» – писал он.

Главный раввин России отмечал, что такое изобилие отличий указывает что главный урок Хануки заключается в том, что свет обязательно победит тьму, главное не отчаиваться и не опускать руки. Он подчеркивал, что у человеческой психики есть одна особенность. Когда все хорошо, все получается, в душе много оптимизма, а в теле, соответственно, энергии и силы. А вот когда наступает черная полоса – сплошь и рядом мы слышим от людей: «Ах, я лузер, это судьба, ни на что надеяться нельзя…» «То поколение, что жило в дни чуда храмовой меноры, находилось как раз в самой черной полосе: страна оккупирована, народ угнетен, ему навязывают чуждые традиции и обычаи. Оккупантом была тогдашняя «сверхдержава» – языческая империя Селевкидов, обладавшая самой большой и сильной армией в регионе. Казалось, ничего не поделать, это злая судьба. Но наши предки пошли воевать, «немногие против многих», потому что верили, что Б-г поможет правому делу! А потом они пошли еще дальше – зажгли менору, хотя логика говорила, что масло в светильнике не может гореть восемь дней. Потому что верили, что Б-г поможет правому делу даже вопреки законам природы! Именно это послание направляет нам Ханука: слова «безнадежно» и «обречены» не имеют смысла! Как бы трудно ни было, какой бы могущественной ни казалась тьма – мы всегда должны помнить слова мудрого царя Шломо: «Свет всегда сильнее мрака». Потому что Б-г всегда поможет тем, кто несет свет. Даже если для этого Ему понадобится сотворить чудо! Поэтому мы зажигаем ханукию в темноте – чтобы в очередной раз убедиться, что нет тьмы, которая была бы сильнее света. Поэтому мы зажигаем на площадях – чтобы все видели, что свет обязательно победит тьму. Поэтому мы зажигаем в каждом еврейском доме – чтобы в очередной раз напомнить себе, что даже одна маленькая свеча в силах разогнать самую большую тьму. Поэтому в нашей ханукальной меноре не семь мест для свечей, а восемь. Число семь, как учат наши мудрецы, символизирует законы природы: здесь и семь дней недели, и семь дней, за которые Б-г сотворил мир, подчиняющийся этим законам. А восемь – этот выше законов: недаром восьмерка, положенная на бок, символизирует бесконечность», – отмечал Главный раввин России.

«Так пусть в эти дни свет Хануки прольется из окон каждого еврейского дома, неся нам и всем людям оптимизм и уверенность в завтрашнем дне! Б-г увидит нас едиными, сильными и приверженными правде Его – и обязательно пошлет Свое благословение нам, нашим родным и близким, всем, кто нам дорог!» – заключил Берл Лазар.

Поделиться
Отправить

Президент Федерации еврейских общин России, раввин Александр Борода, направил в еврейские общины России поздравление с праздником Ханука.

Напоминая, что сегодня, 18 декабря, наступает первый из восьми дней Хануки, он отметил, что о чуде, которое произошло в эти дни в Эрец Исраэль более двух тысяч лет назад, нам напоминают все традиции праздника. «Мы зажигаем огни меноры, добавляя по одной свече в день, взрослые готовят к столу угощения на оливковом масле, дети играют в дрейдл с первыми буквами фразы «Великое чудо произошло там». Даже явление света как таковое служит метафорой чудесам, ведь мы создаем его собственными руками, но вид огней завораживает нас на глубоком, практически непостижимом уровне», – писал А.Борода.

Президент ФЕОР отмечал, что данное наблюдение наводит на мысль о том, что чудеса, при всей их неземной, нематериальной природе, начинаются с наших конкретных действий. «Ведь из тех восьми дней, в течение которых горело масло, оставшееся в Храме, чудо происходило только семь. Храмовая менора не начала светить сама по себе — евреи не опустили рук и заправили ее маслом, несмотря на осознание того, что его не хватит на все восемь дней. Традиция нас учит, что основанием для чуда служат человеческая вера и решимость, которые Творец всегда вознаграждает Собственным участием», – заявил он. «Поэтому для нас так важно понимать, что через материальное лежит путь к духовному, и что традиции Хануки — это не дело привычки или предпочтений, но способ еще раз напомнить себе и рассказать своим детям о присутствии Всевышнего в нашей жизни, о Его заботе и о способностях и силах, которые Он дает нам. Как сказано в Книге «Дварим»: «Ибо ОН дает тебе силу». Почувствовать Его присутствие и любовь, то есть стать частью настоящего чуда, возможно, если мы совершаем поступки, которые на самом деле по силам каждому из нас: оказываем уважение нашим ближним, соблюдаем заповеди и духовно стремимся приблизиться к Творцу», – подчеркивал А.Борода, желая адресатам своего послания провести все дни праздника с близкими людьми, «с ощущением чуда и веры в будущее, которое мы осветим для себя добрыми делами».

Справка: Восьмидневный праздник Ханука был утвержден еврейскими мудрецами во втором веке до н. э. Его название означает «обновление», что отражает процесс повторного освящения главной еврейской святыни, Второго Иерусалимского Храма, во время которого произошло событие ханукального чуда. В Хануку данное чудо вспоминают, зажигают в домах и на улицах восьмисвечники (ханукии). В этом году праздник начинается вечером 18 декабря и длится до вечера 26 декабря. В первый вечер Хануки зажигают одну свечу, во второй – две, и так далее, пока 25 декабря не зажгут все 8 свечей на ханукальной меноре.

Поделиться
Отправить

В преддверии праздника главный раввин России Берл Лазар обратился к еврейской общине страны: «Дорогие друзья! Сердечно поздравляю всех вас с наступающим Новым годом. Пусть он станет для вас добрым и сладким, пусть Г-сподь занесет имя каждого из вас в Книгу жизни и скрепит Своей подписью. Здоровья вам и успехов во всем. Мы знаем, что в дни Рош а-Шана Б-г спускает нам свои благословения и придает новые силы, чтобы дать нам возможность сделать больше. При этом в каждом году Он ставит нам особые задачи, каждый год имеет особое значение. Нынешний год называется «шнат хакхель», «год собрания»: во времена Храма раз в семь лет весь народ собирался в Иерусалиме, чтобы слушать, как царь читает Тору. В таком «собрании» должны были принимать участие все без исключения: мужчины, женщины и даже малые дети! Таким образом из поколения в поколение передавалась память о том, как наш народ встал у горы Синай, чтобы получить от Создателя нашу святую Тору. Традиция говорит, что, если бы даже один человек тогда не пришел, Б-г не счел бы весь наш народ достойным получить этот великий дар!

В этой связи надо вспомнить, что вообще Рош а-Шана празднуется в годовщину сотворения первого человека. Казалось бы, между идеей Рош а-Шана и идеей «хакхель» существует противоречие: ведь Б-г сотворил сначала одного человека, а не целый народ. Но на самом деле это две стороны одной медали. Наши мудрецы объясняют, что каждый человек — это целый мир, и тот, кто спасает хотя бы одного человека, спасает весь мир. А это как раз и есть принцип «хакхель»: мы должны думать о каждом отдельном человеке, чтобы каждый человек пришел, как это было при даровании Торы! Иными словами: чтобы быть всем вместе, надо прежде всего понимать важность каждого человека. Особенно это важно в такое сложное время, как сейчас. Сегодняшний «хакхель» – это забота о том, чтобы привести к Торе, к нашим вечным ценностям всех и каждого. Даже если ты помогаешь одному человеку, будь то материально или духовно – ты реально изменил целый мир! И вполне возможно, что именно твой вклад, каким бы малым он ни казался тебе самому, приблизил приход Машиаха!

Кому-то может показаться, что его силы слишком малы, чтобы что-то изменить к лучшему. Но я хочу таким людям напомнить хасидскую поговорку: «Нет ничего слишком малого и ничего слишком большого». Не думай, что твои личные усилия не могут ничего изменить: если каждый из нас, именно в наше сложное время, сделает все, на что он способен, в результате наши индивидуальные малые дела сложатся в великое дело улучшения мира, в решение той задачи, которую на человеческий род возложил наш небесный Отец. В Рош а-Шана мы не только подводим итоги сделанного, но и строим планы на год наступающий. И дай Б-г, чтобы каждый сейчас принял правильные решения о том, как помочь людям, нуждающимся в нашей помощи: именно так мы заслужим благословение от Г-спода».

Поделиться
Отправить

Президент Федерации еврейских общин России, раввин Александр Борода направил поздравление в еврейские общины России с наступающим праздником Рош а-Шана. Напомнив об обычаях праздника — пожелании друг другу счастливого и сладкого года, и окунании яблок в мёд во время застолья, чтобы закрепить исполнение этих пожеланий, А.Борода подчеркнул, что евреи начинают год с усиленной молитвы, требующей колоссальной духовной работы, таким образом пробуждая в своей душе максимальные возможности, чтобы соответствовать высокой планке праведности, которую задаёт нам Всевышний.

«Безусловно, духовные силы понадобятся всем нам в грядущем году. Чувство тревоги, ощущение непредсказуемости событий, наверно, охватывает сейчас каждого человека. Но, если мы обратимся к тексту праздничный молитвы, то увидим, как часто мы называем Всевышнего «Добрым» и «Милосердным». «Услышь голос мой — ведь Ты добр!», — взываем мы перед исполнением заповеди трубления в шофар. И, действительно, мы должны быть уверены в доброте Б–га, которая даст нам силы преодолеть все переживания», – отметил он. «От всей души хочу пожелать каждому из вас, чтобы Всевышний услышал ваши молитвы, чтобы Он дал вам всё самое главное: здоровье, счастье в семье и успех в делах. Мы также должны просить о милосердии Творца ко всему человечеству, пусть установление мира будет личной просьбой каждого! Мудрецы учат, что лучшее средство для продления жизни и избавления от невзгод — это добрые дела ради ближних и во имя Небес! Дай Б–г нам сил укрепиться на праведном пути и в хороших решениях», – писал президент ФЕОР.

Он советовал всем российским евреям обязательно посетить синагогу в дни Рош а-Шана, чтобы участвовать в молитве и услышать звуки шофара. «Пусть исполнение праздничных заповедей даст вам правильный духовный заряд на будущее! Желаю вам и вашим близким крепкого здоровья, благополучия и личных успехов, чтобы Всевышний ниспослал год, полный благословений! Хорошего и сладкого года! Шана това у–метука!» – заключил Александр Борода.

Поделиться
Отправить

Главный раввин России Берл Лазар выразил соболезнование в связи с кончиной первого и единственного Президента СССР Михаила Горбачева.

В заявлении раввина говорится: «Срок жизни каждого из нас определяет Г-сподь. Долгую жизнь Он дарует тем, кому дает большое и важное задание. Поэтому, когда человек уходит из этого мира в возрасте за 90, его смерть для нас большая утрата, мы благодарны ему за то, что он сделал за годы своей жизни. Именно это чувство большой утраты мы испытываем сегодня, когда прощаемся с Михаилом Сергеевичем Горбачевым. Каждый знает, сколько этот человек сделал для людей, для страны и для всего мира! А мой народ должен быть особенно ему благодарен. Молодому поколению даже трудно себе представить, какой темной и тяжелой была жизнь моих единоверцев сорок лет назад. Ни одной еврейской школы, ни одной ешивы; учить Тору – запрещено, учить наш язык – запрещено; уехать туда, где все это разрешено – нельзя… Но начались реформы Горбачева – и буквально за несколько лет ситуация изменилась до неузнаваемости! И то, что мы видим сегодня в России – динамичное развитие наших общин, новые синагоги, учебные и культурные центры в десятках городов, возвращение к нашим вечным ценностям – все это было бы невозможно, если бы не Михаил Сергеевич… Мне повезло несколько раз лично с ним встретиться. И первое, что поразило меня, что произвело самое глубокое впечатление – это была его полнейшая искренность. Он всегда говорил, что думает, он понимал, что нужно людям. И всеми силами старался этого добиться. А главное – он был глубоко убежден, что человеку необходима свобода: свобода слова и свобода творчества, свобода вероисповедания, свобода передвижения и свобода экономической деятельности… Без этого и страна не сможет процветать, и люди в ней не смогут реализовать свой потенциал. Конечно, то, что сейчас во всем мире называют «реформами Горбачева», сталкивалось с немалыми трудностями, были и издержки… Но вектор развития, который задал Михаил Горбачев во второй половине 80-х годов, путь свободы и демократии, который он выбрал, обязательно должен сохраниться, и давать всем народам России, всем ее конфессиям возможность благоденствия, материального и духовного роста».

Поделиться
Отправить

Президент Федерации еврейских общин России раввин Александр Борода направил соболезнования дочери скончавшегося 30 августа последнего Генерального секретаря ЦК КПСС и первого и единственного Президента СССР Михаила Горбачева.

Выразив от имени ФЕОР и от себя лично глубокие соболезнования в связи с уходом М.Горбачева, А. Борода писал: «Потеря близкого человека, и особенно потеря отца, всегда отзывается в человеческой душе сильной скорбью. И сложно осознать, но с нами больше нет человека, чья личность символизирует время глобальных мировых перемен». Он отмечал, что Горбачев известен огромному количеству людей во всем мире. «Прежде всего наши сограждане и люди за рубежом знают его как первого президента СССР, как политического лидера, чья внутренняя и внешняя политика вдохнула новые творческие силы в нашу страну, а также катализировала большие плодотворные перемены во всех сферах жизни. В обществе появились многие возможности, которые в дальнейшем были признаны законодательно в новой России и закреплены в ее Конституции: свобода слова и самовыражения, свобода передвижения и частного предпринимательства. Отдельно считаю необходимым выразить мою личную признательность Вашему отцу за возрождение религиозных свобод в нашей стране — именно благодаря его преобразованиям произошел настоящий подъем и расцвет. Впоследствии труды Михаила Сергеевича отмечались мировым сообществом Нобелевской премией, многочисленными наградами за восстановление международного мира, ему устанавливали памятники, присуждали звания почетного гражданина многих городов, приглашали читать лекции в ведущие институты мира», – отмечал президент ФЕОР.

А.Борода подчеркивал, что личность М. Горбачева оказала широкое и существенное влияние на каждого человека в его жизни. «Поэтому люди по всему миру, и еще многие поколения наших потомков, буду помнить Михаила Сергеевича и его многочисленные благие свершения. Он всегда будет примером лидера, который считал главными ценностями человечества мир и взаимное уважение», – писал он. «Скорбим вместе с Вами об этой невосполнимой утрате, пусть Всевышний благословит память о Михаиле Сергеевиче и о его наследии», – заключал президент ФЕОР.

 

Поделиться
Отправить

Пост 9 ава – традиционный день траура в память о разрушении Первого и Второго Иерусалимских Храмов.

В этом году 9 ава приходится на шабат, поэтому пост переносится на следующий день, и начинается вечером в субботу 6 августа, и продолжается до захода солнца следующего дня.

В преддверии поста главный раввин России Берл Лазар обратился к еврейской общине: «Дорогие друзья! Сегодня у нас особый день, 9 ава – день траура. Как только завершится шабат, начнется пост, который продлится сутки. Понятно, что мы постимся не для того, чтобы голодать и страдать, а чтобы вновь ощутить те чувства, которые были у наших предков во время разрушения Храма, чтобы усвоить уроки этой трагедии. Недаром наши мудрецы учат, что человек, при жизни которого не был построен Храм, подобен тому человеку, при жизни которого Храм был разрушен. Б-г допустил разрушение Храма, потому что евреи тогда не заслужили такого прямого Б-жественного присутствия, которое давал Храм. И если Храм до сих пор не восстановлен, это значит, что мы его и сегодня еще не заслужили.

Соответственно, главная наша мысль в этот день должна быть о том, что надо сделать, чтобы заслужить Храм! Понятно, что надо вести правильную жизнь – учить Тору, выполнять заповеди, совершать цдаку. Но в Талмуде сказано, что и во времена разрушения Храма евреи все это делали. А причиной разрушения Талмуд называет «синат хинам» – «беспричинную ненависть». Тут можно задать себе вопрос: какая может быть ненависть, если евреи реально занимались благотворительностью, то есть помогали друг другу? Но дело в том, что цдака – это только действие, а неприязнь и ненависть — это чувства. А чувства могут даже не проявляться в каких-то враждебных действиях – они вполне могут проявиться в словах или даже только в мыслях. И человек порой даже не может понять, в чем его вина. Он говорит себе: «Но ведь я ничего плохого не сделал! А то, что я чувствую внутри себя – с этим, простите, я ничего не могу поделать!»

Но главный урок 9 ава в том и заключается, что мы должны, мы обязаны удалить из своей души негативные чувства! Изгнать «синат хинам», «беспричинную ненависть», и поставить на ее место «ахават хинам», «бескорыстную любовь»! Любить ближнего независимо от его взглядов, не потому, что с ним комфортно, а потому, что он тоже, как и мы, дитя Г-спода! Б-г пребывает среди нас, когда мы вместе. Вместе не только делами, но и чувствами – ведь чувства наши в каждый момент для него не секрет, Он читает в душе каждого человека, как в открытой книге. Поэтому в этот день поста и молитвы каждому из нас надо не просто осмыслить совершенные ошибки и наметить пути их исправления, но прежде всего, осмыслить свои чувства и проникнуться любовью к ближнему. Когда у всех нас это получится – придет Машиах, и Храм будет, наконец, восстановлен».

Поделиться
Отправить

Главный раввин России Берл Лазар и президент Федерации еврейских общин России, раввин Александр Борода, обратились к еврейской общине в преддверии поста 17-го тамуза.

Главный раввин России в своем обращении отметил, что три недели между постом 17 тамуза и постом 9 ава — это самый тяжелый, самый трагический период в истории еврейского народа. «Это время называется «зман бейн а-мецарим» – «период между утеснениями». 17 тамуза в Иерусалим ворвались войска римского императора, 9 ава был разрушен Храм. А во время исхода из Египта 17 тамуза случилась еще одна трагедия – Моше рабейну разбил скрижали, потому что народ предался идолопоклонству», – писал Главный раввин России.

Лазар отмечал, что евреи проводят день 17 тамуза в посте и молитвах в память об этих печальных событиях. «Но это не только, да и не столько для того, чтобы вновь воскресить в памяти черные страницы прошлого, сколько для того, чтобы извлечь из этих событий правильные уроки.

В чем главный урок падения Иерусалима? Причиной этой трагедии стала «синъат-хинам» – беспричинная ненависть между людьми, отсутствие единства в нашем народе. Иерусалим был не просто нашей столицей: в книге «Теилим» он назван «городом, сливающим воедино», городом – объединителем. Когда среди нашего народа возникали раздоры, это сказывалось на судьбе Иерусалима: приходили захватчики, захватывали город, разрушали Храм. Соответственно, если мы хотим исправить положение и восстановить Храм, мы должны проявить «ахават-хинам», бескорыстную любовь друг к другу, помогать ближнему, когда ему трудно, и радоваться вместе с ним, когда ему хорошо»,- подчеркивал он.

В этом году идея «ахават-хинам» особенно актуальна, отмечал Главный раввин России. Поскольку 17 тамуза приходится на шабат, день праздника, пост переносится на следующий день. «Само то, что 17 тамуза мы в этом году веселимся и славим Б-га, становится символом нашего выхода на путь исправления ошибок. И наша главная задача в этот день и во весь период до 9 ава – делать все, что в наших силах, чтобы показать Б-гу, себе и людям, что мы поняли прежние ошибки и впредь ничего подобного не допустим» – писал Б.Лазар. Он также призвал понять в эти дни еще одну важную вещь. «То, что скрижали были разбиты, то, что Иерусалим пал – это не наказание, не кара, а сигнал от Б-га, что мы вели себя неверно. Г-сподь побуждает нас исправиться именно потому, что любит нас! И, когда мы правильно принимаем этот сигнал и ведем себя так, как нам заповедано в Торе, пост превращается в повод для радости. Как сказано у пророка Зехарьи: «Пост четвертого месяца и пост пятого, и пост седьмого и пост десятого сделаются для евреев радостью и веселым торжеством: только любите истину и мир!» – подчеркнул Лазар.

«Да, пост, который мы держим сейчас, это воспоминание о горе. Но это воспоминание становится поводом для радости, когда мы делом доказываем, что не повторим ошибок прошлого, что мы едины, любим друг друга и помогаем друг другу. Думаю, что в прошедшие два года, когда у всех нас были тяжелые испытания из-за эпидемии, мы смогли реально проявить и взаимопомощь, и доброту, и единство. И дай Б-г, чтобы дальше мы проявляли эту «ахават-хинам», бескорыстную любовь, все больше и больше, приближая тем самым окончание времен «бейн а-мецарим», приход Машиаха и восстановление Храма!» – заключил Главный раввин России.

Президент Федерации еврейских общин России отметил, что пост 17 тамуза — это один из четырех постов, установленных мудрецами в память о разрушении Иерусалимского Храма. Согласно традиции, в этот день в разные годы происходили трагические события, одно из которых — существенное повреждение городской стены Иерусалима. Начиная с этого воскресенья, отсчитываются три траурных недели, продолжающиеся до 9 ава. «Иерусалимский Храм был ядром еврейской жизни, от него исходила вся жизнь евреев в Земле Израиля, а во времена Второго Храма — и за ее пределами. Его разрушение привело к тому, что евреи расселились по всему миру, а между еврейскими общинами возникли серьезные отличия в культуре и обычаях», – отметил Борода.

Он подчеркнул, что одно из испытаний диаспоры — это сохранение духовного единства народа, несмотря на все различия. «И это возможно только если мы признаем, что множественность традиций не умаляет святости ни одной из них. Абсолют власти и единства Всевышнего также не может быть подвергнут сомнению из-за этих различий, потому что мы допускаем, что истина не может принадлежать одному человеку, она заключена в самом Всевышнем. Понимание этого может стать нам подспорьем, может помочь признать свою неправоту и дать себе право на ошибку. Это величайшая смелость, которая позволяет человеку исправляться и сходить с пути разрушения», – писал президент ФЕОР.

«Но откуда проистекают наши силы для принятия ошибок?» – задавался он вопросом, и сам отвечал на него: «Безусловно, раскаяние — это одна из составляющих пути мира и мудрости, но осознания этого факта зачастую недостаточно, чтобы разрешить себе пойти на признание собственного неверного шага. В этом вопросе мы обращаемся к всепрощению Творца. Именно оно не дает нам потерять веру в еще одну возможность стать лучше, веру в осмысленность наших поступков и жизни. Само слово «евреи» на иврите — «игудим» — созвучно со словом «видуй» — «покаяние». Иными словами, тот факт, что мы называем себя «иегудим», обозначает, что мы народ, способный осознать и исправить свои ошибки. Вспоминать предпосылки событий, которые привели к нападению на Иерусалим и разрушению Храма, можно в разных ключах. Мы могли бы навсегда невзлюбить тех, кто это сделал, постоянно порицать их имена и ждать, что будет восстановлена справедливость. Мы могли бы предаваться тихой скорби или даже унынию. Однако мы видим, что иудейское понимание духовности и образ мысли предлагают нам совершенно иной смысл траура. В первую очередь, соблюдая траур по бедствиям, настигшим народ Израиля, еврей думает о том, что он сам мог бы сделать для исправления их последствий и возвращения мира в состояние равновесия». «Давая нам импульс к улучшению мира, воспоминания о наших проступках приближают нас к тшуве, к раскаянию. То есть они возвращают нас на путь, указанный Всевышним, как сказано в книге Ваикра: «Тогда покаются они в грехе своем и грехе отцов своих».

Следуя Его путям, еврейский народ сумел создать культуру, внутри которой не считается зазорным или постыдным признаваться в своей неправоте. И поэтому решения, которые больше всего приближают нас к Творцу, возникают, когда мы оглядываемся на свои ошибки», – резюмировал Борода.

Историческая справка

Пост 17 тамуза — один из четырёх постов, установленных в память о разрушении Храма, наряду с постом Гедальи (3 тишрей), постом 10 тевета и 9 ава. Траурный пост 17 тамуза связан с тем, что 10 тевета вавилонский царь Невухаднецар (Навуходоносор II) начал осаду Иерусалима, а 17 тамуза его солдаты проломили городскую стену. Это стало началом конца еврейской державы. Тремя неделями позже, 9 ава, наступила трагическая развязка событий: был подожжён Храм. Пост 17 тамуза начинает траурный период в еврейском календаре, который длится 3 недели, вплоть до 9 ава. Эти 3 недели траура называют неделями «Бейн а-Мецарим» — буквально «между теснин», т. к. эти дни находятся между двумя траурными постами (17 тамуза и 9 ава). 17 тамуза в этом году выпадает на субботу, но так как в шабат запрещено поститься (исключение Йом-Кипур), то пост переносится на воскресенье, 17 июля. В Москве он продлится с 00:34 до 22:05, в эти часы строго запрещено пить и есть. От поста освобождены дети, кормящие и беременные женщины, а также больные, даже если им не угрожает опасность.

 

Поделиться
Отправить

Президент Федерации еврейских общин России, раввин Александр Борода выразил свои соболезнования в связи с уходом из жизни Народного художника РФ, мультипликатора Леонида Шварцмана, скончавшегося 2 июля.

«Мы всегда особенно отчетливо чувствуем уход тех людей, которые в чем–то символизируют для нас определенную школу, яркий образ мысли или эпоху в искусстве», – писал Борода. Он отмечал, что для многочисленных поколений советских и российских зрителей именно мультипликационные фильмы Леонида Шварцмана стали главным, наиболее ярким и запоминающимся опытом общения с изобразительным искусством и, в частности, анимацией.

«Каждая история и каждый герой в фильмах Леонида Шварцмана были выражены им в неповторимых образах с чистым пониманием ценностей доброты. «38 попугаев», «Котенок по имени Гав», истории о крокодиле Гене и Чебурашке, а также многие другие работы — это его уникальное видение искусства, предназначенного для детей. Они воспитали во многих понимание приятия и дружбы. Леонид Шварцман через свои фильмы делился собственным светлым мироощущением, проникнутым тонким, и в то же время детским, юмором. И это мироощущение наполнено такими высокими и во все времена нужными моральными качествами, что уход Леонида Шварцмана мы должны понять, как момент, когда на нас ложится обязанность по сохранению его наследия. Оно, несомненно, может культурно и нравственно обогатить будущие поколения также, как когда–то оно обогатило нас», – подчеркнул президент ФЕОР.

Борода также выразил глубокие соболезнования родным и близким Леонида Шварцмана, его друзьям и коллегам. «Пусть Всевышний благословит память о нем, и обо всех его добрых делах!» – заключил он.

Леонид (Израиль) Аронович Шварцман (1920-2022) — российский режиссер–мультипликатор и художник мультипликационного кино. Художник–постановщик мультфильмов «Аленький цветочек», «Золотая антилопа», «Снежная королева», «Чебурашка», «Обезьянки», «38 попугаев» и многие другие. Лауреат российских и международных кинопремий.

Поделиться
Отправить

Главный раввин России Берл Лазар и Президент Федерации еврейских общин России Александр Борода обратились к еврейской общине с поздравлением по случаю праздника Шавуот.

Главный раввин России в своем поздравлении напомнил, что в дни Шавуота есть обычай употреблять молочные и сладкие продукты, возникший из-за того, что у людей, собравшихся у горы Синай во время Исхода просто не было времени приготовить кошерные блюда из мяса. Но Лазар предложил и более глубокое объяснение. Он отметил, что молоко – первый питательный продукт, который мы получаем в жизни: сперва это молоко матери. Соответственно, родители уже должны читать Тору и соблюдать заповеди, когда в семье появляется младенец. А затем, когда младенец становится ребенком, он с детского возраста начинает учить Тору. И потом Тора останется с ним на всю жизнь, и он, в свою очередь, передаст ее мудрость своему потомству.

«В мидраше мы читаем, что Б-г, прежде чем даровать нашим предкам Тору, спросил у Моше рабейну, кто может выступить гарантом того, что Тора останется с нашим народом навек, что мы будем учить ее и жить по ней во всех поколениях. Наш Ребе объясняет, что гарантии потребовались не потому, что Б-г в чем-то подозревал народ Свой. Просто человеку свойственно «забывать важное ради срочного». У людей так много повседневных дел, что они действительно могут пренебречь Торой из-за недостатка времени. Моше предложил сначала, чтобы гарантами стали праотцы нашего народа, потом – чтобы гарантами были пророки. Но Б-г ответил, что те, кто уже ушел из этого мира, не могут отвечать за поведение следующих поколений. А вот когда Моше рабейну предложил, чтобы верность Торе гарантировали дети – Вс-вышний на это согласился. Во-первых, потому, что, как бы ни были заняты родители, о детях они всегда будут заботиться в первую очередь, а во-вторых – потому что именно передача Торы от старшего поколения к поколениям последующим реально обеспечивает наше сохранение как «народа книги» – народа, живущего по Торе и верно выполняющего заповеди», – писал Главный раввин России.

Говоря о том, откуда идет традиция есть сладкое, Лазар напомнил строчки из «Песни песней»: «Мед и молоко под языком твоим». «Это главная идея, когда мы учим Тору: изучение Торы и соблюдение ее Закона это не ограничения и не неудобства, а великая радость! Ведь все уроки от Б-га, вся мудрость, которую Он нам даровал в святой Торе, призваны помогать нам делать добро, любить ближнего, улучшать мир вокруг нас. То, что нам дана Тора – это привилегия, необходимое условие счастливой жизни. Недаром в дни Шавуот мы желаем друг другу «получить Тору с радостью и сделать ее частью нашего внутреннего мира». «Именно это делает нашу жизнь яркой и содержательной», – заключил он.

Президент Федерации еврейских общин России в своем поздравлении отметил, что в этот день евреи отмечают дарование Торы — событие, определившее их возникновение и существование как народа. «После Синайского Откровения еврейский народ был окончательно объединен одной верой — женщины и мужчины, мудрецы и простые люди, взрослые и дети внимали Десяти Речениям «как один человек с единым сердцем». Более того, Десять Заповедей — это всеобщая человеческая ценность. Этические нормы, провозглашенные Всевышним, — это бесценный дар для людей всего мира», – писал Борода.

Он подчеркнул, что хотя принято считать, что цивилизации возникают благодаря умелому, разумному использованию природных ресурсов и богатств, но исход евреев из Египта и Синайское Откровение доказали, что моральные ценности, а также возможность прогресса, созидания, благополучия и процветания заключены не только и не столько в материальности, сколько в духовном, интеллектуальном богатстве, источник которого — Б–жественная мудрость. «Мы видели массу примеров в истории, когда процветающие цивилизации разрушались из-за духовной деградации, что неопровержимо доказывает: эволюция и преобразование не могут существовать без этики и морали», – заметил президент ФЕОР.

Борода подчеркнул, что в Шавуот мы напоминаем себе, что духовность не сужает возможностей человека, но расширяет их, позволяет сделать нравственный выбор и проявить величие человеческого духа. «Когда человек обретает верные ориентиры, он не ограничивает себя логикой сиюминутных обстоятельств, а способен на большее благодаря тем обязательствам, которые он несет перед людьми и Б–гом. Поэтому столь важно и получение нами Торы как событие, и само ее присутствие в нашей жизни. Каждый раз, когда мы занимаемся ее изучением, мы вновь напоминаем себе, ради чего верим в замысел Всевышнего. Понимаем, как удалось нашим предкам на протяжении тысячелетий в самых разных обстоятельствах находить моральные силы и волю пронести ее мудрость и свет, чтобы они озарили нас, и чтобы мы передали ее своим потомкам», – отметил он.

Информационная справка

Шавуот, в переводе с иврита – «седмицы», наступает по истечении семи недель после Песаха и приходится на 6 день месяца Сиван. Праздник отмечают один день в Израиле и два – в общинах за его пределами. Согласно традиции, в этот день Б-г открыл Себя всему Израилю и дал Десять заповедей, которые Моисей записал на скрижалях. А так же остальные законы Торы, которые были записаны Моисеем в течение жизни. Устный Закон был записан в более поздний период еврейскими мудрецами в виде Мишны и Гемары. Кроме того, традиция связывает время праздника с окончанием жатвы ячменя и началом жатвы пшеницы.

В древности, в этот день земледельцы со всех концов Израиля несли приношения в Иерусалимский Храм. Эти праздничные процессии сопровождались пением и танцами. В первый день Шавуот перед мясной трапезой принято устраивать молочную трапезу. Этот обычай связан с тем, что евреи, получив Тору, узнали о заповедях кошерного питания. Посуда, которой пользовались до сих пор, оказалась непригодной. Тогда они устроили молочную трапезу, блюда для которой не требовалось варить. В 2022 году Шавуот приходится на исход шабата 4 июня и длится в диаспоре до вечера 6 июня, в это время запрещена работа.

 

Поделиться
Отправить

Президент Федерации еврейских общин России, раввин Александр Борода направил соболезнования супруге и сыну Алексея Бегака, скончавшегося от продолжительной болезни 29 мая. Полный текст соболезнования приведен ниже.

«От имени Федерации еврейских общин России и от себя лично выражаю искренние, глубочайшие соболезнования в связи с уходом Алексея Дмитриевича Бегака. Невозможно поверить, что с нами больше нет полного энергии, деятельного, интеллигентного, излучающего безмятежную выдержку и спокойствие Алексея Дмитриевича. Прежде всего он был талантливым художником, и именно это определяло его отношение с миром и людьми. Мне посчастливилось быть лично знакомым с Алексеем Дмитриевичем и на собственном опыте понять, как он воспринимал мир, как относился к окружающим людям, к искусству и работе. Могу сказать, что он жил как по–настоящему творческий человек, привносящий благородность и утонченность в любое дело, в котором он участвовал. Уникальный телевизионный и книжный проект «Правила жизни» являл собой редкий пример деликатной, тонкой журналистики, стремящейся рассказать о многогранности и неповторимости жизни. В 2017 году Алексей Дмитриевич стал лауреатом премии ФЕОР «Скрипач на Крыше» за серию передач о еврейской культуре. И я лично глубоко признателен ему за содержательные, нужные и важные диалоги. Он выстраивал интервью таким образом, что оно давало возможность широкой публике понять мировоззрение и мироощущение других людей. Алексей Дмитриевич был не просто хорошим профессионалом своего дела, но он следовал благородной миссии привнесения в наше общество принятия и взаимоуважения. Я уверен, что его благие дела будут жить с нами — в его работах, в его интервью, в его личном и неповторимом примере! Пусть Всевышний благословит его память и даст вам сил пережить невосполнимую утрату!»

Поделиться
Отправить

Выбор редакции