Она родилась под именем Люсетт Феррай в католической семье на севере Франции в 1920 году, пишет журналистка The Times of Israel Ами Спиро. А похоронена в Иерусалиме в 2000 году как Рут Блой – член экстремистской антисионистской ультраортодоксальной секты «Нетурей карта».
Рут Блой в разные годы жизни Courtesy Motti Inbari and Nechama Davidson)
За свои 80 лет Блой прожила больше жизней, чем это кажется возможным. Ее невероятная история начинается с участия во французском Сопротивлении во времена Второй мировой войны и продолжается шпионажем в Марокко, тюремным заключением за уклонение от уплаты налогов, двойным обращением в иудаизм, ключевой ролью в похищении мальчика в Израиле, крайне скандальным браком с основателем «Нетурей карта» и, как минимум, одной встречей с аятоллой Хомейни.
Исследователь Мотти Инбари попытался разобраться в сложных сюжетах ее жизни в книге под названием «Рут Блой: жизнь парадокса и цели». Инбари потратил годы, чтобы проследить историю Блой, тщательно изучив три противоречащие друг другу версии ее автобиографии, копаясь в архивах на трех континентах и беседуя с ее потомками.
Хотя ее имя порядочно стерлось в израильском общественном сознании за прошедшие десятилетия, Блой, тогда известная как Рут Бен Давид, была печально знаменита своей ролью в деле Йоселе Шумахера в 1960-х годах. По указанию ультраортодоксальных раввинов Блой похитила 8-летнего мальчика и вывезла его из страны, чтобы воспитать в религиозном духе и не возвращать светским родителям.
В течение двух лет Блой возила Шумахера по всему миру, подделывая документы и заставляя его жить под вымышленными именами. В конце концов — после того, как ее собственный сын на допросе признал ее роль — она заключила сделку с «Моссадом»: мальчик был обнаружен в Нью-Йорке по адресу, который предоставила Блой в обмен на обещание неприкосновенности.
«В Израиле люди помнят о Йоселе, это история, которая на слуху, потому что был грандиозный скандал и остался«шрам» в израильской истории, — замечает Инбари. – Если вы выйдете на улицу и спросите о Йоселе, люди наверняка что-то слышали о нем».
Профессор иудаики в Университете Северной Каролины в Пемброке, Инбари читает лекции и много пишет о еврейском фундаментализме. Впервые он заинтересовался невероятной историей жизни Блой, когда в Бостонском университете копался в личном архиве раввина Амрама Блоя – одного из основателей «Нетурей карта», ставшего мужем Рут.
«Чем больше я копался в ее истории, тем больше понимал, насколько она богата и насколько сложна была ее жизнь», — рассказывает он.
Проникновение в гестапо
Чтобы понять Блой и проследить ее жизненный путь, Инбари постарался узнать подробности ее детства и юности во Франции – задолго до того, как она подумала о переходе в иудаизм.
«Я отправился во Францию и попытался отследить все, что смог там найти, выяснить, что же случилось в ее жизни, — заявляет он. – Во французских архивах военного временина нее была толстая папка, которая дала мне много информации о том, что с нею происходило во время войны и после нее. И информация, которую мне удалось получить, оказалась поразительной».
Будучи в 1940-х годах молодой разведенной матерью-одиночкой, Блой проникла в ряды гестапо по приказу французского Сопротивления, завязав романтические отношения со старшим офицером.
«Она проникла в нацистский штаб, представившись нацисткой, офицером гестапо, и стала докладывать Сопротивлению о том, что происходит в штабе», — рассказывает Инбари. Тайная деятельность Блой этим не ограничилась, позже она отправилась в Марокко, по поручению французской секретной службы, чтобы участвовать в ряде шпионских мероприятий.
После войны Блой начала свое «духовное путешествие», в том числе изучая теологию в Сорбонне. Разочаровавшись в католической церкви, она на какое-то время обратилась в адвентизм седьмого дня, прежде чем в 1950 году решила, что еще больше ее привлекает иудаизм. Там, во Франции, она познакомилась и обручилась со светским израильтянином, посетила Израиль и прошла реформистский гиюр в Париже. Впрочем, так и не сыграла свадьбу.
Вскоре после этого она встретила во Франции и полюбила раввина из числа «модерн ортодокс». Вместе со своим сыном Клодом, ныне Уриэлем, она обратилась уже в ортодоксальный иудаизм и переехала в Израиль, приняв имя Рут Бен Давид. И снова свадьба не состоялась. Между тем, Блой начала двигаться все дальше и дальше в направлении строгих ультраортодоксальных, при этом антисионистских убеждений. В итоге она отказалась от израильского гражданства, которое имела в 1961-1963 годах.
Организатор похищения
В 1960 году раввин, связанный с «Нетурей карта», бывший наставником Блой, попросил ее вывезти Шумахера из страны. Она согласилась, заручившись поддержкой 20-летнего тогда Уриэля, и замаскировала мальчика под девочку, чтобы вывезти его сначала в Швейцарию, затем во Францию и, в конце концов, в Нью-Йорк. Она перемещалаего каждый раз, когда чувствовала, что власти идут по ее следу.
Даже когда «Моссад» наконец выследил ее, спустя более двух лет, Блой отказалась сказать, где держат мальчика. Она сопротивлялась допросам в течение нескольких дней, пока ей не сказали, что Уриэль признал причастность к делу. Тогдашний глава «Моссада» Иссер Харель, руководивший миссией по возвращению Йоселе и лично допрашивавший Блой, позже написал книгу об этой операции.
Инцидент создал резкую линию разлома между религиозными и светскими евреями в Государстве Израиль и стал столкновением между властью государства и независимостью общины харедим. Пытаясь уйти от усугубления разлома, государство решило, что ни Блой, ни кто-либо еще не будет привлечен к ответственности за это похищение.
«Никто не был привлечен к ответственности — это потрясающе, это демонстрирует силу правительства, — говорит Инбари. – Они сказали: «Хорошо, это осталось в прошлом», – понимая, что ультраортодоксы больше никогда не сделают ничего подобного».
Избежав тюрьмы, Блой, тем не менее, и далее не жилатспокойной жизнью. Примерно через год она обручилась с раввином Амрамом Блоей, основателем «Нетурей карта», который был вдовцом с 10 детьми, на 25 лет старше ее. Это был яростный антисионистский активист, который отказывался признавать государство, платить налоги и даже иметь дело с израильской валютой.
Новость о помолвке воспламенила ультраортодоксальную общину Иерусалима. Некоторые протестовали так энергично, что официальный религиозный суд Эда Харедит вынес решение о запрете брака.
Инбари копался в переписке периода их помолвки, чтобы выявить причины для несогласия с браком: от разницы в возрасте до ее гиюра, его предполагаемой импотенции из-за травмы, ложных заявлений о том, что когда-то она работала стриптизершей в Париже, и опасений, что она носила бежевые чулки вместо черных.
«В этой критике было много политики. Противники Амрама пытались избавиться от него, используя этот брак как инструмент», — объясняет Инбари, отмечая, что ультраортодоксальная община не особенно приветствуетновообращенных, рассматривая их как чужаков.
Рут и Амрам в 1965 году в конце концов решили пожениться, несмотря ни на что, но сделали это за пределами Иерусалима, сбежав в Бней-Брак и пытаясь уклониться от прессы. Пара оставалась в браке до тех пор, пока в 1974 году Амрам не умер в возрасте 81 года.
Инбари утверждает, что их брак был не совсем гладким, в частности из-за того, что Рут, несмотря на предполагаемое бесплодие Амрама и преклонный возраст, отчаянно хотела иметь еще одного ребенка. В книге рассказывается, что однажды, после шести лет брака, Рут сорвала с себя покрывало для волос прямо посреди ультраортодоксального района Меа Шеарим в Иерусалиме. Когда раввин «Нетурей карта» Дов Соколовский подошел к ней и потребовал,чтобы она прикрыла волосы, Рут заявила, что «поскольку она все еще девственница, правила замужней женщины на нее не распространяются», — писал Соколовский в письме Амраму об этом инциденте.
Далекая от того, чтобы оставаться в тени, как большинство женщин в ультраортодоксальных сообществах, Блой, казалось, наслаждалась тем, что была заметным членом общины. Такое ее поведение не прекратилось и после смерти мужа.
Еще одним поворотом в шокирующей истории Блой стала ее деятельность в мусульманских странах в 1970-х и 1980-х годах. Она даже встречалась с иранским аятоллой Хомейни– по меньшей мере единожды, во время визита, о котором рассказал французский журналист. Рут добилась от аятоллы обещания, что он защитит евреев Ирана.
Инбари документирует целый ряд ее загадочных поездок в Ливан, Сирию, Иорданию и Иран и, в конечном счете, безуспешные ее попытки договориться об освобождении заложников-евреев, включая иранского еврея Альберта Даниэльпура и солдат ЦАХАЛа Захари Баумеля, Иегуды Каца и Цви Фельдмана.
По словам Инбари, в отличие от многих других историй, о своих переговорах об освобождении евреев, удерживаемых в других странах, Блой не вела записей, хотя некоторые из таких попыток оказались задокументированы в других местах.
«Предполагается, что у нее были документы об этом, но она их прятала <…> вероятно, она хранила старые документы о поездках за пределы Израиля, может быть, в Швейцарию», — рассказывает он. Тем не менее, «есть доказательства, подтверждающие истории о тех процессах, в которые она была вовлечена…»
Сложное наследие
Инбари признает, что его книга в некотором роде «реабилитирует ее репутацию, и некоторых это может возмутить, особенно Йоселе и его семью». Он изображает Блой женщиной, глубоко преданной своим убеждениям, замечательным, хотя и ошибочным. И он очень краток в отношении насильственного экстремизма «Нетурей карта», многочисленных тюремных заключений Амрама Блоя за разнообразные беспорядки, бросание камней и антиизраильскую деятельность.
Блой, кстати, никогда не извинялась за свою роль в похищении Шумахера. Между тем как сам Йоселе — которому сейчас за 70 — заявляет, что она единственная из участников этого дела, кого он не простил.
«В Израиле ее считают злодейкой, и я исходил из этого. Но чем больше я узнавал о ней, тем больше ей симпатизировал», — замечает Инбари, добавляя, что она была «психически неуравновешенной».
«Мне казалось, я ее понимаю и все больше сочувствую, — говорит он. – Если вы посмотрите на ее жизнь сквозь призму целого, вы увидите, что она пыталась делать хорошие дела, быть хорошим человеком, но в какой-то момент своей жизни просто потеряла ориентир».