Жена не приходит одна
За 75 лет до странной матримониальной истории, приключившейся между начальником РОВД одного из чеченских сел Нажудом Гучиговым и 17‑летней Хедой Гойлабиевой, Фаня Матмон‑Коэн, глава тель‑авивской Ассоциации женщин за равноправие, дает пространное интервью газете «А‑Арец». Среди поднятых тем — коварство многоженцев, проживающих в подмандатной Палестине. Провернутые комбинации восхищают своей элегантностью.
Некий иммигрант из Польши разводится с первой женой, знакомится и женится на второй, а затем исчезает, одолжив у нее 35 лир. После чего местный Остап Бендер находит третью спутницу жизни. С ней он сочетается официально, предъявив раввинам свидетельство о разводе с первой супругой. В качестве контрмеры Матмон‑Коэн предлагает принять закон, согласно которому все брачующиеся пары будут обязаны опубликовать сообщение в газетной рубрике «Свадьбы». По словам главы женской ассоциации, такая рубрика традиционно пользуется популярностью у читателей, и потому отследить жизненные вехи потенциальных многоженцев будет легче.
Прошло девять лет, и в еврейском государстве был вынесен первый, не особенно строгий приговор нарушителю. Тридцатидвухлетний таксист Ицхак Юсупов окрутил пассажирку, которая недавно прибыла в Израиль из Анкары и повел ее под венец, забыв рассказать пассии и раввинам о первой жене и пятерых детях. Израиль — не Чечня, таксист — не глава РОВД. Вместо медового месяца нарушитель отправился на год в тюрьму.
В 1957 году газета «А‑Арец» произвела сенсацию во второй раз. Журналист Элиэзер Ливне побеседовал с главным армейским раввином Шломо Гореном, и тот, кроме всего прочего, сообщил об истечении срока запрета, вынесенного рабейну Гершомом. «Отныне многоженство запрещено исключительно государственными, а не алахическими законами», — заявил раввин Горен. Министр юстиции Пинхас Розен от такого известия пришел в ужас и вскоре разработал 176‑ю поправку к Закону о наказаниях. Отныне за многоженство полагалось тюремное наказание сроком пять лет. За исключением случаев, санкционированных религиозным судом при главном раввинате, как‑то: душевная болезнь, при которой осуществление процедуры развода невозможно, или исчезновение супруга сроком от семи лет и выше, при котором есть опасения за жизнь пропавшего.
Депутат‑многоженец
Наиболее массово запрет на полигамию нарушают бедуины. По статистике 20–30% от общего числа бедуинских семей, проживающих в Израиле, практикуют многоженство. Среди причин этого явления есть и достаточно курьезные. За жену в классическом патриархальном обществе требуется заплатить выкуп. Соответственно, наличие многочисленных жен наглядно и лучше всякого мерседеса демонстрирует высокий финансовый статус мужа. Кроме того, в мусульманском обществе распространены так называемые обменные браки, когда брат и сестра из семейства А вступают в брак с сестрой и братом из семейства Б. Если новоиспеченный А‑муж берет себе вторую жену, Б‑муж должен сделать то же самое. Для баланса и всеобщего уважения.
Многоженцы‑бедуины используют различные приемы для реализации своих замыслов. Один из них называется «малым разводом»: супруги приходят в шариатский суд, муж произносит формулу: «Ты разведена». Но один раз, а не три, как того требуют законы ислама. Судьи тем не менее выдают вожделенную справку о разводе. На ее основании можно заключать следующий брак. При подпольном втором (третьем, четвертом) браке женщина продолжает официально считаться незамужней. После рождения ребенка государство присваивает ей статус матери‑одиночки со всеми полагающимися льготами, страховками и пособиями. Поэтому выгода от незаконной полигамии очевидна.
Призывы властей отказаться от древнего обычая успеха не принесли. Среди многоженцев — член кнессета Талеб Абу‑Арар, по основной специальности являющийся учителем. У Абу‑Арара две жены. Первая — законная, вторая имеет статус гражданской жены. Кстати, «Объединенный арабский список», членом которого является Талеб Абу‑Арар, возглавляет парламентский Комитет по поддержке статуса женщины. Кошка сметану не устережет?
Несмотря на то что за полигамию израильские законы предусматривают пятилетнее тюремное заключение, на практике нарушители отделываются довольно легко. Сорокачетырехлетний израильский араб, уличенный в заключении религиозного брака со второй женой, был приговорен к четырем месяцам общественных работ. Суд принял во внимание тот факт, что на брак дала согласие первая жена (причина — бесплодие). Кроме того, муж исправно жил на оба дома, расположенные в разных населенных пунктах на севере Израиля, познакомил первую жену с детьми от второй, а также имел высшее образование. Что, по мнению суда, свидетельствовало о его нормальности.
Необычное преломление получили полигамные браки в позапрошлом году. Араб Алавин Зияда, который отбывал срок за уголовное преступление, обратился к тюремному начальству с просьбой позволить ему принять участие в свадьбе брата. Администрация пенитенциарного учреждения ответила отказом: мы‑де обнаружили, что твой брат уже женат, нынешний брак является нарушением запрета на полигамные отношения, а потому твое присутствие на свадьбе наносит ущерб обществу, которое с этой самой полигамией борется. Зияда обратился в суд, и тот вынес однозначный вердикт — позволять заключенному становиться многоженцем нельзя, а предоставлять отпуск для посещения свадьбы многоженца можно. Потому что общественные интересы страдают не от присутствия гостей на торжестве, а от самого торжества.
Кошерная человечина
Мати Каспи — человек парадоксальный. Не имея формального музыкального образования, он стал одним из виртуознейших израильских композиторов. Обладая скромными вокальными данными, превратился в главного шансонье. Отличаясь мягкостью нрава, ухитрился вступить в жесткое противоречие с законом. На протяжении 15 лет автор нескольких сотен шлягеров был женат на актрисе Дорин Любоцкой. После чего Каспи начал бракоразводный процесс и еще до его завершения иммигрировал в США. Там он сочетался браком с аккомпаниаторшей Рахель Вагнер. После многолетнего разбирательства Мати Каспи был приговорен к шести месяцам заключения условно и штрафу в размере 5 тыс. шекелей. Сам музыкант отреагировал на приговор достаточно цинично: «Скоро выйдет в свет моя биография, и деньги найдутся».
Как показало время, среди израильтян есть и идеологические адепты полигамии. Четыре года тому назад в еженедельнике «Шабат бе‑шабато» было опубликована нетипичная для этого национально‑религиозного издания реклама. Движение «Цельный еврейский дом» призвало бороться с демографической проблемой и наличием многочисленных незамужних девушек путем заключения дополнительных браков. По словам рекламодателей, ключевым моментом в деятельности движения является постановление раввина Овадьи Йосефа, согласно которому сефардам многоженство разрешено. Тем не менее «Цельный еврейский дом» пообещал позаботиться и об ашкеназах.
Поднялась буря. Редактор «Шабат бе‑шабато» раввин Исраэль Розен отметил, что его издание ответственности за рекламу не несет и что он лично был уверен, что конкретное объявление — удачная пародия, приуроченная к Пуриму. «Впрочем, я не удивлюсь, если у рекламы появится продолжение. Например, можно рекламировать кошерное человеческое мясо или двустворчатый арон кодеш — в левой части будут храниться свитки Торы, а в правой курицы станут нести золотые яйца», — пошутил Розен.
В архиве постановлений израильских судов находится дело под названием «Некто против некого». Отсутствие личных данных истицы и ответчика обусловлено тем, что нарушитель закона является известным религиозным деятелем. В начале 2000‑х он принял решение развестись с первой женой, но та воспротивилась. Тогда муж обратился в раввинский суд в Великобритании, где и получил санкцию на второй брак. Израильский суд счел такое поведение неподобающим и демонстрирующим презрение к законодательным органам. Первую жену убедили согласиться на развод, а мужа обязали выплатить ей компенсацию в размере 130 тыс. долларов.
Однако, судя по всему, подавляющее большинство израильтян многоженцами становиться не желают. Перед Песахом пользователи социальных сетей в очередной раз публикуют отрывок из Пражской агады XVI века: «При словах “вот горький марор” есть обычай указывать на свою жену, ведь сказано, что плохая жена горше смерти (Коелет, 7:26)». Зачем еврею так много марора?