Здесь молились до того, как Храм стал единственным местом молитвы
Древнее сооружение из целого ряда помещений, обнаруженное недалеко от Старого города Иерусалима, по мнению исследователей, использовалось для ритуалов и поклонения почти 3000 лет назад. Об этом 14 января заявило Управление древностей Израиля, пишет журналист The Times of Israel Гавриэль Фиске. Указанное сооружение стало первой подобной находкой: предположительно религиозный объект практически по соседству с местом, где расположен был Первый храм.

Здание площадью 220 квадратных метров, датируемое 8 веком до н.э., «содержит восемь высеченных в скале помещений, включающих жертвенник, некий вертикально стоящий камень, маслодавильню и винный пресс», — говорится в заявлении Управления древностей Израиля о хорошо сохранившемся сооружении, которое, по-видимому, было заброшено во времена забвения мест поклонения за пределами Храмовой горы.
Стоящие камни — это специальные камни, зарытые в землю, используемые в религиозных церемониях.
Исследователи полагают, что это единственное сохранившееся ритуальное сооружение, датируемое периодом Первого храма в Иерусалиме, и, согласно пресс-релизу Управления древностей Израиля, одно из «очень немногих, найденных в Земле Израиля».
Сооружение, вероятно, «использовалось для ритуальных целей, когда Храм еще стоял на Храмовой горе, всего в нескольких сотнях метров», — заявляют исследователи.

Город Давида — археологический парк, прилегающий к Старому городу Иерусалима в районе Сильван, — по мнению большинства ученых, включает ряд основных сооружений Иерусалима бронзового и железного веков и является важнейшим для библейской археологии местом.
Здание было раскопано в 2010 году, хотя часть сооружения была обнаружена еще британским исследователем Монтегю Паркером в 1909 году: он проводил раскопки на этом месте в течение нескольких сезонов в поисках Ковчега Завета.
Хотя сооружение было открыто пятнадцать лет назад, «когда вы продолжаете раскопки, то находите все новые вещи, и требуется время, чтобы получить результаты исследования», говорит Эли Шукрон, руководитель раскопок.
Археологи обнаружили, что здание сохранилось в основном нетронутым, а это редкость для сооружений эпохи Первого храма.
«Оно было сокрыто <…> никто не помнил о нем и не трогал его в течение многих лет», — говорит Шукрон.

Результаты исследования сооружения опубликованы в журнале Управления древностей Израиля Atiqot в статье под названием «Свидетельства поклонения в высеченных в скале помещениях на восточном склоне Города Давида, Иерусалим». Авторы статьи — Эли Шукрон, Лиора Фрейд, Хелена Рот и Рели Ависар из Тель-Авивского университета, а также Эфрат Бохер из Исследовательского центра древнего Иерусалима.
В статье высказывается предположение, что сооружение использовалось жителями Иудеи для культовых и религиозных практик, но затем было обнесено стеной и заброшено во времена религиозной реформы в 8 веке до н.э.
«Сооружение перестало функционировать <…> возможно из-за религиозной реформы царя Хизкияу», — замечает Шукрон.
В Танахе рассказывается, что Хизкияу инициировал перемены для централизации процесса поклонения на Храмовой горе. Это привело к тому, что другие культовые центры по всему Иудейскому царству оказались заброшены. Находка в Городе Давида, вероятно, является одним из таких заброшенных центров.

«В Библии описывается, что в период Первого храма за его пределами действовали и другие культовые центры, и два царя Иудеи — Хизкияу и Иошияу — провели реформы, чтобы избавиться от этих мест и сосредоточить поклонение в Храме», — рассказывает Шукрон.
«Когда мы начали раскопки <…> то обнаружили, что это место было скрыто насыпью начиная с 8 века до н.э. Это говорит о том, что оно «вышло из употребления» в то время, — добавляет он. — При этом стоящий камень, который мы обнаружили, остался стоять на своем первоначальном месте, другие помещения тоже хорошо сохранились».
Каждая комната в здании служила своей цели. Помимо комнат, предназначенных для производства масла и вина, обнаружилась комната с «резной конструкцией с дренажным каналом» — вероятно, использовавшейся в качестве жертвенника. В другой комнате оказались «загадочные V-образные резные знаки», выгравированные на полу, которые «могли служить основанием для треноги — конструкции с тремя ножками, предназначенной для ритуальных действий», сообщает Управление древностей Израиля.
В соседней комнате как раз находится большой стоящий камень, вероятно, использовавшийся для ритуальных действий.

В небольшой пещере у края сооружения археологи обнаружили тайник с предметами: «котлы, кувшины с фрагментами древнееврейских надписей, тяжи для ткацких станков, скарабеи, штампованные печати с декоративными мотивами и точильные камни, используемые для измельчения зерна».
Пресс-секретарь Управления древностей Израиля сообщает, что есть планы открыть этот объект для публичного осмотра, но сроки пока неясны.
На вопрос о дальнейших исследованиях здания, особенно учитывая его уникальную сохранность, Шукрон отвечает, что «всегда есть возможность найти что-то еще, всегда возникают сюрпризы».

Правнук Ирода развлекался в пещере на Голанах в стиле римских императоров

Как израильские исследователи решили проблему датирования с помощью семян эпохи Первого храма
