Археология

Здесь молились до того, как Храм стал единственным местом молитвы

Подготовил Семен Чарный 16 января 2025
Поделиться

Древнее сооружение из целого ряда помещений, обнаруженное недалеко от Старого города Иерусалима, по мнению исследователей, использовалось для ритуалов и поклонения почти 3000 лет назад. Об этом 14 января заявило Управление древностей Израиля, пишет журналист The Times of Israel Гавриэль Фиске. Указанное сооружение стало первой подобной находкой: предположительно религиозный объект практически по соседству с местом, где расположен был Первый храм.

Ритуальное сооружение, обнаруженное в городе Давида

Здание площадью 220 квадратных метров, датируемое 8 веком до н.э., «содержит восемь высеченных в скале помещений, включающих жертвенник, некий вертикально стоящий камень, маслодавильню и винный пресс», — говорится в заявлении Управления древностей Израиля о хорошо сохранившемся сооружении, которое, по-видимому, было заброшено во времена забвения мест поклонения за пределами Храмовой горы. 

Стоящие камни — это специальные камни, зарытые в землю, используемые в религиозных церемониях.

Исследователи полагают, что это единственное сохранившееся ритуальное сооружение, датируемое периодом Первого храма в Иерусалиме, и, согласно пресс-релизу Управления древностей Израиля, одно из «очень немногих, найденных в Земле Израиля».

Сооружение, вероятно, «использовалось для ритуальных целей, когда Храм еще стоял на Храмовой горе, всего в нескольких сотнях метров», — заявляют исследователи.

Вид сверху на ритуальное сооружение

Город Давида — археологический парк, прилегающий к Старому городу Иерусалима в районе Сильван, — по мнению большинства ученых, включает ряд основных сооружений Иерусалима бронзового и железного веков и является важнейшим для библейской археологии местом.

Здание было раскопано в 2010 году, хотя часть сооружения была обнаружена еще британским исследователем Монтегю Паркером в 1909 году: он проводил раскопки на этом месте в течение нескольких сезонов в поисках Ковчега Завета.

Хотя сооружение было открыто пятнадцать лет назад, «когда вы продолжаете раскопки, то находите все новые вещи, и требуется время, чтобы получить результаты исследования», говорит Эли Шукрон, руководитель раскопок.

Археологи обнаружили, что здание сохранилось в основном нетронутым, а это редкость для сооружений эпохи Первого храма. 

«Оно было сокрыто <…> никто не помнил о нем и не трогал его в течение многих лет», —  говорит Шукрон.

Изображение высеченных в скале комнат в городе Давида

Результаты исследования сооружения опубликованы в журнале Управления древностей Израиля Atiqot в статье под названием «Свидетельства поклонения в высеченных в скале помещениях на восточном склоне Города Давида, Иерусалим». Авторы статьи — Эли Шукрон, Лиора Фрейд, Хелена Рот и Рели Ависар из Тель-Авивского университета, а также Эфрат Бохер из Исследовательского центра древнего Иерусалима.

В статье высказывается предположение, что сооружение использовалось жителями Иудеи для культовых и религиозных практик, но затем было обнесено стеной и заброшено во времена религиозной реформы в 8 веке до н.э.

«Сооружение перестало функционировать <…> возможно из-за религиозной реформы царя Хизкияу», — замечает Шукрон.

В Танахе рассказывается, что Хизкияу инициировал перемены для централизации процесса поклонения на Храмовой горе. Это привело к тому, что другие культовые центры по всему Иудейскому царству оказались заброшены. Находка в Городе Давида, вероятно, является одним из таких заброшенных центров.

Вариант реконструкции ритуального сооружения, обнаруженного в городе Давида

«В Библии описывается, что в период Первого храма за его пределами действовали и другие культовые центры, и два царя Иудеи — Хизкияу и Иошияу — провели реформы, чтобы избавиться от этих мест и сосредоточить поклонение в Храме», — рассказывает Шукрон.

«Когда мы начали раскопки <…> то обнаружили, что это место было скрыто насыпью начиная с 8 века до н.э. Это говорит о том, что оно «вышло из употребления» в то время, — добавляет он. — При этом стоящий камень, который мы обнаружили, остался стоять на своем первоначальном месте, другие помещения тоже хорошо сохранились».

Каждая комната в здании служила своей цели. Помимо комнат, предназначенных для производства масла и вина, обнаружилась комната с «резной конструкцией с дренажным каналом» — вероятно, использовавшейся в качестве жертвенника. В другой комнате оказались «загадочные V-образные резные знаки», выгравированные на полу, которые «могли служить основанием для треноги — конструкции с тремя ножками, предназначенной для ритуальных действий», сообщает Управление древностей Израиля.

В соседней комнате как раз находится большой стоящий камень, вероятно, использовавшийся для ритуальных действий. 

Штампованная печать 8-го века до н.э., обнаруженная в ходе раскопок в городе давида

В небольшой пещере у края сооружения археологи обнаружили тайник с предметами: «котлы, кувшины с фрагментами древнееврейских надписей, тяжи для ткацких станков, скарабеи, штампованные печати с декоративными мотивами и точильные камни, используемые для измельчения зерна».

Пресс-секретарь Управления древностей Израиля сообщает, что есть планы открыть этот объект для публичного осмотра, но сроки пока неясны.

На вопрос о дальнейших исследованиях здания, особенно учитывая его уникальную сохранность, Шукрон отвечает, что «всегда есть возможность найти что-то еще, всегда возникают сюрпризы».

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Правнук Ирода развлекался в пещере на Голанах в стиле римских императоров

Согласно Иосифу Флавию, после того как Второй храм в Иерусалиме был разрушен в 70 г. н. э. Титом и его легионами, римский полководец «отправился в Баниас, и Агриппа устроил ему игры, на которых казнили пленных». Это произошло в Кесарии Филипповой, вероятно, в 70 г. н. э., может быть, годом позже»,

Как израильские исследователи решили проблему датирования с помощью семян эпохи Первого храма 

Неожиданно большой процент семян, обнаруженных среди самых ранних слоев, также побудил исследователей предположить, что ранний Иерусалим 11-10 веков до н.э., времени библейских царей Давида и Соломона, был гораздо более густонаселенным, обширным и развитым, чем предполагалось ранее.

Как ученые получили «абсолютную хронологию» Иерусалима эпохи Первого храма

Израильская команда ученых добилась прорыва в передовых методах радиоуглеродного датирования, что позволило впервые составить «абсолютную хронологию» Иерусалима в железном веке, во времена Иудейского царства и Первого храма.