аналитика

Захват сферы ближневосточных исследований 

Асаф Ромировски, Алекс Йоффе. Перевод с английского Светланы Силаковой 3 января 2024
Поделиться

Материал любезно предоставлен Tablet

Центры ближневосточных исследований в США — а правительство финансирует их с целью укрепления национальной безопасности — превратились в рассадники антиамериканского и антиизраильского активизма. 

Студенты Городского университета Нью-Йорка (CUNY) на акции протеста требуют, чтобы университетская система CUNY разорвала связи с Израилем  

Одна из самых удручающих тенденций в университетском мире — непрекращающееся засилье профессоров-постколониалистов Постколониальная теория, или постколониализм — междисциплинарное направление исследований, предмет изучения которого — наследие колониализма. Также негативное отношение к менталитету колонизаторов и наследию колониализма, призывы искоренить его. Здесь и далее прим. перев. на кафедрах ближневосточных исследований: штик Здесь «уловка», «трюк» (идиш, иврит). этих господ — заезженные, шаблонные нападки на США и Израиль («Большого шайтана» и «Малого шайтана», по их терминологии). Очевидный результат этой тенденции — антипатия преподавательского состава к Израилю, которая все заметнее выливается в поддержку движения BDS и выступлений после 7.10.2023. 

Уже в марте 2022-го эта тенденция достигала невиданной силы: тогда Ассоциация ближневосточных исследований (MESA) проголосовала за официальный бойкот связей с израильскими университетами. «Наши члены недвусмысленно отдали свой голос за то, чтобы откликнуться на призыв к солидарности, призыв палестинских ученых и студентов, чьи права на образование и другие права человека попраны, — написала по поводу этой резолюции президент MESA Ева Траутт Пауэлл. — Совет MESA постарается проводить в жизнь волеизъявление своих членов и гарантировать, что призыв к бойкоту этих научных учреждений не повредит нашей приверженности свободному обмену идеями и научными исследованиями».

MESA — а в ней состоит более 2800 членов и более 50 институциональных членов – называет себя «частным некоммерческим научным обществом, объединяющим людей всего мира – ученых, преподавателей и тех, кому интересны исследования региона». Университетские кафедры ближневосточных исследований оказывают ключевое влияние на отношение американских студентов и общественности в целом к Ближнему Востоку. Также это своего рода механизм, который информирует и отчасти формирует сознание людей, разрабатывающих политику США, — от сотрудников Госдепартамента до руководства вооруженных сил и разведслужб. То, что MESA проголосовала за бойкот членов ученого сообщества и институтов Израиля, это предуведомление: мол, ученые, теперь, чтобы ассоциация признала ваши профессиональные достижения, от вас требуется дискриминировать людей в зависимости от их гражданства, этнического и религиозного происхождения. 

Почему MESA решила бойкотировать Израиль? Частично это проясняет очередной доклад консервативной некоммерческой организации, ратующей за свободу  университетского мира, —  Национальной ассоциации ученых (NAS). В докладе говорится о захвате контроля над центрами ближневосточных исследований (MESCs). Создало их в 1950-х годах федеральное правительство США в интересах укрепления национальной безопасности. Но, как обнаружили авторы доклада, власть в MESCs захватили арабские и мусульманские страны, не скупящиеся на пожертвования университетам и кафедрам, а также профессора-активисты, «решившие перенаправить критическую теорию Здесь, видимо, имеется в виду критическая расовая теория – интеллектуальное движение, считающее, что раса — социально сконструированная категория, используемая для угнетения и эксплуатации цветного населения.  на то, чтобы возбуждать общественную активность вокруг ближневосточного вопроса».

Ныне отмененное правило, которое министерство образования США ввело при администрации Трампа, обязывало колледжи и университеты раскрывать данные о миллиардных пожертвованиях из-за рубежа. И, что неудивительно, выяснилось: если федеральные ассигнования порой увеличивались, а порой урезались, то частные пожертвования (особенно из таких государств, как Саудовская Аравия, Турция и Катар) росли, причем частенько предварительно проводились через непрозрачные механизмы финансирования, такие как «университетские фонды». Двенадцать университетов раскрыли данные об иностранном финансировании на совокупную сумму 6,5 млрд долларов. Подлинные цифры наверняка намного выше.

В каком-то смысле эти откровения — часть более масштабной истории о том, как иностранные государства втихаря покупают влияние в американских университетах и в обществе в целом. Напористее всего эту стратегию использует Китай: за последние годы он израсходовал больше миллиарда долларов — в том числе за последние десять лет 93 миллиона на пожертвования одному лишь Гарварду  — на продвижение ценностей китайского государства. Институты Конфуция, созданные китайским правительством в университетах всего мира, наиболее эффективно распространяли методичку компартии Китая, формируя у общественности соответствующее понимание таких тем, как «Тибет, Тайвань, наращивание вооруженных сил Китая, борьба фракций в китайском руководстве» и других. О большей части этих пожертвований нигде не сообщалось. Наконец, в 2020 году Госдепартамент объявил эти институты «зарубежными миссиями», и более 100 из них закрылись. Хотя позднее некоторые открылись вновь, под другими названиями.

Своим положением в американском университетском истеблишменте Китай пытается воспользоваться как в коммерческих, так и в идеологических целях: от программы «Тысяча талантов» (направленной на вербовку «высококвалифицированных иностранных ученых, инженеров и менеджеров из зарубежных стран» ради промышленного шпионажа) до программ для школьников всех возрастов в Институтах Конфуция (где тысячи американских детей и подростков изучают китайский язык и культуру). 

Для арабских и мусульманских стран-доноров, финансирующих MESCs, приоритетны культурные и политические, а не экономические задачи, и университеты, получив деньги из ближневосточных или мусульманских стран, пляшут под дудку этих доноров. В случае MESCs эта деятельность включает в себя оправдание исламского радикализма и преуменьшение его опасности, а заодно помехи объективным научным исследованиям таких тем, как фундаментальные принципы ислама и положение дел в  мусульманском мире. 

Джорджтаунский университет, получивший 20 млн долларов от саудовского принца Аль-Валида бин Талала, предлагает учебный курс «Мусульманки и Запад», который должен опровергнуть представление о мусульманских женщинах как «угнетенных, молчаливых и забитых», показывая «множество способов, которыми они, вразрез с расистской, капиталистической и гетеронормативной логикой, строят желанное для себя будущее». Гарвард, в 2005 году тоже получивший 20 млн долларов от саудовского принца Аль-Валида бин Талала, предлагает учебный курс «Ислам в ранней Америке» — ревизионистскую версию истории, где утверждается, что мусульмане прибыли в США одними из первых, и об их влиянии якобы свидетельствует тот факт, что у Томаса Джефферсона был экземпляр Корана. Еще один учебный курс в Гарварде под названием «Жизненный опыт американцев арабского происхождения: его отражение в художественной литературе, кино и массовой культуре» — не что иное, как наглядный пример синдрома жертвы.  

«Летний институт “Основы критической теории для граждан мира”» — семинар Техасского университета в Остине для преподавателей — свидетельствует, что MESCs все больше отходят от научной работы и переориентируются на полемический активизм, насаждающий и продвигающий политику идентичности. Семинары, которые устраивает «Центр способствования мусульмано-христианскому взаимопониманию имени Аль-Валида бин Талала» (Джорджтаунский университет), призваны искоренить «недопонимание на почве невежества» и повысить «межкультурную компетентность касательно Ближнего Востока», в основном создавая рассчитанный на простачков положительный образ ислама. Программа «Летнего института для преподавателей» Йельского центра ближневосточных исследований включала, например, доклад на тему ««Жизни черных имеют значение» в странах Ближнего Востока и Северной Африки: глобальное влияние американского движения», а также лекцию-концерт о палестинской и сирийской диаспорах и презентацию о жизненном опыте евреев-сефардов и евреев-мизрахи»: ни тебе уроков иностранных языков, ни дискуссий о научных методах. 

Эти MESCs, как и университеты, где они размещаются, обслуживают клиентскую базу жертвователей и студентов, которая все больше интернационализируется. «Нынешний тектонический сдвиг в ближневосточных исследованиях, — говорится в докладе, — выражается в том, что они сосредотачиваются на «самоисследованиях» арабских студентов и представительстве их интересов, а не на пользе для американских граждан». Эти программы занимаются представительством интересов тех, кто их нанял, а не объективными научными исследованиями.

И все же, отмечено в докладе, эти центры в большинстве случаев «мыслят себя строителями «культурных мостов взаимопонимания» между Востоком и Западом, именно им, как они считают, «поручено развенчать негативные стереотипы о мусульманах». И ни слова об американских интересах и тем более о национальной безопасности США (о том, ради чего MESCs были учреждены и доселе финансируются федеральными властями). Наведение мостов — для гуманитарных организаций миссия похвальная, но оно не всегда совместимо с поиском научной истины.

В докладе сообщается, что богатые арабские страны начали направлять деньги в MESCs после израильских побед в Шестидневной войне и войне Судного дня: это был элемент продуманной стратегии с целью повлиять на политику США на Ближнем Востоке. Но иностранное влияние — лишь один из факторов. Теперь, отмечается в докладе, центры, не финансируемые иностранными государствами, характеризует «та же полномасштабная предвзятость, что и центры со значительным иностранным участием». 

Более того, в докладе сделан вывод: «Иностранные правительства обычно не финансируют самые вредоносные материалы, подготовленные центрами, — такие как программы семинаров по критической расовой теории (CRT) для местных школьных учителей. Вместо них эти материалы субсидирует правительство США в соответствии с Разделом VI Закона о высшем образовании».

Как явствует из доклада, MESCs не отстают от новейших тенденций в высшем образовании: делают упор на такие темы, как «интерсекциональность» Интерсекциональность, или теория пересечений, исходит из тезиса, что классические концепции гнета (расизм, сексизм и т.п.) взаимодействуют, формируя систему угнетения со множеством видов дискриминации. , «многообразие», иммиграция, критическая расовая теория и — конечно же — «исламофобия». Горячо ратуют за «антирасизм» и «преодоление своей белизны», а заодно стараются коллективными усилиями изобразить ислам как религию, которую западные державы относят к «низкому рангу» и «вечно ею помыкают». В то же время США и капитализм рассматриваются как единственные деструктивные силы на Ближнем Востоке и в глобальном масштабе.

Сейчас начинают появляться институциональные альтернативы MESCs: их масштаб сравнительно невелик, но они должны разрастись, снискав популярность у тех преподавателей, кто ничем не обязан ныне господствующим идеям. Ассоциация изучения Ближнего Востока и Африки  (ASMEA) собирала в Вашингтоне конференцию, куда съехались сотни ученых со всего мира, чтобы представить научные доклады на разнообразные темы: от роли ветеранов Второй мировой войны в политической жизни Нигерии до конфликта Фетхуллаха Гюлена с турецким государством и инициативы Китая «Один пояс, один путь» в Восточной Африке. Были продемонстрированы критические подходы, когда упреки адресуются (если есть за что) всем сторонам конфликта – в противовес попыткам подгонять сложные реалии под упрощенные нравоучения с антиамериканским или антиизраильским посылом. 

Однако, хотя определенные силы, выступая в качестве противовеса, пытаются возродить в этой области науки дух непредубежденного исследования и научной тщательности, будет нелегко потеснить прочно окопавшиеся MESCs, длительное время получавшие государственную поддержку.  Местоположение этих  центров – а их специально создали при авторитетных университетах и колледжах Лиги плюща, в университетах, готовящих кадры для федеральных ведомств США (например, в Джорджтауне) и в образовательных учреждениях, расположенных в консервативных штатах, таких, как Арканзас – говорит о существенной значимости их образовательных программ. 

«Распределение федеральных денег — не самый подходящий инструмент принудительной реформы ближневосточных исследований, — сказано в цитированном уже докладе, — но нельзя же требовать от американского народа, чтобы он финансировал систему образования, которая прямо противоречит национальным интересам». 

Впрочем, сейчас академические центры давно уже привлекают пожертвования местных спонсоров взамен иностранных и федеральных денег. Вдобавок, как отмечал в своем блоге историк Мартин Крамер, крупные ассигнования из арабских и мусульманских источников теперь перетекли в аналитические центры, и все это придает силы уцелевшим ученым-радикалам. 

Ныне первый шаг — признать, в какой мере американские колледжи и университеты стали постамериканскими институтами, продвигающими ценности «транснационального прогрессивизма» (термин аналитика Джона Фонте), под знаменем которого транснациональные учреждения (такие как неправительственные организации, международные организации и суды) узурпируют законодательные обязанности суверенных государств. Из этого вытекает, что студентам, их родителям, членам ассоциаций выпускников, а также законодателям следует принять ряд решений: определить, стоит ли им в дальнейшем поддерживать университет и его ценности. 

Кризис гуманитарных наук — в сущности, примета того, что студенты «голосуют ногами», игнорируя чересчур нигилистические, чересчур заумные или попросту бесполезные для молодежи области науки. Но тот же самый процесс, как ни парадоксально, расширяет возможности тех студентов и преподавателей, которые остаются верны этим областям, и подстегивает радикализацию их взглядов. 

Перезапуск этих организаций необходим, но на новых условиях. Бунт против «воукизма» Политический термин, обозначающий борцов за социальную, расовую и половую справедливость. Ассоциируется с левыми политическими взглядами, либеральными движениями, феминизмом и ЛГБТ-активизмом. Широко используется оппонентами этих движений. , зреющий на всех уровнях системы образования, дает шанс пересмотреть миссию этих институтов. Новыми решающими факторами определенно станут искоренение политики идентичности и победа над нынешней тиранией чувств, ставящих себя выше фактов.  

А как удержать университетский мир от торговли влиянием? Сделать это нелегко. Как отмечается в докладе, самое простое решение: федеральным властям следует потребовать, чтобы  «контракты, меморандумы о взаимопонимании и другие сделки с зарубежными странами» были абсолютно прозрачными, а членами консультативных советов MESCs становились только американские граждане. Университеты начнут стенать, что это идет вразрез с их глобальной миссией и ориентацией на глобальное сообщество, но, если они искренне так считают, давайте заставим их публично защищать эту позицию. А тем временем остальные граждане смогут судить об источниках иностранного финансирования и его влиянии.

Наконец, во время кардинальных сдвигов на Ближнем Востоке, ученые обязаны изучать и описывать регион таким, каков он есть. Постколониализм всегда был попыткой интеллектуалов переделать этот регион по своему образу и подобию; теперь, с той же целью, правительства зарубежных стран щедро одаривают университеты. Все это необходимо изменить. И новое поколение ученых тихо, без лишней шумихи, уже работает над этим.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Гарвард, MIT и Пенсильванский университет: как выглядит ситуация с антисемитизмом в кампусах

Отвечая на вопрос, противоречат ли «призывы к геноциду евреев» кодексам поведения университетов, все три президента заявили, что ответ зависит от контекста. Тем не менее, президенты согласились с тем, что антисемитизм является серьезной проблемой в их кампусах и стал еще более серьезным после нападения ХАМАСа на Израиль 7 октября и начала войны Израиля против террористической группировки в секторе Газа.

The Washington Post: Краткая история антисемитизма в высшем образовании в США

Даже после того, как институциональный антисемитизм отошел в прошлое, некоторые евреи продолжали сталкиваться с проблемами в американских колледжах и университетах. Так, в последние два десятилетия ХХ века отрицатели Холокоста рьяно вели публичные кампании (в том числе выступали в колледжах и университетах и размещали рекламные объявления в студенческих газетах) с целью распространения своих идей.