Яков-Дов Блайх: «Больше главных раввинов — больше еврейства»

Беседу ведет Эдуард Докс 13 августа 2015
Поделиться

В начале лета в Киеве, в синагоге на Подоле, состоялось собрание, в ходе которого было объявлено об административных изменениях внутри общины. Поскольку с тех пор вокруг синагоги на Подоле циркулирует много слухов, мы решили узнать у главного раввина Украины Якова‑Дова Блайха, что на самом деле там происходит и удается ли общине оставаться в стороне от политики, в чем главный раввин заверял нас в марте 2014 года: «Как община мы не имеем своих политических партий, мы вне политики».

Эдуард Докс Около месяца назад было объявлено, что ваше место в синагоге на Подоле займет раввин из Одессы Шломо Бакшт. Но Бакшт из литваков, к хасидизму отношения не имеет. Что происходит?

Яков‑Дов Блайх Уже 25 лет я возглавляю эту общину. И около двух с половиной лет назад у меня появилось настойчивое желание отойти от ее ежедневного управления. Связано это с тем, что, кроме работы в общине, есть множество вопросов, которые необходимо решать, и зачастую незамедлительно. Необходимо еще учесть, что моя семья живет в Америке и здесь, в Украине, я провожу меньшую часть времени. Я поговорил со Столинским ребе, направившим меня сюда, и мы приняли решение: общине необходим раввин, который решал бы повседневные вопросы и занимался управлением проектами. Я по‑прежнему буду отвечать за финансовую часть и останусь главным раввином Украины, но смогу уделять больше времени Украине и меньше — общине на Подоле. Этим приглашенным раввином стал Бакшт. Сюда он пришел как мой друг и взял на себя временное управление хасидской общиной. Я надеюсь, что Бакшт минимизирует все расходы и составит бюджет, отвечать за который все равно буду я. Несмотря на то что человек он «литовский», он прекрасно знает свою работу. Кроме того, все будет происходить под руководством нашего Столинского ребе. А в синагогу мы привезем хасидского раввина.

doksЭД Для какого рода деятельности вы надеетесь высвободить время?

Я‑ДБ Я являюсь соучредителем и создателем Всеукраинского совета церквей и религиозных организаций. Сегодня мы можем успешно лоббировать интересы всех (не только еврейских) религиозных общин. Только за последние полгода мы провели законы об освобождении религиозных организаций от налога на землю, о льготной оплате за электричество и газ, закон об открытии частных религиозных школ. Кроме того, задача главного раввина в любом государстве — выстраивание отношений с властями. В складывающейся в Украине кризисной ситуации я вижу, что мне нужно больше заниматься всеукраинскими вопросами. Помимо вышеперечисленного, у меня есть еще множество дел, например утренняя телепрограмма на Первом национальном канале, пользующаяся большим успехом. Ни в одной стране мира нет главного раввина, который имел бы еще и свою синагогу.

ЭД У Берла Лазара нет своей синагоги?

Я‑ДБ Секундочку, Берл Лазар — это Россия. Для примера нам лучше взять другие страны, поскольку на Россию мы не равняемся. Скажем, в Великобритании, как только раввин становится главным, он тут же покидает свою синагогу. Главный раввин Израиля тоже не занимается своей общиной. Это нормальная практика. Что касается Лазара, есть синагога, где он молится, но он за нее не отвечает. Чтобы сделать общину успешной — а Подольскую общину все считают очень успешной, — нужно много времени и сил.

ЭД Тем не менее люди жалуются, что им подолгу задерживают зарплату…

Я‑ДБ Это по Украине в целом. А в синагогах Харькова, Одессы или Бродского? Разве там получают вовремя?

ЭД Я ничего не слышал о подобных жалобах из Харькова или Одессы, в то время как сотрудники синагоги на Подоле сетовали, что месяцами зарплаты не получают…

Я‑ДБ Как месяцами?! Ну, есть задержки… Вообще, это отдельный разговор про местную филантропию.

ЭД Хорошо, давайте поговорим о местной филантропии.

Я‑ДБ На сегодняшний день даже в богатой общине Днепропетровска случаются задержки с выплатами, не говоря уже о синагоге Бродского, Черкасс, Житомира и любой другой в Украине. Все, кто построил свою общину на пожертвованиях местных евреев, страдают от такого рода проблем. В нашей общине еще есть филантропы, которые помогают как раньше, большинство же других за последний год урезали свою поддержку на 50%. Проблемы возникли с января 2014 года, потом подскочил курс, и многие наши спонсоры потеряли большие деньги. Но мы справимся. Мы уже сократили бюджет…

ЭД Что именно подвергнется сокращению в бюджете?

Я‑ДБ Всем, кто работает у нас в общине и прежде всего иностранцам, мы урежем зарплаты. Мы сейчас платим в гривнах: спонсоры позвонили и сообщили, что будут жертвовать в гривнах. В России такая же ситуация: как только подскочил курс, спонсоры поставили условие, что будут давать деньги в рублях. Но иностранцам мы в гривнах платить не можем. Жалко и больно, но во время кризиса страдают все. Мы не закрываем проекты, но немного их сокращаем.

ЭД Расскажите о вашем распорядке дня, чем вы заняты.

Я‑ДБ Сегодня, например, перед встречей с вами я был у министра иностранных дел. Завтра встречаюсь с министром финансов: надеюсь, что удастся решить вопросы по Умани, которые мы лоббируем много лет. На прошлой неделе я был у Ложкина, это руководитель администрации Порошенко, и мы обсуждали вопросы, касающиеся 75‑летия событий в Бабьем Яру. Слава Б‑гу, я имею связи в правительственных кругах и возможность влиять на них, и, когда представителям религиозных общин нужно лоббирование, я предоставляю им помощь. Во Всеукраинском совете церквей и религиозных организаций меня называют «министром иностранных дел». Я остаюсь главным раввином Украины и могу решать любые вопросы. Но мне уже 50 лет. И нужно думать о перспективах. Каждый раввин, независимо от того, где его община, должен задумываться, куда ему идти дальше. Слава Б‑гу, у меня ребе живой. Он приезжает сюда и видит сам, что община у меня хорошая.

ЭД В Днепропетровске тоже вроде не хуже.

Я‑ДБ Я не думаю, что у них хедер на нашем уровне. А ешива у нас однозначно лучше всех других в бывшем Союзе.

ЭД С 2012 года появилось ощущение, что вы свою общину покинули. И во время Евромайдана именно члены общины на Подоле подверглись самому большому числу нападений.

Я‑ДБ Во время Евромайдана я был на месте.

ЭД Я часто приезжаю к вам с туристами и на мой вопрос: «Где ребе?» — слышу: «Ребе в Америке…»

Я‑ДБ Дело в том, что восемь лет назад моя семья приняла решение жить в Америке, и с тех пор я езжу туда и обратно. С июня я вместе с семьей в Украине. Я много сделал, но хочу идти дальше. Художник, развесивший свои картины и любующийся ими, перестает быть художником. Я вижу себя раввином‑художником. В отличие от Берла Лазара, окруженного миллиардерами фонда «Ор Авнер» и всячески поддерживаемого государством.

ЭД Когда во время киевских событий Керри приезжал в Украину, вы водили его по Майдану как экскурсовод. Ходили даже слухи, что вы его советник.

Я‑ДБ Не думаю, что Керри достоин моих советов. Даже на зарплату не пошел бы к нему. Хотя у меня как у гражданина США и человека, много лет работающего в Украине, хорошие отношения с Госдепом США. Кстати, мой разговор с Керри вызвал большое возмущение в ближнем зарубежье. Дело в том, что я попросил Керри, чтобы саммит G8, ставший G7, прошел в Киеве. Были даже люди, которые возмутились тем, что я, главный раввин Украины, выступил с таким политическим предложением. Тем не менее я не жалею, что сделал это, считаю это предложение верным и своевременным.

ЭД Кстати, а что происходит в Украине с должностью главного раввина?

Я‑ДБ Когда Москва захотела иметь здесь своего главного раввина, Азриэля Хайкина, под него создали специальную структуру, главный раввинат Украины, но из этого ничего не вышло, и через пять лет он уехал. В Украине нет государственной должности главного раввина. Любая община может избрать себе главного раввина. Так стали главными раввинами и Карасик, и Асман. И я не вижу в них конкурентов.

ЭД Может, стоит провести выборы и избрать одного, действительно главного?

Я‑ДБ Где вы видели, чтобы у евреев был один главный раввин? Даже в Израиле их два — сефардский и ашкеназский. Мне это не мешает: чем больше главных раввинов, тем больше еврейства.

ЭД Каковы перспективы у еврейской общины Украины?

Я‑ДБ Я вижу будущее еврейских общин Украины в крупных городах: таких, как Киев, Днепропетровск, Одесса, Харьков. Я уже давно говорил, что независимо от войны и экономического кризиса в малых городах в перспективе общин не будет. Например, в Закарпатье уже сегодня нет миньяна. В Луганске и Донецке были процветающие общины, но там все разрушено.

ЭД А каков сегодня поток репатриантов, у вас имеются точные данные?

Я‑ДБ В результате боевых действий и экономического кризиса увеличивается и поток репатриантов. По моим оценкам, в Украине до войны проживало 360–400 тыс. алахических евреев. Даже если все евреи решат уехать из зоны конфликта, то это составит лишь 10 % от евреев [footnote text=’По данным Иосифа Зисельса, Украину в 2013 году покинуло 1800 евреев, в сентябре 2014‑го за 8 месяцев уехало 3250 евреев. Число возможной алии, по Зисельсу, составляет 4500 человек. По данным Международного братства христиан и евреев (IFCJ), в 2014‑м из Украины в Израиль выехало свыше 5 тыс. евреев (из них 1300 из Донбасса). По данным научно‑исследовательского центра кнессета, в 2014 году в Израиль из Украины репатриировалось 5739 человек, а в январе–апреле 2015 года приехало 2582 человека. По данным «Сохнута», число репатриантов из Украины составило: в 2013 году — 2003 человека, в 2014 году — 5950 и за январь—июнь 2015 года 3466 человек. — Примеч. ред.’]Украины[/footnote]. Евреи из Украины не бегут, как из Франции. Хочу отметить, что число репатриантов из России также неуклонно растет. Когда у евреев есть Государство Израиль, а в диаспоре наступает кризис, мы часто наблюдаем рост репатриации.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Широта натуры и узость мировоззрения: декабрь 2024

Наша эмигрантская пресса еще и еврейская, и «еврейский вопрос» — уже не только в российском, но и в общемировом аспекте — занимал все более заметное место в публикациях. Не забывая о России, они все больше писали на тему «евреев в мире» — в политической и культурной жизни, экономике и войне, науке и спорте, криминальной и светской хронике. Старый знакомый русских евреев — антисемитизм — повсеместно возрождался, приобретая все новые обличия

Апория Зенона

Мудрецы Талмуда вывернули библейский стих наизнанку. Безумные восстания против Рима стоили Израилю большой крови и долгого изгнания, так что взяли верх миротворцы и «присмирел наш род суровый». Столетиями евреи были унижены, но не унижали, оскорблены, но не отвечали на оскорбления, пока не возмутился дух... Когда же Израиль встал с колен и начал отвечать оскорблением на оскорбление и убийством на убийство, как бы вернувшись во времена пророчицы Деворы, он подвергся всеобщему порицанию и осуждению