Человек

«Я верю в истину, зарытую в многочисленных архивах»

Галина Зеленина, Анастасия Глазанова 24 марта 2022
Поделиться

Годовщина изгнания евреев из Испании — хороший повод вспомнить историка Хаима Бейнарта, ведущего израильского исследователя испанских евреев и конверсо, автора, в частности, одноименной монографии — 600‑страничной реконструкции обстоятельств этого события.

Латвийский паспорт Хаима Бейнарта. Латвийский государственный исторический архив (LVVA). 2996‑2‑11243, 11244.

Хаим Бейнарт (1917–2010) был не только ровесником русской революции, но и уроженцем России. Его родители, родом из Латвии, оказались во Пскове в результате выселения из прифронтовых зон в 1915 году, в начале 1920‑х семья вернулась в Латвию и поселилась в Риге, где Бейнарт ходил в еврейскую школу, затем в гимназию. Преподавание там велось на иврите, и были широко распространены сионистские настроения О гимназии и ее преподавателях см. воспоминания Бейнарта: Выпускник ивритской гимназии в Риге, исследователь испанского еврейства [на иврите] // Игерет. Т. 24. 2003. (май). С. 25–26. . Бейнарт вскоре вступил в рижское отделение «Бейтара», а после окончания гимназии пошел служить в армию, видя в этом подготовку к будущей жизни в Палестине, куда и эмигрировал в 1937 году.

В Палестине он начал учиться в Еврейском университете в Иерусалиме, не оставляя при этом сионистской деятельности. Он был разведчиком в «Иргуне», правосионистской подпольной организации, созданной в 1931 году для охраны еврейских поселений и акций возмездия арабам по принципу «око за око», а со временем переключившейся и на теракты против представителей британской администрации. Когда в 1944–1945 годах руководство ишува решило сдать активистов «Иргуна» англичанам, в ходе операции «Охотничий сезон» Бейнарт был схвачен и похищен: три недели его держали взаперти и допрашивали, потом отпустили. Свою деятельность в «Иргуне» он, что вполне естественно, держал в тайне; так, его соученики по университету, свидетельствовавшие о его пропаже, в своих показаниях недоумевали: «Не знаю, по какой причине его могли бы похитить — он был далек от политики» Государственный архив Израиля. Таханат миштара. 2439‑мем8. 2‑108‑3‑5‑4. Следственное дело об исчезновении Хаима Бейнарта.
. Во время Войны за независимость и вплоть до 1950 года Бейнарт служил в пехоте и в разведке.

Из дела об исчезновении Хаима Бейнарта: Бейнарт в настоящее время не в Иерусалиме, но вернется в скором будущем. Не следует предпринимать никаких дальнейших действий по этому делу и дело следует закрыть с пометой «Запрос отклонен» при следующем посещении вашего инспектора. Государственный архив Израиля (ISA). Таханат миштара. 2439‑мем8.  2‑108‑3‑5‑4

Бейнарт сделал блестящую академическую карьеру, но сравнительно поздно, что характерно для многих его современников в Израиле, начинавших научную деятельность в годы Второй мировой войны и Войны за независимость. Это было связано с отсутствием финансовой поддержки (Бейнарт поначалу зарабатывал на жизнь чернорабочим, позже — секретарем редакции Библейской энциклопедии), ограниченным доступом к источникам и литературе, затрудненным выездом за рубеж, а также высокими стандартами, предъявляемыми к докторским диссертациям отцами‑основателями Еврейского университета, стремившимися добиться уважения мировой академической общественности. Докторскую диссертацию Бейнарт защитил в 1955 году, в 37 лет, в 47 издал первую книгу, профессором стал в 53 См.: Chazan R., Hillgarth J., Kedar B. Z. Memoirs of Fellows and Corresponding Fellows of the Medieval Academy of America: Haim Beinart // Speculum. Vol. 86 (3). 2011. P. 860. .

Но у Бейнарта была и личная причина небыстрого карьерного и публикационного роста: он неимоверно тщательно обрабатывал огромные массивы материалов, которые сам же предварительно находил. В 1951 году его научный руководитель Ицхак Бер выхлопотал ему первую зарубежную стажировку — в Национальном историческом архиве Мадрида, и с тех пор Бейнарт неустанно вел поиски в европейских библиотеках и архивах, копировал, привозил в Израиль и сам расшифровывал источники — десятки тысяч документов из архивов Мадрида, Вальядолида, Сарагосы, Парижа, Лондона и т. д. Очевидно, за этим стояли как его личная инициатива и научный интерес, так и представление израильской академии о том, что источники по истории евреев — по крайней мере, их копии — должны быть собраны в еврейском государстве. Все это множество материалов, скрупулезно аннотированных и систематизированных по его собственной методе, хранится в центре Hispania Judaica в Еврейском университете, небольшая часть архива — в Центральном архиве истории еврейского народа Описание архива см.: Muñoz Solla R. El archivo documental de Haim Beinart // Hispania Judaica Bulletin. Vol. 13. 2017. P. 101–135.
.

Коллаж: Материалы из архива Хаима Бейнарта. Центральный архив истории еврейского народа (CAHJP). P382 / Миниатюра из Пятикнижия XV века. Girona Cathedral Chapter Archives.

Центром внимания Бейнарта было XV столетие, но при этом он успевал заниматься историей испанского еврейства на всем ее протяжении — от вопроса о времени появления евреев на Иберийском полуострове См.: Beinart H. ¿Cuándo llegaron los judíos a España? // Estudios. Vol. 3. 1961. P. 1–32.
до эмиграции конверсо и случаев иммиграции сефардов в раннее Новое время См.: Бейнарт Х. Жизнь салоникийского еврея, который вернулся в Испанию в XVII веке [на иврите] // Сфунот. Т. 14. 1970–1973. С. 190–197.
, включая десятки энциклопедических статей о еврейских общинах различных испанских городов Полную библиографию работ Бейнарта на 1988 год см. в: Beinart Kaplan Y. A Bibliography of the Writings of Haim Beinart // Exile y diaspora: Studies in the History of the Jewish People Presented to Professor Haim Beinart / Ed. by Aharon Mirsky, Avraham Grossman, Yosef Kaplan. Jerusalem: Ben Zvi Institute, 1991. P. 583–598.
.

Бейнарт много писал и о конверсо — в частности, подготовил четырехтомное академическое издание материалов одного из кастильских инквизиционных трибуналов, — причем видел в них мучеников за веру и неотъемлемую часть еврейского народа, разделяя мнение своего учителя Ицхака Бера о том, что «евреи и конверсо были одним народом, объединенным узами веры, судьбы и мессианскими ожиданиями» Baer Y. A History of the Jews in Christian Spain. Vol. 2. Philadelphia, 1966. P. 424.
. И Бейнарт, среди прочего, исследовал как раз мессианские движения среди конверсо поколения изгнания.

На вручении премии имени Лейба Яффе Бен‑Циону Динуру (сидит). Хаим Бейнарт стоит второй справа. 1971. Центральный сионистский архив (CZA). PHKH / 1311496.

Отнесение им конверсо к еврейскому народу выражалось уже терминологически — его первая книга, вышедшая в 1965 году, называлась «Анусим бе‑дин а‑Инквизиция» («Конверсо на суде инквизиции»): выбирая слово «анусим», «принужденные», автор объявлял своих героев не отступниками и ассимилянтами, а жертвами принудительного крещения и криптоиудеями.

Первая книга принесла автору заслуженное признание, которое подкрепила дальнейшая его творческая и организационная деятельность. В 1960‑х годах Бейнарт стал почетным членом ряда испанских институтов и пожизненным патроном Сефардского музея в Толедо, деканом факультета гуманитарных и общественных наук молодого Университета Бен‑Гурион в Негеве и директором Института иудаики Еврейского университета в Иерусалиме; находясь в этой должности, он учредил профильную книжную серию Hispania Judaica, в которой затем вышла английская версия его первой книги, посвященная конверсо Сьюдад‑Реаля, и другая книга — о еврейской общине города Трухильо накануне изгнания. В середине 1970‑х он возглавил университетское издательство «Магнес‑пресс» и был избран членом‑корреспондентом испанской Королевской академии истории, в 1980‑х — членом израильской Академии наук и членом‑корреспондентом Центра инквизиционных исследований в Мадриде и Американской академии медиевистики.

Обложка книги Хаима Бейнарта «Изгнание евреев из Испании» Littman Library of Jewish Civilization, 2005

Годы, последовавшие за выходом Бейнарта на пенсию в 1988‑м, были, по оценке коллег См.: Chazan R., Hillgarth J., Kedar B. Z. Op. cit. P. 862. О научных свершениях Бейнарта см. также некрологи: Ассис Й. Т. Хаим Бейнарт [на иврите] // Пеамим. № 122–123. 2010. С. 213–217; Díaz Esteban F. In memoriam. Haim Beinart, z”l (1917–2010) // Sefarad. Vol. 70 (1). 2010. P. 259–262; Idem & Magdalena J.R. In memoriam. Prof. Haim Beinart (1917–2010) // Hispania Judaica Bulletin. Vol. 7. 2010. P. 1–2. , самыми продуктивными в его исследовательской деятельности. На протяжении 1990‑х под его редакцией вышел двухтомник «Наследие Сефарада», посвященный сефардским общинам в разных странах Востока и Запада и вкладу сефардов в развитие еврейской мысли, историографии и прочего, его фундаментальный труд «Изгнание евреев из Испании» и двухтомное собрание его статей «Испанские главы».

Обложка книги Хаима Бейнарта «Трухильо: еврейская община в Эстремадуре накануне изгнания из Испании», серия Hispania Judaica, том 2. The Hebrew University Magnes Press, 1980

Бейнарт много лет преподавал палеографию и кодикологию в Еврейском университете, стараясь передать студентам свое мастерство в этих вспомогательных исторических дисциплинах, а также свое кредо, что исследователь прошлого должен быть «прежде всего искусным ремесленником» Kaplan Y. Haim Beinart and the Historiography of the Conversos in Spain // Exile y diaspora. P. 11.
. Коллеги и исследователи подтверждают, что Бейнарт, не будучи «философом» или изобретателем больших идей, был «чрезвычайно прилежен, педантичен» и «предан своей работе» Интервью А. Глазановой с Адассой Ассулин, экс‑директором Центрального архива истории еврейского народа. 24 января 2022 года.
, «стремился к точности и аккуратности» в своих текстах Такой вывод делает Муньос Солья на основании изучения одного из разделов архива Бейнарта с гранками и перепиской с редакциями. См.: Muñoz Solla. Op. cit. P. 107.
. Но помимо культа тщательности за работами Бейнарта, конечно, стояла и концепция: герой сионистского подполья в подмандатной Палестине, он в своих исторических персонажах видел настоящих евреев и героев борьбы с гонителями, а в еврейской истории — «великое приключение» Бейнарт Х. Испанские архивы [на иврите] // Йедиот а‑игуд а‑олами ле‑мадаэей а‑яадут. 1981. № 17–18. С. 13. .

Шеститомник «Источники по истории евреев в Испании», изданный совместно Центром Hispania Judaica и Центральным архивом истории еврейского народа
КОММЕНТАРИИ
Поделиться

«Стремясь прежде всего к исполнению правосудия»: некоторые документы периода изгнания из Испании

За несколько месяцев до изгнания испанские короли не только, как хорошо известно и часто упоминается, возобновили договоры с придворными евреями‑финансистами, но и, например, санкционировали расширение слишком тесного еврейского квартала в одном маленьком городе.

Ицхак Абарбанель. Еврейское изучение Писания от Средневековья к Возрождению

Ицхак Абарбанель бóльшую часть жизни провел в Португалии, где выступал в качестве лидера еврейской общины и занимал видные посты при дворе короля Афонсу V. Обвиненный в участии в заговоре, Абарбанель в 1483 году бежал в Кастилию, где вскоре занял пост главного сборщика налогов при главе испанской церкви кардинале Мендосе и финансиста при дворе четы испанских монархов Фердинанда и Изабеллы. Однако, когда испанская корона издала эдикт об изгнании евреев в 1492 году, Абарбанель со своей семьей предпочли крещению изгнание.

Позднее Средневековье и эра европейской экспансии (1200–1650): на окраинах империи

Как оказалось, события 1492–1498 годов не стали последней главой в иудео‑христианском сосуществовании в Испании и Португалии. Как мы увидим, в Испании и особенно в Португалии сложнейшая проблема уцелевших конверсов не была решена еще несколько поколений. Рассеяние евреев и марранов, которые несли с собой иберийское наследие, сильно повлияло на многие западноевропейские и ближневосточные общины.