Еще посмотрим

Взгляд композитора Шенберга

Алексей Мокроусов 20 января 2017
Поделиться

Арнольд Шенберг

Париж, Музей искусства и истории иудаизма, до 29.1

Австрийский композитор Арнольд Шенберг (1874–1951), создатель додекафонии и серийной техники, долгое время был неизвестен как живописец, первые его ретроспективы прошли лишь в 1990‑е. Парижская выставка собрала около 300 картин и документов.

Шенберг, учившийся живописи у экспрессиониста Рихарда Герстля, предпочитал портреты, пейзажи и «Видения» — лица с крупными глазами; интересны и его автопортреты, схематичные и статичные, но заметные в венском искусстве начала века. В 1910 году, отчаявшись заработать музыкой, он выставил полсотни работ, но продал немного (анонимным покупателем оказался Густав Малер, решивший помочь коллеге‑поклоннику; галерист раскрыл имя лишь после смерти Малера). Большинство рецензий было негативными, заказов, о которых мечтал автор, не поступило. После 1912 года Шенберг обращался к карандашу и кисти исключительно «для себя». Впрочем, Кандинский считал его работы интересными с точки зрения художественного минимализма и даже написал о них в юбилейном сборнике Шенберга. Так профессионал находит любопытное и даже близкое себе в творчестве примитивных художников либо первобытных культур.

Как результат, Кандинский занялся переводом на русский фрагментов шенбергского «Учения о гармонии». Его восхищали решимость композитора в отказе от господствующей эстетики, поиски нового языка; он чувствовал в живописи Шенберга стремление пробуждать «душевную вибрацию», к которой и сам стремился. Сближал их и общий интерес к теософии и анархизму.

Правда, показ трех картин композитора на первой выставке «Синего всадника» вызвал раздражение у коллег: Август Маке отозвался о «Видениях» как о «зеленоватых пресных лепешках с астральным взглядом». Но это не отменило интерес потомков.

Взгляд. Арнольд Шенберг.

Шаламов

Москва, Мемориал, до 30.1

Судьба Варлама Шаламова в документах и фотографиях. Есть снимки Н. Я. Мандельштам и шаламовская переписка с нею — они общались после освобождения писателя из лагеря.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Свобода искусству звука!

На выставке, занявшей большой зал, показывают не только рояль и личные вещи Бузони, но и некоторые из более чем 9 тыс. его писем, в том числе переписку с Арнольдом Шенбергом, Максом Либерманом, Гуго фон Гофмансталем, сестрой Густава Малера Эммой Розе‑Малер и его женой Альмой Малер‑Верфель.

Судьба композитора Бранда

У родившегося в Лемберге (Львове) и учившегося у Карла Шрекера в Вене и Берлине Бранда было свое видение союза между пустой сценой, машиной и звуком. В каком‑то смысле об этом была и его знаменитая опера «Машинист Хопкинс», созданная с учетом эстетики не только Шрекера, но и Арнольда Шенберга, Курта Вайля и Эрнста Кренека; уже в первый год после дуйсбургской премьеры в 1929‑м опера выдержала 134 представления.

Между традицией и обновлением

Большая выставка «Анти:модерн. Зальцбург посреди Европы между традицией и обновлением» подробно рассказывает об особых отношениях города в ХХ веке с литературой и танцем, театром и музыкой, даже наукой, редко когда попадающей в подобный контекст.