Арнольд Шенберг
Париж, Музей искусства и истории иудаизма, до 29.1
Австрийский композитор Арнольд Шенберг (1874–1951), создатель додекафонии и серийной техники, долгое время был неизвестен как живописец, первые его ретроспективы прошли лишь в 1990‑е. Парижская выставка собрала около 300 картин и документов.
Шенберг, учившийся живописи у экспрессиониста Рихарда Герстля, предпочитал портреты, пейзажи и «Видения» — лица с крупными глазами; интересны и его автопортреты, схематичные и статичные, но заметные в венском искусстве начала века. В 1910 году, отчаявшись заработать музыкой, он выставил полсотни работ, но продал немного (анонимным покупателем оказался Густав Малер, решивший помочь коллеге‑поклоннику; галерист раскрыл имя лишь после смерти Малера). Большинство рецензий было негативными, заказов, о которых мечтал автор, не поступило. После 1912 года Шенберг обращался к карандашу и кисти исключительно «для себя». Впрочем, Кандинский считал его работы интересными с точки зрения художественного минимализма и даже написал о них в юбилейном сборнике Шенберга. Так профессионал находит любопытное и даже близкое себе в творчестве примитивных художников либо первобытных культур.
Как результат, Кандинский занялся переводом на русский фрагментов шенбергского «Учения о гармонии». Его восхищали решимость композитора в отказе от господствующей эстетики, поиски нового языка; он чувствовал в живописи Шенберга стремление пробуждать «душевную вибрацию», к которой и сам стремился. Сближал их и общий интерес к теософии и анархизму.
Правда, показ трех картин композитора на первой выставке «Синего всадника» вызвал раздражение у коллег: Август Маке отозвался о «Видениях» как о «зеленоватых пресных лепешках с астральным взглядом». Но это не отменило интерес потомков.
Шаламов
Москва, Мемориал, до 30.1
Судьба Варлама Шаламова в документах и фотографиях. Есть снимки Н. Я. Мандельштам и шаламовская переписка с нею — они общались после освобождения писателя из лагеря.