Война в эпоху интернета

Шауль Резник 25 августа 2014
Поделиться

«После того как все цели, поставленные в ходе нынешней военной операции, были достигнуты, следует решить, что это были за цели». Под этой горькой шуткой, которая появилась в ивритском сегменте Фейсбука сразу после заявления кабинета министров о выводе войск из сектора Газа, было поставлено шесть тысяч «лайков» и написано несколько сот комментариев в адрес правительства. Однотипных и нелестных.

По сравнению с предыдущими антитеррористическими операциями, для «Несокрушимой скалы» была характерна повышенная активность пользователей соцсетей. Беспроводные точки доступа есть на каждом углу, мобильный интернет обходится в считанные шекели, а китайские производители сделали смартфоны достоянием широкой пишущей и комментирующей общественности.

Цинизм уступил место патриотизму. Фейсбучную ленту заполонили шестиконечные звезды, выложенные минометными снарядами, и адресованные движению «Хамас» граффити на русском языке, текст которых не позволит привести Роскомнадзор. Патриотизм, в свою очередь, периодически разбавлялся здоровым юмором. Когда стало понятно, что туннели террористов испещряют всю территорию Газы, члены Израильской лиги КВН порадовали коллажем: Винни‑Пух и Пятачок у норы Кролика, который тем временем прячется вместе с боевиками под землей. Ивритоязычные интернет‑пользователи веселились, глядя на Алису, которая попадает в Страну чудес через пресловутый туннель. Изображение террориста с лопатой было зафотошоплено и в фото Нила Армстронга на Луне.

Ити Хофман делает предложение Илане Шерингтон. Опубликовано на странице Фейсбука 29 июля 2014

Ити Хофман делает предложение Илане Шерингтон. Опубликовано на странице Фейсбука 29 июля 2014

Когда говорят пушки, традиционные котики и девушки уступают место фотографиям солдат. На официальной страничке Армии обороны Израиля было размещено идеальное в этом смысле фото: девушки — сотрудницы армейской псарни, где готовят собак минно‑розыскной службы, — держат на руках многочисленных умильных щенят. Кроме того, несколько солдат воспользовались моментом, чтобы предложить руку и сердце своим подружкам. Особо отличившийся сержант сделал это в прямом эфире телевидения, подговорив однополчан в нужный момент развернуть самодельный плакат: «Амалия, выходи за меня замуж!»

Война наложила отпечаток и на запланированные заранее конвенциональные свадьбы. Жених и невеста, жители одного из южных городов, оказались перед дилеммой: в лучших израильских традициях на торжество в банкетном зале было приглашено 500 человек, желают они того или нет, от первой учительницы до последнего сослуживца. Однако Командование тыла запретило проведение массовых мероприятий в радиусе 40 км от Газы. До 300 человек — нормально, свыше — нельзя. «Послушайтесь Командования тыла. Уверяю, что 200 человек сейчас молятся о том, чтобы их вычеркнули из списка приглашенных», — заметил автор особо циничного коммента. Второй комментатор успокоил брачующихся: «Все, что ни делается, к лучшему. Мой брат женился в том самом банкетном зале. Фейерверк был тусклым, еда — холодной, вино — теплым». Наконец, третий комментатор оказался владельцем банкетного зала в окрестностях Тель‑Авива, предложив достойную альтернативу.

Где семейное торжество, там и музыка. Парадоксальным образом, хитом этого военного сезона стал пропагандистский джингл бригад «Изз ад‑Дин аль‑Кассам». «Атакуй, устраивай теракты, ликвидируй всех сионистов, зажги вулканы огня…» Устрашающие слова, написанные на иврите высоким штилем, положенные на типичный восточный умца‑умца и исполненные с сильнейшим арабским акцентом, произвели на израильтян комический эффект. Тут же появились кавер‑версии: мгновенно запоминающуюся мелодию исполнили на сковородках и стаканах, соединили с кадрами из мультфильма про смурфов и даже перепели в технике битбоксинга, учитывая алахические ограничения — с 17 тамуза по 9 ава нельзя играть на музыкальных инструментах.

Не меньшей популярностью пользовались особо яркие цитаты из услы­шанного по телевизору. Ведущий Дани Кушмаро беседует с командиром десантной бригады. «Чем отличается нынешняя военная операция от предыдущей?» — «Датой проведения». Всяко честнее, чем многочисленные и однообразные рассуждения приглашенных экспертов.

В отдельную рубрику можно вынести многочисленные истории о чудесах. Общие характеристики — анонимный источник («моему дяде компетентные люди рассказали…»), чрезмерное обилие данных и расхождение с законами физики. Итак, в направлении тель‑авивского небоскреба «Азриэли» летела ракета, ее безуспешно и неоднократно пыталась перехватить ПРО «Железный купол». Ракета продолжила полет, командир батареи схватился за голову и начал названивать в «Скорую помощь». Но тут за четыре секунды до падения сильнейший ветер сдул ракету в море. При ближайших подсчетах скептиков выяснилось, что скорость ветра должна была составить немыслимые 900 км/сек.

Еще одна история: неназванный солдат взял с собой коробку со сладостями (приводится подробная информация о том, что это были рогалики с шоколадной начинкой). Через полтора дня боев солдату захотелось сладенького. В коробке лежала записка «Дорогой солдат, пожалуйста, произнеси благословение перед едой». Нерелигиозный защитник родины пополз к религиозному, чтобы узнать текст благословения перед употреблением кондитерских изделий. И тут… бум! В то место, где солдат находился раньше, угодила противотанковая ракета. И ничего, что радиуса убойного действия осколков хватило бы и на сладкоежку, и на его однополчанина. Чудо — такое чудо.

Карикатура Гая Морада. Обама: «Я гашу свет». Нетаньяху: «Но я еще не наигрался!»

Карикатура Гая Морада. Обама: «Я гашу свет». Нетаньяху: «Но я еще не наигрался!»

Пока в квартале Саджаия шла реальная война, не менее ожесточенная кампания велась в интернете. Незадолго до нынешнего витка эскалации министр юстиции Ципи Ливни призвала добропорядочных граждан сообщать о каждом обнаруженном в соцсетях проявлении расизма и нетерпимости. Левонастроенная Ливни воюет, в основном, с нетерпимостью еврейской. С ее подачи СМИ периодически сообщали о «еврейском терроре», под которым подразумевается то или иное неполиткорректное граффити в общественных местах. Однако операция в Газе все расставила по своим местам — не проходит и дня без того, чтобы очередной арабский гражданин Израиля, оплот толерантности и сосуществования двух народов, не пожелал в Фейсбуке смерти израильским солдатам. Добровольцы переправляли эскапады такого рода еврейским работодателям арабов.

К более активным действиям приступил рэппер Йоав Элиаси, более известный под прозвищем «Цэль» (ивр. «тень»). Элиаси создал неформальное движение «Львы тени». В основном, львы фотографировались в угрожающих позах и на фоне израильского флага. Пару раз пытались сорвать пропалестинские акции в центре Тель‑Авива. Случались и забавные проколы: одна из львиц запостила фотографию палестинского, по ее мнению, флага, который свисал с балкона тель‑авивца. При ближайшем рассмотрении выяснилось, что это флаг… Италии.

Впрочем, за время «Несокрушимой скалы» существенного сдвига в общественном сознании не произошло. Правые «лайкали» солдат, левые фотографировались с плакатами «Мое сердце с Газой», ни те ни другие не требовали денонсации Норвежских соглашений. Ну и что, что в одном сообществе опубликовали листовку десятилетней давности «Если Израиль покинет Газу, ракеты будут долетать до Ашдода»? Долетают, да. Ну и что, что искусственное деление на плохой «Хамас» и хороший «Фатх» существует исключительно в умах политиков и журналистов? Арабским израильские интернет‑пользователи в массе своей не владеют, интервью с представителями умеренных палестинцев, высказывавших неумеренные взгляды, не читают.

В силу ряда причин высокий градус скепсиса наблюдался у иммигрантов. Уж больно Израиль‑2014 не похож на произведения Леона Юриса и мемуары Моше Даяна. Страна‑убежище, которая простреливается от Кирьят‑Шмоны до Эйлата? Не смешите. «Какое все‑таки счастье, что наши израильские генералы не руководили борьбой с нацизмом! Иначе над Берлином бы до сих пор развевался флаг со свастикой, а антифашистские военные кампании проводились бы каждые три‑четыре года», — написал русскоязычный блогер. Тем временем шутники‑программисты создали генератор названий будущих антитеррористических операций. Как вам «Стальной меч»? Может, «Бронзовое копье»?

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

The New York Times: Памяти Шалома Нагара, которому выпал жребий казнить Адольфа Эйхмана

Его назначили палачом, который должен был привести в исполнение приговор беглому нацистскому преступнику — это был единственный случай смертной казни в истории Израиля. Нагар признавался, что Эйхман, живой или мертвый, производил устрашающее впечатление. Рассказывая о казни, Нагар вспоминал Амалека — библейского врага древнего Израиля: Б-г «повелел нам уничтожить Амалека, “стереть память его из-под неба” и “не забывать”. Я выполнил обе заповеди»

Баба Женя и дедушка Семен

Всевышний действительно поскупился на силу поэтического дарования для дедушки Семена. Может быть, сознавая это, несколькими страницами и тремя годами позже, все еще студент, но уже официальный жених Гени‑Гитл Ямпольской, он перешел на столь же эмоциональную прозу: «Где любовь? Где тот бурный порыв, — писал дед, — что как горный поток... Он бежит и шумит, и, свергаясь со скал, рассказать может он, как я жил, как страдал... Он бежит... и шумит... и ревет...»

Дело в шляпе

Вплоть до конца Средневековья в искусстве большинства католических стран такие или похожие головные уборы служили главным маркером «иудейскости». Проследив их историю, мы сможем лучше понять, как на средневековом Западе конструировался образ евреев и чужаков‑иноверцев в целом