Весь Бакст

Евгения Гершкович 29 июня 2016
Поделиться

В ГМИИ имени А. С. Пушкина открылась выставка «Лев Бакст/Léon Bakst. К 150‑летию со дня рождения». В двух зданиях музея можно увидеть самую полную экспозицию работ художника из всех когда‑либо показанных в нашей стране.

«Бакст очень сложен для выставок. С наскока его не возьмешь», — говорит одна из кураторов проекта, заведующая Отделом личных коллекций ГМИИ Наталья Автономова. Она полагает, что блистательная феерия и безудержная оригинальность, лежащие в основе творческого метода художника, возможно, были тщательно выстраиваемой формой его существования, и это является причиной того, что серьезной ретроспективы творчества Бакста так до сих пор и не состоялось. В основном камерные выставки (см.: Жанна Васильева. Нет, он не денди, он другой). Равно как не удалось пока составить каталог‑резоне работ выдающегося художника и сценографа, будто бы уже вдоль и поперек изученного. Столь хаотичным и трудно выстраиваемым в логическую линию оказывается его наследие. Впрочем, объяснение этому обстоятельству дал сам Бакст в интервью 1922 года: «Еврей в искусстве достигает все больших и больших высот. Он имеет глубоко врожденную способность к украшению с возможностями для богатого и щедрого [footnote text=”Freed C. Leon Bakst — Supreme Artist of the
Theatre// The American Hebrew. 1922. December
8. P. 143.”]развития[/footnote]».

Лев Бакст. Эскиз костюма к балету «Орфей». 1914. ГМИИ имени А. С. Пушкина

Лев Бакст. Эскиз костюма к балету «Орфей». 1914. ГМИИ имени А. С. Пушкина

В год 150‑летия со дня рождения Лейбы‑Хаима Израилевича Розенберга, сына талмудиста из Гродно, в 1889 году взявшего псевдоним Бакст, укоротив фамилию своей бабки, ставшего законодателем европейской моды, сделана уже вторая попытка выставить его наследие. Первую предприняли в Петербурге, в Русском музее, коллекция которого располагает, пожалуй, самым внушительным собранием художника. Однако зрителю этого не дали почувствовать, и выставка получилась весьма скромной по объему. В пространстве, поделенном на четыре зала, была показана лишь сотня работ, по которой не очень понятно, почему в свое время Париж был «пьян от искусства» этого «невского пиквикианца» — так называли себя члены художественного содружества «Мир искусства», куда входил и Бакст.

На выставке в Москве, открытой до 4 сентября, собрано уже свыше четырех сотен картин, рисунков, фотографий. Для их экспонирования музей предусмотрел сразу две площадки — белый зал с галереей на колоннаде в главном здании и два зала в Музее личных коллекций. Кураторы, Наталья Автономова и Джон Э. Боулт, директор Института современной русской культуры при университете Южной Калифорнии, все же попытались ухватить многогранность Бакста и показать его со всех сторон. Экспозиция тематически делится на жанры, в которых высказался художник: театр, печатная графика, мода, портрет, пейзажи, панно. Ранний (и, признаться, порой довольно слабый) Лев Бакст представлен большим блоком документов, пейзажей и гигантским многофигурным полотном «Встреча адмирала Ф. К. Авелана в Париже 5 октября 1893 года» (хранится в Центральном военно‑морском музее), которое он писал в 1900‑м по заказу царской фамилии. Однажды прикоснувшись к жанру большой исторической картины, художник, впрочем, не продолжил эти поиски. Уже тогда Бакста более занимал не факт прибытия во Францию русских моряков, но карнавал на улицах Парижа по этому случаю. И вскоре истинное буйство таланта Бакста развернется в его ярких, динамичных и провокационных костюмах и декорациях к «Клеопатре», «Синему богу», «Послеполуденному отдыху фавна» и другим постановкам для дягилевских «Русских сезонов» в Париже, городе, куда он, уже будучи европейской звездой, вынужден был уехать из Петербурга. В 1912 году еврею Баксту в праве проживать вне черты оседлости было отказано.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

The Free Press: Дэвид Мэмет: «Том Стоппард и я»

Том Стоппард — переживший Холокост, иммигрант, сын нерелигиозных евреев — создал самые английские и англофильские произведения. Очевидно, что он обожал Англию и наблюдал за своей страной так, как может только чужак. Он делал это с грацией и той глубиной юмора, которая означает лишь одно: любовь

Стоппард и его история

Стоппард оказался самым продуктивным и самым высококлассным драматургом эпохи. Он написал 34 пьесы для театра, радио, телевидения. Его интересы необъятны: от либеральных споров в дореволюционной России в трилогии «Берег утопии» и загадок квантовой физики в «Хэпгуд» до интеллектуального брожения в Англии начала XIX века в его шедевре «Аркадия»

Коричневая клоунада

Реакция «прогрессивных» СМИ на выход на большую арену неофашиста Фуэнтеса любопытна. Постоянно пугающие аудиторию «Гитлером‑Трампом» или «нацистом Маском», они, казалось бы, должны бить тревогу во все колокола. Но не тут‑то было. Основная тема, которая возникает в этой связи, — это раскол в MAGA, который‑де произвел или произведет Ник Фуэнтес