«Венские Ротшильды. Триллер»: выставка, посвященная теориям заговора
От антисемитских карикатур 19 века до дезинформации, связанной с пандемией сovid-19, международная банковская династия Ротшильдов была излюбленной мишенью сторонников теории заговора, обвиняющих ее во всех бедах мира, пишут журналисты AFP Блез Гоклен и Эва Вакенройтер.
Выставка в Еврейском музее Вены призвана развенчать некоторые дикие слухи и объяснить, почему имя Ротшильдов продолжает привлекать внимание конспирологов, тем более что теперь в социальных сетях активно идет поиск доказательств того, что элита зарабатывает деньги на пандемии.
«Мы часто слышим имена Джорджа Сороса или Билла Гейтса, евреев и неевреев, которые якобы «за все несут ответственность», — говорит куратор выставки Том Юнкер. — Имя Ротшильдов продолжает всплывать: хотя конкретного Ротшильда не называют, но сама фамилия «Ротшильд» используется как джокер».
Та известность и те теории заговора, которые давно ассоциируются с Ротшильдами, корнями уходят в успех семьи в банковской сфере.
По словам Юнкера, благодаря «быстрому успеху» еврейская семья, сколотившая состояние на создании банков в 1800-х годах по всей Европе, стала «лицом зарождающейся банковской индустрии», привлекая внимание общественности и вызывая многочисленные комментарии.
В 1848 году, после отмены цензуры в империи Габсбургов, карикатуры на них становились все более злобными, именно тогда возникла идея о «предполагаемом всемирном еврейском заговоре».
Одним из экспонатов выставки, которая продлится до 5 июня, является литография 19 века, изображающая патриарха семьи Майера-Амшеля Ротшильда: толстого, с крючковатым носом, который манипулирует правящими классами, как жонглер мячами.
Ротшильдов «сделали виновниками определенных недостатков системы, вместо того чтобы приписать эти недостатки спекулятивным механизмам капитализма», утверждает Юнкер.
Эвфемизм
После 1945 года, после убийства шести миллионов евреев в огне Холокоста, когда открытый антисемитизм стал преступлением, имя Ротшильдов приобрело смысл эвфемизма для обозначения всемогущества элит.
«После Катастрофы открытая ненависть к евреям стала табу, — комментирует Еврейский форум за демократию и против антисемитизма. — Поэтому правые экстремисты и другие антисемиты начали подбирать эвфемизмы для обозначения предполагаемого еврейского заговора».
На выставке в Вене на большом экране воспроизводятся сообщения из социальных сетей, показывающие, как все это продолжается по сей день.
«В условиях пандемии коронавируса теории заговора оказались очень актуальны: можно сказать, что мы всегда где-то здесь рядом находим Ротшильдов», — говорит Юнкер.
Фактчекеры расследовали несколько постов, где говорится о «Ротшильдах, распространяющих ложную информацию».
В одном случае сообщения, опубликованные тысячи раз в социальных сетях начиная с конца 2020 года, указывают на «мошенничество с сovid» и утверждают, что некий Ричард Ротшильд подал патент на скрининговый тест на сovid-19 еще в 2015 году.
Пресс-секретарь финансовой консультативной группы Rothschild&Co подтвердила, что упомянутый человек не имел никакого отношения к группе.
Кроме того, хотя патент, в котором описываются методы анализа биометрических данных, действительно датирован 2015 годом, в сентябре 2020-го он был обновлен, чтобы показать, что эти методы могут быть применены к сovid-19.
В другом случае – от июля 2020 года, не связанном с сovid, но подчеркивающем масштаб нападок, – широко распространенная фотография представляет члена семьи, Линн Ротшильд, в роскошной гостиной перед некоей картиной с изображением дьявольского существа, пожирающего младенцев.
Согласно исследованию, проведенному группой проверки фактов, изображение подделано: на оригинальной фотографии Ротшильд стояла перед другой картиной.
Забытое наследие
Поднявшись из низов, Ротшильды внесли решающий вклад в развитие Европы благодаря «очень современному на тот момент менеджменту», — заявляет еще один куратор выставки под названием «Венские Ротшильды. Триллер» Габриэле Кольбауэр-Фриц.
«Это была семья из еврейского гетто во Франкфурте. Все началось с мелкого торговца монетами, который отправил пятерых своих сыновей в разные европейские города, включая Вену», — рассказывает Кольбауэр-Фриц.
В то время Австрийская империя страдала от бесконечных финансовых трудностей.
Согласно материалам выставки, Саломон Ротшильд быстро стал буквально незаменим для Габсбургов и был возведен в дворянское сословие, не поддаваясь ассимиляции и не отвергая свое еврейство.
Банк Credit-Anstalt, современные больницы, крупный фонд, роскошные дворцы, вокзал, сад — почти все, что он и его потомки построили в Вене до аннексии Австрии Адольфом Гитлером, сегодня исчезло.
«Нацисты забрали практически все», — констатирует Кольбауэр-Фриц.
После того, как венская ветвь семьи эмигрировала в Соединенные Штаты, многие из их владений были снесены, чтобы освободить место для более современных зданий, рассказывает Кольбауэр-Фриц, которая кропотливо искала и исследовала фрагменты этого забытого наследия в рамках подготовки к выставке.
Лишь в 2016 году в Вене была открыта площадь Ротшильдов, знаменующая вклад этой семьи.