Венеция, евреи и Европа. 1516–2016
Венеция, Дворец дожей, до 13.11
500‑летний юбилей еврейского гетто в Венеции город отмечает большой выставкой, посвященной не только его собственным отношениям с еврейской общиной и ее ролью в жизни республики, но и связям венецианских евреев с Италией и всем континентом.
Само слово «гетто» появилось благодаря Венеции, оно возникло в Каннареджо, где прежде лили пушки — на итальянском gettare означает «лить металл», а getto — «отливка» (см.: Алексей Мокроусов. Венеция и гетто). Жизнь и деятельность гетто, которое во многом было издательским лидером Старого Света, воссозданы при помощи архитектурных эскизов и редких книг, архивных документов и предметов культа, а также неизбежной на таких выставках живописи. Беллини и Карпаччо, Балла и Шагал… Последний, например, представлен «Раввином №2» (1914–1922) из Международной галереи современного искусства в венецианском Ка’Пезаро, а Карпаччо — портретом 75‑го дожа Лоренцо Лоредано (как раз при нем и возникло гетто).
Выставка рассматривает разные проблемы, от многоязычия гетто и места женщины в еврейской культуре до финансовых историй и особой роли Наполеона в «открытии врат и ассимиляции» (так называется одна из глав англоязычного каталога). Экспонаты отбирали из почти трех десятков итальянских собраний, а также Лувра, музея Безансона, коллекции еврейского искусства и предметов быта И. Л. Магнеса в Беркли, Национальной библиотеки Израиля в Иерусалиме.
Среди выставленного — хранящийся в венецианском палаццо Мочениго парохет, вытканный в Италии второй половины XVI века, и еврейский брачный контракт, заключенный в понедельник 14 нисана 5483 года (1723 по христианскому календарю; хранится в венецианском музее Коррер).
Армения по Мандельштаму. Фотографии Армении начала ХХ века
Санкт‑Петербург, Выставочный зал РОСФОТО, до 10.10
В год 125‑летия Мандельштама художественный проект объединил образы памятников армянской архитектуры и образы поэтического цикла «Армения».
В выставочном зале Парадного корпуса на Большой Морской, 35 представлено около 80 отпечатков со стеклянных негативов из собрания ереванского Музея истории Армении. Фотографии памятников Западной и Восточной Армении IV–XVII веков сделаны в начале ХХ столетия в древних армянских столицах Ани и Ван сотрудниками археологических экспедиций Императорской Археологической комиссии. В состав экспедиций под руководством академика Н. Я. Марра входили, в частности, фотографы Ованес Кюркчян, Арам и Ара Вруйры.