Трансляция

Associated Press: Земля обетованная: венесуэльские геры прибыли в Израиль

Даниэль Эстрин Джошуа Гудман 27 марта 2017
Поделиться

Не совсем Моисеевы сорок лет в пустыне, но все же путешествие девяти венесуэльских геров за лучшей жизнью в Земле обетованной было мучительным и закончилось только в прошлый четверг.

Они задержались в зале прибытия израильского международного аэропорта, чтобы прочитать молитву, а потом их посадили в минибус и увезли в один из городов в пустыне, в центр абсорбции — аккуратное низенькое здание с простыми кроватями.

Израильский Закон о возвращении гарантирует евреям со всего мира право поселиться в еврейском государстве. Но венесуэльским герам отказали во въезде в конце прошлого года по тем соображениям, что они недостаточно участвуют в жизни венесуэльской еврейской общины и вообще их цель — воспользоваться израильской иммиграционной политикой, чтобы сбежать из бедствующей южноамериканской страны.

В январе израильские власти отозвали свое решение с учетом гуманитарного кризиса в Венесуэле. Израильское Министерство внутренних дел, возглавляемое ультраортодоксальным министром, и либеральное движение в иудаизме, к которому принадлежали девять венесуэльских геров, пришли к спасительному компромиссу: геры должны были пройти повторный гиюр, вступить в «религиозную общину с хорошей репутацией» в Израиле и пробыть в ней несколько месяцев, прежде чем им дадут гражданство.

Группа во второй раз прошла гиюр, погрузившись в микву в одной из синагог Колумбии в прошлое воскресенье, и направилась в Израиль.

Венесуэльцы Франклин Перес и его жена Сахир Китеро, сын Эзра и дочь Ханна, вынужденные пройти повторный гиюр, направляются в центр абсорбции в городе Беэр-Шева. Израиль. 23 марта 2017

Затянувшаяся борьба за судьбу «венесуэльской девятки» обнажила яростные дебаты, которые ведутся в Израиле по вопросу о том, кто такой еврей и как религии, не занимающейся прозелитизмом, относиться к растущему числу обращенных, особенно из Латинской Америки, которые на своем пути к иудаизму не прибегают к традиционным способам вроде матримониального.

Эта ситуация также отрицательно сказалась на «венесуэльской девятке».

Многие годы Франклин Перес живет еврейской жизнью. Он носит кипу, он дал еврейские имена своим детям, он проводит три часа в дороге, чтобы добраться до Каракаса и купить кошерное мясо (если ему удается его найти).

Его увлечение иудаизмом началось, когда он переехал в венесуэльский город Маракай в 2004 году, потеряв работу профессора философии в ходе политической чистки в его университете. Он примкнул к группе мессианских евреев, совмещающих христианство с еврейскими традициями. Интерес к иудаизму у Переса возник еще в детстве благодаря его еврейской прабабушке (в остальном вся семья была римско‑католической), и он вел группу изучения религиозных текстов.

Со временем группа преданных прозелитов была принята в лоно иудаизма. В 2011 году они нашли Хуана Мехию, раввина консервативного движения, который в основном живет в Оклахоме, но несколько раз в год возвращается в свою родную Колумбию. Он учил их по интернету шесть часов в неделю, а через год они поехали к нему в Колумбию, в Санта‑Марту, на недельное обучение. В 2014 году под наблюдением религиозного суда, состоящего из трех раввинов, они погрузились в теплые воды Карибского моря и тем самым завершили свой гиюр.

«Это не какая‑то новая выдумка, это не прихоть, — говорит Мехия. — Эти люди не вчера решили: “Ой, Венесуэла катится в тартарары, давайте найдем местечко, куда бы нам свалить”».

Руководство замкнутой еврейской общины Каракаса отнеслось к ним с подозрением, сомневаясь в чистоте их мотивов, поскольку раньше никогда не общались с группой девятерых, хотя их без особой огласки принимала умирающая ортодоксальная община близлежащего города Валенсии, нуждавшаяся в новых людях ради миньяна — кворума из 10 мужчин, необходимого для публичной молитвы.

Согласно израильскому чиновнику, знакомому с этим делом, есть свидетельства в пользу того, что некоторые из этой группы обратились в иудаизм, с тем чтобы воспользоваться израильским социальным обеспечением, включая медицинскую страховку. Чиновник высказался на условиях сохранения анонимности, поскольку не был уполномочен разглашать личные данные прозелитов.

После бурных слушаний в парламентском комитете иммиграционные чиновники заявили, что девять венесуэльцев могут приехать в Израиль.

Перес открыто признает, что если бы не кризис в Венесуэле, они бы и не подумали уезжать. Он перевозит семью в чужую страну, имея с собой лишь 350 долларов и семь чемоданов пожитков — это все, что осталось после экономического обвала в Венесуэле с его трехзначной инфляцией и повсеместным дефицитом продуктов и лекарств.

Другой член этой группы Надин Гарсия не могла найти препаратов для химиотерапии, необходимой для лечения ее онкологического заболевания. А дом тещи и тестя Переса, где жила его семья, был недавно ограблен — воры унесли сыр и рис.

Еврейское агентство, некоммерческая организация, сотрудничающая с израильским правительством по вопросам иммиграции, оплатила их перелет и проживание. Они временно будут жить в центре абсорбции и учить иврит.

«Я не могу себе представить, что когда‑нибудь вернусь в Венесуэлу, пусть даже на короткое время, — говорит Перес. — Это не экономическая проблема. Это проблема социальная, моральная и этическая. Восстановление утерянных ценностей займет у венесуэльцев по меньшей мере пятьдесят лет».

Члены стареющей венесуэльской еврейской общины уже много лет разъезжаются из страны — кто в Майами, кто в Панаму. Двадцать лет назад в Венесуэле насчитывалось 20 тыс. евреев, сейчас их осталось около 8 тыс.

Помимо экономических трудностей многие евреи, по их словам, столкнулись с антисемитизмом — с тех пор как покойный президент Уго Чавес разорвал дипломатические отношения с Израилем в 2009 году.

Мехия сказал, что, по его мнению, недоверие израильских властей к девяти венесуэльцам проистекает из непонимания того, как сейчас, в эпоху интернета и «духовного шопинга», людей привлекает одна из старейших в мире религий.

«Мы не привыкли к такой популярности», — усмехнулся Мехия, который сам встал на путь гиюра, когда изучал философию в Колумбии.

Напоследок он заметил, что миссия Израиля как еврейского государства состоит в том, чтобы предоставлять убежище всем находящимся в опасности евреям, включая геров.

«Я не могу спасти всех, но эти люди — мои ученики, и я с огромным облегчением узнал, что столь многие люди объединились, чтобы помочь».

Оригинал публикации: Promised Land: Venezuelan Jewish converts reach Israel

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Haaretz: Кубинские евреи при Кастро: «Лучше для Кубы — ​лучше для евреев»

76‑летний Луис Шклярц, прихожанин синагоги «Эдат Исраэль», которая находится в Старой Гаване, за забором с колючей проволокой, утверждает, что, пока эмбарго не снимут, евреи продолжат уезжать с острова. «Старики умирают, а молодые делают алию, — говорит он. — Будущего нет».