В еврейской школе обучаются мусульмане
Материал любезно предоставлен Tablet
«Царь Давид» — в некоторых отношениях типичная еврейская школа. Ученики изучают иврит и каждое утро читают еврейские молитвы. Они отмечают еврейские праздники, поют еврейские песни и едят блюда, приготовленные на кошерной кухне. Уникальна эта школа тем, что около 75% учащихся — мусульмане.
«Царь Давид» находится в Бирмингеме, втором по величине британском городе, в школе около 250 учеников в возрасте от 3 до 11 лет (в 11 лет практически все школьники Великобритании переходят в среднюю школу). Это единственная еврейская школа в радиусе как минимум 170 километров в городе, где живут всего две тысячи евреев, причем далеко не все из них соблюдают обряды.
Хотя бирмингемская еврейская община ныне малочисленна, тем не менее она — одна из старейших в Соединенном Королевстве: в этом городе она существует с начала XVIII века. В те времена Бирмингем притягивал европейских евреев, бежавших с континента из‑за гонений; церковь тут была не слишком влиятельна, поэтому Бирмингем пользовался популярностью у нонкомформистов всех вероисповеданий. В XIX веке в Британию приехало еще больше евреев, и бирмингемская община продолжала увеличиваться, хотя и не столь быстро, как общины на севере и юге страны: те стремительно пополнялись мигрантами, которые планировали было отплыть в Америку из Ливерпуля или Лондона, но, поистратившись по дороге, застряли.
Впрочем, эта разница не стала помехой для кипучего развития общины. В 1843 году, когда в стране ввели обязательное начальное образование, открылась Еврейская национальная школа. Школа продолжала расти вместе с еврейской общиной, достигшей расцвета к 30‑м годам ХХ века. Город изобиловал еврейскими клубами и мероприятиями в самых разных районах: в том числе были общество любителей искусств, театральные клубы и «Бригада еврейских ребят» , а также несколько синагог.
Спустя всего два десятка лет стало очевидно, что проблемы назревают. В отрывке из «Бирмингем джуиш рекордер» от 1952 года описана «община, которая столь широко распространилась географически и связана со столь разнообразными группами, что мы не видим леса за деревьями».
За последующие 10 лет еврейское население города уменьшилось: было по некоторым оценкам, 10 тыс., а стало примерно 6 тыс., и Еврейскую национальную школу (в 1965 году она переехала) переименовали в «Начальную школу “Царь Давид”». За следующие 20 лет еврейское население города сократилось еще больше, теперь евреев всего лишь три тысячи. «Очень многие совершили алию <…> это уже немало лет постоянная тенденция, — пояснил Марк Ги. Он держал последнюю в Бирмингеме кошерную мясную лавку, в 2013‑м она закрылась. — А дети уезжают в университет и не возвращаются в Бирмингем». Но этот город — не исключение. «Раньше мы поставляли мясо в еврейские магазины в Ноттингеме, Лестере, Кардиффе и Оксфорде, — сказал Ги. — Во всех этих местах раньше были кошерные мясники. Бирмингем продержался намного дольше, чем другие общины за пределами Лондона и Манчестера».
По мере того как еврейская община города в последующие 30 лет уменьшалась, численность других религиозных групп росла, причем бирмингемской мусульманской общины — больше всех. Согласно последней переписи 2011 года, каждый пятый житель Бирмингема назвал себя мусульманином, причем около половины из них родились в других странах. Большинство членов мусульманской общины Бирмингема родом из Пакистана и Бангладеш, но мусульмане из самых разных африканских и ближневосточных стран, в том числе Йемена, Ирана и Сомали, тоже считают Бирмингем своим домом.
Сегодня мусульмане составляют почти треть населения города, а с середины 2000‑х годов среди учеников «Царя Давида» — примерно три четверти (считается, что сегодня этот процент еще выше) — мусульмане. Евреев среди учеников сейчас примерно 15%, остальные исповедуют какую‑либо другую веру. (Бирмингем — город чрезвычайно мультикультурный, в нем есть крупные общины сикхов, индуистов и буддистов; согласно соцопросу 2018 года, христиан в городе 38%.)
Эта уникальная ситуация порождает примечательные результаты. Вместо того чтобы решить, что она перестала отвечать своему предназначению, школа «Царь Давид» завоевала прекрасную репутацию в своем районе с многочисленным мусульманским населением, одновременно сохранив ортодоксальный еврейский дух. Кухня всецело кошерная, школьницам положено носить юбки, а религиозным воспитанием заведует раввин Йосси Джейкобс — главный раввин Сингерс‑Хилл, одной из бирмингемских ортодоксальных синагог.
В городе есть несколько мусульманских начальных школ, но мест в них всем школьникам‑мусульманам не хватает, да и не у всех мусульманских семей есть такая школа неподалеку. А потому многие родители отдают детей в школы других вероисповеданий, зато поближе к дому. При этом в районе «Царя Давида» более чем достаточно других начальных школ, и, если на то пошло, многие мусульманские семьи объясняют, что они выбрали еврейскую школу не из‑за территориальной близости, а по другим причинам.
К примеру, таким: из‑за кошерной кухни «Царь Давид» предпочтительнее тех религиозных школ, где готовят еду, запретную как в исламе, так и в иудаизме. «Большинство кошерных блюд — одновременно халяльные, так что, думаю, родителям так спокойнее», — заметила бывшая ученица Рафия Бегум.
Но школа «Царь Давид» известна не только своей кухней. Мусульманка Нхазия Каюм (ее младший ребенок закончил эту школу года два назад) сказала: «У нее хорошая репутация по части обучения. Тут умеют поддерживать дисциплину, моим детям здесь привили правильные ценности, вот почему я спустя девять лет отдала в нее младшего ребенка».
Закия Раджа, тоже мусульманка, перевела своего ребенка из платной школы в школу «Царь Давид» — здесь обучение бесплатное: «Отдать ребенка в эту школу мне рекомендовали другие мусульманские семьи, чьи дети когда‑то ходили сюда. Они считают, что в “Царе Давиде” хорошо поставлена учеба». Ее решение оправдало себя. «Видя, как положительно повлияла школа на моего сына, — сказала она, — я постараюсь побольше узнать об иудаизме».
Места в этой школе нарасхват не только из‑за погони за хорошей успеваемостью. Другие мусульмане, чьи дети учатся в школе, сказали, что здесь «на первом плане морально‑этическая система», и отметили, что «у обеих религий общие ценности, и нам бы хотелось, чтобы наших детей этому учили».
С не меньшим энтузиазмом относятся к духу «Царя Давида» родители‑евреи. «Я совершенно уверена, что в конце концов они, то ли вполне осознанно, то ли просто благодаря пестрому контингенту, проникаются глубоким уважением к разным группам людей», — подтвердила доктор Карен Скинази. Ее дети раньше учились в Нью‑Джерси, но теперь, после переезда в Великобританию, она отдала их в школу «Царь Давид».
Крис Дженнингс, еще один родитель‑еврей, отдавший в эту школу пятерых из своих шестерых детей, заметил: «“Царь Давид” доказывает, что сохранить ценности общины, одновременно принимая других людей в свои ряды, возможно».
Эти необычные обстоятельства объясняются одной особенностью британской системы образования. В Соединенном Королевстве церковь не отделена от государства. Закон о стандартах и обеспечении равноправия в школьном образовании от 1998 года предписывает всем начальным школам ежедневно совершать какой‑то «коллективный религиозный обряд», имеющий «в основном или в широком смысле христианский характер», если не оговорено, что это школа иного вероисповедания. То есть в каждой начальной школе Соединенного Королевства в ежедневный распорядок включается тот или иной коллективный элемент религиозного характера.
«Царь Давид» — это «школа с добровольным дополнительным финансированием, — объясняет ее директор Стив Ленгфорд, — львиную долю бюджета она получает от местных властей, этих денег хватает на зарплату, ЖКХ, расходные материалы типа карандашей, ручек и т. д.». Школы с добровольным дополнительным финансированием содержит государство, поэтому обучение в них бесплатное, но какой‑нибудь фонд или траст частично покрывает расходы на строительство и влияет на управление школой. В данном случае эту роль выполняет бирмингемская еврейская община.
«Свой вклад в бюджет вносит и школьный фонд — “Фонд поддержки религиозного обучения в ‘Царе Давиде’”, — добавил Ленгфорд, — из него оплачивается все, что идет сверх стандартной программы и делает нашу школу особой». Фонд оплачивает устройство праздников, поездки в синагоги и специальные еврейские мероприятия, а также зарплату сотрудников‑евреев, которые ведут, например, занятия по «Лимудей кодеш» — группы, где изучают «священные предметы». Тем самым дают чуть более углубленное образование ученикам‑евреям, которые, вероятно, будут также учиться на дому или в синагоге, эти занятия проводятся параллельно с занятиями по ивриту и еврейским предметам для их одноклассников‑неевреев.
Если школьники‑евреи заявят о своем вероисповедании, их можно принять в школу в первую очередь: закон позволяет религиозным школам предоставлять такое преимущество детям вероисповедания, соответствующего профилю школы. «Здесь, если вы хотите отдать ребенка в еврейскую школу, вам достаточно лишь показать, что на вашей двери есть мезуза», — сказала Скинази, пораженная тем, как легко поступить в эту школу.
Но не все еврейские родители пользуются этим преимуществом; семьи побогаче часто предпочитают отдавать детей в платные частные школы. Впрочем, вот что важно учесть: даже если бы все они выбрали школу «Царь Давид», еврейских детей в городе бы не хватило — они не заняли бы и половины мест. Свободные места заполняют в основном дети, проживающие в районе, который обслуживает школа; так полагается во всех школах, финансируемых государством.
Здесь с энтузиазмом отмечают такие праздники, как Ханука и Пурим, а также принимают группы бывших израильских военных: те неизменно приходят в школу на Йом а‑Зикарон . Наряду со спортивными секциями и уроками музыки каждую неделю проводятся уроки израильских танцев — на них ходят дети всех вероисповеданий. «На школьных днях открытых дверей разъясняют, что мы торжественно отмечаем израильские праздники, в том числе Йом а‑Ацмаут — день рождения Израиля, как мы его называем, — размахиваем флагами и уплетаем праздничный торт», — пояснил Ленгфорд; он сказал, что отношение школы к Израилю никогда не ставилось под вопрос, более того, никто из родителей никогда не просил освободить его ребенка от таких мероприятий. «Мы стараемся не привлекать внимание к политическому аспекту», — добавил он.
К сожалению, в Бирмингеме, как во многих британских городах, существует антисемитизм. Фонд безопасности общины сообщил, что в 2019 году, например, количество антисемитских инцидентов в Бирмингеме и окрестностях возросло до 29 — более чем вдвое по сравнению с 2018 годом. Однако в «Царе Давиде» такие инциденты, как и другие проявления нетерпимости, случаются реже, чем в британских школах в среднем. «Главным образом из‑за религиозной толерантности. Это коренится в иудаизме, — пояснил Джейкобс. — Благодаря духу нашей школы мы тепло принимаем как людей другой веры, так и неверующих».
По‑видимому, это сильно влияет на учащихся. Али‑Раза Исмаил, бывший ученик школы из мусульманской общины Бирмингема, признался, что благодаря школе «стал глубоко понимать и уважать обе религии, начиная со сходства арабского и иврита до разницы между Идом и Ханукой», и добавил: «Для меня это был уникальный опыт».
Зайн Каю — он окончил школу в 2008‑м — сказал: школа признает, что между мусульманами и евреями есть точки пересечения, и делает на этом упор, и это «объединяет людей»; Рафия Бегум — она разделяет это мнение — заметила: школа «и формирует тебя, и влияет на тебя так, что ты начинаешь шире смотреть на вещи».
Стереотипы и ложные представления, которые слишком часто используют, чтобы стравливать мусульман и евреев, здесь просто не могут сформироваться — им нет места. «В раннем возрасте все это не имеет значения», — заметил Джордан, бывший ученик школы, выросший в христианской семье; христианские дети составляют примерно 8% учащихся. Его семье так понравился этот опыт, что они даже переняли некоторые еврейские традиции. «Сколько я себя помню, вечером в пятницу у нас был шабат… это восхитительная часть моей жизни».
Широкий религиозный подход привлекает в школу самые разные слои евреев. «Своим еврейским воспитанием я главным образом обязана “Царю Давиду”», — сказала бывшая ученица Илана Дэвис, ныне адвокат по уголовным делам; она назвала эту школу «моделью толерантности». Другой бывший ученик‑еврей заметил: им очень повезло, что они учились в еврейской школе с таким высоким уровнем мультикультурализма.
И вот что крайне важно: «Царь Давид» помогает возрождению общины. «То, что мы можем содержать еврейскую школу, — сказала Маргарет Джакоби, раввин Бирмингемской прогрессивной синагоги, — по‑моему, много говорит о еврейской общине Бирмингема».
Оригинальная публикация: A Jewish School’s Muslim Students