Резонанс

В арабском мире до сих пор отказываются признавать существование двух Храмов на Храмовой горе

Подготовил Семен Чарный 16 августа 2024
Поделиться

Как случалось и ранее каждый год, Тиша бе-Ав, еврейский день траура по разрушению двух Храмов и изгнанию евреев из Иудеи римлянами в 70 году н. э., вызвал споры на Храмовой горе, поскольку верующие евреи бросили вызов статус-кво и указаниям премьер-министра Нетаньяху, молясь и простираясь ниц в святом месте. Об этом пишет журналист The Jerusalem Post Охад Мерлин.

Храмовая гора в Иерусалиме

На фоне политических, религиозных и дипломатических реалий сегодняшнего дня Тиша бе-Ав катализирует устоявшуюся в пропалестинском мире практику, называемую «отрицанием Храма». Эта практика дает антисионистским голосам очередную платформу для отрицания укорененности евреев в Израиле, перечеркивая исторические факты в попытке лишить Израиль права на существование.

Выражения этой практики различны, включая отрицание самого существования двух Храмов, обвинение евреев в искажении истории и злорадство по поводу гипотетического «отсутствия археологических доказательств» существования старого еврейского места поклонения в Иерусалиме.

Одним из примеров такого ревизионизма служит позиция депутата Кнессета Ахмеда Тиби, который отрицал существование Храма еще в интервью 2014 года. Тогда его спросили: «Был ли Храм на Храмовой горе?», и он ответил: «Это воображаемые вещи… У вас есть доказательства? Археологические раскопки велись годами — и что они нашли?»

Аналогично главный проповедник мечети Аль-Акса Экрима Сабри, которого недавно приказали удалить из мечети за хвалебную речь в честь покойного уже лидера ХАМАСа Исмаила Хании, также написал на своем официальном сайте, что существование двух Храмов это «миф», процитировал стих Корана об Аль-Аксе и заявил: «Исторически сложилось так, что, если бы евреи могли доказать что-то, связанное с Храмом, они бы заявили об этом. Мы удовлетворены тем, что их исторические книги основаны на догадках, а догадки не перевешивают уверенность. Что несомненно, так это то, что мечеть Аль-Акса стоит уже пятнадцать веков, она видима и зафиксирована. Уверенность не исчезает из-за иллюзий и догадок. Уверенность остается на месте, пока не придет другая уверенность, которая сильнее или, по крайней мере, равна ей. Мы не принимаем <предположение>, что Храм Соломона — то есть место поклонения Соломона — якобы находился в благословенной мечети Аль-Акса».

В статье на Al Jazeera под названием «Еврейский миф о Храме Соломона… соответствует ли он историческим фактам?» Храм неоднократно упоминается как «предполагаемый храм». Утверждается, что «с тех пор, как евреи заняли восточную часть Иерусалима в 1967 году и по сей день, они пытаются найти любой след, который указывает на остатки предполагаемого храма и доказывает его расположение под Благородным святилищем».

Статья написана председателем Международного союза мусульманских ученых Али Мухаммадом Аль-Салаби, который считается высшим духовным авторитетом для «Братьев-мусульман» Организация признана террористической и запрещена в РФ. — Ред. . (Ранее эту организацию возглавлял шейх Юсуф Аль-Карадави, который одобрял и пропагандировал теракты смертников против израильтян.) 

В статье Аль-Салаби утверждается, что территория Храмовой горы была мусульманской «еще до всяких убедительных «доказательств», предоставленных евреями».

Аль-Салаби приходит к ожидаемому выводу, что Храмы никогда не существовали, и далее размышляет: «Как странно, что вы, евреи <…> утверждаете, что храм является символом вашего существования и вашего древнего государства <…> в Палестине!»

На популярном сайте Islam Q&A некий пользователь задал вопрос об историчности Храма Соломона. Модератор предположил, что история Храма Соломона — «выдумка евреев», добавив, что ни один достоверный источник не подтверждает его существование или сам процесс строительства Соломона. Он также утверждал, что «несмотря на обширные археологические раскопки начиная с 1968 года, никаких доказательств существования Храма Соломона найдено не было, что подтверждает мнение о том, что Храм — это миф, созданный авторами Библии для укрепления еврейских притязаний на Иерусалим и поощрения их возвращения».

Некая статья в «Энциклопедии Al Jazeera» от 2023 года, как ни странно, сухо ссылается на два Храма как на исторический факт (хотя и обозначает их местонахождение в «Палестине»). Несмотря на это, в последней части статьи факты смешаны с предубеждениями. 

Там сказано: «Евреи не поднимали вопрос о поиске Храма Соломона и его восстановлении до девятнадцатого века – в контексте обоснований для исторических притязаний евреев на Палестину, в рамках подготовки к выпуску знаменитой Декларации Бальфура и начала создания для них национального государства на палестинских землях.

В крупных западных газетах появились статьи евреев, призывающие к восстановлению Храма в Палестине. Затем, 20.03.1918, первые практические шаги в этом направлении были сделаны, когда еврейская миссия во главе с Хаимом Вейцманом прибыла в Иерусалим и направила запрос британскому военному губернатору того времени генералу Сторрсу с просьбой основать Еврейский университет в Иерусалиме и захватить Стену аль-Бурак (Западную) на территории мечети Аль-Акса, в дополнение к проекту по владению землями в Священном городе».

В статье также упоминается попытка поджога Аль-Аксы в 1969 году, предпринятая австралийским туристом-христианином Денисом Майклом Роханом – как «часть еврейских попыток снести [мечеть] и построить на ее месте Храм Соломона».

Несмотря на то, что отрицание Храма является в ​​наши дни обычной уже практикой, так было не всегда. 

Известная брошюра, распространенная Вакфом в Иерусалиме в 1929 году, демонстрировала, как местный верховный мусульманский авторитет подчеркивал: «идентичность Храмовой горы с местом Храма Соломона не подлежит сомнению». Он же добавлял: «Это также то место, согласно всеобщему верованию, на котором Давид построил жертвенник Г-споду и принес всесожжения и мирные жертвы». 

Многие традиционные мусульманские комментаторы ссылались на Храмы и в своих толкованиях, включая ученого из Дамаска Ибн Касира (XIV век) и ученого из Багдада Ат-Табари (X век).

Известный борец за мир Луай Аль-Шариф, проживающий в ОАЭ, также несколько раз ссылался на этот вопрос: «Все мусульманские источники подтверждают, что мечеть Аль-Акса — это Храм Соломона или его мечеть [Бейт Ха-Микдаш], но затем наступило [арабское] замешательство после создания Государства Израиль, и было сказано, что это был предполагаемый храм».

В другом месте Аль-Шариф писал: «Вы можете сказать, что Байт аль-Макдис, или Храм, является фактом, который мы не отрицаем, и он, возможно, стал исламским, но называть его «предполагаемым»? <…> Даже путеводитель по Благородному Святилищу <…> доказывает, что мечеть Аль-Акса и Купол Скалы находятся, вне всякого сомнения, на том же месте, что и «Храм Соломона». В Стамбульском музее есть его фрагменты, которые подтверждают его подлинность».

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Правда и ложь об артефактах Храма в Ватикане 

В настоящее время официальная позиция Ватикана заключается в том, что он не подтверждает и не отрицает факт владения предметами из Храма Ирода, такими как золотая Менора, священные столы, алтари, первосвященнические одежды и тому подобное. Тем не менее, высокопоставленные чиновники из Ватикана готовы были раскрыть местонахождение священных предметов религиозным евреям перед тем, как уйти со своих постов.

Яна Чехановец: «Археология — процесс разрушительный»

«Подумаешь, VII век нашей эры! А мы знаем, что там слои доходят до IX века до нашей эры. Под этой византийской улицей может быть и римский слой, и слой еврейского Иерусалима I века, иродианский, и какие‑нибудь хасмонейские постройки. Ниже, ниже — вплоть до эпохи Израильского царства»

The Times of Israel: Еврейско‑мусульманский «диалог» в Иерусалиме 1300 лет назад

Надпись, обнаруженная в действующей мечети в деревне Нуба, выполнена употреблявшимся 1000 лет назад куфическим письмом на плите из известняка, направленной в сторону Мекки. В ней сказано: «Во имя Аллаха милостивого, милосердного, эта местность Нуба и все ее границы и вся прилегающая территория пожертвованы скале Бейт аль‑Макдис и мечети Аль‑Акса пожалованием повелителя правоверных Омара ибн аль‑Хаттаба во славу Аллаха». Указание на Храмовую гору, по словам Авраама, свидетельствует о том, что мусульманские правители хотели восстановить Храм царя Соломона, а не превзойти его.