Уйти или остаться

Семен Довжик 23 июня 2016
Поделиться

Английский язык, бесспорно, один из самых живых и динамичных, удивил нас очередным неологизмом. На сей раз мир узнал новое слово «Brexit», образованное из сочетания первых букв слова «Британия» и слова «exit» («выход»). Понятно, что «Brexit» означает возможный выход Великобритании из состава Евросоюза. 23 июня гражданам Соединенного Королевства предстоит решить, останется ли это новоявленное словечко в арсенале преподавателей английского языка и филологов или войдет в историю как символ политического процесса, определяющего лицо новой Европы. Накануне референдума по всей стране отмечается небывалый накал страстей. Британское общество предельно поляризовалось, сторонники и противники отделения страны всеми правдами и неправдами пытаются перетянуть на свою сторону тех, кто еще не успел определиться с выбором.

Еврейская община Великобритании в стороне не остается. Согласно результатам опроса, проведенного лондонским еврейским изданием «Джуиш кроникл», 49% принявших участие в предреферендных опросах высказались за нахождение Британии в ЕС, 34% поддерживают «Брексит», остальные еще не определились.

На первый взгляд стандартная ситуация для британского общества в целом. Но у еврейских подданных королевы есть много дополнительных проблем, о которых им приходится задумываться.

В центре их внимания остаются взаимоотношения Евросоюза и Израиля, антисемитизм и исламский экстремизм, а также сохранение еврейского образа жизни для евреев Европы. По всем этим вопросам ситуация в Европе в последние годы оставляет желать лучшего. Евросоюз, ежегодно перечисляя на нужды Палестинской Автономии кругленькую сумму в 252 млн евро, не забывает при этом активно критиковать политику Израиля. То пригрозят отлучить от грантов, то инициируют маркировку продукции, производимой за «зеленой чертой».

Дэвид Кэмерон на благотворительном ужине Jewish Care. 20 июня 2016. Фото: Blake Ezra

Дэвид Кэмерон на благотворительном ужине Jewish Care. 20 июня 2016. Фото: Blake Ezra

Между тем Британия — ключевой союзник Израиля в ЕС. И с этой точки зрения еврейское государство, нуждаясь в поддержке и влиянии Британии, кровно заинтересовано в том, чтобы «Брексит» провалился. Примерно об этом говорил и глава британского правительства Дэвид Кэмерон, выступая на благотворительном ужине одной из еврейских общественных организаций. Премьер‑министр напрямую обратился к еврейской общине и призвал ее проголосовать за Британию в составе Евросоюза, поскольку только так она сможет отстаивать интересы Израиля. Другой логикой руководствовалась израильская организация «Регавим», которая, напротив, обратилась к евреям Соединенного Королевства с призывом наказать Евросоюз за откровенно антиизраильскую позицию и проголосовать за выход Великобритании из состава Евросоюза.

Евреям действительно есть за что сводить счеты с брюссельскими бюрократами. Волна антисемитизма, прокатившаяся по всей Европе и проявившаяся в многочисленных нападениях на евреев разных стран, вандализм на еврейских кладбищах и в еврейских учреждениях не встретили должного отпора со стороны руководства ЕС. 

Британия в этом вопросе до сих пор оставалась островком спокойствия в прямом смысле этого слова, однако евреи Соединенного Королевства давно уже с опаской посматривают через Ла‑Манш, справедливо опасаясь того, что происходящее на материке рано или поздно дойдет и до них. И дело не только в уличном антисемитизме. То тут, то там в Европе предпринимаются попытки подвергнуть угрозе само существование еврейских общин, запретить кошерный забой скота или проведение обряда обрезания. Лишь во Франции, Британии и Германии существуют влиятельные еврейские общины, имеющие возможность лоббировать свои интересы на уровне лидеров своих стран и руководства ЕС. И, в случае выхода Британии из ЕС, еврейские позиции в Европе окажутся значительно ослаблены.

Надо сказать, что и сама еврейская жизнь внутри теперешней Британии настолько хорошо налажена, что вряд ли кому‑то захочется расшатывать ее устои. Панъевропейские форумы, конференции, проекты, да и просто снабжение кошерными продуктами говорят сами за себя. Кроме того, у большинства британских евреев — европейские корни, которые обеспечивают их прочные культурные связи с евреями континента.

Ключевой пункт пропагандисткой кампании сторонников «Брексита» — проблема эмиграции. Британцев пугают как неконтролируемым потоком переселенцев из стран, которые в будущем могут присоединиться к ЕС, так и потоком беженцев, которых Британия должна будет принять наравне с другими членами Евросоюза. Для пущей наглядности глава националистической партии ЮКИП Найджел Фараж даже выпустил агитационный постер, где он сфотографирован на фоне колонны сирийских беженцев, чем вызвал бурю недовольства и обвинения в расизме. Евреем тоже претит агрессивная антиэмигрантская риторика. Большинство членов еврейской общины Британии — потомки беженцев из Европы, нашедших здесь убежище в начале или в середине прошлого века. Кроме того, в основной массе это люди довольно либеральных взглядов, которым претят расистские лозунги.

Но расизм расизмом, а неконтролируемая эмиграция — это действительно серьезный козырь в пользу размежевания с Европой. Евреи в этой связи опасаются не столько непосильной нагрузки на экономику страны, сколько мусульманских радикалов, способных проникнуть на остров под видом беженцев. Перспектива принятия Турции в члены Евросоюза также не вызывает восторга. Вообще, при принятии решения «за» или «против» отделения от ЕС огромную роль играют эмоции. Принцип «скажи мне, кто твой друг, и я скажу тебе, кто ты» как нельзя точно отражает отношение еврейской общины к сторонникам «Брексита». То, что среди самых ярых его сторонников оказались такие одиозные фигуры, как лидер националистов Найджел Фараж и ярый антисемит Джордж Галлоуэй, отнюдь не добавляет евреям желания присоединяться к этому лагерю. И даже симпатяга Борис Джонсон не способен заставить местных евреев преодолеть брезгливость по отношению к подобным личностям.

Нужно сказать, что эмиграция из России и Франции существенно изменила структуру еврейской общины Британии. И если русскоязычные евреи появляются в синагогах нечасто, то французский язык слышен сегодня практически в каждой синагоге Северного Лондона. Меняется и состав учеников еврейских школ, в Лондоне в некоторых учебных заведениях процент переселенцев из Франции доходит до 60%. И как раз французские евреи следят за «Брекситом» с большой тревогой и опасениями. Хотя Париж находится всего лишь в двух часах езды, выход Британии из ЕС может серьезно осложнить связи французских евреев со страной, которую они покинули из‑за непомерно высоких налогов и разгула антисемитизма.

Еврейские организации хотя и устраивают публичные дебаты по «Брекситу» с участием ведущих политиков обоих лагерей, но все же стараются избежать официальных заявлений относительно поддержки той или иной стороны. Однако люди бизнеса не связаны подобными узами политкорректности, и ключевые фигуры еврейского бизнес сообщества давно уже высказались в пользу сохранения статус‑кво, аргументируя свою позицию экономическими выкладками и прогнозами. В случае «Брексита» Британии сулят спад экономического роста, потерю рабочих мест и серьезное ослабление позиций на европейском рынке. И это именно то, что больше всего повлияет на выбор избирателей, даже если они евреи.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

National Review: Кто протестует в кампусах

Одни действительно ненавидят евреев, но ненавидят их именно как воплощение всего, что ненавидят на Западе, и ненавидят Израиль как «колониальный форпост Соединенных Штатов на Ближнем Востоке». Другой тип студентов, участвующих в протестах, — те, кого консерваторы когда-то называли «воинами социальной справедливости». И, наконец, третий тип протестующих — и безусловно самый массовый — это просто неосведомленные люди.

Washington Examiner: Двойная игра Каира в Газе 

Представители египетской службы безопасности отводили глаза, в то время как ХАМАС и другие палестинские боевики рыли туннели на границе Египта и сектора Газа. Это давало Каиру возможность использовать ситуацию в секторе Газа в качестве инструмента регионального влияния и гарантировать, что роль Египта в палестино-израильском конфликте не будет отменена региональными конкурентами, такими как Катар и Турция

Театры, университеты, газеты: май 1924‑го

Максим Горький дал интервью газете Mezzogiorno, где попытался говорить с записными антисемитами как с обычными собеседниками, апеллируя к рациональным аргументам и подтвержденным данным... Горький много кому не угодил, в том числе в тех общественных группах, к которым сам принадлежал и от которых дистанцировался... Сам он менял позицию по многим вопросам: то выражал свое неприятие происходящего «Несвоевременными мыслями», то каялся перед советской властью, сокрушаясь о «непонимании» ситуации. Но по отношению к евреям всегда вел себя исключительно порядочно.