Монолог

Третье тамуза

Янки Таубер. Перевод с английского Светланы Силаковой 8 июля 2024
Поделиться

Материал любезно предоставлен Chabad.org

 

Помню, как услышал новость рано утром в воскресенье (по израильскому времени), и поспешил в аэропорт. Помню, как приехал на кладбище и оказался в плотной толпе, хотя с похорон миновало уже несколько часов. Люди, прибывая из самых разных стран мира, стекались туда всю ночь напролет и в последующие дни и ночи.

Мы (моя жена, моя дочь, которой тогда был год и восемь месяцев, и я) прилетели в чем были, без багажа, думали, что в тот же вечер вернемся чартерным рейсом в Тель‑Авив. Но остались на семь дней, причем я почти все время безвылазно просидел в офисе, в доме 770 на Истерн‑Парквей, готовил спецвыпуск Week In Review — еженедельного дайджеста наставлений Ребе, который я тогда редактировал. Помню, как росло во мне изумление, когда я наблюдал, что происходило в те дни (и подмечал, чего не происходило) в общине «Хабад Любавич».

А происходило, в сущности, все, что можно вообразить в таких обстоятельствах. Не было только той, казалось бы, естественной, предсказуемой реакции, которой ожидали все.

Шок и категоричный отказ поверить в случившееся, скорбь и горе, страстные разногласия и пылкие надежды, куча вопросов, оставшихся без ответа и вообще не имеющих ответа, — да, все это было.

Чего не было — так это отчаяния. Не было парализующего оцепенения. Все посланники, ученики и последователи Ребе спрашивали себя: «Что мне теперь надлежит делать?» И делали то, что надлежит.

Помню, мне пришло в голову: «Ребе переосмыслил практически все аспекты жизни. Точно так же он переосмыслил смерть».

Таков был метод Ребе. Он анализировал, например, понятие «работа». Шаг за шагом, уверенно и четко, опираясь на мудрость Торы и простые житейские истины, доказывал, что работа равняется творчеству, творчество равняется партнерству, совместной работе людей с Творцом, а быть соработником Творца — это и есть смысл человеческой жизни.

Разумеется, эта истина высказана тысячи лет назад в стихе Писания: «Человек рождается для тяжелого труда» Так в английском переводе. Иов, 5:7. — Здесь и далее примеч. перев.
. Но эта сентенция, которую мы всегда воспринимали как мрачную, при всей ее неизбежности, правду жизни, в руках Ребе стала ключом к осознанию нашей мотивации и умению находить смысл и удовлетворение в самых обыденных занятиях.

То же самое он делал с «супружеством», «любовью», «дождем» и «ракетами». Брал явление природы, или курьезную особенность культуры, или рутинное занятие, и после его анализа и практического разбора оно становилось принципиально иным. Точнее, оставалось тем, чем было всегда, но разъяснения Ребе раскрывали его суть, разоблачая всю скудность и поверхностность наших прежних представлений.

В одной беседе Ребе процитировал талмудическое изречение: «Сон — одна шестидесятая часть смерти» См.: Брахот, 57б. Вавилонский Талмуд. Трактат «Брахот». Т. II. М.: Книжники; Лехаим, 2016. С. 327. . Что ж, сказал Ребе, если сон — одна из форм смерти, в таком случае смерть — одна из форм сна. Сон — не прекращение и даже не временное прерывание жизни, а время, предназначенное для того, чтобы разжечь в нас искру, средство восполнить телесную и душевную энергию, чтобы наутро со свежими силами, на свежую голову свернуть горы. Такова и смерть. Смерть, сказал Ребе, — это «спуск ради подъема», когда стрелу жизни, оттягивая назад тетиву, возвращают в исходное положение, а затем лук пустоты вновь, с удвоенной силой, приводит стрелу в движение.

Каким образом? Когда? Почему? Вопросы, на которые не было ответов, до сих пор остаются без ответа. Но мы знаем, что нам надлежит делать. И делаем это. Приходите и посмотрите сами: если вы живете на планете Земля, то где‑то неподалеку наверняка найдется центр «Хабад Любавич».

Ребе обучил нас на совесть.

 

Янки Таубер — редактор сайта Chabad.org

Оригинальная публикация: Gimmel Tammuz

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

День гилулы

Считается, что каждый год в день кончины праведника душа поднимается все выше и выше. Поэтому дело Ребе, его призыв и его борьба не только не утратили своей актуальности, но год за годом становятся все более насущными. То, чего хотел Ребе, можно объяснить на разных уровнях. По‑простому, он хотел перевернуть мир. Можно торжественно объявить, что он хотел добиться прихода Машиаха. По сути своей, две формулировки имеют один и тот же смысл, отличаясь только по стилю

Каждый человек — цадик: чудеса, передача обязанностей и восхождение. 1991–1994

Ребе не ушел на покой, напротив, стал действовать еще активнее, еще горячее заговорил об обязанности каждого отдельного человека делать больше и больше добрых дел. Он вновь сделал упор на извечной стержневой идее учения Хабада: Ребе — твой учитель и проводник, но он не может служить Б‑гу вместо тебя. Образ будущего, выпестованный Ребе, воплощается в реальность только тогда, когда мы озаряем свою жизнь и окружение Б‑жественным светом Торы и мицвот

Ребе о насилии и стремлении к справедливости

Насилие, объяснил Ребе, не так просто сдержать. Быстрые результаты, достигнутые насилием, могут показаться легкой победой в краткосрочной перспективе, но по своей природе они вредят долгосрочному прогрессу. И общество, поддавшееся насилию, не борется с несправедливостью, а, скорее, расчеловечивает людей, которым якобы помогает, лишая их возможности и способности вернуться к уготованной свыше миссии.