The Wall Street Journal: Как Джимми Картер и Менахем Бегин не сошлись в понимании Библии
Президент хотел, чтобы евреи ушли с Западного берега Иордана. Премьер-министр ограничился уступкой Синая
В 1978 году, перед сентябрьским саммитом в Кэмп-Дэвиде с участием израильского премьер-министра Менахема Бегина и египетского президента Анвара Садата, Джимми Картер отдыхал в долине Джексон-Хоул в Вайоминге. Там он прочел подготовленные ЦРУ психологические портреты лидеров, с которыми ему предстояло встретиться.
По сообщению Лоренса Райта в книге «Тринадцать дней в сентябре», ЦРУ назвало Садата «визионером», «смелым» лидером, который «готов проявить гибкость». А Бегина, напротив, выставило «скрытным», «поборником буквы закона». Вероятно, эти характеристики повлияли на восприятие Картера.
После первого разговора с Бегином в Кэмп-Дэвиде Картер заметил в беседе со своей женой Розалин: «По-моему, он вообще не намерен довести дело до мирного договора».
Картер ошибался. Бегин и Садат заключили мир, остающийся нерушимым уже десятки лет и свидетельствующий о лидерских качествах обоих. Правда, соглашения, заключенные по итогам саммита в Кэмп-Дэвиде, крайне отличались от задуманных Картером.
Когда мы рассматриваем внешнеполитическое наследие Картера, нельзя не поразиться тому, что и Бегин, и Картер ориентировались на Святое Писание, но понимали его абсолютно по-разному.
Едва Картера избрали президентом, он возжелал осуществить перемены на Ближнем Востоке, твердо полагая, что его истовая вера в Бога дает ему тот уровень компетентности, которого не было у его предшественников в Белом доме.
«Я с восемнадцати лет вел занятия по Библии, — сказал Картер своему помощнику Стюарту Айзенштадту, — и ровно половину уроков провел по еврейскому тексту, а другую половину — по Новому Завету. Так что я знал историю, знал подоплеку, у меня была мощная религиозная мотивация попробовать принести мир в края, которые я называю Святой Землей».
Но, как подробно рассказывает в своих мемуарах Айзенштадт, знание Библии не пробудило в Картере симпатий к евреям, жившим на их исторической родине, — ни к обитателям древней Иудеи, ни к населению этих мест в ХХ веке, — «и президент иногда проявлял умопомрачительную политическую неделикатность».
После вступления в должность Картер продолжал преподавать в воскресной школе. На одном из занятий президент сказал ученикам, что Иисус «фатальным образом бросил вызов тогдашней церкви , и еврейские лидеры никоим образом не могли проигнорировать этот вызов. Так что они решили убить Иисуса». На другом занятии он сказал, что Иисуса предали смерти «как можно скорее, едва это удалось организовать еврейским лидерам, а они были весьма могущественны». Обе фразы были сказаны при корреспонденте Associated Press.
Таков был президент, надеявшийся преобразить Ближний Восток. В Кэмп-Дэвиде Картер давил на Бегина, требуя полностью прекратить строительство поселений в областях Иудея и Самария, дабы подготовиться к созданию палестинского государства. Бегин отказался санкционировать создание подобного государства, объявив его угрозой для безопасности израильских граждан. Более того, он не согласился на долгосрочный запрет поселений в библейском сердце Святой Земли. И все же в конце концов Бегин согласился демонтировать все поселения на Синайском полуострове, чтобы эту территорию можно было передать Египту. Тем самым он подготовил почву для заключения мира.
Примечательно, что позицией Бегина возмутились и Картер, и союзники премьера в кругах израильских правых. Картер счел, что соглашение с Египтом недостаточно масштабно, а некоторые израильские политики находили, что уступка Синая создает огромный риск. Однако в глазах Бегина Синай сильно отличался от Западного берега Иордана. Синайский полуостров не был частью Святой Земли, и пожертвовать им ради умиротворения был риск допустимый, считал премьер-министр. В то же время он полагал, что согласиться на шаг, в результате которого области, имеющие в Библии высочайшее духовное значение, станут judenrein , — это совершить преступление в отношении еврейской истории.
Однажды Бегин спросил у Картера: «Если евреи вольны жить в американских городах Шайло и Бетель, отчего им следует запретить жить в Шило и Бейт-Эле — местах, в честь которых названы эти города?»
Когда премьер-министр в беседе со своим секулярным однопартийцем заметил, что Библия не считает Синайский полуостров частью Святой Земли, собеседник опешил: «При чем тут Библия?»
В Кэмп-Дэвиде позиция Бегина возобладала. Мир с Египтом был заключен, Бегин согласился поработать над созданием палестинской автономии, но не палестинского независимого государства. Уильям Квандт из команды Картера написал в отчете, что Бегин «умело вел свою тактику, четко ставил цели и проявлял упорство в переговорах с двумя мощными лидерами».
Позиция Бегина возобладала и в Израиле, где ныне почти все считают, что палестинское государство в случае его создания будет угрожать самому существованию еврейского государства. Также, в значительной мере, эта позиция возобладала и в Америке. Такие ведущие фигуры в Конгрессе как Майк Джонсон и кандидаты на министерские посты Марко Рубио и Пит Хегсет открыто заявляют, что их любовь к Израилю и обеспокоенность его будущим во многом опираются на тот факт, что они истово верующие христиане.
Оригинальная публикация: How Jimmy Carter and Menachem Begin Clashed Over the Bible