Трансляция

The New York Times: Германский фонд помогает наследникам еврейских художественных коллекций

Колин Мойнихан 12 марта 2017
Поделиться

Вскоре после прихода нацистов к власти в Германии в 1933 году семья крупного издателя газет бежала во Францию, оставив в Германии эклектичную коллекцию искусства, включавшую бенинскую бронзу, египетские древности и реалистическую живопись ХХ века. Коллекция была конфискована, многие произведения были проданы с аукциона, и большая часть коллекции считалась утраченной.

Но теперь наследники издателя, Рудольфа Моссе, в сотрудничестве с университетскими исследователями и немецкими музеями займутся поисками похищенных произведений искусства в рамках двухгодичного контракта, который наследники Моссе подписали со Свободным университетом Берлина.

Скульптурное изображение льва работы Августа Гауля, изначально находившееся в коллекции Моссе

Этот проект, получивший название «Mosse Art Research Initiative» (MARI), будет частично профинансирован из средств Германского фонда утраченного искусства, который был создан в 2015 году федеральным и земельными правительствами Германии с целью обнаружения и идентификации артефактов, конфискованных нацистами. Представители фонда сообщили, что это первый раз, когда фонд финансирует поиск произведений искусства, принадлежавших одной конкретной семье. Фонд поддержал MARI, потому что в нем участвуют и наследники, и государственные учреждения и они стремятся сотрудничать и в части самих разысканий, и в части финансовой поддержки проекта.

Пресс‑секретарь фонда Фрейя Пашен сказала: «Мы надеемся, что в будущем к нам будут обращаться за финансовой поддержкой больше проектов такого рода».

Проект реституции искусства Моссе, созданный одним из наследников Рудольфа Моссе несколько лет назад с целью поисков утерянной коллекции, будет участвовать в финансировании нового начинания, в котором согласились участвовать 11 музеев и архивов Германии.

«Это отвечает интересам всех сторон, — заметил Й. Эрик Бартко, менеджер Проекта реституции искусства Моссе. — У нас общие интересы, общие принципы и общие нравственные законы».

Доктор Мейке Хофман, координатор проекта со стороны Свободного университета Берлина, говорит, что пять университетских исследователей будут изучать источники, в том числе переписку между Рудольфом Моссе, художниками и арт‑дилерами, каталоги коллекции 1920‑х годов, каталоги аукционов 1930‑х годов и архивы арт‑дилера нацистской эпохи по имени Карл Хабершток, с тем чтобы установить, какие именно произведения искусства входили в коллекцию Моссе.

Бартко говорит, что несколько институций, где были обнаружены произведения искусства, принадлежавшие Моссе, в том числе Государственные музеи Берлина, находящиеся в ведении Фонда прусского культурного наследия, Государственный кунстхалле в Карлсруэ и Музей Висбадена, откроют исследователям доступ к документам и архивам.

Бартко сказал также, что, согласно подсчетам исследователей, нацисты конфисковали более четырех тысяч произведений искусства из коллекции Моссе, а Проект реституции сумел установить названия лишь тысячи из них. Наследники Моссе заявили о своем намерении вернуть утраченную коллекцию в 2012 году.

С тех пор, по словам Бартко, Проект реституции сумел вернуть около двадцати произведений искусства, хранившихся в германских и швейцарских музеях, и часть из них продал обратно в те музеи, которые прежде согласились вернуть их. Среди этих работ — пастель Адольфа фон Менцеля «Дама в красной блузке», скульптура льва Августа Гауля и мраморный египетский саркофаг 200 года н. э.

Оригинальная публикация: German Foundation to Help Jewish Heirs in Search for Nazi Looted Art

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Набоков: история любви

Владимир Набоков был исключительным космополитом, однако мало кто знает, что всю жизнь он заступался за евреев и симпатизировал им. Набоков так и не попал в Израиль, но вполне понятно, почему драма «возрождения» Израиля так его привлекала. По словам Альфреда Казина, «Набоков отличается от прочих писателей тем, что у него не было страны, кроме него самого. Он единственный из беженцев, кому удалось превратить отсутствие государства в абсолютную силу». Израиль предложил решение для одного из случаев отсутствия государства — а именно случая евреев

В Западной Европе евреи чувствуют себя под угрозой, а Восточная предлагает гораздо больше безопасности

Антисемитские предрассудки, конечно, существуют и в Восточной Европе, но регион не видит такого насилия в отношении евреев, которое можно наблюдать сегодня в Амстердаме, Париже, Берлине и других городах Западной Европы. Основная причина этого различия в том, что Великобритания, Франция, Нидерланды и Германия служат домом для крупных мусульманских общин, которые идентифицируют себя с борьбой палестинцев, в то время как Венгрия и Чешская Республика в значительной мере закрыли свои границы для иммигрантов-мусульман

Странный рыцарь коричных лавок

Шульц — классический пример того, что бывает, когда легенда о писателе сливается с его творчеством. Заманчиво взглянуть на его путь сквозь призму ужасной кончины. Но пророчества о гибели его мало интересовали, он не предвидел Холокост, который его уничтожил. Он был щуплый, скромный рыцарь эроса, чей уникальный мир мерцал вневременными изобильными силами — царство коричных лавок, крокодилов, альбомов с марками и женщин‑богинь