Трансляция

The Guardian: История двух британок, спасавших евреев от Холокоста

Далия Альбердж 24 января 2018
Поделиться
Сестры Ида и Луиза Кук.

Ида и Луиза Кук были двумя скромными секретаршами на государственной службе, чья страсть к опере стала предлогом для многократных поездок в Германию в 1930‑х годах. Ида и Луиза посещали оперные театры страны, а также обеспечивали безопасный проход для десятков людей, которые в противном случае погибли бы в годы Холокоста.

Художественный фильм «Сестры Кук» будет выпущен Дональдом Розенфельдом, бывшим президентом кинокомпании «Merchant Ivory Productions», снявшей ряд классических фильмов, таких как «Говардс Энд» с Эммой Томпсон в главной роли. После работы над четырьмя лентами с Томпсон, уже начав пятый проект, Розенфельд планирует снять ее в роли одной из сестер Кук. Вторую сестру сыграет лауреат премии «Оскар» Кейт Бланшетт.

Розенфельд хочет отдать дань смелости сестер Кук. Во время посещения оперы они общались с высокопоставленными нацистами, при этом помогая беженцам. Вспоминая мюзикл о побеге семьи Трапп от нацистов, он описал историю Иды и Луизы как «настоящий звук музыки». Проблема в том, что если бы сюжет был вымышленным, то это было бы невероятно. Как две секретарши на скудных зарплатах оплачивали свои поездки в Германию? В мемуарах Иды Кук 1950 года, которые мало что дали, она написала о том, как экономила деньги, чтобы совершить первую поездку в оперу.

Дональд Розенфельд

Авторы кинофильма подозревают, что сестры также были шпионками британского правительства. Их расследования привели к обнаружению официальных досье, хранящихся в ЦРУ, которые полностью закрыты. Они надеются, что два сенатора и адвокат смогут открыть их. «Тот факт, что есть досье в ЦРУ, означает, что в Mи‑6 оно тоже есть, — сказал Розенфельд. — Это невероятная история двух сестер, которые в основном жили вместе. У них никогда не было мужей или детей. Это удивительные роли для двух актрис». Родившиеся в Сандерленде, сестры совместно владели скромным домом с террасой в Уондсворте, на юге Лондона. Увлекшись музыкой, после того, как Луиза услышала что‑то из Пуччини, они оплачивали свои поездки в Германию частично за счет денег, которые Ида получала от романов, которые писала для издательства «Миллс и Бун» под псевдонимом Мэри Берчелл. Это все еще не объясняет, как они могли позволить себе неоднократные поездки, говорит Розенфельд: «Не было воздушного сообщения по всей Европе. Они летят в страну, в которой правит диктатор и которая собирается вторгнуться во Францию. Они делают это годами, посещая разные города, и ходят в оперные театры. Расходы только на это были бы безумными. Они не могли себе этого позволить. Даже стоимость билетов в оперу была бы огромной. Тогда не было интернета, чтобы предварительно купить билеты. Слишком много невозможного. Это очень похоже на спецоперацию». Между 1937 годом и началом войны сестры Кук помогли бежать десяткам людей. Каким‑то образом они обеспечили финансовые гарантии, необходимые для того, чтобы еврейские беженцы прибывали в Великобританию. Беженцам не разрешалось покидать Германию со своим имуществом, поэтому сестры переправляли их через границы. Они носили одежду, купленную в «Woolworth’s», и выглядели настолько обыденно, что сотрудники таможни никогда не подозревали, что у их сопровождающих были спрятанные в зубной пасте бриллианты и другие драгоценности.

Изабель Винсент, ведущая журналистское расследование, вникает в их историю в процессе написания сценария и книги. Она считает, что сестры получали поддержку на самом высоком уровне. Эти бесстрашные женщины в 1930‑х годах могли добывать жизненно важную информацию. Они останавливались в лучших отелях, где видели Германа Геринга, Йозефа Геббельса и Генриха Гиммлера. Среди документов, хранящихся в «Blythe House» в Лондоне, Винсент видела оперные программы представлений, которые посещали сестры, в том числе выпущенную в Мюнхене в 1938 году с нацистскими эмблемами и предисловием Адольфа Гитлера. Еще один увлекательный персонаж — дирижер Клеменс Краусс. Винсент рассказывает: «Он был австрийцем, приехал в Берлин и присоединился к нацистской партии. Он был каким‑то двойным агентом. [Он] создавал программы в городах, где сестры должны были помогать людям. Так что это операция». Винсент поражена множеством лакун в мемуарах Иды: «Возможно, есть две главы о нескольких людях, с которыми они помогали другим, но этот материал отчасти замалчивается». С одной стороны, сестры были фанатичными поклонницами, выстаивая очереди, чтобы получить автографы певцов. Певцы, оценив их страсть, приглашая сестер в свои дома. У Винсент есть письмо от сопрано Амелиты Галли‑Курчи с благодарностью за «прекрасный платок, который вы вышили для меня». Размышляя о подлинной истории сестер Кук, Винсент теперь пытается идентифицировать людей, которых они спасли. В Денвере она нашла уже умершего музыканта из Венской филармонии, который много лет писал Иде. Его дочь делится письмами с Винсент. У кинематографистов есть около 27 возможных адресов в Лондоне и пригородах, где могли бы проживать другие спасенные.

Розенфельд просит всех, кто был связан с сестрами Кук, чтобы они связались с «Sovereign Films», его производственной компанией. Ида и Луиза умерли в 1986 и 1991 годах, соответственно. В 2010 году они были посмертно награждены правительством в качестве британских героев Холокоста. «Они великие героини, — сказал Розенфельд. — Этот фильм будет возможностью отдать им глобальную дань уважения». 

Оригинальная публикация: Spy mystery of British sisters who helped Jewish refugees flee the Nazis

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Четверо детей

Возможно, проблема еврейских общинных институтов — не в отсутствии интереса к этим институтам, а в том, что проблемы людей более масштабны, чем рамки, в которые их пытаются втиснуть. Если 63% американских евреев высказывают мнение, что Америка на неверном пути, не означает ли это, что их сложные отношения со своей общественной группой и религией напрямую связаны с нарастающим ощущением нестабильности американской жизни и общества?

Первая Пасхальная агада, ставшая в Америке бестселлером

Издание было легко читать и удобно листать, им пользовались и школьники, и взрослые: клиенты Банка штата Нью‑Йорк получали его в подарок, а во время Первой мировой войны Еврейский комитет по бытовому обеспечению бесплатно наделял американских военнослужащих‑евреев экземпляром «Агады» вместе с «пайковой» мацой.

Дайену? Достаточно

Если бы существовала идеальная еврейская шутка — а кто возьмется утверждать, будто дайену не такова? — она не имела бы конца. Религия наша — религия саспенса. Мы ждем‑пождем Б‑га, который не может явить Себя, и Мессию, которому лучше бы не приходить вовсе. Мы ждем окончания, как ждем заключительную шутку нарратива, не имеющего конца. И едва нам покажется, что все уже кончилось, как оно начинается снова.