Трансляция

The Guardian: История двух британок, спасавших евреев от Холокоста

Далия Альбердж 24 января 2018
Поделиться
Сестры Ида и Луиза Кук.

Ида и Луиза Кук были двумя скромными секретаршами на государственной службе, чья страсть к опере стала предлогом для многократных поездок в Германию в 1930‑х годах. Ида и Луиза посещали оперные театры страны, а также обеспечивали безопасный проход для десятков людей, которые в противном случае погибли бы в годы Холокоста.

Художественный фильм «Сестры Кук» будет выпущен Дональдом Розенфельдом, бывшим президентом кинокомпании «Merchant Ivory Productions», снявшей ряд классических фильмов, таких как «Говардс Энд» с Эммой Томпсон в главной роли. После работы над четырьмя лентами с Томпсон, уже начав пятый проект, Розенфельд планирует снять ее в роли одной из сестер Кук. Вторую сестру сыграет лауреат премии «Оскар» Кейт Бланшетт.

Розенфельд хочет отдать дань смелости сестер Кук. Во время посещения оперы они общались с высокопоставленными нацистами, при этом помогая беженцам. Вспоминая мюзикл о побеге семьи Трапп от нацистов, он описал историю Иды и Луизы как «настоящий звук музыки». Проблема в том, что если бы сюжет был вымышленным, то это было бы невероятно. Как две секретарши на скудных зарплатах оплачивали свои поездки в Германию? В мемуарах Иды Кук 1950 года, которые мало что дали, она написала о том, как экономила деньги, чтобы совершить первую поездку в оперу.

Дональд Розенфельд

Авторы кинофильма подозревают, что сестры также были шпионками британского правительства. Их расследования привели к обнаружению официальных досье, хранящихся в ЦРУ, которые полностью закрыты. Они надеются, что два сенатора и адвокат смогут открыть их. «Тот факт, что есть досье в ЦРУ, означает, что в Mи‑6 оно тоже есть, — сказал Розенфельд. — Это невероятная история двух сестер, которые в основном жили вместе. У них никогда не было мужей или детей. Это удивительные роли для двух актрис». Родившиеся в Сандерленде, сестры совместно владели скромным домом с террасой в Уондсворте, на юге Лондона. Увлекшись музыкой, после того, как Луиза услышала что‑то из Пуччини, они оплачивали свои поездки в Германию частично за счет денег, которые Ида получала от романов, которые писала для издательства «Миллс и Бун» под псевдонимом Мэри Берчелл. Это все еще не объясняет, как они могли позволить себе неоднократные поездки, говорит Розенфельд: «Не было воздушного сообщения по всей Европе. Они летят в страну, в которой правит диктатор и которая собирается вторгнуться во Францию. Они делают это годами, посещая разные города, и ходят в оперные театры. Расходы только на это были бы безумными. Они не могли себе этого позволить. Даже стоимость билетов в оперу была бы огромной. Тогда не было интернета, чтобы предварительно купить билеты. Слишком много невозможного. Это очень похоже на спецоперацию». Между 1937 годом и началом войны сестры Кук помогли бежать десяткам людей. Каким‑то образом они обеспечили финансовые гарантии, необходимые для того, чтобы еврейские беженцы прибывали в Великобританию. Беженцам не разрешалось покидать Германию со своим имуществом, поэтому сестры переправляли их через границы. Они носили одежду, купленную в «Woolworth’s», и выглядели настолько обыденно, что сотрудники таможни никогда не подозревали, что у их сопровождающих были спрятанные в зубной пасте бриллианты и другие драгоценности.

Изабель Винсент, ведущая журналистское расследование, вникает в их историю в процессе написания сценария и книги. Она считает, что сестры получали поддержку на самом высоком уровне. Эти бесстрашные женщины в 1930‑х годах могли добывать жизненно важную информацию. Они останавливались в лучших отелях, где видели Германа Геринга, Йозефа Геббельса и Генриха Гиммлера. Среди документов, хранящихся в «Blythe House» в Лондоне, Винсент видела оперные программы представлений, которые посещали сестры, в том числе выпущенную в Мюнхене в 1938 году с нацистскими эмблемами и предисловием Адольфа Гитлера. Еще один увлекательный персонаж — дирижер Клеменс Краусс. Винсент рассказывает: «Он был австрийцем, приехал в Берлин и присоединился к нацистской партии. Он был каким‑то двойным агентом. [Он] создавал программы в городах, где сестры должны были помогать людям. Так что это операция». Винсент поражена множеством лакун в мемуарах Иды: «Возможно, есть две главы о нескольких людях, с которыми они помогали другим, но этот материал отчасти замалчивается». С одной стороны, сестры были фанатичными поклонницами, выстаивая очереди, чтобы получить автографы певцов. Певцы, оценив их страсть, приглашая сестер в свои дома. У Винсент есть письмо от сопрано Амелиты Галли‑Курчи с благодарностью за «прекрасный платок, который вы вышили для меня». Размышляя о подлинной истории сестер Кук, Винсент теперь пытается идентифицировать людей, которых они спасли. В Денвере она нашла уже умершего музыканта из Венской филармонии, который много лет писал Иде. Его дочь делится письмами с Винсент. У кинематографистов есть около 27 возможных адресов в Лондоне и пригородах, где могли бы проживать другие спасенные.

Розенфельд просит всех, кто был связан с сестрами Кук, чтобы они связались с «Sovereign Films», его производственной компанией. Ида и Луиза умерли в 1986 и 1991 годах, соответственно. В 2010 году они были посмертно награждены правительством в качестве британских героев Холокоста. «Они великие героини, — сказал Розенфельд. — Этот фильм будет возможностью отдать им глобальную дань уважения». 

Оригинальная публикация: Spy mystery of British sisters who helped Jewish refugees flee the Nazis

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

The Free Press: Дэвид Мэмет: «Том Стоппард и я»

Том Стоппард — переживший Холокост, иммигрант, сын нерелигиозных евреев — создал самые английские и англофильские произведения. Очевидно, что он обожал Англию и наблюдал за своей страной так, как может только чужак. Он делал это с грацией и той глубиной юмора, которая означает лишь одно: любовь

Стоппард и его история

Стоппард оказался самым продуктивным и самым высококлассным драматургом эпохи. Он написал 34 пьесы для театра, радио, телевидения. Его интересы необъятны: от либеральных споров в дореволюционной России в трилогии «Берег утопии» и загадок квантовой физики в «Хэпгуд» до интеллектуального брожения в Англии начала XIX века в его шедевре «Аркадия»

Коричневая клоунада

Реакция «прогрессивных» СМИ на выход на большую арену неофашиста Фуэнтеса любопытна. Постоянно пугающие аудиторию «Гитлером‑Трампом» или «нацистом Маском», они, казалось бы, должны бить тревогу во все колокола. Но не тут‑то было. Основная тема, которая возникает в этой связи, — это раскол в MAGA, который‑де произвел или произведет Ник Фуэнтес