Стоящие у Синая: версия из средневековой Германии
Материал любезно предоставлен Jewish Review of Books
Эта иллюстрация Синайского откровения взята из Трехчастного махзора (Германия, ок. 1300 года). Под линией небесных труб, возникающих из плотного слоя облаков, гладко выбритый Моше получает скрижали Завета, а за его спиной стоит Аарон с окладистой бородой. На голове у Аарона почему‑то христианская епископская митра вместо традиционного священнического облачения. Позади него помещена группа мужчин в юденхутах, остроконечных шляпах, по которым часто можно определить в средневековых рукописях ашкеназских евреев — это зрители. За загородкой (напоминающей синагогальную мехицу) из цветущего винограда мы видим группу женщин с нормальными человеческими телами и животных. Они смотрят в небеса. Такие изображения нередко встречаются в ашкеназских рукописях, хотя примечательно, что здесь (в отличие от, скажем, знаменитой «Птичьей агады») мужчинам приданы нормальные человеческие черты.

Если мужчины смотрят на Аарона и Моше, то глаза женщин устремлены на букву «алеф» с которой начинается первое слово стихотворения, размещенного на этой странице, — пиюта на праздник Шавуот «Адон Имнани». Их взгляды упираются в трубы, из которых раздается глас Б‑жий. Первая фигура среди женщин со звериными головами держит в руках нечто, что мне кажется сидуром (молитвенником). Если я прав, то перед нами фирзагерин (или зогерке) — так в средневековых ашкеназских еврейских общинах называлась женщина, отвечавшая за чтение, перевод и истолкование молитв в женском отделении синагоги. На этой миниатюре Тора явно видится как удел мужчин, но мне кажется, что сидур, эта мелкая деталь, которую легко упустить, указывает на представление о том, что опыт Б‑жественного Присутствия доступен через молитву и женщинам.
Оригинальная публикация: Standing at Sinai in Medieval Germany

Гибель антагониста в апокалиптическом предании о козле отпущения

(Почти) люди
