Шиллер после «Шма Исраэль»

Ирина Мак 13 апреля 2014
Поделиться

Госоркестр России исполнил в Большом зале Московской консерватории кантату Шенберга «Уцелевший из Варшавы» и 9-ю симфонию Бетховена. Великие венцы не просто оказались рядом в программе — их сочинения были сыграны как единое целое, без перерыва.

В XXI веке почти семиминутная кантата Арнольда Шенберга для чтеца, мужского хора и оркестра исполнена в России впервые. А последняя бетховенская симфония в редакции Малера, посчитавшего нужным приспособить оригинальный текст к современному звучанию оркестра, не звучала здесь никогда. И это не единственная причина, по которой самое яркое из поздних произведений Шенберга и самую длинную симфонию из всех, написанных Бетховеном и до него, и первую, в которой поют, стоило объединить.

Можно вспомнить хотя бы масштаб музыкальных инноваций Бетховена и Шенберга и их влияния на композиторов, живших после них. И конечно, близость идей, о которых идет речь в кантате и венчающей симфонию «Оде к радости», на стихи Шиллера, которые Бетховен по своей воле перемешал. «Как светила по орбите, / Как герой на смертный бой», с одной стороны, — и мечта о свободе узника Варшавского гетто, от имени которого ведет рассказ чтец у Шенберга, с другой. И объ­единяющий их Малер, третий венский герой. Как и у Бетховена, у Малера девять законченных симфоний. Как и Шенберг, он крестился — чтобы возглавить Венскую оперу. Правда, Шенберг вернулся в иудаизм (см.: Владимир Мак. Уцелевший из Вены // Лехаим. 2012. № 5). Как и Малер, Шенберг уехал из Вены в Нью-Йорк. Наконец, тот и другой еще лет 25 назад у нас почти не звучали.

Мало кто слышал, как в 1968-м все тот же Госоркестр со Светлановым исполнил «Уцелевшего из Варшавы». А после этого кантата прозвучала лишь в 1999 году, в камерном составе. И теперь — с мужской частью хора Академии хорового искусства им. Попова и немецким бас-баритоном Дитрихом Хеншелем в роли чтеца (в Бетховене к ним присоединились женская часть хора и солисты — сопрано Екатерина Кичигина, меццо Александра Кадурина и тенор Сергей Скороходов). А написано сочинение было в 1947-м, по заказу Сергея Кусевицкого. Во время первого исполнения после финальных нот выдержали минуту молчания и повторили все сначала.

«Этот текст основан частично на рассказах, которые я либо слышал сам, либо узнал через других», — написал Шенберг. Рассказчик ведет повествование по-английски: «Я вспоминаю лишь один величественный миг — когда все запели, словно сговорившись, старую молитву, которой пренебрегали долгие годы…» (и в этих словах — раскаяние композитора). Рассказ прерывают немецкие окрики фельдфебеля, последние слова переходят в «Шма Исраэль». Трудно представить себе, что за этим исполненным трагедии текстом последуют аплодисменты.

lech264_083Их и не было. Ибо прежде чем стать за пульт, маэстро сказал речь. Выступление было запланировано: прошлогодний цикл просветительских концертов «Владимир Юровский дирижирует и рассказывает» убедил слушателей в его праве не только играть, но и говорить. А авторитет Юровского-дирижера давно не вызывает сомнений: в 2007-м возглавил Лондонский филармонический оркестр, выступает с Филадельфийским и Концертгебау, сотрудничает с Ла Скала, Мет, Ла Фениче и Оперой Бастилии, обладатель Abbiati Prize в 2000-м… Возвращаясь к речи — она пришлась ко времени. Слова о стремлении к свободе, что у Бетховена—Шиллера, что у Шенберга, о радости, которая в немецком языке (Freude) начинается с той же буквы, что свобода (Freiheit), о том, что у Бетховена «Обнимитесь, миллионы», а у Шенберга — «Слушай, Израиль», были с воодушевлением восприняты публикой. Дирижер просил не аплодировать после Шенберга, потому что сразу начнется Бетховен.

Справедливости ради вспомним, что это не первая попытка объединить «Уцелевшего из Варшавы» с 9-й симфонией. Развивая идеи «искусства после Освенцима», немецкий дирижер Михаэль Гилен в 1978-м вставил кантату перед «Одой к радости». Юровский исполнил вначале. И реакция зала доказала, насколько дирижер был прав.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Пятый пункт: бай-бай, Байден, речь в Конгрессе, AdidasRIP, Рипс, Руби Намдар

Чем отличается позиция Камалы Харрис по Израилю от позиции Байдена? Что заявил Нетаньяху в Конгрессе США? И почему компания Adidas разорвала контракт с пропалестинской моделью?Глава департамента общественных связей ФЕОР и главный редактор журнала «Лехаим» Борух Горин представляет обзор событий недели

Как хасиду добиться успеха в бизнесе? 

В Израиле, где изучение Торы субсидируется правительством и многие мужчины-харедим предпочитают учиться полный рабочий день вместо всякой другой работы, светские евреи жалуются, что такой образ жизни истощает экономику и муниципальные бюджеты. Сатмарские хасиды, напротив, придерживаются трудовой этики, восходящей к началу движения в Вильямсбурге во времена после Холокоста. Духовный лидер сатмарских хасидов того времени, раввин Йоэль Тейтельбаум, призывал своих последователей зарабатывать на жизнь

Почему израильские музеи скрывают происхождение экспонатов, переданных на временные выставки за границу

Музей Израиля «не мог проигнорировать протесты, демонстрации и враждебность в отношении Израиля. Мы колебались, когда получили просьбу одолжить картину Рубенса. Это большая и важная работа. И это было впервые, когда мы колебались по поводу предоставления своей картины. Мы понимаем, что в нынешней ситуации обязаны защищать свои коллекции: это сказано и в Законе о музеях Израиля. Поэтому решили пойти на компромисс, при котором о происхождении картины не будет сказано в этикетке на выставке, но будет указано в каталоге, как это делается обычно»