Древности

Сеть библейских городов времен царя Давида

Подготовил Семен Чарный 7 июля 2023
Поделиться

Сеть укрепленных городов вокруг Иерусалима датируется временем царя Давида — это более чем на 200 лет раньше, чем принято было  считать, и это подтверждает теорию о том, что царь Давид правил сложным и большим царством, пишет журналистка The Times of Israel Мелани Лидман. 

В своей новой статье профессор Йосеф Гарфинкель из Института археологии Еврейского университета утверждает, что нашел доказательства существования сети распланированных городских поселений, датируемых примерно 1000 г. до н.э. — временем правления царя Давида.

Его статья, опубликованная 26 июня в Jerusalem Journal of Archaeology, рецензируемом издании Еврейского университета, поддерживает гипотезу о том, что царь Давид правил развитым царством со множеством дорог, соединяющих города. Это противоречит убеждению некоторых ученых, которые предполагают, что, поскольку мы имеем мало свидетельств существования городов времен правления царя Давида, то его положение правителя великого царства, описанное в Библии, может быть преувеличением.

«Что такое царство? — возражает Гарфинкель. — Это города, дороги, военная мощь, экономическая мощь и письменность».

Вид сверху на место раскопок в Хирбет-Кейафе

В статье Гарфинкеля «Раннее городское планирование в Иудейском царстве: Хирбет-Кейафа, Бейт-Шемеш 4, Телль-эн-Насбех, Хирбет-эд-Даввара и Лахиш V» исследуются свидетельства правления царя Давида в пяти городах, находившихся на расстоянии от половины до целого дня пешего пути от Иерусалима.

«Если вы посмотрите все эти места, то увидите, что у них одинаковая урбанистическая концепция, все они расположены на границе царства и в частности там, где проходит главная дорога, ведущая в царство, — утверждает Гарфинкель. — Эти города не в глуши. Это был образец урбанизма с повторяющейся городской концепцией».

 

Минималистское мышление

До сих пор имеется мало археологических свидетельств существования организованной монархии предполагаемого периода правления царя Давида в двух местах, где он, согласно Библии, провел больше всего времени: в Хевроне и Иерусалиме.

История царя Давида десятилетиями досаждала специалистам, так как имеется слишком мало свидетельств славного и запутанного правления этого библейского царя. «Я могу взять обувную коробку и положить туда все, что у нас есть от этого периода», — заявил в 2020 году журналу New Yorker археолог из Тель-Авивского университета Юваль Гадот о свидетельствах правления царя Давида.

Первое свидетельство существования лидера по имени Давид появилось только в 1993 году, когда археолог Авраам Биран в Тель-Дане на севере Израиля обнаружил надпись, в которой говорилось о «Доме Давида».

Существуют две основные школы археологической мысли о царе Давиде: «минималистская», согласно которой Давид был местным лидером бедуинов, управлявшим несколькими тысячами бедуинских пастухов в окрестностях Иерусалима. Другая школа ближе к библейскому нарративу о царе Давиде как правителе огромного и сложного царства.

Работа Гарфинкеля, указывающая на сеть укрепленных городов, которая была частью царства Давида, поддерживает вторую концепцию.

«Я ненавижу терминологию в духе “попытка доказать Библию”, потому что я ничего не пытаюсь доказать, — заявляет Гарфинкель. — Есть библейские традиции, и мы можем видеть, есть у них исторический след или нет. Это не значит, что все это на 100 процентов  историческая память. Иногда случаются ошибки, иногда выдача желаемого за действительное, иногда идеология…»

Гарфинкель предостерегает от крайностей в любой из школ мысли: «Некоторые думают, что все, что из Библии, то полезно, а некоторые, что ничего полезного там нет, и это не наука, а теология».

Многие археологи не согласны с интерпретацией Гарфинкеля, даже если не полностью принимают минималистский подход.

Профессор Арен Мейр

«Я думаю, это упрощение, и он опускает детали, — заявляет профессор Университета Бар-Илан Арен Мейр. — Есть множество мелких деталей, с которыми я не согласен, и есть обобщения за широкий период, которые выглядят проблематичными».

Например, существуют разногласия по поводу того, был ли Хирбет-Кейяфа, который Гарфинкель называет одним из городов сети, иудейским или ханаанским: «Как только вы начинаете строить сценарий размеров царства в различных точках, а он основан на не вполне доказанных предположениях, вы строите карточный домик», — замечает Мейр.

Он считает, что исторически царь Давид существовал и правил царством в Иерусалиме. Но он не видит достаточных свидетельств, чтобы четко указать размер территории, находившейся под властью царя Давида.

«Это похоже на то, как рыбак рассказывает вам о пойманной рыбе и с каждым разом его руки раздвигаются все шире и шире, — заявляет Мейр. — Это сардина, скумбрия или синий кит?.. Если читать библейский текст и понимать его буквально, то это синий кит. А я думаю, что в Иерусалиме было маленькое царство, и мы не знаем, какое влияние оно имело».

«Мы, археологи, берем находки и пытаемся интерпретировать их, — добавляет он. — Иногда интерпретации могут зайти слишком далеко — в конце концов мы все так делаем… Важно излагать идеи, даже если они не бывают приняты. Но также важно прояснять, когда доказательства тверды, а когда они интерпретируются».

Ранее Гарфинкель вызвал споры, заявив, что он вместе с другими учеными обнаружил 3000-летний город Циклаг — место, упомянутое в Библии как убежище Давида, когда он бежал от Саула. Это заявление выглядит сомнительным с точки зрения других археологов.

 

Города, построенные по одному плану

Итак, Гарфинкель обнаружил, что все пять городов, которые он включил в свое исследование, имели примерно одинаковую планировку, с внешней стеной, домами, примыкающими к стене с одной стороны и обращенными к дороге с другой. В трех городах существовала «казематная» стена: двойная городская стена с пространством между ее частями, разделенным на камеры, которые могли быть заполнены в случае необходимости противостоять таранам при осаде. Казематные стены было быстрее строить, чем сплошные, это требовало меньше материалов, а также предусматривало место для жилища в пространстве между стенами. Если город подвергался нападению, его защитники могли быстро заполнить пространство между стенами, чтобы создать прочную оборону.

В некоторых местах обнаружен целый ряд протоханаанских и ханаанских надписей, что указывает на повышенный спрос на коммуникацию – признак централизованной власти и сильного царства, утверждает Гарфинкель.

Поскольку раскопки проводились независимо друг от друга и с разным уровнем археологической практики, статья Гарфинкеля является первой, связывающей эти памятники в организованную городскую сеть около 1000 г. до н.э. Царь Давид правил примерно с 1004 по 960 год до н. э., в железном веке.

«Доказательства были известны и раньше; дело не в новых открытиях. Что действительно было нужно, так это чтобы кто-то пришел и увидел полную картину, которую дают эти находки», — замечает исследователь.

Гарфинкель лично раскопал только два из пяти участков этой городской сети: северо-восточную часть Лахиша и Хирбет-Кейяфа IV, находящийся в долине Элах, примерно в дне ходьбы от Иерусалима.

Гарфинкель  говорит, что Хирбет-эд-Даввара, который археолог Исраэль Финкельштейн раскопал в 1985-1986 годах, стал одним из прорывов, потому что город был заселен всего 30 лет, а затем заброшен. Именно он дал одну из самых четких картин того, как выглядела планировка города.

Другие памятники были раскопаны давно, некоторые около столетия назад. Бейт-Шемеш раскапывался с 1911 года, а Телль-эн-Набех полностью раскопан между 1926 и 1935 годами.

«Многие из этих городов не были хорошо раскопаны, или это старые раскопки, — объясняет Гарфинкель. — Основная проблема, с которой мы сталкиваемся в Израиле, заключается в том, что большинство наших археологических памятников — это «тели» (искусственно возникшие холмы), то есть многие города построены друг над другом. И самое важное в археологии — убедиться, что вы отделяете уровень 1 от уровня 2, от уровня 3 и уровня 4».

«Раньше археологические экспедиции не были так осведомлены об этом, и работали всего 1-3 археолога на 70-150 рабочих в одном месте. Поэтому в поле они часто смешивали разные уровни, картина была размытой», — заявляет он.

Профессор Йосеф Гарфинкель

Практика 1930-х годов вообще заключалась в том, что участок раскапывали, а затем засыпали, чтобы владельцы могли продолжать использовать его для сельского хозяйства. Оттого некоторые находки перепутались, когда участок был снова засыпан.

Гарфинкель изучил старые публикации по археологии начиная с 1930-х годов вплоть до современных изданий, чтобы попытаться организовать беспорядочные находки в некие упорядоченные уровни.

«Эта информация скрывалась в отчетах», — замечает он.

Новая статья ученого подчеркивает то, что Гарфинкель считает краеугольным камнем археологии: необходимость публикации.

«Копать очень приятно, вы идете и копаете в течение месяца, — размышляет он. — Но вы исследуете и пишете в течение трех или четырех лет после этого, основываясь на одном лишь месяце. Многие результаты раскопок в Израиле вообще никогда не публиковались, а ведь публикация — важнейшая часть археологии».

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

The Jerusalem Post: Археология в Израиле как политический фактор

«Раскопки в Городе Давида, помимо всего прочего, доказывают, что тысячи лет связи евреев с Иерусалимом являются не политикой, а историей. Ведь есть те, для когоподобные вещи звучат как угроза — будь то Организация Объединенных Наций, палестинцы или другие, — поэтому они пытаются взять под свой контроль археологию и превратить ее в политику», — говорит Зеев Оренштейн, директор по международным вопросам фонда «Город Давида».

Древнейший текст на иврите, содержащий имя Б-га?

В дополнение к тому факту, что в Земле Израиля найдена ранняя — если не самая ранняя — надпись на иврите, Галиль сообщает, что эта находка положила конец продолжающейся академической дискуссии о том, были ли древние евреи грамотными.