Сериал «Ликвидация»

Шауль Резник 4 декабря 2014
Поделиться

Каждую пятницу жители израильских городов двигаются по тривиальному, но неизбежному маршруту. Сначала в супермаркет за покупками, а оттуда, затоварившись вином, халами, рыбой и другими ингредиентами приближающегося священного выходного дня, — к человеку в красном комбинезоне. Перед красной же стойкой с типографской продукцией стоит очередь. Отработанным движением человек вытаскивает из одной пачки газету потолще, вкладывает в газету потоньше и вручает очередному страждущему в обмен на «спасибо».

gazetaГазета «Исраэль а‑йом» («Израиль сегодня») появилась на свет в 2007 году. От традиционных бесплатных изданий типа «Metro Москва» это издание отличается объемом и охватом. А также принятым в предварительном чтении законом, призванным ликвидировать газету на корню.

Владельцем бесплатного издания, которое в будни выходит тиражом 320 тыс. экземпляров, а по пятницам увеличивает его в полтора раза, является Шелдон Адельсон. Американский еврей, шестой в списке богатейших людей планеты, родился в семье эмигрантов из Российской империи и в 12 лет устроился на должность продавца газет. Из горластого мальчика с килограммами прессы в тонких руках энергичный уроженец Бостона превратился в распространителя автоматов по продаже конфет, затем — в поставщика аэрозоля для размораживания ветровых стекол, миллионера, банкрота и, наконец, миллиардера. Адельсон владеет сетью казино в США, Китае и Сингапуре, его состояние оценивается в 37 млрд долларов.

Под влиянием супруги‑израильтянки Шелдон Адельсон стал интересоваться жизнью еврейского государства и негативно воспринимать критическое отношение к Израилю, доминирующее среди демократов. К этому прибавился конфликт с проф­союзным движением в Лас‑Вегасе. Миллиардер стал жертвовать немалые средства республиканцам, выделил 140 млн долларов на туристическо‑образовательный проект «Таглит» по привлечению еврейской молодежи в Израиль, а также вспомнил об амплуа газетчика.

«Исраэль а‑йом», как было указано ранее, не просто бесплатное издание на потеху пассажирам электричек, которые в промежутке между двумя остановками успевают пробежаться по сенсационным заголовкам. Детище Адельсона распространяется везде: у магазинов, на центральных площадях, возле выхода из банка и входа на почту. Его пятничная версия внешне копирует главную израильскую газету «Йедиот ахаронот». Новостной блок, итоговое приложение с аналитикой, публицистикой и расследованиями, наконец, увесистое развлекательное приложение, где интервью, светская хроника, рецепты и кроссворды составляют оптимальную для среднестатистического израильтянина бесплатную зрелищную прибавку к купленному ранее хлебу.

Если «Йедиот ахаронот» является левоориентированным таблоидом, «Ис­ра­эль а‑йом» демонстрирует обратную картину. Колумнисты Дрор Идер и Эмили Амрусси предупреждают об угрозах, которые повлекут за собой территориальные уступки. Редактор итогового приложения Гонен Гинат критикует политиков левого спектра, разбавляя филиппики анекдотами из жизни евреев Трансильвании. Многочисленные журналисты‑новостники, в свою очередь, нередко обвиняются в сервильном составлении заголовков — недаром в народе к «Ис­ра­эль а‑йом» прикрепилось прозвище «Бибитон» («газета Нетаньяху»).

По состоянию на 2014 год мейнстримная печатная пресса Израиля находится в глубоком кризисе. Газета «Маарив», старейший и чуть более консервативный конкурент «Йеди­от ахаронот», закрылась после продолжительной агонии. Леворадикальная «А‑Арец» переживает не лучшие дни — в частности, после введения платной подписки на материалы интернет‑сайта.

Меняются и политические предпочтения читателей. Социологические опросы показывают однозначный сдвиг вправо в общественном сознании: больше половины характеризуют деятельность израильских правозащитных организаций, в массе своей специализирующихся на защите прав арабов, как вредоносную, 50% считают, что еврейское религиозное право должно служить основой для принятия судебных решений, 64% уверены в избранности еврейского народа. Поэтому для владельца «Йедиот ахаронот» Нони Мозеса «Исраэль а‑йом» Шелдона Адельсона — двойная заноза.

Избавляться от консервативного и бесплатного конкурента Мозес решил методами закулисными. В 2009 году девятнадцать депутатов кнессета от оппозиционных Нетаньяху партий предложили изменить Закон о печати таким образом, чтобы владельцами печатных СМИ могли быть исключительно граждане Израиля, на постоянной основе проживающие в Израиле. «Это вы про Адельсона, который делит время между Макао и Лас‑Вегасом?» — безответно интересовались репортеры.

Через год депутат Марина Солодкина, которая до этого момента занималась проблемами русскоязычных иммигрантов, внезапно обеспокоилась положением прессы на иврите. В поданном ей законопроекте содержался запрет на бесплатную раздачу газет, охватывающих более 40% рынка. Платные газеты‑де могут обанкротиться, разброс мнений и точек зрения уменьшится, свободе слова и демократии будет нанесен ущерб. Критики законопроекта вежливо напоминали, что на дворе эра интернета, смартфонов, планшетов и ноутбуков, а потому даже гипотетический крах всей печатной прессы нехрупкой демократии угрожать никак не может. Солодкина столь же вежливо отмалчивалась.

В марте 2014 года член партии «Авода» Эйтан Кабель, один из девятнадцати инициаторов самого первого юридического ножа в спину «Исраэль а‑йом», выдвинул новый законопроект, отличавшийся элегантностью формулировок. Ничего запрещать не будем, надо всего лишь обязать издателей многотиражки продавать ее экземпляры за 70% от цены самой дешевой из самых популярных газет. Аргументация осталась той же: бесплатное всеизраильское издание вредит честной конкуренции, угрожает демократии и тому подобное.

С отдельными аргументами законодателей можно было бы согласиться, если бы не один эпизод. В 1973 году левый активист Эйби Натан создал пиратскую оффшорную радиостанцию «Голос мира», которая вещала из нейтральных вод вблизи Тель‑Авива. Через 15 лет правые активисты Шуламит и Залман Меламед, Яаков Кац и Йоэль Цур пошли по стопам идеологического противника и создали правоориентированную радиостанцию «Седьмой канал».

В начале 1990‑х «Голос мира» прекратил вещание, главным образом из‑за финансовых проблем Натана. Затем правительство Ицхака Рабина расширило границы территориальных вод Израиля с 6 до 12 миль, что привело к ухудшению сигнала «Седьмого канала». Через год власть сменилась и специальная комиссия рекомендовала ослабить контроль над выдачей лицензий на вещание. В феврале 1999‑го был принят закон о легализации трансляций «Седьмого канала».

Шелдон Адельсон

Шелдон Адельсон

Но недолго музыка играла. Через три года двое депутатов кнессета обратились в Верховный суд с требованием отменить принятый закон. Что и было сделано, с извлечением на свет постановлений времен британского мандата и вынесением судебного приговора сотрудникам «Седьмого канала» (тюремное заключение, которое было заменено штрафами и исправительными работами). Одним из авторов обращения был Эйтан Кабель. Израиль лишился единственной альтернативной радиостанции, но пресловутая угроза демократии парламентария от левой партии ничуть не беспокоила. «Это радостный день», — заявил он в интервью «Йедиот ахаронот».

Можно спорить о качестве материалов «Исраэль а‑йом» и сравнивать бесплатное распространение газет с раздачей халявной еды напротив гастронома, которая, несомненно, отразится на выручке последнего. Можно обвинять владельца в слишком рьяной любви к действующему премьер‑министру. Но прежде всего надо честно признаться: «Исраэль а‑йом» преследуют не поборники свободы слова и рыночной экономики, а комиссары и политруки, которые легко узнаваемы даже под слоем средиземноморского загара.

Когда Давид Бен‑Гурион запретил издание ежедневной газеты на идише, несгибаемый издатель Мордехай Цанин создал три еженедельника: один выходил по воскресеньям, другой — по вторникам, третий — по пятницам. Судя по всему, в арсенале у Шелдона Адельсона припасены не менее остроумные способы противодействия Мозесу, Кабелю и другим носителям единственно верной идеологии.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

«Пусть ваши строки не попирают европейской почвы»

Настал черед выступать Эммануэлю Литвинову, поэту‑еврею, неизвестному широкой публике. Публика обрадовалась, услышав, что Литвинов прочтет оду Т. С. Элиоту, свежеиспеченному нобелевскому лауреату, самому известному поэту лондонской сцены. В эту самую минуту в зал вошел великий человек собственной персоной. Литвинов обратился к Элиоту и таким же, как он, христианам‑антисемитам: слишком у многих из них следом за политическими заявлениями о том, как их возмущает нацистское скотство, с губ готово сорваться «но»...

Пятый пункт: БЕШТ, Агнон, друг Кафки, Шехтер, майсы с шаржем

Сегодня мы поговорим о жанре, который изменил сознание, вдохновил тысячи, стал голосом народа — хасидском рассказе. Это не просто истории о праведниках. Это — дыхание. Искра. Память, переданная словом. Перед вами — пять книг. Пять попыток удержать ускользающую искру. Мы пройдем этот путь от 1815 года — до сегодняшней книжной полки. От Копыси — до Тель-Авива. От легенды — к литературе

Как антисионизм стал западным обрядом

Cлияние исламизма и марксизма направлено на «полное искоренение западной цивилизации». Почему столь важен Израиль? Потому что он воплощает не только западные достижения, но и условия, делающие их возможными: национальную гордость, свободный рынок, крепкие общественные связи. Эти условия представляют угрозу для глобалистов, социалистов и джихадистов, стремящихся к единой власти. Израиль мешает им — и потому должен быть стерт