Против кого дружите, господа?..
Основатель французского «Национального фронта» Жан-Мари Ле Пен вновь набросился с оскорблениями на французских евреев. Несмотря на его выходки, многие наблюдатели считают, что главная опасность для живущих в Европе евреев — это вовсе не неонацисты, а исламисты.
Краткая «история болезни» старика Ле Пена, вызвавшая шквал возмущенных публикаций не только во французской прессе, но и в соседних Германии и Бельгии, такова: после выборов в Европарламент, на которых «Национальный фронт», как известно, набрал рекордное количество голосов избирателей — около 25%, — окрыленный победой основатель партии поспешил вербально расквитаться с противниками.

Жан-Мари Ле Пен и его дочь Марин на заседании Европарламента. 1 июля 2014
Это обещание Ле Пен и припомнил: мол, а почему эти двое еще здесь? При этом особенно досталось Брюэлю: в своем видеообращении к нему Ле Пен не только обрушился с «конструктивной критикой» на известного певца, но и, напомнив о его еврейском происхождении, посулил — дескать, в следующий раз, чтобы сподвигнуть его на отъезд, хорошенько растопить печь…
Сразу целый ряд французских и международных антирасистских организаций (в их числе такие известные, как «MRAP» и «SOS Racisme») объявили о своем намерении немедленно подать в суд на престарелого антисемита, а заодно и на его партию. Дочь Ле Пена Марин, возглавляющая ныне «Национальный фронт», была вынуждена вмешаться и «прибрать» за отцом: скандальное интервью разбушевавшегося юдофоба было удалено с партийного интернет-сайта, после чего сама Марин Ле Пен выступила с пояснениями: мол, папу неправильно поняли, умышленно неверно интерпретировали (об этом она заявила в интервью интернет-порталу lefigaro.fr), но, конечно же, «учитывая его гигантский политический опыт», он сам подставился и совершил ошибку.

Янник Ноа
На самом деле никто, естественно, не сомневается в том, что Жан-Мари Ле Пен — махровый антисемит. Он доказывал это не раз своими высказываниями — вполне недвусмысленными: к примеру, о том, что концлагеря и «решение еврейского вопроса» есть «незначительная историческая деталь». С другой стороны, весьма показателен тот факт, что основатель самой крупной французской националистической партии оказался вынужден оправдываться, а его дочери, руководящей этой партией, пришлось заявить, что «“Национальный фронт” решительно осуждает любые формы антисемитизма». Это многое говорит о современной Европе, в которой антисемитизм в самом деле считается неприемлемым для приличного человека. Да и сам Ле Пен — антисемит из той когорты, которая тихо радуется, что в Холокосте обвиняют не их, а при случае готова даже вступиться за «своих» евреев — как он сам сделал это однажды, когда случился печально знаменитый «бунт парижских окраин» и толпы молодых мусульман пошли громить все, что попадется на глаза, и в первую очередь — все, что относится к евреям. Тогда тот же Ле Пен выступил с заявлением о решимости «Национального фронта» защищать «своих» евреев даже силовыми методами.

Патрик Брюэль
Понятное дело, подобных «поклонников» ни солдатам ЦАХАЛа, ни любым другим евреям даром не надо. Тем не менее именно в этом воззвании сконцентрировалось бытующее у многих современных неонацистов представление о том, что «на данном историческом этапе» с евреями следует по возможности подружиться, чтобы пресловутое «мировое сионистское правительство» помогло избавиться от общего врага — мусульман. А там, дескать, разберемся уже и с самой «закулисой». Представление это появилось не на ровном месте: во-первых, и среди старшего поколения тех же немецких «сочувствующих» Гитлеру (они есть, хотя их, конечно, меньше, чем сочувствующих Сталину в России) давным-давно бытует мнение о том, что «у фюрера все получилось бы, если бы он не ссорился с евреями, а дружил с ними»; во-вторых, сама идеология неонацизма отвергает межчеловеческие отношения, заменяя их межэтническими, причем по принципу «против кого дружите?». Европейские неонаци, полагая евреев в данный момент сильными (не только из-за ЦАХАЛа и Израиля, но и из-за тотального отравления плодами собственной фантазии о «мировой закулисе» и «сионистском лобби»), таким образом милостиво соглашаются видеть в них временных союзников — в обмен на поддержку в «священной войне» против мусульман.
В самом деле, статистика показывает, что количество выходок и преступлений, совершенных на почве антисемитизма, в последние годы в Европе возрастает именно за счет исламских экстремистов, а вовсе не за счет неонацистов (точнее, подобные неонацистские выходки имеют место, но их не в пример меньше, нежели преступлений, совершенных против евреев исламистами). Острие неонацистской риторики также устремлено не столько на евреев, сколько на мусульман. Тем не менее следует четко осознавать: это не «благая весть» и уж тем более не примирение. Потому что ненавистническая идеология, кем бы она ни выражалась, подразумевает человеческое существование по совершенно иным правилам — неприемлемым в нормальном, демократическом европейском обществе. С этой точки зрения, по крайней мере для европейских евреев нет разницы, кто эти правила исповедует: «белый» неонацист или «воин Аллаха». И если первый видит в евреях союзников против второго — это еще не значит, что ему следует идти навстречу. Уже хотя бы потому, что и тот и другой при необходимости с удовольствием вспоминают о печах, концлагерях и подобных им «незначительных деталях истории».
P. S. 13 июля, уже когда номер готовился в печать, в Париже произошли столкновения между евреями и арабами. Протестовавшие против «агрессии» Израиля атаковали несколько синагог и закидали правоохранителей бутылками с зажигательной смесью.

Commentary: Зиг Хайдеггер

Тихий ректор с громким молчанием
