Еще посмотрим

Предметный разговор

Екатерина Кронгауз 16 ноября 2022
Поделиться

Эрмитаж — не самое очевидное место для тех, кому интересна история еврейской культуры. Но и здесь можно найти удивительные экспонаты — например, «ключи от Иерусалима».

Это замок и ключи от городских ворот XII века. В 1839 году их нашли недалеко от Башни Давида, которая в Средние века защищала Святой город, и подарили русскому царю Николаю Первому. Строго говоря, сами ключи не являются еврейским артефактом: во времена их создания евреи в Иерусалиме вряд ли занимались слесарными работами. Тем не менее «ключи от Святого града Иерусалима» — важнейший символ. В этой экспозиции они «открывают» для нас неизвестные сокровища еврейской истории и культуры…

 

Этими словами начинается новый мини‑сериал «Предметный разговор» проекта «Идеи без границ» культурного центра «Бейт Ави Хай», который запускается 16 ноября.

Давид Розенсон, руководитель центра «Бейт Ави Хай», по чьей инициативе возник проект «Идеи без границ», рассказывал, как обсуждал с Михаилом Пиотровским, директором Государственного Эрмитажа, идею проекта и возможность провести видеосъемку в выходной день в пустых залах. Благодаря этому команде проекта удалось исполнить мечту любого посетителя Эрмитажа — оказаться в великом музее один на один с его экспонатами.

На самом деле в хранилищах российских музеев находится огромное количество еврейских артефактов. И чаще всего их никто не видит, их истории не рассказаны, и сами они не рассказывают своих историй. Иногда эти предметы даже можно встретить в экспозиции — но посетители проходят мимо, не видят и не слышат их.

Во время съемок мини‑сериала «Предметный разговор» проекта «Идеи без границ» культурного центра «Бейт Ави Хай» в Государствен‑ном Эрмитаже

Проект «Идеи без границ» запустился в августе 2022 года выходцами из московского «Эшколота». Ныне это онлайн‑пространство, в котором о глобальной еврейской культуре будут говорить на русском языке.

Что такое еврейская культура в 2022 году? Какое отношение к современной жизни имеет еврейская история? Какое значение имеет еврейская философия для нерелигиозных людей? Что такое еврейская идентичность сегодня?

 

Обо всем этом проект будет рассказывать в своих видео‑ и аудиосериалах. В проекте «ИзТории. Философ заходит в музей» Ури Гершович начинает читать Тору вместе с художниками и искусствоведами из музеев Москвы. Тема первого выпуска — был ли пол у Адама и Евы, когда появилось разделение полов и почему художники изображали их настолько по‑разному. Также в этом проекте прозвучат актуальные темы насилия, войны, гендерных проблем.

Проект «Читка» с Линор Горалик — серия семинаров с подростками, в которых поэтесса, писательница и переводчик Линор Горалик учит читать и понимать текст. В частности, речь пойдет о рассказах израильского писателя Этгара Керета в переводе самой Горалик.

Перечисленные проекты — только начало. В ближайшие месяцы запустятся сериалы о древних еврейских рукописях, о сокровищах кумранских пещер, а также детективный цикл об украинских мистификациях прошлых веков.

В планах «Идей без границ» и офлайн‑мероприятия в иерусалимском культурном центре «Бейт Ави Хай».

 

Проект «Предметный разговор» — это виртуальные выставки неизвестных еврейских артефактов в знаменитых музеях России. Не авторы рассказывают о предметах, а предметы — голосом просветителя Ильи Колмановского — рассказывают свою собственную историю и ту историю, свидетелями которой они стали.

В первых сериях среди «рассказчиков» появятся, например, магические чаши, которые были найдены в хранилищах, а затем перекочевали в экспозицию Эрмитажа. Казалось бы, какие магические чаши? В Торе есть запрет на магию…

 

Пусть никто у вас не посылает сыновей и дочерей в огонь, пусть не будет у вас волшебников, гадателей, ворожей и колдунов, заклинателей, вещунов, ведунов и вопрошателей мертвых. Ибо мерзость для Г‑спода все, кто этим занимается, и из‑за этой мерзости Г‑сподь, Б‑г твой, изгоняет эти народы перед тобой.

 

Так написано в 18‑й главе книги Дварим. Тем не менее иудейские магические чаши были распространены — причем далеко не только среди иудеев.

С середины XIX века найдено около тысячи таких чаш, самая ранняя из них датируется 545 годом н. э., самая поздняя — 680 годом н. э.

Арамейская магическая чаша. Артефакт из серии «Разные боги, общие бесы».

Во времена Вавилонского Талмуда иудеи жили в сасанидском Иране бок о бок с христианами и зороастрийцами — у последних магические чаши использовались для защиты от всевозможных бесов, болезней и неприятностей. Это была народная магия, которую пришедший позже ислам попытался искоренить. Но до VIII–IX веков она процветала, в том числе у евреев, несмотря на запреты Торы.

Как это стало возможным? И как это работало? Магические чаши голосом Ильи Колмановского расскажут, как был устроен ритуал их изготовления, где их надо было закопать, от каких напастей они должны были защищать и что именно в чашах действовало в качестве оберегов.

Очередной выпуск «Предметного разговора» будет посвящен неизвестным надписям на иврите на картинах Возрождения. Древнееврейский текст можно увидеть не только в Библии и других иудейских книгах, но и на картинах и фресках христианских художников. Хотя среди заказчиков и зрителей этого искусства мало кто мог прочитать подобные надписи, еврейское письмо выступало значимым символом древности. А сам древнееврейский считался языком, на котором Б‑г давал имена своим ангелам.

Картина «Благовещение» итальянского художника Джованни Батиста Чима да Конельяно — уникальный пример осознанного использования еврейского письма в христианской живописи конца XV века. На ней можно прочесть несколько надписей. Для художника еврейские буквы — такая же часть изображенной им повседневной жизни, как случайно залетевшая на картину муха, или комар, или текст на латыни. Надпись на древнееврейском — цитата из книги пророка Исайи: «Се дева во чреве приимет и родит сына». Именно это пророчество изображено на картине: ангел объявляет деве Марии о том, что она станет матерью Иисуса.

В этом выпуске зрители узнают, как еще художники Возрождения использовали еврейский текст и откуда они его «брали», если не умели ни читать, ни писать на нем…

Кадр из серии «Ульпан для художника»

Выпуск, который завершит этот год, почти детективный. В самом начале XXI века на берегу Кизилташского лимана раскопали крупное иудейское поселение. Улица шириной 3,5 метра шла от центральной части поселения к береговому обрыву. По обеим сторонам были дома из необожженных кирпичей. Тут же находился необычный архитектурный комплекс: прямоугольная полуземлянка 3 × 6,5 метра. Внутри археологи нашли иудейское надгробие, которое лежало «лицом вверх», а под ним — еще пять могильных плит, уложенных «лицом вниз». Рядом с такой «вымосткой» из надгробий оказалось углубление, в котором нашли половину жернова и остатки золы. Стало ясно, что помещение использовали для религиозных обрядов и ритуалов.

Надгробие с менорой. Артефакт из серии «Камень из Тмутаракани»

Что мы знаем о еврейских поселениях в этом регионе? Когда и откуда туда пришли евреи? Оказывается, могильный камень в Тмутаракани может рассказать много неожиданного.

В первом сезоне мини‑сериала «Предметный разговор» будет шесть выпусков. Посмотреть первые из них можно уже сейчас на ютуб‑канале «Идей без границ» и на сайте культурного центра «Бейт Ави Хай». 

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Мои дед и бабка попали в безвыходное положение

Такие евреи и еврейки, как моя бабка, практически не могли выбраться из оккупированной нацистами Европы. Запрет на иммиграцию в США, воплотившийся в Законе Джонсона–Рида от 1924 года, привел к почти полному прекращению иммиграции из Восточной Европы, подготовив таким образом почву для Катастрофы.

Образованные люди — в большей степени антисемиты?

Обостренная неприязнь к евреям среди людей с более высоким уровнем образования — явление тревожное по нескольким причинам. Во-первых, возможно, евреи уверены, что опасность исходит в основном от далеких и незнакомых им групп, а не из кругов, где они обычно вращаются. Во-вторых, образованные люди обычно больше влияют на ход событий, а значит, их неприязнь не сулит евреям ничего хорошего. В третьих, если более образованные люди относятся к евреям враждебнее, чем другие, высокий уровень образования, дополнительные учебные курсы и тренинги, возможно, лишь усугубят предвзятость вместо того, чтобы ее ослабить.

После рая

То, что было начато как история одной‑единственной жизни, типичной и очень характерной, разрослось до семейной саги, до истории разных ветвей все еще ветвящегося родового древа Гройсманов, а по большому счету — до истории русско‑украинского еврейства в минувшем столетии. В каком‑то смысле можно сказать, что это история всего советского и раннего постсоветского общества, — роман отчасти и исторический.