Кадиш

Памяти Марты Уайз, пережившей Аушвиц

Подготовил Семен Чарный 1 июня 2023
Поделиться

Нацисты пришли за Мартой Уайз в день ее рождения, пишет журналистка The Washington Post Эмили Лангер. Ей было всего 10 лет, но, будучи еврейкой в гитлеровской Европе, задолго до того уже она утратила всякое подобие нормального детства. Два года она провела в бегах или под вымышленным именем, прежде чем грузовик с немецкими солдатами остановился у ее дома в Словакии.

3 ноября 1944 года она прибыла в нацистский лагерь смерти Аушвиц-Биркенау в оккупированной Польше, где подверглась медицинским экспериментам Йозефа Менгеле, врача СС, известного своим жертвам как «ангел смерти». Позже она говорила, что своим выживанием обязана удаче – поддержке сестры Евы, которая была арестована и заключена вместе с ней, – а также надежде, которую Марта сумела сохранить.

Когда Советская армия вошла в Аушвиц 27 января 1945 года, Марта весила менее 17 килограммов. Она и Ева входили в число 13 детей, запечатленных на снимке, сделанном советским фотографом вскоре после освобождения лагеря. Это был портрет едва выживших узников. Сегодня он известен как один из самых запоминающихся образов Холокоста.

Марта Уайз. 2015 год

88-летняя Марта Уайз скончалась 19 мая в больнице в Иерусалиме. «Яд ва-Шем» объявил о ее смерти.

Свидетельства Уайз, которыми она делилась с группами со всего мира в качестве гида и оратора в музее «Яд ва-Шем», становились все более ценным в последние годы, когда число выживших в Катастрофе сильно сократилось, и хранителями памяти все больше становились именно выжившие дети.

10-летняя Марта, избежавшая смерти в крупнейшем нацистском лагере смерти, по любым меркам была исключительной. Из 6 млн евреев, убитых во время Холокоста, почти 1 млн погиб в Аушвице. По данным музея лагеря, на момент освобождения в живых оставалось всего около 500 заключенных в возрасте до 15 лет.

Размышляя о месяцах, проведенных в лагере, Уайз рассказывала, что помнит в основном свой страх, голод и холод. «Я не уверена, что понимала, — говорила она. — В конце концов, я была ребенком. Но это точно был другой мир… Все то было не из этого мира, а из Аушвица».

Она родилась в Братиславе, на территории тогдашней Чехословакии, ныне Словакии, 8 октября 1934 года. Марта Вейс была четвертым ребенком в ортодоксальной еврейской семье, в которой впоследствии родились еще восемь дочерей и сын.

Ее отец, состоятельный предприниматель, владел прядильной и ткацкой фабриками, а также магазином. Марта вспоминала свою мать – красивую и всегда элегантно выглядевшую женщину, несмотря на заботы о многочисленных детях.

Уайз провела счастливое детство в окружении братьев и сестер, двоюродных братьев, бабушек, дедушек и других родственников в роскошном доме: семья жила недалеко от президентского дворца в Братиславе.

Расчленение Чехословакии по Мюнхенскому соглашению 1938 года, по которому нацистской Германии было разрешено аннексировать немецкоязычную Судетскую область в обмен на пустое обещание Гитлера о мире, вскоре перевернуло жизнь евреев в Братиславе.

Несмотря на формальную независимость, Словакия стала по сути государством-сателлитом нацистской Германии и, по данным Мемориального музея Холокоста в США, первым партнером «Оси», согласившимся на депортацию евреев в соответствии с планом, названным нацистами «окончательным решением».

Несмотря на юные годы, Марта интуитивно чувствовала угрозу, когда видела знаки, запрещающие «евреям и собакам» доступ в парк, где она когда-то играла. Ее отец утратил свои фабрики и торговлю из-за усиливавшихся антисемитских преследований. В 1942 году, после того как его арестовали и отпустили с требованием выкупа, он совместно с женой занялся тем, чтобы спрятать детей в таких местах, где им, как надеялись родители, будет обеспечена безопасность.

Марту увезли в Венгрию, тогда еще не оккупированную немцами, к родственникам, в город Сарвар. После того, как немцы полностью захватили и эту страну в марте 1944 года, ее контрабандой переправили обратно в Братиславу. Часть пути проделали пешком через пшеничные и кукурузные поля.

Затем родители отправили ее с сестрой Евой, бывшей на три года старше, в город Нитра, к востоку от Братиславы, где девочки жили с няней, изображая католиков, осиротевших во время бомбардировок.

Они посещали школу и воскресные церковные службы, тщательно скрывая свое прошлое. В качестве дополнительной меры защиты Ева подружилась с дочерью высокопоставленного офицера СС, который относился к девочке доброжелательно и часто звал ее играть в шахматы.

Однажды, как рассказывала Уайз, офицер отметил, что приближаются еврейские праздники Рош а-Шана и Йом Кипур. Многие евреи тогда уже были депортированы из Братиславы. В праздник, заявил офицер Еве, все, кто еще остался, «выйдут из укрытий, как крысы из своих нор», чтобы посетить богослужения. Он заявил, что нацисты воспользуются этой возможностью, чтобы сделать Братиславу Judenfrei — свободной от евреев.

Еве удалось сообщить о предстоящей облаве родителям, которые передали предупреждение другим евреям, скрывавшимся в Братиславе. По крайней мере, в тот момент они были обязаны своей безопасностью этой девушке.

Арест Марты и Евы случился, когда они возвращались домой из церкви 8 октября 1944 года. Глядя, как грузовик с солдатами остановился возле их многоквартирного дома, «мы подумали, что они едут на фронт, люди приветствовали их, — рассказывала Уайз. – Но они не собирались на фронт. Они приехали, чтобы забрать 10-летнюю и 13-летнюю девочку».

Сестер допрашивали и избивали, прежде чем отвезти в концлагерь Серед в Словакии, а затем в Аушвиц. Описывая бесконечную поездку на поезде, Уайз  говорила, что люди умирали стоя: вагон для перевозки скота был так плотно набит человеческими телами, что даже мертвые не могли упокоиться на полу.

По прибытии в Аушвиц кто-то из взрослых поднес Марту к крошечному окну в верхней части вагона и спросил, что она видит. «Много дыма в воздухе», — ответила она, впервые увидев лагерный крематорий.

Дети-узники Аушвиц-Биркенау после освобождения концлагеря 27 января 1945 года. Марта Уайз седьмая слева, ее сестра Ева восьмая слева

Марта и Ева сначала были разделены на линии отбора: Ева отобрана для работы, а Марта направлена ​​в газовые камеры. Но пролет советского самолета вызвал переполох на земле, что позволило девушкам воссоединиться.

Они провели заключение вместе. «Мне «повезло» в данных обстоятельствах — повезло, что сумасшедший позволил мне все время быть рядом с сестрой», — замечала Уайз, имея в виду Менгеле.

Марту и Еву поместили в блок с близнецами и карликами, многие из которых были лично отобраны Менгеле для садистских и часто смертельных исследований. Марта и Ева подверглись медицинским экспериментам, хотя не знали, каким именно. Уайз помнила только заборы крови и инъекции, которые вызывали мучительные боли в животе.

«Я не помню подробностей, — говорила она. — Я помню только боль и уколы. Помню, как он приходил, а потом ты хотел умереть, как только видел его».

Во время их заточения, «среди всей этой смерти, и ужасов, и пыток, и убийств», вспоминала Уайз, ни ей, ни ее сестре никогда не приходило в голову, что родители не будут ждать их дома, когда придет освобождение, или что жизнь не будет прежней, когда они вернутся.

 «Люди выживали, веря, что найдут свои семьи, когда все закончится, — говорила она. — Это поддерживало. Надежда поддерживала».

Младшая сестра Марты Уайз, Иегудит, умерла в Аушвице. Другие братья и сестры, а также родители пережили Холокост. Их мать, вспоминает Уайз, была «ошеломлена», когда они с Евой появились в родительском доме в июне 1945 года после того, как автостопом вернулись в Братиславу.

 «Я не думаю, что она узнала нас… — вспоминала Марта. — Невозможно описать словами, что мы чувствовали, когда вернулись». 

Но радость воссоединения омрачила еще одна разлука: Марта и Ева были больны туберкулёзом, крайне заразной болезнью, свирепствовавшей в лагерях, и не смогли оставаться дома, пока не выздоровели.

Марта Уайз. Иерусалим, 2019 год

По словам Уайз, когда сестры выросли, они ничего не рассказывали родителям о своем опыте в Аушвице. «У нас не хватило бы духу рассказать им такое», — замечала она.

В 1948 году семья иммигрировала в Австралию. Марта стала изучать историю в Мельбурнском университете. В 1957 году вышла замуж за Гарольда Уайза. Они жили в Австралии до тех пор, пока в конце 1990-х годов не обосновались в Израиле.

Сестре Уайз, Еве Слоним, автору мемуаров «Глядя на звезды: воспоминания выжившего ребенка», 91 год, она живет в Мельбурне.

 «Я не понимаю, как мы выжили, вообще как выжил в такой атмосфере хоть один человек, — замечала Уайз. — Для меня это чудо… И почему я выжила, а другие нет, я тоже не знаю. Я же не Б-г».

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

The New Yorker: Злокачественная расовая теория Менгеле — свежим взглядом

Однажды, когда один врач‑эсэсовец размышлял вслух, зачем надо убивать всех бедных евреев Восточной Европы, Менгеле, как он помнит, объяснил ему, что «именно из этого людского резервуара евреи черпали новые силы и так освежали свою кровь. Без бедных, но якобы безобидных восточных евреев цивилизованные западноевропейские евреи не были бы способны выжить. Следовательно, необходимо уничтожить всех евреев». Массы религиозных евреев‑бедняков Польши были чуть ли не побочными жертвами этих усилий: истинной мишенью была элита, занесшая бациллу космополитизма.

Исчезновение Йозефа Менгеле

После войны Барилоче приютил немало нацистов; многие тут из Австрии, они лучатся радостью, снова надевая лыжи, и еще есть один фламандский художник, заведовавший в оккупированной Бельгии гитлеровской пропагандой. Немцев понаехало тоже много. Копс, бывший шпион Гиммлера, — его Грегор знавал еще в редакции «Дер Вег», — открыл здесь отель «Кампана», а лучшая в городе бакалейно‑колбасная лавка «Венские деликатесы» принадлежит капитану СС Эриху Прибке, замешанному в истреблении 335 гражданских лиц в Ардеатинских пещерах в Риме. Рудель, постоянный посетитель и член Андского городского клуба, сообщил Менгеле, как с ними связаться.

Выжившие в Холокост встретились в Катскильских горах

Нельзя по умолчанию предполагать, что все выжившие жили потом долго и счастливо — как будто опыт Холокоста мог быть справедливой платой за то, чтобы провести всю оставшуюся жизнь в Штатах, изготавливая дамские пояски или торгуя кошерным мясом. Если так уж нужно, чтобы опыт войны и послевоенных лет дарил нам какую‑то надежду, то ее следует искать не в отрицании зла и не в естественном желании упростить трагедию, чтобы наш разум мог ее вместить. Нет, надежда придет к нам от власти превыше человеческой и вне нашего разумения.