Память на радаре

Беседу ведет Шауль Резник 13 июля 2016
Поделиться

В конце июня международная группа исследователей обнаружила туннель, который тайно выкопали заключенные в литовских Понарах. Более 100 тыс. человек было уничтожено нацистами в котловане, ставшем свидетельством беспримерной человеческой жестокости. Из 80 участников побега долгожданную свободу обрели 11. О значимости сделанного открытия, человеческом героизме, а также о проблематике еврейско‑литовских отношений рассказывают в эксклюзивных интервью сотрудник Управления древностей Израиля Джон Зелигман и вильнюсский историк Илья Лемпертас.

Выжившие после побега из Понар: Каган (имя неизвестно), Иосиф Билиц, Шлема Гол, Константин Потанин. 1944

Выжившие после побега из Понар: Каган (имя неизвестно), Иосиф Билиц, Шлема Гол, Константин Потанин. 1944

«От беглецов исходил запах смерти»

Шауль Резник → Обнаружение туннеля — ваша непосредственная заслуга. Что привело вас в Понары?

Джон Зелигман ← Все началось в 2013 году, когда я посетил Литву вместе со своим отцом. После визита в Хоральную синагогу Вильнюса, единственное еврейское культовое учреждение города, сохранившееся после Катастрофы, я понял, что хочу профессионально исследовать литовское еврейство. После того как были найдены спонсоры, мы с коллегами провели раскопки на территории, где ранее находилась легендарная Старая синагога. Именно там молился Виленский гаон. В результате одной лишь синагогой мы не ограничились. Провели исследование прилегавшей территории, включая микву и еврейские учреждения, располагавшиеся рядом. Мы воспользовались геофизическими способами разведки, благодаря которым, в частности, было найдено местоположение купальни и печей для подогрева воды.

На каком‑то этапе ко мне обратились представители Государственного еврейского музея им. Виленского гаона и предложили изучить Понары. После того как литовское правительство дало разрешение на раскопки, я привез из Израиля современную аппаратуру, которая обычно используется для поиска газа и нефти.

Работы по поиску туннеля в Понарах при помощи георадара

Работы по поиску туннеля в Понарах при помощи георадара

ШР → О какой именно аппаратуре идет речь?

ДЗ ← Для поисков использовался георадар, действующий по тому же принципу, что и обычный, только отслеживающий не воздух, а грунт. Георадары испускают импульсы, которые затем отражаются и возвращаются обратно. В зависимости от скорости отражения можно делать выводы о нахождении под землей тех или иных объектов. Кроме того, ученые активно применяли и томографию: к почве подсоединяются электроды, и пускается электричество, а данные о сопротивлении потом тщательно изучаются — любые изменения показаний свидетельствуют о том, что под землей что‑то скрывается.

ШР → Вы исследовали Понары, что называется, наугад или же заранее ставили перед собой и своим коллегой доктором Ричардом Фройндом конкретные цели?

ДЗ ← Предварительно были изучены свидетельские показания бывших узников и вся информация, связанная с происходившим в Понарах в годы Холокоста. Первичные раскопки были проведены литовскими учеными в 2004 году. По их результатам стало понятно, что сосредоточиться надо на поисках туннеля, вырытого узниками концлагеря в попытке спастись от неминуемой смерти. В довоенный, советский период Понары были выбраны местом для строительства нефтебазы. Там был вырыт котлован, где впоследствии нацисты производили массовые казни. Чтобы скрыть следы преступлений, в 1943 году в котловане поселили 80 заключенных, которые изо дня в день занимались выкапыванием и сжиганием трупов.

ШР → Мордехай Зайдель, один из тех восьмидесяти, впоследствии вспоминал: «Нам выдали крюки. Их надо было втыкать в тела, выволакивая их на поверхность. Мы укладывали трупы на доски, голова к голове, и тащили в печь. За один раз уничтожалось порядка 3000 трупов. Некоторые по одежде опознавали своих жен и детей. Я до сих пор вижу перед глазами этот жуткий огонь».

ДЗ ← Заключенные, решившиеся на побег, руководствовались простой и печальной логикой: рано или поздно очередь в списке жертв должна была дойти и до них самих. Ночью лестницу, которая связывала котлован с внешним миром, вытаскивали. Дополнительным средством для предотвращения побега были кандалы на ногах узников. Несмотря на изматывающую дневную работу, по ночам обреченные на смерть люди рыли туннель. В условленный день 80 рабочих ринулись на волю. Охранники услышали шум и среагировали шквальным огнем. Только 11 человек смогли пересечь забор, которым были обнесены Понары, укрыться в лесах, а позднее — присоединиться к партизанам.

ШР → Удалось ли вам встретиться с кем‑нибудь из организаторов и участников побега?

Хоральная синагога в Вильнюсе

Хоральная синагога в Вильнюсе

ДЗ ← К сожалению, все они — в лучшем мире. Но я смог побеседовать с 94‑летней жительницей Вильнюса, которая во время войны воевала в партизанском отряде и помогала бежавшим. По ее словам, самое яркое воспоминание, связанное с этими людьми, — это запах, исходивший от них, запах смерти.

ШР → Чем ваша экспедиция будет заниматься после обнаружения туннеля?

ДЗ ← Мы планируем продолжить раскопки на территории Старой синагоги. Когда речь идет о 500‑летней истории евреев Литвы, нельзя ограничиться одним лишь эпилогом, то есть Катастрофой. Чтобы понять, чего мы лишились, надо знать, как функционировала еврейская община в менее мрачные периоды своей истории.

ШР → Последний вопрос: надо ли возрождать еврейские общины диаспоры, так, как это делается, например, в Германии?

ДЗ ← Того, что было, не вернуть. Однако помнить, что в таком‑то городе жили евреи, необходимо. Это часть еврейской и общечеловеческой истории. Литовская глава в нашей летописи завершилась, но мы идем в будущее, не забывая о прошлом.

«Еврейская коллективная память отличается от литовской»

ШР → Можно ли считать обнаружение туннеля в Понарах новой вехой в изучении истории литовского еврейства?

Илья Лемпертас ← О существовании туннеля было известно достаточно давно. Есть еврейская коллективная память, которая по понятным причинам отличается от литовской. Все знают, что в Понарах был побег. В полном издании «Черной книги», составленной Эренбургом и Гроссманом и изданной в 1993 году, приводится рассказ инженера Фарбера, которому удалось бежать. Кроме этого, в Понарах на протяжении двадцати‑тридцати лет работал руководителем музея литовец Альгис Каросас, который занимался раскопками лично, без чьей‑либо помощи. В 2007 году вход в туннель обнаружила профессиональная группа археологов. Проблема заключалась в том, что туннель был выкопан в песке, и его надо было поддерживать специальными деревянными структурами. Нынешняя экспедиция при помощи георадаров прошла туннель целиком. Что не менее важно, исследователи обнаружили и отметили самый большой котлован, который никто из тех, кто ранее занимался Понарами, найти не мог. На мой взгляд, это даже более значимое историческое достижение.

ШР → Какое место занимают Понары в истории Холокоста?

Выкапывание расстрелянных в Понарах. 1943–1944. Из книги «Литовский Иерусалим в иллюстрациях и документах» (New York: The Laureate press, 1974)

Выкапывание расстрелянных в Понарах. 1943–1944. Из книги «Литовский Иерусалим в иллюстрациях и документах» (New York: The Laureate press, 1974)

ИЛ ← На фоне происходившего в годы Катастрофы Понары не особенно выделяются. В Бабьем Яру за два дня уничтожили столько же, сколько в Понарах за полгода. Но для Литвы это уникально — по охвату и по количеству жертв. Никогда ранее таких массовых убийств не случалось. Есть свыше двухсот похожих мест в Литве, большинство их отмечено.

ШР → В недавнем интервью сайту «Медуза» вы сказали, что в коллективной памяти современных литовцев евреи отсутствуют. Освещали ли местные СМИ информацию о туннеле?

ИЛ ← Народная коллективная память и то, что пишет пресса, — это разные вещи. Материалы о еврейской истории, с упором на Холокост, появляются постоянно. Именно в Литве, второй стране после Израиля, был введен День памяти жертв Холокоста. Он отмечается 23 сентября, в день ликвидации Вильнюсского гетто. Благодаря презентации, которая состоялась в Государственном еврейском музее Виленского гаона, о туннеле знают многие, тогда как раскопки на территории Старой синагоги прессой освещались куда меньше. Отмечу, однако, что под каждой статьей о евреях тут же появляется достаточно большое количество антисемитских комментариев. Значительная их часть — от эмигрантов.

ШР → Что служит причиной антисемитских настроений среди литовцев?

ИЛ ← Во‑первых, существует «старый антисемитизм», который исходит от необразованных католиков. Они ничего не слышали ни о Втором Ватиканском соборе, где с евреев была снята вина за смерть Христа, ни о папе Иоанне Павле II. Во‑вторых, до сих пор достаточно сильно распространена теория «жидокоммуны»: евреи‑де встречали советскую оккупацию цветами и занимались депортацией литовцев в Сибирь.

ШР → А что было на самом деле?

ИЛ ← В начале 1940‑х депортации подверглось около 18 тыс. литовцев (среди них 2–3 тыс. евреев). Это была крупнейшая за весь период оккупаций Литвы депортация, она вызвала шок. Тогда и возник страшный стереотип евреев‑коммунистов. А возник он потому, что немало евреев оказались на государственной службе. Раньше их там не было. Причем они были назначены на должности, предполагавшие широкий контакт с населением: управдомы, сотрудники паспортного стола и так далее. Определенная часть назначенцев использовала появившиеся рычаги для того, чтобы, так сказать, отомстить антисемитам за все страдания. В результате тогда возник стереотип евреев‑коммунистов. Не коммунистов‑евреев — коммунистов в Литве было 3 тыс., из них евреи составляли примерно треть. Это и послужило отправной точкой в начале войны, когда литовцы подняли восстание за независимость и против советской власти. Они начали стрелять в убегающих советских красноармейцев и так называемых коллаборантов — тех, кто сотрудничал с советской властью. Среди погибших было около 5 тыс. евреев, но их убили не из‑за национальности, а за сотрудничество с советской властью. Неорганизованных еврейских погромов не было, но количество людей, которые стреляли в евреев, потому что они коммунисты, было большим.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Выбрать сторону

Да, Израиль стреляет. Но сначала он терпел, ждал переговоров, предупреждал. Теперь уже осталась лишь оборона. Тишина стала предательством. Именно потому сейчас, как никогда, нужно выбрать сторону. Ту сторону, где свет в окне детской важнее страха в подвалах министерств. Сторону, где живы мечты, даже под сиренами. Израиль в эти дни не только отбивается. Он говорит: если у тебя осталась совесть — выбери сторону. В этом конфликте не нужны советчики, нужны люди с совестью

Между антисемитами и сионистами: путь Альфреда Винера

В 1927 году Винеру страшно было даже подумать, что немецкие евреи попытаются оторваться от Германии. Спустя два десятка лет после своего вынужденного расставания с Германией он не проявлял ни малейшего желания вернуться. Во всяком случае, жить там он не намеревался. Но в начале 1950‑х Винер стал посещать Германию, чтобы разговаривать с молодым поколением о том, что стряслось, и о принципах, которые его страна олицетворяла когда‑то. Однако Винер больше не верил в слияние германского и еврейского начал и перестал быть противником сионизма

Когда Яш отправился в путь

Куда едет еврей? В Польшу, в Румынию, в Советский Союз, в Литву. Куда подевались пассажиры, которые просто так, для удовольствия едут в Париж, Италию, Англию, Ирландию, Швейцарию, Испанию? Куда едет еврей? И откуда тут столько евреев? На пароходе их и не видно было. А здесь мы вместе сидим в вагонах, как в черте оседлости