Отдушина, значит от души: разговор с Юрием Энтиным об искренности
Один из самых известных детских поэтов-песенников Юрий Энтин 21 августа празднует 86-й день рождения. Накануне этой даты мы публикуем интервью с Юрием Сергеевичем.
Недавно прислали пластинку из Израиля — мои песни поют на иврите. Есть записи на английском. Но чаще всего мои песни — вернее, фрагменты песен — раздаются из… китайских игрушек, оснащенных так называемыми музыкальными чипами. Эти игрушки даже пляшут под мои песни. Я несколько телепередач начинал так: заходит ведущий, рядом «шагает» китайская игрушка «Антошка» и поет про картошку. Или игрушка «Осел» поет песню из «Бременских музыкантов»… Моя внучка воспитывалась на куклах, распевающих песни дедушки…
Видя все это, я решил: надо ездить по стране с выступлениями. Но не с обычными! И придумал ноу-хау — до меня так никто не делал: еще до приезда присылаю в какой-то город свои песни в виде «минусовок». Там готовятся к моим выступлениям: разучивают 30-40 песен, в том числе новых; для меня принципиально важно, чтобы были новые песни. И когда я приезжаю, мы поем их вместе с залом. Такие концерты прошли уже в нескольких городах. И, поверьте, каждый раз им сопутствовал не просто успех — это были, не побоюсь громкого слова, триумфальные акции. Вот, скажем, я выступал в ледовом дворце Оренбурга. Дворец на 1800 зрителей был полон, но тысячи оренбуржцев не попали на концерт. И я снова туда поехал. Теперь уже вместе с Давидом Тухмановым. Он работал за границей над оперой. Но когда я попросил его прервать работу и присоединиться ко мне, он охотно согласился. Во-первых, мы написали свыше ста новых детских песен — очень хотелось, чтобы он спел их именно в этом городе. Во-вторых, мы с ним написали гимн Оренбурга — по просьбе мэрии и губернатора. Исполнял гимн муниципальный хор, объездивший весь мир. А управляет хором… Мстислав Ростропович, почетный гражданин Оренбурга. Ростропович был там в эвакуации, а его отец — зачинатель музыкального образования в этом городе. В Оренбурге есть музей Ростроповича. Должен заметить, что теперь в краеведческом музее есть и мой уголок. Я передал музею дорогие для меня вещи, например костюм, в котором впервые вышел на сцену «Союзмультфильма», когда завершили работу над фильмом «Бременские музыканты». Там же черновики моих известных песен, первые пластинки… Табличка «Эн-тин» рядом с табличками «Петр Первый», «Александр Пушкин», «Емельян Пугачев»…
Это следствие, прежде всего, огромной внутренней культуры! Судите сами: учеба в Киевской консерватории, которую, к несчастью, прервала война; Московская консерватория по классу скрипки; три года работы в оркестре Леонида Утесова; с отличием окончил Бакинскую консерваторию, композиторский факультет, класс Кары Караева. Кара Караев учился у Шостаковича. Поэтому Шаинский часто называл себя внуком Шостаковича. Владимир Яковлевич владел несколькими иностранными языками. Блестяще знал русскую классику — настолько, что мог читать наизусть Гоголя и Достоевского страницами. Так что, прежде всего, общая культура…
Должен сказать, что я писал для ограниченного круга композиторов, в него входили: Геннадий Гладков, Владимир Шаинский, Евгений Крылатов, Марк Минков, Максим Дунаевский, Александр Зацепин, Алексей Рыбников, Давид Тухманов. Они профессионалы. И сочиняли — вечное! Допустим, «Бременские музыканты» написаны 50 лет назад. И живы! Я бы сказал, более чем живы, потому что такого количества каверверсий, которое появилось за последние годы, никогда не было. Включите телевизор в новогодние праздники — по всем программам будут звучать мои песни. У меня скопилось около 150 песен в исполнении современных эстрадных певцов. Даже такие группы как «Гражданская оборона» и «Кукрыниксы» пели их…
Вы затронули очень важный момент. Но для начала нужно заглянуть в 30-е годы — именно тогда случился необыкновенный расцвет детской поэзии. Какие потрясающие поэты — Корней Чуковский, Самуил Маршак, Сергей Михалков, Агния Барто, Даниил Хармс! Какие блестящие, изумительные, остроумные, легкие, неполитизированные стихи! А 70-е и начало 80-х действительно были годами расцвета детской песни. И тут, без ложной скромности, в какой-то степени причисляю себя к зачинателям, родоначальникам этого явления. В 1962 году я возглавил детскую редакцию фирмы «Мелодия». В то время мы с Геннадием Гладковым уже сочиняли какие-то сюиты, кантаты. Даже получили несколько премий. В 1963 году «Родная речь» поместила три моих стихотворения. Но я чувствовал, что это не то, что дети нуждаются в другой детской песне. И вот однажды я шел по Никитскому бульвару и обратил внимание на огромный заголовок в «Учительской газете», висевшей на газетном стенде: «Почему дети поют взрослые песни». Автор статьи с горечью писал, что у детей сегодня такие любимые песенные строчки: «Давай никогда не ссориться, никогда, никогда. Давай навсегда помиримся, навсегда, навсегда». Простые слова, речь идет о любви, но дети решили, что это про них. Или такие строчки: «Трутся спиной медведи о земную ось». Дети решили, что это игровая песня… Им было смешно и интересно. Но это не детские песни! В ту пору мне исполнилось 33 года. И вдруг подумал, что именно я стану тем автором, который сочинит детские песни… Такой вот толчок судьбы… И вскоре, как это часто в моей жизни бывало, судьба не подвела — я знакомлюсь с Владимиром Шаинским. И мы сочиняем первую нашу песню «Антошка». Я ее принес на радио в редакцию воскресной передачи «С добрым утром». В одно прекрасное воскресное утро программа вышла с нашим «Антошкой», а вечером я услышал, как какой-то пьяный шел вдоль Садового кольца и во всю глотку орал «Антошка, Антошка, пойдем копать картошку». Этот пьяный голос был для меня слаще любого бельканто. До сих пор его слышу. Рассказал об этом Шаинскому. Позже, когда я попрошу его дать короткое определение шлягера, он скажет: «Шлягер — это песня, которую поет пьяный»… Второй нашей песней стала «Чунга-Чанга». Вскоре и Геннадий Гладков «заразился» деткой песней — видимо, после того, как на одной из сюит я написал: «Мы пока не знамениты, общей связаны судьбой. Сочиняем мы сюиты — сюитимся мы с тобой». «Сюитились» мы, «сюитились», и в результате появились «Бременские музыканты». Сценарий писали вместе с Василием Ливановым. Это про нас: «Нам дворцов заманчивые своды не заменят никогда свободы».
Надо признаться, что мне к тому же очень хотелось доказать, что я ровня им: к тому моменту Геннадий Гладков был уже известным композитором, преподавал в Московской консерватории, а Василий Ливанов — знаменитым актером, снялся в фильмах «Слепой музыкант» и «Коллеги». К тому же вышла в свет его книжка с очень яркими сказками и предисловием Натальи Кончаловской. С одобрительными отзывами выступили Самуил Маршак и Лев Кассиль. А что я? Окончив исторический факультет Московского областного пединститута, преподавал в школе историю и к литературе имел только одно отношение: был библиотекарем в школьной библиотеке…
По большому счету, ответ на этот вопрос — объяснение трагедии моей жизни. Я говорю о смерти детской песни. Не моей песни, а песни детской вообще. Можно даже назвать дату. Случилось это, я считаю, в 1983 году, когда телевизионная передача «Песня года» присудила мне и Евгению Крылатову последнюю награду за песню «Прекрасное далеко». И вот «прекрасное далеко» наступило. Рухнул тоталитарный режим. Распался СССР. Безусловно, многие люди нашли себя в новой реальности; особенно инициативные, смелые, привыкшие думать самостоятельно. Они добились успехов. А я в это время стал абсолютным безработным и вынужден был жить только на то, что сдавал квартиру и продавал чай и макароны. Рухнули все структуры, которые запускали песни в народ, — «Союзмультфильм», киностудия им. Горького, фирма «Мелодия». Последняя не издавала даже старые записи, например, тех же «Бременских музыкантов». Выросло новое поколение, которое не слушало детских песен. Если, как я уже говорил, до «Антошки» дети пели взрослые песни, то теперь они напевают цитаты из рекламы. Детская песня не звучит! Нет ни одной телепередачи, где она могла бы прозвучать. Только в старых мультфильмах или в каверверсиях. Взамен пришли такие песни, как «Два кусочека колбаски». Или, допустим, моя внучка принесла из детского сада песенку: «Замуж захотела, вот и залетела». Это, как выяснилось, любимая песня детей. Внучка, конечно, не понимала, о чем поет, но уж очень ей понравилось слово «залетела». Даже в передаче Юрия Николаева «Утренняя звезда» появились маленькие женщинки и маленькие мужчинки, которые пели: «Дай мне день, дай мне ночь, и ты поймешь, я парень что надо, — ты не уснешь, пока я рядом». Вряд ли дитятко понимает, о чем поет. Взрослые дяди и тети тоже стали петь с экрана песни, в которых обязательным было слово «ночь». Ночь теперь олицетворяет любовь…
Это я и называю трагедией! Трагедией наших детей. Значит, и нас всех…— Но ведь вы противостоите этой «ночи»: по-прежнему пишете песни с хорошими композиторами…— Похоже, я единственный человек в стране, кто продолжал тогда сочинять детские песни. Но писал «в стол», как когда-то Солженицын, понимая, что они не могут выйти сегодня. Но придет время… И вот так, успокаивая себя, я сочинил 150-200 песен. Например, создал цикл с Давидом Тухмановым, который называется «Знакомое насекомое» — песни-басни, веселые и красивые. Спели их Михаил Боярский, Наталья Гундарева, Людмила Гурченко, Николай Караченцов, Валерий Золотухин, Ирина Муравьева, Алексей Петренко — он даже написал эссе, почему их спел, назвал их «божественными»…
Впервые я написал песни для самых маленьких. Музыку к ним сочинил тоже Давид Тухманов. Цикл из 12 песен называется «Золотая горка». Спел их вместе с группой «Непоседы» Юрий Гальцев. Получились нежные, очаровательные и смешные песни.
Конечно! И утвердили. Они так и живут, и это меня больше всего потрясло. У них действительно не было ни одного конфликта на национальной почве. Я был у них и в церкви, и в мечети, и в синагоге. Атмосфера везде одинаковая — благожелательная. Рядом со мной сидели русский мэр и его заместитель — татарин. В гимне еще есть такие строчки: «Наши предки здесь давным-давно прорубили в Азию окно». Действительно, это был замысел Петра. Он хотел прорубить окно в Европу — построил Петербург. Мечтал прорубить окно в Азию. Анна подхватила эту его идею и начала строить Оренбург. Я писал этот гимн также искренне, как писал в свое время песню «Кучкудук, три колодца». Попав в этот город, я был потрясен его красотой и необычной историей. Там на самом деле три колодца. Под впечатлением увиденного и услышанного я за 15 минут сочинил эту песню и спел ее с ансамблем «Ялла». И берегу эту запись, потому что пленка сохранила то, что представляет для меня главную ценность: была не просто овация — зал плакал! Плакали исполнители. В этом городе живут бывшие заключенные, которые добывали урановую руду. Когда сроки заканчивались, многие там оставались — не было сил уехать… Поэтому я дорожу своим именем…
Подводя итог сказанному, я мог бы считать свою миссию на земле выполненной, если бы не одно «но». Хочу дождаться того дня, когда хотя бы одну мою песню вновь запоют дети и взрослые, и она станет таким же хитом, какими были детские песни в 70–80-е годы. С ними происходили настоящие чудеса. Например, песня «Крылатые качели» разнеслась по стране за несколько дней. То же было с песней «Прекрасное далеко» из кинофильма «Гостья из будущего»: песня прозвучала на титрах, не подкрепленная видеорядом, но и этого было достаточно, чтобы стать любимой. Восьмую серию мультфильма «Ну, погоди!» с песней «Расскажи, Снегурочка, где была» показали в новогоднюю ночь, и через пару дней ее пела вся страна. Пела весело и искренне…
(Опубликовано в газете «Еврейское слово», № 294)