От Туби до Тиби

Шауль Резник 2 октября 2014
Поделиться

Бывший советник главы арабской террористической организации становится депутатом парламента еврейского государства и призывает к продолжению священной войны и созданию палестинского государства со столицей в Иерусалиме. Согласитесь, звучит как дурная шутка. Но таковы причуды современной израильской демократии.

Сеиф эль‑Дин эль‑Зоаби. 1951

Сеиф эль‑Дин эль‑Зоаби. 1951

Сначала обратимся к истории. Один из первых арабских членов кнессета, Сеиф эль‑Дин эль‑Зоаби, родился в Назарете. После окончания школы, в начале 1940‑х, он не только стал добровольцем еврейской военной организации «Хагана», но и принимал участие в работе ее разведывательного отдела, одним из руководителей которого был легендарный Исер Харель, впоследствии глава разведки «Моссад».

Старейшины клана Зоаби, одного из наиболее могущественных в Галилее, крутили пальцем у виска, но тем не менее защищали «сиониста» от нападок сородичей. Во время Войны за независимость командующий Арабской освободительной армией Фавзи аль‑Кавукджи даже выслал специальный диверсионный отряд, который должен был ликвидировать эль‑Зоаби, но этим планам не суждено было сбыться.

После образования Государства Израиль эль‑Зоаби занялся политикой, став членом демократического списка Назарета. Его основными конкурентами были коммунисты и леворадикальная партия МАПАМ. Судя по заметке, опубликованной в августе 1951 года, настроения в арабском секторе существенно отличались от нынешних. Когда оратор, представлявший Коммунистическую партию Израиля, назвал эль‑Зоаби феодалом, а также сделал ряд антисионистских заявлений, арабские избиратели возмутились: «Во всем мире коммунисты поддерживают нацио­нально‑освободительные движения. Мы не в восторге от Бен‑Гуриона, но евреи действительно имеют право на свою страну».

Наш герой был личностью нетривиальной. Параллельно с парламентской деятельностью, не всегда успешной (эль‑Зоаби пришлось переходить из партии в партию), Сеиф стал одним из организаторов поездок арабских школьников в Освенцим, где им рассказывали о Катастрофе.

Другой представитель клана Зоаби, Абдэль‑Азиз эль‑Зоаби, патриотом Израиля не был, но и к его противникам себя не причислял. После создания еврейского государства он начал работать в Земельном управлении, постепенно продвигаясь по службе. Его журналистская карьера набирала обороты: сначала эль‑Зоаби стал членом редколлегии общественно‑политического журнала «New Outlook», который издавала партия МАПАМ, затем будущий парламентарий возглавил ежемесячное издание «Аль‑Фаджр аль‑Джадид».

Через два месяца после Шести­дневной войны Абд эль‑Азиз эль‑Зоаби сочетался светским браком с еврейкой, зарегистрировав его на Кипре. Этот факт может косвенно служить подтверждением весьма умеренных настроений эль‑Зоаби. Для того чтобы выбрать себе в жены еврейку, да еще и после Шестидневной войны, да еще и не заставить ее сменить веру, требуется немалое мужество.

В 1965 году Абд эль‑Азиз эль‑Зоаби стал членом кнессета от МАПАМ. Через шесть лет ему досталась должность замминистра здравоохранения. В интервью газете «Давар» парламентарий пошутил: «Со мной в классе учились двое будущих министров, один — сирийский, другой — иорданский, а я как был лузером, так и остался».

Изучение биографий арабских общественных деятелей наводит на интересные выводы: когда Израиль действовал с позиции силы, не соглашаясь на уступки и отвергая идею переговоров с противоположной стороной, арабские граждане еврейского государства демонстрировали лояльность (верно и обратное). Фарас Хамдан, парламентарий, представлявший Сельскохозяйственную фракцию, в 1958 году обратился к министру безопасности с требованием предать уголовной ответственности участников первомайских демонстраций в арабских деревнях, которые выкрикивали антиправительственные лозунги. По мнению Хамдана, такие действия следовало однозначно квалифицировать как измену родине.

Сам Хамдан стал известен широкой общественности после Синайской кампании, когда израильские солдаты обнаружили в пустыне крохотную бедуинскую девочку, рыдавшую над трупом матери. Арабский депутат стал официальным опекуном малышки, которая получила символичное имя Синайя. Вскоре был снят одноименный художественный фильм, герои которого спасают Синайю на военном самолете, под вражеским огнем. Кстати, роль старшего брата девочки‑бедуинки исполнил большеглазый еврейский мальчик Эхуд Банай, будущий музыкант и исполнитель.

Парадоксальным образом, наиболее радикальные воззрения демонстрировали арабские депутаты‑коммунисты. Несмотря на декларируемые лозунги равенства и братства, они выступали за создание палестинского государства и превращение Израиля в «государство для всех народов» с лишением его еврейского статуса. Одним из таких коммунистов‑националистов был исповедовавший православие Тауфик Туби. До основания Израиля Туби был одним из руководителей Лиги национального освобождения, которая выступала против планов ООН по разделу Палестины и созданию двух государств. В кнессете Тауфик Туби, превосходно владевший ивритом, демонстративно выступал по‑арабски.

Когда были сделаны заявления о том, что Туби следовало бы поблагодарить столь нелюбимых им евреев за то, что они позволили радикалу стать членом кнессета, в защиту депутата выступил поэт Натан Альтерман. В своей регулярной стихотворной рубрике «Седьмая колонка» Альтерман призвал прислушаться к Туби, который жаловался на действия израильской армии, занимавшейся поиском инфильтрантов в районе Галилеи: «Лес рук, который поднялся, чтобы провозгласить его слова клеветой, — это вредное явление».

Ханин Зоаби

Ханин Зоаби

В наши дни произраильский арабский депутат — это оксюморон. Член партии «Балад» Ханин Зоаби, родственница Сеифа эль‑Дина эль‑Зоаби, в открытую называет Израиль расистским государством. Во время исполнения государственного гимна Зоаби покинула зал заседаний, поскольку‑де не любит лицемерия: «Гимн о надежде евреев на свое государство ко мне не относится». Более того, Ханин Зоаби поддержала ядерную программу Ирана, поскольку, по ее словам, должен же кто‑то сбалансировать военную мощь сионистов.

Два года тому назад Зоаби участвовала во флотилии «Свободу Газе». Видеокамера запечатлела ее в непосредственной близости от людей, во­оруженных битами. Впоследствии парламентарий заявила, что никаких вооруженных людей она не видела. Под давлением общественности и по совокупности сказанного и сделанного Зоаби было принято решение лишить ее депутатского иммунитета. Однако на это решение наложил вето спикер кнессета Реувен Ривлин, который не так давно занял пост президента Израиля.

Анонсированным в начале этой статьи политиком является Ахмед Тиби. После подписания Норвежских соглашений скромный врач стал советником Ясира Арафата по делам Израиля и даже являлся представителем палестинской стороны на переговорах в Уай‑Плантейшн. Это не помешало эскулапу создать партию «Тааль» (на сей раз израильскую) и благополучно стать депутатом кнессета. Как говорится, наглость — второе счастье.

Ахмед Тиби

Ахмед Тиби

Министра иностранных дел Авигдора Либермана Ахмед Тиби называет фашистом‑эмигрантом, который хочет изгнать арабов с их родины. Поселения в Иудее и Самарии —«раковой опухолью, которую следует удалить». В 2007 году на митинге, при­уроченном к 42‑й годовщине Движения за национальное освобождение, парламентарий призвал собравшихся продолжать сопротивление вплоть до полного освобождения всех палестинских земель и создания государства со столицей в Иерусалиме. Эти и подобные выражения благополучно сходят Тиби с рук. Он — желанный гость израильских теле‑ и радиопрограмм.

Зоаби и Тиби не являются исключением из правила. Коллега Тиби по партии депутат Иссам Махуль был на несколько дней лишен права на выступление, назвав правительство фашистским, а членов правых партий — серийными убийцами. Наконец, основатель партии «Балад» Азми Бшара был обвинен в пособничестве врагу (во время 2‑й ливанской войны он передавал движению «Хизбалла» данные о местонахождении стратегически важных объектов) и сбежал из Израиля.

Арабов часто сравнивают с пружиной. Если ее согнуть и поместить в прочную коробку, ситуация под контролем. Непрочная и слишком гибкая крышка приводит к тому, что пружина выстреливает. Путь от лояльности до солидарности с врагом, который проделали арабские депутаты кнессета, тому ярчайший пример.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Пятый пункт: бай-бай, Байден, речь в Конгрессе, AdidasRIP, Рипс, Руби Намдар

Чем отличается позиция Камалы Харрис по Израилю от позиции Байдена? Что заявил Нетаньяху в Конгрессе США? И почему компания Adidas разорвала контракт с пропалестинской моделью?Глава департамента общественных связей ФЕОР и главный редактор журнала «Лехаим» Борух Горин представляет обзор событий недели

Как хасиду добиться успеха в бизнесе? 

В Израиле, где изучение Торы субсидируется правительством и многие мужчины-харедим предпочитают учиться полный рабочий день вместо всякой другой работы, светские евреи жалуются, что такой образ жизни истощает экономику и муниципальные бюджеты. Сатмарские хасиды, напротив, придерживаются трудовой этики, восходящей к началу движения в Вильямсбурге во времена после Холокоста. Духовный лидер сатмарских хасидов того времени, раввин Йоэль Тейтельбаум, призывал своих последователей зарабатывать на жизнь

Почему израильские музеи скрывают происхождение экспонатов, переданных на временные выставки за границу

Музей Израиля «не мог проигнорировать протесты, демонстрации и враждебность в отношении Израиля. Мы колебались, когда получили просьбу одолжить картину Рубенса. Это большая и важная работа. И это было впервые, когда мы колебались по поводу предоставления своей картины. Мы понимаем, что в нынешней ситуации обязаны защищать свои коллекции: это сказано и в Законе о музеях Израиля. Поэтому решили пойти на компромисс, при котором о происхождении картины не будет сказано в этикетке на выставке, но будет указано в каталоге, как это делается обычно»