Колонка редактора

Остановка у Синая

Борух Горин 28 мая 2025
Поделиться

В летописи еврейских праздников Шавуот — будто слепое пятно. У него нет точной даты, нет привязки к великому чуду, нет указания даже, что в этот день произошло одно из важнейших событий в истории человечества — Синайское откровение.

И все‑таки именно в этот день начинается история еврейского народа как морального субъекта.

До того — беглецы. После — свидетели Завета.

Поразительно, но Тора действительно нигде не говорит прямо, что именно в Шавуот она была дарована. Всё косвенно. Всё как будто вполголоса. Будто самое главное не нуждается в афишировании.

Может быть, потому, что это событие не внешнего мира, а внутреннего? Где человек соглашается быть адресатом и носителем. Не получить — а принять. Не освободиться — а связать себя.

И это особенно ясно, если вспомнить, что Песах был праздником бегства — массового, хаотичного, необходимого. Люди выходили из рабства, не зная, куда идут. И шли, как бегут от пожара, инстинктивно. А Шавуот — совсем другое. Это уже не движение, это остановка.

Остановка, чтобы услышать. И не просто услышать, а сказать «да».

У горы Синай впервые не побежали, а остановились. «И стали у подножия горы». В единственном числе: «…и расположился там Израиль». Мудрецы читают: «…как один человек с одним сердцем». Что‑то в это мгновение впервые собралось в целое.

Тора не говорит: «Была горная громада и грохот, и народ трепетал». Она просто говорит: стояли. Без шума. Без разговоров. Просто «напротив горы».

И этой простотой все сказано. Потому что у Синая был не монолог Б‑га — а встреча.

И с тех пор — ежегодно — повторяется не дата, а возможность. Мы не отмечаем день дарования Торы — мы становимся в ту же точку выбора. И вопрос не в том, был ли Синай, а в том, станешь ли ты его участником сейчас. Готов ли ты снова сказать «наасе ве‑нишма» («сделаем и услышим»)?

Шавуот не похож на другие праздники. У него нет символа, нет сценария. В нем — только ты. И если ты хочешь, этот день становится откровением. А если нет — просто одним из дней в начале лета.

Вот в чем его тайна: это праздник, который «работает» только вживую, его нельзя воспроизвести механически. Он не вспоминается. Он свершается.

И потому он, быть может, самый настоящий.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Суть еврейских праздников. Шавуот: значение дарования Торы

В центре происшедшего на горе Синай находится не тот или иной смысл изреченного Всевышним, но сама по себе возможность Откровения, осознание того, что Он велит людям что‑то делать, что Ему важно установить связь с человеком. Это главное в Торе, все остальное лишь интерпретация и выводы, разъяснения и наставления