Операция по спасению еврейской истории, запечатленной на кинопленке
Материал любезно предоставлен Tablet
В мае 2017 года в Нью‑Йорке состоялся торжественный вечер, посвященный созданию Фонда сохранения визуальной истории еврейского народа. Мероприятие подчеркивает важность миссии новой организации.
Многие километры кинопленки, затерянные в архивах по всему миру, — современный эквивалент свитков Мертвого моря — надо срочно спасать, пока не поздно. Для еврейской традиции эти катушки целлулоидной пленки не менее важны, чем библейские тексты. Такой призыв прозвучал на торжественном ужине и гала‑вечере, организованном Фондом сохранения визуальной истории еврейского народа. Мероприятие прошло 11 мая в Музее еврейского наследия в Нью‑Йорке.
Фонд был создан усилиями соучредителей Ванессы Лапы, режиссера, и Томера Элиава, звукорежиссера. Оба они недавно участвовали в создании документального фильма «Самый порядочный» о частной жизни рейхсфюрера СС Генриха Гиммлера, главного вдохновителя кровавой резни европейских евреев. В поисках материалов для фильма они посетили более 200 архивов учебных заведений, библиотек и общинных центров в Европе, США и Израиле и обнаружили огромное количество исторических материалов, фиксирующих все самое редкое и необычное из жизни евреев, включая уникальные видеозаписи, действующих лиц которых зачастую невозможно идентифицировать. Большая часть видеоматериалов находится в очень плохом состоянии и требует реставрации. Среди кинолент, предназначенных для реставрации, есть редчайшие экземпляры: сцены из повседневной жизни Иерусалима и Яффы, снятые братьями Люмьер в 1886 году; документальный фильм 1913 года «Жизнь евреев в Палестине»; кинохроники первого визита Уинстона Черчилля в Иерусалим в 1921 году и открытия в 1948 году памятника героям варшавского гетто; полнометражный фильм Герберта Клейна «Дом моего отца», снятый в 1947 году; «Надежда» — первый цветной фильм, снятый в Израиле в 1950 году и посвященный интеграции йеменских евреев.
Лапа и Элиав пришли в возмущение от того, что никто и не подумал поднять тревогу. Хорошо представляя себе масштаб предприятия, они тем не менее решили взять дело в свои руки, объяснили учредители фонда гостям вечера, среди которых были дипломаты из Австрии, Германии, Марокко и Израиля. Фонд был основан в прошлом году, потому что видеоматериалы ветшают с каждым днем, а сохранить эти хрупкие видеохроники еврейской истории для потомства крайне важно. Стюарт Эйзенштат, член совета фонда (при Клинтоне занимавший пост заместителя министра финансов США), чья юридическая фирма «Covington & Burling» помогает фонду на безвозмездной основе, сказал: «Перед нами встала сложная задача — обнаружить и восстановить бесценные и невосполнимые видеоматериалы, которые находятся на грани разрушения, материалы, рассказывающие истории еврейского народа со всех концов света и самых первых дней Земли Израиля еще до создания государства».
Как только в июне 2016 года в Нью‑Йорке был основан фонд, Лапа и Элиав, постоянно проживающие в Израиле, составили список дел, который с тех пор только увеличивается. Он включает в себя поиск и восстановление видеоматериалов, найденных в архивах по всему миру от Израиля до Франции, Марокко, Будапешта, Милана, Нью‑Йорка и Бостона. Спасательная операция, организованная фондом, потребовала приобретения высокотехнологичного оборудования и найма экспертов для обучения сотрудников, так как в Израиле отсутствуют технологии и профессионалы в этой области, объяснили учредители. Работа заключается в покадровой очистке и ремонте, сканировании, восстановлении звука и синхронизации с изображением. Занятие, без сомнения, трудоемкое: 60‑минутный фильм может содержать 84 000 кадров, требующих ремонта. Со временем, после цифровой каталогизации, широкая публика получит бесплатный доступ к материалам.
Бывший президент Антидиффамационной лиги Аби Фоксман поместил первоочередную задачу фонда в исторический контекст: «Сегодня мы собрались здесь, в этом священном месте, историческом месте, в музее, посвященном памяти жертв Шоа и нашему наследию. Мы начинаем понимать, что для сохранения нашей памяти и защиты нашей истории и народа мало одних только слов. Сегодня, когда оспаривают нашу историю и ставят под сомнение нашу память, отрицая Холокост и оспаривая легитимность Израиля, мы должны использовать любое оружие, любой инструмент для того, чтобы отстаивать истину».
Подчеркивая важность кинематографа в роли наблюдателя и свидетеля событий, Фоксман привел слова телеведущего программы «Сегодня» телеканала NBC Дэйва Гарроуэя, произнесенные им в то утро 1961 года, когда начался суд над Эйхманом: «Сегодня в Иерусалиме начинается суд над человеком, игравшим ключевую роль в уничтожении шести миллионов евреев. Шесть миллионов — сколько это?» Затем был показан короткий ролик: евреев выгрузили из грузовика, выстроили в ряд на дне оврага и расстреляли. После этого телеведущий произнес: «Если вы хотите представить, что такое шесть миллионов, вам придется смотреть этот ролик по восемь часов в день в течение трех лет, двух месяцев и восьми дней».
Не в силах забыть картину расстрела, Фоксман заключил: «Я так и не смог стереть тот образ из своей памяти».
Торжественный вечер представил случай отметить заслуги тех, кто уже внес значительный вклад в документальное кино. Киновед Аннетт Инсдорф, профессор Колумбийского университета, вручила Авиве Кемпнер, режиссеру нескольких фильмов о достижениях евреев в спорте, индустрии развлечений и благотворительности, познакомившей зрителей с еврейским партизанским движением времен Второй мировой войны в своем фильме «Партизаны Вильнюса» 1986 года, награду за использование архивных видеоматериалов в документальных фильмах, посвященных выдающимся евреям. Кемпнер рассказала о том, как ее белокурая зеленоглазая мать спаслась в Германии во время Холокоста, выдавая себя за польку. «Рискуя выдать себя, она зашила под подкладку пальто фотографии родителей и сестры. Эти семейные фотографии — единственные свидетельства, из которых мы с братом узнали о своих родственниках — бабушке, дедушке и тете, которые погибли в Освенциме».
«Храбрость моей матери, сумевшей сохранить эти фотографии, вдохновила меня на создание документальных фильмов об известных евреях. Например, герой одного из фильмов — звезда бейсбола, отбивающий Хэнк Гринберг, не тщедушный еврей, а великан ростом 8 футов 4 дюйма, выбивавший хоум‑ран в то время, как Гитлер пришел к власти в Европе. Мне удалось снять эти фильмы только благодаря тому, что я прочесывала архивы в поисках отличных кадров, старых домашних видео, полнометражных лент и фотографий».
В завершение мероприятия легендарной фотожурналистке Рут Грубер посмертно была вручена награда за освещение исторических событий. Ей удалось организовать эвакуацию 1000 еврейских беженцев из Европы в США в 1944 году. Она же была в числе журналистов, встречавших судно «Исход» в Хайфе в 1947‑м, и ее подробный репортаж, сопровождаемый фотографиями, появился в мировой прессе. Патти Кернер и Дорис Шехтер, продюсеры документального фильма «Ahead of Time» («Опережая время») о замечательной жизни Рут Грубер, получили награду от ее имени и передали Музею еврейского наследия. Шехтер была в числе тех еврейских беженцев, которых эвакуировали из Италии стараниями Рут Грубер. 
Оригинальная публикация: A MISSION TO RESCUE ALL THE JEWISH HISTORY CAPTURED ON FILM