О наследии Сефарада: как в небольших испанских городах раскапывают древние синагоги
Под зданием 14 века – с поросшими мхом стенами и интерьерами, окрашенными яркими фиолетовыми и желтыми мазками, – предположительно находятся руины второй по величине синагоги Испании эпохи средневековья, пишет журналист JTA Орге Кастельяно.
Сооружение площадью около 700 квадратных метров, которое в настоящее время исследуют археологи, расположено в Утрере, небольшом городе в провинции Севилья на юго-западе Испании.
У здания долгая и многогранная история: в 17 веке – больница, затем католическая часовня, детский приют, а в 20 веке – школа, ресторан и коктейль-бар.
Городской совет выкупил заброшенный на тот момент объект недвижимости в 2018 году и в феврале 2021 года начал вести археологические раскопки в надежде обнаружить синагогу, которая на протяжении веков была скрыта под землей.
Цель подобных раскопок не только в том, чтобы сохранить памятники еврейской истории и культуры, но и в том, чему правительство Испании уделяет в последние годы приоритетное внимание: попытка «компенсировать» мрачную историю инквизиции.
В то время как Covid-19 продолжает наносить ущерб туризму во всем мире, Испания стремится оставаться одной из самых посещаемых стран. А древние синагоги могут привлекать туристов, особенно в небольших городах, где их обычно немного.
Обнаружение синагоги «поместило бы наш город на карту мира наряду с такими городами, как Севилья, – заявляет Хосе Мария Вильялобос, мэр Утреры и главный инициатор проекта. – Это было бы мощным стимулом для развития города как крупного туристического центра».
Утрера далеко не одинока в изучении своего еврейского прошлого. Задолго до пандемии правительственные и частные организации на региональном и муниципальном уровнях предпринимали попытки раскопать, восстановить и продемонстрировать средневековые объекты еврейского наследия в Испании.
«С точки зрения культурного наследия Испания претерпела огромные преобразования с конца 1980-х годов – по мере роста числа археологических раскопок, связанных с бурно развивающейся строительной отраслью», – говорит Хорхе Эйроа, профессор средневековой истории в Университете Мурсии. Он объясняет, что синагоги нередко обнаруживают случайно, когда копают ямы под фундамент при строительстве.
На протяжении нескольких столетий общины сефардов создавали в Испании поразительное архитектурное наследие. Бывшие синагоги являются жемчужинами художественного и культурного наследия. Они иллюстрируют великолепие и процветание средневековых еврейских общин Испании.
Но после 1492 года, когда евреи были изгнаны из Испании инквизицией, большинство из них оказались заброшены, многие надстроены или включены в другие здания. Некоторые из выдающихся зданий, чудом оставшихся нетронутыми, дошли до нашего времени в качестве римско-католических церквей, таких как Эль-Трансито и Санта-Мария-ла-Бланка в Толедо, синагога Кордовы и Корпус-Кристи в Сеговии. (Некоторые из них, по иронии судьбы, недавно снова превратились в еврейские объекты: музеи и культурные центры, которые рассказывают об истории испанских евреев.)
На протяжении веков многие синагоги по всей Европе были «перепрофилированы». В 2018 году британская организация Фонд еврейского наследия создала интерактивную карту, которая идентифицирует их, показывая, как изменились их функции: некоторые из них существуют в качестве магазинов, ресторанов, спортивных сооружений и даже похоронных бюро.
Однако многие еврейские культовые сооружения, разбросанные по всему Пиренейскому полуострову, скрыты под землей без каких-либо документальных свидетельств их существования.
«Когда синагога превращалась в церковь, следы еврейства быстро удалялись, – рассказывает Эйроа, объясняя трудности поиска старых синагог. – Если повезет, ковчег для хранения свитков Торы можно найти внутри небольшого алтаря, как это случилось в Кордове, таким образом он сохранился».
Мигель Анхель де Диос, один из археологов, работающих в Утрере, уверен, что он непременно обнаружит подземную синагогу. Его команда ищет религиозные еврейские «следы», в том числе подсказки, демонстрирующие, было ли здание разделено на мужскую и женскую половины.
«Мы до сих пор понятия не имеем, есть там синагога или нет и в каком она состоянии. Но, если мы ее найдем, то миква с высокой степенью вероятности должна располагаться вблизи молитвенного зала, а также вблизи женской галереи, – говорит де Диос. – Возможно, она не сохранилась, но мы все равно должны искать следы отделения мужской половины от женской».
Примерно в 270 километрах к северо-востоку от Утреры, в древнем городе Убеда, расположена ранее неизвестная синагога со средневековой миквой, которая дает ей название: «Синагога Воды».
Погребенная под городскими домами, синагога оставалась нетронутой до тех пор, пока ее случайно не обнаружили в 2007 году. Ее открытие поразило владельцев недвижимости, строивших апартаменты для туристов и парковку.
Основной инвестор, Фернандо Креспо быстро понял культурное значение этого места и его туристический потенциал и остановил свой строительный проект. После трех лет раскопок и реставрации синагога открыла двери для публики в качестве музея в 2010 году.
«Для всех нас было большим сюрпризом найти столь волшебное место — это было поразительное открытие, буквально путешествие в историю», – заявляет Андреа Пеццини, глава туристической компании Artificis, которая ныне управляет синагогой.
«Синагога Воды» разделена на семь соединенных между собой помещений, включая хорошо сохранившуюся микву. Бассейн, расположенный на самом нижнем этаже, высечен в природной скале и живописно освещен лучами солнечного света, придающими ему мистический вид. На протяжении веков через него текла природная вода из колодца, обновляясь каждый день. Ученые полагали, что в Испании есть лишь одна природная миква – в небольшом каталонском городке Бесалу.
До Covid-19 «Синагогу Воды» посещало около 27 тыс. посетителей в год. В течение первого пандемического года их число сократилось до 1 тыс.
«Синагога Лорка», расположенная в юго-западном регионе Мурсии, была обнаружена в 2003 году во время строительства отеля. Но она была обнаружена не под землей: синагога оказалась «спрятана» в средневековой крепости.
Замок, тянущийся по всему историческому району Алькала, был построен между 9 и 15 веками. Синагога эта единственная, о которой известно, что она найдена с неповрежденной бимой и ковчегом для свитков Торы.
«Такие «следы» прежней жизни сохраняются в тех синагогах, которые оставались необитаемыми, незанятыми», – говорит Эйроа.
Археологи обнаружили более 2600 осколков стекла, которые использовали для реконструкции 27 ламп, ранее освещавших молельный зал. Сегодня они выставлены в Городском археологическом музее рядом с фрагментами ханукии, керамикой, пряжками, кольцами и монетами, которые рассказывают посетителям о повседневной жизни евреев Лорки и о том, как они отмечали свои праздники более 500 лет назад.
Другие недавно обнаруженные еврейские памятники – это синагога Молина-де-Арагон в Гвадалахаре, которая пока представляет собой лишь груду развалин, и синагога Теруэля в Хихаре. В последнем случае восстановительные работы завершены в начале 2021 года, но дата открытия синагоги для публики пока не определена.
Эйроа замечает, что акцент на восстановление объектов еврейского наследия будет только усиливаться: муниципалитеты продолжают извлекать выгоду из своих связей с Сефарадом, как местные евреи называли Испанию на иврите.
«Совершенно очевидно, что прошлое Сефарада всегда было очень привлекательным активом для городских советов и автономных сообществ», – подчеркивает он.