Музей

Новый музей расскажет миллионам испанцев об их еврейских корнях

Подготовил Семен Чарный 1 июня 2022
Поделиться

Первый еврейский онлайн-музей, посвященный испано-еврейской культуре, будет открыт в качестве первого шага к созданию полноценного музея в Мадриде. Об этом сообщает соучредитель и президент Fundacion HispanoJudia (FHJ) Давид Хэтчвелл-Альтарас, пишет журналист The Jerusalem Post Цвика Кляйн.

«Мы работаем над ультрасовременным Еврейским музеем в Мадриде, — рассказывает Хэтчвелл-Альтарас. — Виртуальная фаза должна быть полностью готова к лету 2023 года, а физическая — к лету 2024-го. У нас уже есть для этого прекрасный участок площадью около 2600 квадратных метров».


Хэтчвелл-Альтарас отмечает, что фонд, соучредителем которого он был в 2015 году, инвестировал 1,5 млн евро в онлайн-музей: «Мы собираемся построить музей, на который в целом будет потрачено 20 млн евро. Значительную часть — около половины — мы уже привлекли».

«Museo HispanoJudío (MHJ) — наш самый важный проект, — продолжает Хэтчвелл-Альтарас. — Это задумано как место, где заново можно будет открыть для себя еврейское происхождение, наши ценности и стремление к братству и миру в будущем».

Миссия MHJ, по его мнению, «в том, чтобы сообщить будущим поколениям: иудаизм – неотъемлемый элемент испанской и латиноамериканской идентичности, иудаизм не является здесь чем-то чуждым – наоборот», — и установить мосты взаимопонимания между испаноязычным и еврейским мирами.

Ожидается, что онлайн-музей будет «виртуальным опытом, в чем-то отличным ото всего, что существует сегодня среди онлайн-музеев». 

«В нашем понимании это возможность создать мысленное путешествие «от толпы к сообществу» и поэкспериментировать с живым иудаизмом», — говорит Хэтчвелл-Альтарас.

Он объясняет, что «посетители смогут путешествовать во времени и таким образом погружаться в исторически уникальные моменты. Виртуальный музей будет ставить сложные вопросы и предоставлять посетителю инструменты для поиска ответов на его личном маршруте».

Во время экскурсии посетителям будет предоставлена ​​возможность добавить контент в свою «личную виртуальную корзину», чтобы продолжить знакомство с музеем и его выставками по возвращении домой.

Ведущий испанский бизнесмен, филантроп и известный лидер еврейских инициатив, Хэтчвелл-Альтарас является президентом Excem Grupo – диверсифицированной международной группы, основанной его покойным отцом, также известным филантропом Маурисио Хэтчвелл-Толедано. Группа была создана в 1971 году как испанская торгово-инвестиционная фирма. Сегодня она ориентирована на технологии, недвижимость и контент.

Давид Хэтчвелл-Альтарас



Хэтчвелл-Альтарас является председателем SIR-REIT (Инвестиционный фонд недвижимости с безопасным доходом), базирующимся в Испании и специализирующимся на совместном проживании. Он возглавляет и REIT-SITUR – фирму, которая является владельцем и оператором общежитий номер один на Пиренейском полуострове. Хэтчвелл-Альтарас является также инвестором и членом Международного консультативного совета OurCrowd – израильской платформы краудфандинговых акций.

В последние годы президент FHJ занимал несколько должностей в мировой еврейской общине. Он был президентом еврейской общины Мадрида, работал в исполнительном комитете по планированию программы «Таглит» и в правлении Всемирного союза «Маккаби». В отличие от большинства еврейских лидеров из испаноязычных стран, Хэтчвелл-Альтарас прекрасно говорит по-английски, понимает менталитет англоязычных и израильских евреев.

«Как я понимаю иудаизм? С одной стороны, надо иметь очень сильную еврейскую идентичность — я большой сионист, — объясняет Хэтчвелл-Альтарас. — Но я также очень верю в концепцию взаимодействия с неевреями. Это то, что я осуществляю в нашем фонде».

Когда в закон о гражданстве Испании были внесены поправки, позволяющие его получить  потомкам изгнанных евреев, Хэтчвелл-Альтарас решил создать фонд, призванный инвестировать в инициативы и создавать другие, рекламируя  богатую историю сефардских евреев.

«Люди знают, что 500 лет назад на Пиренейском полуострове жило много евреев. Потом было изгнание, а потом почти ничего не было — судя по тому, что известно широкой публике, — рассказывает он. — Мы понимаем, насколько важным и влиятельным было еврейское присутствие в этих районах — не только исторически, но и с точки зрения того, как оно продолжилось ввиду оставшихся в Испании евреев. На момент изгнания 8% населения Испании составляли евреи. Такие историки, как Бенцион Нетаньяху, говорят: евреи думали, что со временем все изменится: короли могут передумать или умереть. Но, к сожалению, на 500 лет эта ситуация для них оказалась неизменной… Евреи сначала пытались остаться евреями, но погромы продолжались… Через пару поколений уже определенно были попытки евреев жениться на нееврейках. Так что если взять процент смешанных браков за более чем 25 поколений, согласно экспоненциальному закону роста, сегодня никто в Испании не может с уверенностью сказать, что у него нет еврейской крови…»

По словам Хэтчвелл-Альтараса, «у каждого четвертого в Латинской Америке еврейское происхождение; так что, если в этих странах проживает около 700 млн человек, мы можем говорить о примерно 200 млн с испано-еврейским происхождением. Это огромная цифра».
Он надеется, если ему удастся заставить миллионы испанцев и латиноамериканцев понять, что у них есть связь с евреями, и это поможет в борьбе с антисемитизмом: «Как только вы осознаете, что у вас есть еврейские корни, вы больше не можете быть антисемитом. Если ты при этом антисемит – то ты дурак, ненавидящий собственное происхождение… Мы также следим за тем, чтобы христианские испаноязычные общества понимали фундаментальные ценности, которые разделяют христиане и евреи: они огромны».

У фонда, который основал Хэтчвелл-Альтарас, впечатляющий список поддерживающих персон. Один из них — Стюарт Вайцман, еврейско-американский дизайнер обуви, основавший целую империю. Среди других – представители крупных СМИ, раввины, мэры городов, израильская певица Ахиноам (Ноа) Нини, российский миллиардер Михаил Фридман…

Когда его спрашивают, какова, например, связь Вайцмана с латиноамериканским еврейством, Хэтчвелл-Альтарас улыбается: «У Стюарта, как ни странно, есть такие личные связи… Когда он строил свою обувную империю, он производил обувь в Испании. В течение 40 лет он проводил много времени здесь и понял, насколько люди невежественны в отношении иудаизма… Мы связались, наши пути пересеклись, он очень верит в наши проекты и поддерживает нас. На самом деле Стюарт — наш главный благодетель».

Как настоящий сионист, Хэтчвелл-Альтарас считает, что «у каждого еврея есть миссия», и объясняет: «Единственная причина, по которой я и моя семья живем в Испании, заключается в том, что мы нужны здесь, чтобы внести свой вклад». 

У него очень хорошие связи в Израиле, имена трех его сыновей еврейские: Явне (по имени израильского города), Даян (в честь покойного лидера ЦАХАЛа и министра Моше Даяна) и Маген («щит», или «защитник»).

Ему было бы «гораздо удобнее» жить в Иерусалиме, где у него есть дом, говорит он, «но есть чувство миссии» в том, чтобы жить как еврей в Испании.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

О наследии Сефарада: как в небольших испанских городах раскапывают древние синагоги

На протяжении нескольких столетий общины сефардов создавали в Испании поразительное архитектурное наследие. Бывшие синагоги являются жемчужинами художественного и культурного наследия. Они иллюстрируют великолепие и процветание средневековых еврейских общин Испании. Но после 1492 года, когда евреи были изгнаны из Испании инквизицией, большинство из них оказались заброшены, многие надстроены или включены в другие здания.

Позднее Средневековье и эра европейской экспансии (1200–1650): на окраинах империи

Как оказалось, события 1492–1498 годов не стали последней главой в иудео‑христианском сосуществовании в Испании и Португалии. Как мы увидим, в Испании и особенно в Португалии сложнейшая проблема уцелевших конверсов не была решена еще несколько поколений. Рассеяние евреев и марранов, которые несли с собой иберийское наследие, сильно повлияло на многие западноевропейские и ближневосточные общины.

The Atlantic: Испания стремится покаяться в грехе 500‑летней давности

Когда я думаю о мечте моего отца об Испании, я понимаю, что его донкихотские устремления были неразрывно переплетены с жестокостью. Стремление в Сфарад — это не просто упражнение в ностальгии, это путешествие, омраченное насилием и кровью, погромами и насильственными крещениями, травмами и искуплением. Греческий корень слова «ностальгия» — «ностос» — означает «возвращение домой». Дом — это не просто гавань, а место, где есть и свои конфликты. Сефардский ностос тоже оказался таким.