Колонка редактора

Недопись

Борух Горин 30 января 2023
Поделиться

В конце 2022‑го опубликованы и проанализированы данные переписи 2020 года.

В 2020‑м, если вы не помните, незаметно прошла перепись. Настолько незаметно, что огромное количество людей в ней просто не участвовало. А те, кто участвовал, тоже могли не запомнить, потому что, на мой взгляд, это была шутка какая‑то, а не перепись.

И тем не менее перепись 2020 года, из‑за пандемии ковида‑19 реально прошедшая в 2021‑м, состоялась. И сейчас опубликованы данные национального состава населения России.

Формально эти результаты стали подтверждением многократно озвученного тезиса о том, что еврейская община России быстро сокращается.

Итак, 2020–2021 годы, то есть еще до нынешнего всплеска эмиграции из России, а данные обескураживающие. Перепись зафиксировала всего 82 644 человека, отметивших себя в переписных листах как евреи. Восемьдесят две тысячи! Это практически в два раза меньше, чем в предыдущую перепись 2010 года, когда был учтен 156 801 «обычный» еврей. А там еще считаются отдельно, например, горские евреи: 762 еврея в 2010 году и всего 266 — в 2020‑м. На 500 человек меньше! На примере горских евреев можно о многом судить. Да я в Москве знаю больше горских евреев, чем 266 человек! Я каждый год хожу на празднование Суккот в горский шалаш в Москве, так только там 500 человек присутствуют! А в переписи 266…

Впрочем, есть и «хорошая» новость: две группы евреев, которых в России стало больше, чем во время предыдущей переписи: караимы и крымчаки.

Караимы — это народность, многие представители которой не считают себя евреями, приписывая себе тюркское происхождение. Вы слышали, наверное, о теории, еще в начале XIX века неизвестной и возникшей в качестве средства борьбы с чертой оседлости. Впоследствии, кстати, она спасла караимов, которые не были в массе своей уничтожены немцами во время войны. Вот их стало больше. А еще крымчаков — так называемых «рабанитских евреев» из Крыма, считающих себя евреями и придерживающихся правил Талмуда, а не караимского иудаизма. Обе эти группы объединяет Крым: их стало больше потому, что в 2014 году Крым был включен в Российскую Федерацию и эти люди оказались на российской территории.

Да, на первый взгляд все очевидно: речь идет о вымирании российской еврейской общины. Но стоит приглядеться к этой переписи, и наши эксперты сделали это.

При росте населения со 142 млн в 2010 году до 147 млн в 2020‑м в России уменьшилось количество не только евреев. Численность русских уменьшилась со 111 млн до 105 млн: на 6 млн! Еще раз замечу: это при общем увеличении населения России…

К такому парадоксу и моему вышеупомянутому наблюдению насчет горских евреев следует добавить еще одно, возможно решающее, «но», позволяющее считать цифры переписи недостоверными. В переписных листах есть графа: «Лица, у которых не указана национальная принадлежность». В 2010 году таких лиц в России было примерно 5,5 млн, а по переписи 2020‑го их стало 16 млн: на 11 млн больше. То есть вне анализа национальной принадлежности оказалось 17 млн человек, или 12% населения. Нетрудно догадаться, что многие евреи — и это очень важный социологический фактор — не указали свое происхождение. Хотя и русские тоже. Интересно, почему?

Я думаю, дело в технологии. С каждой новой переписью национальная принадлежность становится все более необязательной графой. Даже переписчики не задают вопрос о национальной принадлежности! Я, например, должен был сам спросить у переписчика, почему он об этом не спрашивает. Только тогда моя национальность была внесена в анкету.
Думаю, при всем том, что еврейское население в стране, конечно, уменьшается — особенно в 2022 году и, боюсь, тенденция эта сохранится в 2023‑м, — однако цифры, которые дала перепись 2020 года, к реальности относятся мало.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Звуки музыки

С 1899 года, когда «Ойфн припечек» опубликовала одна идишская сионистская газета, эту неоднозначно ностальгическую «народную песню» Марка Варшавского объявляли своей такие разные еврейские национальные идеологии, что просто диву даешься, в том числе советское революционное движение, ревизионистский сионизм и советские отказники. Сегодня все бесчисленные прежние трактовки затмила еще одна: «Ойфн припечек» широко воспринимают как музыкальный символ памяти о Холокосте, а эта память, как минимум, важная грань современного еврейского национализма, если не целая самостоятельная идеология.

Идишская фольклорная песня в классической музыке

Антисемиты вроде Рихарда Вагнера насмехались над евреями, нацией без корней и подлинной народной культуры. Вагнер считал, что вдохновить на создание великого произведения искусства может лишь дух народный, но «где же образованному еврею найти свой народ?» — риторически вопрошал Вагнер. «Единственное музыкальное выражение, которое предлагает передовому еврею его народ, — ритуальная музыка иеговистских обрядов» (но и она, по словам Вагнера, доходит до евреев «в искаженном, лишенном смысла виде»).

Еврейский цвет индиго

Эта временная экспозиция далеко выходит за рамки истории ХХ века и истории России. Самое удивительное, что она выходит и за рамки чисто этнографического проекта. История бухарских евреев, которые жили отнюдь не только в Бухаре, но и по всей Средней Азии, говорили на таджикско‑еврейском языке, который часто называли также бухарско‑еврейским (бухори), сохранили свою веру и традиции, впечатляет уже тем, что уходит в глубь истории на 25 веков.