Древности

Национальная библиотека Израиля продемонстрировала самую большую коллекцию свитков Эстер

Подготовил Семен Чарный 21 марта 2022
Поделиться

Среди миллионов предметов в фондах Национальной библиотеки Израиля хранятся и сотни свитков Эстер — это самая большая коллекция в мире, пишет The Jerusalem Post. Некоторые из них особенно древние и редкие, они свидетельствуют об истории еврейских общин в Европе и о восточном еврействе. В дни, когда отмечался Пурим, Национальная библиотека Израиля предоставила редкую возможность посмотреть часть коллекции свитков Эстер.

Престижная реликвия 15 века: Свиток Эстер испанского еврейства

 

Престижная реликвия 15 века: Свиток Эстер испанского еврейства


Один из старейших известных в мире свитков Эстер недавно был подарен Национальной библиотеке Израиля в Иерусалиме.

Свитки Эстер содержат текст мегилы на иврите, их традиционно читают в еврейских общинах по всему миру на праздник Пурим.

Ученые определили: недавно появившийся в собрании Свиток Эстер был написан на Пиренейском полуострове около 1465 года, до изгнания испанских и португальских евреев в конце 15 века. Эти выводы основаны как на стилистических особенностях текста, так и на иных научных данных, включая датировку по углероду-14.

Мегила написана коричневыми чернилами на коже, элегантным, характерным сефардским шрифтом, и напоминает Свиток Торы. Первая часть свитка, перед текстом самой Мегилат Эстер, включает традиционные благословения, произносимые до и после чтения свитка, и свидетельствует о ритуальном его использовании в иберийской еврейской общине до изгнания.

По мнению специалистов, свитков Эстер средневекового периода вообще и 15 века в частности сохранилось очень мало. Свитки Торы и свитки Эстер из Испании и Португалии, написанные до изгнания, еще более редки.

До передачи в дар этот свиток был единственной полной мегилой 15 века, хранившейся в частных руках.

Как отмечают в библиотеке, подобное пополнение коллекции является «невероятно редким свидетельством богатой материальной культуры евреев Пиренейского полуострова. Это один из самых ранних сохранившихся свитков Эстер и одна из немногих мегилот 15 века в мире».

Свиток Эстер из Амстердама, проклинавший врагов евреев

Свиток Эстер из Амстердама, проклинавший врагов евреев

В этом свитке пуримское веселье амстердамских евреев как бы смешалось с желанием отомстить испанцам.

Одна из вещей, в которых евреи всегда были хороши, это рассказывание историй. Каждый год на каждый наш праздник мы рассказываем истории о преследованиях, мужестве и последствиях, которые случались с каждым поколением евреев, где бы они ни находились. Все это включает в себя привязку событий, описанных в Свитке Эстер, и самого праздника Пурим к событиям более современным: для наших целей рубеж 18 века можно назвать «современным».

Именно благодаря иллюстрациям, найденным в рукописи Свитка Эстер, нарисованной и скопированной около 1700 года, мы видим прямую связь между древним рассказом о преследовании евреев в Персии и более поздним преследованием евреев католическими Португалией и Испанией.

Еврейский квартал Амстердама был основан в 17 веке ашкеназской и португальской общинами. Рассматриваемый нами конкретный сюжет касается португальской.

Потомкам крещеных евреев, которые массово эмигрировали из Португалии в Амстердам на протяжении 17 века, не разрешалось сохранять и исповедовать свою древнюю религию. Но  они хотели вернуться к еврейской вере в новом голландском доме.

«Обратный путь» шел через праздники. И Пурим был хорошим началом, учитывая, что главными аспектами праздника, наряду с заповедями пить и есть, а также празднованием выживания в ситуации, когда евреи находились на грани истребления, являются радость и веселье: это история преемственности евреев в диаспоре.

Итак, еврейская община Амстердама поручила некоему художнику проиллюстрировать Свиток Эстер, рассказывающий историю падения злого Амана, а также историю мести более поздним португальским «аманам».

Неизвестный художник проиллюстрировал текст незабываемыми сценами. На первой странице изображены две полуобнаженные женщины, намекающие читателям, что они будут знакомиться с театральной пьесой. Художник также изобразил жестокие и кровавые сцены истории. Но одна сцена несомненно превосходит все остальные. Чтобы показать судьбу тех, кто преследует евреев, а также польстить голландцам, победившим Испанию в их войне за независимость (и не забывая, что испанцы изгнали евреев 150 лет назад), художник нарисовал то, что можно описать как конвейер по обрезанию. На этом «конвейере» трое мужчин-язычников страдают от последствий обрезания, в то время как моэли выглядят совершенно спокойными. Сцену сопровождает следующий стих: «И многие из народа земли называли себя иудеями, потому что напал на них страх перед иудеями».

Свиток Эстер — единственная книга еврейской Библии, в которой ни разу не упоминается имя Б-га. Этот факт не мешает художнику связать элементы повествования со своим временем. На одной из иллюстраций мы видим евреев, стоящих на коленях и благодарящих Б-га в синагоге, стиль которой типичен для португальской общины в Амстердаме. И победившие евреи Амстердама в 18 веке, наконец, находят время для веселья, радости и хорошей еды.

 

«Специальное предложение» на Пурим: «Азорская Мегила»

 

«Специальное предложение» на Пурим: «Азорская Мегила»


«Азорская Мегила» в Национальной библиотеке Израиля представляет собой раннее и прекрасное свидетельство о еврейской жизни на Азорских островах.

Этот изысканный свиток высотой всего 12,7 см был написан в 19 веке и посвящен Давиду Сабаху, известному деятелю азорской еврейской общины, человеку, восхваляемому как знаток Торы. 

Он родился до 1847 года, вероятно на Сан-Мигеле на Азорских островах, умер в 1915 году в Португалии.

Азорские острова принадлежат Португалии и расположены примерно в 1500 км от Лиссабона. 

Евреи, спасавшиеся от преследований, бежали туда в 16 и 17 веках, но не оставили известных письменных свидетельств о своей жизни и обычаях. Первое письменное упоминание о еврейской жизни на островах относится к 1818 году, к сюжету прибытия туда марокканских евреев. 

К середине 19 века еврейское население Азорских островов составляло около 250 человек, большинство из которых проживало в Понта-Делгада на острове Сан-Мигель. Историческая синагога «Шаар ха-Шамаим» в Понта-Делгаде недавно была отремонтирована и превращена в Музей истории еврейской жизни Азорских островов.

«Азорская Мегила» поступила в Национальную библиотеку Израиля как часть знаменитой библиотеки Фонда Вальмадонны – лучшей в мире частной коллекции книг и рукописей на иврите, которая была приобретена Национальной библиотекой Израиля совместно с коллекционерами археологии и иудаики Дэвидом и Джемаймой Джезельсон через аукцион  «Сотбис».

Коллекция Фонда Вальмадонны в настоящее время сканируется и будет выставлена ​​в новом здании Национальной библиотеки Израиля, спроектированном архитектурной фирмой Herzog&de Meuron и в настоящее время строящемся в Иерусалиме.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Музей Израиля приобрел редкий Свиток Эстер, написанный 14-летней девочкой

О девочке мало что известно, кроме того что она принадлежала к известной и богатой еврейской семье в Риме, приехавшей в Италию незадолго до или вскоре после изгнания евреев из Испании в 1492 году. Ее отец владел несколькими предприятиями, в том числе успешной фирмой по производству мебели, изготавливая предметы также для католической церкви. Можно предположить, что Луна происходила из семьи, в которой особо ценилось образование для детей, в том числе для дочерей.

Эстер раба и Рут раба

Эстер  раба и Рут  раба стали чрезвычайно популярны уже в средние века — достаточно посчитать, сколько раз на них ссылается Раши, создатель канонических комментариев к Писанию и Талмуду. В наше время к этим антологиям обращается практически каждый еврейский автор, пишущий или рассуждающий о соответствующих книгах Писания.

Чтение Мегилы в Тегеране: как празднуют Пурим евреи Ирана

«Вы уверены, что иранские чиновники не интересовались праздником, связанным с таким агрессивным персидско‑еврейским противостоянием? Вы никогда не боялись публично объявлять о времени чтения Мегилы?» Ни секунды не колеблясь, раввин ответил на мой вопрос: «Я не понимаю. История Пурима не о том, как персы угрожают евреям. Она о том, что происходит, когда неиранец, подобный Аману Агагеянину, проникает в персидские правящие круги и пытается перевернуть все с ног на голову».