Кадиш

Наш Дима: глазами бабушки и историка

Нелли Портнова 28 апреля 2020
Поделиться

Прошло уже более пяти лет, как мой внук, капитан Дмитрий Левитас погиб в Газе, в последней войне, как обычно у нас, называемой «операцией»: это была операция 2014 года «Несокрушимая скала». За прошедшее время о нем написано много, рассказано еще больше, но все на иврите. Между тем, первым языком двухлетнего Димы был русский, который впоследствии он забыл. И только я из всей семьи сегодня могу рассказать о нем по‑русски.

В первый год траура особенно ощущалась двойственность; ты притворяешься нормальным, делаешь вид, что ты такой, как все. Вокруг обычная жизнь. Все больше на улицах колясок с детьми, это задевает: они не пойдут в армию, останутся жить… И тут же другая мысль: это хорошо для нашей демографии. Но мне стало больно любоваться солдатами…

Дима начался для меня еще до его рождения, когда родители его выбирали имя. Потом — первое свидание, когда трехлетняя Аня, подходя к роддому, услышала многоголосый детский плач и спросила: «Это братики плачут?» До двух лет в Ташкенте он был под началом сестры, которая «строила» всех соседских детей во дворе. Это был маленький ушастик, всегда улыбающийся и спокойный. Когда у меня не было лекций, я забирала их обоих к себе на пару дней. А от их дома недалеко находился парк, и я возила их туда: Дима сидел в коляске «антошка», с привязанным к ней горшком, рядом бежала Аня. Он еще не мог соперничать с сестрой, которая не боялась ни высоты, ни скорости на качелях‑каруселях, и внимательно следил за ней.

Зимой 1990 года я гуляла с ними обоими уже в совершенно другом месте: на детской площадке в Хайфе. Вскоре началась первая в нашей жизни здесь война — в Заливе. При звуках сирены, обычно ночью, надо было вытащить детей из кроватей и, бросив мокрую тряпку у порога, натянуть на обоих противогазы (чему Дима категорически сопротивлялся), усадить их у внутренней стены квартиры. Соседи приносили одеяла и теплые вещи, помогали встретить шабат… Для гуманитариев там не было никакой работы: маленький кибуц на Голанах был как бы специально создан для выращивания детей репатриантов. Когда я приезжала в гости, оба бежали мне навстречу по главной кибуцной дорожке, захлебываясь от счастья. Чувствовалась их полная принадлежность этому спокойному, тихому месту. Потом появился и третий малыш. А через семь лет Диме пришлось привыкать к большому городу, он скучал по друзьям детства, и бар мицву отмечали в кибуце.

В нем обнаружились удивительная физическая сила и самые разнообразные способности. Дима, как и младший Даниэль, хорошо рисовал, и учитель рисования, устроивший ателье в пустом гараже, предлагал серьезно заняться ими, но денег на это у семьи не было. Потом началась музыка: руководитель подросткового джаз‑банда, тоже энтузиаст, принял обоих мальчиков. Дима выбрал саксофон. Способности к рисованию и музыке, кстати, были наследственные, от отца, Александра Левитаса — художника, обладавшего к тому же абсолютным слухом. Скоро Дима стал исполнять соло, поехал с оркестром в Болгарию.

Не было равных ему и в том, чтобы поработать руками: он покрасил мне комнату, положив краску абсолютно профессионально. В школе учился так себе: запоминал материал мгновенно, но не любил делать уроки, ему было скучно. Тем не менее, учителя любили Диму за ум, и багрут он получил. Выпускники иерусалимской школы Рене‑Кесем шли только в боевые части (ни за что — в джобники), и на стене в школьном зале — самое большое в стране число фотографий погибших…

Дима выбрал трудную специальность. Без танков нет войны, это сложно и опасно — в общем, то, что нужно для израильского юноши. Перед мартовским призывом работал: на стройке, барменом, на перевозке мебели — и собрал деньги на уроки по вождению, сдал экзамен.

Армия для Димы стала продолжением кибуцного братства. Он не «тянул лямку» военной службы, но брал на себя все новые испытания: курсы командира танка, офицерские курсы. Дима гордился своей танковой бригадой «Саар ми‑Голан». Во время второй части операции в Газе «Литой свинец», вылезая из танка, он ранил ногу, лежал, загипсованный, дома и стучал костылем по стене: «Как они там без меня?»

После окончания срочной службы Дима два раза подписывал контракт на кадровую сверхсрочную (кэва).

В армии учился в школе тактического командования, при этом одновременно изучал политологию в Бар‑Иланском университете. Все в стране было его домом: дороги, по которым он мчался в конце недели, поля, Голанские высоты, где не только был родной кибуц, но и жила его девушка. По выходным он катал ее по холмам на своем красном трактороне. Терпеть не мог эгоистов, любящих взять, но ничего не отдающих стране. Не было задач в армии, которые его бы не касались. Надо выставить от бригады участника марафона — Дима не бегун, но бежит — и в изнеможении падает дома, достигнув финала. Такой особенный патриотизм, очень внутренний и личный, из израильского воздуха, лишенный риторики. Я спросила однажды, есть ли в ЦАХАЛе дедовщина, долго объясняла ему, что это такое. Он подумал и вспомнил: «Есть. На собраниях первогодки сидят на пластмассовых стульях, а мы на мягких». — «И все?» — «Ну еще иногда могут сварить нам кофе».

Мы ничего не знали о его педагогических талантах, и только потом услышали много историй. Командир дивизии говорил, как он был находчив при исполнении заданий: принимал решения обдуманно, творчески, очень любил солдат, всегда испытывал ответственность за них. ЦАХАЛ — большое воспитательное учреждение, а Дима был воспитателем от природы. Так говорят все, знавшие его. Почему он ничего не рассказывал нам? Не только потому, что нельзя: мужчина всегда все берет на себя, так он считал.

Дима жил не только армией, но и всем миром. Торопился попробовать и увидеть все: учился, отдыхал, любил, играл, любовался природой, путешествовал. Вот вдруг поставил новые линзы на глаза, поехал с друзьями на пивной фестиваль в Мюнхен, даже полетал в самолете пилотом — таким был подарок подруги на последний день рождения.

Приезжал редко, звонил: «Сафта, ма нишма?» Бабушка, как дела? (иврит) Исполнял все мои просьбы, помнил о моей бугенвилии, которую привязывал и подстригал, быстро чинил все в доме и налаживал. Наслаждением было смотреть, как он работал: тихо и спокойно, обдумав порядок всех своих движений. От него исходила такая духовная сила, что я чувствовала себя рядом с ним маленькой и никчемной.

Дима считал каждую минуту, молчал о чем‑то своем. О будущем после армии говорить не любил. «Что ты будешь делать потом?» — «Еще есть время». То была чисто израильская ментальность: не заглядывать вперед, прислушиваться к каждой минуте и ценить ее. Но мы знали, что Дима мечтает стать архитектором.

26 марта 2014 года я видела его в последний раз. Он был в форме и с автоматом, убедился, что его дерево в порядке, быстро поел и заспешил. «Все, я пошел». — «Чем же ты занят? В чем твоя работа?» — «Ничего особенного. Сижу в палатке на холме, смотрю, как внизу в танках ребята делают упражнения…»

Казалось, Дима пребывал в каком‑то другом, не нашем пространстве. Он был органичным и цельным человеком, «надо» и «хочется» жили в нем вместе. Так любил страну, что готов был идти до конца. Так самоотверженно жил, что готов был погибнуть. «Несокрушимая скала» была его третьей войной в Газе. Мы очень боялись, когда армия вошла в сектор. Но Дима обещал скоро вернуться…

Пуля снайпера настигла его, когда он поднялся над люком танка: сумерки, пыль, как пройдет его рота, а за ней — пехота «Голани»?.. Он мог бы не подниматься из люка, но за ним ведь были его ребята…

Поздно вечером 22 июля 2014 года, в сопровождении похоронной команды, появилась у меня Марина, вся в голубом, со сложенными на груди руками. «Димы нет… совсем», — заявила она странным голосом. Я закричала: «Нет!», упала на пол. Как это Димы нет? Такой умный, сильный, красивый, уверенный в себе — и нет!.. На следующий день — тысячи людей на горе Герцль, лицо дочери, как из античной трагедии… Сознание временами отключалось: я не слышала залпов, не помню, кто ко мне подходил… Традиционный порядок военных похорон доказывал, что это правда: они забирали Диму у нас, теперь он принадлежал всему Израилю. А как же мы?..

29 лет в Израиле я занимаюсь историей русского еврейства. Все халуцим (пионеры), начавшие заселение Эрец‑Исраэль, передо мной: кто в 1880–1890‑х годах приплывал из Одессы в Яффу и работал на полях колонии Ротшильда (билуйцы); кто записывался добровольцем в Еврейский легион британской армии (добровольцы 1918 года); кто приезжал в немолодые уже годы и отправлялся каждое утро в поле с мотыгой на плече (Д. Гордон); кто из больницы ехал на родину, чтобы тайком выступить от имени нового ишува перед одесскими евреями (И. Виткин). Большинство из них умирали рано, но успевали так много. И неужели до сих пор сильному государству нужны халуцим, жертвующие собой? Эта мысль не дает мне покоя.

Одной из сионистских целей, как известно, было воспитание «нового еврея» — сильного, выросшего в Эрец‑Исраэль молодого человека, не похожего на галутного очкарика. Если бы я писала о нашем Диме как историк, а не как бабушка, то смогла бы предъявить своего внука и его друзей таким современным идеологам: как, например, популярный историк и философ Ю. Харари, определяющий Израиль как страну, в которой отсутствует свобода личности, или российский интеллектуал Д. Быков, заявляющий о провале «сионистского проекта». Но такую позицию вряд ли одобрил бы наш скромный Дима.

Диму Левитаса помнят. Легендарный герой Израиля, остановивший сирийские войска в войне Судного дня, Авигдор Кахалани прислал нам письмо. А в кибуце Гшур создана смотровая площадка с видом на Голаны и Кинерет. Посетителей встречает звон колокольчиков на высокой колокольне, тянутся к небу пятилетние платаны… Дима очень любил природу. 

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

«Атиква» на балконах: Израиль вспоминает павших

27 апреля вечером после завершения церемонии, приуроченной ко Дню памяти павших в войнах Израиля и жертв террора, израильтяне вышли на балконы своих домов, чтобы исполнить национальный гимн «Атиква». В этом году из-за карантинных мер, связанных с эпидемией коронавируса, официальная церемония у Стены плача в Иерусалиме проводилась без зрителей. 

Забытые герои: участники Войны за независимость Израиля, погибшие при катастрофе «Дакоты»

«Дакота» налетала 100 часов сверх срока, после которого ей полагалось пройти техобслуживание, ее преступно эксплуатировали, не зная меры. Старший механик эскадрильи умолял заменить двигатели и устранить непрекращавшуюся утечку масла. Нельзя летать без надлежащих огнетушителей на борту, предостерегал он много раз. Но накануне рокового вылета механику дали редкий по тем временам отпуск на 48 часов, и он не осмотрел «Дакоту» перед рейсом.

Associated Press: Стройплощадка на месте музея в Латруне

Музеев, посвященных исключительно тем евреям, которые боролись с нацистами, не существует. В Израиле существуют индивидуальные мемориалы; в День Победы советские ветераны, чья численность неуклонно сокращается, по‑прежнему выходят с медалями, украшающими старую военную форму.