Зрительный зал

На «Оскар» претендует фильм о юном партизане-еврее

Подготовил Семен Чарный 12 января 2023
Поделиться

В июне 1941 года нацисты прибыли в белорусское село Кармановка в поисках двух живших там еврейских семей, пишет журналистка The Times of Israel Рене Герт-Занд. Нацисты арестовали Шляйнов и депортировали их в Аушвиц. А членов семьи Гернштейн они убили на месте.

Единственным выжившим оказался 11-летний Мотеле Шляйн, который спрятался на чердаке. Талантливый юный музыкант, он сбежал со своей скрипкой в лес и встретил там группу  партизан-евреев во главе с Моше Гильденманом из Кореца.

Гильденман, в свою очередь, бежал из гетто Кореца со своим сыном Симхой, который был возраста Шляйна, и несколькими товарищами.

Антон Крымский в роли Митке

История Шляйна послужила источником вдохновения для получасового короткометражного фильма «Накам» недавнего выпускника немецкой киношколы Андреаса Кесслера, ныне претендующего на премию «Оскар». Мировая премьера фильма состоялась на 46-м международном кинофестивале в Кливленде, где он получил награду как лучший короткометражный фильм.

«Накам» на иврите значит «месть». Фильм рассказывает о Шляйне, ищущем мести за убийство родителей и младшей сестры. 

Но эту историю не следует путать с историей группы «Накам» из пятидесяти молодых людей, переживших Холокост. Та группа во главе с поэтом и бойцом Сопротивления Аббой Ковнером стремилась отомстить, планируя отравление шести миллионов немцев, и в итоге потерпела неудачу.

«Накам» — дипломный фильм Кесслера для получения степени магистра киноакадемии Баден-Вюртемберга. 

32-летний Кесслер рассказывает, что идея фильма пришла к нему около восьми лет назад, когда он прочитал в газете статью о реставрации скрипки Шляйна в рамках программы «Скрипки надежды». 

Под руководством израильских скрипичных мастеров Амнона и Авшалома Вайнштейнов программа восстанавливает и демонстрирует скрипки, альты и виолончели, изготовленные до Второй мировой войны, большинство которых принадлежали евреям, погибшим или пережившим Холокост. На этих инструментах играют на международных конкурсах и мероприятиях, посвященных памяти жертв Холокоста.

«Я помню, как прочитал о струнной пьесе под названием «Скрипки надежды» живущего в Берлине израильского композитора и музыканта Охада Бен-Ари. Она была заказана и исполнена Берлинским филармоническим оркестром в 2015 году», — вспоминает Кесслер.

Скрипка Шляйна пережила войну и выставлена в постоянной экспозиции музея Яд ва-Шем в Иерусалиме. К сожалению, Шляйн погиб в возрасте 14 лет, когда его партизанский отряд попал под шквальный огонь немецких войск.

Исследуя короткую, но героическую жизнь Шляйна, Кесслер наткнулся на рассказ о том, как он взорвал ресторан в украинском Овруче, где находились около 200 нацистских офицеров. Шляйн, которого Моше Гильденман послал в разведку, играл на скрипке на площади, а затем был приглашен нацистским офицером поиграть в местном ресторане.

«В ресторане Мотеле предстояло испытание: там уже был музыкант, пожилой пианист. Этот пианист выбрал сложное музыкальное произведение, «Менуэт» популярного польского композитора 1930-х годов Игнаца-Яна Падеревского. Пианист потребовал, чтобы Мотеле сыграл его», — пишет Ивет Альт-Миллер в статье о Шляйне.

«Мотеле прекрасно исполнил произведение, и тут же ему предложили постоянную работу в ресторане. Это была большая удача для партизан, у которых теперь мог быть молодой шпион, способный слушать, как нацисты разговаривают и отдыхают друг с другом. Но это было невероятно опасно для Мотеле. Если его еврейское происхождение было бы раскрыто, ему грозили неминуемые пытки и смерть, а партизанский отряд, скрывающийся в близлежащих лесах, мог быть выслежен и ликвидирован», — продолжает она.

Шляйн постепенно приносил в ресторан взрывчатку и прятал ее в фундаменте здания. Когда пришло время, он зажег фитиль и взорвал здание. Шляйну удалось спастись и вновь присоединиться к партизанскому отряду.

Этот рассказ — основной сюжет 30-минутного многоязычного фильма Кесслера с диалогами на русском, немецком, украинском и идише. «Накам», имея бюджет в 60 тыс. евро, снимался в течение десяти дней в сельской местности под Берлином (первоначальные планы съемок на Украине были сорваны пандемией сovid-19). Среди немецких и украинских актеров — подросток Антон Крымский в роли Митке, прототипом которого является Шляйн. Для этой роли Крымскому пришлось учиться игре на скрипке.

Семья Гильденманов до войны

Кесслер увидел в истории Шляйна возможность добавить в драматических целях моральную дилемму: «Это история о мести. Но когда я начал ее изучать, я понял, что могу сделать и рассказ о том, как Митке пожертвовал жизнью своего невинного друга, пианиста Егора, дабы убить нацистов. В этом больше сложности и здесь может быть несколько точек зрения».

В фильме Митке изо всех сил пытается спасти Егора: создает предлог, чтобы тот покинул ресторан, когда должен был произойти взрыв, убивающий нацистских офицеров, владельца ресторана и его дочь.

«В фильме проговаривается то, во что я верю, а именно: на войне не бывает победителей. Насилие порождает еще больше насилия и жестокости. Это универсальная история конфликта», — замечает Кесслер.

Фильм убедителен, как и история о том, что Шляйн взорвал ресторан, заполненный нацистами. Однако нет никаких свидетельств того, что это действительно случилось.

«Существовал Мотеле Шляйн, он играл на скрипке, служил разведчиком у партизан, его убили. Это все, что мы знаем точно», — заявляет руководитель отдела артефактов музея Яд ва-Шем Михаэль Таль.

По словам Таля, документальных подтверждений этой истории нет. Упоминание о ней есть лишь в воспоминаниях, написанных на идише Моше Гильденманом, которые его внук Сефи Ханегби (сын Симхи Гильденмана) передал в Яд ва-Шем вместе со скрипкой Шляйна.

«Если бы партизаны-евреи взорвали большую группу нацистов, последовало бы суровое возмездие, а документальных подтверждений тому нет. И с советской точки зрения нападение со стороны партизана было бы предметом гордости, а документов на этот счет нет», — замечает Таль.

Но вне зависимости от того, взорвал ли Шляйн заполненный нацистами ресторан, его наследие как ребенка-борца Сопротивления остается невероятно мощным, и оно увековечено через вид и звук его скрипки.

Гильденманы сохранили скрипку Шляйна до самого конца войны, продолжив сражаться в рядах Советской армии. 

Они привезли скрипку с собой в свой новый дом в Израиле в начале 1950-х годов. А десятилетия спустя внук Моше Гильденмана Ханегби показал ее Амнону Вайнштейну из «Скрипок надежды», и тот нашел ее в хорошем состоянии.

Двадцать пять лет назад Ханегби подарил скрипку Яд ва-Шему в память обо всех талантливых детях, погибших во время Холокоста, и при условии, что на ней будут продолжать играть.
По словам Таля, скрипка не реже двух раз в год «уходит» из экспозиции музея, когда на ней публично играют. В ближайшее время на ней сыграют в Словении, в Международный день памяти жертв Холокоста 27 января.



Памятная книга, подаренная Ханегби музею Яд ва-Шем, путешествует вместе со скрипкой, и в нее записаны послания тех, кто играет на этом инструменте, будь то подросток во время израильской церемонии Йом а-Шоа или известные музыканты, такие как Хагай Шахам, Шломо Минц и Дэвид Стронгин.

«История Мотеле Шляйна до сих пор трогает людей. Они просят его скрипку, чтобы сыграть на ней или послушать ее», — говорит Таль.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Пятый пункт: бай-бай, Байден, речь в Конгрессе, AdidasRIP, Рипс, Руби Намдар

Чем отличается позиция Камалы Харрис по Израилю от позиции Байдена? Что заявил Нетаньяху в Конгрессе США? И почему компания Adidas разорвала контракт с пропалестинской моделью?Глава департамента общественных связей ФЕОР и главный редактор журнала «Лехаим» Борух Горин представляет обзор событий недели

Как хасиду добиться успеха в бизнесе? 

В Израиле, где изучение Торы субсидируется правительством и многие мужчины-харедим предпочитают учиться полный рабочий день вместо всякой другой работы, светские евреи жалуются, что такой образ жизни истощает экономику и муниципальные бюджеты. Сатмарские хасиды, напротив, придерживаются трудовой этики, восходящей к началу движения в Вильямсбурге во времена после Холокоста. Духовный лидер сатмарских хасидов того времени, раввин Йоэль Тейтельбаум, призывал своих последователей зарабатывать на жизнь

Почему израильские музеи скрывают происхождение экспонатов, переданных на временные выставки за границу

Музей Израиля «не мог проигнорировать протесты, демонстрации и враждебность в отношении Израиля. Мы колебались, когда получили просьбу одолжить картину Рубенса. Это большая и важная работа. И это было впервые, когда мы колебались по поводу предоставления своей картины. Мы понимаем, что в нынешней ситуации обязаны защищать свои коллекции: это сказано и в Законе о музеях Израиля. Поэтому решили пойти на компромисс, при котором о происхождении картины не будет сказано в этикетке на выставке, но будет указано в каталоге, как это делается обычно»