Мыши и персы

Михаил Эдельштейн 22 сентября 2015
Поделиться

Со 2 по 6 сентября на ВДНХ прошла XXVIII Московская международная книжная выставка‑ярмарка. Особых сенсаций от нее никто не ждал — их и не случилось, если не считать за таковую понизившуюся цену на билеты. В прочем все, как обычно, с поправкой на вполне отчетливый и широко обсуждаемый кризис в книгоиздании и книготорговле. Маленьких издательств стало меньше, пустых пространств — больше.

В полном соответствии с кризисным трендом сработали и писатели, дружно прыгнувшие в этом сезоне ниже не только головы, но и всех прочих частей тела. Кризис как объективная реальность, данная нам в ощущении, — это когда ты бродишь по ярмарке и тебе звонят и спрашивают: «Ну и как там? Что почитать?» — а ты не знаешь, что ответить. Не рекомендовать же человеку совершенно неудобоваримого нового Эко или очередной роман Пелевина (на сей раз двухтомный, о Павле I и Месмере) — после прошлогодних‑то «Цукербринов»!.. Для меня главным событием ММКВЯ стало знакомство с издательством «Дмитрий Сечин», которое выпустило два первых тома из 18‑томника (!) Георгия Адамовича и анонсировало 20‑томного (!!) комментированного (!!!) Мережковского. Но рассказывать про это звонящим было бы, пожалуй, слишком жестоко.

Основная особенность нынешней ярмарки — в том, что ничего особенного в ней, по сути, нет. Несколько лет назад на ММКВЯ отчетливо обозначился уклон в гороскопы, астрологию и прочее в том же роде — нельзя было пройти нескольких шагов, чтобы тебе не вручили анонс очередного семинара по лайтмановской каббале или пригласительный билет в Шамбалу. В прошлом году царил сплошной Изборский клуб и прочие ДНР/ЛНР. В этом — вообще никаких выпуклостей, ровная линия.

lech282_Страница_54_Изображение_0005Три кита, на которых стоит нынешняя ярмарка, — это издательские монстры с огромными стендами («Эксмо», «АСТ», «Азбука», «Рипол», «Молодая гвардия» с нестареющей серией «ЖЗЛ»), продолжающие свое конвейерное производство при любом раскладе, детские издательства и иностранные гости. Главный официальный гость ярмарки — Иран, построивший посреди выставочного павильона целый дворец с несколькими залами, внутренними ходами и орнаментирующими все это великолепие персидскими миниатюрами. Иранцы представляют свое богатство всерьез: в режиме нон‑стоп во дворце идут лекции, презентации, дискуссии о литературе древней и современной, поэзии и прозе, фигуре женщины‑автора в персидской словесности, «тегеранском тексте» и прочем не менее увлекательном. Вполне активны также сербы, кубинцы, представители Объединенных Арабских Эмиратов и Боливарианской Республики Венесуэла…

Бросается в глаза обилие литературы для детей. «Самокат», «Розовый жираф», «Детгиз», лучший из лучших — «Мелик‑Пашаев», другие «лидеры отрасли» — все представлены на ярмарке, у всех на стендах весьма достойные новинки. Тут же большая зона для детских мероприятий и просто игр — Хоббитека. На этом фоне загадочно звучит название одного из ярмарочных круглых столов: «Детская литература умерла?» Может, какая другая литература умерла, а детская, по моим ощущениям, живее всех живых.

За еврейский сегмент отвечают на сей раз одни «Книжники» с традиционной россыпью новинок: среди прочего монография Давида Розенсона о Бабеле, размышления Пинхаса и Нехамы Полонских о женщине и мужчине в Библии и каббале, сборник рассказов Аврома Суцкевера и — впервые по‑русски! — роман Башевиса Зингера «Тени над Гудзоном». «Эксмо» представило новую книгу Евгения Сатановского «Жил‑был народ… Пособие по выживанию в геноциде», где к рассказу о Холокосте, истреблении армян и цыган зачем‑то подверстаны главы о «возрождении нацизма» на Украине и в других странах «новой Европы». В редакции «Времена» издательства «АСТ» вышло замечательное исследование Павла Нерлера «Осип Мандельштам и его солагерники» — хроника последних полутора лет жизни поэта.

lech282_Страница_54_Изображение_0003Еврейская тема, как известно, обнаруживается порой в самых неожиданных местах. В издательстве «Пешком в историю» вышла очень оригинально придуманная и сделанная книжка Карины Схапман «Мышкин дом». Мультикультурные и толерантные голландские грызуны Юлия и Самми на протяжении нескольких десятков страниц дружат без всякого национального подтекста и едят главную голландскую рыбу селедку с лучком и маринованным огурчиком. И вдруг в финале Самми оказывается самым что ни на есть еврейским мышонком и берет с собой подружку к тете на празднование шабата. Там Юлию учат не тянуться раньше времени ручонками к хале и терпеть, пока хозяин прочитает кидуш. Такой вот антитезис к знаменитому лев‑кассилевскому «наша кошка — тоже еврей».

Ну и наконец насчет «что почитать». Как минимум две книжки, которые можно с чистым сердцем рекомендовать всем потерявшимся в книжном море, на ярмарке все же нашлись. Во‑первых, это автобиографический роман шведского прозаика Данни Ваттина «Сокровище господина Исаковица» (издательство «Corpus») — попытка (и удачная) найти новую интонацию для разговора о Холокосте. Я открыл книгу на фразе: «…взрослый мужчина вполне в состоянии выдержать немного антисемитизма» — и после этого, конечно, уже не мог не дочитать роман Ваттина до конца. Во‑вторых, «Автохтоны» Марии Галиной («АСТ»): узнаваемый, но не названный Львов, пограничье культур, Восток‑Запад, фантастика, мистика, нечисть, далее по списку. Евреи, разумеется, тоже в ассортименте.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Пятый пункт: бай-бай, Байден, речь в Конгрессе, AdidasRIP, Рипс, Руби Намдар

Чем отличается позиция Камалы Харрис по Израилю от позиции Байдена? Что заявил Нетаньяху в Конгрессе США? И почему компания Adidas разорвала контракт с пропалестинской моделью?Глава департамента общественных связей ФЕОР и главный редактор журнала «Лехаим» Борух Горин представляет обзор событий недели

Как хасиду добиться успеха в бизнесе? 

В Израиле, где изучение Торы субсидируется правительством и многие мужчины-харедим предпочитают учиться полный рабочий день вместо всякой другой работы, светские евреи жалуются, что такой образ жизни истощает экономику и муниципальные бюджеты. Сатмарские хасиды, напротив, придерживаются трудовой этики, восходящей к началу движения в Вильямсбурге во времена после Холокоста. Духовный лидер сатмарских хасидов того времени, раввин Йоэль Тейтельбаум, призывал своих последователей зарабатывать на жизнь

Почему израильские музеи скрывают происхождение экспонатов, переданных на временные выставки за границу

Музей Израиля «не мог проигнорировать протесты, демонстрации и враждебность в отношении Израиля. Мы колебались, когда получили просьбу одолжить картину Рубенса. Это большая и важная работа. И это было впервые, когда мы колебались по поводу предоставления своей картины. Мы понимаем, что в нынешней ситуации обязаны защищать свои коллекции: это сказано и в Законе о музеях Израиля. Поэтому решили пойти на компромисс, при котором о происхождении картины не будет сказано в этикетке на выставке, но будет указано в каталоге, как это делается обычно»