Мы ехали домой

Ирина Мак 6 ноября 2015
Поделиться

31 августа 1941 года в местечке Красностав были уничтожены все местные евреи, 785 человек. Сегодня потомки одного из них пытаются понять, как это случилось.

Это документальный фильм. В прокат он пока не вышел — недавно закончен монтаж, да и съемки завершились только в мае 2015 года. Когда смотришь, полное ощущение, что происходит все в прямом эфире и сам ты где‑то рядом, подглядываешь из‑за угла.

Шесть человек едут поклониться могиле предков. Общей могиле. Все шестеро — потомки Цала Каплуна из местечка Красностав. Это на Волыни, от Киева часов семь езды. Сегодня — тихая деревня, почти забытая: лошади, коровки, главная площадь заросла травой. Евреи здесь жили с 1700 года. Кладбище тоже заросло.

lech283_Страница_58_Изображение_0001Если местные захотят, они кладбище восстановят. Надо оплатить, конечно.

Думаете, не украдут?

Я верю, что украдут. Но я верю, что сделают.

Это была большая семья, представители нынешнего поколения друг друга не знают — при нас они выясняют, кто кому какая вода на киселе. Часть давно уехала в Штаты, кто‑то живет в Киеве. Точнее, жил: за несколько месяцев, прошедших после окончания съемок, киевляне успели перебраться в Израиль. Они нашли друг друга, собрали деньги на картину и пригласили режиссера Юлию Меламед, которую, возможно, знали по ее прежним работам — хотя бы по фильму «Деген», об Ионе Дегене (см.: Камила Мамадназарбекова. Размахивая палочкой). Юля захотела это снять. И 21 мая 2015 года герои и съемочная группа встретились в аэропорту Борисполь. «Большинство из них увидели друг друга впервые» — с этой фразы начинается фильм.

Он медленный, тихий, смонтирован почти без отступлений от хронологии — настоящий документ. Без казенных бумаг, штампов и справок — какой есть. Информации мало, источник один — письмо соседки, полученное в 1944 году. «Здравствуйте, уважаемый Яша!..» По‑украински, и сегодня в Красноставе украинский — основной язык.

А уже на месте, в Красноставе, 90‑летняя баба Маня вспоминает по‑украински, какие здесь жили замечательные евреи, как в 1930‑х, в Голодомор, мама отправляла ее к евреям — они кормили, а не будь евреев, не выжила бы. Потом война, немцы пришли. Больше двух‑трех немцев, правда, никто и не видел. И еще был Денис, полицай. На памятнике, который поставили в деревне погибшим в годы войны, фамилия Дениса повторяется многократно. Большая семья.

Сколько было полицаев, никто не помнит — называют одного. Но кто‑то же гнал людей к лесу, стрелял в них и забрасывал, иногда живых еще, землей. Кидал младенцев в колодец. Выковыривал из погребов тех, кто успел спрятаться, и тоже стрелял. За день 785 человек сгубить — это сколько рук надо! А немецкой части там не стояло — где‑то рядом, может быть, но не там.

Ближайшая аналогия — польское местечко Едвабне, о котором написана книга и снят фильм. Но поляки писали и снимали про себя. Здесь же другой ракурс. И ответ ищут на другой вопрос. Это не фильм‑приговор: автор и герои отлично представляют себе, насколько любой сюжет об Украине выглядит сегодня пристрастным. Они ведь и сами отсюда, это их земля, украинские песни вместе с еврейскими — постоянный музыкальный фон. Никто здесь не проецирует давнюю историю на то, что происходит сегодня. Но они знают, что «Освенцим расширяет вселенную сознания не меньше, чем полет на [footnote text=’Цитата из книги Зигмунта Баумана «Актуальность Холокоста» (М.: Изд‑во «Европа», 2010) звучит в фильме «Дорога на Красностав».’]Луну[/footnote]».

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Пятый пункт: бай-бай, Байден, речь в Конгрессе, AdidasRIP, Рипс, Руби Намдар

Чем отличается позиция Камалы Харрис по Израилю от позиции Байдена? Что заявил Нетаньяху в Конгрессе США? И почему компания Adidas разорвала контракт с пропалестинской моделью?Глава департамента общественных связей ФЕОР и главный редактор журнала «Лехаим» Борух Горин представляет обзор событий недели

Как хасиду добиться успеха в бизнесе? 

В Израиле, где изучение Торы субсидируется правительством и многие мужчины-харедим предпочитают учиться полный рабочий день вместо всякой другой работы, светские евреи жалуются, что такой образ жизни истощает экономику и муниципальные бюджеты. Сатмарские хасиды, напротив, придерживаются трудовой этики, восходящей к началу движения в Вильямсбурге во времена после Холокоста. Духовный лидер сатмарских хасидов того времени, раввин Йоэль Тейтельбаум, призывал своих последователей зарабатывать на жизнь

Почему израильские музеи скрывают происхождение экспонатов, переданных на временные выставки за границу

Музей Израиля «не мог проигнорировать протесты, демонстрации и враждебность в отношении Израиля. Мы колебались, когда получили просьбу одолжить картину Рубенса. Это большая и важная работа. И это было впервые, когда мы колебались по поводу предоставления своей картины. Мы понимаем, что в нынешней ситуации обязаны защищать свои коллекции: это сказано и в Законе о музеях Израиля. Поэтому решили пойти на компромисс, при котором о происхождении картины не будет сказано в этикетке на выставке, но будет указано в каталоге, как это делается обычно»